Виктория СОКОЛОВА, RMBC
Потребление инсулинов в России по программе ДЛО
Продажа инсулинов в России осуществляется по четырем направлениям: по программе ДЛО, по федеральной целевой программе «Диабет», по региональной льготе и за счет средств потребителей. Данная статья посвящена динамике продаж инсулинов по программе ДЛО за 2005—2007 гг.
■ ■■
On the national market, insulins are sold via four channels: the DLO program (free drug provision), «Diabetes» federal targeted program, regional reimbursement programs and consumer's out-of-pocket money. The article is devoted to the review of insulin sales within the DLO program in 2005—2007. Victoria SOKOLOVA, RMBC. Insulin consumption in the russian reimbursable market.
Объемы продаж инсулинов из года в год растут высокими темпами, что объясняется ростом заболеваемости диабетом, в первую очередь инсулинзависимым (табл. 1). Следует отметить, что ввиду кризиса реализации программы ДЛО в 2006 г. произошло падение продаж инсулинов в натуральном выражении, однако прирост за 2 года все же составил более 4%.
В настоящее время в России зарегистрированы инсулины двух типов: свиные монокомпонентные и человеческие. За исследуемый период по программе ДЛО свиные монокомпонентные инсулины были проданы только в 2005 г. на сумму менее 300 долл. В рейтинге продаж инсулинов по МНН (табл. 2) лидирующее место занимает инсулин-Изофан (человеческий генно-инженерный), однако за исследуемый период его продажи не-
сколько снизились, а доля на рынке упала более чем на 8%. Такую же долю продаж имеет инсулин Гларгин, поднявшийся с 5-го на 2 место с приростом за весь период более 150%. А 3-е и 4-е места с почти одинаковыми в 2007 г. долями продаж (12%) занимают инсулин растворимый (человеческий
генно-инженерный) и инсулин-Изофан (человеческий полусинтетичес-кий), потерявшие за исследуемый период 7 и 4,8% рынка, соответственно. Высокий прирост продаж, более чем на 230%, показал инсулин Аспарт, а его двухфазная модификация достигла максимального прироста в 420%.
таблица ^ Объемы продаж инсулинов по программе ДЛО*
Объем продаж * 2005 г. 2006 г. 2007 г. Прирост, %
2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г.
млн. долл. 158,09 182,28 222,42 15,3 22,0
млрд. руб. 4,47 4,97 5,67 11,2 14,2
млн. упак. 3,77 3,58 3,93 -5,1 9,8
* Здесь и далее объемы продаж приведены в конечных ценах потребления (региональных ценах).
ТАБЛИЦА 2 Десять ведущих МНН по объему продаж инсулинов по программе Д ,ЛО I
Место в рейтинге МНН Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн.долл. Прирост в долл., %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. к 2005 г. г6 70 00 02 2к
1 1 1 Инсулин-Изофан (человеческий генно-инженерный) 26,1 20,5 17,8 41,28 37,35 39,68 -9,5 6,2
5 2 2 Инсулин Гларгин 9,9 16,8 17,7 15,69 30,68 39,45 95,5 28,6
2 3 3 Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) 19,4 14,4 12,4 30,74 26,19 27,54 -14,8 5,2
3 4 4 Инсулин-Изофан (человеческий полусинтетический) 16,8 13,7 12,0 26,52 24,90 26,59 -6,1 6,8
8 6 5 Инсулин Аспарт 4,1 7,1 9,5 6,42 12,91 21,23 101,2 64,5
9 7 6 Инсулин Аспарт двухфазный 2,1 5,8 7,7 3,27 10,55 17,14 222,6 62,5
4 5 7 Инсулин растворимый (человеческий полусинтетический) 11,2 8,8 7,6 17,67 16,09 16,89 -9,0 5,0
6 8 8 Инсулин Лизпро 5,3 5,7 6,4 8,37 10,45 14,26 24,9 36,5
14 10 9 Инсулин детемир 3,0 5,6 5,38 12,56 133,2
7 9 10 Инсулин двухфазный (человеческий полусинтетический) 4,4 3,7 3,0 7,00 6,71 6,75 -4,2 0,6
ТАБЛИЦА 3 Десять ведущих торговых наименований по объему продаж инсулинов по программе ДЛО 1
Место в рейтинге Торговое наименование* Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Прирост в долл., %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г.
