Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 100-104.
УдК 612.1:796.035 ББК 75.5
повышение эффективности подготовки ГАНДБОЛИСТОВ 10-12 лет СРЕДСТВАМИ аэробики на этапе начальной специализации
Н. Е. Слинкина, А. В. Евсеев
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия
В ходе педагогического эксперимента установлено, что гандболисты 10-12 лет экспериментальной группы, у которых на фоне базовых средств тренировки применялись упражнения из аэробики, показали более высокий уровень развития технической подготовленности, чем их сверстники из контрольной группы. В контрольной группе также произошли положительные изменения в показателях технической подготовленности, однако они не были статистически значимыми.
Ключевые слова: гандболисты 10-12 лет, базовые средства тренировки, упражнения аэробики, начальный этап спортивной специализации.
Рядом исследователей отмечается, что физическая работоспособность и функциональные возможности гандболистов различной квалификации пока не отвечают уровню требований современного гандбола [2; 6]. При этом в изученной литературе мы не нашли рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки игроков с учётом современного состояния гандбола, сделавшего за последние годы значительный скачок в своём развитии [1; 3-5]. Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню физической подготовленности гандболистов в современных условиях, с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития физических качеств игроков — с другой. Данное противоречие актуализирует проблему повышения эффективности подготовленности гандболистов с использованием нетрадиционных средств, в нашем случае дифференцированных комплексов аэробики.
Цель исследования — повышение эффективности методики физической и технической подготовки гандболистов 10-12 лет средствами прикладной аэробики на этапе начальной специализации.
Материалы и методы работы. В рамках учебно-тренировочного занятий гандболистов средства прикладной аэробики нами использовались 2 раза в неделю, продолжительностью 60 мин. Программа прикладной аэробики на этапе начальной подготовки гандболистов рассчитана на 9 месяцев (74 занятия).
На протяжении всех тренировочных занятий происходила смена комбинации элементов аэ-
робики. Неизменным оставался лишь выбранный элемент техники гандбола, соответствующий данному этапу тренировочного процесса. По мере освоения элементов техники, их количество в комбинации увеличивался. Соотношение содержательных элементов различных направлений аэробики в экспериментальной методике составило: степ-аэробика — 25 %, базовая аэробика — 25 %, силовая аэробика — 20 %, упражнения на гибкость и стретчинг — 30 %.
В начале эксперимента по стандартным методикам было проведено тестирование показателей физического развития и уровня общей физической и технической подготовленности испытуемых. Также применялись: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, контрольно-педагогические испытания (тесты), педагогические наблюдения, антропометрия. Полученные в результате исследования данные обрабатывались с помощью методов математической статистики. Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием пакета статистической обработки STATGRAPHICS Plus for Windows (согласно стандартным методикам). Статистически достоверными считались результаты прир < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Физическая подготовка гандболиста тесно связана с разными сторонами подготовки. Выбранные тесты достаточно полно характеризуют физическое развитие и функциональное состояние основных жизнеобеспечивающих систем организма и позволяют определить эффективность предлагаемой методики (табл. 1, 2). В ходе нашего ис-
следования достоверных различий по всему комплексу морфологических показателей, используемых в эксперименте, обнаружено не было.
Однако сравнительный анализ прироста результатов за период эксперимента показал, что более значительным был сдвиг у детей экспериментальной группы.
Результаты, полученные по итогам исследования показателей физической подготовленности, представлены в табл. 3. Анализ значений показал, что современная спортивная подготовка гандболистов представляет собой многокомпонентную систему. По преимущественной направленности выделяют две группы видов подготовки: аналитическую и интегральную. К аналитической подготовке относят физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую подготовку, а ко второй — игровую, проблемно-ситуационную и соревновательную. Выявлено, что игроки на этапе начальной подготовки должны обладать специфическим для гандбола должным, а не абсолютным уровнем развития физических способностей. Приоритетное значение на этапе начальной специализации необходимо отводить развитию общей выносливости, скоростно-силовых способностей, координации и гибкости игроков.
