Научная статья на тему 'Повышение эффективности низкоскоростных линейных асинхронных двигателей монорельсовых транспортных систем'

Повышение эффективности низкоскоростных линейных асинхронных двигателей монорельсовых транспортных систем Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / низкоскоростной линейный асинхронный двигатель / монорельсовые транспортные системы / efficiency / low-speed linear asynchronous engine / monorail transport system

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — А П. Епифанов, Д Б. Криль

Работа посвящена поиску путей повышения энергетических показателей КПД и низкоскоростных ЛАД. Данный тип электрических машин является перспективным для внутреннего монорельсового транспорта в технологических процессах АПК. К снижению этих показателей приводит ряд факторов: 1) низкая скорость перемещения вторичного элемента (ВЭ) или индуктора; 2) краевые эффекты; 3) повышенный ток холостого хода; 4) несинусоидальная форма U и I. Очевидно, что вносит более существенный вклад в энергетические характеристики ЛАД по сравнению с поскольку последний может быть повышен за счёт применения различных мероприятий по компенсации реактивной мощности. Проанализировав все доступные варианты, способствующие повышению эффективности ЛАД, было решено, что новые варианты конструкции ВЭ лучше всего позволят достигнуть поставленной цели. Для выяснения обоснованности выдвинутого решения были проведены расчёты интегральных характеристик низкоскоростного ОЛАД, конструктивные параметры которого частично соответствуют параметрам полномасштабного макета тягового модуля монорельсовой транспортной системы, имеющегося на кафедре «Электроэнергетика и электрооборудование». Полученные результаты расчета показывают, что при исполнении ВЭ в виде короткозамкнутой клетки имеет наилучший КПД по сравнению с другими видами. Также проведен анализ влияния удельной электропроводности ВЭ на КПД ЛАД, что позволило установить рациональный диапазон изменения этого параметра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — А П. Епифанов, Д Б. Криль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY IMPROVING OF LOW-SPEED LINEAR ASYNCHRONOUS MOTORS OF MONORAIL TRANSPORT SYSTEMS

This article is devoted for searching ways increasing energetic indexes (efficiency and power factor) low-speed LAM. This kind of electrical machines is very actual for internal monorail transport in technologic processes of AIC. The decrease of these indexes is because of few factors: 1) low speed transporting of second element or inductor; 2) appearance of edge-effects; 3) higher electric current in blank motion regime; 4) non-sinus form of curve U and I. It seems, the η have more solid influence to energetic characteristics LAM in comparison with power factor (cos φ), because one may be improved with application different modes of compensation reactive power. Making analysis all of available ways, that allow increase of efficiency LAM, it was decided, that the new special constructions of second element (SE) is best to achievement applying trap. There are made the calculation integral characteristics of low-speed one-side LAM for elucidate basing promoted decision. The construction parameters that were used with calculation, in some moments are corresponded to parameters full-scale model traction module monorail transport system that is in laboratory of chair “Electroenergy and electrical equipment”. The getting calculation results demonstrate the best efficiency if the SE are made in form short-closed squirrel cage in comparison with other forms. Also it was made analyze influence specific conductance of SE to efficiency LAM, that allow choose rational range changing of this value.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности низкоскоростных линейных асинхронных двигателей монорельсовых транспортных систем»

Literatura

1. YAsinskij F.N., Guyumdzhyan P.P., Dmitrieva L.A. Nekotorye obobshcheniya eksperimental'nyh issledovanij udarnogo razrusheniya hrupkih materialov. // XII Benardosovskie chteniya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii. - Ivanovo, 2005.147pp.

2. Levdanskij A.E., Levdanskij E.I., Vil'kockij A.I. Energosberegayushchaya tekhnologiya proizvodstva krupy // Belorusskoe sel'skoe hozyajstvo. - 2002. - №3.-P.41-42.

3. Matijevic E. Nanosize Precursors as Building Blocks for Monodispersed Colloids // Kolloidnyj zhurnal. - 2001. - T. 69.- №1. - P. 33-42.

4. Ametistov E.V., Dmitriev A.S. Novaya otrasl' nauki i praktiki - monodispersnye tekhnologii // Vestnik RAN.- 2001.- T.- 71.- №9.- 818 p.

5. Bezzubceva M.M., Volkov V.S. Mekhanoaktivatory agropromyshlennogo kompleksa. Analiz, innovacii, izobreteniya // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2014. - №5 (chast' 1). - P. 182 - 183.

6. Bezzubceva M.M., Volkov V.S. Issledovanie selektivnosti processa izmel'cheniya v elektromagnitnyh mekhanoaktivatorah: monografiya. - SPb.: SPbGAU, 2016. 248 s.

