АБИТУРИЕНТ—2006
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ АБИТУРИЕНТ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 2006 ГОДУ (социологический портрет и анализ информационных потоков)
25-26 марта 2006 года проводилось анкетирование посетителей Дня открытых дверей университета, т. е. потенциальных абитуриентов РГПУ им. А. И. Герцена. Опрос осуществлялся студентами кафедры прикладной социологии на базе информационной службы, работа которой курировалась отделом исследования рынка образовательных услуг управления внешних связей при поддержке Герцен-класса.
Целью исследования являлось создание актуального портрета потенциального потребителя образовательных услуг университета, отражающего основные социально-демографические и личностные характеристики будущих абитуриентов, их мотивацию при выборе вуза и отношение к РГПУ им. А. И. Герцена, параметры выбора факультета/специальности, а также информационные предпочтения.
Врамках исследования были поставлены следующие задачи.
1. Изучение социально-демографических характеристик потенциальных абитуриентов.
• Половозрастные характеристики.
• Род занятий.
• Семейное положение.
• Материальное положение.
• Территориально-поселенческое распределение абитуриентов.
• Отношение к платному обучению.
2. Изучение мотивации потенциальных абитуриентов при выборе вуза.
• Цели, которые преследуют потенциальные абитуриенты при выборе вуза.
• Факторы, определяющие выбор вуза.
• Характер выбора.
3. Изучение отношения потенциальных абитуриентов к РГПУ им. А. И. Герцена.
• Позитивные представления об РГПУ им. А. И. Герцена.
• Уровень информированности об РГПУ им. А. И. Герцена.
4. Изучение выбора факультетов.
5. Изучение выбора специальностей.
6. Информационные предпочтения потенциальных абитуриентов.
Результаты исследования применимы для прогнозирования конкурсной ситуации и итогов приемной кампании-2006, востребованности обучения с полной компенсацией затрат, планирования информационно-имиджевого и рекламного продвижения университета в среде потенциальных абитуриентов.
Для проведения исследования был выбран метод анкетирования. В опросе приняло участие 325 абитуриентов. Выборка сплошная. Опрос пилотный.
1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ
1.1. Половозрастные характеристики.
1.1.1. Распределение по полу.
Основная часть потенциальных абитуриентов (79,3% опрошенных) — девушки, меньшая часть (20,7% опрошенных) — юноши.
1.1.2. Распределение по возрасту.
Основную часть абитуриентов составляют молодые люди в возрасте семнадцати лет и младше (86,1%). Абитуриенты в возрасте 18 лет и старше составляют 13,9% от числа опрошенных. Из них доля молодых людей старше 20 лет составляет всего 4%.
1.2. Род занятий потенциальных абитуриентов.
Подавляющее большинство (96,6%) абитуриентов учится.
Только незначительная часть абитуриентов (3,4%) либо работает, либо занята другим делом.
1.3. Семейное положение потенциальных абитуриентов.
1.3.1. Социальный состав семей.
Основная часть абитуриентов (65,5%) — выходцы из полных семей, они живут с матерью и отцом. В то же время 33,2% абитуриентов воспитываются в неполных семьях. Состав неполных семей таков: воспитывает только мать — 26,2%, воспитывает только отец — 1%, воспитывает один из родителей + отчим (мачеха) — 6,1%. Часть абитуриентов (1,3%) живет с родными без родителей.
Большинство абитуриентов являются единственными детьми в семье: 58,4% из них воспитывались в однодетных семьях. Только 41,6% абитуриентов имеют братьев и сестер.
1.3.2. Уровень образования родителей.
Основная часть родителей имеет высокое образование. Лица с высшим образованием среди отцов составляют 57,3%, среди матерей — 56,4%. Лица со средним специальным образованием среди отцов составляют 34,3%, среди матерей — 32,5%. Среднее общее образование 7,3% отцов, 8,9% матерей. Образование ниже среднего у 1,1% отцов, 2,3% матерей.
1.3.3. Структура профессиональных занятий родителей.
Данные опроса показывают, что существуют определенные различия в структуре профессиональных занятий родителей. Если среди отцов абитуриентов существует равномерное распределение по роду профессиональных занятий: часть из них работает в государственных организациях — 44,9%, а часть — в коммерческих — 41,3%, — то матери абитуриентов преимущественно работают в государственных организациях — 54,2%, в коммерческих организациях работает только 32,2% из них.
