УДК 332.68
С.А.ФИЛАТОВ
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Данное исследование ставит своей целью определение преимуществ и недостатков российской налоговой системы в сфере недропользования в связи с принятием второй части Налогового кодекса РФ. Дается сравнительная оценка величины налоговой нагрузки на недропользователей в расчете на 1 т добываемой нефти на конец 2001 - начало 2002 г.
Проанализировано также влияние действующего налога на добычу полезных ископаемых, на деятельность основных нефтегазодобывающих предприятий такого сырьевого региона, как Ханты-Мансийский автономный округ.
На основе зарубежного опыта предложена методика дифференциации налога на добычу с целью изъятия остаточной горной ренты, формирующейся в отрасли, а также стимулирования разработки низкорентабельных месторождений нефти и газа.
The main aim of the article is to analyse the present tax system in the oil industry. All advantages and disadvantages of Russian Federation tax system through the new chapter of the Tax Code must be shown. Here is a comparative value of tax loading into 1 ton extracted oil in 2001-2002.
The author shows an influence of special taxation on the primary oil and gas mining enterprises in Khanty-Mansyisk district that is one of the most important region in the sphere of extracting raw minerals.
According to the foreign experience the author suggests a systematic example of differential tax calculation with a purpose to confiscate the residual mining rent. This method based on different geological condition of the oilfields in our country. That's why the profits of oil companies are so different. Differential taxation must leave only normal profit for this brunch of industry.
В течение продолжительного времени в нефтедобыче широко используются специальные инструменты налогообложения, поскольку в отрасли генерируется значительный по величине рентный доход. Разница между рыночной стоимостью добытой нефти и затратами на разведку и разработку месторождений, в том числе нормальная прибыль, может рассматриваться в качестве ренты, на изъятие которой нацелено специальное налогообложение нефтегазового сектора.
Попыткой такого изъятия стало введение с 1 января 2002 г. второй части Налогового кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрена отмена акциза на нефть, роялти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ). Своеобразной «заменой» этому стал налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). До 2005 г. его
ставка составит 340 рубА с корректировкой поправочным коэффициентом, зависящим от мировой цены на нефть сорта «Urals» и курса доллара. Начиная же с 2005 г., будет действовать ставка 16,5%, а в качестве налогооблагаемой базы будет выступать выручка от реализации без НДС, экспортной пошлины и затрат на транспорт.
Изменение ставки налога на прибыль, отмена льготы по капитальным вложениям, введение новой шкалы для расчета экспортной пошлины, а также ряд других преобразований существенно увеличили налоговую нагрузку на нефтедобывающие предприятия, что доказывает анализ суммы налогов с 1 т нефти в 2001 и 2002 гг., взимаемых с нефтедобывающих предприятий одного из сырьевых регионов страны — Ханты-Мансийского автономного округа, где добывается более по-
НДС
Таможенная пошлина Акциз
Отчисления на ВМСБ
Роялти
Налог на имущество Налог на прибыль ЕСН
НДС
Таможенная пошлина
Налог на добычу
Налог на пользователей автодорогами Прочие налоги и пдагакн
ЕСН
Налог на имущество Налог на прибыль Прочие налоги и платежи
2001 г.
2002 г.
Рис. 1. Усредненная налоговая нагрузка на 1 т нефти в 2001 и 2002 г. (соответственно по старой и действующей налоговым системам)
ловины нефти России (рис.1). Данные по основным недропользователям свидетельствуют, что предприятия платят государству в 1,5-2 раза больше, чем получают сами. При этом крупные нефтяные компании остаются рентабельными и прибыльными, в то время как малые и средние не могут нормально функционировать вследствие больших затрат на добычу. В новых условиях налоговая нагрузка возросла примерно на 12,5 %, а НДПИ по своей величине на треть превзошел сумму роялти, акциза и отчислений на ВМСБ.
Данный налог увеличивает налогооблагаемую базу нефтяных компаний, так как зависит от мировой цены, а не от низких трансфертных цен. Однако он остается только фискальным инструментом и не учитывает горно-геологических условий разработай месторождений полезных ископаемых. Его ставка одинакова для всех налогоплательщиков, а потому не стимулирует разработки низкорентабельных месторождений с трудноизвлекаемы-ми запасами нефти.
Различия в размерах и рентабельности месторождений по величине удельных капитальных и эксплуатационных затрат наблюдаются в любом нефтедобывающем регионе. Следовательно, рентный доход для различных месторождений в значительной степени дифференцирован. Поэтому необ-
ходима гибкая система налогообложения, позволяющая эффективно осуществлять производственную деятельность в любых экономических условиях.
Обобщение зарубежного опыта показывает, что целям наиболее полного изъятия ренты от добычи нефти с оставлением нефтедобывающим предприятиям «нормальной» чистой прибыли соответствует такой подход, при котором для исчисления специальных налогов используется чистый текущий доход компании, очищенный от прямых затрат на добычу нефти.
