РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ И ПРАКТИКОВ. АЛИМЖАНОВА Н. Ф. ПОТОКОВЫЕ СЕРВИСЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ, НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
В статье ставится задача рассмотреть эффективность использования цифрового лицензирования музыкальной индустрии в интернете как способ организации легального оборота результатов интеллектуальной собственности. Автор показывает, как потоковые музыкальные сервисы влияют на регулирование и совершенствование культурно-правовых норм, формируют добросовестное отношение к интеллектуальной собственности правообладателей в интернет пространстве.
В статье рассмотрены предпосылки разработки музыкального сервиса, который сумел частично урегулировать правовые отношения между пользователями социальной сети «ВКонтакте» и правообладателями, связанные с защитой авторских прав и смежных прав в музыкальной индустрии.
Ключевые слова: авторское право, нарушение авторских прав, пиратство, интернет, интеллектуальное право, правовая культура, социальные сети, музыкальная индустрия, лицензирование
ALIMZHANOVA N. F.
STREAMING SERVICES AS A WAY TO ORGANIZE LEGAL TURNOVER OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE MUSIC INDUSTRY, ON THE EXAMPLE OF THE SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE"
The issue of this article is to review the effectiveness of using digital licensing in the music industry on the internet as an attempt to protect copyright. The author shows how music streaming services influence to regulate and improve the legal and cultural norms and shape the conscientious attitude to intellectual property owners on the internet.
The prerequisites for the launching of streaming music services were studied in this article. These services were able to partly settle legal relations between «VKontakte» social network users and rights holders, related to the protection of copyrights in the music industry
Keywords: copyright, copyright infringement, piracy, internet, intellectual property, legal culture, social media, music industry, licensing
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ И ПРАКТИКОВ. АЛИМЖАНОВА Н. Ф. ПОТОКОВЫЕ СЕРВИСЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ, НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Новейшие технологии и интернет вошли в современную действительность как источник получения новых знаний и способ проведения досуга. Вместе с тем виртуальная среда открывает широкие возможности для нарушения прав авторов творческого труда, в частности, музыкальных и иных произведений.
Развитие сети интернет повлекло за собой формирование такой проблемы как нарушение авторских прав и смежных прав в виртуальном пространстве. Интернет-пользователи активно слушают музыку, читают книги, смотрят фильмы, используют компьютерные программы и видео игры, однако зачастую попросту не осознают того, что все вышеперечисленное является результатом интеллектуальной собственности правообладателей. В других случаях лица, использующие чужие произведения, сознательно пренебрегают правами авторов. Правовая культура в современном российском обществе пока недостаточно высока, поэтому особенно актуальной является тема развития и совершенствования механизмов регулирования результатов интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве.
Творческий труд имеет свою специфику и нуждается в собственных методах оценки, в совершенствовании системы правового регулирования. Авторское право непосредственно связано с понятием интеллектуальной собственности, а значит и с защитой интеллектуальной собственности.
Как отмечает в своей работе Е. М. Полянская и В. Д. Кадовбенко «вопросом возникновения и развития авторского права занимались как ученые-правоведы XIX — начала XX
веков, такие как Ю.В. Александровский, А.А. Борзенко, Г.К. Грабовский, В. Ф. Дерюжинский, так и современные отечественные ученые, например, В. Ю. Аксёнова, А. В. Бакунцев, И. А. Близнец, А. П. Сергеев». (7, с. 166)
Международное соглашение в области авторского права — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений была принята в 1886 в Швейцарии в результате проведения Конгресса авторов произведений литературы и искусства в Брюсселе в 1858 и Париже в 1878 годах (1). Впоследствии принимались новые документы, а старые неоднократно пересматривались, но именно данное соглашение является ключевым в области авторского права: в нем было сформировано незыблемое условие, согласно которому «невозможно ставить охрану авторских прав в зависимость от соблюдения каких-либо формальностей, даже если они существуют в стране первой публикации» (2, с.118).
В Российской Федерации данное соглашение применяется в рамках IV части Гражданского кодекса принятого 26 ноября 2006, вступившего в силу с 1 января 2008 года (3, ст. 5496).
Тем не менее субъекты авторских и смежных прав нередко сталкиваются с различными правонарушениями. Еще несколько лет назад незаконное распространение в русскоязычном сегменте интернета произведений российских и зарубежных авторов и правообладателей встречалось повсеместно. Например, общемировую дискуссию вызвала утечка финальной серии четвёртого сезона британского телесериала «Шерлок Холмс», снятого по заказу Британской вещательной корпорации (BBC). За сутки до официальной премьеры финальную серию телесериала выложили в интернет в записи звукового сопровождения Первого канала. Представитель BBC заявил о том, что корпорация начала полное расследование происшествия, подчеркнув при этом, что данная утечка — это нечто большее, чем просто случайность (9).
Но пожалуй гораздо большие потери от нарушений авторских и смежных прав понесла музыкальная индустрия. Российские музыкальные и звукозаписывающие компании, а также независимые артисты оказались в затруднительном положении. Например, только ставшие известными широкой аудитории отдельные композиции и целые музыкальные альбомы незаконно и повсеместно распространялись, оказавшись в свободном доступе на просторах сети интернет, в особенности, в социальной сети «ВКонтакте», которая ежемесячно насчитывает 97 миллионов активных пользователей.
Получалось так, что независимые музыканты, авторы-исполнители и целые музыкальные корпорации затрачивали значительные ресурсы на профессиональную подготовку и создание уникальных художественных произведений, вкладывали финансовые средства в качество и продвижение этих произведений, но в результате авторские и смежные права не просто нарушались, а вовсе не соблюдались. В открытом доступе социальной сети «ВКонтакте» находились тысячи музыкальных композиций различных артистов. В конечном счете это привело к тому, что пользователи «Вконтакте» получили свободный доступ к интеллектуальной собственности правообладателей.
Проблему удалось урегулировать. В 1 мая 2015 года вступили в силу новые поправки к российскому законодательству об авторском праве (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ» О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации). (5) Как отмечает в своей работе А. А. Сагитова «с мая 2015 года данный закон расширил круг действия и взял под контроль все объекты авторских и смежных прав, кроме фотографических произведений. Таким образом, антипиратский закон 2015 года распространил свое действие, помимо аудиовизуальных произведений, на музыкальные и литературные произведения, программное обеспечение» (8, с. 134). «Для реализации антипиратского закона был введен процессуальный институт предварительных обеспечительных мер защиты авторских и смежных прав» (4, ст. 144.1). Другими словами, стал законодательно закреплен механизм досудебного урегулирование споров между правообладателями и владельцами сайтов о бессрочной блокировке сайта-нарушителя. Прежде всего, поправки отразились на владельцах сайтов в интернете, нарушающих исключительные права при размещении контента, — им стали грозить как и юридические, так и репутационные риски.
Владельцам социальной сети «ВКонтакте», дочерней компании Mail.Ru Group, удалось частично урегулировать проблему, связанную с нарушением авторских прав при размещении музыкального контента, внедрив потоковый сервис в работу сайта. Потоковые сервисы - это цифровые хранилища, владельцы которых имеют легальный доступ к музыкальному контенту. Владельцы сервисов аккумулируют ресурсы и легализуют их работу, заключая лицензионные соглашения с правообладателями контента. Иначе говоря, они занимаются организацией легального доступа пользователей сети интернет к музыкальной продукции, обеспечивая воспроизведение музыкального контента по запросу пользователей через интернет на различных устройствах, например, смартфонах.
Так в 2016 году был запущен в работу потоковый сервис «VK BOOM», предлагающий легальное прослушивание музыкального контента пользователям социальной сети «ВКонтакте. Сервис
принадлежит агрегатору и дистрибьютору контента в интернете и мобильной среде United Media Agency, дочерний компании Mail.Ru Group. Он был создан по аналогии со шведским потоковым музыкальным сервисом "Spotify", предлагающим пользователям легальную возможность прослушивать композиции онлайн и офлайн, без ограничений и использований физических носителей.
Запуск сервиса «VK BOOM» частично легитимизировал прослушивание музыкальных произведений в социальной сети, а его создатели выступили в роли организаторов правовых отношений между пользователями и правообладателями. Для этого United Media Agency решило вопросы, связанные с лицензированием музыкального контента, доступного в сервисе «VK BOOM». Агентство стало заключать лицензионные соглашения с огромным количеством правообладателей, как с крупными музыкальными компаниями, так и с отдельными независимыми артистами. В свою очередь, разработчики социальной сети «ВКонтакте» ввели значительные ограничения на воспроизведение музыкального каталога сайта, а также встроили режим прослушивания рекламы для пользователей не оформивших подписку на сервис, тем самым побудив пользователей социальной сети оформить подписку на сервис. В июне 2018 года сервис отчитался о количестве подписчиков, к тому времени постоянную подписку оформили 1, 2 миллиона человек, а пробную подписку 303 тысячи пользователей социальной сети «ВКонтакте» (6).
В настоящее время существует огромное количество потоковых сервисов, осуществляющих работу на территории Российской Федерации, например, «Apple music», «Deezer», «Google Play музыка», «Яндекс.музыка» и прочие. Сервис потоковой музыки «VK BOOM» позиционирует себя, как крупнейшая цифровая лицензионная «музыкальная экосистема» России с самой большой легальной библиотекой аудиотреков в России и СНГ. Так Mail.Ru Group, родительская компания «ВКонтакте» и «United Media Agency» за последние годы заключила партнерские соглашения со многими музыкальными компаниями, с Universal Music Group, Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Merlin Network, Believe, The Orchard, Первое Музыкальное Издательство, Национальное Музыкальное Издательство и многими другими (6).
Но на данный момент нельзя говорить о том, что «ВКонтакте» смогла в полной мере организовать легальный оборот музыкальной продукции для пользователей социальной сети. Например, у пользователей остался открытый доступ к музыкальной библиотеке и возможность слушать музыку, как в фоновом режиме, в течение 30 минут, так и без каких-либо ограничений, но с периодическим прослушиванием рекламы в режиме онлайн, а самое главное без оформления подписок на сервис. Помимо этого существует огромное количество обходных путей, позволяющих слушать музыкальную библиотеку социальной сети без каких-либо ограничений вовсе. Например, можно всего лишь изменить в настройках смартфона или любого другого устройства дату и время, тем самым сняв какие-либо ограничения. Полностью обойти ограничения можно установив более старую версию мобильного приложения «ВКонтакте», а установив более старую версию веб-браузера «Opera» можно скачать абсолютно любую композицию из музыкальной библиотеки социальной сети. Существует целый ряд специальных программ, разработанных сторонними разработчиками, которые, например, кэшируют музыкальную продукцию и позволяют слушать ее неограниченное количество времени, даже без доступа к сети интернет. Помимо этого существует смежная проблема, позволяющая любому пользователю социальной сети «ВКонтакте» загружать музыкальные произведения, защищённые авторским правом, которые, например, хранятся на личном пк пользователя, в музыкальную библиотеку сайта. Несмотря на то, что такие композиции со временем удаляются или блокируется, эта ситуация создает прецедент, когда персональное приобретение пользователем музыкальной продукции становится доступным для каждого пользователя «ВКонтакте».
Получается, с одной стороны, авторские и смежные права законодательно защищены, но с другой стороны, механизмы защиты далеко не совершенны, потому есть множество различных способов их обойти. Очевидно, что следующим логичным шагом должно стать полное ограничение на воспроизведение композиций из музыкальной библиотеки социальной сети «ВКонтакте» для пользователей не оформивших подписку на сервис. Альтернативой полному ограничению на воспроизведение композиций из музыкальной библиотеки «ВКонтакте» могло бы стать заключение дополнительных рекламных контактов и воспроизведение большего количества рекламы между прослушиваем музыкальной продукции, но только в том случае, если полученные от рекламы финансовые средства смогут покрыть отчисления по лицензионным соглашениям и приносить доход владельцам сервиса.
Невозможно поспорить с тем, что авторские и смежные права должны принадлежать правообладателям, в противном случае правообладатели уже не могут считаться таковыми, а в свою очередь авторское право перестанет считаться авторским. Данное решение, даже в рамках одной конкретной социальной сети с 97 миллионами активных пользователей, помогло бы поднять уровень правовой культуры, прежде всего, российского общества на более высокую ступень.
Главный вывод, который можно сделать заключается в том, что механизмы защиты и правового регулирования результатов интеллектуальной собственности в музыкальной сфере совершенствуются и за короткое время сделано многое. Прежде всего, при помощи законодательных поправок и запуска целого ряда потоковых сервисов, частично удалось решить проблему безограниченного доступа пользователей сети интернет к интеллектуальной собственности правообладателей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. - 2003.- N 9.
2. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / под. ред. проф. И.А. Близнецова М.: Проспект, 2011. - 275 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — N 52 (1 ч.). - Ст. 5496
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: от 14.11.2002 г. N 138-Ф3 (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) Статья 144.1. Предварительные обеспечительные меры защиты авторских и (или) смежных прав в информационно -телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» // СПС КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.2014 г. N 364-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru
6. Команда ВКонтакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.vk.com/blog/music-subscriptions свободный - (18.06.2018).
7. Полянская Е. М., Кадовбенко В. Д. История возникновения и развития авторского права в Российской Федерации и зарубежных странах // Юридический вестник Самарского университета. 2018 Т. 4. N 4 С. 115 -122.
8. Сагитова А. А. Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет // Молодой ученый. — 2018. —№5. — С. 133-137. — URL https://moluch.ru/archive/191/48204/ (дата обращения: 01.10.2019).
9. Walker P. Did Russia state broadcaster leak latest Sherlock episode? BBC launches investigation // Independent UK. 16.01.2017