Доля родителей, занятых предпринимательской деятельностью, составляет среди отцов 8,7%, среди матерей — 7,3%. Доля родителей, которые находятся на пенсии, составляет среди отцов 4,7%, среди матерей — 3,8%.
1.4. Материальное положение потенциальных абитуриентов.
1.4.1. Уровень доходов в семьях абитуриентов.
Структура доходов на одного члена семьи в месяц такова: до 3000 рублей — 14,7%, от 3000 до 6000 рублей — 26,8%, от 6000 до 9000 рублей — 28,1%, от 9000 до 15000 рублей — 22,7%, свыше 15000 рублей — 7,7%.
Таким образом, 2/5 абитуриентов (41,5%) являются выходцами из семей с низким материальным достатком, где на одного члена семьи приходится 6000 руб. и меньше. Половина абитуриентов (51,8%) являются выходцами из семей со средним материальным достатком, где на одного члена семьи приходится от 6000 до 15000 руб. в месяц. Незначительная часть абитуриентов (7,7%) являются выходцами из высокообеспеченных семей, где на одного члена семьи приходится более 15000 руб. в месяц.
1.4.2. Стратификация семей абитуриентов по материальному положению.
Стратификация абитуриентов по принадлежности к определенному материальному слою такова:
ниже черты бедности — 1,6%, критический уровень достатка — 2,8%, уровень достатка ниже среднего — 21,8%, среднеобеспеченный слой — 70,3%, высокообеспеченный слой — 3,5%.
Основная часть абитуриентов (70,3%) относит себя к представителям среднеобеспеченного слоя. Примерно % абитуриентов (24,6%) относит себя к представителям малообеспеченных слоев населения, для которых характерен критический уровень достатка или уровень достатка ниже среднего. Представители полярных групп — слой, живущий ниже черты бедности (1,6%), и высокообеспеченный слой (3,5%) — составляют незначительное меньшинство среди абитуриентов.
1.4.3. Потребительские ожидания абитуриентов.
«Отказываю себе даже в самом необходимом» — 1,6%. «Свожу концы с концами» — 11,4%. «Довольствуюсь не только малым, но и могу позволить себе нечто» — 54,0%. «Могу позволить себе то, без чего вполне можно обойтись» — 30,1%. «Не отказываю себе ни в чем» — 2,9%.
Анализ данных показывает, что всех абитуриентов в соответствии с их потребительскими ожиданиями можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести абитуриентов с низким уровнем потребления, 13% абитуриентов входят в состав этой группы. Ко второй группе можно отнести абитуриентов с необходимым уровнем потребления, 54% абитуриентов входят в состав этой группы. К третьей группе можно отнести абитуриентов с высоким уровнем потребления, 33% абитуриентов входят в состав этой группы.
1.5. Территориально-поселенческое распределение потенциальных абитуриентов.
1.5.1. Территориальное распределение абитуриентов.
Распределение абитуриентов в зависимости от места проживания таково: в Санкт-Петербурге — 76,1%, в Ленинградской области — 19,3%, в другом субъекте Федерации — 4,6%.
Основная часть абитуриентов (76,1%) проживает в Санкт-Петербург. К основным районам проживания абитуриентов относятся: Выборгский, Невский, Калининский, Приморский, Красногвардейский, Фрунзенский, Центральный, Красносельский, Василеостровский, Кировский, Адмиралтейский, Пушкинский, Колпинский, Московский.
1/5 часть абитуриентов проживает в Ленинградской области. К основным районам проживания абитуриентов относятся: Гатчинский, Лужский, Тосненский, Всеволожский, Сланцевский.
Незначительная часть абитуриентов (4,6%) проживает в других субъектах Российской Федерации: Удмуртия, Карелия, Костромская, Белгородская, Новгородская, Вологодская, Архангельская области. Из Белоруссии прибыли 2 абитуриента.
1.5.2. Территориальная идентификация абитуриентов, проживающих в Санкт-Петербурге.
Основная часть абитуриентов (73,4%) относит себя к числу коренных петербуржцев. Среди
них являются петербуржцами в нескольких поколениях 50,8% от общего числа опрошенных абитуриентов, 22,6% — петербуржцы во втором поколении. В то же время число абитуриентов, которые относят себя к первому поколению петербуржцев или проживают в городе временно, достаточно велико: соответственно — 21,1% и 5,6%.
Среди абитуриентов, считающих себя петербуржцами в нескольких поколениях, число опрошенных, которые разделяют мнение «здесь жили мои предки, живу я и будут жить мои дети» и мнение «мои предки жили на другой территории, но здесь будут жить мои дети», составляет 71,9%. Среди абитуриентов, считающих себя петербуржцами во втором поколении, число разделяющих это мнение составляет 63,3%. Среди абитуриентов, считающих себя петербуржцами в первом поколении, — 69,7%. Среди абитуриентов, проживающих в Санкт-Петербурге временно, их число составляет 21,4%.
Среди абитуриентов стремление к укоренению в Санкт-Петербурге проявляют в большей степени те, кто относит себя к числу петербуржцев в нескольких поколениях и петербуржцев в первом поколении.
1.6. Отношение потенциальных абитуриентов к платному обучению.
1.6.1. Перспективы поступления на платную форму обучения.
На вопрос анкеты «Готовы ли Вы учиться на платной основе» ответы распределились следующим образом:
Данные в %
Да, я буду учиться на платной основе 6,0
Да, но если только не пройду по конкурсу 41,4
Нет, буду пытаться поступить в любой вуз на бюджетное место 31,3
Нет, так как я рассчитываю на льготы при поступлении 6,9
Нет, так как не могу оплачивать обучение 14,4
Таким образом, почти половина (47,4%) из числа опрошенных абитуриентов готова учиться на платной основе. При этом 41,4% опрошенных абитуриентов стремятся поступать на бюджетные места, а только в случае, если не пройдут по конкурсу, готовы обучаться на платной основе.
1.6.2. Платная форма обучения и выбор вуза.
На вопрос анкеты «Если в выбранном Вами вузе обучение по интересующей Вас специальности платное, то что Вы предпочтете» ответы абитуриентов распределились так:
Данные в %
Платное обучение в выбранном вузе независимо от размера оплаты 11,1
Сравню стоимость обучения в разных вузах и тогда сделаю выбор 34,4
Бесплатное обучение по выбранной специальности в другом вузе 46,5
Бесплатное обучение по другой специальности в выбранном вузе 8,0
Данные эмпирических исследований показывают, что только 1/10 часть абитуриентов (11,1%) готова обучаться по избранной специальности в выбранном вузе независимо от размера оплаты. Большинство абитуриентов (80,9%) окажутся в состоянии выбора. Часть из них будут сравнивать стоимость обучения в разных вузах и только тогда сделают выбор (34,4%), а часть будут искать вуз, в котором есть бесплатное обучение по выбранной специальности (46,5%).
1.6.3. Варианты оплаты.
По мнению абитуриентов, предпочтительными являются следующие варианты:
Варианты оплаты Данные в %
Долгосрочный кредит 47,5
Компенсация затрат со стороны будущего работодателя при условии обязательного погашения затрат 19,0
Компенсация государства при условии обязательного распределения 33,5
2. МОТИВАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 2.1. Цели, которые преследуют абитуриенты при поступления в вуз.
Цели Данные в % Цели Данные в %
Получить квалифицированную работу 72,6 Заняться научной деятельностью 5,5
Занять достойное положение в обществе 61,5 Не знаю 2,2
Реализовать призвание 27,1 Поступаю за компанию с друзьями 1,2
Получить отсрочку от армии 6,5 Поступаю по настоянию родителей 0,9
Данные исследований показывают, что абитуриенты, посещающие дни открытых дверей, ориентированы на достижение рациональных целей. Поступая в вуз, они стремятся достичь две основные цели: получить квалифицированную работу (72,6%) и занять достойное положение в обществе (61,5%).
2.2. Факторы, определяющие выбор вуза.
Фактор Существенный Малосущественный Не существенный
Престиж и известность вуза 51,1 41,4 7,5
Интерес к выбранной специальности 91,1 5,7 3,2
Возможность бесплатного обучения 79,2 14,7 6,1
Низкая, в сравнении с другими вузами, стоимость обучения 46,7 38,4 14,9
Строгий отбор (конкурс) при поступлении в вуз 51,6 38,5 9,9
Сложная, насыщенная образовательная программа 59,5 33,6 6,9
Высокое качество образования 89,9 6,2 3,9
Высокие требования, предъявляемые к обучению студентов 57,0 38,4 4,6
Высокопрофессиональный состав преподавателей 80,8 15,7 3,5
Наличие современной материально-технической базы 62,3 32,3 5,4
Возможность дополнительно получить второе высшее образование 48,0 34,3 17,7
Возможность обучения в зарубежных вузах 43,6 36,1 20,3
Конвертируемый диплом о высшем образовании 74,8 19,9 5,3
Интересная насыщенная студенческая жизнь 69,0 22,3 8,7
Анализ данных позволяет выделить три группы факторов, определяющих выбор вуза.
