Научная статья на тему 'Повышение долговечности гильз цилиндров'

Повышение долговечности гильз цилиндров Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
289
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Чижов Василий Николаевич, Бодякин Александр Витальевич, Пурыга Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение долговечности гильз цилиндров»

ПОВЫШЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ В.Н. Чижов, A.B. Бодякин, Д.А. Пурыга

Проблема увеличения сроков службы деталей в узлах трения двигателей внутреннего сгорания является актуальной, особенно для деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ), так как ЦПГ определяет работоспособность двигателя в целом.

Анализируя многообразие методов повышения долговечности гильз (рис. 1), классифицируя их как конструкторские, технологические и эксплуатационные, отметим, что изменение поверхностных свойств гильз обеспечивает устойчивость к различным видам изнашивания (абразивному, абразивно-корозионному и т.д.). Этот путь представляется весьма эффективным для повышения долговечности гильз с позиции управления свойствами поверхности.

Анализируя способы изменения поверхностных свойств, можно выделить основные пути повышения долговечности поверхностей гильз: изменение химического состава поверхностных слоев путём внедрения легирующих компонентов для образования структуры, хорошо сопротивляющейся процессам изнашивания; механическое или тепловое воздействия на поверхностные слои металла, приводящие к структурным превращениям, способствующим повышению стойкости при различных процессах изнашивания; нанесение на рабочую поверхность гильз антифрикционных, приработочных или износостойких слоев.

Именно антифрикционные покрытия позволяют в минимальные сроки создать оптимальную шероховатость пары трения в период приработки, тем самым снижая высокий приработочный износ и' возникновение микрозадиров. Медьсодержащие антифрикционные покрытия лучше смачиваются и удерживают масло по отношению к стальным поверхностям [1].

Многообразие приведённых видов повышения износостойкости объясняется тем, что ни один из них не может претендовать на создание надежной защиты в сопряжениях ЦПГ, работающих в жестких

условиях трения, что обуславливает необходимость разработки комплексных способов, часто сочетающих в себе механические, химические и термические методы.

С целью повышения долговечности деталей ЦПГ была предложена технология нанесения электромеханическим методом (ЭМН) антифрикционного медьсодержащего покрытия (АМП) на рабочую поверхность гильз цилиндров. В основе предлагаемого способа лежит сочетание термического и механического воздействия на поверхностный слой обрабатываемой детали.

Сущность ЭМН заключается в том, что в процессе наращивания через место контакта медьсодержащего материала и детали проходит ток большой силы и низкого напряжения, вследствие чего выступы микронеровностей, сильно нагреваясь, скругляются по вершинам и одновременно заполняются медьсодержащим материалом. При этом поверхностный слой основы вследствие термического и механического воздействия ещё и упрочняется.

Для проведения исследований на кафедре «ТКМ и РМ» была разработана экспериментальная установка, смонтированная на токарном станке с понижающим редуктором и состоящая из автотрансформатора, трансформатора с шинопроводами и приспособления для подачи присадочного материала. В качестве медьсодержащего материала применяли латунь Л62. Образцы для исследования изготавливали из материала СЧ 21 гильз цилиндров двигателя М412Э.

Для подтверждения возможности предлагаемого процесса проводилась серия однофакторных экспериментов, в ходе которых поочерёдно варьировались следующие факторы: напряжение холостого хода Ш.х.

- 0,6-1,6 В, сила прижатия электрода Б = 20-200 Н, вылет электродной проволоки Ь3 = 0,4-4,0 мм и линейная скорость V = 0-1,0 м/мин. Диапазон варьирования определялся на основе априорной информации и возможности экспериментальной установ-

ки. Опыты проводились с трёхкратной повторностью и ранжировались по времени. В качестве оценочных параметров использовались показатели (сплошность, ширина

и толщина нанесённого медьсодержащего слоя), позволяющие подтвердить возможность реализации разрабатываемого процесса.

Лл:' 4-а

Методы повышения долговечности гильз цилиндров

Конструктивные

_1 I

Т ехнологические

н

о

о

н

и о?

о 5

X X

X <1)

ІХ X

<ч (Г)

со ее

о с е-

св

!к м

э

л

го

X X

ЬЙ н

о. ь

о о

ю ІЙ

о IX

X е

н о

и о

о X 8

§Й X

о л

н X

4> V

X X

X X

о и

а а

л 3

ю (О

о о

с с

Изменение структуры Нанесение приработочных

поверхности или износостойких слоев

Изменение Воздействие механических

! химического состава и (или) термических

поверхностного слоя факторов

ев X

ж X

р и

о ю 3

св 2

о. о

о св

о X

Ж

а о

ъй X

о X

о

ЕГ X

X л

5

О. *0*

и X

н 1 <=(

о

ЬЙ св

X т

2 2

X Е»

X ьй п

ев

Ьй

н

о

ю

ов

а.

ю

о

§

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

4)

т

X

2

X

X

«

к

н

о

ю

св

а

ю

о

X

и

«и

У

к

X

св

X

и

я

о

35

а.

и

ь-

ПІ

р

н

о

а

ю

о

X

о

т

5

X

X

о

а>

х

си

ш

5

СО

а.

от

х

й>

о

ъе

О

0)

т

X

сс

X

а)

г

0 а.

1

а>

с:

0

Рис. 1. Схема методов повышения долговечности гильз цилиндров

В результате было установлено, что при напряжении холостого хода трансформатора их.х. = 0,6-1,3 В достигается 100%-ная сплошность покрытия (рис. 2). При этом усилие прижатия электрода со-

ставит Р = 43 Н, вылет электродной проволоки Ьэ - 1,0 мм, линейная скорость формирования покрытия V = 0,53 м/мин., что подтверждает возможность реализации процесса.

Для подтверждения возможности упрочнения основного материала детали проводились замеры твёрдости поверхности гильз по методу Виккерса. Полученные результаты (рис. 3) позволяют утверждать, что при 1)х.х. = 1,3 В, Р = 43 Н, Ьэ- 1,0 мм и V - 0,53 м/мин. достигалась величина твёрдости 18-546 МПа, что соответствует твёрдости закалочных структур.

г, мкм

Рис. 3. График изменения твёрдости чугуна СЧ 21 на различной глубине при электромеханическом нанесении покрытия (А) и без покрытия (В)

Из анализа полученной зависимости можно сделать вывод, что на глубине 70« 1000 мкм отмечено увеличение твёрдости до НУ = 518-546 МПа, в то время как твёрдость основы составляет НУ = 212-225 МПа.

Тем самым подтверждается возможность совмещения процесса формирования АМП и упрочнения материала основы.

В ходе дальнейших исследований предполагается проведение теоретического обоснования процесса и поиск оптимальных режимов его проведения.

Библиографический список

1. Гаркунов Д.Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин): Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МСХА, 2002. - 632 с.

2. Асташкевич Б. М. Износостойкость и роль активных защитных слоев на поверхностях деталей цилиндропоршневой группы транспортных дизелей // Вестник машиностроения. - 2000. - № }. - С. 13-20.

ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОШЛАКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.Н. Чижов, М.Г. Желтунов, A.A. Калчгужный

В настоящее время электрошлаковые технологии (ЭШТ) становятся все более и более востребованными, они применяются уже не только по своему основному предназначению - сварка деталей неограниченной толщины за один проход, для которого они специально разрабатывались. Данные технологии находят применение практически во всех отраслях машиностроения: для восстановления деталей, изготовления заготовок для судостроения, котлостроения, изготовления штампов. Также они нашли широкое применение в металлургии для получения металлов высокой частоты методом электрошлакового переплава, электрошлаковая подпитка

слитков и отливок, позволяющая уменьшить размеры усадочной раковины, а также электрошлаковая отливка металлов. Кроме того, ЭШТ имеют более высокие значения КПД процесса, минимальное потребление технологических расходных материалов, сравнительно простое технологическое оборудование. Вышеперечисленные достоинства позволяют считать ЭШТ перспективными в плане ресурсосбережения.

Практически во всех случаях электро-шлаковый процесс конструктивно оформлен таким образом, что шлаковая ванна контактирует с формирующими устройствами. В простейшем случае данными уст-

ройствами являются медные водоохлож-даемые ползуны, в тело которых отводится большое количество тепловой энергии, теряемой безвозвратно. Однако так происходит не всегда, существует технология, в которой исключена данная потеря энергии

- это электрошлаковый тигельный переплав, где в качестве шлакоудерживающего устройства используется графитовая либо магнезитовая форма. Но данная технология имеет один существенный недостаток; минимальная масса заготовки для внедренных технологий составляет 150 кг (шатун пресса), кроме того, технологические параметры, такие как сила тока, количество электродов и скорость их подачи, определяются исходя из мощности имеющегося источника тока и имеют довольно большой разбег.

В настоящее время на кафедре технологии металлов и ремонта машин АГАУ разработан способ восстановления проушин звеньев гусениц подобным методом, однако масса переплавленного металла составляет не более 50-80 г. Предварительные исследования показали, что режимы процесса, рекомендуемые для сварки металлов по классической электрошлаковой технологии (вертикальный шов, медные водоохлаждаемые ползуны), оказались неприемлемы для предлагаемого процесса. Экспериментально установленные режимы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.