Удельные затраты на добычу зависят от объема добываемой нефти. При наличии у некоторых предприятий высоких прямых затрат, их текущий доход будет меньше, что снизит базу для расчета налога на добычу. Другими словами, чистый текущий доход можно представить как сумму доходов государства и недропользователя. Тогда доходом государства будут все собираемые им налоги, а доходом недропользователя - чистая прибыль.
Суть предлагаемого метода (дифференцированной налоговой системы) состоит в изменении приоритетности расчета налога на прибыль и НДПИ. В действующей налоговой системе для определения чистой прибыли требуется первоначально количест-
! 100 1000 £ 900
а 8оо
с ч £
700 600 500 400
: ; 1 ! 1 1 ! 1 • j ! _1 i ! : !
\ ■■ f \ \
\ 1 ! / / \ ! /
' /; \ ) \ /\
; Ч ; 1 у : ' '\ /1 \ / ■
: \ \ \ ! 1" i \ / \ ——- ---Л- - 1 ■
1 * -i-j-!-1- —•—1_—. « » I » -!-;--!- -!-i-!-
X S 3
I
S
с с
У-
и X
а
о с с с н
1 Он
п i-
-0 i-
»0 I Ö 0 u ш x X X ä _ x
£ m о < S О i
к =; u Ш £
5 О ш öS
о < S
О ffi
х
X
<
U
ш ¡¡р
< m
I
е
Ш Г 1 р
S us и ж
О
Предприятие
Рис.2. Оценка НДПИ по предприятиям Ханты-Мансийского автономного округа при действующей (I) и дифференцированной (2) системах налогообложения
венно выделить НДПИ, входящий в себестоимость, затем рассчитать балансовую прибыль, а уж потом, взяв от нее 24 %, установить налог на прибыль и чистую прибыль предприятия.
Рассматриваемая здесь схема предлагает начинать вычисления с определения чистой прибыли и налога на прибыль и после этого рассчитывать НДПИ. Для этого необходимо ввести такое понятие, как порог налогового изъятия, который представляет собой долю всех налогов в чистом текущем доходе предприятия. Согласно мировой практике, порог налогового изъятия в среднем составляет 70 % от текущего дохода. Остальные 30 % принадлежат чистой прибыли. Можно сказать, что мы ограничиваем уровень чистой прибыли, однако при этом рентабельность предприятия может быть высокой.
В зависимости от прямых затрат на добычу, затрат на транспорт, мировых и внутренних цен на нефть величина налога на добычу полезных ископаемых будет дифференцированной по каждому из предприятий, добывающих нефть (рис.2). Положение кривой 2 несколько выше сложившегося уровня НДПИ (кривая 1), что свидетельствует о бо-
лее полном изъятии остаточной ренты у нефтедобывающих предприятий. Если удельные затраты на добычу нефти слишком высоки и чистая прибыль недропользователя составляет менее 30 % от чистого текущего дохода, то налог на добычу полезных ископаемых не взимается, так как отсутствует излишек горной ренты, а разрабатываемое при таких условиях месторождение может называться маржинальным. Этим стимулируется разработка низкорентабельных запасов и повышение инвестиционной привлекательности месторождений или их участков.
Интересной особенностью дифференцированного НДПИ является форма его зависимости от мировой цены нефти (рис.3): налоговая нагрузка в условиях дифференцированной системы налогообложения с ростом экспортной цены увеличивается быстрее. К тому же налог взимается, начиная не с 8 $/ЬЫ, а с 6 $/ЬЫ.
Таким образом, при росте мировой цены нефти сорта «Urals» налоговая нагрузка на добывающие предприятия увеличивается быстрее, что способствует поступлению в бюджет государства большей части доходов от экспорта сырой нефти по сравнению с сегодняшней ситуацией, когда нефтяным ком-
Экспортная цена нефти, $ЛЫ
Рис.3. Усредненный налог на добычу в зависимости от экспортной цены нефти при действующей (1) и дифференцированной (2) системах налогообложения
паниям выгодно продавать свою продукцию иностранным партнерам и объемы продаж сдерживаются лишь пропускной способностью нефтепроводов.
Привлекательность предлагаемого подхода к дифференциации НДПИ заключается в следующем: дифференцированный налог на добычу учитывает горно-геологические условия разработки, а также способствует наиболее полному изъятию остаточной ренты при точно такой же форме зависимости от экспортной цены нефти, как и у существующего НДПИ.
Рассмотренную схему целесообразно применять на уровне лицензионных участ-
ков. В таком случае необходим учет величины налога на добычу по каждому участку и уплата нефтедобывающим предприятием суммарного НДПИ, так как учет на уровне предприятия приведет к искажениям в определении величины налога.
С помощью налогового регулирования, стимулирующего разработку низкорентабельных запасов нефти и газа, государство обеспечит привлечение в сферу недропользования большего объема капитальных вложений, а также повысит наполняемость бюджетов всех уровней за счет горной ренты, изымаемой у недропользователей.