Научная статья на тему 'Потребность в школьном образовании для жителей античных государств Северного Причерноморья'

Потребность в школьном образовании для жителей античных государств Северного Причерноморья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ГРАФФИТИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скржинская Марина Владимировна

В статье рассматриваются надписи Тиры, Ольвии, Херсонеса и городов Боспорского царства, которые свидетельствуют о том, что в государствах Северного Причерноморья в V и IV вв. до н. э. начальное школьное образование стало необходимым не только для всех граждан, но и для многих свободных, но неполноправных жителей греческих городов (иностранцев). К последней категории относились учителя грамоты, глашатаи, трапезисты (менялы) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need in school education for the citizensof ancient states on the Northern littoral of the Black Sea

The article analyses a large complex of graffiti and lapidary inscriptions from Tyra, Olbia, Chersoneses and the towns of the Bosporanian kingdom. It is testified that by the fifth and fourth centuries BC citizens as well as free, yet not possessing full rights inhabitants of ancient states of the Northern littoral of the Black Sea were in need of elementary school. The latter category included the most teachers of reading and writing, heralds, and trapezites. The mastership of reading and writing was essential for participation in social life of a polis and in court, while elementary knowledge of mathematics was used for calculations in the market and household.

Текст научной работы на тему «Потребность в школьном образовании для жителей античных государств Северного Причерноморья»

ПОТРЕБНОСТЬ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОГО

ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Резюме. В статье рассматриваются надписи Тиры, Ольвии, Херсонеса и городов Боспорского царства, которые свидетельствуют о том, что в государствах Северного Причерноморья в V и IV вв. до н. э. начальное школьное образование стало необходимым не только для всех граждан, но и для многих свободных, но неполноправных жителей греческих городов (иностранцев). К последней категории относились учителя грамоты, глашатаи, трапезисты (менялы) и др.

Ключевые слова: Древняя Греция, граффити, начальное образование, учитель, повседневная жизнь.

В монографиях и статьях по истории античных государств Северного Причерноморья ученые нередко отмечали широкую распространенность грамотности среди греческого населения, что подтверждается находками множества граффити разнообразного содержания (Сапрыкин, Масленников 2007; Толстой 1953; Яйленко 1980; 1982; 1988). Однако до сих пор исследователи обращали мало внимания на то, какую роль играли школьные знания в повседневной жизни, и как они помогали некоторым добывать средства к существованию. В отличие от начального среднее, а тем более высшее образование было доступно далеко не всем свободным жителям греческих государств. Однако даже знания, полученные в начальной школе, открывали возможность овладения рядом профессий, о которых пойдет речь в этой статье.

Когда в греческих колониях на северных берегах Понта в классический период выросло население городов и увеличилась их площадь, появилась необходимость иметь глашатаев, обладающих громким голосом, ясной дикцией и умением читать врученные им документы. Грамотные люди становились глашатаями, когда их на это толкала бедность. Платон в «Законах» (918в) и Феофраст в «Характерах» (гл. 6) называли такую деятельность недостойной гражданина. Но в римский период отношение к этой профессии изменилось, так как глашатаев включали в число граждан, состязавшихся на мусических агонах

(Герцман 1995: 166, 167, 175, 176). Так было и в Северном Причерноморье, о чем свидетельствует надпись на мраморной стеле из Херсонеса; там среди победителей на праздничных состязаниях записан глашатай (НЭПХ № 127).

Глашатаи ходили по городу, объявляя даты сбора граждан на Народное собрание и на заседание Совета, исполнительного органа власти, они извещали о днях проведения судебных разбирательств и других мероприятий, например, публичных торгов. Перед началом Народного собрания или Совета глашатай по имевшемуся у него утвержденному списку проводил перекличку присутствующих граждан. Этот древний обычай, восходящий к архаическому периоду, упомянул в своих стихах Алкей (1т. 24 е): «как хочется услышать глашатая, выкрикивающего в Народном собрании и Совете мое имя Агесилаид».

Прямые и косвенные сведения о глашатаях в Северном Причерноморье в наибольшем количестве сохранились в эпиграфических памятниках Ольвии, отдельные упоминания о них встречаются в надписях Тиры и Херсонеса (ЮSPE I2. № 2, 31, 32, 34, 38, 40, 46, 51, 52, 57, 344, 433; НО № 28, 43), а на Боспоре они отсутствуют, хотя трудно представить какой-либо греческий город без глашатая. Это объясняется тем, что упоминания о глашатаях в основном имеются в почетных декретах, которые оканчивались словами о решении увенчать золотым венком либо поощрить иной наградой гражданина или иностранца, оказавшего значительные услуги государству, и провозгласить текст декрета на самых многолюдных праздниках. Так было принято в государствах с демократической формой правления. Боспором же правили цари, которые не практиковали такую форму благодарности своим согражданам и иностранцам, хотя сами охотно получали такие почести в Афинах (МИС. № 3, 4).