4 1 1 Лантус (3) 9,9 16,8 17,7 15,69 30,68 39,45 95,5 28,6
1 2 2 Хумулин НПХ (2) 1б,5 13,7 12,0 26,06 24,90 26,59 -4,5 6,8
21 14 3 НовоРапид ФлексПен (1) 0,1 2,8 9,5 0,21 5,10 21,23 2365,0 316,4
2 3 4 Протафан HM пенфилл(2) 12,0 10,2 9,3 18,99 18,62 20,78 -2,0 11,6
3 4 5 Хумулин Регуляр (1) 11,1 8,8 7,6 17,54 16,09 16,89 -8,3 5,0
5 5 6 Актрапид НМ пенфилл (1) 9,5 7,6 6,8 15,04 13,76 15,04 -8,5 9,3
8 7 7 Хумалог (1) 5,3 5,7 6,4 8,37 10,45 14,26 24,9 36,5
31 13 8 Левемир ФлексПен (2) 3,0 5,6 5,38 12,56 133,2
13 8 9 НовоМикс 30 Пенфилл (4) 2,0 4,8 5,3 3,20 8,74 11,83 173,1 35,4
6 6 10 Протафан HM (2) 8,5 5,8 4,1 13,39 10,52 9,13 -21,5 -13,2
* Указана длительность действия инсулина: (1) - короткого действия, (2) - средней продолжительности действия, (3) - длительного действия, (4) - двухфазный - комбинация инсулинов короткого действия и средней продолжительности.
ТАБЛИЦА 4 Пять ведущих корпораций по объему продаж инсулинов по программе ДЛО 1
Место в рейтинге Корпорация Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Прирост в долл., %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г.
1 1 1 Novo Nordisk 43,3 43,5 45,7 68,45 79,30 101,66 15,9 28,2
2 2 2 Eli Lilly 36,0 31,3 29,0 56,85 57,11 64,48 0,5 12,9
3 3 3 Sanofi-Aventis 20,0 23,8 23,0 31,64 43,38 51,11 37,1 17,8
5 5 4 Marvel LiftSciencies Pvt. Ltd. 0,3 0,5 1,4 0,40 0,88 3,17 119,6 260,5
4 4 5 Институт биоорганической химии РАН 0,5 0,9 0,9 0,76 1,59 1,98 110,4 24,4
РИСУНОК 1
I Динамика структуры I продаж человеческих инсулинов
250
200
150
100
50
О1------
50,24
2005 г.
2006 г.
2007 г.
■ — генно-инженерныи □ — полусинтетический
РИСУНОК 2
Динамика продаж инсулинов в зависимости от длительности их действия (в денежном выражении)
79,92896
■ — Короткий □ — Длительный
□ — Средний □ — Двухфазный
ТАБЛИЦА б| Десять ведущих регионов России по объему продаж инсулинов по программе ДЛО
Место в рейтинге Регион Доля в объеме продаж, % Объем продаж, млн. долл. Прирост в долл., %
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
1 1 Москва 14,1 14,1 25,62 31,29 22,2
2 2 Московская область 4,8 5,1 8,72 11,24 28,9
3 3 С.-Петербург 4,2 4,7 7,72 10,54 36,6
4 4 Краснодарский край 4,2 3,7 7,62 8,21 7,7
6 5 Ростовская область 3,5 3,4 6,47 7,59 17,3
7 6 Нижегородская область 2,8 2,8 5,04 6,33 25,6
9 7 Самарская область 2,5 2,7 4,63 6,01 29,7
9 8 Новосибирская область 2,3 2,4 4,19 5,32 26,9
13 9 Республика Татарстан 2,2 2,4 3,95 5,29 33,9
12 10 Республика Башкортостан 2,2 2,3 3,97 5,16 29,9
таблица б| Топ-лист наиболее популярных торговых названий инсулинов в регионах России
№ Москва С.-Петербург Хабаровский край Рязанская область Эвенкийский АО Чукотский АО
1 Лантус Лантус Лантус Лантус Лантус Лантус
2 НовоРапид ФлексПен НовоРапид ФлексПен Протафан НМ пенфилл Протафан НМ пенфилл Протафан НМ пенфилл Протафан НМ пенфилл
3 Хумулин НПХ НовоМикс 30 ФлексПен НовоРапид ФлексПен Актрапид НМ пенфилл Хумулин НПХ Актрапид НМ пенфилл
4 Протафан НМ пенфилл Протафан НМ пенфилл Левемир ФлексПен Протафан НМ Хумулин Регуляр Хумулин Регуляр
5 Хумалог Хумалог Хумулин НПХ НовоРапид ФлексПен Актрапид НМ пенфилл Хумулин НПХ
Человеческие инсулины в зависимости от метода синтеза подразделяются на две группы: полусинтетические и генноинженерные, являющиеся последними разработками в этой области. Интересно посмотреть динамику структуры продаж человеческих инсулинов. Объемы продаж полусинтетических ин-сулинов практически стабильны, рост продаж происходит за счет постоянно возрастающей части генно-инженерных инсулинов.
