Научная статья на тему 'Повышение эффективности охлаждения сжатого воздуха в компрессорах'

Повышение эффективности охлаждения сжатого воздуха в компрессорах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
268
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — В Ф. Куцепаленко, А Н. Кабаков, Б А. Тихонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности охлаждения сжатого воздуха в компрессорах»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 227 1972

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОХЛАЖДЕНИЯ СЖАТОГО ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРАХ

В. Ф. КУЦЕПАЛЕНКО, А. Н. КАБАКОВ, Б. А. ТИХОНОВ

(Представлена научным семинаром кафедры охраны труда)

Сжатый в'оздух, как источник энергии, находит широкое применение в промышленности. Для производства пневматической энергия в СССР по 'состоянию на 1964 г. находилось в эксплуатации около 250 тыс. компрессоров с суммарной мощностью привода около 13 млн. кет.

В области пневматики до 'настоящего времени остается актуальной задача повышения эффективности процессов получения сжатого воздуха в компрессорах. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование способа охлаждения сжатого воздуха.

В компрессорных установках охлаждение воздуха (промежуточное и концевое) осуществляется, как правило, аппаратами кожухо-трубно-го типа (рис. 1,а). Названные аппараты имеют ряд неустранимых недо-

Рис. 1. Конструктивные схемы аппаратов для охлаждения сжатого воздуха в компрессорах

статков, наиоолее существенными из которых являются следующие: образование отложений на рабочих поверхностях аппаратов, недостаточное охлаждение сжатого воздуха и повышенное содержание в нем паров влаги и масла. Эти недостатки отрицательно влияют на качество и повышают опасность использования пневматической энергии (возможность гидравлических ударов и внутреннего обмерзания в пневматических сетях, возможность взрывов и пожаров).

В результате поисков улучшения способа охлаждения сжатого воздуха у нас был разработан аппарат барботажно-распылительного типа [1, 2]. В данном аппарате (рис. 1,6) охлаждение осуществляется на новом принципе—на непосредственном контакте горячего сжатого воздуха и охлаждающей воды.

Изготовленный в кафедральной мастерской образец аппарата подвергался исследованиям в лаборатории, а в 1968 г.— и в полупромышленных условиях (на Томском электромеханическом заводе). Целью исследования являлось изучение процесса теплообмена и определение основных характеристик охлаждающего аппарата — коэффициента теплопередачи, степени охлаждения, гидравлического сопротивления прохождению сжатого воздуха, расхода охлаждающей воды и других показателей.

Процесс охлаждения в названном аппарате, как и в любом теплообменнике, зависит от ряда переменных физических величин, характеризующих взаимодействующие компоненты (воздух—вода) и параметры аппарата (эффективное сечение, высота водовоздушного слоя). Анализ размерностей этих величин позволил получить расчетное критериальное уравнение для коэффициента теплопередачи, а именно:

ы^А^у. ^у. (1)

После опытного определения коэффициента А и показателей степени В и С уравнение (1) приводится к виду

0,93 #0,07

К = 2,6 __(2)

где К— коэффициент теплопередачи (вт1м2град);

X— коэффициент теплопроводности воздуха (вт/мград)\ со — скорость движения воздуха ъ аппарате (м/сек)\ ¡гв_в— высота водовоздушного слоя в аппарате (м)\ йэ— эквивалентный диаметр полезного сечения аппарата (м)'г V — коэффициент кинематической вязкости (м2/сек).

Уравнение (2) выражает условия подобия охлаждающих аппаратов и позволяет построить для них параметрический ряд.

Коэффициент теплопередачи вычислялся также по формуле Ньютона — Рихмана

<2 = КБМ ср г, (3)

где С1 — количество тепла, отнятого водой от воздуха (вт. ч); 5— эффективное сечение аппарата (м2); А ¿ср— средняя разность температур между воздухом и водой (°С);

~— длительность теплообмена (час).

В формуле (3) все величины определялись опытным путем.

Сравнение величин коэффициента Кполученных из выражений (2) и (3), показало, что максимальное отклонение опытных данных от расчетных не превышает 10%.

Исследование работы аппарата барботажно-распылительного типа проводилось в виде нескольких групп опытов, для каждой из которых устанавливались и поддерживались неизменными параметры сжатого воздуха и охлаждающей воды (скорость, давление, температура и влажность воздуха, весовой расход воды и ее температура на входе), а также высота водовоздушного слоя в аппарате. Измерения необходимых величин производились через 8—10 мин после начала опытов, в течение которых в аппарате стабилизировался режим теплообмена.

После обработки опытных данных были построены графические зависимости, показанные на рис. 2, 3 и 4. В приведенной ниже таблице даны некоторые характеристики 'испытанного образца аппарата, а также результаты,'полученные путем расчетов на основании уравнения теплового баланса и с использованием данных опыта.

