2007
НА УЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА сер. Радиофизика и радиотехника
№ 117
УДК 621.396
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ КОСМИЧЕСКИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ И СПУТНИКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
А.Ш. КАСЫМОВ, Ш.И. КАСЫМОВ, П.В. ЕФИМОВ
Исследованы методы организации и эскизного проектирования больших информационных систем, использующих спутниковые технологии повышения их технико-экономической эффективности.
1.НАУКОЁМКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ СПУТНИКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Проведён анализ больших интеллектуальных систем (БИС), наукоёмких информационных промышленных производственных систем (ППС) радионавигации, управления и связи, использующих космические и спутниковые технологии [1-9]. Исследованы в обобщённом виде основные элементы спутниковых систем радионавигации и связи. Потребительским продуктом или в сфере спутниковых информационных технологий являются: ракетоносители [1, 2], спутниковые радионавигационные системы (СРНС) [6], спутниковые системы связи (ССС) [9], предоставляемые услуги в виде каналов связи. [8, 9]. Разработаны концепции [8] теоретических и методологических положений внедрения инновационных проектов НИОКР, позволяющих проводить обоснованные оценки потенциальных ресурсов, уровня затрат и эффективности систем. В [8] рассмотрен статус и дана классификация БИС: международная глобальная; ведомственных, региональных ССС, исследованы орбиты КА: геостационарные; негеостационарные (эллиптические, средне- и низко-орбитальные) группировки КА. Для обеспечения организации и управления создания наукоёмких больших информационных радиотехнических систем и комплексов, использующих спутниковые технологии, надо обеспечить работу устройств [6]:
1) разработать технико-экономическую программу создания спутниковой БИС;
2) разработать и создать: ракетоноситель, космический аппарат (КА), спутник-ретранслятор;
3) распределить состав БИС: группировку КА, спутников-ретрансляторов взаимозависимости системы;
4) обеспечить необходимый состав (ракетоносителя), выводящий КА на орбиту “рабочие” спутники;
5) обеспечить работу наземного сегмента системы: центр управления; станции сопряжения;
6) разработать, создать и произвести абонентское оборудование [4-9].
Структура, состав и затраты БИС зависят от назначения и сложности системы, орбитальной группировки КА степени охвата обслуживаемой территории и принадлежности земных станций. Укрупненная структура затрат на разработку и создание элементов БИС включает в себя изготовление сегментов: средств доставки КА (ракетоносителей), платформы КА, бортового оборудования - полезного груза для научных специальных целей (ретранслятора), оснащение наземных средств (центров управления полётов, контрольных станций); поставка наземных средств пользования, потребительского сегмента.
В состав КА входит платформа и подсистемы, содержащие спутниковые бортовые комплексы: и бортовой спутник-ретранслятор; солнечные батареи; бортовой комплекс управления для ориентации, коррекции, стабилизации орбиты; телеметрии и командные радиолинии. В состав укрупненной структуры затрат на наземный сегмент входят компоненты: строительство,
производство, эксплуатация, профилактика, обеспечение штатной работы наземных комплексов; дежурное управление работой всей ССС; восполнение замены КА; обеспечение управления и связи потребителей. Укрупненная структура затрат на средства доставки космического аппарата, спутника-ретранслятора на орбиты: классические ракетоносители (РН), средства обеспечения наземного, воздушного и морского старта РН и пуска КА. Для организации ССС надо обеспечить работу устройств: разработать КА, на борту которого будет находиться ретранслятор (РТР); создать орбитальную группировку КА для обеспечения требуемой связи, непрерывной, периодической, непосредственной связи; обеспечить состав ракетоносителя (РН), выводящий КА на орбитальную группировку; определить наземный сегмент обеспечения работы космической группировки: - центр управления;- станции сопряжения клиента и группировки; произвести абонентское оборудование.
