Научная статья на тему 'Повышение эффективности подготовки и использования управленческой отчетности как фактор эффективности деятельности вуза'

Повышение эффективности подготовки и использования управленческой отчетности как фактор эффективности деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ ВУЗА / ВНЕШНЯЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ / MANAGEMENT ACCOUNTING / UNIVERSITY MANAGEMENT / EXTERNAL REPORTING / TYPES OF MANAGEMENT REPORTING / USERS OF MANAGEMENT DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Анна Вадимовна, Гущина Юлия Игоревна, Старовойтов Михаил Карпович

В настоящей статье рассматривается содержательная сторона процесса управления, выраженная в управленческой документации вуза, что особенно актуально в условиях разноплановости и многочисленности отчетной документации. Подчеркивается актуальность повышения эффективности подготовки и использования управленческой отчетности, учитывая, что она, с одной стороны, позволяет проводить эффективный контроль и надзор за деятельностью вуза, с другой обеспечить информационную открытость и доступность получаемых сведений. В работе дается авторское определение управленческой отчетности. Авторами сделана попытка сформулировать цель, задачи, и требования, предъявляемые к управленческой отчетности, предложено дополнить ее классификацию, выделены категории пользователей управленческой документации вуза, а также даны практические рекомендации по формированию эффективной системы управленческой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Анна Вадимовна, Гущина Юлия Игоревна, Старовойтов Михаил Карпович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of management accounting and its use as a performance factor of the university

The article considers the core of management process, expressed in management documents of the University. It is especially relevant because of diversity and multiplicity of reporting documentation. We stress the urgency of improving the efficiency of management accounting and its use considering the fact that, on the one hand, it allows effective control and supervision over the activities of the university, and on the other, it ensures the information openness and availability of received information. We give the author's definition of management reporting. The authors make an attempt to define the purpose, objectives, and requirements for management accounting. We suggest supplementing its classification. We identify the types of users of management documentation of the University and give practical recommendations on the creation of an effective system of management reporting.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности подготовки и использования управленческой отчетности как фактор эффективности деятельности вуза»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^ издательство

Креативная экономика

повышение эффективности подготовки и использования управленческой отчетности как фактор эффективности деятельности вуза

Степанова А.В.1, Гущина Ю.И.1, Старовойтов М.К. 1

1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Волжский, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В настоящей статье рассматривается содержательная сторона процесса управления, выраженная в управленческой документации вуза, что особенно актуально в условиях разноплановости и многочисленности отчетной документации. Подчеркивается актуальность повышения эффективности подготовки и использования управленческой отчетности, учитывая, что она, с одной стороны, позволяет проводить эффективный контроль и надзор за деятельностью вуза, с другой - обеспечить информационную открытость и доступность получаемых сведений. В работе дается авторское определение управленческой отчетности. Авторами сделана попытка сформулировать цель, задачи, и требования, предъявляемые к управленческой отчетности, предложено дополнить ее классификацию, выделены категории пользователей управленческой документации вуза, а также даны практические рекомендации по формированию эффективной системы управленческой отчетности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управленческая отчетность, менеджмент вуза, внешняя отчетность, виды управленческой отчетности, пользователи управленческой документации.

Improving the efficiency of management accounting and its use as a performance factor of the university

StepanovaA.V1, Guschina Yu.1.1, StarovoitovM.K. 1

1 Volzhsky Polytechnic Institute (branch) of Volgagrad State Technical University, Russia

введение

Основной задачей процесса управления вузом является достижение поставленных перед организацией целей путем принятия управленческих решений [1] (Egorova, 2012). Управленческая отчетность при этом, как отмечают некоторые авторы, представляет собой содержательную сторону процесса управления, используя методы исследования деятельности вуза как управляемой системы и объекта анализа путем рассмотрения ее отдельных сторон, свойств, составных частей», делающего ее понимание более ясным [2] (ашокгпко, Egorova, 2015).

