УДК [94:392](470.6) ББК 63.3(235.7)6 Т 51
В.С. Токмаков,
старший преподаватель кафедры философии и истории Отечества Амурской государственной медицинской академии, г. Благовещенск, тел.: + 79145856088, e-mail: [email protected]
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ДИССЕРТАЦИЯХ РОССИЙСКИХ ИСТОРИКОВ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2000-Х ГГ.
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается содержательная сторона диссертационных исследований, посвященных различным аспектам повседневной жизни Кубанского казачьего войска. Историки Кубанского казачества в данном направлении, по нашему мнению, достигли наибольших успехов. Анализируются кандидатские и докторские диссертации О.В. Матвеева, Н.Б. Акоевой, Ж.О. Абреговой, Ю.Н. Емельянова, А.А. Цыбульниковой, А.В. Гайворонской и др. Данные работы представляют концептуальный интерес для исследователей различных казачьих войск страны и всех историков, работающих в рамках истории повседневной жизни.
Ключевые слова: Кубанское казачество, историография, диссертационные исследования, научная новизна, повседневная жизнь, гендерная история.
V.S. Tokmakov,
Senior Teacher of Department of Philosophy and History of the Fatherland, the Amur State Medical Academy, Blagoveschensk, p.:+79145856088, e-mail: [email protected]
EVERYDAY LIFE OF THE KUBAN COSSACKS IN THESES OF THE RUSSIAN HISTORIANS: REVIEW OF DISSERTATION RESEARCHES
OF THE 2000S
Abstract. The paper deals with the purposeful narrative of the dissertation researches devoted to various aspects of everyday life of the Kuban Cossack army. In our opinion, historians of the Kuban Cossacks have achieved the greatest success in this direction. We have analyzed PhD and doctoral dissertations of O.V. Matveev, N.B. Akoeva, Zh.O. Abregova, Yu.N. Yemelyanov, A.A. Tsybulnikova, A.V. Gayvoronskaya, etc. These works are of conceptual interest to the researchers of various Cossack troops of the country and to all historians working within history of everyday life.
Keywords: Kuban Cossacks, historiography, dissertation researches, scientific novelty, everyday life, gender history.
Кандидатские и докторские диссертации, посвященные повседневной жизни, а также персоналиям казачества России, имеют
важное значение, поскольку дают возможность сравнить тенденции, характерные для самых различных иррегулярных войск. Также
они интересны в плане реализации историко-методологической парадигмы, при рассмотрении истории повседневной жизни в современной историографии. Наибольших успехов, по нашему мнению, достигли кубанские историки, исследовавшие деформацию повседневности в условиях модернизации [1, 2], социокультурный облик офицерства [3], роль женщин-казачек [4], раскрывшие историческую картину мира [5] и региональные особенности сословной ментальности [6]. Работы выполнялись в Кубанском (г. Краснодар) и Адыгейском (г. Майкоп) государственных университетах, в педагогических вузах городов: Армавир, Славянск-на-Кубани. Научными руководителями кандидатских диссертаций являлись: Э.А. Шеуджен, В.П. Егорова, Б.В. Виноградов, В.В. Касьянов, О.В. Матвеев, Р.М. Бегеулов. Научными консультантами докторских диссертаций -В.Н. Ратушняк, Ю.А. Стецура.
В действующих социально-экономических реалиях, когда нет возможности осуществлять периодические командировки в ведущие и региональные научные центры страны, большие возможности для дальневосточных историков открывают интернет-ресурсы. В электронном каталоге РГБ содержатся наименования 84 диссертаций и 110 авторефератов, выполненных в период с 1985 по 2017 гг., посвященных всем основным периодам и аспектам истории и современного состояния казачества. Диссертации были подготовлены для соискания ученых степеней кандидата и доктора исторических, а также политических, юридических, социологических, педагогических наук и культурологии [7].
Диссертационных работ, написанных по указанной тематике за последние годы, насчитывается немного. Чаще историографическому анализу подвергаются монографии, статьи и другие научные работы. А.А. Данилов подводил итог самых
значительных кандидатских и докторских диссертаций, основанных на новых методологических подходах [8], выполненных до 2011 г. А.Ю. Соклаков занимается систе-матизаций диссертаций, непосредственно посвященных казачеству, выполненных в дореволюционный, советский, современный периоды российской истории, а также историографии стран ближнего зарубежья [9].
