ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2015. № 3/4
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ О.В. Ковалева, Б.С. Белозеров*
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ БРИКС
O.V. Kovaleva, B.S. Belozerov
POTENTIAL MECHANISMS OF ENSURING GLOBAL ENERGY SECURITY WITHIN BRICS
Статья посвящена вопросам энергетической безопасности в рамках БРИКС, а именно созданию Энергетической ассоциации БРИКС как потенциального механизма обеспечения устойчивого энергоснабжения для потребителей и стабильного спроса для поставщиков. Обоснована целесообразность создания Энергетической ассоциации, предложена ее структура, полномочия и повестка, а также обозначен энергетический вектор сотрудничества стран БРИКС и приведена оценка влияния укрепления связей в энергетике и экономике внутри пространства БРИКС на глобальный рынок.
Ключевые слова: глобальный энергетический рынок, энергетическая безопасность, энергетическая ассоциация БРИКС, ценовой коридор, хедж-политика.
The article is devoted to the issues of energy security within BRICS connected with creation of the Energy Association of BRICS as a potential mechanism to ensure sustainable energy supply for consumers and stable demand for suppliers. The authors provided the rational for the creation of the Energy Association, proposed possible structure of the Association, its mandate and agenda. Furthermore, the article outlines Energy vector of cooperation within BRICS and estimates the impact of the strengthening of relations in the energy sector and the economy on the global market.
Key words: global energy market, energy security, The Energy Association of the BRICS, price range, hedge policy.
Сегодня БРИКС позиционирует себя как неформальное межгосударственное объединение быстро развивающихся стран с ресурсоемкими экономиками, служащее эффективной платформой для совместного поиска ответов на глобальные экономические и политические вызовы. Большой экономический, технологический и человеческий потенциал объединения и коорди-
* Ковалева Олеся Витальевна — магистрант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]. Белозеров Борис Сергеевич — студент Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России. E-mail: [email protected]
нация усилий в решении схожих внутренних проблем позволяют ему претендовать на роль движущей силы развития глобальной экономики.
Современные геополитические и экономические реалии актуализируют проблему формирования механизмов энергетической дипломатии и обеспечения энергетической безопасности на региональном и глобальном уров-нях1. В рамках стратегии развития БРИКС предлагается создать Энергетическую ассоциацию, внутри которой будут образованы Резервный банк топлива и Институт энергетической политики. Деятельность ассоциации будет направлена на обеспечение энергетической безопасности стран-участниц, т.е. на создание таких условий, при которых потребитель имеет устойчивое энергоснабжение, а поставщик — стабильный спрос2. В круг основных задач ассоциации входит обеспечение бесперебойных потоков энергоресурсов по стабильным и разумным ценам, а также развитие технологического и инвестиционного сотрудничества. В настоящее время структура, полномочия и глобальная повестка ассоциации не определены, она существует только в форме инициативы в рамках проекта стратегии сотрудничества стран БРИКС.
Ключевые пункты:
1. Обоснование целесообразности создания Энергетической ассоциации
БРИКС. Энергетический вектор сотрудничества — один из ключевых аспектов взаимодействия в формате БРИКС3. Доля стран БРИКС на мировом энергетическом рынке составляет 36%, при этом по 20—25% приходится на нефть и газ, 65% — на угольную энергетику (Китай, Индия, ЮАР)4. Потенциал для энергетического сотрудничества огромен: диверсификация источников энергии, расширение долгосрочных поставок, развитие энергетической инфраструктуры, привлечение инвестиций.
Таким образом, ожидаемая структура мирового потребления энергии и тенденции изменения и перераспределения спроса на энергоресурсы в целом благоприятны для России, однако на сегодняшний день ее трудно назвать влиятельным игроком глобального энергетического рынка5. Падение цен на нефть, нестабильность спотовых контрактов, зависимость от экспорта вынуждают Россию играть по правилам западной энергетической политики. Партнеры по БРИКС, в свою очередь, также заинтересованы в повышении
1 См.: Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: Экономика, политика, практика. М., 2005.
2 См.: Сапир Ж.Энергобезопасность как всеобщее благо //Россия в глобальной политике. 2006. № 6. URL: http://www.globalafrairs.ru/number/n_7780 (датаобращения: 15.10.2015).
3 Стратегия экономического партнерства БРИКС // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. 2015. URL: http://brics2015.ru/documents/ (дата обращения: 15.10.2015).
4BP Statistical Review of World Energy. June 2015. URL: http://www.bp.com/content/dam/ bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf (дата обращения: 15.10.2015).
5 BP Energy Outlook 2035. February 2015. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/ energy-economics/energy-outlook-2015/bp-energy-outlook-2035-booklet.pdf (дата обращения: 15.10.2015); Канет Р., Мулюкова Д. Средство от ресурсного проклятья // BRICS Business Magazine. 2015. № 6(10). URL: http://bricsmagazine.com/ru/articles/sredstvo-ot-resursnogo-proklya-tiya (дата обращения: 15.10.2015).
