ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки ART 201012 2020, № 02 (февраль) УДК 378.147
Повышение эффективности комплексного обучения абитуриентов русскому языку как иностранному на подготовительных курсах
Громова Татьяна Владимировна1
Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
Аннотация. С каждым годом растет количество иностранных студентов, обучающихся в том или ином высшем учебном заведении Российской Федерации. Критерии оценки работы высшего учебного заведения при его аккредитации включают в себя четыре вида деятельности: учебную, международную, научную и финансовую. Поскольку качество обучения иностранных студентов непосредственно зависит от их уровня владения русским языком, то вопрос их комплексного обучения русскому языку как иностранному приобретает особое значение. В статье делается акцент на психологическом аспекте использования языка в процессах индивидуальной речемыслительной деятельности и речевой коммуникации, форм реализации языковой способности к общению, особенностей восприятия речи, характеристик и свойств языковой личности. Цель исследования заключается в повышении результативности обучения русскому языку как иностранному абитуриентов вуза на подготовительных курсах в результате анализа возможностей развития психологических и лингвистических аспектов речевой деятельности и их последующего практического использования в процессе учебы. Методы исследования включали в себя: констатирующий и формирующий эксперименты; методы качественного и количественного анализа полученных данных. Основным результатом работы выступает проведение исследования в комплексном соотношении русского языка и психологии для создания инновационных интегративных систем обучения русскому языку абитуриентов подготовительных курсах, что интенсифицирует процесс научного исследования и практическое внедрение научных результатов. Теоретическая значимость работы состоит в разработке модели эффективности обучения русскому языку как иностранному абитуриентов на подготовительных курсах в вузе, а практическая значимость - в использовании теоретических аспектов исследования для развития речи иностранных студентов (навыков работы с языковым материалом для межличностного общения; коммуникативных навыков; навыков логического, критического, знакового, образного, символического, предметного мышления) в процессе обучения их русскому языку в российских вузах.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, абитуриенты, подготовительные курсы, иноязычная компетенция, коммуникативная компетенция, комплексное обучение, лингвистические навыки.
Поступила в редакцию Received 10.01.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.01.20
Принята к публикации Accepted for publication 28.01.20 Опубликована Published 20.02.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Громова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Россия
Введение
Актуальность проблемы эффективности комплексного обучения русскому языку как иностранному (далее - РКИ) абитуриентов на подготовительных курсах связана с расширением международной деятельности вузов и возрастающим числом иностранных студентов, обучающихся в них. Причем уровень знания русского языка очень часто оставляет желать лучшего; в связи с этим требуется специальная предварительная подготовка иностранных студентов на подготовительном факультете или подготовительных курсах к обучению в вузе. Целесообразность организации учебного процесса на подготовительных курсах по овладению русским языком сфокусирована на интеграции иноязычной компетенции и профессиональной компетентности абитуриентов, однако не всегда учитывается психолингвистическая составляющая, что также подчеркивает своевременность данной работы.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Психолингвистика и использование ее подходов требуют комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции [1, 2]. Рассмотрение процесса комплексного обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах в этой связи происходит с учетом направленности на возникновение этих изменений, положительных сдвигов в их лингвистическом развитии.
Российский лингвист профессор Ф. Ф. Фортунатов основал московскую лингвистическую школу, изучал теорию грамматики, занимался педагогической деятельностью. Ф. Ф. Фортунатов был приверженцем «строгих» методов, о чем говорит его своеобразный научный стиль, сочетавший глубину и точность с сухостью изложения [3].
Разработкой методологии обучения русскому языку занимались многие лингвисты и психологи. В частности, Н. Е. Богославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова ратовали за усиление практической направленности обучения русскому языку и повышение эффективности каждого занятия [4]. Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева писали о связи методики преподавания русского языка с философией, психологией, педагогикой, лингвистикой. Так, например, связь методики с психологией заключается, по мнению авторов, в использовании в методике выводов, относящихся к психологии восприятия: анализа и синтеза, абстрагирования, конкретизации и др. [5] Согласно концепции логико-грамматического членения предложения В. З. Панфилова, выразителями известной (тема) и новой информации (рема) в предложении могут быть, соответственно, логико-грамматический субъект и логико-грамматический предикат как составляющие логического суждения-сообщения, которые могут быть объективированы в языке любым членом или членами предложения [6].
Вопросы обучения русскому языку, лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации обсуждались на ряде конференций [7, 8].