7. Maksvell D.K. O Faradeevyh silovyh liniyah. - M., 1907. - 185 pp.

УДК 624.313 DOI 10.24411/2078-1318-2019-12142

Доктор техн. наук А.П. ЕПИФАНОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected]) Ассистент Д.Б. КРИЛЬ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НИЗКОСКОРОСТНЫХ ЛИНЕЙНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МОНОРЕЛЬСОВЫХ

ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

В сельском хозяйстве имеется ряд технологических процессов, в которых рабочий орган агрегата совершает линейные перемещения или возвратно-поступательные движения (ленточные транспортёры, сортировальные машины, зернотранспортёры, кормораздатчики). Как было показано в [1,2,3], для привода рабочих органов в этих механизмах рационально применение линейных асинхронных двигателей (ЛАД). Однако в некоторых процессах (транспортировка, кормораздача, сбор урожая в теплицах) требуется низкая скорость перемещения рабочего органа (транспортного средства).

В настоящее время это достигается путём совмещения вращающегося асинхронного двигателя и различного рода передач (зубчатых, фрикционных, ременных), понижающих скорость (редукторы). Данный способ имеет ряд недостатков: 1) передача тягового усилия трением; 2) пробуксовка отдельных узлов (ведущие ролики, ремни, шкивы); 3) усложнённая кинематическая схема; 4) зависимость коэффициента сцепления от состояния путевой структуры.

Предлагались варианты сельскохозяйственных агрегатов, в которых низкие скорости достигались применением ЛАД (рис. 1). Благодаря конструктивным особенностям, ЛАД, помимо возможности успешного совмещения вторичного элемента (или индуктора) с рабочим органом, лишён недостатков, присущих классическому приводу. Однако низкие скорости приводят к снижению энергетических показателей (r|, COS <р) электродвигателя и механизма в целом.

Рис. 1. Виды с.-х. агрегатов с приводом на базе ЛАД: а) решетный стан для очистки зерна; б) инерционный конвейер для транспортировки влажного сахара в) тяговый модуль монорельсовой транспортной системы; г) поперечный разрез модуля

Действительно, эти показатели определяются как [6,7]:

Р2 М-(о Л = = --(1)

Р1 М-<о+ЛРзл1 + ЛРзл2+ЛРРе

Отсюда видно, что при М = и при снижении угловой скорости вращения со,

полезная мощность Р2 снижается, а потери в обмотках машины (ДРэл1 -Ь ДРэл2) не изменяются, что приводит к снижению КПД .

Для коэффициента мощности справедливо [9]:

Р1

СО 5 (р — | (2)

Р1+(}1

При несинусоидальных формах напряжения и тока:

Р1

X , , (3)

где Т - мощность искажения (по характеру - реактивная).

Питание электродвигателя от преобразователя частоты (ПЧ) (рис. 2) приводит к дополнительным потерям и снижению г| и х, связанным с потерями в вентилях, потерями от токов высших гармоник, искажением формы II И / и режимами работы. Энергетические показатели привода в большей степени определяются п, поскольку х может быть повышен за счет применения различных мероприятий по компенсации реактивной мощности [5].

соаф

-f_l=50 Гц

f_l=25 Гц

2,5 3 3,5 4 4,5 5

Ток двигателя, Ii

Рис. 2. Зависимость коэффициента мощности от загрузки АД при питании от ПЧ

Снижение п и х в низкоскоростных двигателях рассматривалось в [6,7,8]. Несмотря на это, вопрос повышения эффективности таких машин остаётся актуальным и на сегодняшний день.

Исходя из рассмотрения физических процессов и анализа теории электрических машин (вращающихся и линейных), можно сформулировать несколько путей решения вопроса повышения эффективности ЛАД:

— выбор рациональных значений конструктивных параметров (5; d2", Yz'r Л)>

— новые конструктивные исполнения вторичного элемента (короткозамкнутая клетка, шлицованная реактивная шина), (рис. 3);

— максимально возможное уменьшение немагнитного зазора: А = ör + d2-

В низкоскоростных ЛАД концевые эффекты оказывают слабое влияние на КПД, поэтому их можно не учитывать. Для каждого из предложенных выше вариантов следует учитывать, что при разработке ЛАД существуют ограничения:

1) по скорости (min < 2 ■ т ■ < max),

2) по зазору (min < ö < max),

3) по материалу РШ (min <у2< max),

as т 2с

4) по отношению - и — > min,

5 т

5) по технологии изготовления.