К числу основных факторов относятся: интерес к выбранной специальности (91,1%), высокое качество образования (89,9%), высокопрофессиональный состав преподавателей (80,8%), возможность бесплатного обучения (79,2%) и возможность получения конвертируемого диплома о высшем образовании (74,8%).
К числу существенных факторов, определяющих выбор вуза, относятся: интересная, насыщенная студенческая жизнь (69,0%), наличие современной материально-технической базы (62,3%), высокие требования, предъявляемые к обучению студентов (57,0%), сложная, насыщенная образовательная программа (59,5%).
К числу не столь существенных факторов, определяющих выбор вуза, относятся: строгий отбор (конкурс) при поступлении в вуз (51,6%), престиж и известность вуза (51,1%), низкая, в сравнении с другими вузами, стоимость обучения (46,7%), возможность дополнительно получить второе высшее образование (48,0%), возможность обучения в зарубежных вузах (43,6%).
2.3. Характер выбора.
На вопрос анкеты о том, во сколько вузов абитуриенты собираются подавать документы, ответы распределились так: только в один вуз — 25,2%, сразу в несколько вузов — 74,8%.
Таким образом, % абитуриентов стремятся подавать документы сразу в несколько вузов, и только % абитуриентов четко определились в своем выборе и подают документы только в один вуз.
Абитуриенты, которые подают документы сразу в несколько вузов, называют более 30-ти вузов Санкт-Петербурга. В качестве основного они называют следующие вузы:
ВУЗ Количество упоминаний Доля в %
РГПУ им. А. И. Герцена 211 91,7
Санкт-Петербургский государственный университет 47 20,4
Северо-Западная академия государственной службы 24 10,4
Инженерно-экономическая академия 15 6,5
Государственный электротехнический университет («ЛЭТИ») 14 6,1
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 14 6,1
Академия культуры и искусства 13 5,6
Санкт-Петербургский университет экономики и финансов 8 3,5
Гуманитарный университет профсоюзов 8 3,5
Академия связи им. Бонч-Бруевича 5 2,2
3. ОТНОШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ К РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА 3.1. Позитивные представления об РГПУ им. А. И. Герцена.
В сознании абитуриентов сформировались определенные позитивные представления о Гер-ценовском университете. На вопрос анкеты «Как вы считаете, РГПУ им. А. И. Герцена — это ...» ответы (в %) распределились следующим образом:
Высказывания/мнения Согласен Не согласен Не знаю
Известный российский университет 92,6 1,9 5,5
Один из лучших вузов Санкт-Петербурга 74,6 5,8 19,6
Вуз, который дает качественное высшее образование 81,7 3,2 15,0
Вуз, где работают высококвалифицированные преподаватели, которые владеют современными методами и технологиями обучения 67,0 2,3 30,7
Вуз, где идет интересная, насыщенная студенческая жизнь 42,9 3,5 53,5
Вуз, где учебный процесс подкреплен современной материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютеры, ремонт в помещениях...) 43,0 7,5 49,5
Вуз, который обладает положительным имиджем в общественном мнении и в СМИ 71,8 4,9 23,3
Вуз, выпускники которого конкурентоспособны на рынке труда 48,9 6,5 44,6
Вуз, диплом которого котируется при приеме на работу 66,3 3,6 30,1
Вуз, который готовит и педагогов, и специалистов в различных областях жизни 92,6 2,6 4,9
Данные представления можно разделить на следующие группы.
Первая группа — определяющие, базовые позитивные представления об РГПУ им. А. И. Герцена: известный российский университет; вуз, который готовит и педагогов, и специалистов в различных областях жизни; вуз, который дает качественное высшее образование. Доля
абитуриентов, согласившихся с данным утверждением, колеблется от 92,6% до 81,7%, доля несогласных или не ответивших на вопрос колеблется от 7,4% до 18,3%.
