УДК 343.13
Е.С. Дубоносов, д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой УПиП, 8-910-943-64-09, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
О.А. Петрухина, канд. юрид. наук, доцент кафедры УПиП, 8-920-751-09-98,
(Россия, Тула, ТулГУ)
ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
В данной статье приведены и проанализированы поводы и основание для возбуждения уголовных дел об экологических преступлениях. Указывается, что чаще всего поводом для возбуждения уголовного дела об экологическом преступлении выступает сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.
Ключевые слова: поводы, основание, возбуждение уголовного дела, экологическое преступление, охрана окружающей среды, природоохранные органы.
Уголовно-процессуальная обязанность выполнить действия, направленные на разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом возникает с момента поступления в уполномоченные органы заявления о преступлении, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, постановления прокурора о направлении соответствующих материалов, явки с повинной, являющихся поводами для возбуждения уголовного дела согласно ст. 140 УПК РФ.
Заявление о преступлении может поступить от любого физического или юридического лица, независимо от того, причинен ли ему непосредственно преступлением какой-либо вред.
Изучение нами уголовных дел о преступлениях, описанных в главе 26 УК РФ, показало, что чаще всего поводами к их возбуждению являются заявления административных работников, лиц, осуществляющих экологический контроль (86%), и реже - рядовых граждан.
В заявлении о совершенном преступлении указываются общие сведения о заявителе, времени и месте обнаружения признаков преступного поведения. Специфика какого-либо преступного деяния предполагает включение помимо указанных сведений еще и дополнительных, характеризующих признаки состава конкретного преступления.
Применительно к совершенному экологическому преступлению желательно содержание сведений, о том, какие именно экологические правила были нарушены, каким способом, какой именно объект окружающей среды пострадал, в чем выражено проявление свойств преступного воздействия, каковы предполагаемые источники, виновники и свидетели преступления.
Заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме. Если сообщение поступает в устной форме, следователь,
орган дознания должны внести его в протокол устного заявления о преступлении с наиболее полным указанием всех известных заявителю сведений. Письменное заявление должно быть подписано заявителем.
Согласно ч.7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные заявления по рассматриваемой категории дел, как правило, содержат заведомо ложные доносы на конкурентов с обвинением в нарушении норм экологического законодательства. Однако если в таком заявлении содержатся сведения о конкретных фактах преступного поведения, то оно подлежит проверке. Если изложенные факты подтвердятся, то поводом к возбуждению уголовного дела будет непосредственное обнаружение признаков преступления тем, кто осуществил проверку, оформляемое рапортом сотрудника.
Проведенный нами анализ уголовных дел, свидетельствует, что наиболее часто поводом к возбуждению уголовного дела об экологическом преступлении является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а именно:
- сообщения из органов государственной власти и общественных организаций, занимающихся природоохранной деятельностью;
- сообщения, поступающие из средств массовой информации;
- сообщения иных предприятий, учреждений, организаций;
К органам, занимающимся природоохранной деятельностью относятся Министерство природных ресурсов и экологии РФ [3], входящие в его структуру Департамент государственной политики и регулированию в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, Департамент государственной политики и регулированию в области геологии и недропользования, Департамент государственной политики и регулированию в области водных ресурсов, Департамент государственной политики и регулированию в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Департамент государственной политики и регулированию в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), а также Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их территориальные и подведомственные органы.
Сотрудники указанных органов проводят плановые и внеплановые проверки, в ходе которых выявляются различные нарушения экологического законодательства. В случае обнаружения признаков экологического преступления в правоохранительные органы направляют сообщения.
К примеру, главными задачами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных [12]. К основным задачам государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации относятся предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения [2].
Как правило, с целью подготовки объективных сообщений должностные лица указанных органов привлекают специалистов сельскохозяйственных, водохозяйственных, лесных, проектно-изыскательских, санитарных и иных учреждений.
Помимо органов государственной власти, сообщения о фактах нарушения экологического законодательства поступают и из общественных организаций, занимающихся природоохранной деятельностью. К примеру, в Российской Федерации официально зарегистрировано 14 экологических организаций.
В Положении о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду закреплена обязанность юридических лиц независимо от организационно - правовой формы и физических лиц, осуществляющих сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предоставлять Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду [1].
Перечень материалов, направляемых органами экологического контроля для возбуждения уголовного дела включает:
- сообщение о факте нарушении природоохранного законодательства с указанием размера причиненного ущерба;
- протокол по факту нарушения экологического законодательства, в котором описывается место события с указанием его конкретных границ и зон, проявившиеся и потенциальные вредные последствия, названия и положения нарушенных нормативных актов, а также данные о предполагаемом виновном лице. В некоторых случаях, к примеру, по фактам незаконной рубки, уничтожения или повреждения лесных насаждений к протоколу прикладывается план-схема места события с привязкой на местности, по фактам порчи земли - схематический чертеж или выкопировка
с плана землепользования с указанием состава земель и их качественной характеристикой;
-перечень прилагаемых документов, предметов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами;
- объяснения причастных к событию лиц и его очевидцев (если таковые имеются);
- заключение специалистов, содержащее характеристику установленного нарушения, расчет размера ущерба, причины и условия, способствующие наступлению этого события, наличие причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями;
- протоколы, акты ранее проведенных проверок, копии ведомственных приказов или выписок из них, касающиеся допущенного нарушения;
- акты проверок, проводимых после обнаружения нарушения;
- сведения о принятых мерах по возмещению вреда;
- акты анализа лабораторных исследований проб воды, воздуха, почв и
др.
Также, следователю полезно будет ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды на хозяйственных объектах, включающих:
- экологический паспорт предприятия;
- документы по контролю за газоочистными и пылеулавливающими установками;
- ведомственные инструкции, приказы, и др.[6, С.795].
Однако, на практике в направляемых материалах зачастую отсутствует заключение специалиста, что не позволяет своевременно определить размер и характер причиненного ущерба, а это в свою очередь, приводит к отказу в возбуждении уголовного дела.
Реже сообщения о готовящемся или совершенном экологическом преступлении поступают от самих граждан. Мы считаем, что связано это со слабой гражданской позицией людей, низкой правовой культурой, отсутствием элементарных знаний в области природоохранного законодательства.
Сообщения могут быть предоставлены как в письменной, так и в устной форме, которое должно быть обязательно зафиксировано.
Для экологических преступлений характерным поводом возбуждения уголовного дела являются сообщения в средствах массовой информации. В них описываются факты попадания вредных веществ в водоемы; через печатные издания граждане обращаются за помощью к органам власти и т.д. В некоторых случаях достаточно подробная информация о случившемся может содержаться на сайтах экологических организаций в сети Интернет. Исходя из специфики своей профессиональной деятельности журналисты проводят собственные расследования, результаты которых могут оказать существенную помощь следователю в получении важной информации о совершенном экологическом преступлении, так как зачастую в них уже
содержится информация о наличии в действиях или бездействии ответственных лиц составов экологических преступлений.
Показателем качества работы природоохранной прокуратуры является быстрое реагирование на такие сообщения.
Ст. 144 УПК РФ обязывает редакцию, главного редактора средства массовой информации передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Данная информация, являясь первичной, поможет следователю спланировать дальнейший ход свой деятельности.
Проведенный нами анализ уголовных дел об экологических преступлениях показал, что уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (ст.256 УК РФ), нарушением правил их охраны (ст.257 УК РФ), незаконной охотой (ст. 258 УК РФ), незаконной рубкой лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожением или повреждением лесных насаждений (ст. 261 УК РФ), нарушением режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) возбуждаются исходя из непосредственного обнаружения признаков данных преступлений правоохранительными органами.
Чаще всего обнаружение признаков указанных составов является результатом совместных рейдов сотрудников правоохранительных и природоохранных органов.
Явка с повинной (ст. 142 УПК РФ) - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Однако, исследование материалов уголовных дел об экологических преступлениях показало, что явки с повинной по такой категории дел практически не бывает.
Распространенным поводом для возбуждения уголовного дела об экологическом преступлении является предусмотренное п.4 ч.1 ст. 140 УПК РФ постановление прокурора.
Природоохранная прокуратура являясь специализированной прокуратурой призвана обеспечивать экологическую безопасность населения и способствовать оздоровлению окружающей природной среды [4, С.39]. В связи с чем, в случаях обнаружения признаков экологических преступлений, предусмотренных статьями главы 26 УК РФ, прокуроры выносят постановления о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Помимо рассмотренных поводов, для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо основание, предусмотренное ч.2 ст. 140 УПК РФ, включающее:
- наличие достаточных данных, то есть сведений о совершении общественно опасного, уголовно-наказуемого деяния;
- наличие признаков преступления в событии.
Однако, вопрос о том, какие именно данные необходимо установить и какой объем будет признаваться достаточным, в уголовно-процессуальной литературе не имеет однозначного ответа. Мы согласны с мнением Е.Ю. Павлова о том, что понятие "достаточные данные" является оценочным, что приводит к трудностям при установлении основания к возбуждению уголовного дела [8, С.85]. При этом следователи стремятся установить все элементы и признаки состава преступления, и это еще только на стадии возбуждения уголовного дела.
В этом вопросе мы поддерживаем позицию тех авторов (А.В. Победкин, Н.Г. Шурухнов, В.Н. Яшин), которые считают, что разрешая вопрос о достаточности сведений, указывающих на признаки преступлений, должностное лицо, оценивая их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, руководствуясь внутренним убеждением, должно выделить из всей совокупности имеющегося материала и многообразия фактических данных, свидетельствующих о признаках преступления, наиболее типичные.
Основываясь на материалах изученных нами уголовных дел, мы считаем, что для окончательного решения вопроса о возбуждении уголовного дела об экологическом преступлении достаточным будет установление именно объективных признаков состава преступления с учетом особенностей конструкции конкретных предполагаемых составов преступлений [11, С44].
При этом необходимым будет использование данных криминалистической характеристики экологических преступлений, когда обнаруженные признаки и следы сопоставляются с типизированными в криминалистической характеристике [7, С.114].
К примеру, устанавливая основание к возбуждению уголовного дела по ст. 246 УК РФ следователю необходимо выяснить имел ли место факт нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию) и факт нарушения экологической чистоты конкретного природного объекта, способ нарушения и наступление вредных последствий [10, С.91].
Для установления основания к возбуждению уголовного дела по ст. 255 УК РФ, следователю необходимо выяснить, имел ли место факт нарушения правил охраны и использования недр, каким способом были нарушены данные правила, наступили ли вредные последствия [5, С.89].
По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ, необходимо установить незаконность рубки, которая может быть выражена в нарушении лицом общих запретов на рубку, в неполучении специальных разрешительных документов, нарушении условий таких разрешений [9, С.91].
Первичная информация об экологическом преступлении, полученная из вышеперечисленных источников позволяет органу дознания, дознавателю,
следователю, руководителю следственного органа принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности и принятии мер по сохранению следов преступления (ст. 145 УПК РФ).
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду" // Собрание законодательства РФ. 21.02.2000. № 8. Ст. 964.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации"// Российская газета. № 213. 23.09.2005.
3. Постановление Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 02.06.2008. № 22. Ст.2581.
4. Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации. М., 2006.
5. Захарова В. А. Теория и практика расследования нарушений правил охраны и использования недр: дисс. ...канд. юрид. наук. Псков, 2011.
6. Криминалистика: учебник для студ-в ВУЗов / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
7. Кузовкин А.С. Методика расследования экологических преступлений, совершенных в процессе добычи углеводородов: дисс. ... канд. юрид. наук. Сургут, 2008.
8. Павлов Е.Ю. Проблемы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник криминалистики. 2004. Вып. 1(9).
9. Фомина И.А. Методика расследования незаконной рубки лесных насаждений: по материалам регионов Восточной Сибири: дисс. ...канд. юрид. наук. М., 2011.
10. Яковлева О. А. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования экологических преступлений, связанных с нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
11. Яшин В.Н., Победкин А.В. Возбуждение уголовного дела: теория, практика, перспективы: учеб. пособие.
12. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: www.rpn.gov.ru.
E.S. Dubonosov, O.A. Petruhina
REASONS AND GROUNDS FOR INITIATING CRIMINAL PROCEEDINGS IN CASES OF ENVIRONMENTAL CRIME
This article describes and analyzes reasons and grounds for criminal cases of environmental crimes. Indicated that the most frequent cause for criminal prosecution of environmental crimes allegations of acts or criminal intent.
Keywords: reasons, the base and the prosecution, environmental crime, environmental protection, and environment.
УДК 343.98
С.И. Коновалов, д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры криминалистики и правовой информатики, тел. +7(905)485-55-87, [email protected] (Россия, Краснодар, КубГУ)
А.В. Соболь, соискатель кафедры криминалистики и правовой информатики, тел. +7 (861) 275-18-03, [email protected] (Россия, Краснодар, КубГУ)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЭКСПЕРТА ПО УПК РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье проведен анализ прав и обязанностей эксперта, выявлены проблемы правового регулирования и предложены возможные пути их решения
Ключевые слова: эксперт, процессуальный статус, экспертиза
Понятие эксперта сформулировано в ч. 1 ст. 57 УПК РФ. Эксперт -есть лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и для дачи заключения. Вместе с тем, законодатель предусматривает и такую процессуальную форму доказательств, как показания эксперта. Согласно ч. 2 ст. 80 УПК РФ, показания эксперта - есть сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения в соответствии с требованиями статей 205 и 282 УПК РФ. Средством формирования данного доказательства является производство допроса эксперта.
Гарантии реализации экспертом его роли как независимого участника уголовного процесса подкрепляются системой определенных прав и ограничений. Права эксперта предусматривают следующие его процессуальные возможности (ч. 3 ст. 57 УПК РФ): - знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы; - ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных