Научная статья на тему 'Потребительская кооперация в России в условиях санкций'

Потребительская кооперация в России в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АНАЛИЗ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАПАДНЫЕ САНКЦИИ / CONSUMER COOPERATION / ENTERPRISES OF THE FOOD INDUSTRY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ANALYSIS / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / STATE SUPPORT / WESTERN SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чертилина Екатерина Борисовна

В статье рассматриваются пути развития потребительской кооперации в России в условиях западных санкций. В настоящее время, задача обеспечения нашей страны продукцией высокого качества приобретает еще большую актуальность. Вследствие чего вопросу развития предприятий агропромышленного комплекса (АПК), входящих в систему потребительской кооперации, следует уделять повышенное внимание. В статье рассмотрены насущные вопросы предприятий потребительской кооперации, среди которых следует выделить: низкий уровень взаимодействия с другими организациями потребкооперации, пассивность в сфере технологических инноваций, невозможность конкурирования сельскохозяйственной продукции кооперативов с крупными торговыми сетями, действующими уже на протяжении долгого промежутка времени на наших рынках, слабая финансовая устойчивость предприятий, которая и ограничивает возможности их развития. С помощью методов обработки количественной и качественной информации проанализированы различные аспекты развития предприятий потребительской кооперации. В результате анализа обоснованы проблемы, которые препятствуют развитию предприятий потребительской кооперации. Это недостаточный уровень технологического и технического обеспечения, нехватка квалифицированного персонала, способного к разработке новых конкурентных продуктов и технологий, отсутствие ресурсов необходимого качества и в достаточном количестве, невосприимчивость к инновациям сотрудников и руководителей предприятий потребкооперации. В статье предложены некоторые мероприятия для решения обозначенных проблем в условиях антироссийских санкций, включающие в себя разработку и внедрение единой программы инновационного развития предприятий потребительской кооперации, интенсивное применение всех имеющихся инструментов государственной поддержки, обеспечение притока молодых, инициативных кадров, постоянное повышение квалификации персонала и другие меры по совершенствованию управления персоналом кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чертилина Екатерина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER COOPERATION IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS

In article the author considered ways of development of consumer cooperation in Russia in the conditions of the western sanctions. Now, the problem of providing our country with quality production gains still big relevance. Owing to what the question of development of the enterprises of the agro-industrial complex (AIC) which are logging in consumer cooperation should pay special attention. In article the author considered the vital issues of the enterprises of consumer cooperation from which it is necessary to distinguish: low level of interaction with other organizations of consumer cooperation, passivity in the sphere of technological innovations, impossibility of competition of agricultural production of cooperatives with the large distribution networks operating already throughout a long period in our markets, weak financial stability of the enterprises which limits possibilities of their development. The author analyzed various aspects of development of the enterprises of consumer cooperation by means of methods of processing of quantitative and qualitative information. As a result of the analysis the author proved problems which interfere with development of the enterprises of consumer cooperation. It is the insufficient level of technological and technical support, shortage of the qualified staff capable to development of new competitive products and technologies, lack of resources of necessary quality and in enough, immunity to innovations of employees and heads of the enterprises of consumer cooperation. In article the author offered some actions for the solution of the designated problems in the conditions of the anti-Russian sanctions, the including developments and deployments of the uniform program of innovative development of the enterprises of consumer cooperation, intensive use of all available instruments of the state support, ensuring inflow of young, initiative shots, continuous professional development of the staff and other measures for cooperation human resource management improvement.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация в России в условиях санкций»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-171-175