Поскольку в рамках одной работы невозможно провести обзор всех современных диссертационных исследований, мы сосредоточились на исторических работах, посвященных казачеству Юга России, преимущественно Кубанского, частично Донского и Терского, опубликованных в 2000-е гг. Старейшее Донское казачье войско заслуживает в данном отношении отдельного историографического исследования. Вопросы повседневной, социальной истории, разрабатываемые в отечественной методологии истории еще с 1980-х гг., стали активно внедряться в практику написания диссертаций с начала 2000-х гг. Проведем краткий обзор каждого выбранного исследования.
Докторская диссертация
Н.Б. Акоевой посвящена влиянию процесса модернизации на повседневную жизнь Донского, Кубанского и Терского казачеств со второй половины XIX по начало XX вв. Помимо тщательного разбора зарубежных и отечественных разработок теории повседневности, исследователем рассмотрено: трансформация хозяйственной жизни; изменение жизненного уклада казачества в пореформенный период; воздействие модернизационных процессов на поведение казаков, в т.ч. достойное внимание уделено проблеме девиант-ного поведения. Заключительная глава диссертационного исследования раскрывает духовную культуру войскового сословия в обозначенный период, отдельных параграфов удостоились система народного
образования, а также вклад представителей казачьей интеллигенции в социокультурную жизнь [1].
В данном труде Н.Б. Акоева продолжает исследование повседневной жизни, начатое в кандидатской диссертации [2], но в отличие от последней, диссертация доктора исторических наук выходит за пределы Кубанской области, рассматриваются аналогичные процессы также в Донском и Терском казачьих войсках. Работа имеет более широкие хронологические рамки, более емкая в фактическом и концептуальном отношении.
Анализируя различные направления истории повседневности, от школы «Анналов» до гендерной истории, Н.Б. Акоева проводит грань отличия исследований повседневности от этнографии, которая заключается в подходе к событийной истории через многообразие индивидуальных реакций общества на них [1; 37].
И в кандидатской, и в докторской диссертациях Н.Б. Акоева периодически приводит общие данные статистики по войскам Российской империи, например, по вопросу о развитии торговли, проценте грамотных казаков и т.д. Это дает еще одну возможность сравнить степень развития социально-экономической, духовной сферы у казачеств, располагавшихся в разных уголках страны.
Здесь же раскрываются традиционные ментальные основы казачества и сложившийся материальный уклад повседневной жизни, и одновременно с этим показана их эволюция в условиях интенсивного развития капиталистических отношений. Н.Б. Акоева делает вывод, что мо-дернизационные процессы способствовали становлению новой хозяйственной повседневности, которая проявлялась как в активном развитии товарно-денежных отношений и новых агрономических технологий, так и в постепенном обнищании части казачества, последние, при
этом, были чрезвычайно заинтересованы в сохранении традиционного общинного уклада. Эти две тенденции были определяющими в экономической жизни казачества на всем протяжении исследуемого периода - со второй половины XIX по начало XX вв. [1; 439]. Схожие заключения делаются о развитии основ повседневной жизни и в других сферах.
В числе первых работ, посвященных различным вопросам повседневности, - диссертация кандидата исторических наук Ж.О. Абреговой «Повседневная жизнь сельского населения Кубани (конец XIX - первая треть XX вв.)». В этой работе изучаются казачество, не войсковое население казачьих станиц, поселков, хуторов («иногородние»), а также горское население региона. Диссертация имеет выраженный методологический оттенок. В качестве первой задачи работы автором отмечена следующая: «провести теоретико-методологическое обоснование понятийного и терминологического аппарата проблемы» [10; 5]. Одно из положений, выносимых на защиту, - «проблема повседневности, учитывая многослойность ее составляющих (среда обитания, типология поселений, демографическая и социальная характеристика, экономическая стратегия семьи, бытовая культура), может быть исследована только как комплексная» [10; 9]. Также первая глава исследования - «Общие проблемы истории повседневности» [10; 11-56] - полностью подчинена методологическим, историографическим и источниковедческим аспектам. Выделение блока историко-методологических проблем в отдельный раздел характерно преимущественно для докторских диссертаций. Отдельная глава, посвященная общетеоретическим аспектам исследования, имеется в кандидатской диссертации А.В. Дю-карева, посвященной казачьим генеалогиям [11; 38-117], в новой теме для поля исторических диссертационных исследований.
