социологические Данилова Анна Владимировна
науки ПОВСЕДНЕВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ...
УДК 316.444.2
ПОВСЕДНЕВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
© 2017
Данилова Анна Владимировна, аспирантка кафедры прикладной социологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, улица Мира, 19, e-mail: anutadanilova@ya.ru)
Аннотация. Понятие социальных отношений является одним из центральных для социологии. Воспроизводство социальных отношений мы рассматриваем как систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем. По нашему мнению в настоящий момент воспроизводство социальных отношений претерпевает значительные изменения. В статье рассматривается изменяющаяся роль повседневной мобильности в системе воспроизводства социальных отношений. Анализ ведется с позиций новой парадигмы мобильности (Дж. Урри, М. Шеллер), однако показана ее преемственность по отношению к теории социальной мобильности П.А. Сорокина, дается определение повседневной мобильности как разновидности горизонтальной социальной мобильности и характеризуются ее функции в системе воспроизводства социальных отношений. В современном обществе повседневная мобильность становится все более распространенным феноменом, а благодаря развитию технологий она приобретает разнообразные формы (телесная, виртуально-коммуникационная). В связи с этим сложившееся в рамках Чикагской школы (Р.Э. Парк, Э. Берджес) представление о мобильности, как о феномене, разрушающем социальные связи стабильных сообществ, требует пересмотра. Хотя процессы воспроизводства и мобильности долгое время противопоставлялись друг другу, автор приходит к выводу об увеличивающемся взаимовлиянии воспроизводства и мобильности.
Ключевые слова: воспроизводство социальных отношений, горизонтальная социальная мобильность, новая парадигма мобильностей, повседневная мобильность, социальная мобильность, социальные отношения, функции повседневной мобильности
EVERYDAY MOBILITY IN THE SYSTEM OF REPRODUCTION OF SOCIAL RELATIONS
© 2017
Danilova Anna Vladimirovna, postgraduate student, chair of applied sociology Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin (620002, Russia, Yekaterinburg, Mira st., 19, e-mail: anutadanilova@ya.ru)
Abstract. The notion of "social relations" is one of the most important sociological terms. Reproduction of social relations we define as a complex system consisting of interrelated subsystems. According to our point of view, nowadays the reproduction of social relations is changing greatly. This article is devoted to the changing role of everyday mobility in the system of reproduction of social relations. The analysis is conducted from the position of the new mobilities paradigm (J. Urry, M. Sheller), though it is shown that it continues the theory of social mobility by P.A. Sorokin. The author defines everyday mobility as a form of horizontal social mobility and gives a characteristic of its functions in the system of reproduction of social relations. Everyday mobility is becoming a widespread phenomenon in modern society, and it acquires different forms due to technological development (such as physical, virtual and communicational). That is why it is necessary to revise classical (Chicago school) vision of mobility role. According to R.E. Park and E. Burgess, mobility destructs social relations and links and consequently it destroys stable social communities. Though the processes of reproduction and mobility were opposed to each other for a long time, the author makes a conclusion about their increasing interinfluence.
Keywords: reproduction of social relations, horizontal social mobility, new mobilities paradigm, everyday mobility, social mobility, social relations, functions of everyday mobility
В эпоху доиндустриального общества повседневная мобильность индивидов была сведена к минимуму: рабочее место и место проживания первоначально имели одну и ту же локализацию. На этот факт справедливо обращает внимание Т. Парсонс: «В большинстве обществ места проживания и труда людей обычно не разделяются. Там, где такое разделение существует ..., два этих места задают пространственную ось обыденной жизни индивида» [1, с. 16]. Весь жизненный мир индивида в значительной степени сконцентрирован вокруг определенного привычного маршрута, в свою очередь разнообразные и интенсивные перемещения связываются исследователями с установлением новых социальных контактов и, как следствие, с разрушением устоявшихся социальных отношений (Р.Э. Парк [2, 3, 4], Х.У. Зорбо [5], Э. Берджес [6]). С переходом к индустриальной эпохе расстояния, которые индивиду приходится преодолевать ежедневно, постепенно увеличиваются. В современном обществе повседневная мобильность является достаточно распространенным феноменом, свойственным большинству социальных субъектов. Распространение этого феномена сопряжено с изменением его роли: повседневная мобильность становится одним из механизмов воспроизводства социальных отношений, поскольку перестает ассоциироваться с новым социальным контактом, а становится необходимым условием устойчивого социального взаимодействия.