Следует также отметь, что больные сахарным диабетом, получающие инсули-ны по программе ДЛО, в основном обеспечиваются инъекционными инсулина-ми в наиболее современной и удобной упаковке и дозировке — пенфилы, содержащие инсулин в дозировке 100 ед/мл. Инсулины во флаконах в дозировке 40 ед./мл в 2005 г. составляли менее 0,5% объема продаж, а к настоящему времени не поставляются по программе ДЛО.
Инсулины по длительности действия подразделяются на 4 группы, динамика
продаж которых продемонстрирована на рисунках 2 и 3. В денежном выражении (рис. 2) наблюдается рост продаж по всем группам. Практически равные объемы продаж приходятся на инсулины короткого действия и средней продолжительности действия, каждый из которых занимает немногим более трети этого рынка. В натуральном выражении (рис. 3) наблюдается падение продаж инсулинов короткого действия и средней продолжительности действия в
2006 г., которое не было компенсировано ростом продаж в 2007 г. Последняя треть — это инсулины длительного действия и двухфазные, продажи которых стабильно возрастают.
В рейтинге торговых наименований (табл. 3) произошли существенные изменения за исследуемый период — в «десятку» лидеров стремительно вошли новые инсулины НовоРапид ФлексПен (прирост более 10000%) и Левемир ФлексПен, реально появившийся на рынке только в 2006 г., а также Ново-Микс 30 Пенфилл (прирост более
2500%). В течение двух последних лет в «десятке» лидирует Лантус, сместивший Хумулин НПХ на 2 место. За весь исследуемый период Лантус имеет максимальную долю на рынке, почти 18%. Следует отметить, что Лантус — единственный представитель МНН инсулин глар-гин (2 место в рейтинге МНН). Объемы продаж за эти три года выросли почти по всем препаратам-лидерам, однако многие из них в 2006 г. имели более низкие объемы продаж, что, вероятно, было вызвано активным продвижением новых инсулинов. Только аутсайдер рейтинга, один из самых старых инсулинов в Топ-группе — Протофан НМ (во флаконах), ежегодно имеет отрицательный прирост, при этом его доля на рынке упала почти вдвое.
Российские производители практически не выпускают инсулинов. В объеме продаж по программе ДЛО доля отечественного инсулина незначительна и составляет всего 0,5% в 2005 г. и 0,9% в 2006—2007 гг. Несмотря на существенные изменения в рейтинге торговых на-
«ФАРМ-СИНТЕЗ» ПОКУПАЕТ ВО ФРАНЦИИ ФАРМЗАВОД
Гендиректор «Фарм-Синтеза» Олег Михайлов подтвердил информацию о намерении компании купить завод во Франции, пояснив, что речь идет о действующем фармпредприятии, расположенном в одном из индустриальных районов центральной Франции: «Это современная площадка, имеющая европейский сертификат по GMP, аналитическую сертифицированную лабораторию, опытный персонал». Покупка производственной площадки в Европе может стоить от 10 млн. до 40 млн. евро. Руководство «Фарм-Синте-за» полагает, что эта покупка облегчит компании выход на европейский рынок. «Наша компания начинает регистрацию некоторых своих инновационных препаратов в Европе, именно этим и объясняется наше намерение приобрести производственную площадку в Европе, — пояснил г-н Михайлов. — В России мы будем синтезировать активные молекулы и производить субстанции, но заключительную фазу переработки хотим вынести за рубеж, чтобы облегчить регистрационные процедуры в Европе».
В дальнейшем предполагается наладить реэкспорт произведенных во Франции препаратов в Россию. Ранее никто из отечественных производителей не ставил перед собой задачи поставлять в Россию свои препараты, произведенные в Европе.
