Научная статья на тему 'Потребительская подсистема как структурный элемент региональной экономики'

Потребительская подсистема как структурный элемент региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПОДСИСТЕМА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / ОБОРОТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / КОНЪЮНКТУРА / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕНЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратова Л. И., Купова М. К., Демьяненко А. Е.

В статье рассматриваются вопросы сущности потребительской подсистемы как структурного элемента региональной экономики, определяется её значимость во взаимосвязи с другими подсистемами. На примере Ставропольского края анализируется динамика и выявляются закономерности развития розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению, в сумме формирующих оборот потребительского рынка. На основе авторского подхода, изучается его конъюнктура, с позиций влияния доходов населения и цен, осуществляется прогнозирование региональной экономики, с учётом потребительского рынка и других факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительская подсистема как структурный элемент региональной экономики»

Потребительская подсистема как структурный элемент

региональной экономики Consumer subsystem as a structural element regional economy

Муратова Л. И., доктор экономических наук, профессор, НОУ ВПО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права», профессор кафедры

экономики E-mail: gbabkov@mail. ru

Купова М.К., доктор экономических наук, доцент НОУ ВПО «Современный гуманитарный университет», доцент кафедры экономических

дисциплин

Демьяненко А.Е., кандидат экономических наук НОУ ВПО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права», старший преподаватель

кафедры экономики E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы сущности потребительской подсистемы как структурного элемента региональной экономики, определяется её значимость во взаимосвязи с другими подсистемами. На примере Ставропольского края анализируется динамика и выявляются закономерности развития розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению, в сумме формирующих оборот потребительского рынка. На основе авторского подхода, изучается его конъюнктура, с позиций влияния доходов населения и цен, осуществляется прогнозирование региональной экономики, с учётом потребительского рынка и других факторов.

Аnnotation

The article examines the nature of consumer subsystem as a structural element of the regional economy, is determined by its importance in relation to other subsystems. On the example of Stavropol Territory analyzes the dynamics and the regularities of development of retail trade, catering and paid services to the population, in the amount of forming turnover consumer market. On the basis of the author's approach , study its situation , from the standpoint of the impact of income

and prices, provided forecasting regional economy , taking into account the consumer market and other factors.

Ключевые слова

Потребительская подсистема, розничная торговля, общественное питание, платные услуги, оборот потребительского рынка, конъюнктура, доходы населения, цены, моделирование, прогнозирование.

bywords

Consumer subsystem, retail, catering, paid services, the turnover of the consumer market, environment, income, prices, modeling, forecasting.

В совокупности активно исследуемых в последние годы подсистем региональной экономики особое значение имеет потребительская подсистема, выполняющая роль распределительно-обменного механизма воспроизводственного процесса, во многом обеспечивающая функционирование потребительско-инвестиционной модели экономического развития субъектов Федерации и страны.

С позиций экономической сущности потребительская подсистема региона [2] в форме потребительского рынка характеризуется совокупностью локализованных социально-экономических отношений между юридическими и физическими лицами в сфере обращения, формируемых и функционирующих под влиянием спроса и предложения в территориально-административных образованиях, с учетом регулирования рыночной конъюнктуры и процессов принятия управленческих решений.

Будучи крупной, во многих субъектах Федерации доминирующей, подсистемой региональной экономики, потребительская подсистема, включающая такие важные структурные элементы, как розничная торговля, общественное питание и платные услуги населению, тесно связана с производственной сферой, во многом обеспечивает функционирование воспроизводственного процесса в региональных экономических системах.

Каждая экономическая система имеет специфические структурные элементы, в виде базовых подсистем, к которым, в рамках региональной экономики, относятся социальная, окружающей среды, производства товаров, потребительская, институциональная, финансово-бюджетная, инвестиционная и управленческая.

Для количественной оценки взаимосвязей различных социально-экономических подсистем региональной экономики [1] использован корреляционный анализ, с расчётом коэффициентов детерминации, характеризующих связь и эластичность ключевых показателей выделенных подсистем с валовым региональным продуктом субъектов Федерации, входящих в Северо-Кавказский округ [3, 4, 6].

Расчёты показали, что на первом месте в совокупности подсистем региональной экономики находится потребительская подсистема, далее следуют социальная, управленческая и инвестиционная. Соответственно, завершают ранжированный ряд институциональная подсистема, а также товарного производства, финансово-бюджетная, окружающей среды.

Значимость потребительской модели развития экономики (функционирующей совместно с инвестиционной) предполагает исследование её характеристик, трансформирующихся в потребительских рынках, с позиций деятельности розничной торговли, общественного питания и сектора платных услуг населению.

