УДК: 338.2:005.8 DOI: 10.12737/24006
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Щеголев А.В.1
В статье рассмотрены причины, побуждающие к использованию механизма проектного управления, с учетом российских реалий. Проводимые реформы должны осуществляться в четко установленные сроки и достигать определенных результатов, а для этого необходимо использовать новые методы управления и государственного регулирования. Проектный подход позволяет устранять ненужные для выполнения поставленной цели процессы, чем обеспечивает экономию ресурсов, обеспечивает сотрудничество различных подразделений и делает результаты и сроки выполнения более прогнозируемыми за счет составления плана, разбитого на этапы, что в конечном итоге, позволяет более качественно контролировать каждый этап и прослеживать динамику выполнения проекта. Проектное управление благодаря своей эффективности в перспективе будет все активнее внедряться в различных сферах деятельности. Данная технология представляет собой организацию деятельности на основе алгоритма разработки и реализации отдельных взаимосвязанных проектов, направленных на достижение конкретного результата, определяющего последовательность и рациональность происходящих процессов. На основе проведенного исследования автором выявлено, что внедрение проектного управления в органах исполнительной власти позволяет повысить эффективность решения поставленных задач, позволяет оптимально распределить временные, человеческие и материальные ресурсы.
Ключевые слова: проектное управление, государственное управление, экономическая политика.
IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC POLICY BASED ON THE IMPLEMENTATION
OF PROJECT MANAGEMENT SHCHEGOLEV A. V. - Senior Lecturer of the Department of Economics and Economic Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]
The article describes the reasons leading to the use of project management mechanism, taking into account the Russian realities. The reforms must be carried out within a clear time frame and achieve certain results, and for this it is necessary to use new methods of management and government regulation. The project approach allows to eliminate unnecessary to accomplish the goal of the process than enables resource savings, ensures cooperation among the various departments and makes the results and timing more predictable by drawing up the plan, broken into stages that ultimately enables better quality control every step and track the dynamics of the project. Project management due to its effectiveness in the future will increasingly be implemented in the various fields of activity. This technology is the organization of activities on the basis of algorithm design and implementation of specific interrelated projects designed to achieve a specific result, which determines the consistency and rationality of the processes. On the basis of the research the author found that the implementation of project management in the executive branch can improve the efficiency of solving tasks, optimally allocate the time, human and material resources.
Keywords: project management, governance, economic policy.
Щеголев Александр Владимирович - старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления - филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, 5а, е-mail: [email protected]_
В настоящее время социально-экономическая ситуация находится в состоянии постоянных изменений, а также требует постоянной переориентации на новые стандарты. Проводимые реформы должны осуществляться в четко установленные сроки и достигать определенных результатов, а для этого необходимо использовать новые методы управления и государственного регулирования. Проектное управление при этом является эффективным приобретением корпоративных структур, которое успешно может быть использовано в государственном управлении. Система проектного управления необходима в вопросе управления качеством работы, эффективна при анализе степени риска1.
С целью привлечения новых инвесторов на территорию Российской Федерации необходимо не только способствовать развитию законодательства в этом направлении, но и использовать новые методы управления бизнесом. При выборе компании, реализующей тот или иной инвестиционный проект, инвестор большое внимание будет уделять тактике и методам управления. Одним из способов управления в организации, который позволяет успешно работать сразу с несколькими направлениями деятельности, является проектное управление. Развитие системы управления и хозяйственного механизма в России в качестве одного из важнейших направлений предполагает совершенствование процессов анализа и планирования2.
Проектное управление представляет собой управление видами деятельности, которые требуют постоянного регулирования в условиях строгих ограничений по срокам, качеству работ и затратам. Особенностями проекта являются его уникальность и наличие определенных целей, достижение которых происходит в условиях различных ограничений. Проектный подход, в отличие от функционального менеджмента, позволяет устранять ненужные для выполнения поставленной цели процессы, чем обеспечивает экономию ресурсов, обеспечивает сотрудничество различных подразделений и делает результаты и сроки выполнения более прогнозируемыми за счет составления плана, разбитого на этапы. Все это, в конечном итоге, позволяет более качественно контролировать каждый этап и прослеживать динамику выполнения проекта.