На сегодня можно констатировать, что необходимость представления вузами многочисленных отчетов в различные ведомства, информация в которых подчас дублируется, не всегда согласована, порой не несет практической пользы и только отвлекает человеческие ресурсы от основной деятельности.

В этой связи особо актуальным является вопрос повышения эффективности подготовки и использования управленческой отчетности вуза, от чего напрямую будут зависеть управленческие решения руководителей органов управления образованием в отношении образовательных организаций [3] (Stepanova, Guschina, 2016).

Результаты исследования

Для понимания содержательной стороны процесса управления, выраженной в управленческой документации вуза, необходимо четкое понимания понятия управленческой отчетности.

Ученые не выработали единого мнения в отношении этой категории. Каждый рассматривает ее с разных точек зрения. Некоторые авторы называют ее сегментарной [4] (Vakhrushina, 2010), другие - внутренней [5] Paliy, 2003), третьи - частной [6] (Popova, Maslova, Alimov, Korostelkin, 2006), четвертые - управленческой [7] (Rybakova, 2005).

Определение данного понятия тоже не однозначно. Например, В. Б. Ивашкевич [8] (Ivashkevich, 2008) определяет управленческую отчетность как взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы.

ABSTRACT:_

The article considers the core of management process, expressed in management documents of the University. It is especially relevant because of diversity and multiplicity of reporting documentation. We stress the urgency of improving the efficiency of management accounting and its use considering the fact that, on the one hand, it allows effective control and supervision over the activities of the university and on the other, it ensures the information openness and availability of received information. We give the author's definition of management reporting. The authors make an attempt to define the purpose, objectives, and requirements for management accounting. We suggest supplementing its classification. We identify the types of users of management documentation of the University and give practical recommendations on the creation of an effective system of management reporting.

KEYWORDS: management accounting, university management, external reporting, types of management reporting, users of management documentation

JEL Classification: 123, i29, M10, M40 Received: 19.11.2017 / Published: 28.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Stepanova A.V. (stepanovaa-v0ya.ru)

CITATION:_

Stepanova A.V., Guschina Yu.I., Starovoitov M.K. (2017) Povyshenie effektivnosti podgotovki i ispolzovaniya upravlencheskoy otchetnosti kak faktor effektivnosti deyatelnosti vuza [Improving the efficiency of management accounting and its use as a performance factor of the university]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4317-4328. doi: 10.18334/rp.18.24.38605

Т. П. Карпова рассматривает ее [9] (Karpova, 2000) как «систему взаимосвязанных экономических показателей, характеризующую результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени (час, сутки, декаду, месяц, квартал, год)».

Авторы настоящей статьи под понятием управленческой отчетности предлагают понимать совокупность формально определенных, закрепленных нормативными, в том числе локальными актами, видов отчетов и информаций, содержащих совокупность данных, предназначенных, с одной стороны, для принятия управленческих решений, с другой - для внешней и внутренней оценки всей деятельности вуза.

Целями создания управленческой отчетности вуза является обеспечение пользователей необходимой, достоверной и достаточной информацией [10].

Управленческий анализ, основанный на показателях отчетности, как отмечалось не раз [11] (Boronenkova, 2003), позволяет решать основные задачи, стоящие перед вузом, а именно:

• оценить место вуза на рынке образовательных услуг, выявить его конкурентоспособность, емкость рынка;

• добиться управляемости системой бизнес-процессов;

• проанализировать ресурсные возможности расширения производства образовательных и научных продуктов за счет лучшего использования интеллектуальных, трудовых и материально-технических ресурсов;

• принять решения по внедрению и обеспечению высокого качества новых образовательных и научных продуктов;

• выработать стратегию управления затратами на обеспечение образовательного и научно-исследовательского процессов по этапам цепочки потребительской ценности, по отклонениям, по центрам затрат и в целом по центрам ответственности;

• оценить возможные финансовые и нефинансовые результаты от изменения цепочки потребительской ценности, внедрения новых образовательных и научных продуктов;