Таблица

Исходные (заданные) величины

наименование

значение

Производительность

компрессора Абсолютное давление воздуха па входе в компрессор Температура воздуха на входе в компрессор

Температура охлаждающей воды на входе в аппарат Показатель степени политропы Теплоемкость воздуха при постоянном объеме

То же при постоянном

давлении Температура воздуха на входе в аппарат

1 к г ¡сек

9 бар 25°С

16°С

Величины, полученные расчетом и опытами

наименование

значение

720

1,3

кдж кг. град

1005— „ — 110°С

Удельный расход охлаждающей воды Температура охлажденного воздуха

Температура охлаждающей воды на выходе из аппарата Потери давления воздуха в аппарате

Коэффициент теплопередачи

Высо[а водовоздушного слоя в аппарате

Эквивалентный диаметр

аппарата Площадь сечения конструкции аппарата Вес аппарата

1920

7 aJM3 24,5°С

19,5°С

0,1 бар вт

м2 град 0,4 м

0,568 м

0,942 м2 820 кг

17°С; 100 - 125°С;

2 — 6°С

В опытах, поставленных на компрессорной установке Томского электромеханического завода, аппарат использовался в качестве промежуточного холодильника компрессора типа 160В-20/8 при следующих начальных условиях:

температура воздуха на входе в компрессор ......

то же на входе в аппарат температура охлаждающей воды на

входе в аппарат .....

количество воздуха, охлаждаемого в аппарате ......до 180 мг\яас

После охлаждения в аппарате температура воздуха понижалась до 6—12°С, а температура воды составляла 5—7°С. При этом разность температур между водой и воздухом на выходе аппарата находилась в пределах 1—5°С, тогда как в кожухотрубном холодильнике, которым оснащен указанный компрессор, она была 20—25СС.

Глубину охлаждения воздуха в аппарате можно оценить следующим соотношением:

(4)

где ¿2 — температура воздуха на входе и выходе из аппарата.

Величина т1() в физическом отношении представляет степень охлаждения воздуха и находится в пределах 0<7]0<1- Экстремальные значения степени соответствуют случаям полного отсутствия охлаждения (t2 = t1) или полного охлаждения (^2 = 0).

Степень охлаждения является важной характеристикой теплооб-менного аппарата. Она отражает уровень его совершенства как в отношении способа охлаждения, так и конструкции.

Используя результаты опытов, находим, что в аппарате барботаж-но-распылительного типа степень охлаждения составляет около 0,8.

Разность 1—т]0 будет определять величину недоохлаждения воздуха. Эту величину можно характеризовать также разностью выходных температур воздуха и воды. Идеальному случаю будет соответствовать равенство данных температур, т. е. когда тепловые потенциалы контактирующих сред выравниваются.

Величина недоохлаждения, а следовательно, и степень охлаждения зависят в основном от скорости движения воздуха и высоты водовоздушного слоя. Как видно из рис. 2, при Нв_в = 400 мм величина

Рис. 2. Зависимость разности температур воздуха и воды на выходе из аппарата от высоты водовоздушного слоя

Ъ =

^ Л Ь Л

и

недоохлаждения для данной конструкции аппарата будет одинаковой для любой скорости движения воздуха.

Рассматривая график на рис. 3, устанавливаем, что по условиям гидравлического сопротивления высота водовоздушного слоя в 400 мм представляет его верхний допустимый предел. С превышением этого предела область работы аппарата не является рациональной, так как невозможно осуществить движение воздуха с достаточной скоростью и при приемлемых значениях гидравлического сопротивления. И хотя увеличение скорости вызывает (благоприятное изменение коэффициента теплопередачи (рис. 4), однако верхнее значение скорости следует все же принимать с учетом влияния ее на величину гидравлического сопротивления аппарата и на брызгоунос при барботаже в нем воздуха.

Рис. 3. Зависимость потерь давления сжатого водуха от его скорости в аппарате

0,25 0,50 0,75 /,0 25 1,50 1,75 2,0

С наростд £оз духа, т/оем

Рис. 4. Влияние скорости воздуха в аппарате на коэффициент теплопередачи

от воздуха к воде

В заключение отметим, что охлаждение сжатого воздуха на принципе непосредственного контакта в значительной мере устраняет недостатки, свойственные кожухотрубным холодильникам, и имеет перед последними другие преимущества, а именно: в несколько раз больший коэффициент теплопередачи, почти в два раза меньшее гидравлическое сопротивление, большую (на 15—20%) степень охлаждения воздуха, проще по конструкции.

Только по удельному расходу охлаждающей воды (7 л/ж3) предлагаемый аппарат уступает кожухотрубному, у которого этот расход составляет 4 л/ж3.

Для эффективного применения барботажно-распылительных аппаратов на компрессорных установках необходимо дополнительно решить некоторые вопросы, как автоматизация регулирования высоты водо-воздушного слоя, совершенствование конструкции аппарата и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Н. Кабаков. Охлаждение сжатого воздуха в компрессорных установках. Изв. ТПИ, т. 162, 1967.

2. Официальный бюллетень Комитета по делам изобретений и открытий при

Совмине СССР, № 36, стр. 31, «Теплообменник», 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.