Психологическими аспектами усвоения языка как средства общения занимались многие исследователи. Так, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская освещали психологические закономерности процесса усвоения школьниками знаний [9]. А. К. Маркова рассматривала проблемы психологических механизмов функционирования языка в речевой деятельности индивида [10]. В. В. Знаков исследовал соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с точки зрения психологии субъекта и психологии человеческого бытия, раскрыл тесную связь понимания с самопониманием. Им были проанализированы новые подходы к исследованию психологической специфики
понимания в нарративном подходе, герменевтике, психологии человеческого бытия, а также выявлены половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании [11].
Американский лингвист, исследователь индейских языков, представитель когнитивной лингвистики Уоллес Чейф показывает, как изучение языка и сознания может дать понимание того, как работает разум. Опираясь на тщательный анализ устной и письменной речи, он исследует, как поток идей проходит через сознание и как сознание «вытесняется» посредством памяти и воображения [12].
Е. М. Беспаленко изучает прагмалингвистику как средство диагностирования личностных качеств и рассматривает речевое поведение в нескольких аспектах [13].
Проблема формирования лингвистического мышления как условия интеллектуального развития впервые была поднята российским лингвистом Ф. И. Буслаевым, являвшимся одним из основателей лингвистической русистики. Ф. И. Буслаев считал язык средством «приобретения» мысли и говорил о целесообразности изучения русского языка в сравнительно-историческом контексте [14].
Большое значение в исследовании вопросов формирования лингвистического мышления обучающихся в настоящее время приобретают работы Н. М. Шанского и Э. В. Криворотовой. Н. М. Шанский интерпретирует понятие «внутренний план деятельности лингвистического анализа текста» и определяет те составляющие деятель-ностной парадигмы, которые находят свое отражение в лингвистическом анализе текста [15]. Э. В. Криворотова раскрывает возможности процесса изучения языка для формирования лингвистического мышления, что является необходимым условием интеллектуального развития, и указывает на то, что в процессе обучения, к сожалению, не учитывается уровень сформированности лингвистического мышления, а логическое мышление развивается стихийно и не является предметом специального формирования [16].
Непосредственно проблемами, связанными с обучением иностранных студентов РКИ, занимались отечественные и зарубежные исследователи. В своей работе С. Г. Бархударов рассматривает как лингвистические основы обучения иностранцев русскому языку, так и методику его преподавания, уделяя особое внимание вопросам лингвокуль-турологического описания лексики [17]. На психологических аспектах обучения русскому языку как иностранному акцентирует внимание А. А. Леонтьев [18], а Э. Г. Азимов в своей статье рассматривает использование компьютерных технологий в обучении РКИ и приемы работы с современными компьютерными средствами обучения [19].
Методике преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа посвящено исследование В. Н. Вагнера [20]. А. Н. Щукин обобщает опыт преподавания РКИ с позиций современных достижений в области методики, педагогики, психологии, лингвистики, психолингвистики, социологии и лингвострановедения [21].
Учебное пособие Т. М. Балыхиной посвящено характеристике и анализу лингво-дидактических основ преподавания русского языка как неродного, изучению законов организации процесса обучения письменному и устному общению на русском языке обучающихся-билингвов; в нем рассматриваются средства, методы, подходы для эффективного и творческого применения полученных знаний на практике [22].
Китайский ученый Ван Синхуа рассматривает проблемы взаимосвязанного развития основных видов речевой деятельности как важного звена в методике преподавания РКИ и доказывает необходимость учета специфики межличностного или социального взаимодействия в разных культурах, а также частичного или полного погружения в языковую среду [23]. Соотечественник Ван Синхуа Го Юйхуа проанализировал и систематизировал опыт обучения РКИ на основе российских научных периодических изданий [24].
Здесь следует отметить, что русский язык становится одним из самых востребованных иностранных языков в Китае.
О неимоверной сложности изучения РКИ рассуждает В. Стародумов. Это касается понимания грамматики (в выражении грамматических значений доминирует словоизменение при помощи флексий), синтаксиса (свободный порядок слов), лексики и семантики (в частности, явления омонимии, многозначности) [25].
Методологическая база исследования
Источниковедческая база исследования включает в себя: психолингвистические труды; психологическую и педагогическую литературу; диссертации; тезисы и статьи научных конференций, электронные ресурсы по теме исследования. Методы исследования: констатирующий и формирующий эксперименты; методы качественного и количественного анализа полученных данных. В процессе исследования использовались следующие диагностические методики:
- психолингвистические тесты «Оценка логики мышления»; тест на соотношение психики и языка; решение психологических речевых задач [26];
- корректурная проба «Найди слова» [27];
- упражнение «Перепутанные слова и предложения в сказке. Как исправить?» [28];
- методика Айзенка [29];
- изучение аффилиации [30].
Условия реализации методов исследования:
- предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;
- формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;
- формирование действия во внутренней речи;
- переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.
Предполагаемые результаты исследования: в результате комплексного обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах обучающиеся овладеют базовыми лингвистическими навыками; навыками работы с языковым материалом для межличностного общения; коммуникативными навыками; навыками логического, критического, знакового, образного, символического, предметного мышления.
Предполагается, что абитуриенты, а впоследствии студенты, будут способны использовать лингвистические навыки как практическую базу при анализе различных языковых единиц, текстовых фрагментов, целостных текстов; интерпретировать письменную речь, т. е. художественные произведения.
Результаты исследования
Цель исследования - повышение эффективности обучения РКИ абитуриентов вуза на подготовительных курсах посредством построения научной базы для создания инновационных обучающих психолингвистических технологий.
Научная новизна исследования заключается:
- в проведении исследования в комплексном соотношении русского языка и психологии, что интенсифицирует процесс научного исследования и практическое внедрение научных результатов;
- комплексном обучении РКИ абитуриентов на подготовительных курсах и проблеме формирования языковых знаний на основе развития языковой способности, что представляет собой новое перспективное направление в психолингвистике;
- интеграции русского языка и психологии с целью расширения речевых исследований и для создания инновационных интегративных систем обучения русскому языку иностранных студентов на подготовительных курсах.
Теоретическая значимость состоит в разработке модели эффективности обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах.
Объект исследования - абитуриенты подготовительных курсов вуза.
Предмет исследования - лингвистические навыки у абитуриентов подготовительных курсов в процессе обучения их русскому языку.
Организация исследования: исследование проводилось поэтапно с 2017 по 2018 год. В эксперименте принимали участие абитуриенты и в качестве сравнения студенты первого курса Самарского государственного экономического университета.
Проблема эффективности комплексного обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах обусловливается фактором педагогического целеполагания обучения, который охватывает три основных аспекта:
1) когнитивный, предполагающий приобретение различных типов знаний (знание языковых концепций, языковых фактов, языковых моделей, а также когнитивных навыков);
2) аффективный, предполагающий использование эмоций, содействующих формированию интересов, взглядов, убеждений, ценностей;
3) мотивационный, предусматривающий побуждение к действию.
Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения и деятельности, что, в свою очередь, влияет на процесс мышления.
В этой связи обучение абитуриентов русскому языку следует организовать так, чтобы оно вызывало у обучающихся положительные изменения психологического плана.
Вследствие обработки литературы психолого-педагогического характера по проблеме исследования, а также приобретенного опыта была разработана модель эффективности обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах.
Модель в данном контексте - это сложившийся внешний образ комплексного обучения с учетом межсистемных и межпредметных связей, содержательная структура которого объединяет психолингвистические методы и педагогические технологии; формирующий и констатирующий эксперименты. Главной целью функционирования модели эффективности обучения РКИ (далее - Модель) является развитие лингвистических навыков у абитуриентов в процессе обучения русскому языку. Достижение цели проектирует построение научной базы для создания инновационных образовательных психолингвистических технологий (см. рисунок).
Реализация Модели возможна в результате многоэтапной индивидуальной и групповой образовательной деятельности, которая включает в себя раскрытие и формирование следующих аспектов, необходимых для создания индивидуальной траектории обучения:
- увеличение уровня самоактуализации, т. е. личностное самосовершенствование;
- обнаружение просоциальных мотивов;
- обучение навыкам самообразования;
- подверженность информации из окружающего мира в изучении русского языка;
- когитологический подход к исследованию художественных и профессиональных текстов;
- использование прагмалингвистики в диагностике индивидуальных качеств человека при изучении коммуникативных компетенций.
В исследовании на начальном этапе применялся экспериментально-психологический метод. В рамках реализации модели эффективности обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах использовались когнитивные методы в обучении.
Результаты диагностики «Оценка логики мышления»
Содержательная информация об уровне мышления и доминирующих видах мышления нужна преподавателю русского языка:
- для реализации личностно ориентированного подхода;
- выбора заданий, оптимально воздействующих на лингвистическое развитие обучающихся;
- влияния на обучающегося посредством индивидуальной методики оценки;
- организации деятельности по совершенствованию качеств лингвистического развития абитуриентов.