• определить политику ценообразования на образовательные услуги;

ОБ АВТОРАХ:_

Степанова Анна Вадимовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента (stepanovaa-v0ya.ru)

Гущина Юлия Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, доцент (Ju1ia25.3O0mai1.ru)

Старовойтов Михаил Карпович, профессор кафедры экономики и менеджмента, доктор экономических наук, профессор (ortech0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Степанова А.В., Гущина Ю.И., Старовойтов М.К. Повышение эффективности подготовки и использования управленческой отчетности как фактор эффективности деятельности вуза // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4317-4328. Сог 10.18334/ф.18.24.38605

• проанализировать взаимосвязь объема реализации образовательных услуг, затрат и прибыли с целью управления финансовой стабильностью вуза.

По мнению авторов, кроме выполнения задач анализа финансово-хозяйственной деятельности вуза, перечисленных выше, анализ управленческой отчетности позволяет еще и, с одной стороны, выявить соответствие показателей вуза установленным критериям, с другой - сформировать его рейтинг.

Таким образом, необходимо отметить, что в информации, содержащейся в управленческой отчетности, нуждается как общественность, так и контрольно-надзорные органы, а также руководство вуза.

Однако чтобы выполнять свои задачи сведения, содержащиеся в управленческой отчетности, должны отвечать строгим требованиям. И эти требования должны быть четкими и формально определенными. Важно, так их сформулировать, чтобы не допускать двойных формулировок.

Рассмотрим содержание требований к управленческой отчетности.

Основным из них, по нашему мнению, является достоверность предоставляемой информации. Это означает, что информация должна позволять проводить однозначную оценку, ее трактовка не должна допускать двойных формулировок.

Рисунок 1. Виды управленческой отчетности вуза Источник: составлено авторами.

Рисунок 2. Виды управленческой отчетности Источник: составлено авторами.

Второе важное требование - это сопоставимость отчетности. Т.е. должен быть доступен сравнительный анализ полученных данных.

Все виды многочисленной управленческой отчетности вуза можно, опираясь на классификационные признаки, выделяемые авторами в специальной литературе [4, 5, 11, 12] (Suyts, 2007), классифицировать на следующие виды (рис. 1).

Считаем необходимым дополнить предложенную классификацию управленческой отчетности вуза критерием по категориям пользователей таким образом (рис. 2).

Основными пользователями управленческой отчетности, как известно, являются внешние: общественные, государственные и иные органы и внутренние, т.е. внутренние структуры вуза. Таким образом, предлагается разделить первичную классификацию управленческой! отчетности на внешнюю и внутреннюю.

В структуре внешней отчетности автор предлагает выделить публичную и иную отчетность.

Публичная отчетность, в свою очередь делится на обязательную и дополнительную. Обязательная публичная отчетность предоставляется в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативно-правовых актах к составу и форме содержащейся информации, и размещается на официальном сайте вуза [13, 14].

Публичная отчетность размещается в форме информации о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года (отчет о результатах самообследования и др.),

Дополнительная публичная отчетность не содержит обязательных формально определенных требований к составу и форме содержащейся информации и размещается в различных источниках на усмотрение вуза.

Иную отчетность автор также предлагает разделить на обязательную и дополнительную.

Обязательная отчетность предоставляется в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативно-правовых актах. К ней относится хозяйственная, финансовая, кадровая и др.

Иная дополнительная отчетность не содержит обязательных формально определенных требований к составу и форме содержащейся информации и размещается в различных источниках на усмотрение вуза.

Структура, состав предоставляемых данных, форма предоставления, периодичность должны быть определены нормативным актом вуза.

Что касается внутренней отчетности, то необходимо отметить, что она предназначена для сотрудников и студентов вуза. И можно с уверенностью утверждать, что на настоящий момент не сформирована единая система внутренней управленческой отчетности вуза.

На наш взгляд, содержание форм внутренней управленческой отчетности индивидуально для каждой образовательной организации. В связи с этим каждому вузу необходимо сформировать их по собственным представлениям.

