Научная статья на тему '«Поучение» князя Владимира Мономаха: хронотоп победы'

«Поучение» князя Владимира Мономаха: хронотоп победы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
938
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Поучение» князя Владимира Мономаха: хронотоп победы»

К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

Г.Ю. Филипповский

«Поучение» князя Владимира Мономаха: хронотоп победы

В древнерусской литературе как средневековой, точнее средневеково-христианской по своим приоритетам, тема военной победы обычно связана с темой победы духовной [1]. Эту особенность литературы Руси подметили в общетеоретическом плане Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский в своей работе «Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)» [2]. При этом оказывается, что духовная составляющая мотива победы чаще всего оказывается доминантной; это никак не умаляет в глазах повествователя и читателя качества военных побед древнерусских князей, например, Александра Невского.

«Поучение» великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха [3] - это одновременно в жанровом отношении автобиографический и исповедальный текст, реально-событийный и духовно-событийный по своему характеру [4]. Это биография его походов и деяний и в то же время - исповедь его души, его «духовная» (так назвал этот текст первый его издатель граф А. И. Мусин-Пушкин в публикации 1793 года [5] (то есть духовный завет, завещание потомкам). «Мозаичная» структура текста «Поучения», его кажущаяся эклектичность при внимательном рассмотрении оказываются хорошо сбалансированным целым [6], где исповедальная тональность проявляется во всех трёх основных частях текста, а также во вступлении-экспозиции [7]. Этому же мотиву подчинена композиция «Поучения»: вступление-экспозиция открывается личным местоимением «Я» - «Азъ», и завершающая третья часть также начинается фразой с тем же личным местоимением «Азъ»:

«О, многострастный и печальный азъ!» Равно же вступление и третья часть включают рассуждения о душе: «Седя на санех, помыслих в душе своей...» и в финале текста: «Душа ми моя лучше всего света сего.» Эта исповедь души Мономаха, то есть исповедь князя-христианина, однако в каждой из частей включает эпизоды победы - князь рассуждает и о своих военных, и о своих духовных, моральных победах, победах нравственных, в том числе и над самим собой, над греховным человеческим естеством. Пространство текста «Поучения» - это пространство всей жизни князя, а также пространство его души-пространство вечности. Равно же и вторая, временная составляющая хронотопа героя (он же и автор текста духовной автобиографии-исповеди) в первой фразе текста соотносится с рождением Мономаха, его предками - дедом Ярославом, «славным благословенным», и родителями - «отцем возлюбленным и матерью моею Монома-хы», а в финале текста, третьей его части -временем христианской вечности - Божьего Суда [8], конца времён: «На Страшнеи как бе-суперник обличаюся». Важное значение, как неоднократно указывалось, имеет двойное употребление в тексте вступления фразы «на санех седя», то есть в конце жизни, на пороге смерти [9], имея в виду древнерусский обычай везти князей в последний путь на похоронных санях. Этот образ-символ сразу очерчивает время-пространство жизни князя как пути в вечность. Вместе с тем, он же содержит намёк на почтенный возраст героя-автора как возраст мудрости, что даёт ему право на Урок, естественно, прежде всего, нрав-

ственный, духовный урок, но, конечно, на основе прожитого, богатого опыта жизни.

Вторая часть текста «Поучения» как раз и включает очерк этих «опытов жизни» - перечень походов-деяний Мономаха, естественно, не в одиночестве, а вместе с дружиной, с другими князьями и воеводами, - нередко нацеленных против других князей и воевод или, по крайней мере, против интересов его соперников или недоброжелателей. Разумеется, эти походы имели военный характер и их военный итог был или успешен или неуспешен. Владимир Мономах во второй части текста своей исповеди развёртывает только один такой биографический эпизод, связанный с обороной-осадой Чернигова. Этот эпизод завершается поражением Мономаха: осаждённый, он принуждён в итоге сдать Чернигов на милость победителя князя Олега Святославича. Но зачем Мо-номаху понадобилось рассказывать о своём поражении среди множества победоносных походов (среди них самые замечательные - победы, одержанные над половцами, которые сделали его имя легендарным) [10]? А рассказывает Мономах этот драматический случай из своей жизни потому, что, потерпев военное поражение, он одержал, по его убеждению, нравственную, моральную победу [11]. Обратимся к тексту «Поучения». Открывается этот небольшой, но необычайно ёмкий текстовый эпизод фразой: «И потом Олег на мя приде с Половечьскою землею к Чернигову». Принципиальным здесь оказывается сообщение о половецких наёмниках Олега Святославича и о пожарах и насилии, которое половцы по обыкновению наёмников творили над местными жителями-христианами. Мономах в «Поучении» мотивирует сдачу Чернигова желанием сохранить имение и души местных жителей-христиан: «Съжаливъся хрестья-ных душь и селъ горящих и монастырь и рехъ: «Не хвалитися поганым!» Мономах уходит из Чернигова, чтобы спасти христиан от язычников-половцев («поганых»). Моральную победу над армией

язычников Мономах соединяет с описаниями героической обороны Чернигова, высокого морального духа, как затем выясняется, горстки храбрецов, противостоящих армии половцев: «И бишася дружина моя с ними 8 днии о малу греблю и не вдадуче внити имъ въ острогъ... и вы-идохом на святаго Бориса ис Чернигова и ехахом сквозе полкы половечьские не в 100 дружине ...» Оказалось, что всего 100 дружинников Мономаха успешно обороняли Чернигов против армии половцев Олега, именно поэтому: «И облизахутся на нас акы волци стояще и от перевоза и з гор». Реальное пространство после боя остаётся за неприятелем, но, тем не менее, это не поражение Мономаха, скорее он трактует итоги боевого столкновения как победу, но победу духовную, моральную, христианскую, победу жизни над смертью: «Богъ и святыи Борис не да имъ мене в користь- неврежени доидохом Переяславлю». Далее содержатся сообщения о последующих победоносных походах через 2-3 года на половцев и на Олега. Хронотоп победы в этом текстовом эпизоде соотносит его военную и духовнонравственную составляющие, безусловно и однозначно делая акцент на последней.

Но ведь и всё «Поучение» - духовно-нравственно-доминантно, что обнаруживается в отношении хронотопа победы в каждой буквально из частей текста, начиная со вступления-экспозиции. Здесь, казалось бы, совершенно неожиданно и как будто бы даже немотивированно вдруг появляется рассказ о встрече Мономаха с братьями на Волге, об ультимативном предложении пойти походом на Ростисла-вичей (то есть о военном походе), которое Мономах отвергает, ссылаясь на христианскую клятву: «Усретоша бо мя слы от братья моея на Волзе, реша: «Потьснися к нам, да выженем Ростиславича и волость ихъ отъимем, иже ли не поидеше с нами, то мы собе будем, а ты собе». И рехъ: «Аще вы ся и гневаете, не могу вы я ити, ни креста переступити». Эпизод очевидно соотнесён с событиями, описанными в

«Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича» в составе «Повести временных лет» под 1097 год, - клятвой князей с целованием креста на съезде в Лю-бече с последующим преступлением крестной клятвы великим киевским князем Святополком Изяславичем и Давидом Игоревичем, которые заманили на пир и затем ослепили князя Василька Ростисла-вича. Мономах в «Поучении» вспоминает о предложении ему лично пойти на сделку против Ростиславичей и её ценой устранить былые разногласия со Святополком и Давидом. Речь идёт и о военном походе, и о восстановлении прежних родовых княжеских уз, нарушенных распрей и трагическими последствиями нарушенного лю-бечского крестоцелования. Но Мономах отказывается идти в военный поход с кре-стопреступниками против безвинно ими ослеплённого князя Василька, ссылаясь на мотивы нравственно-христианского характера: «не могу вы я ити, ни креста переступити». Нравственное начало для него здесь перевесило военно-политическое, княжеско-дружинное и родовое пространство, и хронотоп победы духовной, христианской (в связи с договором двухтрёхлетней давности и клятвой на кресте в Любече) оказался доминантным в ситуации актуального выбора по отношению к хронотопу победы военной, политической в пространстве и времени «здесь и сейчас». Этот выбор, как пишет сам Мономах, дался ему непросто: «И отрядив я (то есть послов - Г. Ф.), вземъ Псалтырю, в печали разгнухъ я и то ми ся выня..» Победа над собой, над кровными и военнополитическими узами, которые связывали его с братьями, далась Мономаху нелегко, тяжёлой душевной борьбой, но тем ценнее, значимее его предпочтение, его нравственный выбор. Автор «Поучения» не случайно помещает обсуждаемый текстовый эпизод во вступление-экспозицию, подчеркивая его доминантность для всего последующего текста «Поучения», показывая ведущую роль хронотопа победы на всём пространстве текста своего произве-

дения. Чуть ранее мы раскрыли, как хронотоп победы с доминантой духовнонравственной составляющей интерпретирован Мономахом во второй части текста его «Поучения», в военном эпизоде под Черниговом.

В обоих случаях: и в экспозиции, и во второй части текста - хронотоп победы с доминантной составляющей духовнонравственного характера неотделим от хронотопа автора-героя «Поучения», ибо, в сущности, это его личный принципиальный выбор. Не случайно поэтому в первой части текста «Поучения» мотив победы интерпретируется однозначно как христи-анско-нравственный, как важнейшая часть личной духовно-нравственной дисциплины героя-автора и человека-христианина вообще: «Тако же и Господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3-ми делы добрыми избыти его и победити его: пока-яньъем, слезами и милостынею. Да то вы, дети мои, не тяжька заповедь Божья, оже теми 3-ми избыти греховъ своиъ и царствия не лишитеся». И во вступлении-экспозиции, и в первой части текста «Поучения» Мономах выступает против лености: «И не ленитися, начнетъ тако же и тружатися». Разумеется, автор говорит о труде души, о духовном усилии, что ведёт к духовной, моральной победе. Продолжая в первой части текста рассуждения о 3-х делах, ведущих к духовной победе, Владимир Мономах и здесь предостерегает против лености духовной: «А Бога деля не ленитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х дел техъ, не суть бо тяжка». Говоря далее о ночной молитве, Мономах продолжает свой более ранний текст о духовной победе над Злом: «Не грешите ни одну же ночь, аще можете, поклонитеся до земли, али вы ся начнеть, не мочи, а трижды. А того не забывайте, не ленитеся, темъ бо ночным поклоном и пеньем человек по-бежает дьявола и что въ день согрешить, а темъ человекъ избываетъ». Хронотоп победы в рассуждениях Мономаха против лености духовной всецело соотнесён со временем и пространством христианской

Вечности, духовной победы над Злом, с духовно-нравственной дисциплиной христианина. Разумеется, как князь и военный человек, Мономах связывает рассуждения против душевной лености и с поведением князя-воина: «На войну вышедъ, не лени-теся, не зрите на воеводы. и стороже сами наряживаите, а ночь, отовсюду нарядивше, около вои тоже лязите, а рано встаните, а оружья не снимаите в себе вборзе: не разглядавше ленощами, внезапу бо человекъ погыбаеть». В ситуации душевной лености, как считает автор, «и душа погыбаеть и тело». Многочисленные высказывания Мономаха против душевной лености, тем самым, неотделимы от текстовых эпизодов духовной победы, являются по сути дела их продолжением в учительном контексте «Поучения». Не только в реальной ситуации, но и в лингвистическом контексте русской лексемы «победа» ясно читается значение преодоления.

Реальные события своей жизни, своей биографии Мономах в тексте своего «Поучения» как исповеди души превращает в духовные нравственные события, испытания не столько тела, сколько духа. В каждую из первых частей своего текста Мономах - автор включает эпизод, демонстрирующий невероятно ярко весь масштаб этого духовно-нравственного испытания, из которого Мономах не только выходит с честью, но прямо одерживает духовно-нравственную победу. Так происходит в тексте вступления-экспозиции, в первой и второй частях «Поучения», о чём шла речь выше. Но третья часть его исповеди имеет особое значение,. и не только по масштабу духовно-нравственного испытания - это послание Мономаха давнему сопернику князю Олегу Святославичу, в данном случае убийце сына Мономаха Изяслава. Мономах предъявляет убийце сына меру ответственности человека за все свои деяния на Страшном Суде: «помышляю како стати перед

страшным судьею.», приводит слова из письма сына Мстислава: «а братцю моему

Суд пришёл.» Он обращается к Олегу, как если бы они стояли на Страшном Суде: «На Страшнем при бе-суперник обли-чаюся». Мотив Божьего Суда - высшее измерение хронотопа победы в его христианско-средневековом понимании, причём, разумеется, победы духовнонравственной. Как и во второй части текста «Поучения», Мономах говорит о военном столкновении с одним и тем же князем, своим родственником - двоюродным братом Олегом Святославовичем. Но предмет письма на сей раз-непоправимый урон, нанесённый Мономаху, - убийство сына в распре, на поле битвы. Во второй части текста Мономах говорит о духовнонравственной победе, одержанной над Олегом, в третьей части - о мнимости победы, якобы одержанной Олегом, потому что настоящая победа может быть только духовно-нравственной прежде всего (а потом уже военной) [12]. Но цену этой духовной победы может определить только Бог, как и меру ответственности каждого князя (и человека) перед Богом за свои поступки. Мономах как бы говорит Олегу: если ты христианин, то у тебя не может не быть нравственной оценки произошедшей трагедии, а следовательно, не может не последовать покаяния. Кроме того, задеты ценности не только личного плана, но и Русской Земли, а потому Мономах цитирует письмо, полученное по тому же поводу от старшего сына Мстислава: «Ладимся и смеримся, а братцю моему Судъ пришелъ. А ве ему не будеве местника, но възложиве на Бога, а станут си пред Бо-гомъ, а Русьскы земли не погубим». По сути дела Мономах ставит Олега перед ситуацией безальтернативного нравственного выбора, который равносилен нравственной победе Мономаха в бескровном поединке над телом убитого Олегом Изя-слава Владимировича.

Таким образом, во всех частях текста «Поучения» Мономах говорит о ситуациях духовно-нравственной победы на материале лично пережитых им эпизодов трагических военных коллизий. Чтобы вы-

строить текстовый хронотоп победы, Мо-номах-писатель намеренно создаёт пространственно-временную мозаику этих разновременных событий, происходивших в разных географических точках Руси. Возвращаясь в третьей части (послании к Олегу) к нравственно-христианским истокам, основам средневекового Космоса (мотив Страшного Суда), Мономах совсем не случайно соотносит этот финальный в «Поучении» текстовый фрагмент с начальным по времени (1096 год) событием в хронологии всех иных событий, упомянутых в «Поучении». Мир начал, истоков, первооснов для Мономаха - автора этого текста - это мир христианских, духовно-

нравственных первооснов. Здесь лежит доминанта хронотопа победы в тексте «Поучения» и, естественно, здесь лежит доминанта художественного и общественно-политического сознания князя Владимира Мономаха - автора выдающегося текста. Мотив и хронотоп христианской победы, которые восходят к крестному подвигу Иисуса Христа во имя спасения человека и человечества, спроецированы в тексте «Поучения» Владимира Мономаха на драматические опыты и события его жизни, заявленные в исповедальнобиографическом контексте духовно-нравственного Урока, обращённого к потомкам.

Примечания

1. См.: Филипповский Г. Ю. Тема победы в древнерусской литературе // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 4. С. 211-217.

2. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры до конца XVIII века // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 219-253.

3. Текст «Поучения» Владимира Мономаха цитируется по изданию: Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века / Ред. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачёв. М., 1978. С. 392-413.

4. См.: Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946; Лихачёв Д. С. Сочинение князя Владимира Мономаха // Лихачёв Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 111-131; Лихачёв Д. С. Владимир Всеволодович Мономах // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Вып. 1 / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. Л., 1987. С. 98-102.

5. См. репринтное воспроизведение издания 1793 года в книге: Владимир Мономах: завещано потомкам / Сост. Г. Ю. Филипповский. Ярославль,. 1999. С. 224-283.

6. См.: Филипповский Г. Ю. Работа над текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе // Ярославский педагогический вестник. 1997. № 4. С. 146-148.

7. См.: Филипповский Г. Ю. Поэтика экспозиций в литературных памятниках Руси XII века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1. С. 50-59.

8. См.: Бедина Н. Н. Псалтирь и ранняя русская книжность (XI-XII в.). Архангельск, 2004. С. 76.

9. См.: Комарович В. Л. Поучение Владимира Мономаха // История русской литературы. Т. 1. Литера-

тура XI - начала XIII века. М.; Л. 1941. С. 290.

10. Бедина Н. Н. Псалтирь и ранняя русская книжность... С. 79.

11. Бедина Н. Н. Псалтирь и ранняя русская книжность... С. 80.

12. См.: Филипповский Г. Ю. Тема победы в древнерусской литературе. С. 211-217.

А.Д. Гусева, Н.Н. Рунов

Химия - фронту

(Трудовой подвиг учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны)

Следует отметить большой вклад в направляли свои силы и энергию на вы-дело победы над врагом учёных-химиков, полнение работ, способствующих укреп-которые на протяжении всех военных лет лению обороноспособности страны. Уже

Стр. 170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.