Глашатаи читали декреты на празднествах Диониса в театрах Ольвии и Херсонеса, на празднике Парфении в честь главной богини Херсонеса и во время наиболее престижных конных состязаний на Ахилловом Дроме (ЮSPE I . № 31, 34, 344, 352), а в Ольвии благодарственные декреты провозглашались также во время торжественных похорон граждан, имевших заслуги перед отечеством (ЮSPE I2. № 40, 46, 51, 52).

По аналогии с другими греческими городами можно думать, что в Северном Причерноморье глашатаи ходили по городу, объявляя день заседания суда и извещали об этом истца и

ответчика. Они вызывали желающих взять на откуп сбор государственных налогов и штрафов или подрядиться выполнить какой-либо государственный заказ, например, на строительство или ремонт общественных зданий или оборонительных сооружений. Относительно сдачи на откуп штрафов известно из ольвийского декрета об обмене денег, а в декрете в честь Протогена сказано, что он через глашатая объявил о том, что оплачивает возведение городской стены, защищающей город со стороны реки, и предлагает подрядчикам взять на откуп это строительство (ЮSPE I2. № 24, 32).

Овладение грамотностью потребовалось также каменотесам, в сферу деятельности которых входили заказы на исполнение различных надписей. Такие специалисты появились в Северном Причерноморье в начале V в. до н. э. Сначала они не достаточно хорошо владели этим ремеслом, что видно на древнейших оль-вийских надписях, сделанных по заказу государства и частных лиц. Такова первая из известных сейчас проксений в Северном Причерноморье, две посвятительные надписи и три эпитафии. Буквы на них вырезаны глубоко и небрежно, не соблюдены расстояния между строками и отдельными буквами, мастер не делал предварительной разметки, поэтому иногда в строку помещались не все буквы (ЮSPE I2. № 212, 213, 215; НО № 1, 103, 167). Большинство же более поздних надписей из Северного Причерноморья исполнены на хорошем профессиональном уровне, сохранявшемся практически до конца античной эпохи. Однако ошибки в надписях, исполненных красивым шрифтом, показывают, что не всякий хороший мастер был достаточно образованным и не всегда правильно разбирал текст, с которого делал надпись (см., например, КБН. № 119, 128).

Начальное образование со знанием счета требовалось тем, кто занимался торговлей, ростовщичеством и обменом денег. Простейшие расчеты производили торговцы и покупатели на рынках, употребляя мелкие местные монеты. В Борисфене, Ольвии и Пантикапее их стали массово выпускать уже в конце архаического времени, а позже их чеканили и во многих других городах Северного Причерноморья. Цифровые записи постоянно находят при раскопках не только городов, но и небольших поселений.

Начиная с VI в. до н. э., несколько сотен греческих городов и их колоний выпускали собственные монеты в разных денежновесовых системах. Интенсивная торговля требовала возможнос-

ти приравнивать друг к другу денежные единицы разных полисов. Так появилась профессия менялы. Он раскладывал деньги и проверял качество монет на особом столе, называвшемся трапезой, откуда произошло греческое название этой профессии -трапезиты. Они существовали в каждом греческом городе, и их деятельность требовала определенного образования. Ведь трапе-зиты занимались не только обменом денег одной денежной системы на другую и проверкой качества монет, но также составляли документы о различных денежных операциях, например, при осуществлении денежных переводов в другие города или выдаче займов под проценты. Кроме того, за определенную плату трапезиты хранили ценности и разные документы, совершали от имени клиента различные сделки, выступали посредниками при заключении договоров и разных платежей.

О трапезитах в Северном Причерноморье известно по эпиграфическим источникам и различным косвенным данным. Например, без их помощи не мог действовать ольвийский закон об обмене иностранных монет на местные (IOSPE I2. № 24). В декрете Протогена сохранилось имя ольвийского трапезита Полихарма, которому архонты на городские нужды заложили священные сосуды. Срок выкупа подходил к концу, и трапезит собирался отдать эти сосуды на переплавку, но Протоген выкупил их за 100 золотых. Стоит подчеркнуть, что Полихарм назван иностранцем, то есть не гражданином Ольвии. Ведь профессия трапезита считалась в древности не достойной гражданина, и ею занимались в основном свободные, но неполноправные жители греческих городов (Глускина 1975: 73-74).

