Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ ПЛАВАНИЯ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПО УСЛОВИЯМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМ ВОДАМ'

ПОВЫШЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ ПЛАВАНИЯ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПО УСЛОВИЯМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМ ВОДАМ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автономность плавания судов / экологическая безопасность / перевозка грузов / метод расчета / нефтесодержащие воды / расчет / аutonomous navigation of vessels / environmental safety / cargo transportation / calculation method

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бойченко Н. В.

Рассматривается вопрос автономности плавания судов речного флота в контексте экологической безопасности. Автор предлагает метод расчета, позволяющий оценить уровень экологической безопасности судна и определить необходимые меры для его повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LNCREASING THE AUTONOMY OF NAVIGATION OF INLAND WATER TRANSPORT VESSELS UNDER THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN OIL-CONTAINING WATERS

This article discusses the issue of the autonomy of navigation of river fleet vessels in the context of environmental safety. Special attention is paid to the transportation of goods that may pose a threat to the environment. The author propose a calculation method that allows assessing the level of environmental safety of the vessel and determining the necessary measures to improve it

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ ПЛАВАНИЯ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПО УСЛОВИЯМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМ ВОДАМ»

• Улучшение энергоэффективности: Совершенствование технологий, повышающих энергоэффективность, позволит снизить общий спрос на ископаемые виды топлива.

• Развитие системы хранения энергии: Для обеспечения надежности энергоснабжения необходимо развивать технологии хранения энергии, такие как батареи, что поможет компенсировать переменность возобновляемых источников.

Природный газ играет важную роль в энергетическом переходе, но его использование должно быть тщательно взвешенным. Для того чтобы максимально эффективно использовать потенциал этого ресурса, необходимо:

• Развивать технологии улавливания и хранения углерода.

• Усилить меры по предотвращению утечек метана.

• Инвестировать в развитие возобновляемых источников энергии.

• Диверсифицировать источники энергоснабжения.

Для достижения устойчивого энергетического будущего необходимо преодолеть существующие вызовы и использовать газ в качестве временного решения, пока не будет достигнута необходимая зрелость возобновляемых источников. Только путем комбинирования природного газа с инновациями и активными инвестициями в устойчивые технологии можно создать эффективную и экологически чистую энергетическую систему.

Список использованной литературы:

1. Pettinato, S., & Hille, A. (2020). Natural Gas and the Energy Transition: Opportunities and Challenges. Energy Policy, 138.

2. Телегина, Е. А., & Халова, Г. О. (2020). Мировая экономика и энергетика на переломе: поиски альтернативной модели развития. Мировая экономика и международные отношения, 64(3), 5-11.

© Бердиева А., Нургельдиева О., Дурдыева Д., Мяликгулыева О., 2024

УДК 656.6

Бойченко Н.В.,

студент

Российский университет транспорта (МИИТ)

ПОВЫШЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ ПЛАВАНИЯ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПО УСЛОВИЯМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМ ВОДАМ

Аннотация

Рассматривается вопрос автономности плавания судов речного флота в контексте экологической безопасности. Автор предлагает метод расчета, позволяющий оценить уровень экологической безопасности судна и определить необходимые меры для его повышения.

Ключевые слова

автономность плавания судов, экологическая безопасность, перевозка грузов, метод расчета, нефтесодержащие воды, расчет.

Boychenko N. V.,

student

Russian University of Transport (MIIT)

LNCREASING THE AUTONOMY OF NAVIGATION OF INLAND WATER TRANSPORT VESSELS UNDER THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN OIL-CONTAINING WATERS

Annotation

This article discusses the issue of the autonomy of navigation of river fleet vessels in the context of environmental safety. Special attention is paid to the transportation of goods that may pose a threat to the environment. The author propose a calculation method that allows assessing the level of environmental safety of the vessel and determining the necessary measures to improve it.

Keywords:

autonomous navigation of vessels, environmental safety, cargo transportation, calculation method,

Суда водного транспорта (ВТ) выполняют большой объем работ по перевозке грузов и пассажиров, но при этом являются потенциальными источниками загрязнения окружающей среды (ОС) в следствии образования на них отходов различного состава и агрегатного состояния в виде нефтесодержащих вод (НВ) и мусора при неправильном обращении с которыми происходит загрязнение ОС. Особую опасность при этом вызывают НВ, образующиеся на судах в наибольшем количестве и в сравнительно непродолжительное время движения судна.

Существуют два способа обращения с судовыми отходами, в том числе и с НВ [1,2]:

1. Сдача загрязнений на внесудовые (береговые или плавучие) водоохранные технические средства;

2. Переработка и/или ликвидация отходов непосредственно на борту судна с применением специальных технических средств - систем очистки нефтесодержащих вод (НВ) -

Способы очистки НВ:

а) отстаивание;

б) флотация:- пневматическая; напорная;

в) электрохимическая очистка;

г) адсорбция;

д) озонирование;

е) биохимическая очистка;

ж) жидкофазное окисление - заключается в окислении органических примесей кислородом воздуха при температуре не выше 350°С.

