Эксплуатация и надежность авиационной техники
УДК 629.7.08
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОПОРТА КРАСНОЯРСК
К. В. Макиенко, А. В. Кацура, Д. Е. Строков, А. А. Кацура, А. А. Громова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Авторами проведен обзор по существующим системам электрооборудования в различных аэропортах, в том числе в ООО «Аэропорт Красноярск». Выполнены расчеты по экономической выгоде замены галогенных ламп на светодиодные лампы на взлётно-посадочной полосе ООО «Аэропорт Красноярск».
Ключевые слова: аэропорт, электрооборудование, взлётно-посадочная полоса.
INCREASE IN EFFICIENCY OF OPERATION OF THE AIRPORT KRASNOYARSK
K. V. Makienko, А. V. Katsura, D. E. Strokov, A. A. Katsura, A. A. Gromova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The authors have carried out the review on the existing systems of electric equipment at various airports, including LLC "Krasnoyarsk Airport". Calculations for an economic benefit of replacement of halogen lamps by LED lamps on a runway of LLC "KrasnoyarskAirport" are executed.
Keywords: airports, electric equipment, Krasnoyarsk airport.
Энергоэффективность и энергосбережение являются важнейшими общегосударственными задачами. Одно из направлений государственной политики - внедрение энергосберегающих технологий в освещение.
Освещение транспортных объектов должно соответствовать ряду общих требований:
- независимость эксплуатации от погодных условий, в том числе интенсивные осадки, порывы сильного ветра;
- источник света должен генерировать интенсивный поток света, то есть обеспечивать высокую яркость освещения;
- надежность и долговечность, простота эксплуатации и доступность обслуживания;
- энергоэффективность.
Освещение для аэропортов делится на 3 вида:
- дизайнерское - внутреннее и наружное, включая сигнальное освещение высотных зданий вблизи аэропорта;
- техническое;
- для взлетно-посадочной полосы (ВПП).
В свою очередь, система освещения ВПП подразделяется на три подсистемы: огней сближения, боковых огней и предупреждающих аэродромных огней. В аэропорту Красноярска используются галогенные лампы. В соответствии с таблицей, суммарная стоимость галогеновых ламп на ВПП составляет 2,06 млн руб., светодиодных - 2,96 млн руб.
Далее, рассчитаем затраты электроэнергии при использовании галогеновых ламп и светодиодных. Исходя из того, что каждая галогенная лампа на ВПП в среднем горит 12 часов в день и, соответственно, 4320 часов в год, суммарные затраты электроэнергии в год составят ~580,5 МВт. С учетом стоимости 1 кВт*ч для юридических лиц в Красноярском крае, составляющей 3,78 руб., общая сумма затрат составит ~2,19 млн руб. в год. При расчете по этой же схеме, сумма затрат для светодиодных ламп составит ~381,7 тыс. руб. в год. Таким образом, экономия составляет 1,81 млн руб. в год.
Исходные данные
Кол-во огней, шт. Мощность ламп, Вт Кол-во ламп, шт. Цена гал. ламп (руб.) Цена свет. ламп (руб.)
1 348 30 106 593 924
48 862 1 438 1 177
100 24 1 228 1 391
150 553 1 242 3 145
105 6 1 113 1 196
200 16 1 421 3 532
Решетневскуе чтения. 2018
С учетом закупки новых ламп и последующей эксплуатацией, суммарные затраты на первый год для галогеновый ламп - 4,25 млн руб, светодиодных 3,34 млн руб. За первый год экономия составит 0,91 млн руб. Экономия за 2 года - 2,72 млн руб., за 3 года - 4,53 млн руб.
Таким образом, проведенный анализ показал, что система освещения ВПП ООО «Аэропорт Красноярск» требует модернизации. Установлено, что замена галогеновых ламп на светодиодные снижает затраты на электроэнергию в 5,7 раз. Расчет экономической эффективности проекта показывает, что проект окупится в течение трех лет, а экономия за последующие годы составит 2,28 млн руб.
Библиографические ссылки
1. Юркин Ю. А. Аэродромы и аэропорты. М. : МГТУ ГА, 2000. 104 с.
2. Голубев И. С. Эффективность воздушного транспорта. М. : Транспорт, 1982. 230 с.
3. Приложение 14. Аэродромы. Т. 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов. ИКАО, 2016. 100 с.
4. Ашфорд Н., Стентон Х. П. М., Мур К. А. Функционирование аэропорта. М. : Транспорт, 1991. 366 с.
5. Бажов Л. Б. Основы аэропортовой деятельности и обеспечения полетов : учеб. пособие. Ульяновск : УВАУ ГА, 2011. 80 с.
References
1. Yurkin Yu. A. Aerodromy i aeroporty [Airfields and airports]. Moscow, MGTU GA publ., 2000. 104 p.
2. Golubev I. S. Effektivnost' vozdushnogotransporta [Efficiency of air transport]. Moscow, Transort publ., 1982. 230 p.
3. Annex 14, Aerodromes Volume I, Aerodrome Design and Operations. ICAO publ., 2016. 100 p.
4. Ashford N., Stenton Kh. P. M., Mur K. A.
Funktsionirovanieaeroporta [Functioning of the airport]. Moscow, Transort publ., 1991. 366 p.
5. Bazhov L. B. Osnovyaeroportovoydeyatel'nosti i obespecheniyapoletov [Bases of airport activity and ensuring flights]. Ul'yanovsk : UVAU GApubl, 2011. 80 p.
© Макиенко К. В., Кацура А. В., Строков Д. Е., Кацура А. А., Громова А. А., 2018