УДК 81'276
DOI 10.24147/2413-6182.2021.8(4). 790-809
ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867
(ПОТЕНЦИАЛЬНО) ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В РЭП-БАТТЛАХ
М.А. Климова1, И.В. Муфазалова2
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия)
Аннотация: Изучаются прецедентные феномены в рэп-баттлах. Цель исследования - выявить особенности функционирования прецедентных феноменов в рамках коммуникативных стратегий самопрезентации и дискредитации и прецедентный потенциал единиц рэп-дискурса. Материалом для исследования послужили наиболее известные и резонансные русскоязычные баттлы с участием таких исполнителей, как Охххутишп, Слава КПСС, ST и Johnyboy. В ходе интент-анализа было установлено, что рассмотренным баттлам свойственно разнообразие тактик и частая их смена в пределах раунда. Прецедентные феномены наиболее активно используются для автохарактеристики, указания на референтную группу, издевки и развенчания притязаний. В отношении социумно-прецедентных имен субкультуры русскоязычного хип-хопа и потенциально прецедентных высказываний был проведен опрос для выявления их соответствия критериям прецедентности: общеизвестности (узнаваемости и воспроизводимости), отсылочности и однозначности интерпретации. Результаты опроса показали, что значительная часть респондентов узнавала единицы и их источник, правильно восстанавливала форму высказываний и верно трактовала их содержание. Примечательна готовность респондентов использовать потенциально прецедентные высказывания, особенно в трансформированном виде, за пределами рэп-дискурса, преимущественно в неформальном общении. Сделан вывод о том, что активное использование прецедентных феноменов в рамках рэп-дискурса и появление потенциально прецедентных единиц свидетельствуют о значительном влиянии рэп-баттлов на русскую лингвокультуру.
Ключевые слова: прецедентный феномен, рэп-дискурс, рэп-баттл, коммуникативная стратегия, потенциальная прецедентность.
Для цитирования:
Климова М.А., Муфазалова И.В. (Потенциально) прецедентные феномены в рэп-баттлах // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8. № 4. С. 790-809. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).790-809.
Сведения об авторах:
1 Климова Маргарита Андреевна, кандидат филологических наук, доцент департамента прикладной лингвистики и иностранных языков
©М.А. Климова, И.В. Муфазалова, 2021
2 Муфазалова Ирина Вадимовна, студент 4-го курса образовательной программы бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Контактная информация:
12 Почтовый адрес: 603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12
1 E-mail: mfokina@hse.ru
2 E-mail: irinemfzlv@gmail.com Дата поступления статьи: 28.04.2021 Дата рецензирования: 24.05.2021 Дата принятия в печать: 08.11.2021
Введение
Рэп-баттлы - уникальный социально-культурный феномен, представляющий собой словесный поединок, участниками которого являются исполнители рэп-музыки или приверженцы хип-хоп культуры, а в качестве зрителей выступают поклонники данных исполнителей, а также заинтересованные в рэпе и хип-хопе люди. Рэп-баттлы стали неотъемлемой частью массовой культуры и на пике своей популярности в России собирали огромную аудиторию онлайн. Сегодня баттлы частично потеряли свою актуальность и аудиторию из-за ухода со сцены таких популярных баттл-рэперов, как Оксимирон и Гнойный. Однако сам жанр нельзя считать умирающим: появляются новые площадки и исполнители. Действительно, о рэп-баттлах перестали говорить в СМИ, но поскольку на пике своей популярности они привлекали столь много внимания, спустя несколько лет мы можем увидеть, какой след оставило данное явление. Популярность баттлов в медиасреде позволяет сделать предположение о том, что некоторые из наиболее успешных высказываний рэп-исполнителей будут закреплены в среде поклонников, других представителей хип-хопа и, возможно, более широкой аудитории, т. е. можно говорить об их потенциальной прецедентности.
Важно отметить, что хотя баттлы, как и песни, считают жанром рэпа, необходимо различать рэп-дискурс и дискурс рэп-баттлов: у баттлов есть свои композиция, стилистика и содержание [Лассан 2018а, б], что позволяет говорить о них как о принципиально ином жанре. Данная статья посвящена прецедентным феноменами в рэп-баттлах и представляет собой анализ того, в каких тактиках стратегий дискредитации и самопрезентации они обычно используются и какие из высказываний, рожденных в дискурсе рэп-баттлов, становятся прецедентными.
Рэп как часть субкультуры хип-хопа и, в частности, баттл-рэп становятся объектом рассмотрения как в отечественной, так и в зарубежной академической среде. Рэп активно изучается в рамках культурологии [Фро-
лова 2015; Serpinskaya 2018] и социологии [Martinez 1997; Androutsopoulos 2010; Bramwell, Butterworth 2019]. Лингвистические исследования уделяют внимание особенностям языка рэп-дискурса [Mataruga 2011; Cotgrove 2018; Werner 2019] и специфике русскоязычного рэпа [Лассан 2018а, б; Колесников 2014; Гриценко, Дуняшева 2013; Карпушкин, Шмелева 2011]. Установлено, что тексты рэп-дискурса имеют ряд отличительных особенностей, в частности широкое употребление сниженной лексики и разнообразие выразительных средств на лексическом уровне, а также эллипсис на синтаксическом уровне [Степанов, Болотова, Леонова 2018].