Алгоритм исследования потребительского рынка, как структурного элемента региональной экономики, включает ряд этапов. На первом этапе осуществляется ситуационно-трансформационный анализ развития в регионе розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, как порознь, так и в сумме, в виде потребительского рынка, а также других отраслей - сельского хозяйства, промышленности и т.п.

Логика второго этапа заключается в оценке сопоставимых объёмов товаров и услуг, необходимых для нивелирования наблюдающихся

инфляционных процессов и расчётов в динамике физических объёмов экономической деятельности.

При анализе совокупности составных элементов потребительского рынка (розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению), исследовании этого рынка в системе региональной экономики, с целью сравнимости разнокачественных экономических показателей (например, численности занятых в экономике, объёмов основных фондов, денежных доходов населения, площади земельных угодий и т.п.), осуществляется нормализация [1] анализируемых характеристик, посредством сравнения исходных данных со средними в динамике или по совокупности регионов.

Диалектика третьего этапа исследования предполагает экономико-математическое моделирование наблюдающихся закономерностей развития и характерных взаимосвязей результатов и факторов производства, на основе корреляционно-регрессионного анализа.

Исходя из полученных характеристик, на четвёртом этапе осуществляется оценка эластичности региональной деятельности (в динамике по конкретному субъекту Федерации, или в статике по совокупности регионов), позволяющая выявить меру использования имеющихся объективных возможностей производства.

Специфическим, итоговым этапом является прогнозирование экономического развития региональной экономики, с учётом, как важнейшей экономической характеристики в виде валового регионального продукта, так и конкретных видов и отраслей экономической деятельности.

В рамках предложенного алгоритма осуществлён ситуационно-трансформационный анализ (ситуационный - с позиций сравнения различных характеристик за отдельные годы; трансформационный - в рамках сравнения той или иной характеристики в анализируемой динамике), проведены расчёты с экономико-математическим моделированием и прогнозированием развития Ставропольского края по конкретным показателям.

Потребительский рынок Ставропольского края [7], включающий розничную торговлю, общественное питание и платные услуги населению, судя по фактическим данным его объёма за 1998-2011гг. в текущих ценах, увеличился в 24,82 раза. При этом, наблюдается его последовательное и непрерывное возрастание с некоторым замедлением в 2009г.

Сопоставимые объёмы потребительского рынка рассчитаны по годам как сумма его структурных элементов. Соотношение полученных значений позволило рассчитать индексы физических объёмов, по которым в анализируемой динамике наблюдаются существенные различия в процентах к предыдущему году: от снижения на 2,7% в 1999г. (соответствующий индекс составляет 97,3%) до прироста на 15,7-16,3% в 2005г. и 2007г. (с индексами 115,7 и 116,3%).

Как видно, после снижения в 1999г., далее сопоставимые параметры оборота потребительского рынка постепенно и существенно повышаются. В целом за 1998-2011гг. они возросли в 3,136 раза, при среднегодовом приросте за исследуемый период на 22909 млн. руб. (9,04 % к среднегодовому объёму оборота потребительского рынка).

Исходя из полученных данных, можно сформировать индексную модель динамики оборота потребительского рынка, характеризующую влияние индекса физического объёма и индекса цен (1р) на интегральный индекс оборота потребительского рынка в текущих ценах (1др):

1др = 1р; 24,823 = 3,136*7,915

Таким образом, наблюдающийся рост оборота потребительского рынка края в текущих ценах за 1998-2011гг. в 24,823 раза был обусловлен, с одной стороны, ростом цен в 7,915 раз, с другой стороны, увеличением физических объёмов в 3,136 раза. При этом, значимость роста цен в 2,524 раза выше значимости роста физических объёмов.

Важной характеристикой локального потребительского рынка является его структура, о параметрах которой (с позиций розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению) отчётливо свидетельствуют расчётные данные.

Анализ полученных данных позволяет, с одной стороны, выявить разную динамику отдельных элементов потребительского рынка, с другой стороны, существенные различия характеристик структуры по годам анализируемого периода.

Сравнение крайних значений динамических рядов, свидетельствует о том, что, на фоне больших различий сопоставимых характеристик розничной торговли, а также общественного питания, различия платных услуг населению региона намного меньше.

Ещё более значимыми являются различия структурных параметров, как по отдельным годам, так и в целом в исследуемой динамике. Если в первые годы доля розничной торговли в потребительском рынке составляла от 66,7% в 1998 году до 64,1% в среднем за 1999-2002гг., то далее наблюдаются резко возрастающие значения: от 69,9% в 2003-2006гг. до 73,5% в 2007-2010гг. и 76,0% в 2011г.

Вместе с тем, удельный вес общественного питания, на фоне существенных различий конкретных параметров по годам (от 5,0% в 2009г. и 5,3% в 2008гг. до 3,9% в постдефолтном 1999г.) в целом за анализируемый период не отличался какой либо значимой тенденцией.

Принципиально иная ситуация наблюдается по доле платных услуг населению в потребительском рынке региона. Если в первые годы удельный вес анализируемого элемента в региональном потребительском рынке составлял от 28,4% в 1998 году до 31,6% в среднем за 1999-2002гг., то в дальнейшем очевидны существенно снижающиеся значения: от 25,5% в 20032006гг. до 21,5% в 2007-2010гг., 20,3% в 2010г. и 19,5% в 2011г.

О взаимосвязи удельных весов структурных характеристик локального потребительского рынка (У, % того или иного структурного элемента в

потребительском рынке) с фактором времени свидетельствуют лучшие регрессионные модели:

удельный вес розничной торговли в потребительском рынке У = 61,4567ехр(0,0159>; D=0,882; F = 82,3 У = 61,2 + 1,0934^ D=0,893; F = 91,7

удельный вес общественного питания в потребительском рынке У = 4,6 - 0,369t + 0,068t2 - 0,003t3; D=0,632; F = 5,2 У = 3,95 + 0,0565^ D=0,458; F = 9,3

удельный вес платных услуг населению в потребительском рынке У = 35,38exp(-0,0414)t; D=0,876; F = 77,8 У = 34,5 - 1,0989^ D=0,853; F = 63,8

За исключением моделей общественного питания, где теснота связи и другие характеристики находятся на минимально допустимой грани существенности, в остальных случаях полученные функции на высоких уровнях соответствуют реальной действительности.

Всё это даёт возможность для экстраполяционных расчётов, в соответствии с которыми прогнозные характеристики удельных весов структурных элементов в локальном потребительском рынке составляют следующие значения: розничной торговли 76,5% (при 76,0% фактически в 2011г.), общественного питания 3,7%, платных услуг населению 19,8%.

Наряду с этим, корреляционно-регрессионный анализ позволил выявить конкретные параметры зависимостей сопоставимых объёмов оборота потребительского рынка края (У, млн. руб.) от фактора времени (;, годы по порядку) за 1998 - 2010гг., с целью прогнозирования ВРП на 2011 и последующие годы.

Среди возможных моделей лучшими оказались экспоненциальная и кубическая:

У = 106822ехр(0,096>; D=0,979; F = 521 У = 146199 - 17^ + 4974t2 - 182,2t3; D=0,992; F = 370

Полученные данные свидетельствуют о том, что коэффициенты корреляции приближаются к единице, что свидетельствует об очень тесной связи оборота потребительского рынка с фактором времени. Судя по коэффициентам детерминации, в зависимости от модели, временным фактором объясняется от 97,9 до 99,2% изменчивости результативного признака.

Расчеты показали, что полученные регрессионные модели адекватно описывают реальную действительность, поскольку отклонения фактических характеристик от расчётных свидетельствуют о небольших ошибках аппроксимации.

Подставляя в модели с абсолютными характеристиками временные параметры перспективного года, можно определить прогнозные характеристики оборота потребительского рынка на следующий, после последнего отчётного, год в размере: позитивный сценарий (по экспоненциальной модели) 409593 млн. руб.; негативный сценарий (по кубической модели) 381119 млн. руб.; инерционный сценарий 395356 млн. руб. Расчёты показали, что возможные среднегодовые темпы роста на ближайшую перспективу составляют: в рамках позитивного сценария 112,8%; негативного сценария 104,9%; инерционного сценария 108,9%.

Итоговая характеристика динамики экономического развития Ставропольского края за 1998-2011гг. позволяет обобщить сопоставимые оценки (в нормализованном виде, в баллах, на основании сравнения исходных значений каждого показателя по годам с их среднегодовыми параметрами) валового регионального продукта, основных отраслей и ресурсного обеспечения региональной экономики.

Полученные данные в целом свидетельствуют о корреляции важнейшего результативного показателя региональной экономики, в виде сопоставимых объёмов валового регионального продукта, как от сопоставимых объёмов продукции промышленности и сельского хозяйства, оборота потребительского рынка, так и сопоставимых характеристик живого и прошлого труда.

Об этом наглядно свидетельствуют, как парные, так и частные коэффициенты корреляции (с соответствующими коэффициентами детерминации). В системе анализируемых факториальных признаков по характеристикам тесноты связей с валовым региональным продуктом, прежде всего, выделяются потребительский рынок и обеспеченность инвестиций в основной капитал кредитами, развитие промышленности и сельского хозяйства.

Следующая, по значимости, группа факториальных признаков региональной экономики включает численность занятых в экономике, основные фонды, среднедушевые доходы населения (характеризующиеся, по существу, детерминированной связью с потребительским рынком).