Для характеристики многочисленной внешней и внутренней отчетности, предоставляемой вузами, автором проанализирован состав управленческой отчетности [15] вузов Волгоградской области, с учетом филиалов [16], в разрезе видов деятельности вуза (рис. 3).

В целях проведения анализа в настоящем исследовании под совокупностью внешней и внутренней отчетности понимается совокупность отчетов, предоставляемых на регулярной основе на основании федеральных, региональных нормативных актов (для внешних отчетов) и локальных нормативных актов (для внутренних отчетов).

При этом за абсолютную единицу отчетности взят единый реестр информаций, отчетов по учебной, административной, научной, финансовой, правовой, кадровой, информационной, хозяйственной деятельности. В состав внешней отчетности включено 104 позиции, в состав внутренней отчетности 22 позиции.

При этом, выделена структура внешней и внутренней отчетности (рис. 4 и рис. 5).

■ административная работа

■ хозяйственная деятельность

■ информационное обслуживание

учебная деятельность финансовая деятельность

научная деятельность | кадрововая работа

Рисунок 3. Управленческая отчетность вуза в разрезе видов деятельности, в 1 Источник: составлено авторами.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I всего

I в т ч публичная втч иная

75

внешняя отчетность 75 49 26

■ всего !в т ч публичная !в т ч иная

Рисунок 4. Структура внешней отчетности вуза, в 1 Источник: составлено авторами.

Анализ представленных данных позволяет утверждать, что большую часть управленческой отчетности составляет внешняя. При этом обязательная отчетность как в структуре внешней, так и в структуре внутренней управленческой отчетности составляет чуть больше половины, ее состав и структура формально определены и закреплены локальным нормативным актом. Что касается дополнительной отчетности, то она носит непостоянн ый характер, структура и состав четко не определены.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

■ всего

■ обязательная

■ дополнительная

Рисунок 5. Структ^>авнутренней о тчетности вуза, в % Источник: составлено авторами.

Проведя более детальный анализ анализируемой управленческой отчетности, авторы приходят к выводу, что во всех образовательных организациях имеют место дублирование информации, неоднозначность квитериев оценки и отсутствие системности и унификации подготовки информации.

Особенно важна работа над повышением эффективности подготовки и использования уп.нвленческо й отчетности.

В рамках этого авторами предлагается:

1. Провести систематизацию и унификацию предоставляемой вузами отчетности, разработать на федеральном (региональном) и локальном уровне типовые формы и методики отчетности вузов.

2. На основании типовых форм, методик закрепить локальными нормативными актами вузов реестр отчетов и информаций, содержащий наименование отчета, сроки и периодичность представления, нормативный акт, регламентирующий порядок работы с отчетом, вид отчета, подразделение, а также ответственное лицо, готовящее и хранящее отчеты, форму представления и хранения отчета, лицо, предоставляющее/ согласующее информацию, входящую в состав отчета.

3. В вузах создать центр ответственности, а именно комиссию, в которую будут входить все руководители подразделений, ответственные за предоставление отчетности и аналитику.

4. Поставить перед комиссией задачи:

• создать алгоритм формирования внешней и внутренней управленческой отчетности;

15

внутренняя ответность 15 8 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

• подготовить систему сбалансированных показателей в управленческой отчетности;

• формализовать состав и разработать формы внутренней управленческой отчетности;

• сформировать концепцию системы анализа собранной информации;

• подготовить локальные методические и нормативные документы, регламентирующие подготовку, согласование, передачу документов управленческой отчетности;

• обучить персонал вуза технологии управленческого учета и отчетности;

• автоматизировать управленческую отчетность.

Заключение

Таким образом, представленное авторами видение управленческой отчетности современного вуза может выступать основой всестороннего управленческого анализа и принятия решений, что позволит ему создавать качественные образовательные и научно-исследовательские продукты и повышать свою конкурентоспособность на образовательном рынке.