Проекты могут применяться на любых уровнях, при этом в них может быть вовлечено неограниченное число людей. Проектное управление - организация деятельности на основе алгоритма разработки и реализации отдельных взаимосвязанных проектов, направленных на достижение конкретного результата, определяющего последовательность и рациональность происходящих процессов. При этом его объектом принято считать организованный комплекс работ, который ограничен во времени, а также связан с расходованием конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов, направленный на решение специфичных задач или достижение общей цели. Повышение эффективности бюджетной политики государства должно опираться прежде всего на оптимизацию государственных расходов, ужесточение финансового контроля над целевым характером использования бюджетных средств3.
В современной деловой среде актуальность проектного управления как метода организации и управления производством значительно возросла, что обусловлено
1 Грядунова А.В., Крюкова О.А., Леонова О.В. Проектный менеджмент в системе государственного управления: проблемы применения // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т.11. № 4. - С. 207.
2 Симакова Е.К. Конкурентная стратегия развития региона как подсистема государственной социально-экономической политики // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2014. - Т. 24. - № 3.- С. 54.
3 Самсонова Е.К. Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 1. - С. 154.
объективными тенденциями в глобальной реструктуризации бизнеса. Принцип концентрации производственно-экономического потенциала уступил место принципу сосредоточения на развитии собственного потенциала организации. Крупные производственно-хозяйственные комплексы конгломеративного типа быстро замещаются гибкими сетевыми структурами, среди участников которых доминирует принцип предпочтения использования внешних ресурсов внутренними. Поэтому производственная деятельность все больше превращается в комплекс работ со сложной структурой используемых ресурсов, сложной организационной топологией, сильно функциональной зависимостью от времени и огромной стоимостью1.
Зарубежный опыт показывает, что широкое распространение находит использование методов и средств проектного управления. Так, например, в Японии методология проектного управления программами положена в основу государственной стратегии социально-экономического развития страны, в Великобритании - в проектный менеджмент в государственных организациях, в Новой Зеландии - использование системы «конкурирующих корпораций»: в исполнительные органы заключают друг с другом договоры по оказанию взаимных услуг на конкурсной основе. Более того, по данным Японской ассоциации управления проектами, все инвестиционно-строительные проекты, осуществляемые в рамках программ развития территорий, оцениваются и реализуются с помощью технологий проектного управления, в то время как в России используется не больше 1,5-2 % от их общего количества.
По данным Международной ассоциации управления проектами, использование современной методологии и инструментария проектного управления позволяет сэкономить до 20-30% времени и около 15-20% средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ. Это дает возможность утверждать, что управление проектами является эффективным механизмом подготовки и реализации программ территориального развития2.
В последнее время в российской практике управление проектами стало использоваться особенно активно как на региональном, так и на государственном уровнях. Данный метод управления наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны становится одним из основных инструментов осуществления государственной экономической и социальной политики3. Основными предпосылками этого явились высокая бюрократизация деятельности государственных учреждений; отсутствие механизмов ранней диагностики проблем в управлении; низкий уровень владения сотрудниками современными технологиями управления; преимущественная ориентация на процесс; неравномерное распределение персональной ответственности за полученные результаты.
Важным этапом развития проектного управление в нашей стране стало создание в 1990-е годы Советской Ассоциации управления проектами (СОВНЕТ), которая и на сегодня осуществляет свою деятельность4.
В настоящее время необходимость внедрения проектного управления поднято на государственный уровень. Так, в свете поручения Президента России Орловская область
1 Борисоглебская Л.Н., Нехорошков В.Ю. Проектное управление — инструмент повышения эффективности инновационной деятельности предприятий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: Научный журнал. Т. 6. Экономика. - 2011. - № 2. - С. 79-91.
2 Филимонова Н.М., Моргунова Н.В. «Управление проектами как механизм повышения эффективности планирования и реализации программ регионального развития // Инновации. - 2010. - № 9. - С. 42-44.
3 Строева О.А., Лаврикова Н.И. Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2 (38). - С. 190-195.
4 Алехина Т.А., Строева О.А., Ляпина И.Р. Проектное финансирование инноваций: проблемы выбора инструментария и адаптации // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-2 (75-2). - С. 411-417.
приступила к его внедрению в органах исполнительной власти. Данная технология в перспективе позволит сократить сроки решения поставленных задач, оптимально распределить материальные, временные и человеческие ресурсы, повысить эффективность расходования бюджетных средств, детализирует ответственность и прозрачность деятельности, будет способствовать повышению качества межведомственного взаимодействия для достижения необходимого результата.
Пилотный отраслевой проектный офис начнёт работать на базе Департамента сельского хозяйства. Одновременно Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности области создает стратегический проектный офис, который в перспективе замкнет на себя общую координацию и единую методологическую поддержку всей региональной системы проектного управления. Данные ведомства уже применяют элементы проектно-ориентированного управления, наработана практика деятельности проектных команд и методика управленческих решений. В частности, Департамент сельского хозяйства стал базовым структурным подразделением регионального Правительства, где современные методы проектного управления генерируются в самые различные сферы деятельности: от разработки и реализации инвестиционных проектов до координации целевых госпрограмм, от стимулирования деловой активности в сфере АПК до организации научно-практических форумов и выставок1.
Эксперты высоко оценили проект создания Геоаналитического информационного центра Департамента сельского хозяйства Орловской области, который должен будет обеспечить современный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения и способствовать их эффективному использованию. Отдельно стоит отметить, что благодаря применению методов проектного управления затраты на его внедрение на треть ниже стоимости создания аналогичных центров в других регионах. Таким образом, Орловскую область можно уверенно отнести к регионам, где успешно реализуются различные проектные практики, осуществляемые с использованием ресурсов органов исполнительной власти2.
Эффективность внедрения проектного управления не вызывает сомнения и в перспективе будет все активнее внедряться в различных сферах деятельности региональной власти. Так, по мнению заместителя Председателя Правительства Орловской области по агропромышленному комплексу Дмитрия Бутусова: «Проектное управление может стать реальным драйвером экономики Орловщины. Это практическая, нацеленная на результат деятельность с четким планированием, исполнением, контролем». По мнению первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области Александра Бударина: «Управление проектами — это современный метод планирования. Программа управления проектами хорошо зарекомендовала себя в экономически развитых странах, в которых она используется на протяжении уже более 50 лет»3. Подобные высказывания руководства региона свидетельствуют о понимании значимости данных технологий, и создание системы повышения квалификации работников администрации региона будет являться
1http://obl1.ru/newsline/v-orlovskoj-oblasti-nachalos-vnedrenie-proektnogo-upravleniya-v-organah-ispolnitelnoj-gosvlasti/
2 Балашов А.Н., Мироненко Н.В., Холодов В.А., Борисов А.С. Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 122.
3 http://obl1.ru/newsline/v-orlovskoj-oblasti-nachalos-vnedrenie-proektnogo-upravleniya-v-organah-ispolnitelnoj-gosvlasti/
лишь первым шагом, который обязательно принесет желаемый результат. При этом нельзя забывать, что реализация этого процесса возможна при ориентации органов управления регионов на стратегию трансформации, распределения прав и ответственности между уровнями хозяйствования1.
Необходимо отметить, что в настоящее время внедрение технологии проектного управления осуществляется достаточно поступательно. Отмечая положительные тенденции в процессе государственного и регионального управления в Российской Федерации, нельзя не обратить внимания на сложности, сопровождающие эти изменения. В государственном и региональном управлении возникают противоречия между новыми и традиционными механизмами управления, поскольку, с одной стороны, декларируется переход на проектное управление, а с другой - реализуются эти проекты посредством привычных подходов и инструментов, что существенно уменьшает вероятность успешной реализации проекта.
В конечном счете проектное управление должно способствовать повышению эффективности управления национальной и региональной экономикой за счет прозрачности процесса управления, оптимизации бюджетных расходов, рационализации распределения всех ресурсов и формирования взаимовыгодных межведомственных отношений в рамках проектов.
Библиография/References:
1. 1. Абакумова Н.Н., Старцева О.А. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 10. - С. 63-68.
2. Алехина Т.А., Строева О.А., Ляпина И.Р. Проектное финансирование инноваций: проблемы выбора инструментария и адаптации // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №10-2(75-2).- С. 411-417.
3. Балашов А.Н., Мироненко Н.В., Холодов В.А., Борисов А.С. Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект // Среднерусский вестник общественных наук.- 2016. -Т.11.- №4. - С.117-126.
4. Борисоглебская Л.Н., Нехорошков В.Ю. Проектное управление - инструмент повышения эффективности инновационной деятельности предприятий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: Научный журнал. Т. 6. Экономика. - 2011. -№ 2. - С. 79-91.