Менее существенными или несущественными, в системе изучаемых факториальных признаков, показателями являются индекс потребительских цен, удельный вес розничной торговли в потребительском рынке, характеристики строительства и обеспеченности основных фондов инвестициями.

Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ позволил, с учётом выявления и сравнительной оценки различных (по составу факториальных признаков) функций, обосновать приведенную далее лучшую регрессионную модель:

У = -15,4 + 0,216X1 + 0,159X2 + 0,262X3 + 0,443X4 + 7,484Е-02Х5;

R=0,999; D=0,998; F = 736, где

У - валовой региональный продукт, баллы;

Х1 - оборот потребительского рынка, баллы;

Х2 - объём продукции промышленности, баллы;

Х3 - объём продукции сельского хозяйства, баллы;

Х4 - численность занятых в экономике, баллы;

Х5 - обеспеченность инвестиций в основной капитал кредитами, баллы.

Об адекватности полученной модели реальной действительности свидетельствует не только приближающиеся к единице коэффициенты тесноты связей и крайне высокий критерий Фишера, но также тот аспект, что фактические и расчётные значения валового регионального продукта (при подстановке в модель исходных характеристик факториальных признаков) по годам анализируемой динамики по существу совпадают.

Минимальные отклонения фактических значений от расчётных колеблются от 0,1% в 2003г., 0,2% в 1998г., 0,3 в 2001г., 0,4% в 2004г. и 2010г., соответственно, максимальные от 0,8 до 1,5% в 1999г., 2000г., 2002г., 20052008гг., а средняя ошибка аппроксимации составляет всего лишь 0,8%. При этом, большие флуктуации наблюдаются во второй половине анализируемого периода, что свидетельствует о возрастающей нестабильности экономического развития.

Экономическая сущность коэффициентов регрессии, заключающаяся в том, что это характеристики эластичности, позволяет сделать выводы об отдаче тех или иных факториальных признаков: с увеличением на 1% объёмов потребительского рынка, ВРП возрастает на 0,216%, на 1% промышленного производства - на 0,159%, на 1% продукции сельского хозяйства - на 0,262%, на 1% занятых в экономике - на 0,443%, на 1% обеспеченности инвестиций кредитами - на 0,075%.

Важной информацией обладают частные коэффициенты детерминации, свидетельствующие о том, на сколько процентов колеблемость валового регионального продукта обусловлена влиянием соответствующих факториальных признаков.

В ранжированном ряду они располагаются в определённом порядке. Максимальной значимостью характеризуется потребительский рынок (30,7%). Далее следуют: сельское хозяйство (20,1%), во многом обеспечивающее потребительский рынок региона; кредитное покрытие инвестиций в основной капитал (19,4%); промышленность (17%) и занятость населения в экономике (12,8%).

Для прогнозирования экономического развития региональной экономики разработана информационная технология, включающая пять этапов. На первом этапе осуществляется проведенный ранее ситуационно-трансформационный анализ результатов и факторов региональной экономики.

Сущность второго этапа заключается в нормализованной оценке показателей экономики и оценке тесноты связей анализируемых результативных и факториальных признаков в разнообразных комбинациях между собой.

Логика третьего этапа предполагает расчёт трендовых моделей зависимостей различных признаков от фактора времени, с экстраполяционным прогнозированием их развития в ближайшей перспективе.

На четвёртом этапе осуществляется многофакторное корреляционно-регрессионное моделирование валового регионального продукта субъекта Федерации, позволяющее выявить наиболее значимые факториальные признаки с их количественной оценкой.

Диалектика пятого этапа заключается в том, что на основе подстановки прогнозных характеристик наиболее значимых факториальных признаков в регрессионную модель осуществляется, в рамках различных сценариев, предвидение экономического развития региона с позиций валового регионального продукта.

Исходя из разработанной информационной технологии, проведём расчёт прогнозных характеристик валового регионального продукта Ставропольского края посредством подстановки в регрессионную модель соответствующих

прогнозных оценок наиболее значимых факторов в рамках оптимистического, негативного и инерционно-реалистического сценариев.

В 2013г. ожидается прогноз развития потребительского рынка в пределах от 112,8% по оптимистическому сценарию до 104,9% по негативному (при инерционном на уровне 108,9%), соответственно, промышленности - от 117,1 до 106,3% (111,7%), сельского хозяйства - от 111,1 до 94,1% (104,6%), занятых в экономике - от 103,6 до 98,2% (100,9%), обеспеченности инвестиций кредитами - от 113,3 до 100,5% (106,9%).

В итоге применения расчётно-конструктивного метода, на основе многофакторной регрессионной модели, предвидится рост валового регионального продукта в размере 111,1% по оптимистическому сценарию, 99,9% - по негативному и 106% - по инерционному (при 109,4% в среднем за 19982011гг.).