2.ГЛОБАЛЬНЫЕ СПУТНИКОВЫЕ РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (СРНС)
Проведён анализ [5, 8] Глобальной Навигационной Спутниковой Системы (ГЛОНАСС) РФ и Global Positioning System (GPS) США и Международной СРНС Галилео [1] в которых применяются навигационные космические аппараты (НКА) на круговых орбитах с высотой ~20000км. На НКА установлены ретрансляторы (РТР) радионавигационного поля, аппаратура радиотелеметрии и связи для передачи данных. СРНС GPS содержит спутниковую группировку, сеть из 27 НКА на 6 круговых орбитах с ретрансляторами радионавигационного поля и передачи информационных данных.
Спутники-ретрансляторы на средне-орбитальных космических аппаратах (Н=20 000 км)
GPS
НКА-1
ШКС
Взлётно-посадочная полоса
ШДПС
дифференциальная подсистема СРНС
Челнок “Буран" КЛАМИ, У
і АП ВС * -А''
Т d|
4 ^
А"'
НСПД
f / Воздушное судно (ВС)
Приемник
СРНС
БЛОК
обработки
Система навигации и УВД с АЗН
_автаматинеск.и_зявисимым_набпюпением..
Формирователь корректирующей информации (КИ)
\ Чч Dr = cDt
N ч ✓___________
Фронт
волны
Истинные координаты
/tj't
Рис. 1. Структура дифференциальной СРНС высокоточного определения координат
навигации УВД
Одним из инноваций наукоёмких спутниковых технологий является внедрение высокоточных дифференциальных методов, определения координат подвижных объектов DGPS (Differential Global Positioning System) (рис. 1) локальных- региональных- и широкозонных - дифференциальных подсистем (ЛДПС, РДПС и ШДПС), обеспечивающих радиус обслуживания соответственно 200, 2000 и 8000 км и систем с автоматически зависимым наблюдением (АЗН). На
наземной контрольно-корректирующей станции (ККС) размещены: аппаратура потребителя, способная обеспечить наиболее точное навигационно-временное обеспечение (НВО), формирователь корректирующей информации (КИ). Высота рабочей зона пространство над Землёй до 30 км.
3. СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ И КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
В [1-3] систематизированы данные по ракетоносителям (РН) и средствам выведения КА. Проведены аналитические исследования тактико-технических характеристик средств пуска и выведения космических аппаратов на околоземную орбиту некоторых проектов, использующих спутниковые информационные технологии [5, 6]. Изготовление спутников-ретрансляторов, установленных на КА размерностью 50, 900, 1500, 3000, 4500 кг и более, ориентировочно стоит соответственно (3, 5, 10, 15, 25 и около 50) млн. долл. Средства пуска РН и выведения КА на геостационарную околоземную орбиту стоят 45-200 млн. долл, что составляет до 60-80 % всего проекта.
Ракето-носители тяжелого класса грузоподъёмностью порядка 5-20 тонные: обеспечивают запуск на геостационарную, средневысотные и низкие околоземные орбиты одновременно до 12 спутников (табл. 1.). Наиболее надежные РН семейства Delta. Разработка их ведется с середины 50-х гг. компанией McDonnel Douglas (США). Первые пуски (с 1960г.) производились в интересах военных ведомств и федеральных служб США, а коммерческий пуск впервые состоялся в августе 1989г. Наиболее известная в мире РН Delta II модель 7925 вывела на орбиту 24 спутника GPS, 50 КА Iridium и 8 Globalstar.
Таблица 1
Ракетоносители тяжелого класса для космических аппаратов [1-3]
ТИП РАКЕТОНОСИТЕЛЯ Максим, нагрузка для орбит, тонн Стоимость, млн. долл.
LEO GTO/GEO
“ Протон - К ” / Космос ( Россия ) 20 / 2 4 / 3 65 / 8
Ariane (ESA) 44, 4P и 5 10; 8; 7 и 18 5; 4; 3 и 7 115;70 и 125
1. Atlas-2A; -2АS, (США) 7; 9 3; 4 85; 115
2. Delta II; Delta III ( США ) 5; 9 2; 4 50; 100
3. H-2; Н-2А (Япония) 11; 18 4/2; 8 120; 120
4. Long MarchCZ-3A;-В ( Китай ) 7; 12 2; 5 45; 70
5. “ Зенит”; “ Зенит-3SL” (Украи - 14; 16 4; 6 65; 45-120
6. Titan 4 ( США ); 4B ( США) 18; 22 14/6; 19/9 315; 350
Ракетоносители (РН) семейства Atlas создано компанией Lockheed Martin (США) в 1997 г. С РН Atlas 2A с разгонным блоком Centaur на орбиту были выведены спутники серий Eutelsat 2F3, AMSC 1 и др. РН Long March (“Великий Поход”) - детище китайской компании CALT (China Academy of Launch Vechicle Technology) в 1970 г. вывела на низкую орбиту первый китайский спутник Donfan-gnong 1. Надежность доставки КА 0,77. Ракетоносители “Протон” и “Зенит” имеют высокую надежность запусков - 0,96. Разгонный блок создан в Ракетнокосмической корпорации (РКК) “Энергия”.
Легкие ракетоносители малой грузоподъемности до 1-2 тонн, энергетические возможности которых предназначены для выведения на низко- и средне-орбитальные группировки КА (табл.2). Они выполняют как групповые, так и одиночные запуски. Легкие низкоорбитальные спутники могут выводиться на орбиту с помощью стационарных или мобильных пусковых комплексов, в том числе с борта самолетов.
Для сверхмалых КА за 1 пуск выводится до 8-12 КА. Обычно запуск КА производится на уже разработанных (под другие заказы) ракетоносителях. По оценкам фирмы Arianespace в ближайшее
время доля малых спутников класса Little LEO составит около 15% от всех запусков. В этом классе РН наиболее популярны КА американские Athena, Conestoga, Pegasus, Taurus, а также российская “Космос”. Запуск КА с борта самолетов Boeing B-52 или Lockheed и ракетоносителя Pegasus и Taurus, разработанных компанией Orbital Sciences. Все имеющиеся носители можно разделить на пять групп: разработки США, России, Европы, Азии и прочих стран.
Таблица 2
Ракетоносители легкого класса [1-3]
ТИП РАКЕТОНОСИТЕЛЯ Масса нагрузки LEO/ GTO, кГ Стоимость, млн. долл.
1. Космос; Рокот (Россия ) 1000; 1850 8; 14
2. Athenal; Athena2( США) 795 / 515; (1985 / 14 90) 16 (22)
3. Eagle;Conestoga(США) 1300; 2100 30; 12-25
4. Pegasus XL; Taurus (США) 455; 620 / 430 13; 15
5. GSLV (Инд.); VLS 350 20
6. Shavi t (Изр аиль) 150 15
Систематизированные данные по ракетоносителям [1]:
1.Страна Фирма - Головной разработчик. Год начала серийного производства - масштаб цен.
2.Число ступеней ракеты - конструктивно-компоновочная схема (ККС).
3.Применяемое топливо по ступеням - энергетика, стоимость, экология, ККС.
4.Массы: стартовая, сухой конструкции, топлива; полезных грузов, класс изделия, энергетика, стоимость.
5.Цена изготовления 1-го серийного образца- отсчета стоимости серийного производства.
6.Стоимость пуска (затраты на обеспечение пуска). Затраты на разработку системы (сумма всех затрат).
7. Анализ проектов изготовления и пуска космического аппарата на орбиты [2, 3]:
8.Стоимость ракетоносителя (РН) (табл. 2 и 3) и головного обтекателя (ГО) 10 % стоимости
РН.
9.Стоимость пуска 15-20 % от суммы затрат на изготовление РН и ГО;
10.Оплата фрахта самолета при воздушном старте за 3 года по 15 млн.$/год. далее 6-7 лет по 5млн.$/год.
11 .Эксплуатация платформы типа Одиссей ~ $ 200 млн. за всё время.
12.Обеспечение пусков 15 % от основных затрат на материальную часть.
4.ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ, КОСМИЧЕСКИХ
АППАРАТОВ И СПУТНИКОВ
В [7] установлены границы значений ТЭП исходя из принципа получения максимальновозможных (выходных параметров системы) минимально-допустимых значений затрат при реализации этих параметров - принципа миниморума и максиморума Мтт;п-Махтах.