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

ЧЕРТИЛИНА ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются пути развития потребительской кооперации в России в условиях западных санкций. В настоящее время, задача обеспечения нашей страны продукцией высокого качества приобретает еще большую актуальность. Вследствие чего вопросу развития предприятий агропромышленного комплекса (АПК) , входящих в систему потребительской кооперации, следует уделять повышенное внимание. В статье рассмотрены насущные вопросы предприятий потребительской кооперации, среди которых следует выделить: низкий уровень взаимодействия с другими организациями потребкооперации, пассивность в сфере технологических инноваций, невозможность конкурирования сельскохозяйственной продукции кооперативов с крупными торговыми сетями, действующими уже на протяжении долгого промежутка времени на наших рынках, слабая финансовая устойчивость предприятий, которая и ограничивает возможности их развития. С помощью методов обработки количественной и качественной информации проанализированы различные аспекты развития предприятий потребительской кооперации. В результате анализа обоснованы проблемы, которые препятствуют развитию предприятий потребительской кооперации. Это недостаточный уровень технологического и технического обеспечения, нехватка квалифицированного персонала, способного к разработке новых конкурентных продуктов и технологий, отсутствие ресурсов необходимого качества и в достаточном количестве, невосприимчивость к инновациям сотрудников и руководителей предприятий потребкооперации. В статье предложены некоторые мероприятия для решения обозначенных проблем в условиях антироссийских санкций, включающие в себя разработку и внедрение единой программы инновационного развития предприятий потребительской кооперации, интенсивное применение всех имеющихся инструментов государственной поддержки, обеспечение притока молодых, инициативных кадров, постоянное повышение квалификации персонала и другие меры по совершенствованию управления персоналом кооперации.

Ключевые слова: потребительская кооперация, предприятия пищевой промышленности, инновационное развитие, анализ, технологические инновации, государственная поддержка, западные санкции

Неблагоприятная геополитическая обстановка с 2014 г., которая создала и продолжает создавать угрозы для российских предприятий в виде экономических санкций в отношении их деятельности, предоставила, новые возможности для качественного роста предприятий и организаций агропромышленного комплекса России за счет снижения импортной зависимости. Правительство России объявило курс на импортозамещение в качестве защитной меры от санкционной политики. В настоящее время план по увеличению доли отечественных компаний на национальном рынке как инструмента развития реального сектора экономики и обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны, в соответствии с указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», постепенно становится все более четким [1].

Замена импорта может помочь преодолеть технологическую неразвитость и низкую эффективность производств в сфере АПК, а также возродить конкуренцию в продуктовой подотрасли. Успешной реализации текущих задач по импортозамещению в аграрном секторе должен предшествовать:

- выбор соответствующих приоритетов, которые будут направлены на стимулирование и поддержку технологической модернизации;

- реструктуризацию отрасли и сворачивание неэффективных производств;

- увеличение рынка сбыта и стимулирование внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье;

- оптимизация расположения производительных сил [2].

Таким образом, актуальность темы развития и стимулирования потребительской кооперации, в России в условиях санкций требует особого внимания и защиты, в текущей ситуации опережающего

импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Система потребительской кооперации, которая имеет значительный практический опыт в создании инфраструктуры агропродовольственного рынка по транспортировке, сбыту и хранению сельскохозяйственной продукции; заготовке дикорастущих культур; социально-культурного и торгово-бытового обслуживания населения; формирование устойчивого экономического развития сельских территорий представляет особый интерес в условиях становления новых отношений по обеспечению продовольственной безопасности страны.

Законодательно деятельность потребительских коопераций регулируется Гражданским Кодексом РФ (ст.48. 50, 61, 65, 116), Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от 19.06.92 г. №3085-1 (в редакции Федеральных Законов от 11.07.1997 г. № 97-ФЗ, от 28.04.2000 г. № 54-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 23.04.2012 г. № 37-ФЗ), Налоговым кодексом РФ: (главы 21, 23, 24, 25, статья 297), и другими законодательными актами Российской Федерации.

Международное значение понятия потребительской кооперации, приведено в документах Всемирного кооперативного конгресса, который проходил в1995 г. в г. Манчестере (Великобритания): кооператив - это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. Одновременное выполнение функций общественной организации и хозяйственной единицы (предприятия). Коллективно-групповая собственность и служебная роль капитала. Хозяева кооператива его члены.