Русский рэп нацелен на привлечение внимания, сопротивление, протест и критику, как и свой предшественник - американский рэп. Однако в настоящее время русский рэп имеет ряд собственных особенностей, а хип-хоп культура, переняв социокультурные особенности, адаптировалась к российским реалиям. В отличие от американского варианта, русский рэп более лиричен. Данную тенденцию можно связать с традициями отечественной лингвокультуры и, в первую очередь, с русским литературным наследием. Наконец, для русского рэпа значительно меньше, чем для аф-роамериканского, характерны мотивы исключительности, избранности, лидерства и превосходства [Гриценко, Дуняшева 2013], а также мизоги-ния [Дуняшева 2012].
Изучив эволюцию жанра рэп-баттлов, можно с уверенностью сказать, что его тексты претерпели много изменений и их природу можно назвать двойственной. С одной стороны, рэперы отдают предпочтение таким языковым средствам, как обсценная и сниженная лексика, иноязычные обращения и ругательства и др. С другой стороны, происходит постепенная интеллектуализация образцов жанра, связанная с усложнением смысла текста, требующим дополнительных усилий слушателя или зрителя для его интерпретации, и выражающаяся с помощью метафориза-ции, иронии, языковой игры и интертекстуальных связей [Петрова, Ра-цибурская 2011; Рацибурская 2015]. Под интертекстуальностью понимается наличие в тексте элементов, которые, вследствие целенаправленной авторской стратегии или же безотносительно его интенции, активируют в сознании читателя другие, прочитанные им ранее тексты [Малаховская 2007].
Интертекстуальность весьма широко используется в текстах рэп-баттлов, так как является одним из самых успешных способов «украшения» текста. Особый интерес вызывает использование в текстах дискурса рэп-баттлов прецедентных феноменов как частного случая интертекстуальности. Вслед за В.В. Красных мы понимаем под прецедентными широко известные, когнитивно значимые и регулярно воспроизводимые феномены национально-лингвокультурного сообщества, представляющие собой имена, тексты, высказывания или ситуации [Красных 1998]. Для рэп-дискурса характерно активное использование как внутридискурсивой
прецедентности, т. е. многочисленны упоминания имен известных рэпе-ров и цитат из баттлов и песен, так и «внешней» прецедентности, апеллирующей к универсальным либо национально-культурным феноменам [Колесников 2014].
Нельзя не отметить схожесть жанров рэп-баттлов и политических дебатов в западной традиции [Степанов, Болотова, Леонова 2018]. Оба жанра являются вариациями агонального дискурса, т. е. выражают идеи состязательности и враждебности, и имеют общие признаки и схожи по организации. Агональность данных жанров проявляется в коммуникативных стратегиях и тактиках, реализуемых авторами в своих текстах. В отличие от политического дискурса, речевые стратегии и тактики которого становились объектом активного изучения [Заикина 2011; Паршина 2004; Фокина 2015], дискурс рэп-баттлов недостаточно исследован в аспекте интенций исполнителей и их реализации.
По нашему мнению, в таком жанре выступления, как рэп-баттл, основными интенциями рэп-исполнителей являются компрометация соперника и самопредставление. Данным интенциям сопоставимы стратегии дискредитации и самопрезентации. Под дискредитацией понимается потеря доверия к кому-либо и совокупность речевых действий, имеющих целью вызвать сомнение в чьих-либо положительных качествах [Иссерс 2008]. Самопрезентация понимается как самопредставление оратора публике для формирования положительного образа и отношения, завоевания авторитета [Киянова 2017]. В русском языке для реализации данных стратегий часто используется метафорический потенциал прецедентных феноменов [Фокина 2015].
Изучение прецедентных феноменов в рамках коммуникативных стратегий и тактик проводилось на материале политического дискурса [Дмитриева, Голомидова 2019; Фокина 2015]. В отношении рэп-дискурса А.А. Колесниковым сделан вывод о том, что прецедентные имена используются для введения в текст культурного маркера, который будет понятен и воспринят большинством представителей данной социальной группы [Колесников 2014]. Однако работ о функционировании прецедентных феноменов в рамках стратегий дискредитации и самопрезентации в рэп-баттлах еще не было представлено.