Тенденции в экономической науке характеризуют направления развития [5], которые, отражая ретроспективу, могут быть позитивными или негативными, характеризуя качество динамических изменений: повышающиеся или снижающиеся объёмы производства, темпы роста и т.п. Они могут выявляться посредством сопоставления, например, данных отчётного и предыдущего периодов, с выявлением, в какую сторону и как движется то или иное экономическое хозяйство.

Более широким понятием являются закономерности, как объективно существующие, повторяющиеся, существенные связи явлений или этапов процесса [5], которые, при их исследовании в динамике (закономерности развития), должны выявляться с помощью специальных количественных методов познания (корреляционно-регрессионного анализа и пр.), отражая не только качественную, но и количественную характеристику динамических трансформаций.

В этой связи закономерности развития потребительского рынка характеризуются параметрами и прогностическими возможностями регрессионных моделей, которые позволяют выявить и экстраполировать

динамические трансформации изучаемого потребительского рынка, с учётом его элементов и структуры.

Наряду с этим, должны также изучаться закономерности развития смежных (с изучаемым явлением локального потребительского рынка), экономических характеристик, таких, как важнейшие виды деятельности, цены, размеры и дифференциация денежных доходов населения.

Для характеристики выявленных закономерностей развития потребительского рынка, с учётом взаимосвязанных с ним других экономических явлений, следует рассмотреть закономерности, во-первых, развития потребительского рынка на фоне промышленности и сельского хозяйства, во-вторых, структурных элементов изучаемого локального рынка (розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению), в-третьих, на фоне наблюдающейся существенной связи потребительского рынка с его базисными факторами, закономерностей трансформаций реальных доходов населения и ценового фактора, а, следовательно, в итоге, собственно потребительского рынка.

На основании лучших регрессионных моделей, рассчитаны характеристики, в сопоставимой оценке, объёмов промышленного производства, продукции сельского хозяйства и совокупного оборота потребительского рынка Ставропольского края по прямым расчётам за анализируемый период и экстраполяционным - на 2012-2015гг.

Интересная информация явствует из анализа, во-первых, среднегодовых характеристик, во-вторых, из сравнения соответствующих абсолютных приростов. По потребительскому рынку среднегодовые объёмы производства за 1999-2002гг. составляют 146734 млн. руб., за 2003-2006гг. 221166 млн. руб., за 2007-2010гг. 326072 млн. руб., на прогнозируемые годы 434186 млн. руб.

Разница между вторым и первым периодами составляет 74432 млн. руб., между третьим и вторым 104906 млн. руб., между четвёртым и третьим 108114 млн. руб. Таким образом, после первичного бурного роста потребительского

рынка, в последние годы, среди анализируемых, его темпы роста замедляются, закономерно выходя в прогнозируемой ближайшей перспективе на «плато».

По продукции промышленности, включающей такие важные виды деятельности как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды, среднегодовые объёмы производства в 1999-2002гг. составляют 103953 млн. руб., в 2003-2006гг. 143586 млн. руб., в 2007-2010гг. 190283 млн. руб., в прогнозируемые годы 246663 млн. руб.

Разница между вторым и первым периодами составляет 39633 млн. руб., между третьим и вторым 46698 млн. руб., между четвёртым и третьим 56380 млн. руб.

Очевидно, что вторая разница опережает первую на 7065 млн. руб., тогда как третья больше второй на 9682 млн. руб. Следовательно, в данном случае наблюдается закономерность характерного последовательного возрастания объёмов промышленного производства.

Среднегодовые объёмы аграрного сектора экономики в Ставропольском крае за 1999-2002гг. составляют 55258 млн. руб., за 2003-2006гг. 68542 млн. руб., за 2007-2010гг. 83329 млн. руб., на прогнозируемые годы 99971 млн. руб. Разница между вторым и первым периодами составляет 13284 млн. руб., между третьим и вторым 14747 млн. руб., между четвёртым и третьим 16641 млн. руб.

Таким образом, различия по периодам близки, что, по существу, свидетельствует о линейной закономерности трансформаций среднегодовых приростов продукции сельского хозяйства исследуемого региона.

На основании приведенных ранее лучших регрессионных моделей, в рамках инерционного сценария развития, рассчитаны характеристики, в сопоставимой оценке, объёмов совокупного оборота потребительского рынка Ставропольского края (по прямым расчётам за анализируемые годы и экстраполяционным - на 2012-2015гг.) с соответствующими среднедушевыми доходами населения и индексами потребительских цен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные расчёты свидетельствуют о явной корреляции между анализируемыми показателями, характеризующейся тем, что, по мере роста среднемесячных доходов одного занятого в региональной экономике края и снижения инфляции, в целом наблюдается повышение объёмов локального потребительского рынка.

Данная закономерность явствует из анализа, во-первых, среднегодовых характеристик исследуемых показателей, во-вторых, из сравнения соответствующих приростов, между различными временными периодами.

В первом периоде, в среднем за 1999-2002гг., расчётный среднегодовой объём потребительского рынка составил минимальное значение (103953 млн. руб.), при адекватной величине среднедушевых доходов (5842 руб./чел. в месяц) и максимальном уровне инфляции (131%).

Во втором периоде, в среднем за 2003-2006гг., аналитический среднегодовой объём потребительского рынка выше значения первого периода (составив 143586 млн. руб.), при соответствующей характеристике доходов населения (9085 руб./чел. в месяц), при некотором снижении ценового фактора (до 114,5%).

В третьем периоде, в среднем за 2007-2010гг., расчётный среднегодовой объём потребительского рынка составил ещё большее значение (190283 млн. руб.), при адекватном увеличении среднедушевых доходов (до 13068 руб./чел. в месяц), при уровне инфляции, равном 105,7%.

В прогнозируемом периоде, в среднем за 2012-2015гг., аналитический среднегодовой объём потребительского рынка достиг максимума (составив 246663 млн. руб.), при соответствующей характеристике доходов населения (18167 руб./чел. в месяц) и минимуме ценового фактора (99,5%, то есть, при снижении инфляции, по сравнению с предыдущим периодом, на 0,5%).

Сравнительный анализ различий расчётных характеристик между периодами свидетельствует о закономерностях трансформаций анализируемых показателей: объёмы потребительского рынка в динамике увеличиваются с некоторым возрастанием, на фоне адекватного изменения доходов населения,

при последовательном, в рамках гиперболической функции, снижении ценового фактора.

О динамизме структурных характеристик потребительского рынка, с позиций рассчитанных, в рамках инерционно-реалистического сценария развития (на основе лучших регрессионных моделей), значений удельных весов в нём розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, свидетельствуют расчётные данные.

Среди анализируемых структурных элементов потребительского рынка, доминирующим как за ретроспективный период, так и в целом за изучаемый период, с учётом прогнозирования, является розничная торговля (темп роста её доли 129,8%), тогда как удельный вес общественного питания меньше в 0,619 раз, а платных услуг населению - в 0,495 раза.

Важная информация следует из анализа, во-первых, среднегодовых удельных весов изучаемых структурных элементов потребительского рынка, во-вторых, из сравнения соответствующих приростов.

По розничной торговле среднегодовые доли этой подотрасли за 19992002гг. составляют 65%, за 2003-2006гг. 69,4%, за 2007-2010гг. 73,8%, на прогнозируемые годы 78,1%. Разница между вторым и первым периодами, а также между третьим и вторым и между четвёртым и третьим составляет 4,4%.

Таким образом, розничная торговля, в системе локального потребительского рынка, последовательно и, по существу, прямо пропорционально, в рамках линейной закономерности, развивается.

С позиций общественного питания, среднегодовые удельные веса этой подотрасли в потребительском рынке региона в 1999-2002гг. составляют 4,3%, в 2003-2006гг. 4,6%, в 2007-2010гг. 4,2%, в прогнозируемые годы 3,2%. Разница между вторым и первым периодами составляет 0,3%, а далее наблюдается снижение: между третьим и вторым периодами на -0,4%, между четвёртым и третьим на -1%.

Как видно, после первичного увеличения доли общественного питания в потребительском рынке региона далее наблюдается снижение этих

характеристик, а в целом очевидна закономерность характерного уменьшения роли анализируемого структурного элемента.

Среднегодовые значения удельного веса платных услуг населению в потребительском рынке Ставропольского края за 1999-2002гг. составляют 30,6%, за 2003-2006гг. 26%, за 2007-2010гг. 22%, на прогнозируемые годы 18,6%. Разница между вторым и первым периодами составляет -4,7%, между третьим и вторым -4%, между четвёртым и третьим -3,4%.

Таким образом, отрицательные различия по периодам уменьшаются, что позволяет сделать вывод об ожидаемой возможности стабилизации, с дальнейшим ростом, удельного веса платных услуг населению в потребительском рынке региона.

Основными факторами, прямо влияющими на приобретение и потребление товаров и услуг, являются доходы покупателей и цены на рынке, во многом формирующие его конъюнктуру, сущность которой заключается в изучении тенденций и оценке сложившейся ситуации с учетом совокупности условий (соотношения спроса и предложения, уровней монополизации и конкурентности рынков, коммерческого и потребительского рисков), основных факторов, соответствующих показателей, характеризующих наличие товаров, масштаб, пропорциональность, цикличность и сезонность деятельности, устойчивость и колеблемость, состояние и развитие деловой активности.