Преимущество этого метода в том, что нет необходимости перегрева НВ до температуры 2000°С, процесс окисления протекает в жидкой фазе.

Известны такие способы очистки НВ, как обработка в электрическом, магнитном, ультразвуковом

полях.

Метод расчета АПЭБ:

АПЭБ по НВ определяется для всех типов судов с экипажем на борту 10 и более человек и рассчитывается по следующей формуле:

0,9 • VHB

АПнв = °-НВ '

QHB •n

где VНВ - объем сборной цистерны для НВ, м3;

n - количество экипажа на борту судна;

ЦНВ - расчетное (удельное) значение накопления НВ для различных типов судов, (м3/квт.) сут. (таблица 1).

Таблица 1

Мощность главных двигателей, кВт QHB, м3/сут.

транспортные суда расчетное суточное накопление

74-220 0, 05-0, 12 0, 03-0, 08

220-440 0, 12-0, 18 0, 08-0, 14

440-660 0, 18-0, 24 0, 14-0, 2

660-890 0, 24-0, 3 0, 20-0, 25

Исходные данные для определения автономности плавания приведены в таблице

Таблица 2

Исходные данные для определения автономности плавания

Длина габаритная, м 140,0

Длина по КВЛ, м 138,9

Ширина габаритная, м 16,8

Ширина наибольшая, м 16,5

Высота борта на миделе, м 5,0

Высота комингса грузовых трюмов, м 2,2

Высота от ОП по несъемным частям, м 8,2

Высота надводная по несъемным частям в балласте (в реке), м 5,39

Осадка (в реке), м 3,60

Дедвейт в реке/море, т 5440/5460

Вместимость грузовых трюмов, куб.м 7086

Контейнеровместимость ТЕи^Еи 140/73

Мощность ГД кВт 2х1200

Скорость, узл. 10,5

Экипаж /мест 9/16

Автономность, сут. 10

Дальность, м.миль 2400

Класс РРР О-ПР 2.0 (лед 20) А

Учитывая вышеперечисленные характеристики ЦНВ=0,81 м3/сут

0,9 • VНВ

АПнв = °-НВ '

где VНВ - объем сборной цистерны для НВ, м3; п - количество экипажа на борту судна

ЦНВ - расчетное (удельное) значение накопления НВ для различных типов судов, (м3/квт.) сут. (таблица 1).

Таблица 3

Расчетные значения суточного накопления НВ ЦНВ

Тип судна Значение QHB, м3/квт. Сут.

Крупные грузовые и буксирные суда 0,3

Средние грузовые и буксирные суда 0,15

Мелкие буксирные суда 1 гр. 0,07

Пример расчёта АПЭБ по НВ Исходные данные: Тип судна - крупный грузовой, мощность СЭУ - 2400 кВт, экипаж 9 человек объем цистерн: НВ - 8,1 м3

Результаты расчетов АПЭБ по НВ Расчетное значение суточного накопления НВ ЦСВ в соответствии с данными таблицы 1 - 0,25 . АПЭБ по НВ, рассчитанное по уравнению (1):

0,9 ^НВ 0,9 • 8,1

АПнв = ^-НВ = ТТТ = 10 (Дней) = 240 (ч) .

QНВ • П 8,1 • 9

Таким образом можно сделать вывод, что среднесуточный объем НВ для проекта RSD 44 составляет 0,75-0,81 м3/сут Y V/НВ

1 23456739 10 Хсут

VHB

Рисунок - 1 НВ/сут.

Вывод: из всего вышеперечисленного становится понятным, что переработка НВ на судне является куда более эффективным способом повышения автономности плавания, поскольку отчищенную от примесей воду можно использовать повторно, а без методов указанных в докладе, судно будет нуждаться в постоянном сливе НВ на внесудовые (береговые или плавучие) водоохранные технические средства, что в свою очередь негативно скажется на средней скорости судна Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Российский Речной Регистр. Правила (в 4-х томах). Т. 4. Правила классификации и постройки судов смешанного (река—море) плавания. Правила экологической безопасности судов. М: «По Волге», 2002. - 197 с.

2. СанПин 2.5.2-703-98. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы. М.: Минздрав России, 1998. 144 с.

3. Мизгирев, Д.С. Научное обоснование технических решений и разработка на их основе систем для судов комплексной переработки отходов: дис. ... д-ра техн. наук. — Нижний Новгород, 2016. - 571 с.

4. Мизгирев Д.С., Захаров В.Н., Отделкин Н.С., Наумов В.С. Современное состояние проблемы обращения с судовыми отходами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2019. Т. 27. № 4. С. 282-297.

5. Автономность плавания судов по условиям экологической безопасности. URL: cyberpedia.su>15x40a.html (дата обращения: 20.09.2024).

6. Порядок расчета автономности плавания судов по условиям экологической безопасности. URL: https://vuzdoc.org/99532/tehnika/poryadok_rascheta_avtonomnosti_plavaniya_sudov_usloviyam_ekologiche skoy_bezopasnosti (дата обращения: 19.11.2023).

7. Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов (РД 152-011-00) - М.: МОКНИГА, 2019. - 48 с.

© Бойченко Н.В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.