С помощью данной модели можно произвести инженерные расчёты больших информационных систем (БИС). Принципиальная модель расчета параметров затрат спутниковых систем приведена на рис. 2.
У реальных систем срок активного существования САС=15 лет, у наноспутников он равен 4 годам, у Orbcomm и Global star 8-10 лет. Страна фирмы-разработчика, год начала серийного производства, масштаб цен, число ступеней ракеты, конструктивно-компоновочная схема (ККС), топливо, экология, массы полезных грузов на орбитах, цена изготовления образца; разработки, пуска, стоимости изготовления наземного приёмопередающего оборудования от 1-5 тыс. долл., численность абонентов 250000, прибыль до 2000 %. Основные направления обеспечения конкурентоспособности проектируемых БИС: совершенствование системы организации и управления
НИОКР, оценки деятельности, финансирования и стимулирования подразделений, занятых разработкой новой техники; модернизация экономического обеспечения и стимулирование разработки новых изделий технологии проведения НИОКР.
Таблица 3
Ракетоносители и затраты на средства доставки космического аппарата на орбиты [ 1]
ОБЪЕКТЫ СОЗДАНИЯ СРЕДСТВ ДОСТАВКИ Св. малый Малый Сред- ний Крупный Перспектива
РАКЕТОНОСИТЕЛИ И ГОЛОВНЬ [Е ОБТЕКАТЕЛИ (I 3Н и ГО) млн. долл.
Тип выбранного ракетоносителя (РН): Пегас Дельта-2 Атлас 2А Атлас ЗА
1. Масса выводимого полезного груза, тонн до 0,4 до 2 2 3 4 -5
2. Стоимость изготовления РН(ГО) + пуск 10 (1)+2 50 (5)+8 50 (5)+9 65 (7)+11 120(12)+20
3. Функциональные задачи А, объекта на КА 5 (3) 5 (3) 5 (3) 5 (3) 8 (7)
4. Задачи В- с учетом комплексирования 4 21 69 107 43
5. Доработки РН+ГО под задачи А и В 53 265 265 346 1044
Итого цена ракетоносителя : млн. долл. 105 1609 4681 9227 7580
Воздушный старт - Эксплуатация ВС(Ь1011)+полёты 80+12 не характерно
Морской старт - Эксплуатация платформы “Одиссей” + пуск 0 0 200+30 200+30 200+30
Общие затраты на средства доставки, $ млн. 197 1609 4911 9457 7810
Рис. 2. Принципиальная модель расчета ТЭП и оценка финансовых затрат системы БИС [8]
Впервые с учетом этих требований в [7] разработана классификация ТЭП РЭА, включающая международные стандарты параметров ТЭП отдельных узлов и изделий РЭА по признакам сфер влияния:
1 .Эксклюзивности изделия, технических решений и технико-коммерческих проблем.
2.Изделие должно иметь коэффициент конкурентоспособности не ниже, аналогов.
3.Применения прогрессивных методов анализа, прогноза, проектирования, оптимизации.
4.Моделирования, оценки эффективности, качества и конкурентоспособности.
5.Переход на следующий этап осуществляется лишь после достижения необходимого уровня конкурентоспособности средствами предыдущего этапа.
6.В ТЗ закладываются ТЭП, достигнутые к моменту освоения модели.
7.Разработка должна проводиться в неразрывном единстве результатов НТП с производственно - финансовыми возможностями предприятия, минимизации номенклатуры деталей.
8.На предпроектном этапе рассматривается многовариантность модели, а впоследствии многовариантность конструкторско-технологических решений.
9.Выбор ТЭП, экономические расчеты должны проводиться с учетом фактора времени.
10.Принятые ТЭП должны быть достаточными для проектирования РЭА модели.
5.ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАВИГАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СРНС [5-9]
Моделирование спутниковых систем чрезвычайно сложно, требует высокой профессиональной подготовки, опыта и средств. В качестве основных технико-экономических показателей эффективности функционирования спутниковой радионавигационной системы (СРНС) целесообразно оценивать следующие показатели [5-8]:
1.При заданных удельных затратах Сх3 максимизируется показатель безопасности воздушного судна, подвижного объекта:
Рбп ® тах при С£ < Си, (1)
где Сх =Сп+Сто+Сорг - средние удельные затраты, связанные с временем пребывания подвижного объекта в пространстве Сп ; Сто - требуемые затраты на тех. обслуживание и организационные мероприятия Сорг НВО ВС.
2.При заданном значении показателя безопасности Рбз минимизируются удельные затраты:
Сх ® тт при Рбп ^Рбз. (2)
3.В роли интегрального технико-экономического критерия приняты удельные эксплуатационные затраты (УЭЗ), необходимые для жизненного цикла системы
Тсл
УЭЗ = £^ (1+1У/Ж, ® тш, (3)
¡=1
где 8экс - эксплуатационные затраты изделия РТР; - производительность спутника-ретранс-
лятора.
4.Удельная эффективность системы (УЭС), (производительность) большой информационной системы (БИС) (спутника-ретранслятора) УЭС = 1 / УЭЗ - величина обратная удельным эксплуатационным затратам.
5.Показатели эффективности систем безопасности полёта воздушного судна могут быть определены сочетанием ряда требований к навигационно- временному обеспечению СРНС: -целостность, доступность (готовность), достоверность, непрерывность обслуживания, точность определения координат ВС.
Разработана методика и произведены расчётно-аналитические исследования повышения технико-экономической эффективности СРНС за счёт интегрирования [8]. При оптимизации параметров и совместной обработки результатов измерений радионавигационных параметров точность определения координат и высоты ВС и подвижных объектов с вероятностью 95 % составляет соответственно величину 6-10 м. В дифференциальном режиме точность определения координат (повышается в 5-6 раз) 1,2-1,6 м.
Интегральный критерий эффективности, сформированный первоначально по статистической информации и экспертным оценкам, может быть скорректирован из-за изменения приоритетов в целях формирования программы, накопление дополнительной статистической информации, получение новой аналитической (расчетной) информации, уточнение достоверности (т.е. уточнение весовых коэффициентов) экспертных оценок.
Оценку технико-экономической эффективности больших промышленных информационных спутниковых систем по интегральным конечным (выходным) потребительским показателям может производиться по классическим методикам и критериям, представленным в [8]. Максимизации удельных показателей качества, например, безопасности полётов, количества каналов связи, пропускной способности канала (ретранслятора) при одинаковых стоимостных затратах или минимизации удельных затрат для получения положительного эффекта.
6.МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ
Известны типовые методы оптимизации тактико-технических характеристик систем [6-8]. При оценке больших многопозиционных систем сложно произвести оптимизацию параметров системы. Наиболее целесообразно производить технико-экономическую оптимизацию наиболее функционально важных или выходных параметров ССС. При оценке стоимости промышленной системы, её экономической эффективности, как правило, проводят анализ наиболее дорогих элементов и узлов системы: двигателей космического аппарата или воздушного судна, пусковой установки ракетоносителя, спутника-ретранслятора ССС, спутниковых систем радионавигации, автоматизированных систем управления движением подвижных объектов.
Например: стоимость ракетоносителя около 20-50 млн. долл.; стоимость запуска космического аппарата массой около 1000 кг. на геостационарную орбиту порядка 50-100 млн. долл.; себестоимость одного многофункционального спутника - ретранслятора выводимого на геостационарную орбиту, обеспечивающего глобальную спутниковую связь 100-200 млн. долл.
Технико-экономически очень важно повысить эффективность спутниковых систем за счёт оптимизации работы спутниковой системы и режима работы спутника ретранслятора по критерию снижения себестоимости канала.
На рис. 3 приведен график сравнения трёх вариантов спутниковых систем (ретрансляторов). Сравниваются три варианта спутников-ретрансляторов СР-1...СР-3, выбирают тот из них, который при заданной величине оптимального числа каналов обеспечивает наименьшую себестоимость канала связи.