Вторая группа — устойчивые позитивные представления об РГПУ им. А. И. Герцена: один из лучших вузов Санкт-Петербурга; вуз, который обладает положительным имиджем в общественном мнении и СМИ; вуз, где работают высококвалифицированные преподаватели, которые владеют современными методами и технологиями обучения; вуз, диплом которого котируется при приеме на работу. Доля абитуриентов, согласившихся с данным утверждением, колеблется от 74,6% до 66,3%, доля несогласных или не ответивших на вопрос колеблется от 25,4% до 33,7%.
Третья группа — позитивные представления об РГПУ им. А. И. Герцена, которые носят неустойчивый характер: вуз, выпускники которого конкурентоспособны на рынке труда; вуз, где учебный процесс подкреплен современной материально-технической базой; вуз, где идет интересная, насыщенная студенческая жизнь. Доля абитуриентов, согласившихся с данным утверждением, колеблется от 48,9% до 42,9%, доля несогласных или не ответивших на вопрос — от 51,1% до 67,1%.
3.2. Уровень информированности об РГПУ им. А. И. Герцена.
4/5 из числа опрошенных абитуриентов (82,8%) нуждаются в дополнительной информации об РГПУ им. А. И. Герцена.
Абитуриенты хотели бы получить дополнительную информацию: 4/5 абитуриентов — об условиях поступления (81,8%), половина абитуриентов — о возможностях будущего трудоустройства (51,7%), 1/3 часть абитуриентов — о студенческой жизни (30,2%) и о деятельности факультетов (29,5%), % часть абитуриентов — об образовательных программах (26,5%) и 1/6 часть абитуриентов — о многоуровневой системе образования (16,6%).
4. ВЫБОР ФАКУЛЬТЕТА
На вопрос о том, выбрал ли абитуриент факультет, на котором хотел бы учиться в Герценов-ском университете, ответы распределились так: 81,9% из числа опрошенных ответили утвердительно, а 18,1% — отрицательно.
При этом 77,8% абитуриентов назвали конкретный факультет (институт), где они бы хотели учиться: иностранных языков — 9%, управления — 8,2%, психолого-педагогический — 8%, физической культуры — 6,1%, коррекционной педагогики — 5,4%, биологии — 4,2%, юридический — 3,7%, филологический — 3,3%, географии — 3%, химии — 3%, детства — 2,7%, философии человека — 2,7%, социальных наук — 2,4%, математики — 2,4%, экономики — 2,4%, информационных технологий — 1,5%, изобразительного искусства — 1,5%, безопасности жизнедеятельности — 1,2%, технологии и предпринимательства — 0,9%, физики — 0,9%, музыки — 0,6%, естествознания — 0,3%.
Самыми популярными являются факультеты иностранных языков (9%), управления (8,2%), психологии (8%), физической культуры (6,1%) и коррекционной педагогики (5,4%).
5. ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ
На вопрос о выборе специальности ответы абитуриентов распределились так: 47,7% из числа опрошенных абитуриентов сделали свой выбор специальности, а 52,3% — не определились в своем профессиональном выборе.
При этом 47,7% абитуриентов назвали конкретные виды специальностей. Количество и наименование специальностей получилось достаточно разнообразным. Поэтому была произведена весьма условная группировка:
Сфера/специальность % Сфера/специальность %
Педагогическая деятельность Управление, право, экономика, гуманитарные технологии
Преподаватель/педагог/учитель 8,8
Коррекционная педагогика 5,2 Переводчик, лингвист, иностранные языки 7,3
Психология 4,3 Менеджмент 3,3
Тренер, преподаватель физ. культуры 2,1 Право, юриспруденция 2,4
Социально-экономическое образование 0,6 Экономика 1,5
ВСЕГО 21,0 Экология 1,2
Области знания Государственное управление 0,6
Астрономия 0,3 Связи с общественностью 0,6
Биология 0,3 Реклама 0,3
Программирование 0,3 ВСЕГО 17,2
Краеведение 0,3 Творчество
ВСЕГО 1,2 Дизайн 0,6
Изобразительное искусство 0,3
ВСЕГО 0,9
На первое место вышло стремление абитуриентов к педагогической деятельности (21,0% опрошенных), на второе — стремление к деятельности в сфере управления, права, экономики, гуманитарных технологий (17,2% опрошенных), на третье место — стремление к деятельности в различных областях знания (1,2% опрошенных), на четвертое — стремление к творческой деятельности (0,9% опрошенных).