Цель исследования - поиск и анализ наиболее доступных и эффективных способов повышения энергетических характеристик в низкоскоростных ЛАД.

Рис. 3. Различные исполнения вторичной структуры: а) однородная изотропная проводящая шина; б) составная шина с магнитопроводящим элементом; в) шлицованная шина; г) развёрнутая «беличья» клетка

Материалы, методы и объекты исследования. Объект исследования -полномасштабный макет монорельсовой транспортной системы с низкоскоростным ОЛАД с массивным обратным магнитопроводом. Предмет исследования - влияние конструктивных особенностей индуктора и ВЭ ОЛАД на его тягово-энергетические показатели.

Для установления количественных соотношений были выполнены расчётно-теоретические исследования. Расчёт параметров и интегральных характеристик ЛАД выполнялся по методике (рис. 4) [4], базирующейся на рассмотрении трёхмерного электромагнитного поля в зазоре и РШ. В результате расчёта получены зависимости усилий, мощностей, г| и COS <р в функции скольжения s. Как было показано в [9], данная методика наилучшим образом учитывает физические процессы в машине, что обеспечивает высокую сходимость экспериментальных и теоретических данных (расхождение не более 5%) [3,9].

а)

f(x,t)=Fj<M1

V-

1

0,8 зе^ a<\z\<0,5L

7

Рис. 4 Трехмерная расчётно-математическая модель: а) общая схема; б) продольный разрез (по оси х); в) распределение МДС по оси х; г) распределение МДС по поперечной оси ъ. Для построения и анализа характеристик был выбран ЛАД со следующими параметрами:

Индуктор: исполнение - односторонний; обмотка - однослойная; 2 с = 0,12 м;

г = 0,12 м; А1 = 50000 ]л = 5000000 2р = 4; А = 10 Гц

Вторичный элемент: изотропная проводящая шина; Ь = 0,2 м; д.2 = 2 и 4 мм; у2Си = 5,7 ■ 107 —; у2й' = 11,4- Ю7 —; ц2 = 1; й2 = 9 мм; ^ = 400 [8,9].

м м

Воздушный зазор: 5 = 1 мм Результаты исследования:

Полученные характеристики представлены на рис. 5 и 6.

¿2 = 2 мм й2 = 4 мм

Рис. 5. Графики зависимости силы тяги от скольжения при различных электропроводности и толщины ВЭ

a.: IJ,3 с» tu до о.'

Скольжение

d7 = 2 мм

0Д 0,25 о,з о,»

Скольжение d7 = 4 мм

Рис. 6. Графики зависимости КПД и cos (р от скольжения при различных электропроводности и толщины ВЭ

-COS (р

— V

Рис. 7. Графики зависимости КПД и cos (р от удельной электропроводности ВЭ

Видно, что КПД быстро растёт и достигает максимального значения при скольжении s = 0,2; при этом 7j = (0,493 — 0,53) и cos <р = (0,59 - 0,773) прий2 = 2мми = \ 0 --2 - 0 -о ) Л ::Oi ^ = 0 i:':L\5 - О У-о ) г;:: Л -V: = - мм. Следует отметить,

мм.

что электропривод кормораздатчика с вращающимся АД имеет }] = (0,45— 0,55) [3]. При увеличении 8 до 2 мм тягово-энергетические характеристики ухудшаются: = 'Л) -07 - 0 ;i = \0 öö - 0 S I- ) То же самое происходит при

увеличении толщины шины d2 = (3 — 4) ММ. Очевидно, что для данной модификации ЛАД значения 8=1 мм и d2 = 2 ММ являются наилучшими.

Также выполнены расчёты для случая с полюсным делением: Г = 0,06м и f = j Ü „ U. Однако при прочих равных условиях это привело к ухудшению характеристик: г; = (0,373 - 0,298) и cos <р = (0,741 - 0,606) при d2= 2 мм и ц = (0,249 - 0Д98) и cos <р = (0,704 — 0,696) при d2 = 4 мм. Это происходит по причине снижения удельных показателей: возрастание потерь в обмотке индуктора; уменьшение магнитного потока на полюс. Очевидно, что это не способствует достижению поставленной задачи.