Прослеживая динамику эволюции повседневности, в т.ч. между различными слоями сельского населения, Жанна Османовна отмечает, что в предреволюционные десятилетия все заметнее становилась деформация самосознания казачества, но крестьяне и иногородние в станицах и хуторах воспринимались как этнически чуждый элемент [10; 9].
Революционная ломка (после 1917 г.) выразилась в расшатывании устоев традиционного «жизненного мира», в глубинных ментальных установках сельского населения Кубани. Выраженные изменения проявились в общинных и внутри-общинных отношениях [10; 167], заключает Ж.О. Абрегова. Практически половину основного содержания ее работы занимают постреволюционные процессы [10; 94-163], что также обусловлено применением большого количества источников советского периода [10; 46-55]. Новым направлением в изучении проблем повседневности она считает обращение к аномальным явлениям (деви-антному поведению) в быту [10; 167].
Проблему девиации казачьего населения специально рассматривал в своем диссертационном исследовании Д.Н. Гречишко. Его работа состоит из двух глав, в первом параграфе первой главы [12; 34-62] преимущественное внимание уделяется теоретическим вопросам девиантно-го поведения и его значению в среде Кубанского казачества. Отдельного внимания в главе удостоена политическая девиантность [12; 62-108], что было особенно значимо в начале ХХ в. Обосновывая актуальность выбранной темы, Дмитрий Николаевич дистанцируется от имеющейся в современной историографии, по его мнению, «некоторой идеализации казачества» [12; 3]. Как ответственный исследователь, он стремится дать, прежде всего, объективную картину казачьей повседневности.
Автор раскрывает большое количество форм девиантного поведения казаков в общественной и бытовой
повседневности. Среди них, в общественной жизни, следующие: нарушения общественного порядка, должностные правонарушения, гайдаматство (грабеж и насилие в отношении собственных соседей), конокрадство (кража лошадей), самосуды, массовое пьянство, убийства и даже суициды [12; 109, 118, 132, 138, 143-145, 147]. В семейно-бытовом укладе исследователь наблюдал такие негативные явления, как избиение жен (считавшееся обыденным явлением), внебрачные сексуальные связи мужчин и женщин, «снохачество» (сожительство свекра с невесткой) [12; 169, 170-175].
Девиантное поведение кубанских казаков являлось следствием их социальной адаптации к меняющимся нормам и условиям жизни (в период бурного развития капитализма). Разрушение традиционных устоев вынуждало казаков в меняющихся социально-экономических условиях искать новые формы приспособления, часто отклоняющиеся от предписанных в обществе норм [12; 31], отмечал соискатель в положениях, выносимых на защиту.
Гендерная история и в отношении войскового сословия получила интенсивное развитие в историографии начала XXI в., практически в каждой упомянутой диссертации идет речь о роли женщины-казачки. Она становится объектом исследований А.А. Цыбульниковой [4], О.С. Мутиевой [13]. Анастасия Александровна обратилась к более раннему периоду повседневной жизни казачек (до середины XIX в.). Оксана Саидовна рассматривала, в контексте семейно-бытовой повседневности, роль терской женщины-казачки, соседствующей с жительницами Кубани.
В двух из трех глав кандидатской диссертации А.А. Цыбульни-ковой повседневная жизнь казачек напрямую связана с особенностями военного времени. Автор ставит целью выявление специфических черт повседневной жизни женского
населения Кубани. В числе задач есть следующие: выявить механизмы влияния закубанского (туземного) населения на менталитет и поведенческие стереотипы, проследить процесс смещения гендерных стереотипов в хозяйственной сфере, выявить характер влияния военной обстановки на особенности выполнения хозяйственных обязанностей [4; 22]. Единственное приложение в диссертации представляет большой интерес, в нем приведены 83 задокументированных случая убийств и похищений казачек горцами в период с 1795 по 1864 гг. [4; 193-210].