Для изучения влияния доходов населения и ценового фактора на приобретение товаров и услуг, с целью измерения эластичности спроса и предложения (их реагирования на изменения социально-экономических условий на рынке) в экономических исследованиях используются методы количественного, прежде всего, корреляционно-регрессионного анализа.

Закономерности трансформаций реальных доходов населения Ставропольского края были исследованы ранее, соответствующие расчёты позволяют выявить позитивные направления роста среднедушевых доходов.

Так, в среднем за 1999-2002гг. они составляют 5842 руб./чел. в месяц, за 2003-2006гг. 9085 руб./чел., за 2007-2010гг. 13068 руб./чел., за 2011-2014гг. (в

рамках прогнозирования) 18167 руб./чел. Анализ соответствующих отклонений между периодами (между вторым и первым 3242 руб./чел., между третьим и вторым 3984 руб./чел., между четвёртым и третьим 5099 руб./чел.), что позволяет выявить закономерность существенного роста доходов населения.

Иная закономерность характерна для ценового фактора, так как, судя по фактическим данным, индекс потребительских цен в анализируемой динамике за 1998-2010гг., за исключением некоторых небольших отклонений, снижается: от 171% в 1998г. и 141% в 1999г. до 109-110% в 2009-2010гг.

В итоге, соответствующие лучшие регрессионные модели зависимости индекса цен (У, %) от фактора времени имеют вид:

У = 194,14 - 32,31 + 3,9712 - 0,15413; D=0,940; F = 47,1 У = 155,38 - 20,3921п(0; D=0,798; F = 43,4

Расчёты, в рамках инерционного сценария развития показали, что потребительская инфляция в Ставропольском крае непрерывно снижается от 131% в среднем за 1999-2002гг. и 114,5% в 2003-2006гг. до 105,7% в 20072010гг. и 99,5% (по прогностическим расчётам). Вместе с тем, темпы снижения ценового фактора замедляются, что позволяет предвидеть его возможную стабилизацию.

С учётом имеющейся информации по региону, проведено экономико-математическое моделирование, позволившее выявить влияние на сопоставимые объёмы потребительского рынка (У, млн. руб.) среднедушевых сопоставимых реальных доходов населения (Х^ руб./чел. в месяц) и цепного, по сравнению с предыдущими годами, индекса потребительских цен (Х2,%):

У = 19800 + 23,585X1 - 59,947Х2; R=0,996; D=0,991; F=575

Об очень высокой тесноте связи, по существу приближающейся к детерминированной, свидетельствуют близкие к единице коэффициенты

корреляции и детерминации. Экономической информацией обладают коэффициенты регрессии, характеризующие отдачу единицы выявленных существенных факторов.

Как видно, с увеличением среднедушевых доходов населения на один рубль в расчёте на человека, объём локального потребительского рынка возрастает на 23,585 млн. руб., тогда как прирост потребительских цен на 1% обусловливает снижение анализируемого рынка на 59,947 млн. руб.

Несложно рассчитать, что рост цен на 1% по значимости адекватен уменьшению доходов на 2,54 руб./чел. В итоге становится очевидным, что, по существу непрерывное повышение цен и тарифов, характерное для российской экономики, не только не приводит к развитию потребительского рынка и, соответственно, росту валового продукта (как считают многие), но, наоборот, сужает объёмы функционирования рынка, снижает ВРП и, соответственно, ВВП.

При собственных, но дорожающих сверх всякой меры, энергоресурсах, даже при крайне низкой оплате труда (она кратно меньше, чем в развитых странах), внутренние цены в России всё в большей мере, при низком качестве продукции, превышают зарубежные по большинству товаров, а конкурентоспособность реального сектора экономики снижается.

Как это ни парадоксально, но государство заинтересовано в завышении внутренних цен и тарифов (в итоге, российская электроэнергия продаётся в Китай по ценам в два раза ниже внутренних), благодаря чему повышаются объёмы валового внутреннего продукта в текущих ценах, и занижении инфляции, приводящей к росту физических объёмов ВВП.

По официальным данным общий рост цен составляет 6,3%, тогда как реальная оценка повышения цен (по 22 основным продуктам, 3 видам лекарств, оплате ЖКХ и проезда в муниципальном транспорте) составляет 31% (АИФ, 2012, №52). По данным института социологии РАН, в России порядка 30% населения являются бедными, а ещё 40% - малообеспеченными. Только за год пшеничная мука подорожала на 25,6%, капуста на 41,8%, куры - на 15,2%, хлеб

- на 10,9%, коммунальные платежи - до 17,7%, некоторые виды лекарств - на 29,7-59,5%. В итоге, для бедных слоёв населения инфляция многократно превышает официальную.

Таким образом, внешне визуальный рост экономики, увеличение производства, зарплат бюджетникам и пенсий, для бедных и малообеспеченных перекрывается ростом цен и тарифов.