Для того, чтобы это доказать, обратимся сначала к теории воспроизводства социальных отношений.
Категория социальных отношений уже длительное время прочно и устойчиво утвердилась в понятийном АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
аппарате социологии. Однако вопрос о воспроизводстве социальных отношений и изменениях, происходящих в этом процессе, недостаточно раскрывается в социологической науке, поскольку понятие воспроизводства причисляется к категориям политэкономии, в русле которой исследуются особенности производства и воспроизводства общественного продукта, национального дохода, производительных сил [7, с. 10-11].
По сути, существующая в социально-экономических науках теория воспроизводства представляет собой теорию воспроизводства капитала (В. Петти, Ф. Кенэ). В том числе и теория общественного воспроизводства К. Маркса касается, прежде всего, капитала. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений [8] в этом подходе представляется следствием процесса воспроизводства капитала. С точки зрения социологии определение воспроизводства общественного капитала в качестве единственной причины и условия воспроизводства социальных отношений, как «процесса, посредством которого общества воспроизводят свои социальные учреждения и социальную структуру» [9, с. 254], является экономическим редукционизмом.
Вместе с тем, воспроизводство социальных отношений требует исследовательского внимания вследствие того, что выступает неотъемлемым компонентом устойчивости и стабильности общества. Необходимо пересмотреть и уточнить возможности использования воспроизводственного подхода к социальным отношениям. Использование этого подхода позволяет рассматривать воспроизводство социальных отношений, с одной сто-
325
Данилова Анна Владимировна социологические
ПОВСЕДНЕВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ... науки
роны, как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов; с другой стороны как процесс, имеющий протяженность во времени (началом этого процесса является, условно, «момент» создания отношений, их производство, а концом - прекращение их существования).
Воспроизводство социальных отношений мы определяем как систему, которая состоит из элементов, имеющих между собой устойчивые связи и составляющих единое целое. Ее элементами являются подсистемы, обладающие системными свойствами в целом. К числу таких подсистем, составляющих структуру воспроизводства социальных отношений, мы отнесем следующие:
- статусно-ролевая подсистема (социальные статусы и социальные роли субъектов воспроизводства социальных отношений, ролевые ожидания и ролевое исполнение (индивиды и социальные группы));
- нормативная подсистема (образцы поведения, межличностные и институциональные обязательства, правила и санкции);
- ценностно-потребностная подсистема (потребности и ценности, задающие ориентиры деятельности, а также ценностные ориентации, определяющие наиболее оптимальные и приемлемые пути их достижения).
Система воспроизводства социальных отношений воплощается в повседневной жизнедеятельности индивидов и групп. Повседневная жизнь характеризуется как обыденная практическая жизнедеятельность индивидов и социальных групп, в совокупности с теми представлениями об окружающем мире, которыми эти индивиды и группы руководствуются, т.е. социальные отношения воспроизводятся в повседневных социальных действиях и взаимодействиях.
В повседневности происходит стереотипизация поведения индивидов, именно об этом пишет Л.Г. Ионин, определяя повседневность как «процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий» [10, с. 122]. Любая активность субъекта, которая характеризуется повторяемостью, через короткое время начинает руководствоваться стереотипом [11, с. 246]. Точно также на базе предшествующего индивидуального и коллективного опыта в социальной практике происходит отбор наиболее эффективных способов воспроизводства социальных отношений. Меренков А.В. процесс социального воспроизводства в целом связывает с функционированием стереотипов. Он подчеркивает первичность групповых стереотипов по отношению к индивидуальным, что дает основания для исследования закономерностей системы воспроизводства социальных отношений, характерных для представителей различных групп, через изучение их рутинных перемещений.
В современной социологической науке выделяется познавательный поворот к исследованиям мобильности. Этот поворот связывают с работами Дж. Урри и М. Шеллер [12], в предметном поле исследований которых «разнообразные мобильности людей, объектов, образов, информации, их сложные взаимозависимости и социальные эффекты» [13].
Исследователями пересматривается понимание социальной мобильности как смены социальной позиции субъектов, сложившееся под влиянием структурно-функционального подхода (Парсонс Т., Мертон Р.) и утвердившееся в социологии в ХХ веке. В соответствие с таким пониманием социальной мобильности Г.Е. Зборовский рассматривает социальную мобильность как понятие более узкое по сравнению с понятием социальные перемещения: как составляющую «социальных перемещений, означающую изменение статуса ... группы и индивида в структуре общества» [14]. Вместе с тем, концепция социальной мобильности П.А. Сорокина уже на момент ее создания предлагала более широкую трактовку понятия «социальная мобильность», предполагающую не только вертикальные перемещения индивидов и групп в системе социальной стратификации, но 326
и горизонтальные, в т.ч. территориальные перемещения.
Новая парадигма мобильностей не создает принципиально новой теории, но иначе размещает акценты в существующей теории: социальная стратификация теряет свою ведущую роль, поскольку акцент делается на процессуальность перехода из одного положения в другое. Новая парадигма мобильностей в качестве своего базового предположения имеет не стадиальную, а альтернативную модель социальных изменений, таким образом, внимание исследователя обращено на протекающие в современном обществе процессы, воспроизводящие его, составляющие его суть.
Ориентация на процессуальность обнаруживает наличие разных вариантов (вариативность) осуществления процесса мобильности, свойственных социальным субъектам. В социальном пространстве как социальном продукте [15], конституируемом и утверждаемом посредством социальных отношений индивидов и групп, функционируют разные модели поведения индивидов и общностей. Пространство рассматривается нами как пространство, сформированное отношениями индивидов и социальных групп, а не пространство, в котором эти отношения и группы размещаются [16, с. 274; 13].
Таким образом, парадигма предполагает изучение организации иерархического порядка социальных отношений через наблюдение за режимами мобильно-стей, характерными для различных социальных групп. Вследствие чего актуализируются проблемы, связанные с типологизацией мобильностей, выявлением факторов способствующих и препятствующих реализации мо-бильностей индивидов и социальных групп, т.е. факторов, которые определяют возможности установления и поддержания социальных отношений, поскольку мобильность рассматривается, как способность устанавливать и поддерживать социальные взаимодействия. Социальные отношения мы рассматриваем как систему устойчивых повторяющихся социальных взаимодействий, детерминированных нормами, целью, которых является удовлетворение наиболее значимых потребностей субъектов взаимодействия, определяемых на основе ценностных ориентаций.
Уточняя понятие социальной мобильности с точки зрения воспроизводства социальных отношений, следует обратить внимание на тот факт, что социальное положение - это не только совокупность связей индивида со всеми группами населения, но и совокупность связей внутри групп, т.е. между их членами [17]. Социальная мобильность как изменение положения индивида оказывается необходимой для воспроизводства связей между представителями социальных групп, которое осуществляется на основе повторяющихся социальных взаимодействий.
Повседневную мобильность мы определяем как разновидность горизонтальной социальной мобильности, предполагающую рутинные, возвратные, регулярные перемещения индивида за пределы места проживания. Эти перемещения осуществляются таким образом, что групповая и статусная принадлежность индивида остаются неизменными, однако его пространственно-временные характеристики изменяются, предоставляя возможности для поддержания сложившегося порядка социальных отношений, составляющего основу социальной структуры. Для воспроизводства социальных отношений особое значение имеют такие перемещения в структуре повседневной мобильности, в основе которых лежат обязательства взаимодействия. Они могут отличаться по способу перемещения (телесные и виртуально-коммуникационные), а также по степени добровольности (перемещения ради исполнения жестко предписанных обязательств и добровольные перемещения).
Повседневная мобильность обладает свойством интерсубъективности, т.е. не сводится «к индивидуальным паттернам или предпочтениям» [18, с. 102], она регулируется определенными нормами и воспроизводит АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
социологические науки
Данилова Анна Владимировна ПОВСЕДНЕВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ...
нормативную подсистему, и, соответственно выполняет функцию социального контроля и трансляции социальных норм. Это свидетельствует о том, что повседневная мобильность выступает элементом нормативной подсистемы воспроизводства социальных отношений.
Повседневная мобильность определяется объемом имеющегося капитала (капитала мобильностей), и в связи с этим, реализует стратифицирующую функцию. Наиболее привилегированные социальные группы стремятся к созданию символических и материальных барьеров, ограничивающих доступ к более комфортным и скоростным способам перемещений другим группам (примером этого могут служить, выделение различных классов обслуживания пассажиров, отличающихся по стоимости). Это свидетельствует о том, что повседневная мобильность определяет статусно-ролевую подсистему воспроизводства социальных отношений.
Кроме того, повседневная мобильность сопряжена с процессом конструирования идентичности [19]. Повседневная мобильность каждого является индивидуально и социально обусловленной, т.е. перемещения связаны с выполнением институциональных, групповых и межличностных обязательств.
Конструирование идентичности отражает не только принадлежность индивида к определенной социальной группе, т.е. его статусно-ролевую принадлежность, но и его ценностные ориентации и жизненные потребности, т.е. воспроизводит ценностно-потребностную- подсистему социальных отношений.
Повседневная мобильность включает в себя рутинные, повторяющиеся перемещения, которые индивид неизменно выбирает в условиях ограниченных ресурсов, т.е. эти перемещения для индивида имеют определенную ценность, что также указывает на связь между повседневной мобильностью и системой воспроизводства социальных отношений.
Таким образом, повседневная мобильность интересует социологов не с точки зрения потребности в описании изменений, происходящих в повседневности, и связанных с возникновением новых социальных практик и стилей жизни (как это происходит в исследованиях в рамках постмодернистской методологии). Повседневная мобильность становится предметом социологического исследования в связи с тем, что изменяется ее роль в процессе воспроизводства социальных отношений.
Поскольку повседневная мобильность является распространенным феноменом повседневной жизнедеятельности, она становится одним из оснований воспроизводства социальных отношений, наряду с процессом социализации, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, потребностей и образцов поведения.
Сегодня ее роль состоит в создании возможностей для социального взаимодействия необходимого для поддержания устойчивых социальных отношений, конституирующих социальное пространство (определяемое как пространство социальных отношений). Данный аргумент свидетельствует о том, что повседневная мобильность является разновидностью социальной мобильности.
Таким образом, в современных условиях повседневная мобильность и воспроизводство социальных отношений оказываются во взаимозависимости, эти процессы «подпитывают» друг друга. Благодаря различного рода перемещениям, индивид удовлетворяет свои потребности независимо от их уровня, вступая в значимые социальные взаимодействия, регламентируемые нормами, воспроизводит свои социальные роли и статусы, тем самым воспроизводит социальные отношения. Повседневная мобильность - это не изменение позиции в системе социальной стратификации, а такое изменение положения индивида в социальном пространстве, которое предполагает рутинные перемещения с целью воспроизводства социальных отношений через социальные взаимодействия.
АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. 2002. Ч. 2. С. 3-42.
2. Парк Р.Э. Сознание бродяги: рассуждения по поводу соотношения сознания и перемещения // Социологическое обозрение. 2003. Т.3. №1. С.35 -37.
3. Парк Р.Э. Физика и общество // Социологическое обозрение. 2007. Т.6. №1. С. 4-16.
4. Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социологическое обозрение. 2006. Т.5. №1. С. 11 - 18.
5. Зорбо Х.У. Золотой Берег и трущобы // История социологии ХХ века: университетский курс / Составители В.Г.Николаев, Н.Е.Покровский, О.А.Симонова. [http:// www.twirpx.com/file/330787/]. Дата доступа 21.08.2016.
6. Берджес Э. Рост города. Введение в исследовательский проект // История социологии ХХ века: университетский курс / Составители В.Г.Николаев, Н.Е.Покровский, О.А.Симонова. [http://www.twirpx. com/file/330787/]. Дата доступа 21.08.2016.
7. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1988. 235 с.
8. Экономическая теория. Политэкономия / Под ред. В.Д. Базилевича. М.: Рыбари. 2009. 870 с.
9. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М.: АСТ, Вече. Т.2. 528 с.
10. Ионин Л.Г. Повседневность // Культурологи ХХ век. Энциклопедия. /Гл. ред. С.Я. Левит. СПб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования «Университетская книга». 1998. Т.2. 447 с.
11. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. 290 с.
12. Шеллер М. Новая парадигма мобильностей в современной социологии // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 3-11.
13. Sheller М., Urry J. The New Mobilities Paradigm // Environment and Planning. 2006. V. 38. P. 207-226.
14. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2004. 592 с.
15. Лефевр А. Производство пространства. М.: Strelka Press, 2015. 432 с.
16. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.
17. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 393 с.
18. Урри Дж. Мобильности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. 576 с.
19. Jensen O. Erving Goffman And Everyday Life Mobility // The contemporary Goffman. N.Y.: Routledge, 2010. 382 p.
327