Секция «Инновационные технологии в финансовом менеджменте»
погашения кредита с возможностью применения гибких схем управления задолженностью. Размер первоначального взноса в общем случае не может быть ниже 20-30 % от стоимости заложенного жилья, а в случае наличия ипотечного страхования не может быть ниже 10 %. Отношение платежа по ипотеке, а также других обязательных платежей, к доходу заемщика не может быть выше 40-50 % [1].
У заемщика будет возможность в течение срока погашения кредита по согласованию с кредитором переуступить права по кредиту третьему лицу, реструктурировать кредит в случае существенного изменения доходов семьи заемщика. В случае невозможности выполнять обязательства по кредиту и отсутствия возможности урегулирования ситуации с помощью рыночных механизмов государством должно гарантироваться получение таким заемщиком социального жилья в наем или поддержки на съем жилья на рыночных условиях.
В 2012-2020 годы стратегия исходит из полного восстановления рынка в этот период и выхода на устойчивый рост экономики. К концу 2020 года будут полностью сформированы сегменты коммерческого найма жилья и жилищного строительства жилья кооперативами и другими жилищными некоммерческими объединениями граждан. Соответственно на рынке будет обеспечена дифференциация ипотечных и других видов жилищных кредитов: гражданам [1].
К концу 2020 года доля семей, которым будет доступен ипотечный кредит, достигнет 50 %. Средне-
взвешенная ставка по ипотечным кредитам снизится до 6 % годовых, увеличится средний срок кредитов.
В 2021-2030 годы стратегия АИЖК исходит из того, что в этот период рынок ипотеки приблизится к насыщению, то есть доля семей, имеющих возможность взять кредит, достигнет предельных 60 %, а доля имеющих потребность в улучшении жилищных условий будет сокращаться до постоянной величины, определяемой демографическими и социальными процессами, изменением стандартов жилищного обеспечения, обновлением жилищного фонда. Темпы роста рынка жилья и ипотеки замедлятся. В долгосрочной перспективе основной задачей будет являться поддержка устойчивости рынка жилья и ипотеки и предотвращение возможных кризисов [1].
Таким образом, согласно Стратегии АИЖК, к 2030 году основные проблемы на рынке жилья должны быть решены.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт строителей и инвесторов Новосибирской области. URL: http://www.n-s-k.net/hypothec/article/114.
2. Официальный сайт агентства по ипотечному жилищному кредитованию. URL: http://www.ahml. ru/ru/b orrower/ipProg/
3. Официальный сайт Красноярского краевого фонда жилищного строительства. URL: http://www. krasgilfond.ru/mortgage/
© Александрова О. А., 2012
УДК 669.713.7
Д. Г. Алимин Научный руководитель - В. В. Прохоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА НА ОСНОВЕ КРЕДИТОВАНИЯ И ФАКТОРИНГА
Финансирование оборотного капитала и обслуживание дебиторской задолженности в период кризиса стало большой проблемой в связи с неплатежами покупателей и возросшими ставками банковских кредитов. Нехватка средств для финансирования оборотного капитала стала причиной замедления оборачиваемости средств и снижения прибыли организаций. Выбор источников финансирования оборотных средств очень сильно влияет на показатели эффективности оборотных средств и в целом на деятельность и финансовое положение компании.
Уровень продаж товаров и услуг любого производителя зависит от платежеспособности покупателей. Многие компании в наше время сталкиваются с проблемой нехватки средств для покупки или своевременной оплаты товаров, также конкурентная борьба на рынке требует от производителей постоянных улучшений в работе с покупателями и предоставлении им отсрочки платежа. Однако, отсрочка платежа, предоставляемая непосредственно производителем, требует дополнительного финансирования от самого производителя и включает в себя риски, связанные с неисполнением обязательств по оплате покупателем. Перед кризисом деньги на финансирование отсрочки
платежа привлекались в основном с помощью кредитования, но во время кризиса сильно возросли ставки по кредитам, а также значительно возросли риски неплатежей. В связи с появлением проблем с финансированием оборотного капитала, уровень продаж многих производителей упал, так как покупатели более не могли рассчитываться за продукцию в том же объеме, что и раньше. Следствием стало снижение уровня оборачиваемости средств в несколько раз. Значительные резервы устойчивого развития и доходности производства заложены в эффективном управлении оборотными средствами. Рациональная организация источников их финансирования являются важнейшими
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
условиями повышения эффективности использования оборотных средств.