На вопрос анкеты «Почему Вы выбрали эту специальность, факультет?» ответы с абитуриентов распределились так:
Варианты ответов Данные в %
Это мое призвание 52,3
По этой специальности реально трудоустроиться 22,8
Это престижная профессия 22,5
Открывает перспективы карьерного роста 22,5
Дает возможность высокого заработка 19,1
Рекомендовали учителя 10,2
Рекомендовали родители 7,7
Посоветовали друзья и знакомые 6,2
Приемлемая стоимость обучения 5,5
Легко поступить 3,7
Семейные традиции 3,1
Данные исследований показывают, что для абитуриентов, посетивших день открытых дверей, свойственен осознанный, рациональный выбор будущей профессии.
Осознанность выбора проявляется в том, что 52,3% абитуриентов ответили, что выбор будущей профессии обусловлен тем, что «это — призвание». Рациональность выбора проявляется в том, что от 22,8% до 19,1% опрошенных выделили в качестве мотивов выбора будущей профессии следующие варианты: «по этой специальности реально трудоустроится», «это престижная профессия», «открывает перспективы карьерного роста» и «дает возможность высокого заработка» — 19,1%.
Доля внешних факторов, которые оказали влияние на выбор будущей профессии, колеблется от 10,2% до 5,5%. К числу внешних факторов относятся такие: «рекомендовали учителя», «рекомендовали родители», «посоветовали друзья и знакомые», «приемлемая стоимость обучения».
К сожалению, такой важный фактор, как «семейные традиции», оказывает несущественное влияние на выбор будущей профессии. На него указали только 3,1% опрошенных абитуриентов.
6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ
В ходе исследования были выявлено четыре потока, из которых абитуриенты получали информацию об интересующем их вузе, факультете, специальности. Среди них: городской поток информации, специализированный поток информации, информационно-рекламная деятельность вуза и общественное мнение о вузе.
Опрос абитуриентов выявил следующие результаты.
6.1. Городской поток информации.
Источник информации Данные в % Ранг
Городские СМИ 16,0 1 место
Радио 15,4 2 место
Наружная реклама 8,3 3 место
Телевидение 6,8 4 место
Источник информации Данные в % Ранг
Реклама в метро 6,8 5 место
«Желтые страницы» 4,3 6 место
Коэффициент упоминаемости 9,6
Таким образом, городские СМИ (16,0% опрошенных), радио (15,4% опрошенных) и наружная реклама (8,3% опрошенных) являются основными источниками информации о вузе, факультете, специальности.
6.2. Специализированный поток информации для абитуриентов.
Источник информации Данные в % Ранг
Справочники для абитуриентов 38,5 1 место
Беседы с учителями 25,5 2 место
Образовательные выставки 9,8 3 место
Коэффициент упоминаемости 24,6
Таким образом, справочники для абитуриентов (38,5% опрошенных) и беседы с учителями (25,5% опрошенных) являются основными источниками информации о вузе, факультете, специальности.
6.3. Информационно-рекламная деятельность вуза.
Источник информации Данные в % Ранг
Дни открытых дверей 50,8 1 место
Интернет-сайт вуза 22,8 2 место
Листовки (буклеты) о деятельности вуза 13,2 3 место
Коэффициент упоминаемости 28,9
Таким образом, дни открытых дверей (50,8% опрошенных) и Интернет-сайт вуза (22,8% опрошенных) является основными источниками информации о вузе, факультете, специальности.
6.4. Общественное мнение о вузе.
Источник информации Данные в % Ранг
Люди, с мнением которых считаюсь 20,3 1 место
Мнение родителей, родственников 19,4 2 место
Мнение друзей 18,2 3 место
Коэффициент упоминаемости 19,3
Таким образом, люди, с мнением которых считаются (20,3% опрошенных), мнение родителей, родственников (19,4% опрошенных) и мнение друзей (18,2% опрошенных) являются основными источниками информации о вузе, факультете, специальности.
6.5. Рейтинг видов информации.
Сравнительный анализ информационных потоков показывает, что информационно-рекламная деятельность вуза и специализированная информация являются основными источниками информации для абитуриентов (соответственно — 28,9% и 24,6%). Существенную роль для абитуриентов играет и то, как воспринимается данный вуз в общественном мнении (19,3%). А вот городской поток информации имеет для них второстепенное значение (9,6%).
Т. В. Болвашенкова, начальник управления внешних связей, В. Г. Зарубин,
заведующий кафедрой прикладной социологии,
Н. Ю. Белякова, начальник отдела исследования рынка образовательных услуг управления внешних связей