О местных учителях уцелели лишь косвенные сведения, к которым можно отнести широкое распространение грамотности в античных государствах Северного Причерноморья и находки граффити со школьными упражнениями и исправлениями учителя. Его деятельность считалась мало подходящим занятием для гражданина (Plat. Pmt. 313 b; Dem. XVIII, 358). Учителями начальной школы становились те, от кого отвернулась удача (Марру 1998: 204-205). Такими людьми были, например, политические изгнанники или разорившиеся граждане. Их нужда заставляла учить, причем за небольшую плату. (Athen. IV, 184). В школе могли обучаться не только дети граждан, но и дети из семей свободного неполноправного населения. Начальное обучение оплачивали родители, а работа по найму частных считалась недостойной гражданина. Поэтому над учителем можно

было посмеяться и упрекнуть за такой заработок. Демосфен, чтобы выставить в невыгодном свете своего оппонента оратора Эсхина, говорил, что его отец был учителем начальной школы, и сын ему помогал (Dem. XVIII, 129-131; XIX, 129). Такими же сведениями старались унизить философа Эпикура его противники (Diog. Laert. X, 4).

Обязанность учителя начальной школы ограничивалась чисто техническим обучением ребенка чтению, письму и счету; никакие воспитательные задачи перед ним не ставились. Для этого ремесла не считалась нужной никакая особая подготовка, просто грамотный человек вспоминал, как его самого учили в детстве. Ученики писали на дощечках, натертым воском, а домашние задания зачастую прочерчивали заостренным предметом на обломках керамических сосудов или на черепице. Упражнения на знание алфавита найдены при раскопках всех греческих городов Северного Причерноморья. Древнейшие из этих граффити из Тиры и Борисфена относятся к архаическому периоду (Яйленко 1988: 57), но большинство к V-III вв. до н. э. Позже граффити на керамике почти исчезают, так как удешевляется стоимость папируса, и он становится широкодоступным писчим материалом, но к сожалению не сохраняется в земле; античные тексты на папирусе находят только в песках Египта.

На некоторых граффити со школьными упражнениями можно увидеть, как учитель исправлял ошибки ученика. Хороший пример такого рода сохранился на фрагменте черепицы V-IV

v> v> rp Т т v>

вв. до н. э., найденной в Тире. Из античной литературы известно, что дети начинали учиться писать по линейкам (Plat. Prot. 32б), и на тирском граффито буквы помещены в заранее размеченную сетку. Учитель перечеркнул упражнение, отметив допущенные ошибки в алфавите: на месте дзеты еще раз поставлена дельта, после ро вырезано тау вместо сигмы, а в конце отсутствует омега (Яйленко 1988: 5б). Другой пример поправки учителя заметен на черепке, где исправлена ошибка в написании слова АВАНРА, где вместо Н было написано Е. На свободном пространстве черепка учитель еще дважды прочертил букву, которую ему исправил учитель (Яйленко 1980: 9б. № 105).

В большинстве семей подросток, получив элементарные знания, становился помощником отца в его мастерской или на сельскохозяйственных работах, либо мальчика отдавали учиться какому-нибудь ремеслу на сторону. В дальнейшем свое знание

грамоты он проявлял, участвуя в общественной жизни государства или обращаясь в суд; он мог сделать краткую запись, чтобы чего-нибудь не забыть, а также отправить небольшое письмо.

Например, когда в Народном собрании решали изгнать из полиса по политическим соображениям какого-либо гражданина, каждый участник писал на черепке-остраконе имя изгоняемого. Обычно остраконом служил осколок чернолакового сосуда, так как на нем хорошо видны прочерченные буквы, имеющие желтый цвет глины. Приговор вступал в силу, если собиралось необходимое количество граждан и большинство голосовало за изгнание. Такие остраконы V в. до. н. э. в большом количестве найдены при раскопках Херсонеса Таврического и на Афинской агоре (Виноградов, Золотарев 1999: 106-114). Интересно отметить, что среди надписей на афинских остраконах V в. до н. э. есть имена Аристид и Фемистокл. Эти выдающиеся политические деятели, как рассказывает Плутарх в их биографиях, были подвергнуты остракизму: первый в 483 г. до н. э., второй - в 471 г. до н. э. (Plut. Aristid. 7; Them. 22).

Множество граффити показывают, что в ежедневной жизни греки делали для себя на память всевозможные небольшие заметки, а также писали имена богов на сосудах, которые они посвящали в храмы. Чаще всего имя бога писалось сокращенно и довольно небрежно, гораздо реже вырезали несколько слов ясно и аккуратно. Примеры красиво прочерченных граффити сохранились на ольвийских сосудах, посвященных Аполлону Дельфинию и другим божествам (Леви 1985: 68, рис. 49, 50).

