СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 316.625; 316.282; 316.728
Т. В. Шипунова, А. А. Ковалева
ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ АНОМИЧЕСКОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Социально-экономические условия жизни россиян и недостаточная эффективность системы здравоохранения обусловливают ухудшение здоровья, рост заболеваемости и смертности среди всех категорий населения. Негативные тенденции состояния здоровья населения усугубляют демографическую ситуацию, которая характеризуется снижением рождаемости и одновременно ростом смертности. Так, например, по данным статистики, численность населения в конце 2008 г. уменьшилась по сравнению с 2007 г. на 0,1 млн. человек, прослеживается тенденция снижения численности населения и по сравнению с 2000 г. [1]. Это возводит проблему сохранения здоровья населения страны в ранг общенациональных.
В последнее время у представителей различных наук возрастает интерес к проблемам здоровья населения, поскольку изучение негативных тенденций в отношении здоровья в медицине оказалось явно недостаточным. Многие ученые убеждены, что здоровье населения в меньшей мере зависит от работы системы здравоохранения и в большей — от образа жизни людей. В изучении этого вопроса ведущая роль принадлежит социологии. Предметом социологических исследований в данной области является влияние социально-демографических, социополитических, социокультурных и других факторов на формирование здоровья населения. При этом исследователи отходят от медицинского понимания здоровья населения как некоего статического состояния, характеризуемого демографическими показателями (рождаемость, заболеваемость, смертность, детская смертность, уровень физического развития, средняя продолжительность жизни) и подтвержденного специальными социально-биологическими исследованиями. В социологическом смысле здоровье является качественной характеристикой субъекта социальных изменений, показывающей уровень удовлетворенности его базисных потребностей, его функциональное состояние, ресурсы и возможности, а также выступающей в качестве индикатора оптимальности и эффективности его деятельности [2].
Начиная с 70-х гг. XX в., под здоровьем все чаще стали понимать такую форму жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность. Здесь «качество жизни» понимается как «удовлетворен-
© Т. В. Шипунова, А. А. Ковалева, 2011
ность населения своей жизнью, с точки зрения различных потребностей и интересов» [3]. Это понятие охватывает условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность, соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды и т. д. Однако его изучение не может ограничиваться анализом лишь статистически определенных данных, оно должно включать в себя также субъективное ощущения покоя, комфортности и стабильности, уровень ответственного отношения к состоянию своего здоровья, активность по его поддержанию и другие показатели. В связи с этим в социологии здоровья делается акцент на изучении отношения человека к своему здоровью как субъективному фактору, определяющему здоровье индивида.
Отношение к здоровью включает в себя и сохранение его, предполагающее предупреждение и лечение болезней, и его совершенствование (укрепление, развитие). Сохранение здоровья в большей степени отражает традиционные аспекты медицины, в то время как совершенствование предполагает решение двух типов задач:
— повышение устойчивости природных задатков человека, поиск резервов здоровья;
— изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки [4].
Отношение к здоровью рассматривается также как результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. На здоровье и отношение к нему оказывают влияние факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, а также факторы специфического характера — состояние здоровья (индивидуального и общественного), особенности образа жизни, информированность по вопросам здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т. д. [4, с. 38].
Выделяют три уровня отношения к здоровью:
1. Отношение к здоровью на уровне общества включает оценку состояния здоровья населения и тенденций его изменений, систему социальных норм в отношении общественной ценности здоровья и социальную политику в сфере общественного здоровья.
2. Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива, референтной группы) — оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов, сложившиеся социальные нормы отношения к здоровью, а также реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы.
3. Отношение к здоровью индивида подразумевает самооценку индивидом собственного состояния здоровья, отношение к здоровью как к жизненной ценности, удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизнью в целом и деятельность по его сохранению [4, с 39].
Говоря об отношении к здоровью на индивидуальном уровне, важно отметить, что оно актуализируется через поведение в сфере здоровья, которое является важным фактором, оказывающим влияние на физическое и психическое состояние, так как при сходных экологических, генетических, бытовых и других условиях люди чаще всего имеют разное состояние здоровье.
Исследователи часто называют поведение в сфере здоровья1 самосохранительным поведением индивида. В общем и целом оно понимется социологами как поведение, направленное на сохранение и поддержание здоровья, а также как совокупность сознательно совершаемых действий, детерминированных потребностью сохранения оптимальных параметров собственной жизнедеятельности. Некоторые авторы дают более развернутое и уточняющее определение. Например, В. И. Шклярук пишет, что само-сохранительное поведение «представляет собой совокупность знаний, мотивов, убеждений, системы действий и отношений, которые организуют и направляют волевые усилия личности на сохранение здоровья, здоровый образ жизни в течение полного жизненного цикла, на продление творческого долголетия» [5].
Самосохранительное поведение включает в себя несколько составляющих: знания о человеке, о его психологических и физиологических характеристиках; самопознание, самоанализ собственного здоровья в соответствии с образом жизни, возрастом и т. д.; силу воли, желание реализовать свое сознание в повседневном самосохранительном поведении. Таким образом, самосохранительное поведение означает определенный уровень осведомленности, компетентности индивида в области социальной валеоло-гии, степень соответствия поступков человека требованиям здорового образа жизни, предписаниям медицины, санитарии и гигиены [6].
Согласно концепции самосохранительного поведения, в структуре причин, воздействующих на здоровье, существует немалая доля возможностей, при эффективном использовании которых человек будет иметь значительные шансы сохранить или восстановить свое здоровье. Самосохранительное поведение определяется расстановкой ценностных приоритетов человека. При этом «ценность здоровья в некоторых случаях противопоставляется или уступает место другим ценностям — труду, материальному благосостоянию, семье» [7].
К идеальной модели самосохранительного поведения, по мнению И. Б. Назаровой, относятся:
— ведение здорового образа жизни;
— осуществление профилактических мероприятий и своевременное лечение заболеваний под контролем медицинского работника;
— безопасные условия жизни — место проживания, экология, жилье — при возможности выбора или минимизация негативных влияний;
— трудовая деятельность в нормальных условиях при возможности выбора рабочих мест или минимизация негативного влияния плохих условий труда при отсутствии выбора.
У индивидов, имеющих различные установки и мотивации, дифференцированные условия жизни, отмечается сходное состояние здоровья. Следствием этого явля-
1 Необходимо сказать несколько слов о выражении «сфера здоровья». В литературе встречаются похожие понятия, например: «сфера услуг», «сфера деятельности», «сфера труда», «сфера медицины», «сфера занятости», есть даже термин «сфера перерождения». Во всех этих понятиях имеются схожие признаки: а) либо они не определяются, либо имеющиеся определения дискуссионны; б) часто наряду со словом «сфера» используется слово «область» (область труда, область медицины); в) термином «сфера» обозначается совокупность направлений, видов деятельности (иногда авторы добавляют также систему институтов или учреждений), имеющих целью обеспечить то, что обозначается во втором слове — услуги, занятость и т. д. Например, сфера науки — это совокупность всех видов деятельности по добыванию новых знаний. В связи с этим можно предположить, что понятие «поведение в сфере здоровья» является адекватным и достаточным для раскрытия нашей темы.
ются специфические показатели здоровья, а с учетом демографической структуры населения — и различные показатели заболеваемости, смертности, продолжительности жизни как отдельного человека, так и социальной группы [6, с 110].
Иногда в качестве синонима понятия «самосохранительное поведение» используют понятие «здравоохранительное поведение», под которым понимается ежедневная реализация определенного отношения индивидов к своему здоровью как социальной ценности. Существует разрыв между декларируемой населением ценностью здоровья и фактической его инструментальной значимостью, когда происходит усиление эксплуатации личностных, физических ресурсов человека. Особенно это относится к молодежи, которая зачастую использует здоровье как инструмент для достижения других значимых целей [8].
Самосохранительное поведение может быть осознанным и неосознанным. Кроме того, направленность самосохранительного поведения может быть как позитивной, так и негативной. Позитивная направленность соответствует цели сохранения и укрепления здоровья, негативная — его разрушению. Негативная направленность поведения может выражаться и в осознанных действиях (например, когда здоровьем жертвуют ради достижения какой-то цели), и в неосознанных (поведение человека при плохой информированности о симптомах заболеваний, о влиянии вредных привычек). Максимально положительную направленность самосохранительное поведение приобретает тогда, когда имеющийся объем знаний о правилах сохранения здоровья позволяет соответствующим образом организовывать свою повседневную жизнедеятельность, минимизируя вредное воздействие внутренних и внешних факторов, а также когда отсутствуют привычки, вредные для здоровья. Позитивная направленность самосохранительного поведения лежит в основе формирования здоровья и конструирования здорового образа жизни. От этого в большей степени зависит сохранение и восстановление здоровья. Результатом самосохранительного поведения населения является тот или иной уровень состояния здоровья и продолжительности жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что позитивный тип поведения в сфере здоровья характеризуется наличием цели сохранения здоровья, наличием установок на его сохранение и конкретных мер и действий, результатом которых является улучшение состояния здоровья.
Применительно к негативному типу поведения в сфере здоровья в литературе используется понятие «саморазрушительного поведения». По мнению В. М. Димова, «содержание саморазрушительного поведения индивида характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, оздоровительными рекомендациями валеологии, предписаниями медицины, санитарии и гигиены» [9]. Саморазрушительное поведение может выражаться в преднамеренных поисках рискованных, опасных для жизни ситуаций, результатом чего является разрушение здоровья. Примерами могут служить экстремальные виды спорта и развлечения, выбор профессии, связанной с преднамеренным риском.
Для негативного типа поведения в сфере здоровья характерна в целом деструктивная эксплуатация здоровья и девиантные стратегии поведения в отношении здоровья. Такое поведение М. В. Волкова называет «девиантным типом здравоохранительного поведения» [8, с. 24] и пишет, что оно характерно для занятых непрестижными видами труда, работой в «теневой» и «серой» экономике, где индивиды обычно имеют низкий
социальный статус. Кроме того, данный вид поведения свойственен жителям сельской местности, а также индивидам со склонностью к девиантному поведению.
Выделяют следующие виды поведения, угрожающие здоровью (располагаются ниже в порядке значимости угрозы для здоровья индивида):
— аддиктивное поведение (алкоголизация, выступающая фактором риска заболевания алкоголизмом; наркотизация, выступающая фактором риска заболевания наркоманиями, гепатитом и ВИЧ-инфицирования; табакокурение, выступающее фактором риска различных онкологических заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей);
— сексуальное поведение в вариантах сексуальной распущенности, небезопасных и коммерческих сексуальных контактов, выступающее фактором риска заболевания СПИДом и другими инфекциями, передающимися половым путем, а также подростковых беременностей;
— нерациональное пищевое поведение, выступающее фактором формирования избыточного веса или заболевания анорексией, а также фактором риска для хронической желудочно-кишечной патологии;
— криминальное поведение, связанное с насилием, выступающее фактором «риска травматизма»;
— низкая физическая активность (гиподинамия) [10].
Итак, при изучении поведения в сфере здоровья выделяют два типа поведения: самосохранительное (позитивно направленное) и саморазрушительное (негативно направленное). Однако, с нашей точки зрения, такая классификация недостаточна как для социологического изучения данного явления, так и для дифференцированного подхода при разработке социальной политики в области охраны здоровья населения. Представляется, что существенным дополнением в изучении поведения в сфере здоровья могло бы стать его рассмотрение с позиций аномического приспособления Р. Мертона.
В основе выделения типов аномического приспособления, описанных Мертоном, лежит степень согласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными и одобряемыми средствами их удовлетворения. Мертон выделял две мыслимые разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае первоначальные цели забыты, и ритуалистиче-ская приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости [11, с 304]. Мертон считал, что аномия «взывается к жизни» именно принятыми в обществе культурными ценностями и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Согласованность этих элементов порождает конформизм (принятие целей сообщества и законных средств их достижения). Нарушение согласованности между этими элементами может выражаться в таких типах поведения как нововведение (принятие ценностей, но непринятие законных путей их достижения), ритуализм (отрицание ценностей, но внешнее соблюдение норм общества — внешний конформизм), ретритизм (отвержение культурных целей и средств), мятеж (неприятие и замена ценностей и законных средств их достижения).
Здоровье является не просто определяемым культурой устремлением, его ценность имеет универсальный характер, поскольку отражает витальные потребности человека. Однако социально одобряемые средства его достижения не всегда доступны населению. Многие авторы пишут, что Россия перманентно находится в состоянии аномии, которая распространяется на все сферы жизни общества. Касается она и сферы охраны здоровья населения. Проявляется это в том, что разрушена старая система здравоохранения, но не создана новая, доступная для всех граждан; плохо работает система пренатального и постнатального обслуживания; неэффективно организуются профилактические медицинские мероприятия; практически распалась система оздоровительных учреждений для населения, особенно для детей, подростков и молодежи (санатории, летние и зимние лагеря, базы отдыха). К этому нужно добавить, что далеко не всему населению России доступна платная медицина, многие не могут позволить себе длительный и качественный отдых, полноценно питаться [см., напр.: 12]. Кроме того, в России широко распространены, особенно среди молодежи, потребление наркотиков, алкоголя, табака, незащищенный секс, экстремальные виды отдыха и спорта. Этот список можно было бы продолжить. В основе такого положения дел лежит разрушение нормативной базы (генеральных и обслуживающих норм), регулирующей деятельность по охране здоровья населения. По сути дела, государство переложило на граждан ответственность за свое здоровье. Индивиды выбирают разные способы приспособления к сложившейся ситуации — разные виды аномического приспособления.
Все это наталкивает на мысль о том, что при наличии у населения ценности здоровья происходит рассогласование со средствами ее достижения. Для более детального изучения поведения в сфере может быть применена модель Мертона, тем более что саморазрушительное поведение тесно связано с девиантным поведением (потребление наркотиков, алкоголя, табака и т. д.)2. Тогда самосохранительному поведению в сфере здоровья в наибольшей степени будет соответствовать такой тип аномического приспособления как конформизм. Кроме того, позитивное нововведение также может соответствовать цели сохранения здоровья при использовании не общепринятых практик заботы о здоровье (йога, нетрадиционная медицина и т. д.), которые при соблюдении надлежащей осторожности оказывают положительное влияние на здоровье. Саморазрушительному типу поведения будут соответствовать следующие типы аномического приспособления: негативное нововведение, ритуализм, ретритизм, мятеж. Соответствие типов поведения и типов аномического приспособления представлено ниже в табл. 1.
Что дает приведенная классификация? Во-первых, она создает предпосылки для соотнесения современных тенденций в сфере здоровья с типами поведения различных групп населения. Например, такой подтип саморазрушительного поведения (и одновременно тип аномического приспособления) как мятеж, по сути дела, отражает современную тенденцию эксплуатации здоровья. На эту тенденцию исследователи обращают особое внимание, поскольку она зародилась еще в советское время, когда люди жертвовали своим здоровьем для приобретения определенных благ (квартира, повышенная зарплата, досрочный выход на пенсию и т. п.). Однако в современной России
2 Кстати сказать, некоторые социологи прямо рассматривали нездоровье как девиацию. См., напр.: Parsons T. Action Theory and the human condition: [Essays] / Parsons T. New York: Free Press; Londоn: Collier Macmillan, cop., 1978. Vol. XI. Р. 11-88.
Таблица 1. Соответствие типов поведения в сфере здоровья и типов аномического
приспособления
Типы поведения в сфере здоровья Типы аномического приспособления Характеристики поведения в сфере здоровья
Самосохранительное поведение Конформизм У индивида имеются представления о ценности здоровья, цель его сохранить, при этом выбираются те профилактические меры и способы заботы о нем, которые приняты в данном обществе
Позитивное нововведение У индивида имеются представления о ценности здоровья, цель его сохранить, при этом выбираются те профилактические меры и способы заботы о нем, которые не являются общепринятыми в данном обществе, но оказывают положительное воздействие на здоровье
Саморазрушительное поведение Негативное нововведение У индивида имеются представления о ценности здоровья, цель его сохранить, при этом выбираются неподходящие методы поддержания здоровья, характерно обращение к непрофессионалам
Ритуализм У индивида отсутствуют представления о ценности здоровья, цель его сохранить, однако характерны внешние проявления заботы о здоровье (например, отсутствие вредных привычек)
Ретритизм У индивида отсутствуют представления о ценности здоровья, цель его сохранить, не характерны поведенческие акты, направленные на сохранение здоровья
Мятеж У индивида отсутствуют представления о ценности здоровья, цель его сохранить, не характерны поведенческие акты, направленные на сохранение здоровья. Цель сохранения здоровья вытесняется другими значимыми целями, вследствие чего происходит эксплуатация здоровья
эта тенденция приобрела иной характер, поскольку теперь большинство населения приносит в жертву свое здоровье ради выживания или поддержания благосостояния на прежнем уровне [13]. Во-вторых, данная классификация расширяет представления о поведении в сфере здоровья. В ней представлены не только типы поведения (само-сохранительное и саморазрушительное), но и их подтипы, которые совпадают с типами аномического приспособления — конформизм, позитивное и негативное нововведения, ритуализм, ретритизм, мятеж. Всем им присущи специфические признаки, которые позволяют не только осуществлять более глубокие и точные исследования поведения различных групп населения в сфере здоровья, но и планировать профилактические мероприятия с учетом наличия или отсутствия цели сохранения здоровья, а также осведомленности и избирательности средств достижения этой цели.
Литература
1. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сборник Росстат. М., 2009. С. 31.
2. Нилов В. М. Социальные изменения и здоровье населения: методологические и теоретические подходы к исследованию. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск. ун-та, 2006. С. 39.
3. Кривошей В. А. Качество жизни: сущность, содержание, критерии, измерение. Белгород: Кооп. образование, 2005. С. 60.
4. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006. С. 37.
5. Шклярук В. Я. Здоровье в системе самосохранительного поведения рабочих // Изв. Саратовск. ун-та. Сер. Социология. Политология. 2008. Т. 8. Вып. 2. С. 45.
6. Дмитриева Е. В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М.: Центр, 2002. 224 с.
7. Назаров И. Б. Здоровье занятого населения. М.: Макс Пресс, 2007. С. 52.
8. Волкова М. Б. Особенности здравоохранительного поведения в современной России // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: в 16 т. М., 2006. Т. 14. С. 22-25.
9. Димов В. М. Здоровье как социальная проблема // Социогуманитарные знания. 1999. № 6. С. 181.
10. Технологии разработки и совершенствования молодежных социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни в студенческой среде: учеб.-метод. пособие / Л. А. Цветкова, И. Н. Гурвич, М. М. Русакова. СПб., 2005. С. 4.
11. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности: современные буржуазные теории / пер. с фр. Е. А. Самарской, ред. пер. М. Н. Грецкий. М.: Прогресс, 1966. С. 304.
12. Панова Л. В., Русинова Н. Л. Неравенства в доступе к первичной медицинской помощи // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 127-136.
13. Шилова Л. С. О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 102-109.
Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.