Статистически значимый прирост показателей уровня физической подготовленности по итогам эксперимента зафиксирован только у испытуемых, занимающихся по авторской методике. Показатели прыжка в длину по окончании эксперимента возросли на 4,5 %, прыжка вверх — на 19 %. Показатели координационных способностей, проявляемых в результатах челночного бега и теста «линейка» достоверно возросли только в экспериментальной группе, прирост составил
6,3 и 45,3 % соответственно. Значительный прирост показателей физической подготовленности произошёл в экспериментальной группе в тестовом задании шестиминутного бега — более 31 %.
В нашем эксперименте помимо определения показателей физической подготовленности гандболистов проходил анализ технической подготовленности обследуемых. Результаты данного исследования представлены в табл. 4, где итоговые показатели технической подготовленности экспериментальной группы выявили достоверный прирост, соответствующий 5 %-му уровню значимости по показателям штрафных бросков и передвижения в защитной стойке гандболиста.
Специальные комплексы прикладной аэробики способствуют повышению уровня технической
Таблица 1
Морфологические показатели гандболистов контрольной и экспериментальной групп до начала проведения педагогического эксперимента (Х±т)
№ Параметр Контрольная группа (п = 11) Экспериментальная группа (п = 11) t Р
1 Длина тела, см 155,71±1,86 157,14±2,07 0,51 >0,05
2 Масса тела, кг 42,21±1,53 40,87±1,22 0,69 >0,05
3 ОГК, см 68,86±1,48 69,14±1,71 0,13 >0,05
Таблица 2
Прирост морфологических показателей гандболистов после педагогического эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная группа
№ Параметр До эксперимента После экспери- мента t Р До эксперимента После экспери- мента t Р
1 Длина тела, кг 155,71 ±1,86 158,71 ±1,78 1,17 >0,05 157,14 ±2,07 162,14 ±2,07 1,71 >0,05
2 Масса тела, кг 42,21 ±1,53 44,29 ±1,05 1,12 >0,05 40,87 ±1,22 43,21 ±0,85 1,57 >0,05
3 ОКГ, см 68,86 ±1,48 70,0 ± 1,41 0,60 >0,05 69,14 ±1,71 74,54 ±1,50 2,36 <0,05
Таблица 3
Прирост показателей физической подготовленности гандболистов после второго этапа педагогического эксперимента (Х±т)
Контрольная группа Экспериментальная группа
№ Тест До эксперимента После экспери- мента t Р До эксперимента После эксперимента t Р
1 Прыжок в длину с места, см 164,17 ±3,52 171,51 ±4,40 1,30 >0,05 163,04 ±3,74 177,71 ±4,07 2,65 <0,05
2 Прыжок вверх, см 35,51 ±1,92 39,07 ±2,11 1,25 >0,05 35,11 ±1,71 35,11 ±1,71 2,63 <0,05
3 Челночный бег 3х10, с 9,08 ±0,14 8,84 ±0,17 1,09 >0,05 8,88 ±0,22 8,32 ±0,09 2,31 <0,05
4 6-минутный бег, м 1 006 ±62,17 1 120 ±109,54 0,91 >0,05 1 000 ±26,53 1 310,93 ±64,39 4,46 <0,01
5 Наклон вперед, см 2,31 ±1,16 3,24 ±1,21 0,55 >0,05 2,71 ±1,19 2,71 ±1,19 3,37 <0,01
6 «Линейка» 19,95 ± 2,25 16,92 ± 4,28 0,63 >0,05 20,79 ± 2,37 11,36 ± 2,79 2,58 <0,05
Таблица 4
Показатели технической подготовленности гандболистов после завершения педагогического эксперимента (Х±т)
Контрольная группа Экспериментальная группа
№ Тест До эксперимента После 2-го экс-перимен-та t Р До эксперимента После 2-го экс-перимен-та t Р
1 Ведение мяча, с 11,62 ± 0,22 11,34 ± 0,35 0,67 >0,05 11,65 ± 0,24 10,38 ± 0,18 4,23 <0,001
2 Передача мяча в стену за 30 с, кол-во раз 27,04 ± 2,48 30,40 ± 2,27 0,10 >0,05 27,33 ± 1,76 34,19 ± 1,35 3,09 <0,01
3 Штрафные броски, кол-во раз 4,20 ± 0,70 5,30 ± 0,56 1,22 >0,05 4,29 ± 0,74 6,41 ± 0,59 2,23 <0,05
4 Передвижение в защитной стойке, с 24,80 ± 0,23 23,91 ± 0,73 1,15 >0,05 24,78 ± 0,76 22,72 ± 0,60 2,12 <0,05
подготовленности юных гандболистов. Анализ итоговых показателей у экспериментальной группы выявил достоверный прирост, соответствующий 5 %-му уровню значимости по показателям штрафных бросков и передвижения в защитной
стойке гандболиста. Среднегрупповые значение штрафных бросков возросли на 49,5 %, а средняя скорость перемещения в защитной стойке гандболиста по окончании эксперимента возросла на
8,3 %. Показатель передачи мяча в стенку в экс-
периментальной группе увеличился на 25 %, что свидетельствует о достоверном приросте результата при Р < 0,01.
Выводы. Таким образом, в результате сравнительного анализа установлено, что:
1. Гандболисты экспериментальной группы имели более высокий уровень развития технической подготовленности, чем их сверстники из контрольной группы.
2. В контрольной группе также произошли положительные изменения в показателях технической подготовленности, однако они не были статистически значимыми.
3. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты подтвердили эффективность разработанной нами методики занятий прикладной аэробикой на начальном этапе обучения гандболистов.
Список литературы
1. Алешин, И. Н. Моделирование годичной подготовки в командных игровых видах спорта / И. Н. Алешин, В. В. Рыбаков // Теория и практика физ. культуры: Тренер : журн. в журн. 2007. № 10. С. 43-45.
2. Игнатьева, В. Я. Подготовка игроков в спортивных школах / В. Я. Игнатьева. М. : Советский спорт, 2013. 288 с.
3. Проломова, М. В. Повышение качества игровых действий гандболисток 11-13 лет путём тренировки сенсорных систем : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Проломова. Челябинск, 1999. 20 с.
4. Фоменко, В. Д. Упражнения с соревновательным элементом в тренировке гандболистов / В. Д. Фоменко // Теория и практика физ. культуры. 2004. № 6. С. 17-19.
5. Шестаков, И. Г. Техническая подготовка гандболиста / И. Г. Шестаков. М. : ФОН, 1999. 210 с.
6. Шестаков, М. П. Тактическая подготовка гандболистов : учеб. пособие / М. П. Шестаков, И. Г. Шестков. М. : ФОН, 2001. 138 с.
Сведения об авторах
Слинкина Надежда Евгеньевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск, Россия. uralgufk@mail. ги
Евсеев Алексей Викторович — студент 4-го курса Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск, Россия. uralgufk@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333). Education and Healthcare. Issue 3. P. 100-104.
INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION HANDBALLERS OF 10-12 YEARS MEANS OF AEROBICS AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION
N. E. Slinkina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Theory and Technique of Sports of Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. uralgufk@mail.ru
A. V. Evseev
Student 4 Courses of Ural state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia. uralgufk@mail.ru
During pedagogical experiment it was established that handballers of 10-12 years of experimental group at whom against basic means of training exercises from aerobics were applied, showed higher level of development of technical readiness, than their contemporaries from control group. In control group also occurred positive changes in indicators of technical readiness, however they weren’t statistically significant.
Keywords: handballers of 10-12 years, basic means of training, aerobics exercise, initial stage of sports specialization.
References
1. Aleshin, I. N. Modeling of annual training in team sports game / I. N. Aleshin, V. V. Rybakov // Theory and Practice nat. Culture : Coach: journal in journal. 2007. № 10. P. 43-45.
2. Ignatieff, V. Y. Preparing players in sports schools / V. Y. Ignatieff. M. : Soviet Sport, 2013. 288 p.
3. Prolomova, M. V. Improving the quality of game action gandbolistok 11-13 years by training sensory
systems : Author. dis. ... Cand. ped. Science / M. V. Prolomova. Chelyabinsk, 1999. 20 p.
4. Fomenko, V. D. Exercises with competitive element in training handball / V. D. Fomenko // Theory and Practice nat. culture. 2004. № 6. P. 17-19.
5. Shestakov, I. G. Technical training handball / I. G. Shestakov. M. : VON, 1999. 210 p.
6. Shestakov, M. P. Tactical Training handball: Proc. Benefit / M. P. Shestakov, I. G. Shestkov. M. : VON,
2001. 138 p.