Благодаря умению читать каждый гражданин мог ознакомиться с законами, почетными декретами и другими постановлениями Народного собрания. Их тексты, написанные на деревянных или металлических досках, либо на каменных стелах, выставлялись на видном месте в городе. Это имело и практическую пользу. В частности, знание законов было необходимо при обращении в суд, что нередко случалось в жизни многих эллинов. Судьи разрешали всевозможные денежные споры и имущественные тяжбы наследников, выносили решения относительно жалоб на злоупотребления опекунов, налагали штраф за избиение одного гражданина другим; постоянно рассматривали иски купцов, особенно связанные с займом денег под проценты. Таким образом, большинству граждан случалось выступать в роли истца, ответчика или свидетеля, для этого требовалось

быть грамотным человеком, чтобы уметь прочесть закон, составить судебную речь или выучить такую речь, написанную по заказу.

В заключение скажем несколько слов о чтении в античности. Им было гораздо труднее овладеть, чем сейчас, поэтом обучение в начальной школе длилось 4-5 лет. Ведь в тексте слова не отделялись одно от другого, не было знаков препинания, так что нужно было самому определить, где оканчивалось предложение, и где начинался и кончался тот или иной грамматический оборот. Если же перед читателем были стихи, то требовалось уловить их размер, особенно трудно это было в драматических произведениях, где варьировалось несколько размеров. Такие навыки имели лишь хорошо образованные люди, а человек с начальным образованием мог разобрать небольшой текст, например, законы и декреты, которые составлялись по определенным правилам и формулам, бывшим на слуху. Он мог делать несложные расчеты, написать небольшие деловые заметки и незатейливые письма. Вот два примера таких элементарных записей, иллюстрирующих применение грамоты в ежедневной жизни. На обломке краснофигурного сосуда читаются слова: «Родон приветствует Герака. Получил» (На краю ойкумены 2002. № 74). Другое граффито Ш в. до н. э., начертано ольвий-ским торговцем на черепке чернолакового сосуда (Яйленко 1980: № 106). Он записал, что у него было вино стоимостью в 102 статера, по 14 статеров за амфору; он отпустил (вероятно, в долг) Эвксену пряного вина на статер, Диотиму - на 5 статеров, Кимону - на обол. Чаще встречаются цифровые записи для памяти, понятные только самому писавшему: это либо просто цифра, либо цифра с указанием имени человека, которому следует отдать долг или, наоборот, получить его.

Литература

Виноградов, Золотарев 1999 - Виноградов Ю. Г., Золотарев М. И.

Херсонес изначальный // Древнейшие государства Восточной

Европы 1996-1997. М.

Глускина 1975 - Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической

истории Афин IV в. до н. э. Л.

Герцман 1995 - Герцман Е. В. Музыка древней Греции и Рима. СПб. Леви 1985 - Леви Е. И. Ольвия. Город эпохи эллинизма. Л.

Марру 1998 - Марру А. История воспитания в античности (Греция). М. На краю ойкумены. Греки и варвары на Северном берегу Понта

Эвксинского. М., 2002.

Сапрыкин, Масленников 2007 - Сапрыкин С. Ю., Масленников А. А. Граффити и дипинти хоры античного Боспора. Симферополь, Керчь.

Толстой 1953 - Толстой И. И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.; Л.

Яйленко 1980 - Яйленко В. П. Граффити Левки, Беразани, Ольвии. // ВДИ. № 3.

Яйленко 1982 - Яйленко В. П. Греческая колонизация VИ-Ш вв. до н. э. М.

Яйленко 1988 - Яйленко В. П. Начальное школьное образование в античных греческих городах Северного Причерноморья // Памятники культуры. Новые открытия. М.

Список сокращений

ВДИ - Вестник древней истории

КБН - Корпус боспорских надписей. М., Л. 1965.,

НО - Надписи Ольвии. Л., 1968.

НЭПХ - Соломоник Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1964. Т.1.; Киев, 1972. Т.2.

МИС - Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии в греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии // ВДИ. 1939. № 3.

ЮБРЕ - Ьа1у8сИеу В. !п8спр1юпе8 огае 8ер1еп1гіопаіІ8 Ропі Еихіпі. Реіїороіі, 1916.

M. Skrzhinskaja. The need in school education for the citizens of ancient states on the Northern littoral of the Black Sea

The article analyses a large complex of graffiti and lapidary inscriptions from Tyra, Olbia, Chersoneses and the towns of the Bosporanian kingdom. It is testified that by the fifth and fourth centuries BC citizens as well as free, yet not possessing full rights inhabitants of ancient states of the Northern littoral of the Black Sea were in need of elementary school. The latter category included the most teachers of reading and writing, heralds, and trapezites. The mastership of reading and writing was essential for participation in social life of a polis and in court, while elementary knowledge of mathematics was used for calculations in the market and household.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.