«ДОКТОР СТОЛЕТОВ» ГОТОВИТСЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ
Компания «Эркафарм», оператор аптечной сети «Доктор Столетов», готовится к региональной экспансии. В компании сообщили о покупке лидера орловского рынка «Фармакома» и переговорах с ритейлерами еще в трех регионах. «Доктор Столетов» обещает совершить еще несколько слияний и поглощений, удвоить количество аптек и выручку и стать третьим игроком на российском аптечном рынке. По словам гендиректора «Эркафарма» Татьяны Шостик, у компании амбициозные планы: до конца 2008 г. выйти на федеральный уровень и расширить сеть с 434 до 700 торговых точек. В приоритетных планах сети — выход в СевероЗападный федеральный округ. Официально стоимость покупки 100% орловской компании «Фармаком» не раскрывается. По оценке экспертов, она могла составить от 5 до 15 млн. долл. Эта компания является лидером регионального рынка, утверждают эксперты, и сделка, таким образом, позволяет «Доктору Столетову» занять лидирующие позиции в Орловской области.
званий, на российском рынке стабильно лидирует три корпорации: Novo Nordisk, Eli Lilly и Sanofi-Aventis (табл. 4). Эти три корпорации почти полностью (от 99% в 2005 г. до 97,7% в 2007 г.) обеспечивают поставки инсулинов по программе ДЛО. Объемы продаж по всем корпорациям возросли, однако доля Eli Lilly за исследуемый период упала на 5%. Доля продаж двух аутсайдеров увеличилась с 0,8 до 2,5%.
Интересно посмотреть продажи инсу-линов по программе ДЛО по регионам (табл. 5). За последний год «четверка» лидеров-регионов сохранила свои позиции. Отчетливо видно, что почти все лидирующие регионы, за исключением Краснодарского края и Ростовской области, показали более высокий прирост продаж, чем Россия в целом. При этом максимальный прирост достигнут в С.-Петербурге (36,6%). Высокий прирост продаж в республике Татарстан (33,9%) позволил ей существенно повысить свой рейтинг, поднявшись с 13 места на 9. Значительно выросли также продажи инсулинов по программе ДЛО в Самарской области и республике Башкортостан. Несмотря на то что прирост продаж в Москве соизмерим со средним по России, ее доля в объеме продаж стабильна (14,1%) и значительно выше остальных регионов.
Было интересно проанализировать, как меняется номенклатура инсулинов, закупаемых по программе ДЛО, в зависимости от размера региона. Нами были выбраны два крупных региона, два средних и два из числа самых небольших. Независимо от размеров региона, 1-е место занимает Лантус (регистрация в России в 2003 г.). А 2-е место в крупных регионах принадлежит инсулину НовоРапид ФлексПен (2005 г.), в средних регионах он уступает место более старому препарату Протафан HM пенфилл, а в малых регионах он пока еще непопулярен.
Таким образом, программа ДЛО дала существенный толчок развития рынка ин-сулинов. Несмотря на произошедший кризис программы, объем продаж инсу-линов в рамках ДЛО рос и в 2006, и в
2007 г. С 2006 г. программа ДЛО полностью обеспечивается генно-инженерными и полусинтетическими аналогами
РИСУНОК 3
I Динамика продаж
инсулинов в зависимости от дли-
тельности их действия
(в натуральном выражении)
1903,887 D 1684,601
□
1790,302
□
1514,171 1466,835
1339,084
224,119
132,461 299,355 347,15
260,232 328,927
о1 1 1 1
2005 г. 2006 г. 2007 г.
■ — Короткий
□ — Средний
□ — Длительный
□ — Двухфазный
✓
человеческого инсулина, две трети объемов продаж которых приходится на наиболее современные генно-инженерные аналоги. Значительно снизились продажи инсулинов во флаконах, все большие объемы начинают занимать наиболее современные упаковки — флекс-пены. В то же время региональные рынки еще не в полной мере перешли на самые современные формы препаратов. На сегодняшний день в связи с регионализацией ДЛО весьма остро встает вопрос о сохранении достигнутого уровня снабжения диабетиков инсу-линами — не перейдут ли региональные бюджеты на закупку устаревающих ин-сулинов в классической флакольной форме? Тем более что обратный перевод диабетиков на прежние формы лечения будет сопровождаться госпитализацией, усилением контроля над состоянием организма и другими затратами, которые в конечном итоге лягут на бюджет. Очевидным решением проблемы является перевод снабжения инсулинами из региональной части ДЛО в сектор дорого-стоя. Тем более что диабетики — это хроническая группа пациентов с определенной и понятной численностью, потребление инсулинов которой можно просчитать и спрогнозировать.