Модель эффективности обучения абитуриентов русскому языку как иностранному
на подготовительных курсах
С этой целью проводился констатирующий эксперимент. Для адекватной оценки интеллектуальных способностей абитуриентов следует отталкиваться от данных о мышлении как о различных методах решения заданий: обобщенном и необобщенном. Обобщенный метод решения характеризуется тем, что задача находит решение для всех однородных. Необобщенный метод решения задач (верного только для конкретного случая) свидетельствует о наличии мышления эмпирического типа.
Процедура проведения групповой диагностики уровня мышления и типов мышления происходит следующим образом: абитуриентам и студентам предоставляются по два листа, один из которых содержит задания (22), другой чистый. За ограниченное время (20 мин) нужно выполнить задания, отметив значком «+» (верно) и «-» (неверно), либо «0», если не успели. По окончании сведения по каждому испытуемому вписываются в итоговую ведомость, после чего оформляются в виде таблицы.
Результаты исследования уровня мышления и типов мышления
абитуриентов и студентов
№ Ф. И. О. ис- Номер задачи
пытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Результаты исследования абитуриентов и студентов (всего 224), %
1 Абитуриенты подготовительных курсов 81 76 79 68 65 66 58 59 54 57 53 48 51 34 45 32 29 18 22 20 19 16
2. Студенты первого курса 84 86 83 78 75 76 61 62 65 60 62 57 61 43 48 42 33 25 27 24 21 19
Используя полученные в результате эксперимента данные, мы подсчитали (в процентах) число абитуриентов, справившихся с решением задач. Эти данные были сопоставлены с аналогичными показателями студентов первого курса.
Сравнение показателей привело к выводу, что более низкие показатели у абитуриентов подготовительных курсов. Было также выявлено, что знаковое мышление имеет более низкие показатели в обеих группах испытуемых.
Методика исследования лингвистических навыков Ганса Юргена Айзенка включала в себя следующие задания: корректурную пробу (найти слова) и словесные тесты, например:
а) найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго СА (...) ОН; ПЕ (...) ОЛ; ДИК (...) ЕЦ и др. Соответственно, слова, которые необходимо вставить: РАЙ; СОК; ОБРАЗ;
б) используйте слово, означающее то же, что слова, находящиеся вне скобок РОДНИК (,,,) ОТМЫЧКА; БИТВА (,,,) РУГАНЬ и др. Слова, которые необходимо вставить: КЛЮЧ; БРАНЬ [31].
Анализ результатов эксперимента показал, что и у абитуриентов, и у студентов первого курса лингвистические тесты вызвали затруднения.
Для эффективного обучения русскому языку необходимо освоение языкового знака посредством изучения развернутой парадигмы дистрибуций, где правильное использование зависит от словарного окружения в синтагме. Согласно К. Б. Свой-кину, синтагматическая дистрибуция в традиционном лингводидактическом подходе является методологической основой обучения [32]. В связи с этим использование лингвистических тестов является не только диагностическим методом, но и формирующим знания в области русского языка.
Следующая методика констатирующего эксперимента - «Перепутанные слова и предложения в сказке». Задача состоит в использовании лингвистического способа анализа языкового материала. Абитуриенты знакомятся со множеством лингвистических понятий, в том числе: фонемой, морфемой, согласованием, сингармонизмом, эргативным строем, агглютинацией и другими [33]. Например, им предоставляется текст сказки, состоящей из четырех перепутанных предложений, которые необходимо логически выстроить:
Умная галка
Пить на галка на дне дворе стоял хотела кувшин с а водой была в вода только кувшине нельзя галке она было кидать достать стала камушки в столько кувшин и стало что столько набросала пить можно.
Для решения таких лингвистических задач недостаточно формальных логических операций; здесь следует исходить из общего представления о строении языкового текста.
При оценке уровня владения языковыми навыками учитывались статические и динамические параметры языкового и речевого факта. Успешность выполнения рассматривалась с точки зрения функции исследуемого факта. В ходе исследования было выявлено, что абитуриенты подготовительных курсов имеют более низкие результаты, так как затратили больше времени на выполнение задания. При выполнении последующих аналогичных заданий их результаты улучшались, что подтверждает эффективность разработанной Модели.