Потребительская кооперация осуществляет свою многогранную деятельность преимущественно в сельской местности, которая оказалась сегодня в наиболее тяжелом состоянии. Западные санкции накалили ситуацию в нашей стране по обеспечению населения товарами и услугами, в свою очередь, кризисные явления на селе продолжают усугубляться.

В условиях неблагоприятной геополитической обстановки наиболее продуктивно свои социальные функции потребительские общества выполняют в составе союза потребительских обществ, который обеспечивает своим членам преимущества системного характера. Взаимоотношения между потребительскими союзами и обществами строятся на основе уставов и договоров и являются партнерскими.

Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и в порядке, предусмотренном учредительными документами союза, союз не отвечает по обязательствам потребительских обществ, вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительными документами.

По состоянию на 2014 г. в системе Центросоюза Российской Федерации [3]:

- розничных торговых предприятий - 44 тыс., в том числе 41 тыс. магазинов;

предприятий общественного питания -5,3 тыс.;

- цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой) -5,2 тыс.;

стационарных и передвижных мастерских, пунктов по оказанию населению бытовых услуг -свыше 14 тыс.;

объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции - 18,3 тыс. Из них:

специализированные приемозаготовитель-ные пункты - 0,9 тыс.;

магазины-приемозаготовительные пункты -более 13 тыс.;

- пункты по приему молока - 1,4 тыс.;

- численность работников около 200 тыс. чел.;

- совокупный объем деятельности наших организаций за 2013 г. - 258 млрд руб.

Деятельность потребительской кооперации в России преимущественно развернута в сельской местности. В настоящее время доля валового производства крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ) достигает 50 %, но развитие их хозяйств сдерживается сбытом продукции так как не каждый фермер поедет на рынок для сбыта небольшого количества своей продукции. Сельскохозяйственные кооперативы должны, в свою очередь, создать необходимые условия по первичной обработке и сбыту с/х продукции, тем самым создавая дополнительный источник дохода.

Недостаток, а точнее полное отсутствие доступных финансовых ресурсов также сдерживают развитие потребительской кооперации на селе. Лишь малая часть финансово-кредитных организаций готовы в условиях антироссийских санкций выдавать денежные средства на нужды КФХ и ЛПХ. С этой задачей прекрасно справились бы кооперативы, деятельность которых должна быть многофункциональная (многочисленные житейские вопросы села: вспашка огородов, вывоз кормов, очистка дорог и т. д.). Порой для ЛПХ и КФХ нужны совсем небольшие средства на покупку животных, кормов, и как показывает практика, заем в таком размере способен выдать кооператив.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Малые формы хозяйствования, такие как ЛПХ и КФХ, в сложившейся современной ситуации на селе являются важным фактором развития сельских территорий, в том числе их развитие способствует решению социальных вопросов.

Мониторинг развития сельскохозяйственного производства показывает, что личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, как малые формы хозяйствования на селе, являются наиболее эффективной формой организации производства.

В настоящее время 65 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, насчитывают 703 члена в том числе: 330 - ЛПХ, 217 - КФХ, 15 - сельскохозяйственных предприятий, 60 - индивидуальных предпринимателей 17 - СПК, 64 прочих сельскохозяйственных товаропроизводителей (около 3 тыс. чел.). Малые формы хозяйствования производят около 50 % валовой продукции сельского хозяйства области.

Однако в МФХ низкая доля товарной части продукции, то есть не более 15 % произведенной продукции в МФХ доходит до прилавка, задача стоит в увеличении объемов реализации, а это возможно только при создании условий сбыта через сеть сельской кооперации, кооперативных рынков, ярмарок, адресных продаж, интернет-магазина.

Перспективное направление поддержки развития МФХ

1. Стимулирование перерегистрации мелкотоварных ЛПХ в КФХ (создание более выгодных условий финансовой поддержки за счет дополнительных направлений, повышенной ставки поддержки).