5. Грядунова А.В., Крюкова О.А., Леонова О.В. Проектный менеджмент в системе государственного управления: проблемы применения // Среднерусский вестник общественных наук. -2016. - Т. 11. - № 4. - С. 205-215.
6. Золочевская Е.Ю., Кривошеева Т.Д. Функциональная характеристика российской системы управления государственными проектами // Вопросы управления. - 2014. - №6(31). - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2014/06/06/
7. Самсонова Е.К. Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2011. - № 1. - С. 152-155.
8. Симакова Е.К. Конкурентная стратегия развития региона как подсистема государственной социально-экономической политики // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2014. -Т. 24. - № 3. - С. 54-56.
1 Абакумова Н.Н., Старцева О.А. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 10. - С. 68.
9. Строева О.А., Лаврикова Н.И. Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2 (38). -С. 190-195.
10. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В. Управление проектами как механизм повышения эффективности планирования и реализации программ регионального развития // Инновации. - 2010. - № 9. - С. 42-44.
1. Abakumova, N.N., Startseva, O.A. (2008) Strategiia transformatsii innovatsionnogo razvitiia regional'nykh ekonomicheskikh sistem [The strategy of transformation of innovative development of regional economic systems] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security]. - № 10. - P. 63-68. (In Russ.)
2. Alekhina, T.A., Stroeva, O.A., Liapina, I.R. (2016) Proektnoe finansirovanie innovatsii: problemy vybora instrumentariia i adaptatsii [Project financing innovation: the problem of choosing tools and adaptation] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship]. - №10-2(75-2).- P. 411-417. (In Russ.)
3. Balashov, A.N., Mironenko, N.V., Kholodov, V.A., Borisov, A.S. (2016) Normativno-pravovoe regulirovanie vnedreniia proektnogo upravleniia v sfere gosudarstvennogo upravleniia: regional'nyi aspekt [Normative and legal regulation of implementation of project management in the field of public administration: regional aspect] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences].- T.11.- №4. - P.117-126. (In Russ.)
4. Borisoglebskaia, L.N., Nekhoroshkov, V.Iu. (2011) Proektnoe upravlenie - instrument povysheniia effektivnosti innovatsionnoi deiatel'nosti predpriiatii [Project management - a tool to enhance innovation in enterprises] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina: Nauchnyi zhurnal. T. 6. Ekonomika. - № 2. - P. 79-91. (In Russ.)
5. Griadunova, A.V., Kriukova, O.A., Leonova, O.V. (2016) Proektnyi menedzhment v sisteme gosudarstvennogo upravleniia: problemy primeneniia [The project management in the system of the state control: problems of application] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 11. - № 4. - P. 205-215. (In Russ.)
6. Zolochevskaia, E.Iu., Krivosheeva, T.D. (2014) Funktsional'naia kharakteristika rossiiskoi sistemy upravleniia gosudarstvennymi proektami [Functional characterization of the Russian government project management system] // Voprosy upravleniia [Management Issues]. - №6(31). - URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2014/06/06/ (In Russ.)
7. Samsonova, E.K. (2011) Obespechenie sbalansirovannosti gosudarstvennogo biudzheta v sovremennykh usloviiakh: problemy i puti resheniia [Balancing the state budget in the present conditions: problems and solutions] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia]. - № 1. - P. 152-155. (In Russ.)
8. Simakova, E.K. (2014) Konkurentnaia strategiia razvitiia regiona kak podsistema gosudarstvennoi sotsial'no-ekonomicheskoi politiki [Competitive strategy development of the region as a subsystem of the state socio-economic policy] // Vestnik Sankt-Peterburgskoi iuridicheskoi akademii [Bulletin of the St. Petersburg Academy of Law]. - T. 24. - № 3. - P. 54-56. (In Russ.)
9. Stroeva, O.A., Lavrikova, N.I. (2015) Osobennosti realizatsii gosudarstvennoi politiki v sotsial'no-ekonomicheskoi sfere [Features of state policy realization in socio-economic sphere] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - № 2 (38). - P. 190-195. (In Russ.)
10. Filimonova, N.M., Morgunova, N.V. (2010) Upravlenie proektami kak mekhanizm povysheniia effektivnosti planirovaniia i realizatsii programm regional'nogo razvitiia [Project management as a mechanism to improve the efficiency of the planning and implementation of regional development programs] // Innovatsii [Innovations]. - № 9. - P. 42-44. (In Russ.)