Формирующий эксперимент, обозначенный в Модели и состоящий из педагогических технологий, представлен следующим образом.
Аргументативный дискурс как вид коммуникативной деятельности и способ речевого воздействия предполагает наличие разных точек зрения на одну проблему. Результатом речевого взаимодействия коммуникантов были проблемные вопросы и проблемные ситуации. Характеристикой аргументативного дискурса выступает диа-логичность как универсальное свойство мышления.
Методы речевой референции представляют собой процесс соотнесения языковых выражений языка с внеязыковой действительностью (объектами реального мира и ситуациями). Механизмы референции принадлежат сфере языка, а не речи, так как они тесным образом связаны с языковыми единицами, из которых состоят предложения, высказывания и текст в целом.
Применение метода синтагматического анализа позволило выявить общие и отличительные черты у разных фраз, включенных в словарную статью.
Известно, что компьютерные технологии вносят ощутимые изменения в преподавание русского языка, смещая акцент с процесса обучения на контроль эффективности изучения русского языка. Широко используются компьютерные обучающие программы по русскому языку: компьютерные учебники по русскому языку; «Репетитор по русскому языку», а также словари, энциклопедии и др. [34-37]
Конечным результатом реализации модели эффективности обучения РКИ абитуриентов на подготовительном факультете является построение научной базы для создания инновационных образовательных лингвистических технологий.
Заключение
Реализация модели эффективности обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах предполагает межсистемную связь с психологией и предусматривает когнитивный подход к обучению русскому языку, что повышает мотивацию абитуриентов к изучению русского языка.
Личностно ориентированное содержание образования на подготовительных курсах активизирует познавательную деятельность.
Практический компонент цели реализации Модели связан с формированием у будущих студентов специальной коммуникативной компетенции, обусловливающей их готовность участвовать в ситуациях межкультурного профессионального общения.
Обучение русскому языку на подготовительных курсах определяется как последовательный процесс взаимодействия преподавателя и абитуриентов, осуществляемый в рамках организованного педагогического пространства, отраженного в Модели.
Констатирующий и формирующий эксперименты были связаны с интенсивной когнитивной деятельностью абитуриентов, что привело к достижению практической цели обучения.
Предполагается, что обучение русскому языку может эффективно осуществляться на основе принципов контекстного обучения, адаптированных применительно к иноязычному образованию; принципов теории обучения иностранным языкам; принципа использования образовательного и развивающего потенциала.
Таким образом, в процессе реализации модели эффективности обучения РКИ абитуриентов на подготовительных курсах диагностические методики и педагогические технологии органично сливаются в единой логике образовательного процесса, направленного на развитие речи иностранных студентов в процессе обучения русскому языку и построение научной базы для создания инновационных обучающих психолингвистических технологий, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности комплексного обучения иностранных абитуриентов, а в дальнейшем студентов русскому языку как иностранному.
Ссылки на источники
1. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // ИЯШ. - 1985. - № 2. - С. 17-23.
2. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М.: Высш. шк., 1989. - 238 с.
3. Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды. Т. I-II. - М.: Просвещение, 1956. - 450 с.
4. Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителя / Н. Е. Богославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
5. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с.
6. Панфилов В. З. Грамматика и логика: грамматическое и логико-грамматическое членение простого предложения. - М.: Издательство Академии наук СССР. Серия: Вопросы теории языкознания, 1963. - С. 38-39.
7. Материалы IX конгресса МАПРЯЛ: доклады и сообщения российских ученых. - М., 1999; Международная конференция преподавателей русского языка и литературы «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы»: тезисы докладов и выступлений. - М., 1969. - 412 с.
8. Исследовательские лингвистические парадигмы в свете современных лингводидактических методов (к постановке проблемы). Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием. Вып. 7 / редкол.: К. Б. Свойкин (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 377 с.
9. Богоявленский Д. Н., Менчинская H. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
10. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974. - 255 с.
11. Знаков В. В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 448 с. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86462.
12. Chafe Wallace L. Discourse, Consciousness, and Time: The Flow and Displacement of Conscious Experience in Speaking and Writing. - Chicago: The University of Chicago Press, 1994. - 327 р.
13. Беспаленко Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека // Молодой ученый. - 2017. - № 46. - С. 178-181. - URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/
14. Буслаев Ф. И. Сочинения, тт. 1-3. - СПб. - Л.: Акад. наук СССР, 1908 -1930. - 552 с.
15. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
16. Криворотова Э. В. Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 428 с. - URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a568.php.
17. Бархударов С. Г. Введение // Методика преподавания русского языка иностранцам. - М.: Изд-во Моск. унта, 1967. - 302 с.
18. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 88 с.
19. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 45-55.
20. Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. - М.: Владос, 2001. - 383 с.
21. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.
22. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. - 185 с.
23. Ван Синхуа. Интегрированное развитие основных видов речевой деятельности как основа обучения иностранцев русскому языку // Научно-педагогическое обозрение. - 2015. - № 3. - С. 47-53.
24. Guo Yuhua. Russian as a foreign language: systematization and experience (analysis of Russian scientific periodicals), 2017. - URL: https://www.researchgate.net/publication/318842711_
25. Стародумов И. В. Особенности преподавания русского языка как иностранного // Молодой ученый. - 2018. -№ 40. - С. 204-207. - URL: https://moluch.ru/archive/226/52843/
26. Методики диагностики свойств мышления: метод. указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии». - URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/713/61713/31738?p_page=2.
27. Тесты и упражнения на внимание. Корректурная проба. - URL: http://mironovair.com/sposobnosti/?p=103.
28. Тест - Методика Айзенка по определению темперамента. - URL: https://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta.
29. Игры «в слова». Игры «со словами». - URL: http://www.bibliotekar.ru/psihokorrekcia/58.htm.
30. Методика изучения аффилиации / А. Мехрабиан. - URL: https://studfile.net/preview/7110108/page:27/
31. Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: Лань - Союз, 1996. - С. 96-97.
32. Свойкин К. Б. Исследовательские лингвистические парадигмы в свете современных лингводидактических методов (к постановке проблемы) // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием. Вып. 7 / редкол.: К. Б. Свойкин (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - С. 322-323.
33. Панфилов К. В. Линии развития языковых структур (на примере аффиксальной структуры). - URL: http://erlang.kirillpanfilov.com/euskara/?linguistics-langlines.
34. Русский язык. Мультимедиа для школьников и студентов / Софт / Мультимедиа. - URL: https://www.labirint.ru/genres/2845/
35. Русский язык и литература: репетитор по русскому языку. - URL: http://www.pycckoeslovo.ru.
36. Словари и энциклопедии. - URL: http://www.academic.ru
37. Практикум по изучению русского языка как иностранного / Т. В. Громова, Г. Н. Александрова, Е. А. Карасева. -Самара: Самарский государственный экономический университет, 2017. - 208 с. - URL: https://lms2.sseu.ru/mod/resource/view.php?id=65540.
Tatyana V. Gromova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Linguistics Chair, Samara State University of Economics, Samara [email protected]
Improving the efficiency of comprehensive teaching Russian as a foreign language for university entrants at the preparatory courses
Abstract. Every year the number of foreign students studying in higher educational institutions of the Russian Federation has been growing. The criteria for evaluating the work of a higher education institution during its certification include four types of activities: educational, international, scientific and financial. Since the quality of foreign students' education directly depends on their level of the Russian language proficiency, the problem of the comprehensive teaching them Russian language as a foreign one is of particular importance. The article focuses on the psychological aspect of the language use in the processes of individual speech activity and speech communication, forms of the language use for communication, some aspects of speech perception, characteristics and properties of the language personality. The purpose of the study is to improve the efficiency of teaching Russian as a foreign language for University entrants at the preparatory courses. Research methods included: ascertaining and forming experiments; methods of qualitative and quantitative analysis of the obtained data. The main result of the work is conducting research on a complex ratio of the Russian language and psychology to create innovative integrative systems of teaching the Russian language for university entrants at the preparatory courses, which intensifies the process of scientific research and the practical implementation of scientific results. The theoretical significance of the work is in developing an effectiveness model of teaching Russian as a foreign language for university entrants at the preparatory courses; practical significance lies in the use of theoretical aspects of the research in the development of foreign students' speech (skills in working with language material for interpersonal communication; communication skills; logical, critical, symbolic, figurative, subject thinking skills) in the process of teaching the Russian language at Russian universities.
Key words: Russian as a foreign language, university entrants, preparatory courses, foreign language competence, communicative competence, comprehensive teaching, linguistic skills.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Громова Т. В. Повышение эффективности комплексного обучения абитуриентов русскому языку как иностранному на подготовительных курсах//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 02 (февраль) - С. 44-54. - URL: http://e-koncept. ru/2020/201021.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11012
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Громова Т. В., 2020