УДК / UDC 631.115
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ НА СЕЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В АГРАРНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
CONSUMER COOPERATION IN RURAL AREAS AS A TOOL FOR ADAPTING SMALL AGRIBUSINESS IN THE AGRARIAN SYSTEM OF THE COUNTRY
Исаева O.B., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Isaeva O.V., Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher ФГБНУ «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», Ростовская область, Россия
Federal Rostov Agrarian Scientific Center, Rostov Region, Russia E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам поиска и совершенствования направлений адаптации малых форм агрохозяйствования в аграрной системе России с целью обеспечения устойчивости и эффективности их развития. В данной работе отражены обоснованность и актуальность, цель и результаты, проводимых научных изысканий. Аграрный сектор экономики России представлен многоукладной структурой хозяйствующих субъектов: от мелких фермеров и хозяйств населения до крупных агрохолдинговых структур. При этом немаловажная роль в сельскохозяйственном производстве отведена именно малому агробизнесу, на долю которого приходится более 40% общего объема в стоимостном выражении. В связи с повышенной уязвимостью малых агроструктур перед воздействием финансовых рисков и дестабилизирующих факторов экономической и политической систем необходимо особое внимание уделить вопросам проработки адаптационных механизмов, нивелирующих последствия их наступления. Одним из направлений решения вышеназванных вопросов может стать создание благоприятного климата и обеспечение условий для развития институтов взаимодействия как между субъектами малого агробизнеса, так и крупными агроструктурами, а именно расширение кооперационных связей и углубление интеграционных процессов. Проведенные исследования международного опыта функционирования потребительской кооперации на селе позволяют говорить о перспективах развития данного института в нашей стране. Основными направлениями развития сельхозпотребкооперации могут стать: интеграция и кооперация с крупным бизнесом (агрохолдингами, агрокпастерами, агрофирмами и др.), работа с предпринимательскими структурами на условиях франчайзинга и аутсорсинга, расширение системы оптово-распределительных центров на базе потребительских кооперативов, а также расширение производственного потенциала органического аграрного производства.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, малый агробизнес, адаптация, сельскохозяйственная потребительская кооперация, интеграция, органическое сельское хозяйство.
The article is devoted to the issues of searching and improving the directions of adaptation of small forms of agricultural management in the agrarian system of Russia in order to ensure the sustainability and efficiency of their development. This paper reflects the validity and relevance, purpose and results of ongoing scientific research. The agrarian sector of the Russian economy is represented by a multi-layered structure of economic entities: from small farms and households to large agrarian holdings. At the same time, an important role in agricultural production is assigned to small agribusiness, which accounts for more than 40% of the total volume in value terms. Due to the increased vulnerability of small agricultural structures to the impact of financial risks and destabilizing factors of the economic and political systems, special attention should be paid to the development of adaptation mechanisms that level the consequences of their occurrence. One of the directions of solving the above-mentioned issues can be the creation of a favorable climate and providing conditions for the development of interaction institutions both between small agribusiness entities and large agricultural structures, namely, the expansion of cooperation ties and the deepening of integration processes. The conducted studies of the international experience of the functioning
of consumer cooperation in rural areas allow us to speak about the prospects for the development of this institution in our country. The main directions of development of agricultural consumer cooperation can be integration and cooperation with large businesses (agricultural holdings, agricultural clusters, agricultural firms, etc.), work with business structures on the terms of franchising and outsourcing, expansion of the system of wholesale distribution centers based on consumer cooperatives, as well as expansion of the production potential of organic agricultural production.
Key words: agro-industrial complex, small agribusiness, adaptation, agricultural consumer cooperation, integration, organic agriculture.
Введение. Современное развитие отечественного агропромышленного комплекса происходит в сложных быстроменяющихся внешнеполитических и макроэкономических условиях, отягощенных распространением COVID-19 по всему миру. В этой связи перед аграрным сектором экономики России остро стоят вопросы формирования конкурентоспособного производства с целью обеспечения населения продовольствием должного качества в полном объеме, а также наращивания экспортного потенциала; обеспечения привлекательного инвестиционного климата в отрасли; устойчивого развития сельских территорий и пр. Немаловажная роль в решении данных задач отводится вопросам совершенствования существующих и создания новых организационно-экономических механизмов развития различных структур агробизнеса, в особенности малых их форм, как наиболее уязвимому сегменту сельскохозяйственного предпринимательства. В связи с чем изучение условий развития и адаптации субъектов малого агросектора к условиям крайней неустойчивости финансово-экономической системы хозяйствования, а также совершенствование институтов взаимодействия представителей малого предпринимательства между собой, а также с крупным агробизнесом посредством их вовлечения в различные форматы сотрудничества, относится к актуальным направлениям исследований.
Целью исследований является изучение и выявление действенных механизмов адаптации малых форм хозяйствования к быстроменяющимся нестабильным условиям хозяйствования с целью повышения устойчивости их функционирования.
Результаты и обсуждение. Как показывают авторские исследования последних лет, агропромышленный сектор России представлен совокупностью различных аграрных структур, сочетанием субъектов крупного агробизнеса с малыми формами хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства (включая ИП) и хозяйства населения). При этом позиции малого агробизнеса в отдельных регионах страны могут быть очень устойчивы - 50-70% регионального объема сельскохозяйственной продукции. К примеру, в Южном федеральном округе (ЮФО) в силу специфики входящих субъектов, а также традиционных особенностей народов, практически во всех регионах (за исключением Краснодарского края и Республики Крым) доминирующее положение занимают малые формы хозяйствования (МФХ) с долей производства от 53,7% в Волгоградской области до 88,2% - в Республике Калмыкия. В трех из восьми федеральных округов (ФО) малым агробизнесом производится более половины сельскохозяйственного производства: Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном (рис. 1). Данный факт подтверждает выводы отдельных ученых-экономистов, а также авторское убеждение о значимой роли малых форм агрохозяйствования в агропродовольственной системе страны. Это, в свою очередь, требует особого внимания к проблемам, а также учета потребностей и совершенствования институциональной среды функционирования наиболее уязвимого малого агропредпринимательства.
Дальневосточный ФО
Сибирский ФО 1
Уральский ФО Ш
Приволжский ФО 1
Северо-Кавказский ФО ■
Южный ФО ■ Северо-Западный ФО 1
Центральный ФО 1
Российская Федерация I
0,0
Рисунок 1 - Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в федеральных округах Российской Федерации в 2020 г., %
(разработано по [1])
Решение вопросов выявления и обоснования ключевых направлений совершенствования адаптационных инструментов развития МФХ должно отражать основные ориентиры и цели их функционирования. В целях повышения устойчивости и расширения производственной деятельности может быть использованы инструменты усиления сотрудничества и укрепление кооперационно-интеграционных связей между производственными структурами внутри отрасли, а также расширение институциональных связей с представителями финансово-кредитной сферы, отраслевыми союзами и ассоциациями и пр. [2-5].
Одним из адаптационных механизмов применительно для малых форм агрохозяйствования может стать система сельскохозяйственной кооперации, широко распространенной в высокоразвитых аграрных странах мира, и не получившая должного импульса развития в нашей стране. Система сельскохозяйственной потребительской кооперации (СПоК), выступая формой взаимодействия предпринимательских структур малых форм, способствует активизации их производственной деятельности, расширению рынков сбыта, снижению трансакционных издержек, что, в свою очередь, обеспечивает решение ряда проблем сельских территорий: уровень доходности, занятости и качества жизни сельского населения [6, 7].
Эффективное функционирование и адаптация малых форм агробизнеса к существующим нестабильным и быстроменяющимся условиям ведения агропредпринимательства во многом обеспечивается развитием интеграционных процессов между малыми и средними агроструктурами. В этой связи сельскохозяйственная потребкооперация может стать одним из путей консолидации усилий малых форм агрохозяйствования с целью увеличения их доходности посредством расширения масштабов производства, ассортимента и конкурентоспособных преимуществ выпускаемой продукции, поиска потенциальных сегментов рынка.
Значимость СПоК в отраслевом региональном АПК и эффект для малых форм агрохозяйствования от деятельности системы потребительской кооперации представлены на рисунке 2.
МФХ
-сг
Увеличение доходов МФХ
гт
Эффект для МФХ от деятельности СПоК
- использование современной техники и технологий, продуктов цифровизации;
- снижение производственных издержек;
- увеличение цен на реализуемую продукцию;
- повышение рентабельности производства;
- выпуск конкурентоспособной продукции;
- взаимодействие со смежными отраслями - перерабатывающей промышленностью, транспортом, торговлей;
- активное участие в решении вопросов импортозамещения
Рисунок 2 - Дуализм значимости сельскохозяйственных потребительских кооперативов (разработано по материалам исследования)
Авторские исследования, проведенные по вышеуказанной тематике, позволили выявить основные перспективные направления развития СПоК в стране, представленные ниже. В основу легли результаты социологического опроса, проведенного автором. Представители сельскохозяйственной кооперации и кредитной потребкооперации (СКПК) высказали свои предпочтения направлений развития системы кооперации (табл.).
Таблица - Оценка членами СпоК и СКПК основных направлений развития сельхозпотребкооперации, % от общего числа опрошенных [8, 9]_
Наименование направлений Представители
СПоК СКПК
Интеграция и кооперация кооперативов с крупным бизнесом (агрохолдинги, агрокластеры, агрофирмы и др.) 75,0 40,0
Работа с предпринимательскими структурами на условиях франчайзинга - 40,0
Работа с предпринимательскими структурами на условиях аутсорсинга 25,0 20,0
Работа по договорам контрактации 25,0 60,0
Создание оптово-распределительных центров на базе СПоК 100,0 80,0
СПоК
Значимость СПоК в отраслевом региональном АПК
- повышение адаптивных свойств МФХ;
- возможность деятельности в среде развивающихся крупных сельскохозяйственных организаций, агрохолдингов и др.;
- развитие переработки сельскохозяйственной продукции;
- участие в системе сбыта произведенной продукции;
- повышение финансовой активности;
- повышение информационной активности;
- участие в системе повышения квалификации работников;
- повышение занятости и закрепление на селе трудоспособного населения;
- влияние на социальное и экономическое развитие сельских территорий.
Одним из наиболее перспективных направлений развития и повышения конкурентоспособности СПоК на аграрном рынке является их взаимосвязанная работа с высокоорганизованными интегрированными структурами -агрохолдингами, кластерами, агрофирмами и др. Данная интеграция имеет ряд преимуществ при сохранении юридической самостоятельности, открывая для малых агроструктур пути к увеличению объемов производства и повышению конкурентоспособности продукции, росту производительности труда, новым гарантированным рынкам сбыта, обеспечению маркетинговой информацией, повышению использования возможностей цифровизации, внедрению инноваций, координации взаимоотношений с взаимосвязанными производителями и др. На рисунке 3 представлена общая модель структурно-функциональных связей малых форм хозяйствования с интегрированной структурой регионального уровня.
МФХ
контракты, договор подряда,
. и; - --- _
догоеор аренды, аутсорсинг
контракты, договор подряда, ДОГОЕОР аренды
Региональная интегрированная структура
]
Головная компания
>-
Филиалы в сельских мун и ци п а л ьн ых о б р а зо ва ниях: СХО; перерабатывающие, автотранспортные и др.
__- структурная свя» Ч=Р- - функционал*«ая СВЯЗЬ
Рисунок 3 - Схема-модель структурно-функциональных связей МФХ с региональной интегрированной структурой (разработано по материалам исследования)
Исследования показали влияние на размещение СПоК институционального фактора. В большинстве случаев уровень их концентрации выше на территории с большим числом развитых интегрированных агроформирований, а не на сельских территориях с преимущественным развитием субъектов малого агробизнеса.
Перспективным направлением развития сельхозпотребкооперативов также является работа с предпринимательскими структурами на условиях франчайзинга, когда сельхозпотребкооперативы производят продукцию или услуги под «раскрученной» маркой. Данный механизм сотрудничества способствует использованию в производстве новых технологий, консультационной и методической помощи, обеспечивает доступ субъектов малого агробизнеса к инвестиционным ресурсам, что в конечном итоге повышает конкурентные преимущества агроструктур малых форм. На рисунке 4 представлена общая модель взаимодействия партнеров при франчайзинге с участием МФХ.
Рисунок 4 - Схема-модель использования франчайзинга МФХ (разработано по материалам исследования)
Совершенствование данного направления может идти по пути создания типовых проектов агрофраншиз. Как показывают исследования, механизм агрофранчайзинга посредством системы сельскохозяйственной потребкооперации успешно реализован в Тюменской области и Пермском крае в таких подотраслях, как пчеловодство и кролиководство. Следует отметить, что в этих регионах со стороны органов исполнительной власти осуществляется активная государственная поддержка реализации данных проектов [10, 11].
Одним из значимых направлений развития потребительской кооперации в АПК может стать взаимодействие с малыми формами хозяйствования на условиях аутсорсинга - привлечение сторонних подрядчиков, специализирующихся на выполнении ряда производственных функций/задач. В период активного внедрения и использования современных технологий и инновационных решений (системы ОРЭ-навигации, геоинформатика, 1оТ (Интернет вещей) и пр.) данное направление особо востребовано для малого агробизнеса, так как содержание штатного специалиста по обслуживанию высокотехнологичного оборудования зачастую им не по карману. Как показали исследовния в деятельности СПоК наибольшее распространение получил такой вид аутсорсинга, как бухгалтерские услуги в форме консультирования, выборочного аутсорсинга (по отдельным участкам бухгалтерского учета), полного аутсорсинга (ведение полного бухгалтерского сопровождения) и учетной бухгалтерской деятельности в лице главного бухгалтера с правом подписи в бухгалтерской и налоговой документации [12].
Опрос представителей Управлений сельского хозяйства муниципальных районов свидетельствует о том, что в системе сельхозпотребкооперации перспективно выделение своих подразделений, оказывающих услуги аутсорса по направлениям ветеринарии, агрономии, селекции, бухгалтерского учета, юридического сопровождения [9]. При этом реализация данной системы аутсорсинга возможна в стабильно взаимодействующих с интегрированными формированиями сельскохозяйственных потребкооперативах.
По-прежнему актуальным направлением остается система оптово-распределительных центров (ОРЦ) на базе СПоК Именно данное направление выделили 100% опрошенных членов СПоК всех видов деятельности и 80 % членов СКПК как эффективное направление развития сельхозпотребкооперации. Развитие системы оптово-распределительных
центров берет свое начало с 2014 г. в период разработки подпрограммы создания ОРЦ как значимых объектов агропромышленной инфраструктуры. В настоящее время востребованным является ввод объектов хранения сельхозпродукции, однако значительно затруднены планы по их строительству. Это связано с отсутствием правил игры и системности, единой координации органов государственной власти различных ведомств в целях создания комплексной системы агропроизводства «поле-прилавок» [13].
Эффективность аграрного производства во многом определяется максимальным сокращением потерь сельхозпродукции на этапах уборки, транспортировки, хранения, переработки и реализации, в особенности данный вопрос актуален для скоропортящейся продукции [14-16]. Решению данного вопроса могут поспособствовать сельхозпотребкооперативы посредством создания двухуровневой системы оптово-распределительных центров при участии на нижнем при создании логистических центров, обеспечивающих хранение до 500 тыс. тонн продукции. На рисунке 5 отражены основные преимущества развития системы распределительных центров на базе СПоК.
Мотивации СПоК и МФХ
- увеличение производства конкурентоспособной сельхозпродукции;
- гарантированный сбыт сельхозпродукции;
- сокращение потерь сельхозпродукции и издержек;
- использование технолотчных складских помещений;
- получение услуг по первичной переработке, расфасовке и упаковке;
- гарантированный соыт сельхозпродукции;
- исключение посреднических схем при реализации сельхозпродукции, снижение закупочных цен;
- повышение доступносБ1 к услугам финансовых институтов, возможность инвестирования в логистическую структуру;
- организация хранения, доработки, формирования партий;
- ко нтр акгн ая р аб ora с то pro бы м и сетя м и;
- организация сооственной мелкооптовой и розничной торговли
Преимущества для региона и населения
- организация закупочной деятельное™ сельхозпродукции по ценам, учитывающим нормы рентабельности в регионе;
- выполнение задач по увеличению производства сельхозпродукции;
- выполнение программы по импоргозамещению;
- рост налоговых поступлений;
- оптимизация транспортных потоков и логистических цепочек;
- развитие новейших технологий в регионе;
- развитие малого и среднего бизнеса региона;
- улучшение показателей занятости;
- контроль качества продукции;
- увеличение ассортимента, безопаснослч продукции;
- сн иже н и е сто и м о сти п р оду щи и з а сч ет у в ел и ч е н и е то в ар ообо рога
Рисунок 5 - Основные преимущества участия СПоК в организации системы оптово-распределительных центров (разработано по материалам исследования)
Немаловажной проблемой для сельскохозяйственных потребкооперативов, участвующих в создании ОРЦ, является финансирование, необходимое для приобретения современного холодильного оборудования, вентиляционных установок и пр. В этом случае представители оптово-закупочных организаций, супермаркетов, перерабатывающих предприятий, компаний-экспортеров могут выступить в роли потенциальных инвесторов.
Относительно новым для нашей страны и перспективным направлением развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации является органическое сельское хозяйство, которое получило активное развитие за рубежом. МФХ, объединяясь в СПоК, применяя данное направление, могут получать экономический, социальный и экологический эффект. Потенциал органического аграрного производства для СПоК определяется сопоставлением положительных и отрицательных эффектов [17-19]. Положительными эффектами являются следующие: высокий уровень качества и цен на продукцию; конкурентоспособность товаров; потенциал роста как внешнего, так и внутреннего рыночного сегмента; увеличение прибыльности посредством консолидации перерабатывающих и сбытовых мощностей в СПоК; сохранение и поддержание экологии сельской местности; возможность экономить за счет неприменения в производственном процессе дорогостоящих минеральных удобрений и препаратов.
К отрицательным эффектам или сложностями развития органического сельского хозяйства относятся:
- более сложное производство, увеличение трудозатрат;
- дополнительные риски производства требуют определения новой стратегии снижения рисков;
- новое производство требует новых знаний - необходимость повышения квалификации;
- психологический фактор перехода от привычных технологий производства;
- риск снижения урожайности и продуктивности;
- сертификационные затраты;
- снижение срока реализации.
Стимулирующими факторами перехода МФХ к органическому сельскому хозяйству являются растущие организационные и финансовые проблемы с поставками минеральных удобрений, жидкого топлива и других производственных ресурсов [20].
Система сельскохозяйственной потребкооперации, основанная на органическом сельском хозяйстве, имеет высокий потенциал и перспективы развития. Однако требуют решения ряд вопросов, связанных с законодательным регулированием органик-отрасли, совершенствованием государственной финансовой поддержки, разработкой и внедрением передовых технологий производства, обеспечением высокого уровня заинтересованности членов СПоК в налаживании цепочки «производство-реализация» органической продукции и др.
В состав органик СПоК могут войти крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и хозяйства населения, производящие «зеленую» продукцию. Вхождение МФХ в кооператив может осуществляться с помощью приобретения паев. На современном этапе проблемным местом развития органического земледелия является отсутствие стабильного налаженного канала сбыта. В этом случае на правление СПоК ложатся функции, связанные с маркетингом, логистикой, координацией действий с взаимосвязанными производителями, представительством в органах власти и пр.
Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что несмотря на слабые темпы развития сельскохозяйственной потребкооперации в нашей стране, данное направление может стать одним из важнейших путей развития многоукладной аграрной отрасли, обеспечить активизацию адаптационных механизмов субъектов малого и среднего агробизнеса, способствовать увеличению производственных мощностей, доходности агроструктур и сельского населения, расширению экспортного потенциала аграрного сектора экономики и пр. Основные направления развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, представленные в данной работе, выражают ключевые потребности и методы совершенствования существующей системы СПоК в нашей стране. Несмотря на понимание значимости сельской кооперации, принимаемые государством меры по активизации системы сельхозпотребкооперации, развитие которой находится сейчас в стагнации, не приносят видимого результата и малоэффективны. Во многом данная ситуация объясняется недостаточностью финансовых ресурсов, несовершенством нормативно-законодательной базы, отсутствием организационного и информационно-методического обеспечения, противоречивостью мер регулирования данной сферы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.08.2021).
2. Щетинина И.В., Стенкина М.В., Деревянко Ю.О. Совершенствование экономических взаимоотношений в АПК в целях научно-технического развития // АПК: экономика, управление. 2020. № 10. С. 64-75. DOI: 10.33305/2010-64.
3. Миндлин Ю.Б. Партнерство малого и крупного агробизнеса как условие устойчивого развития отечественного АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 4. С. 49-52.
4. Исаева О.В. Многоукпадность сельского хозяйства России: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и экология территориальных образований. 2019. № 3. С. 20-30.
5. Павлушкина О.И., Черная А.Е., Кирсанова О.В. Государственная финансово-кредитная поддержка сельхозтоваропроизводителей в условиях современных рисков // Проблемы анализа риска. 2015. Т. 12. № 6. С. 16-51.
6. Холодова М.А., Усенко Л.Н., Криничная Е.П. Развитие процессов кооперационных и интеграционных взаимодействий в аграрном секторе экономики России: монография. П. Рассвет ФГБНУ ФРАНЦ; Изд-во ООО «АзовПринт», 2021. 116 с.
7. Холодова М.А. Стратегии развития малого агробизнеса региона через систему кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 5. С. 56-63.
8. Многоукпадность в российском сельском хозяйстве: текущее состояние и концепция развития: монография / А.Н. Тарасов, О.В. Исаева, М.А. Холодова, О.И. Павлушкина, A.A. Удалов, А.Е. Черная. Ростов н/Д : ВНИИЭиН - филиал ФГБНУ ФРАНЦ; Изд-во ООО «АзовПринт», 2019. 256 с.
9. Современные тенденции и прогноз развития различных категорий хозяйств в аграрном секторе ЮФО: монография / А.Н. Тарасов, О.В. Исаева, М.А. Холодова, А.А.Удалов, М.Н. Кабаненко, А.Е.Черная. Ростов н/Д: ВНИИЭиН -филиал ФГБНУ ФРАНЦ; Изд-во ООО «АзовПринт», 2020. 96 с.
10. Сельское хозяйство можно развивать за счет агрофраншиз // URL : https://franch.biz/news/4200/ (дата обращения: 15.09.2021).
11. Айдинова А.Т. Передовой опыт малого бизнеса на сельских территориях // Политематический сетевой научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 1320-1330.
12. Lovchikova E.I., Sukhocheva N.A. Implementation of the outsourcing concept in the regional agro-industrial complex // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 5 (65). C. 72-79.
13. Как развивается сеть ОРЦ в России. Меры господдержки в 2019 г. // URL: http://aorr.ru/ru/home/1580-2018-10-23-13-47-02.html (дата обращения: 10.09.2021).
14. Карх Д.А., Морозова М.П. Модель формирования логистического интегрированного распределительного центра сельскохозяйственной продукции // Вестник Южно -Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. Т. 12. № 4. С. 171-181. DOI: 10.14529/em180420.
15. Морозова М.П. Формирование региональных оптово-распределительных центров с использованием современных биржевых инструментов в Оренбургской области // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 5 (428). С. 73-85.
16. Луковникова Н.С. Оптово-распределительные центры как стимул развития сельского хозяйства// Агропродовольственная экономика. 2019. № 2. С. 17-24.
17. Рубанов И.Н., Фомин A.A. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации // INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL. 2018. № 6 (366). С. 50-55. DOI: 10.24411/2587-6740-2018-16095.
18. Ярош О.Б., Митина Э.А. Рынок органической продукции региона. Каналы распределения и стратегии их развития // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 1. С. 141-156.
19. Мироненко О.В. Органический рынок России: состояние и перспективы // Переработка молока. 2017. № 7. С. 48-53.
20. Черная А.Е. Органическое сельское хозяйство как направление развития малых форм хозяйствования // Пища. Экология. Качество: материалы XV междунар. науч.-практ. конф. Краснообск, 2018. С. 698-702.
REFERENCES
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.08.2021).
2. Щетинина И.В., Стенкина М.В., Деревянко Ю.О. Совершенствование экономических взаимоотношений в АПК в целях научно-технического развития // АПК: экономика, управление. 2020. № 10. С. 64-75. DOI: 10.33305/2010-64.
3. Миндлин Ю.Б. Партнерство малого и крупного агробизнеса как условие устойчивого развития отечественного АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 4. С. 49-52.
4. Исаева О.В. Многоукпадность сельского хозяйства России: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и экология территориальных образований. 2019. № 3. С. 20-30.
5. Павлушкина О.И., Черная А.Е., Кирсанова О.В. Государственная финансово-кредитная поддержка сельхозтоваропроизводителей в условиях современных рисков // Проблемы анализа риска. 2015. Т. 12. № 6. С. 16-51.
6. Холодова М.А., Усенко Л.Н., Криничная Е.П. Развитие процессов кооперационных и интеграционных взаимодействий в аграрном секторе экономики России: монография. П. Рассвет ФГБНУ ФРАНЦ; Изд-во ООО «АзовПринт», 2021. 116 с.
7. Холодова М.А. Стратегии развития малого агробизнеса региона через систему кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 5. С. 56-63.
8. Многоукпадность в российском сельском хозяйстве: текущее состояние и концепция развития: монография / А.Н. Тарасов, О.В. Исаева, М.А. Холодова, О.И. Павлушкина, A.A. Удалов, А.Е. Черная. Ростов н/Д : ВНИИЭиН - филиал ФГБНУ ФРАНЦ; Изд-во ООО «АзовПринт», 2019. 256 с.
9. Современные тенденции и прогноз развития различных категорий хозяйств в аграрном секторе ЮФО: монография / А.Н. Тарасов, О.В. Исаева, М.А. Холодова, А.А.Удалов, М.Н. Кабаненко, А.Е.Черная. Ростов н/Д: ВНИИЭиН -филиал ФГБНУ ФРАНЦ; Изд-во ООО «АзовПринт», 2020. 96 с.
10. Сельское хозяйство можно развивать за счет агрофраншиз // URL : https://franch.biz/news/4200/ (дата обращения: 15.09.2021).
11. Аццинова А.Т. Передовой опыт малого бизнеса на сельских территориях // Политематический сетевой научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 1320-1330.
12. Lovchikova E.I., Sukhocheva N.A. Implementation of the outsourcing concept in the regional agro-industrial complex // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 5 (65). C. 72-79.
13. Как развивается сеть ОРЦ в России. Меры господдержки в 2019 г. // URL: http://aorr.ru/ru/home/1580-2018-10-23-13-47-02.html (дата обращения: 10.09.2021).
14. Карх ДА., Морозова М.П. Модель формирования логистического интегрированного распределительного центра сельскохозяйственной продукции // Вестник Южно-Урапьского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. Т. 12. № 4. С. 171-181. DOI: 10.14529/em180420.
15. Морозова М.П. Формирование региональных оптово-распределительных центров с использованием современных биржевых инструментов в Оренбургской области // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 5 (428). С. 73-85.
16. Луковникова Н.С. Оптово-распределительные центры как стимул развития сельского хозяйства// Агропродовольственная экономика. 2019. № 2. С. 17-24.
17. Рубанов И.Н., Фомин A.A. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации // INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL. 2018. № 6 (366). С. 50-55. DOI: 10.24411/2587-6740-2018-16095.
18. Ярош О.Б., Митина Э.А. Рынок органической продукции региона. Каналы распределения и стратегии их развития // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 1. С. 141-156.
19. Мироненко О.В. Органический рынок России: состояние и перспективы // Переработка молока. 2017. № 7. С. 48-53.
20. Черная А.Е. Органическое сельское хозяйство как направление развития малых форм хозяйствования // Пища. Экология. Качество: материалы XV междунар. науч.-практ. конф. Краснообск, 2018. С. 698-702.