ИСТОЧНИКИ:

1. Егорова Е.М. Концепция управленческого учета в вузах. - Волгоград: Нива, 2012. -

379 с.

2. Глущенко А.В, Егорова Е.М. Интегрированная система управленческой отчетности

как основа управленческого анализа в вузе // Учет. анализ. аудит. - 2015. - № 4. - с. 65-74.

3. Степанова А.В., Гущина Ю.И. Реорганизация как основная форма оптимизации сети

образовательных учреждений // Российское предпринимательство. - 2016. - № 24.

- с. 3621-3632. - ао1: 10.18334/гр.17.24.37178.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для студентов ву-

зов, обучающихся по экономическим специальностям. 7-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. - 570 с.

5. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 312 с.

6. Попова Л.В., Маслова И.А., Алимов С.А., Коростелкин М.М. Учет затрат, калькули-

рование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учеб.-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2006. - 448 с.

7. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование.

- М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.

8. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. 2-е изд., перераб. и

доп. - М.: Магистр, 2008. - 574 с.

9. Карпова Т.П. Управленческий учет. Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2000. - 350 с.

10. Управленческая отчетность: виды отчетов и порядок их составления.

Коммерческий директор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kom-dir.ru/ article/1974-upravlencheskaya-otchetnost.

11. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 411 с.

12. Суйц В.П. Управленческий учет: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 371 с.

13. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

14. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»

15. Степанова А.В. Правовые аспекты использования открытого электронного контента в вузе // Право интеллектуальной собственности. - 2016. - № 2. - с. 22-25.

16. Рассматривались открытые источники управленческой отчетности вузов -Волгоградская академия Министерства внутренних дел, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский государственный университет

REFERENCES:

Boronenkova S.A. (2003). Upravlencheskiy analiz [Managerial analysis] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

Egorova E. M. (2012). Kontseptsiya upravlencheskogo ucheta v vuzakh [The concept of management accounting at universities] Volgograd: Niva. (in Russian).

Gluschenko A.V, Egorova E.M. (2015). Integrirovannaya sistema upravlencheskoy otchetnosti kak osnova upravlencheskogo analiza v vuze [Integrated management reporting as the basis for management analysis in high schools]. Uchet. analiz. audit. (4). 65-74. (in Russian).

Ivashkevich V.B. (2008). Bukhgalterskiy upravlencheskiy uchet [Management accounting] M.: Magistr. (in Russian).

Karpova T.P. (2000). Upravlencheskiy uchet [Management accounting] M.: Yuniti. (in Russian).

Paliy V.F. (2003). Organizatsiya upravlencheskogo ucheta [Organizing management accounting] M.: Berator-Press. (in Russian).

Popova L.V., Maslova I.A., Alimov S.A., Korostelkin M.M. (2006). Uchet zatrat, kalkulirovanie i byudzhetirovanie v otdelnyh otraslyakh proizvodstvennoy sfery [Cost accounting, calculation and budgeting in selected productive sectors] M.: Delo i servis. (in Russian).

Rybakova O.V. (2005). Bukhgalterskiy upravlencheskiy uchet i upravlencheskoe planirovanie [Management accounting and management planning] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

Stepanova A.V. (2016). Pravovye aspekty ispolzovaniya otkrytogo elektronnogo kontenta v vuze [Legal aspects of the use of open digital content in higher education]. Pravo intellektualnoy sobstvennosti. (2). 22-25. (in Russian).

Stepanova A.V., Guschina Yu.I. (2016). Reorganizatsiya kak osnovnaya forma optimizatsii seti obrazovatelnyh uchrezhdeniy [Reorganization as the main form of optimization of a network of educational institutions]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (24). 3621-3632. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37178.

Suyts V.P. (2007). Upravlencheskiy uchet [Management Accounting] M.: Vysshee obrazovanie. (in Russian).

Vakhrushina M.A. (2010). Bukhgalterskiy upravlencheskiy uchet [Management accounting] M.: Omega-L. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.