стабильности и управляемости рынка энергоресурсов в целях долгосрочного стратегического планирования роста и развития национальных экономик.
2. Предполагаемая структура Энергетической ассоциации и ее функции.
На основе анализа существующих практик и концепций, а также с учетом трендов мировой экономики и энергетики мы предлагаем следующую структуру Энергетической ассоциации БРИКС. Основным органом может стать Совет Энергетической ассоциации, уполномоченный решать любые вопросы, возникающие в рамках ее деятельности. В качестве его членов мы видим министров энергетики и министров торговли и промышленности стран БРИКС, а также представителей научной среды, в частности Института энергетической политики БРИКС. Такой состав участников, с нашей точки зрения, позволит Совету функционировать в условиях плюрализма мнений и компетенций, что положительно повлияет на эффективность его работы.
Институт энергетической политики мы предлагаем разделить на два агентства: одно должно заниматься анализом мирового энергетического рынка и выдвижением предложений по взаимовыгодным объемам торговли энергоресурсами для стран БРИКС, второе — анализировать частные сделки в энергосекторе и выдавать рекомендации для компаний стран БРИКС по наиболее выгодным условиям конкретных торговых соглашений. Иными словами, Институт энергетической политики БРИКС видится нам как некий консультативный и арбитражный орган, сначала анализирующий глобальный рынок, затем предлагающий выгодные решения на стратегическом (рекомендованные квоты взаимной торговли, перераспределение потоков энергоресурсов), а потом и на тактическом уровнях (конкретные рекомендации по сделкам, балансировка интересов и заключение наиболее выгодных контрактов).
Резервный банк топлива, помимо собственно функции глобального резерва на случай кризиса поставок энергоресурсов, мог бы осуществлять своего рода хедж-политику. В целях увеличения энергетической безопасности, а также стабилизации мировых цен на энергоресурсы предлагается ввести ценовой коридор на часть поставок энергоресурсов внутри стран БРИКС. Импортно-экспортные квоты, предложенные Институтом энергетической политики, торгуются в рамках определенного достаточно узкого ценового коридора, устанавливаемого Резервным банком на основе прогнозов по спросу и предложению энергоресурсов раз в пять лет. Все изменения рыночных цен на энергоресурсы в рамках взаимной торговли стран БРИКС пересчи-тываются в изменения в рамках ценового коридора, т.е. определенная часть импорта-экспорта энергоресурсов становится как для производителей, так и для потребителей почти стабильной.
3. Определение глобальной повестки Энергетической ассоциации. Среди первостепенных вопросов глобальной повестки Энергетической ассоциации мы выделили следующие:
1. Анализ состояния энергетических отношений стран БРИКС;
2. Рекомендации относительно размера взаимных импортно-экспортных квот;
3. Установка ценового коридора;
4. Оценка объема необходимых запасов топлива в резервном банке и разработка механизма обновления запасов;
5. Содействие проведению совместных разработок новых энергетических технологий;
6. Привлечение прямых иностранных и внутренних инвестиций.
4. Влияние на глобальный энергетический рынок. Создание энергетического механизма БРИКС изменит конфигурацию основных игроков глобального энергетического рынка и сделает его многополярным. Влияние на конъюнктуру рынка перераспределится с Запада (крупные частные компании западных стран контролируют около 40% мировой добычи нефти и чуть более 50% добычи газа) и ОПЕК на более широкий спектр стран.
Как мы видим, концепция Энергетической ассоциации стран БРИКС имеет под собой серьезные экономические и энергетические обоснования. Институт энергетической политики позволит поставить торговлю стран и компаний стран БРИКС на твердую аналитическую основу для максимизации взаимной выгоды, а собственный регулирующий механизм позволит преодолеть волатильность цен на энергоресурсы, что увеличит уровень энергетической безопасности стран БРИКС и позволит осуществлять хедж-политику, что важно как для производителей, так и для потребителей. Укрепление связей в энергетике и экономике внутри пространства БРИКС неизбежно скажется на мировом рынке, сделав его более диверсифицированным, стабильным и устойчивым к кризисам. Претворение этих планов в жизнь является ключевой задачей для дальнейшего развития эффективного и взаимовыгодного сотрудничества БРИКС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: Экономика, политика, практика. М., 2005.
Канет Р., Мулюкова Д. Средство от ресурсного проклятья // BRICS Business Magazine. 2015. №6(10). URL: http://bricsmagazine.com/ru/articles/sredstvo-ot-resursnogo-proklyatiya
Сапир Ж. Энергобезопасность как всеобщее благо // Россия в глобальной политике. 2006. № 6. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
Стратегия экономического партнерства БРИКС // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС.2015. URL:http://brics2015.ru/documents/
BP Energy Outlook 2035. February 2015. URL: http://www.bp.com/content/dam/ bp/pdf/energy-economics/energy-outlook-2015/bp-energy-outlook-2035-booklet.pdf
BP Statistical Review of World Energy. June 2015. URL: http://www.bp.com/con-tent/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf