ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №2-3(9-10)
УДК 612.6
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТИП РЕАКЦИИ (ПТР) И ТЕМПЕРАМЕНТ ПОДРОСТКОВ 11-17 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
© С.И.Русинова, М.А.Тихомирова
Исследованы индивидуальные проявления темперамента и поведенческого типа реакции учащихся 11-17 лет.
Темп образовательных реформ последних десятилетий выявил новые аспекты возрастной физиологии и психофизиологии. Актуальность подбора адекватных методов обучения в новых условиях школьного образования нацеливает исследователей на изучение индивидуального потенциала детей-подростков. Целью работы является выявление психофизиологического потенциала детей школьного возраста.
Широко известны представления о темпераменте, но по сей день не находят объяснения механизмов этого явления. В конечном счете, темпераменту приписывается фатальная роль [1]. Природа темперамента изучается медиками, физиологами, но чаще обсуждается психологами.
Некоторые современные исследователи склонны отождествлять всю психодинамику человека с темпераментом [2]. Темперамент является наиболее важной психодинамической организацией человека. Русалов В.М. утверждает что, не целесообразно сводить всю психодинамику человека к темпераменту, он выделяет еще два важнейших компонента - это общие способности и сенситивность [3]. И вслед за Б.М.Тепловым [4], Н.С.Лейтесом [5], Б.Г.Ананьевым [6],
B.C.Мерлиным [7] рассматривает только их врожденную психодинамическую основу. Однако каждое из указанных образований психодинамики человека (сенситивность, темперамент и общие способности) представляет собой особый комплекс психодинамических характеристик человека [8].
Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека. Л.С.Выготский к темпераменту относит особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственную конституцию человека [9]. Согласно его представлениям, темперамент - эта та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека, т.е. является психофизиологическим параметром.
Б.Г.Ананьев относит к темпераменту те "индивидуальные особенности организма", которые определяются деятельностью "двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового
аппарата" [10]. Он рассматривает темперамент как "совокупность физиологических и психических особенностей человека" [11], что вполне согласуется с оценкой Л. С. Выготского.
Исследование общей активности как одного из основных измерений темперамента имеет длительную историю. Еще в 1909 г. Г.Хейманс и Е.Вирсма [12] рассматривали активность как один из фундаментальных компонентов разрабатываемой ими трехмерной типологии темперамента, включающей также эмоциональность и персеверативность. В дальнейшем многие исследователи показали существование в структуре темперамента такого измерения, как общая активность. В работах Б.М.Теплова - В.Д.Небыли-цына активность выступает не только как качественная, но и количественная мера взаимодействия субъекта со средой с точки зрения его динамической сопряженности. Различные уровни активности (интеллектуальной и психомоторной) изучались, как правило, изолированно друг от друга, что, естественно, затрудняло выделение единого генерального фактора активности, поскольку наряду с общей, унитарной характеристикой индивида, касающейся динамики его поведения, по-видимому, существуют также специфические факторы, относящиеся к разным сферам деятельности [13].
Признавая врожденную детерминацию темперамента, правомерно искать истоки явления в энергообмене метаболических процессов. Метаболизм в определенной мере зависит от скорости движения крови - питательной жидкости, которая прогоняется в теле, что зависит также от постройки органов кровообращения, как центрального, так и периферических, т.е. сердца и сосудов. При нормальной мышечной силе и упругости стенок, как сердца, так и сосудов, у них могут быть различные видоизменения толщины стенок и величины просвета, или калибра, сосудов [14]. Сила и быстрота течения крови имеет несомненное отношение к питанию, следовательно, и к силе и к энергии, какую могут проявить ткани человеческого тела, и к связанным с этой работой ощущениям и чувствования. Поэтому строение и форма сердца и сосудов долж-
ны иметь несомненное влияние на силу и быстроту действий и желаний каждого лица, а также на его темперамент [15].
При определенной силе сердца и упругости стенок сосудов и соответственном сопротивлении в периферических разветвлениях, чем меньше просвет сосудов, тем быстрее течет содержимое, и наоборот, чем больше просвет ствола, тем медленнее течет содержимое [16]. При одинаковых прочих условиях точно такое же значение имеет и толщина стенок сосудов: чем толще мышечные и упругие стенки сосудов, тем с относительно большей силой будет прогоняться содержимое; и наоборот, чем эти стенки будут тоньше, тем слабее будет сила, с которой содержимое протекает через сосуд [17].
П.Ф.Лесгафт, используя достижения XIX в., приводит данные по классификации сосудистого русла человека. У холериков сосуды отличаются малым просветом и большой толщиной стенок. Ожидаемо, что для данного типа сосудов ассимиляция и диссимиляция идут с высокой скоростью, с ограниченным интервалом времени. Для типа с сангвиническим темпераментом свойственен малый просвет и тонкие стенки сосудов, где кровь течет с высокой скоростью. Для меланхоликов характерен большой просвет и толстые стенки сосудов, кровь течет с небольшой скоростью. Для флегматиков - большой просвет сосудов и тонкие стенки, что может предрасполагать обменные процессы к медленной скорости [18]. Толщина стенок существенно влияет на обменные процессы.
Темперамент - один из параметров регуляции поведенческой реакции. В соответствии с закономерностями онтогенеза имеются дублирующие свойства - индивидуальный тип поведенческой реакции (ПТР).
Типу А (ПТА) приписывается агрессивность, нацеленность на напряженную борьбу во имя достижения цели, он как правило, не отступает и благодаря высокой мобилизации добивается успеха.
Тип Б (ПТБ) - противоположен А. Мобилизация этого типа не столь активна, но функциональная активность более продолжительна. Авторы указывают на наличие промежуточных типов, так называемых х-типов. Интеллектуальные различия между группами ПТА и ПТБ не выявлены [19].
В более поздних исследованиях ПТР дифференцирована на три группы: ПТА, ПТС, ПТБ, каждая из которых подразделяется на подгруппы [20]. ПТС рассматривается как промежуточная группа с разной степенью выраженности в поведенческой активности.
Исследования обучающихся в условиях негосударственной школы по образовательной программе А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко позволили выявить дифференциацию подростков 11-17летнего возраста по поведенческой реакции и типам темперамента.
В обследованных группах подростков представлены все три типа поведенческой реакции: поведенческий тип активный (ПТА), поведенческий тип альтернативный, инертный (ПТБ), поведенческий тип ситуативный (ПТС). Наиболее часто встречаются школьники группы ПТС.
В возрасте 11 лет встречаются активный и ситуативный типы с преобладанием ситуативного - 81,25%. Дифференциация каждой из групп ПТА, ПТС и ПТБ выявила большее число учащихся, относящихся к ПТС1 - 37,5%. Среди ПТС2 и ПТС3 - по 31,25% и 12,5%, соответственно. Среди подростков активного типа встречается две разновидности ПТА3 и ПТА2, с наибольшей встречаемостью ПТА3 - 12,5%, ПТА2 -6,25%.
В возрасте 12 лет преобладает ситуативный тип поведенческой реакции - 77,7%. Встречаются все три разновидности. Наибольший процент приходится на ПТС1 и ПТС2 - по 33,3%, соответственно. Активный поведенческий тип представлен ПТА3 - 22,2%.
У подростков 13-летнего возраста преобладает ситуативный тип - 62,5%. Среди подростков группы ПТС встречается ПТС1, ПТС2, ПТС3, с преобладанием ПТС1 - 37,5%. Учащихся, относящихся к активному типу - 37,5%, среди них встречается лишь ПТА3.
У 14-летних подростков ПТС преобладает -62,5%, с наибольшей встречаемостью ПТС2 -50%. Учащихся с активным типом поведения составляют 37,5%.
В возрасте 15 лет выявлено 4 группы ПТР, с преобладанием ПТС2 и ПТА3 - по 33,3% в каждой, а также ПТА2 - 16,6%. У 16-летних наблюдается три типа ПТР, с преобладанием ПТС -80%, ПТА2 - 20%. У 17-летних ПТА достигает 44,4%, ПТС - 55,6%.
Таким образом, в возрастных группах 11-17 лет наблюдается изменение соотношения количества учащихся, относящихся к типу А, и учащихся, относящихся к типу С. Обнаружено нарастание количества учащихся, относящихся к типу А от 11 к 13 годам, с последующим снижением в 14 и 16 лет, и увеличением количества учащихся, относящихся к данному типу в возрасте 15 и 17 лет (диаграмма 1).
ФИЗИОЛОГИЯ
Диаграмма^ Проявления поведенческого типа А в возрастных группах.
Социальная среда и школа, в частности, поощряют подростков типа А (ПТА). Более успешными становятся учащиеся, относящиеся к поведенческому типу А благодаря активной деятельности, высокой мобилизации.
Среди детей ПТС встречаются все четыре темперамента: наименьшее количество приходиться на холериков - 11,6%; наибольший процент - флегматики - 46,5%; сангвиники и меланхолики по 16,2% и 25,5%,соответственно.
Из числа ПТА наибольший процент приходится на холериков - 60,8%, сангвиники в данной группе не встречаются, на меланхоликов и флегматиков приходится по 8,6% и 30,4%, соответственно. ПТБ встречается только у одного учащегося в возрасте 12 лет.
Активный тип представлен в основном девочками - 75%. Ситуативный тип: ПТС3 - 100% девочки, ПТС2 - 40% мальчики, ПТС 1-50% девочки и 50% мальчики. Среди ПТСЗ встречаются два типа темперамента (сангвиники и холерики), среди ПТС2 - флегматики и холерики; среди ПТС1 встречаются все четыре темперамента, причем больший процент приходится на флегматиков и сангвиников, по 33,3%. Среди ПТА2 встречаются только флегматики; сангвиники и холерики в равных соотношениях присутствуют в ПТ АЗ.
Процентное соотношение поведенческих типов реакции
га
м
ПТС1 ПТС2 ПТСЗ ПТАЗ ПТА2
Среди ПТС1 75% встречаются мальчики и 25% девочки. Среди ПТС2 все мальчики. Среди ПТС3 - девочки. Среди ПТАЗ в равном соотношении встречаются мальчики и девочки. Среди ПТС 1 встречаются ученики с преобладанием флегматичного темперамента - 75% и холериче-
ского - 25%. Среди ПТС2 наибольший процент приходится на меланхоликов - 75%, на флегматиков - 25%. Среди ПТС3 - 100% составляют флегматики. Среди активного типа 100% составляют флегматики.
Встречаемость темпераментов среди девочек 12 лет
Встречаемость темпераментов среди мальчиков 12 лет
У 13-летних подростков в группе ПТС встречается два типа темперамента: флегматики и меланхолики, с преобладанием флегматиков - 60%. Среди ПТА преобладают ученики холерического темперамента - 66,6%, с меньшей встречаемостью меланхоликов.
У учеников 14-летнего возраста представлены все четыре типа темперамента, с преобладанием сангвиников среди детей ситуативного типа поведенческой реакции - 60%. Холерики доминируют у представителей активного типа поведенческой реакции (ПТА) - 66,6%.
Встречаемость темперамента среди 1 ^летних учащихся
Гглнгвішикн 2-флегматики З-мсланхлтккн 4-холерики
В возрасте 15 лет среди детей ситуативного типа поведенческой реакции холерики составляют 20%, меланхолики и флегматики по 40%. ПТА - 100% холерики.
В 16-летнем возрасте у детей ситуативного типа поведения преобладает меланхоличный тип темперамента - 50% флегматики составляют 33,3%, холерики - 16,6% от общего количества.
В возрасте 17 лет у детей активного типа поведения встречается два типа темперамента: холерики и флегматики в равном соотношении. Среди детей ситуативного типа поведения дан-
ного возраста преобладают меланхолики - 50% от общего числа.
Выводы:
1) в группе ПТА наиболее часто встречаются представители холерического темперамента;
2) в группе ПТС преобладают представители флегматиков, а меланхолики встречаются в два раза чаще, чем в других типах поведенческой реакции;
3) наибольший процент ПТА выявлен в возрасте 14 лет, ПТС - в возрасте 11 лет, ПТБ выявлен в одном случае в возрасте 12 лет;
4) наибольший процент сангвиников встречается в возрасте 11 лет, в возрасте 12, 13, 15, 16 лет ученики с данным типом темперамента отсутствуют; в возрасте 11 и 16 лет наибольший процент приходится на флегматиков; в 11, 15 лет - на холериков; в наибольший процент меланхоликов приходится на возраст 13, 16 лет.
5) проявление темперамента не зависит от возраста и половой принадлежности, тогда в ПТР нарастают показатели активности от 11 к 17 годам, выполняя регуляторную роль в проявлении темперамента.
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.13-15.
2. Мясищев В.М. Проблема личности и ее роль в вопросах психологии и физиологии, в кн.: Исследование личности в клинике в экстремальных условиях труда. Л., 1969. С.6-17.
3. Теплов Б.М. проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С.17-22.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. С.32-37
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С.17-23.
6. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. С.62-64.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926. С.23-27.
8. Павловские среды: протоколы и стенограммы физиологических бесед. М., Л., 1949. С.16-34.
9. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. М., 1946. С.15-23.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.13-15.
11. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945. С.42-45.
12. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1952. С.42-45.
13. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. С.62-64.
14. Белоус В.В. Обусловленность психологического симптомокомплекса типов нервной системы // Вопросы психологии, 1968, №6. С.77-86.
15. Белоус В.В. Обусловленность психологического симптомокомплекса типов нервной системы // Вопросы психологии, 1968, №6. С.77-86.
16. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
С.24-26.
17. Guilford J.P. Personality. New York: Wiley, 1959.
18. Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч.1. СПб., 1900. С.154-155.
19. Rosenman R.H., Friedman M., Byers S.O. Glucose metabolism in subjects with behavior pattern A and hyperlipemia // Circulation. 1966. V.33, N6. P.704-707.
20. Русинова С.И., Назипова Г. А., Сабитова Л.М., Билалова Г.А. Возрастные аспекты здоровья. // Физиология человека: Материалы Междунар. конф. М., 2000. С.258-356.
THE BEHAVIORAL TYPE OF REACTION AND ADOLESCENTS’ TEMPERAMENT OF 11-17 YEARS OLD
S.I.Rusinova, M.A.Tikhomirova
An individual occurrence of temperament and behavioral type of reaction were analyzed in group of adolescents of 11-17 years old.