НуралиевР.Т., к.э.н.
заведующий отделом Центра исследований проблем приватизации и управления государственными активами при Агентстве по управлению
государственными активами Республики Узбекистан
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ
УЧАСТИЕМ
Аннотация: В данной статье рассмотрены роль и значения государства как участника в управлении предприятиями, положительные результаты внедрения в их деятельность принципов и методов корпоративного управления. А также особенности развития корпоративного управления на предприятиях с государственным участием.
Ключевые слова: менеджмент, инвестор, корпоративное управление, предприятие с государственным участием, акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Nuraliev R.T., Ph.D. in Economics, Head of Department, Center for Research on Privatization and Management of State Assets under the Agency for Management of State Assets of the Republic of Uzbekistan
IMPROVING THE EFFICIENCY OF CORPORATE MANAGEMENT IN ENTERPRISES WITH STATE PARTICIPATION
Abstract: This article examines the role and significance of the state as a participant in the management of enterprises, the positive results of the introduction of principles and methods of corporate governance into their activities. As well as the specifics of the development of corporate governance in enterprises with state participation.
Keywords: management, investor, corporate governance, state-owned enterprise, joint-stock company (JSC), limited liability company (LLC).
В настоящее время наблюдается быстрый рост интереса общественности к проблеме корпоративного управления и развитию рыночных отношений. Причина подобной ситуации состоит в том, что проблемы корпоративного управления тесно связаны с некоторыми наиболее характерными для настоящего времени явлениями в мировой экономике. К ним относятся: возрастание в экономике роли частного сектора; усиление тенденции глобализации и расширение мирового хозяйства; новые условия конкуренции для компаний и развития предпринимательства. Как подчеркивал Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев: «Наша цель - чтобы среди соотечественников появились сотни тысяч собственников и акционеров. Граждане Узбекистана должны иметь возможность инвестировать свои сбережения и получать высокие доходы. Думаю, здесь уместно повторить: если народ богат, то и государство будет богатым и сильным» [1].
Собственник «по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом» [2]. Но владение, пользование и распоряжение корпоративной собственностью представляет из себя очень сложный и трудный процесс, что делает все более насущной необходимостью формирование эффективных институтов корпоративного управления, которые могли бы существенно дополнять и усиливать механизм рыночной конкуренции и способствовать становлению эффективной институциональной среды. Данная проблема актуальна в условиях глубокой и широкомасштабной трансформации в экономике Узбекистана, вызванной как научно-техническим прогрессом, так и ее системными и структурными преобразованиями, осуществляемыми в процессе формирования рыночной среды и развитии многоукладной экономики. Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Корпорации в Узбекистане еще не полностью справляются с ролью ключевого звена нашей экономики. Между тем, корпоративное управление — это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти.
В Узбекистане за годы независимости уделено особое внимание обеспечению прав и свобод граждан, демократизации государственной структуры, углублению рыночных реформ, созданию необходимых гарантий в деле защиты частной собственности, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, работа в данном направлении последовательно продолжается. Расширены масштабы политических, социально-экономических, духовно-правовых реформ, приняты стратегические программы, направленные на развитие различных форм предпринимательства для устойчивого роста национальной экономики в условиях рыночных отношений и эффективного использования имеющихся возможностей, создание организационно-правовой базы данной сферы, дальнейшее их совершенствование и либерализацию экономики.
Одним из важных направлений долгосрочных государственных программ реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики является обеспечение надежной защиты интересов частного предпринимательства и малого бизнеса, повышение роли частной собственности и поступательное сокращение присутствия государства в экономике, в связи с чем в Узбекистане уже проведена
значительная работа в данном направлении. В частности, сформирована нормативно-правовая база корпоративного управления, во всех акционерных обществах созданы органы корпоративного управления, функционируют организации, оказывающие консалтинговые услуги, приняты соответствующие решения правительства по ускорению процессов внедрения систем управления качеством на предприятиях.
Особое внимание уделяется широкому привлечению в хозяйствующие субъекты иностранных инвесторов, созданию благоприятных условий для их активного участия в корпоративном управлении, модернизации, техническом и технологическом перевооружении производства.