Научная новизна работы заключается, в том числе, в корректировке сложившегося представления об инертности и беззащитности станичных женщин во время столкновений с горцами. Официально казачки не воевали, но периодически выполняли военно-охранные функции в собственных селениях [4; 28]. Автором приводятся исключительные случаи, например, донской казачки Татьяны Маркиной, дослужившейся до капитана в новочеркасском пехотном полку, кубанской казачки Елены Чоба, во время Первой мировой войны получившей два Георгиевских креста. Анастасия Александровна упоминает отряд амурских казачек, в 1900 г. защищавших г. Благовещенск [4; 62, 71].
А.А. Цыбульникова описывает и сугубо мирную специфику брачно-семейных отношений. Так, стремление родителей найти невесту старше жениха на 3-7 лет объясняется желанием найти физически более крепкую работницу и плодовитую будущую мать [4; 100]. Автор оспаривает утверждение О.С. Мутиевой о том, что аналогично адату дагестанцев кубанский казак имел право убить свою жену, которая изменила ему с другим мужчиной, т.к. в рассматриваемый период на территории войска действовало не обычное, а юридическое право [4; 116].
Ю.Н. Емельянов в кандидатском диссертационном исследовании
рассматривает развитие сословной ментальности кубанских казаков в длительный промежуток времени, с последней четверти XVIII в. до 1930-х гг. В нем автор комплексно рассматривает формирование и развитие ментальности кубанских казаков от момента образования до ликвидации Кубанского казачьего войска, главным образом через воспитание детей в семье и школе. Также он прослеживает ее выражение в других общественных институтах, формирующих и воспроизводящих сословную ментальность через поколения [6; 5].
Научную новизну он обосновывает следующими утверждениями: впервые представлено комплексное исследование сословной ментально-сти кубанского казачества; проведен комплексный обзор значимых констант казачьего социума, на которых базировалась их ментальность, и др. Среди положений, выносимых автором на защиту, были следующие: ментальность искусственно поддерживалась и развивалась усилиями власти с целью создания замкнутой сословной общности; сословная обособленность, особый порядок самоуправления и несения воинской повинности, а также институт землепользования стали элементами ментальности войскового сословия, цементировавшими казачью общность региона [6; 27-29].
Помимо роли базовых институтов в формировании сословной мен-тальности кубанских казаков, в заключение работы Ю.Н. Емельянов приводит базовые доминанты казачьего сознания. Стержневой идеей являлось отождествление мужчины и воина, именно военная служба виделась казаками как их самое достойное дело. Важнейшее место занимала категория «воля», которая ценилась намного выше, чем материальное благополучие и даже жизнь [6; 171].
Пожалуй, самой значительной и масштабной среди анализируемых работ стала докторская диссертация
О.В. Матвеева. Она раскрывает основные стороны исторической картины мира кубанского казачества, от структуры народных представлений об историческом прошлом и образов войн в народной памяти, в т.ч. Русско-японской и Первой мировой, до роли экипировки и восприятия соседей в ментальности казаков Кубани [5; 2-3]. Работа состоит из 6 глав, 21 параграфа, объем составляет 618 страниц, в тексте имеется 1718 сносок. Кандидатская диссертация Олега Владимировича была посвящена этнополитическим и социокультурным последствиям Кавказской войны [14].
Диссертация имеет междисциплинарный характер. Наряду с неопубликованными архивными документами и материалами периодической печати, используются опубликованные фольклорные и литературные источники. Среди последних упоминается сборник рассказов участников войны И. Тонко-ногова «Наши казаки на Дальнем Востоке» [5; 24]. Автор активно использует полевые этнографические материалы, основанные на опросах жителей станиц, родившихся в период с 1899 по 1957 гг. [5; 555-562]. В главах исследования имеется много цитат из фольклорных произведений, как на русском, так и на украинском языках. Олег Владимирович большое внимание уделяет достижениям зарубежной историографии, трудам европейских и американских историков - от Ф. Броделя и Й. Хейзинги до П. Хаттона и А. Том-сона. В первую очередь, отмечено направление т. н. «устной истории», создающее условия для более справедливого исторического суда [5; 65, 73, 90-92].
Поставленная цель реконструкции исторической картины мира реализована чрезвычайно успешно, т.к. удалось не просто воссоздать модели идеальных конструкций народной истории, но и выявить тенденции их изменения [5; 19, 544]. Приведем наиболее ценные, по
нашему мнению, выводы. Представление о времени, которое мыслилось казаками как нечто абстрактное либо как нечто конкретное и неотъемлемое от меняющегося мира. Историческая картина очень избирательна в отборе событий, героев, фактов Кавказской войны. Имена военных начальников стали героическими символами в результате смыкания народного и официального уровней сознания [5; 547, 549].
Автор заключает, что представления о сословном назначении кубанцев укладывалось в архаичную трехчленную структуру общества, характерную для многих народов. Универсальной особенностью воинского мира являлась концепция героического, определявшаяся как устойчивыми стереотипами, так и историческими реалиями. Ценностные категории поддерживались различными общественными институтами Кубанского казачества [5; 546].
Несмотря на колоссальный объем и масштаб выполненных задач, в работе О.В. Матвеева не нашли отдельного отображения представления казаков о семейной повседневности, что делает обозначенную тему актуальной для последующих исследований.
Целью кандидатского диссертационного исследования Н.Б. Гри-шокиной, опирающегося на теорию повседневной, а также локальной истории, стал комплексный анализ хозяйственной деятельности линейных казаков Северного Кавказа и ее влияние на мировоззренческие основы и обрядовую культуру войскового сословия региона [15; 17-18].
Л.С. Царева рассматривает повседневную жизнь станиц Новой линии в 1840-1817 гг. на примере костюма. Первая глава ее кандидатской диссертации раскрывает преимущественно колонизационный аспект темы, во второй определены различные условия, характерные для формирования костюмного комплекса, в третьей описаны сложившиеся мужские
и женские костюмы, их эволюция [16; 2]. «Женскую одежду, большей частью, изготовляли женщины (портнихи, модистки, белошвейки), а мужскую - мастера-мужчины (портные)» [16; 128]. Помимо теории повседневности, ею использована концепция локальной истории, ориентированная на изучение казачьих полков и станиц [16; 19].
Автором сделан вывод, что в производственных промыслах в отношении одежды в последней четверти XIX в. существовали все основные формы производства (домашние промыслы, ремесло, мелкотоварное производство). Луиза Сергеевна также подчеркивает, что, несмотря на завоз товаров из центральных промышленных районов страны, производственные промыслы новолинейных станиц, как и прежде, играли значительную роль в обеспечении предметами одежды и обуви местного и пришлого населения Закубанья [16; 24-25].
Несомненным достоинством диссертационного исследования Л.С. Царевой являются приложения, состоящие из 16 рисунков, представленных изображениями костюмов, коллективными, в т.ч. семейными, фотографиями. Также здесь приведены 11 таблиц, характеризующие производственные комплексы одежды и обуви [16; 237262]. Есть в работе незначительные недостатки: использован полевой материал автора, но не приведен в завершении общий список информаторов; пункт «научная новизна» более представителен и концептуально содержателен, нежели положения, выносимые на защиту [16; 23-25].
При изучении социокультурного облика Кубанского казачьего офицерства А.В. Гайворонская также опирается на теорию повседневности. Вторая глава ее кандидатской диссертации специально посвящена как служебным, так и семейным аспектам повседневной жизни офицерского состава [3; 81-124]. Их исследование позволило воссоздать утраченные
и дополнить искаженные черты социокультурного портрета казачьего офицера, а также проследить динамику формирования социокультурного облика офицеров войска, как с внешней, так и с внутренней стороны [3; 4]. А.В. Гайворонская, используя широкий круг различных источников, отдельно выделяет женскую мемуаристику, для которой - в отличие от мужской - характерно пристальное внимание к деталям повседневной жизни [3; 28].
Среди положений, вынесенных на защиту А.В. Гайворонской, отметим некоторые:
1. Деятельность офицеров Кубанского войска в той или иной степени распространялась на все области гражданской жизни. Огромный вклад казачьими офицерами на гражданской службе был внесен даже в становление архивной службы Кубанской области [3; 34, 65].
2. Устройство семейной жизни практически полностью регламентировалось военным правом и подчинялось мнению офицерского сообщества, что не исключало обход сложившихся норм. Офицерам, находящимся на действительной службе, не разрешалось жениться ранее 23 лет. Предпочтительными для казачьих офицеров являлись браки на казачках, а повторные браки заключались обычно по причине вдовства. Ограниченность офицера в финансовых средствах сдерживало его в обзаведении семьей [3; 34, 107, 115, 124].
3. В практике судов чести был нарушен принцип конфиденциальности - один из основных принципов их деятельности. Статьи дуэльных кодексов чести, часто публиковавшиеся в печати после издания закона 1894 г., все больше перемещались в обычную повседневность, определяли и направляли поступки и поведение офицеров. Однако увольнения по приговору суда чести замалчивались, чему способствовала и секретность документации этих процессов [3; 34, 155, 167].
Среди незначительных недостатков работы, на наш взгляд, следующие: чересчур много внимания уделено обычаю т.н. «цука», в т.ч. в юнкерских училищах [3; 50-55], иногда встречаются чрезмерно большие цитирования источников, занимающие более половины страницы [3; 110, 159]. Но в целом соискателю удалось системно рассмотреть социокультурный облик казачьего офицерства.
Историки Кубанского казачьего войска в 2000-е гг. внесли значительный вклад в исследование повседневной жизни войскового сословия юга-запада страны. Практически каждому направлению повседневной истории, от исторической картины мира до гендер-ных аспектов, посвящены докторские и кандидатские диссертации. В общем перечне используемых научных трудов (монографий, статей) количественно преобладают работы 1990-2000-х гг., они же имели решающее концептуальное значение для соискателей, несмотря на внушительный перечень
произведений дореволюционной российской и советской историографии, приведенный в каждой диссертации. Структура литературной базы доказывает, что в 2000-е гг. утверждаются в академической науке новые методологические подходы.
От этнографических описаний история повседневности зачастую отличается лишь наличием динамики повествования. Дальнейшее развитие теории повседневности сдерживается как объективными, так и субъективными факторами. Среди них: достаточно узкая ис-точниковая и историографическая база, отсутствие непосредственных очевидцев, сложность работы с этнографическими, музейными материалами в рамках сложившейся парадигмы исторической науки в стране, зачастую низкая компетентность молодых исследователей, недостаток финансирования и др. Но по-прежнему повседневная история для отечественной исторической науки остается актуальным исследовательским направлением.
Примечания:
1. Акоева Н.Б. Влияние модернизационных процессов на повседневную жизнь казачьего населения юга России во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Майкоп, 2012. 500 с.
2. Акоева Н.Б. Экономическая, социальная и политическая повседневность Кубанского казачества на рубеже веков (конец XIX - начало XX вв.): дис. ... канд. ист. наук. Армавир, 2002. 245 с.
3. Гайворонская А.В. Социокультурный облик офицеров Кубанского казачьего войска (1860-1914): дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2013. 216 с.
4. Цыбульникова А.А. Казачки Кубани в конце XVIII - середине XIX вв.: специфика повседневной жизни в условиях военного времени: дис. ... канд. ист. наук. Армавир, 2004. 209 с.
5. Матвеев О.В. Историческая картина мира кубанского казачества: особенности военно-сословных представлений (конец XVIII - начало XX вв.): дис. ... д-ра ист. наук. Краснодар, 2009. 618 с.
6. Емельянов Ю.Н. Генезис и региональные особенности сословной ментально-сти кубанского казачества (конец XVIII - 30-е гг. XX вв.): дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2006. 192 с.
7. Электронный каталог диссертаций РГБ. URL: www.sigla.rsl.ru (дата обращения: 9.12.2017).
8. Данилов А.А. Диссертационные исследования по Отечественной истории: итоги и перспективы // Российская история. 2011. № 2. С. 149-159.
9. Соклаков А.Ю. Казачество юга России как объект научных исследований. URL: www.slavakubani.ru (дата обращения: 12.01.2018).
10. Абрегова Ж.О. Повседневная жизнь сельского населения Кубани. Конец XIX - первая треть XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2004. 196 с.
11. Дюкарев А.В. Казачьи генеалогии в историко-культурном контексте Кубани (на материалах родословной атамана В.Г. Науменко): дис. ... канд. ист. наук. Армавир, 2016. 211 с.
12. Гречишко Д.Н. Девиантное поведение кубанского казачества во второй половине XIX - начале XX вв. и способы его преодоления: дис. ... канд. ист. наук. Славянск-на-Кубани, 2011. 208 с.
13. Мутиева О.С. Роль женщины-казачки в жизни казачьего населения Нижнего Терека в XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2004. 159 с.
14. Матвеев О.В. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе и ее этнопо-литические и социокультурные последствия: дис. . канд. ист. наук. Краснодар, 1996. 216 с.
15. Гришокина Н.Б. Хозяйственная деятельность линейных казаков и ее отражение в мировоззрении и обрядовой культуре (конец XVIII в. - 1917 г.): дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2015. 213 с.
16. Царева Л.С. Социально-экономическая и бытовая повседневность станиц Новой линии в 1840-1917 гг. (на примере костюма): дис. ... канд. ист. наук. Славянск-на-Кубани, 2012. 262 с.
References:
1. Akoeva N.B. The impact of modernization processes on the daily life of the Cossack population of southern Russia in the second half of the 19th - early 20th centuries: Diss. for the Dr. of History degree. Maikop, 2012. 500 pp.
2. Akoeva N.B. Economic, social and political everyday life of the Kuban Cossacks at the turn of the century (late 18th - early 20th centuries): Diss. for the Cand. of History degree. Armavir, 2002. 245 pp.
3. Gaivoronskaya A.V. Socio-cultural image of officers of the Kuban Cossack army (1860-1914): Diss. for the Cand. of History degree. Krasnodar, 2013. 216 pp.
4. Tsybulnikova A.A. The Cossack women of Kuban at the end of the 18th - the middle of the 19th centuries: specificity of everyday life in wartime conditions: Diss. for the Cand. of History degree. Armavir, 2004. 209 pp.
5. Matveev O.V. The historical picture of the world of the Kuban Cossacks: features of military-class ideas (late 18th - early 20th centuries): Diss. for the Dr. of History degree. Krasnodar, 2009. 618 pp.
6. Emelyanov Yu.N. Genesis and regional features of the class mentality of the Kuban Cossacks (late 18th - 30s of the 20th centuries): Diss. for the Cand. of History degree. Krasnodar, 2006. 192 pp.
7. Electronic catalog of dissertations of the RSL. URL: www.sigla.rsl.ru (date of access: 9.12.2017).
8. Danilov A.A. Dissertation studies on national history: results and prospects // Russian history. 2011. No. 2. P. 149-159.
9. Soklakov A.Yu. Cossacks of the south of Russia as an object of scientific research. URL: www.slavakubani.ru (date of access: 12.01.2018).
10. Abregova Zh.O. The daily life of the rural population of Kuban. The end of the 19th - the first third of the 20th centuries: Diss. for the Cand. of History degree. Maikop, 2004. 196 pp.
11. Dyukarev A.V. Cossack genealogies in the historical and cultural context of the Kuban area (based on the materials of the pedigree of ataman V.G. Naumenko): Diss. for the Cand. of History degree. Armavir, 2016. 211 pp.
12. Grechishko D.N. Deviant behavior of the Kuban Cossacks in the second half of the 19th - early 20th centuries and ways to overcome it: Diss. for the Cand. of History degree. Slavyansk-on-Kuban, 2011. 208 pp.
13. Mutieva O.S. The role of Cossack women in the life of the Cossack population of the Lower Terek in the 19th - early 20th centuries: Diss. for the Cand. of History degree. Makhachkala, 2004. 159 pp.
14. Matveev O.V. The Caucasian War in the North-West Caucasus and its ethnopo-litical and sociocultural consequences: Diss. for the Cand. of History degree. Krasnodar, 1996. 216 pp.
15. Grishokina N.B. Economic activities of the linear Cossacks and its reflection in the worldview and ritual culture (end of the 18th century - 1917): Diss. for the Cand. of History degree. Krasnodar, 2015. 213 pp.
16. Tsaryova L.S. Socio-economic and household daily life of the villages of the New Line in 1840-1917 (based on the costume): Diss. for the Cand. of History degree. Slavyansk-on-Kuban, 2012. 262 pp.