Сс.кан, $/мин. Себестоимость канала Кэфф. Эффективность системы. (Качество канала)
1,0
0,8
0,6
0,5
0,8
0,4
0,2
0,1
0,05
0,01
1=опт.Оптимальное значение, отношения: затраты - качества
Рис. 4. Оценка эффективности системы каналов спутниковых информационных систем
Сравниваются 3 системы спутника-ретранслятора (СР). Наилучшая та система, у которой обеспечивается минимальная себестоимость канала связи. Наилучшая эффективность системы достигается при установлении оптимальных удельных параметров системы: наилучшее качество системы максимальная (одинаковая) пропускная способность или помехоустойчивость ретрансляторов при одинаковом удельном коэффициенте затрат Зопт=1, первый спутник-ретранслятор СР-1 обеспечивает минимальную себестоимость предоставления канала связи Сс.кан1= 0,1 долл./мин. У спутников-ретрансляторов СР-2 и СР-3 себестоимость канала соответственно равна 1 долл./мин. и 2 долл./мин.
Эффективность канала связи спутниковой системы при использовании первого спутника-ретранслятора СР1 по сравнению со вторым и третьим (СР2 и СР3) соответственно в 10-20 раз выше.
При оптимально выбранных параметрах системы можно существенно увеличить выигрыш и эффективность спутниковых систем радионавигации, управления, мониторинга, контроля и связи.
ВЫВОДЫ
Проведён анализ технико-экономической эффективности проектирования, разработки и создания больших информационных систем использующих спутниковые технологии. Показано, что при оптимизации параметров системы и спутника-ретранслятора можно получить выигрыш в себестоимости канала связи более чем в 5-8 раз, а в отдельных случаях при комплексной оптимизации параметров спутниковых систем в 10-20 раз.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ракеты-носители; Под ред. С.О. Осипова. М.: Военгиздат, 1981.
2.Мишин В.П. Основы проектирования летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1985.
3.Рыжков Е.В. Военно-экономические исследования перспектив развития космических средств. М., 1998.
4.Мартынов А.В. Оптимизация затрат на НИОКР. // Экономика и коммерция, № 1, 1997.
5.Японский прогноз развития науки, техники и технологии до 2025 г. М: Академия Госстандарта РФ, 2001.
6.Касымов Ш.И. Высокоэффективные ШДПС СРНС навигации и УВД. // Наукоёмкие технологии, № 6, 2005.
7.Касымов Ш.И. Оптимальная стратегия развития предприятия. М: Институт мировой экономики, 2003
8.Касымов Ш.И. Стратегия внедрения инновационных процессов спутниковых информационнотехнологических систем, обеспечивающих оптимальные параметры технико-экономических характеристик по критерию минимального риска. // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Менеджмент, экономика, финансы, № 106, 2006.
9.Касымов Ш.И. Спутниковые системы связи с многостанционным доступом с частотным разделением. Заявка №4280231, от 07.07.87. А.С. № 1568869, от 01.02.90.
TECHNICAL AND ECONOMIC ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF ARCHITECTURE AND CONTROL OF DEVELOPMENT OF MAJOR PRODUCTION INDUSTRIAL SYSTEMS, USING
SATELLITE INFORMATION TECHNIQUE
Asimov А.Sh., Asimov Sh.I., Еfimov F.V.
The methods of architecture and initial projection of major intelligence systems using satellite techniques a heightening of their technical and economic effectiveness, are investigated.
Сведения об авторах
Касымов Артур Шавкатович, 1975 г.р., окончил МЭИ (1998), кандидат технических наук, старший научный сотрудник ракетно-космической корпорации “Энергия”, автор 30 научных работ, область научных интересов - промышленные ЭВМ, комплексы и сети.
Касымов Шавкат Ильясович, 1949 г.р., окончил Новосибирский электротехнический институт (1976), профессор, доктор технических наук, старший научный сотрудник ракетно-космической корпорации “Энергия”, автор более 100 научных работ, область научных интересов - оптимизация параметров и повышение эффективности спутниковых систем.
Ефимов Петр Владимирович, 1947 г.р., окончил МВТУ (1975), доцент, старший научный сотрудник МГУ приборостроения и информатики, автор 10 научных работ, область научных интересов - системы метрологии и сертификации оборудования высокоточных измерений.