В условиях Узбекистана наиболее приемлемым и оправдывающим себя вариантом является такая форма собственности, когда владельцами акций становятся, наряду с отечественными, и иностранные инвесторы. В нашей стране уже действует свыше 4 тысяч таких предприятий, созданных с участием иностранного капитала. Есть примеры успешного функционирования предприятий, полностью основанных на иностранном капитале и зарубежных методах корпоративного управления. Основной тенденцией экономического развития страны стало ежегодное увеличение объемов иностранных инвестиций и стабильный рост их доли в совокупных инвестициях в основной капитал Узбекистана (Табл. 1).
Изучая вопросы корпоративного управления, можно сделать вывод о важности роли государства как участника в управлении предприятиями. Она заключается в следующем:
• государство инвестирует средства в отдельные отрасли экономики или отдельные регионы с целью их развития;
• государство обеспечивает контроль за функционированием стратегических отраслей экономики;
• государство создает источники доходов для пополнения государственного бюджета и создает рабочие места.
Также, цели государства, как акционера, носят гораздо более сложный и комплексный характер, по сравнению с целями и задачами частных собственников. Государство может руководствоваться разными целями, не связанными с финансовыми результатами компании [3].
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в % к общему
объему [4].
Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Всего 100 100 100 100 100
в.т.ч.
Республиканский бюджет 4,8 4,6 9,0 6,8 8,8
Средства предприятий и населения 47,3 42,0 29,3 40,8 37,1
Государственные целевые фонды 11,4 11,3 4,3 2,1 2,4
Иностранные инвестиции и кредиты 23,8 24,3 43,6 42,7 43,7
Кредиты коммерческих банков и другие заемные средства 12,7 17,8 13,8 7,6 8,0
Источник: Государственный комитет по статистике. www.stat.uz
Любое акционерное общество, в том числе с государственным участием в капитале, имеет развитую сеть корпоративных отношений. Основными участниками корпоративных отношений являются субъекты, связанные с функционированием компании, оказывающие влияние на ее деятельность или зависящие от нее, в той или иной форме или степени. Прежде всего, это органы управления акционерным обществом, акционеры, персонал, в том числе менеджмент. Каждый участник корпоративных отношений является носителем определенных интересов и стремится их реализовать [5].
Вступление Узбекистана на путь инновационного развития поставило перед предприятиями реального сектора экономики ряд проблем, главными из которых являются развитие современных организационно-правовых форм хозяйствования, реформирование системы управления производством и введение распространенных в мировой практике методов и инструментов управления, позволяющих максимизировать их прибыль, внедрять последние достижения науки и техники, а также сглаживать причины конфликтов всех участников деятельности предприятия.
Широкие перспективы для успешного решения указанных задач открывает система корпоративного управления, позволяющая интегрировать усилия высших и исполнительных органов управления в вопросах выработки взвешенной стратегии развития производства, освоения выпуска новой продукции и внедрения прогрессивных форм хозяйствования. Поэтому в Стратегии управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021-2025 годы среди приоритетных направлений управления государственными активами отмечена необходимость обеспечения полного перехода предприятий с государственным участием на рыночные условия, полное внедрение в их деятельность современных методов корпоративного управления [6].
В заключение можно отметить, что предпринимаемые меры в последние семь лет руководством республики, в этом направлении, создали широкие возможности для развития системы корпоративного управления, что, в свою очередь, позволит значительно повысить эффективность управления государственными активами.
Использованные источники: 1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана, https://president.uz/ru/lists/view/5774.
2. Конституция Республики Узбекистан, статья 66.
3. Кочетыгова Ю.В. Экспансия государственных компаний: корпоративное управление и эффективность экономики. Standard and Poors, 09/03/2007.
4. Государственный комитет по статистике, www.stat.uz.
5. Харчилава Х.П. Боттаев А.Ю. Корпоративное управление в компаниях с государственным участием. // УПРАВЛЕНИЕ. - № 1(15) / 2017. C. 88-92.
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2021 года №166 «Об утверждении стратегии управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021-2025 годы». / Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (www.lex.uz).