При действующей модели экономического развития России, наблюдающееся стагнирование, с дальнейшим возможным переходом к рецессии, приводит к тому, что для всё большей части населения мизерные прибавки к пенсиям и зарплатам (за исключением чиновничества и сотрудников силового блока) перекрываются ростом ценового фактора, с увеличением доли бедных и приближающихся к ним.

Сравнительная оценка численности занятых и номинальной заработной платы населения по регионам страны (с большими характеристиками доходов), в том числе, по соответствующим видам экономической деятельности Ставропольского края, позволяет сделать ряд выводов.

В среднем по стране, в 2010 г. заработная плата одного человека в месяц составила 20952 руб., с колеблемостью по регионам от 46866 руб./чел. - по Чукотскому автономному округу до 10244 руб./чел. по республики Дагестан. В целом по регионам с меньшей оплатой труда ее средняя характеристика составила 17061 руб./чел., на 20% ниже чем по стране.

Существенные различия наблюдаются по видам экономической деятельности, о чем можно судить на примере конкретного региона, в данном случае Ставропольского края, где в финансовой деятельности среднедушевая зарплата составила 33015 руб./чел. при 10857 руб./чел. - по сельскому хозяйству.

В этом регионе дифференциация зарплаты по 10%-ным группам населения с максимальной и минимальной оплатой труда составила от 6,9 раз по государственному управлению до 11,3 раз по строительству.

Несложные расчеты показывают, что в абсолютных характеристиках это выглядит следующим образом: минимальная зарплата в государственном управлении и строительстве составляет 7230 и 7110 руб./чел. максимальная, соответственно - 49887 и 80342 руб./чел.

Очевидно, что при зарплатах на уровне 7-10 тыс. руб., которые характерны для большого количества работников многих регионов и в подавляющей численности мелких населенных пунктов, при оплате услуг ЖКХ, как правило, в размере 3-10 тыс. руб., значительная часть населения является бедной или малообеспеченной.

С учётом уже наблюдающейся закономерности и ожидаемого замедления роста реальных доходов населения во многих странах, в том числе, Российской Федерации, на фоне большего предложения разнообразного ассортимента товаров и услуг, возможны, с одной стороны, стабилизация или даже снижение цен на многие промышленные товары, с другой стороны, сокращение их потребления.

Вместе с тем, очевидным трендом ближайших пяти-семи лет (не исключено и дальнейших) является рост цен на продовольственные товары во всём мире, в том числе, и в нашей стране, а в Российской Федерации, кроме того - цен и тарифов на энергоносители и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Дело в том, что официальная инфляция, например, в 2012г. на уровне 6,5% рассчитывается по стране в среднем, тогда как порядка 70% занятых в стране, имея доходы существенно меньшие, потребляют намного больше хлеба, картофеля и иных относительно дешёвых продуктов питания, на которые как раз и приходится максимальный рост цен. В итоге, для этой категории населения реальная инфляция превышает 15%, а рост цен на минимальный набор продуктов питания, услуги ЖКХ, лекарства и проезд в общественном транспорте составил 29,5% (АИФ, 2012, №50).

Уже в 2010г., даже по официальной статистике, первая группа населения РФ с наименьшими располагаемыми ресурсами тратила на продукты питания и безалкогольные напитки 44,7% потребительских расходов (при 21,1% в пятой

группе населения с наибольшими доходами), 16,8% на жилищно-коммунальные услуги (при 9,2% в пятой группе).

Продолжающееся невнимание государства к этим вопросам, прежде всего, большому росту цен и тарифов, по сравнению с реальными доходами значительной части населения, может привести к увеличению доли бедного населения, расширению адекватных массовых неплатежей за энергоносители и в ЖКХ, а также к снижению эффективности деятельности и возможному банкротству многих предприятий реального сектора экономики.

С позиций перспективы, исходя из обобщённых эмпирических данных о приоритетах развития потребительского рынка, можно говорить о предвидении ряда качественных тенденций, прежде всего, расширении спектра товаров и услуг, разрабатываемых на инновационной основе, а также индивидуализации спроса и потребления в условиях больших масштабов предложения.

Литература

1. Бабков Г.А., Муратова Л.И., Понамаренко С.А. Методика экономических исследований и расчётов в региональной и сервисной экономике. - Шахты: ЮРГУЭС. - 2009.

2. Демьяненко А.Е., Муратова Л.И. Сущность, сочетание и значимость подсистем региональной экономики в субъектах РФ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 3.

3. Регионы России: социально-экономические показатели. - М.: Росстат. -2012.

4. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат. - 2012.

5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М. -2008.

6. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского Федерального округа. - Ставрополь: Ставропольстат. - 2012.

7. Ставропольский край. Статистический ежегодник. - Ставрополь: Ставропольстат. - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.