2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации (создание мелкотоварными ЛПХ и КФХ многофункциональных кооперативов и поддержка через них ЛПХ и КФХ - пайщиков. Кооперативы будут помогать в сбыте продукции и обеспечении ресурсами придадут дополнительный импульс развитию МФХ).

3. Переход в самое ближайшее время на государственную поддержку районных программных мероприятий, т. е. значимых для района направлений поддержки ЛПХ. Это позволит удвоить объемы софинансирования за счет бюджета муниципальных образований.

4. Замена низкопродуктивного скота в ЛПХ посредством искусственного осеменения коров, это компенсирует снижение поголовья.

Для решения назревшей проблемы по развитию с/х кооперации требуется система государственной поддержки, которая предусматривала бы не только выделение бюджетных средств на развитие кооперативов а именно грантов или субсидий, но и прежде всего, предусматривала бы отдачу от государст-

венных вложений (увеличение объемов производства, дополнительные рабочие места и экономическая рентабельность).

Государственная политика РФ по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации начала формироваться в конце 1990-х - начале 2000-х гг. с создания Фонда развития сельской кредитной кооперации, реализованы отдельные меры поддержки кооперативного движения на региональном уровне.

На следующем этапе большую роль в формировании потребительской кооперации на селе сыграла реализация Приоритетного национального проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и «Развитие АПК».

Следующий, современный этап государственной поддержки в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации должен учитывать опыт предыдущих лет, актуальное состояние, и тенденции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В настоящее время одобрены такие направления государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов за счет средств бюджета Тамбовской области, как субсидирование затрат на покупку специального транспорта для завоза скота на убойные пункты, на водоэнерго обеспечение, а также грантовая поддержка на создание материальной базы,

В настоящих условиях можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие потребительской кооперации:

- низкий уровень доходов сельского населения, субъектов сельского предпринимательства, который не позволяет им обеспечивать необходимый стартовый капитал для создания и деятельности потребительских кооперативов;

- завышенная стоимость банковских кредитов, а следовательно, и недоступность систем финансовых услуг;

- нехватка квалифицированных специалистов и отсутствие механизма их подбора, подготовки и закрепления;

недостаточный уровень информированности сельских жителей о преимуществах потребительской кооперации;

- низкий уровень доверия граждан к любым создаваемым новым структурам, вследствие чего наблюдается нерешительность, инертность и нежелание вкладывать средства в такие проекты [4].

Для преодоления существующего барьера, есть необходимость создания разветвленных консульта-

тивных служб, организующих обучение на курсах об изменении в законодательстве, о налогообложении, об отношениях потребительского кооператива с пайщиками, о хозяйственной деятельности и т. д. в режиме реального времени.

Эти и другие проблемы не могут быть комплексно, быстро и эффективно решены с использованием только действующих инструментов, таким образом, в сложившихся условиях, назрела необходимость принятия специальных мер по развитию потребительской кооперации.

Чтобы возродить сельскую потребительскую кооперацию, как пути выгодного решения для крестьян вопроса развития сельских территорий, которых в Тамбовской области огромное множество, как рычага подъема села, необходимы государственные меры. Только на основе частно-государственного партнерства возможно добиться возрождения сельской потребительской кооперации, а, следовательно, и роста уровня жизни, подъема смежных отраслей, роста уровня жизни и, в итоге - решения поставленной руководством страны задачи снижения импортной зависимости.

Вывод

Социальные приоритеты потребительской кооперации (повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание новых рабочих мест в сельской местности, социальная защита работников и др.) приобретают особую значимость в условиях западных санкций в отношении к Российской Федерации, поскольку кооперативная деятельность направлена на социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения, а также населения, проживающего в экстремальных условиях. Между тем, имеющийся социально-экономический потенциал системы потребительской кооперации реализуется далеко не полностью. Развитие потребкооперации, основанное на поддержке государства и принципах самоорганизации, самоуправления, самофинансирования, самоокупаемости затрат в рамках приоритетного государственного проекта опережающего

импортозамещения продукцией отечественного производства может стать одним из ключевых факторов развития сельской экономики в целом.

Литература

1. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: указ президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 // Российская газета. 7 августа 2014 г. Столичный выпуск. № 6448.

2. Господдержка в аграрном секторе. 07.10.2014 URL: http://www.agroxxi.ru/stati/gospodderzhka-v-agrarnom -sektore.html

3. URL: http://rus.coop/about/figures/ Центросоюз Российской Федерации сделано в веб-студии «Talk Hard»

4. Огребков Д. М. Проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Тамбовской области // Российское предпринимательство. 2008. № 9 Вып. 2 (119). C. 132-134.

References

1. O primenenii otdel'nykh spetsial'nykh ekonomi-cheskikh mer v tselyakh obespecheniya bezopasnosti Ros-sijskoj Federatsii: ukaz prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 06.08.2014 g. № 560 [About application of separate special economic measures for safety of the Russian Federation: decree of the president of the Russian Federation from 06.08.2014 № 560] // Rossijskaya gazeta. 7 avgusta 2014 g. Stolichnyj vypusk. № 6448. OOO «Izdatel'stvo Agrorus»

2. Gospodderzhka v agrarnom sektore. 07.10.2014 [State support in agrarian sector. 07.10.2014]. URL:http://www.agroxxi.ru/stati/gospodderzhka-v-agrarnom-sektore.html. http://www.agroxxi.ru/stati/ gos-podderzhka-v-agrarnom-sektore.html

3. URL: http://rus.coop/about/figures/ Tsentrosoyuz Rossijskoj Federatsii sdelano v veb-studii «Talk Hard» [Centre Union of the Russian Federation is made in web studio «Talk Hard»]

4. Strebkov D. M. Problemy razvitiya sel'skokho-zyajstvennykh potrebitel'skikh kooperativov v Tambovskoj oblasti [Problems of development of agricultural consumer cooperatives in the Tambov region] // Rossijskoye predpri-nimatel'stvo. 2008. № 9 Vyp. 2 (119). S. 132-134.

* * *

CONSUMER COOPERATION IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS

CHERTILINA EKATERINA BORISOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the author considered ways of development of consumer cooperation in Russia in the conditions of the western sanctions. Now, the problem of providing our country with quality production gains still big relevance. Owing to what the question of development of the enterprises of the agro-industrial complex (AIC) which are logging in

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

E. E. HEPTHHHHA

175

consumer cooperation should pay special attention. In article the author considered the vital issues of the enterprises of consumer cooperation from which it is necessary to distinguish: low level of interaction with other organizations of consumer cooperation, passivity in the sphere of technological innovations, impossibility of competition of agricultural production of cooperatives with the large distribution networks operating already throughout a long period in our markets, weak financial stability of the enterprises which limits possibilities of their development. The author analyzed various aspects of development of the enterprises of consumer cooperation by means of methods of processing of quantitative and qualitative information. As a result of the analysis the author proved problems which interfere with development of the enterprises of consumer cooperation. It is the insufficient level of technological and technical support, shortage of the qualified staff capable to development of new competitive products and technologies, lack of resources of necessary quality and in enough, immunity to innovations of employees and heads of the enterprises of consumer cooperation. In article the author offered some actions for the solution of the designated problems in the conditions of the anti-Russian sanctions, the including developments and deployments of the uniform program of innovative development of the enterprises of consumer cooperation, intensive use of all available instruments of the state support, ensuring inflow of young, initiative shots, continuous professional development of the staff and other measures for cooperation human resource management improvement.

Key words: consumer cooperation, enterprises of the food industry, innovative development, analysis, technological innovations, state support, western sanctions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.