УДК 656.13.08
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА Кузьменко В.Н., Полховская А.С., Ермакова Н.С., Мозалевский Д.В.
Белорусский национальный технический университет, 220013, г. Минск, пр-т Независимости, 65, Научно-исследовательский центр дорожного движения, 2927781@gmail. com
Аннотация
В работе, на основании проведенных исследований нерегулируемого перекрестка, представлено несколько вариантов организации движения на нем для повышения безопасности дорожного движения. Пешеходные переходы расположены на участке улицы с четырьмя полосами для движения.
Ключевые слова: нерегулируемый пешеходный переход, нерегулируемый перекресток, безопасность дорожного движения, приподнятый пешеходный переход.
THE IMPROVING ROAD SAFETY IN THE UNREGULATED INTERSECTIONS IN THE CENTRAL PART OF TOWN
Kuzmenko V., Polkhovskiy A., Ermakova N., Mozalevsky D.
Belarusian National Technical University
Abstract
There are different developments of traffic organization on unsupervised crossing for road safety increasing. Unsignalized pedestrian crosswalks are situated on the four lane street.
Key words: unsignalized pedestrian crosswalk, unsignalized crossing, road safety, flat-top road hump.
Нерегулируемый перекресток с пешеходными переходами ул. Захарова - пер. Войсковой расположен в центральной части г. Минска. Исследуемые нерегулируемые пешеходные переходы на пересечении ул. Захарова - пер. Войсковой расположены на участке улицы с двухсторонним движением с четырьмя полосами движения (рис. 1). Ширина проезжей части ул. Захарова в местах размещения пешеходных переходов составляет 12 м. Ширина полос составляет 3,0 м. Пешеходные переходы обозначены разметкой 1.14.1 и знаками 5.16.2(1). Ширина пешеходных переходов - 4 м.
Повышение безопасности дорожного движения на нерегулируемом перекрестке в центральной части города
Рис. 1. План исследуемых пешеходных переходов на перекрестке ул. Захарова -пер. Войсковой, г. Минск
Интенсивность и состав транспортных потоков определялись путем натурного эксперимента в рабочие дни недели в мае-июне 2012 года. Полученные исходные данные были обработаны в программном комплексе «RTF-Road traffic flows» [10], в результате чего получены картограммы интенсивности и неравномерности движения, диаграммы состава транспортного потока и таблицы других параметров (рис. 2-4, табл. 1-2).
На исследуемых пешеходных переходах не выполняется ни одно из условий введения светофорного регулирования согласно СТБ 13002007 (Технические средства организации движения. Правила применения, Белоруссия).
мом перекрестке (А - со стороны пр-та Независимости), г. Минск
Суммарный график
—в- вход А —- ВИОЛ В -В— вход С -¡*— иод □ I
: !
-,-Р-,--(-, ■■■■ I 1 =-1 . | ■■> I -рв-
06:00 08:00 10:00 12:00 14:00 16:00 1В:00 20:00
Время, ч
Рис. 3. Суточная неравномерность интенсивности движения транспорта по входам (см. рис. 2) на исследуемый перекресток
Суточная неравномерность интенсивности движения пешеходов
1-е— входа —— вход В -е— ехид С ксодР —а— всего |
бремя, ч
Рис. 4. Суточная неравномерность интенсивности движения пешеходов на исследуемом перекрестке
Таблица 1
Параметры транспортных потоков по входам/выходам_
Парам. A вх. B вх. C вх. D вх. A вых. B вых. C вых. D вых.
ъ 862 5 418 48 413 121 732 67
дпр 878 5 432 50 426 124 748 67
Кпн 1,02 1 1,03 1,02 1,03 1,02 1,02 1,01
Кпг 1,04 1 1,07 1,04 1,07 1,04 1,05 1,02
Кпэ 1,09 1 1,2 1,03 1,2 1,03 1,1 1,01
Т-состав,%
Л 96,8 100 96,2 97,9 96,6 95,9 96,7 97
Г 2,1 0 1 4,2 0,7 3,3 2,2 1,5
Р 0 0 0,2 0 0 0,8 0 0
П 0 0 0 0 0 0 0 0
А 0 0 0 0 0 0 0 0
О 0,9 0 2,9 0 2,9 0 1,1 0
С 0 0 0 0 0 0 0 0
Qпик 1030 12 544 82 536 152 854 126
Qпик пр 1052 12 563 82 555 152 876 126
Суммарная интенсивность на пересечении 1333 физ.ед./ч
1365 прив.ед./ч
Таблица 2
Параметры транспортных потоков по направлениям_
Парам. АВ АС АВ ВА ВС ВВ СА СВ СВ ВА ВВ ВС
ъ 88 714 60 2 2 1 384 28 6 27 5 16
дпр 89 729 60 2 2 1 397 29 6 27 6 17
Кпн 1,01 1,02 1,01 1 1 1 1,03 1,03 1 1 1,08 1,02
Кпг 1,02 1,05 1,02 1 1 1 1,07 1,07 1 1 1,2 1,06
Кто 1,02 1,1 1,01 1 1 1 1,21 1,05 1 1 1,14 1,04
Т-состав, %
Л 97,7 96,6 96,7 100 100 100 96,4 92,9 100 100 80 100
Г 2,3 2,1 1,7 0 0 0 0,8 3,6 0 0 20 6,2
Р 0 0 0 0 0 0 0 3,6 0 0 0 0
П 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
А 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
О 0 1,1 0 0 0 0 3,1 0 0 0 0 0
С 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Qпик 96 820 114 4 4 4 492 44 8 40 12 30
Qпик пр 96 842 114 4 4 4 511 44 8 40 12 30
С целью повышения безопасности дорожного движения, снижения уровня аварийности, создания более благоприятных условий для перехода пешеходами проезжей части ул. Захарова на исследуемых нерегулируемых переходах необходимо устройство конструктивно выделенных островков безопасности и приподнятых пешеходных переходов.
Было предложено несколько вариантов планировочных решений. Вариант, согласованный ГАИ ГУВД Мингорисполкома, представлен на рис. 5. Другие предлагаемые варианты организации дорожного движения на исследуемом участке представлены на рис. 6-7.
Предусмотрена установка светодиодных дорожных знаков. Дорожные знаки «Пешеходный переход» 5.16.2(1) устанавливаются светодиодные с каймой из алмазной пленки на люминесцентной основе (3 класс световозвращения), дорожные знаки «Объезд препятствия справа» 4.2.1 устанавливаются светодиодные 2-го типоразмера с регулируемой яркостью. Конструкция приподнятого пешеходного перехода приведена на рис. 8.
Предложенные варианты оценивались по величине суммарных (экономических, экологических, аварийных) потерь, определяемых по методике БНТУ [9]. Установлено, что согласованный вариант характеризуется значением потерь 201,4 тыс. у.е./год, предлагаемый вариант 1 -220,6 тыс. у.е./год, предлагаемый вариант 2 - 274,1 тыс. у.е./год.
н а
и р
а
в
б о
и
в д
о н
о
оор д и
и ц
а
ч
и
н
&
о п
ш
е р
е о н
о р
и н а
8
а
алд
е р
П
с и Р
Л<с. 7. Предлагаемое планировочное решение по организации дорожного движения на исследуемом объекте (вариант 2)
200 4000 v 4000 200
ГГ--■ * >
г
П euj в ход ньш перехой ^ Направление движения автотранспорта^
Рис. 8. Конструкция приподнятого пешеходного перехода
Наилучшим вариантом организации дорожного движения является устройство одного приподнятого пешеходного перехода и конструктивно выделенного островка безопасности, что позволит повысить безопасность движения пешеходов через ул. Захарова и визуально выделит пешеходные переходы на участке улицы.
Библиографический список
1. ТКП 45-3.03-227-2010 Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов.
2. Автомобильные перевозки и организация дорожного движения: справочник / пер. с англ. В.У. Ренкин [и др.] - М.: Транспорт, 1981.-592с.
3. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1993. - 271 с.
4. Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, 2006г. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 июня 2006 г. №757)
5. Врубель Ю.А. Организация дорожного движения: в 2 ч. - Мн: Фонд БДД, 1996. - 634 с.
6. Врубель Ю.А. Потери в дорожном движении: - Мн.: БНТУ, 2003. - 328 с.
7. Капский Д.В. Прогнозирование аварийности в дорожном движении. - Мн.: БНТУ, 2008. - 243 с.
8. СТБ 1300-2007 (с Изменениями и дополнениями) Технические средства организации дорожного движения. Правила применения.
9. Врубель Ю.А., Капский Д.В., Кот Е.Н. Определение потерь в дорожном движении: монография - Мн.: БНТУ, 2006. - 240 с.
10. Свидетельство № 222 от 17.09.10г. о регистрации компьютерных программ в Национальном центре интеллектуальной собственности // Д.В. Капский, Д.В. Мозалевский, М.К. Мирошник, А.В. Коржова, В.Н. Кузьменко, А.С. Полховская, Е.Н. Костюкович.