При выборе вида финансирования оборотных средств производители чаще всего обращаются к обычному кредитованию, либо к револьверному кредитованию, включающему овердрафт, и в редких случаях используется новый для российского рынка инструмент - факторинг. Факторинг - это финансовый инструмент, предоставляемый поставщикам и производителям по финансированию и управлению дебиторской задолженностью, позволяющий, производителям предоставлять своим покупателям отсрочку платежа.
До кризиса с факторингом конкурировали овердрафты и кредиты на пополнение оборотных средств. С осени 2008 года эти инструменты стали практически недоступны для подавляющего большинства компаний [1]. Если рассматривать револьверное кредитование и овердрафт для финансирования оборотных средств, то можно увидеть, что эти инструменты имеют свои плюсы и минусы. Плюсами является отсутствие залогового обеспечения и значительная простота получение, так как производителю необходимо лишь поддерживать оборот по расчетному счету в банке. По цене овердрафт сопоставим с краткосрочным кредитом, но по размеру и сроку финансирования никак не привязан к торговому обороту. Максимум через тридцать дней производителю необходимо вернуть полученные деньги. В данном случае может возникнуть проблема с временным отсутствием свободных средств, так как все поступления от покупателей идут на погашение финансирования. Следовательно, поставленная задача - эффективное финансирование оборотного капитала не выполняется, так как данный инструмент может лишь способствовать поддержанию дебиторской задолженности и оборота на одном уровне, а не увеличивать объемы продаж и ускорять оборачиваемость средств.
Чаще всего факторинг сравнивается с очень распространенным и всем известным кредитованием. Основная ошибка при первоначальном сравнении факторинга и кредита заключается в том, что комиссия за факторинговое обслуживание приводится к процентам годовых, однако увеличение срока при факторинге не приводит к пропорциональному увеличению комиссии. По банковскому кредиту производитель получаете деньги, как правило, разовым платежом, которые сразу переводятся в дебиторскую задолженность и могут осесть на банковском счете. Деньги, полученные по факторингу, всегда находятся в работе и приносят прибыль, так как финансируют бизнес по мере возникающей необходимости и чем больше привлекается кредитоспособных покупателей, тем выше лимиты финансирования, что делает этот инструмент более гибким, чем кредит. [1] Кредит от-
ражается в пассивах, уменьшая чистую стоимость компании, в то время как факторинг является забалансовым инструментом, позволяющий без увеличения пассивов демонстрировать увеличение выручки и прибыли в несколько раз. Также факторинговое обслуживание подразумевает возможные задержки со стороны покупателей, которые не портят кредитную историю поставщика и не вынуждают его платить штрафы за несвоевременность погашения кредита [2]. Факторинг направлен на улучшение отношений между поставщиком и покупателем, предоставляя покупателям конкурентные отсрочки платежа, тем самым защищая от упущенной выгоды от потери клиентов и привлекая новых покупателей. Это ведет к увеличению объемов продаж, поддерживаемых оборотными средствами, полученными с помощью факторинга. Следствием этого становится ускорение оборачиваемости оборотных средств, так как у производителя не возникает проблемы поиска средств на финансирование отсрочки платежа при резком увеличении спроса на продукцию, как может быть в варианте с финансированием оборотных средств с помощью кредитования.
Рассматривая факторинг и кредитование в аспекте повышения эффективности финансирования оборотного капитала, становится ясно, что факторинг в значительной большей степени влияет на повышение эффективности оборотных средств, чем кредитование. Даже, несмотря на то, что факторинг является более дорогим инструментом, чем кредитование, в конечном итоге факторинг увеличивает продажи и ускоряет оборачиваемость средств, что приносит большую прибыль, чем при сходных условиях использования кредитования для финансирования оборотных средств. Другие виды финансирования могут обладать не меньшей эффективностью, если их правильно применять в соответствии с потребностями компании. Финансовому директору предстоит самостоятельно выбирать инструмент либо набор инструментов финансирования оборотного капитала. Во многом этот выбор будет зависеть от финансовой политики организации, которая, в свою очередь, определяется кредитной политикой компании.
Библиографические ссылки
1. Бабичев С. Фактор факторинга // Управление компанией. 2005. № 9(52). С. 32.
2. Абашкин Ф. Ю. Финансирование оборотного капитала предприятия при помощи факторинга // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Экономика и финансы. Н. Новгород : Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2004. № 2. С. 311-316.
© Алимин Д. Г., 2012