Что касается вторичного элемента (ВЭ), то предложено выполнить его в виде короткозамкнутой клетки (КЗК) (рис. 8) со следующими параметрами: с, = 20 мм;

Ьп = 12 мм; Ь3

8 мм; ¡и

25 мм; 1Я = 480 мм; у/ = 5,7 ■ 107 — (Си); 7/ = 3,5 ■ 107 -

М М

(А1). Отсюда 5СТ = ¡1П ■ = 12 ■ 25 = 300 мм2. В результате того, что РШ уложена в пазах обратного магнитопровода, в расчётах клетка заменяется сплошной шиной толщиной :"■ - = I мм, но при сохранении интегральной электропроводности и общего немагнитного зазора. Тогда, при заданном условии у2 будет определяться следующим выражением [10]:

См

п

_ 2-72-5,

(4)

При этом получается:

гХСи) =

гИЩ =

2'5,7'107' 0,3-10 3 10_а ■2■ 10_а 2'Э,5Д07' 0,ЭД0_а

ОД 2

0,12 '0.625 ■ 0,06 ОД 2

= 130,3-107

См

См

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-=80- 107 0Д2 '0.625 ■ 0.06 м

(6)

10_а ■2■ 10_а

При анализе процессов в электрических машинах необходимо учитывать их тепловое состояние; полученные проводимости были приведены к рабочей температуре ^■■пай т -V Для меди коэффициент увеличения омического сопротивления на 1°С

1Э0Д107

^ для алюминия =47-нг1 -. югда V- _ II и» "1.1= —

'раб.шддг

а = 4,3 ■ 1СГ3 -; для алюминия = 4,2 - Ю-3Тогда у' (100 =

--г ' "С ¡2 Си У V 1+4,3-Ю-Зш 102

801107

= 91,12 ■ 107 —; И У2А1 (10010 =

1+4,2 ■ 10_а ■ 102

= 5ь 34 - Ю"

м

5

Ж

/ Си '

/Си/

У/

/ Си/ /

я

/ Си /

/ Си У

%

/

/Си/

уА

/ Си/

Си/

/ Си/ /

Р еггит

Рис. 8. Вторичный элемент в виде короткозамкнутой клетки

0 0,05 ОД 0,15 0,2 0,25 0,3 0,35 0,4 0,45 0,5

Скольжение

Рис. 9. Графики зависимости КПД ЛАД от скольжения при различных исполнениях ВЭ

Полученные характеристики представлены на рис. 9. Видно, что значения

ï; = {0,569(Си) - 0,506(j4î)} и cos = {0,672(Си) - 0,547(^0} являются

приемлемыми для данной конфигурации конструктивных параметров (г = 0,06 М; Д = 17 Гц; 5 = 1 MM; d'2 = 1 мм). Наряду с этим был проведён расчёт для Г = 0,045 M; fi= 22 Гц, однако он показал ухудшение показателей:

ï; = {0,446(Си) -н 0,382040}.

Выводы:

1. Обычно характеристики ЛАД ухудшаются по причине увеличенного воздушного зазора, который может быть в несколько раз больше, чем у вращающихся асинхронных машин. Он приводит к увеличению намагничивающего тока ït, при этом г| и COS <р

снижаются (г| - по причине снижения индукции магнитного поля в зазоре В g, a COS <р - по причине роста индуктивного сопротивления рассеяния Ха1). Но, в свою очередь, 5 является ограничивающим параметром: ômi71 = (1 — 1,5)мм для подобного класса машин.

2. Полученные в результате расчётов зависимости показывают, что исполнение ВЭ в виде короткозамкнутой клетки обеспечивает наилучшие энергетические показатели для данного ЛАД.

3. В таких расчётах необходимо учитывать тепловое состояние машины, соответствующее её режиму работы.

4. Помимо предложенных и рассмотренных выше вариантов нельзя оставлять без внимания и другие способы повышения энергетических показателей. Сюда можно отнести замену одностороннего индуктора на двухсторонний.

Литература

1. Туктаров М.Ф. Электропривод решётного стана зерноочистительной машины на базе плоского линейного асинхронного двигателя: дис... канд. техн. наук/ БГАУ. - Уфа, 2013.

2. Акчурин С.В. Инерционный конвейер влажного сахара со звеном предварительного разгона линейного асинхронного электропривода: дис. канд. техн. наук/ БГАУ. - Уфа, 2013.

3. Самсонов Ю.А. Совершенствование монорельсовых внутренних транспортных систем предприятий агропромышленного комплекса путём применения линейного асинхронного двигателя: дис. канд. техн. наук/ СПбГАУ. - СПб, 2014.

4. Епифанов А.П. Научные основы создания тяговых линейных асинхронных двигателей: дис.доктора техн. наук: 05.09.01/ СПбГТУ. - СПб,1992.

5. Поляков Б.А. Конденсаторные установки для повышения коэффициента мощности. - М. -Л.: Госэнергоиздат, 1962. - 232 с. (с черт.)

6. Вольдек А.И. Электрические машины. - М.: Энергия, 1966. - 782 с.

7. Коняев А.Ю., Сарапулов Ф.Н. Особенности расчёта характеристик линейного асинхронного двигателя с массивным магнитопроводом //Электричество. - 1983.- №8. - С. 65-67.

8. Ямамура С. Теория линейных асинхронных двигателей. - Л.: Энергоатомиздат, 1983. - 180 с.

9. Епифанов А.П., Криль Д.Б. Особенности расчёта характеристик и выбора параметров односторонних линейных асинхронных двигателей с массивным обратным магнитопроводом// Электроэнергетика и электрооборудование сельских территорий: состояние, проблемы и пути решения: сб. науч. трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава.- Ч. I. / СПбГАУ. -СПб., 2018.

Literatura

1. Tuktarov M.F. Elektroprivod reshyotnogo stana zernoochistitel'noj mashiny na baze ploskogo linejnogo asinhronnogo dvigatelya: dis. kand. tekhn. nauk/ BGAU. - Ufa, 2013.

2. Akchurin S.V. Inercionnyj konvejer vlazhnogo sahara so zvenom predvaritel'nogo razgona linejnogo asinhronnogo elektroprivoda: dis... kand. tekhn. nauk/ BGAU. - Ufa, 2013.

3. Samsonov YU.A. Sovershenstvovanie monorel'sovyh vnutrennih transportnyh sistem predpriyatij agropromyshlennogo kompleksa putyom primeneniya linejnogo asinhronnogo dvigatelya: dis. kand. tekhn. nauk/ SPbGAU. - SPb, 2014.

4. Epifanov A.P. Nauchnye osnovy sozdaniya tyagovyh linejnyh asinhronnyh dvigatelej: dis. doktora tekhn. nauk: 05.09.01/ SPbGTU. - SPb,1992.

5. Polyakov B.A. Kondensatornye ustanovki dlya povysheniya koefficienta moshchnosti. - M.-L.: Gosenergoizdat, 1962. - 232 s. (s chert.)

6. Vol'dek A.I. Elektricheskie mashiny. - M.: Energiya, 1966. - 782 s.

7. Konyaev A.YU., Sarapulov F.N. Osobennosti raschyota harakteristik linejnogo asinhronnogo dvigatelya s massivnym magnitoprovodom //Elektrichestvo. - 1983. - №8. - S. 65-67.

8. YAmamura S. Teoriya linejnyh asinhronnyh dvigatelej. - L.: Energoatomizdat, 1983. - 180 s.

9. Epifanov A.P., Kril' D.B. Osobennosti raschyota harakteristik i vybora parametrov odnostoronnih linejnyh asinhronnyh dvigatelej s massivnym obratnym magnitoprovodom// Elektroenergetika i elektrooborudovanie sel'skih territorij: sostoyanie, problemy i puti resheniya: sb. nauch. trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava.- CH. I. / SPbGAU. - SPb., 2018.

УДК 553.981.2.1 Б01 10.24411/2078-1318-2019-12150

Канд. техн. наук Р.Т. ХАКИМОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ)

Чл.- кор. РАН, доктор техн. наук, проф. О.Н. ДИДМАНИДЗЕ

Канд. техн. наук Е.П. ПАРЛЮК (ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАНОВОГО ЧИСЛА СОСТАВА СЖИЖЕННОГО

ПРИРОДНОГО ГАЗА

Природный газ представляет собой многокомпонентный состав из органических составляющих: метан - СН4; этан - С2Н5; пропан - С3Н8; бутан - С4Н10; и т.д. и неорганических компонентов: - водород (в небольших количествах) - Н2; углекислый газ -СО2; азот - N2; сероводород - H2S и т.д. [2].

Изучение компонентного состава различных топлив, в основном нефтяных, проводились еще в 1962 году в работах И.И. Вибе, где автор рассматривал закономерности характера скорости сгорания в двигателях на основании общих уравнений скорости цепных химических реакций. В 1974 году авторами [1] подробно представлен расчет октановых чисел бензиновых смесей. Анализ проведенной работы показал, что многокомпонентные смеси, состоящие из 4 - 5 и более компонентов, обладают различной детонационной стойкостью.

Цель исследования. В данной работе представим взаимосвязь октанового числа природного газа с процессом тепловыделения в газовом двигателе.

Согласно источнику [3] на практике расчетное октановое число (ОЧ) смесей рассчитывают по правилу аддитивности, т.е. сумма произведений каждого компонента на долю его в смеси. Данное уравнение имеет вид:

очр = ЕГ=1&-*с, а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.