Для единиц, являющихся частью текста баттла и имеющих прецедентный потенциал ввиду его значимости для сообщества, актуален вопрос установления прецедентного статуса. На наш взгляд, вопрос о причислении данных феноменов к разряду социумно-прецедентных возможно решить с использованием критериев прецедентности, включающих общеизвестность, образность, отсылочность, культурную и когнитивную значимость, осознанность использования и однозначность интерпретации [Фокина 2017]. Общеизвестность обеспечивается через узнаваемость и воспроизводимость и является сильным критерием, однако ограни-
ченность данного критерия временными, социальными и территориальными рамками, а также его немаркированность обусловливают необходимость учета других критериев. В качестве сопутствующих для узнаваемости были выбраны критерии отсылочности и однозначности интерпретации, актуальные с точки зрения воспринимающего сознания. Таким образом, в контексте данного исследования интерес представляют узнаваемость прецедентного высказывания представителями сообщества, наличие знаний об источнике высказывания и однозначное понимание его содержания.
Цель исследования - выявить особенности функционирования прецедентных феноменов в рамках коммуникативных стратегий самопрезентации и дискредитации и проанализировать, какие из высказываний, рожденных в рэп-баттлах, становятся прецедентными. В соответствии с этим исследование было поделено на два этапа, посвященных анализу прецедентных феноменов в тактиках стратегий самопрезентации и дискредитации и прецедентному потенциалу высказываний соответственно.
Материал и методы исследования
Эмпирический материал представили расшифровки наиболее просматриваемых видеозаписей рэп-баттлов в российском сегменте YouTube:
• VERSUS X SLOVOSPB: Oxxxymiron VS Слава КПСС (Гнойный]1, 14 августа 2017 г. (49 622 826 просмотров]
• VERSUS #5 (сезон III]: Oxxxymiron VS ST2, 19 июня 2016 г. (26 813 607 просмотров]
• VERSUS #1 (сезон III]: Oxxxymiron VS Johnyboy3, 12 апреля 2015 г. (53 316 061 просмотр]
Перечисленные рэп-баттлы становились мощными инфоповодами для СМИ: исполнителей приглашали на телевидение4 и посвящали им выпуски новостных программ5.
На первом этапе исследования был проведен интент-анализ первых двух из перечисленных баттлов на предмет использования прецедентных феноменов в реализации стратегий самопрезентации и дискредитации. Необходимо отметить, что, хотя в свободном доступе в сети «Интернет» можно найти тексты баттлов, снабженные пояснениями (см., напр.: https://genius.com/12517313], в выборе отрезков текста, достойных ком-
1 URL: https://www.youtube.com/watch?v=v4rvTMBCJD0&ab_channel=versusbattleru.
2 URL: https://www.youtube.com/watch?v=gGuYELy8w6s&ab_channel=versusbattleru.
3 URL: https://www.youtube.com/watch?v=MVouMFKmaeI&ab_channel=versusbattleru.
4 Гнойный и Хан Замай о рэп-баттлах в программе «Агора» телеканала Культура -Россия 24. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pE0skC2tq-A; Oxxxymiron в гостях у Ивана Урганта. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Lu KTzz8XJR0 (дата обращения: 01.10. 2021).
5 Рэп-баттл Oxxxymiron vs Гнойный стал одним из самых обсуждаемых событий августа // Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/news/2017-09-03/331922rep_battl_ oxxxymiron_vs_gnoynyy_stal_odnim_iz_samyh_obsuzhdaemyh_sobytiy_avgusta/.
ментария, составители не руководствуются какими-либо научными понятиями, а скорее разъясняют слова и выражения, наименее понятные среднему читателю или зрителю. Данные комментарии могут служить отправной точкой исследования прецедентных феноменов в баттлах и особенно полезны в вопросах распознавания и трактовки социумно-прецедентных феноменов. Тем не менее подобные ресурсы не могут рассматриваться как исчерпывающий список прецедентных феноменов в анализируемых баттлах.
Поскольку второй этап исследования затрагивал критерии преце-дентности, актуальные с точки зрения воспринимающего сознания, в качестве основного метода исследования был выбран опрос посредством Google Form. Из представленных баттлов были выбраны 10 высказываний. Материал был разделен на две группы: высказывания (1]-(4], содержащие прецедентные феномены, и высказывания (5]-(10], имеющие потенциал стать прецедентными:
(1] Я подписался на Black Star... но только в Instagram^ (ST).
(2] Ты Ресторатор на минималках (Oxxxymiron].
(3] Рядом с тобою даже Johnyboy был трушный пацан (Oxxxymiron].
(4] Я твой личный Noize MC, ты мой личный Хованский (Johnyboy).
(5] Я здесь чисто по фану, поглумиться над слабым (Oxxxymiron].
(6] Лучше я сдохну е...учим ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой! (Гнойный].
(7] Нет, у меня тоже есть скелеты в шкафу. Но это скелеты тех, с кем я баттлился раньше (Oxxxymiron].
(8] Сегодня ты смотришь батлы без панчей, а завтра - порнуху без баб (Гнойный].
(9] Но только раненый лев - это все еще лев, а здоровый шакал остается шакалом (Oxxxymiron].
(10] Ты забавный косплей на меня (Oxxxymiron].
Что касается высказываний (1]-(4], следует заметить, что социум-но-прецедентные имена, используемые в них, имеют источником рэп-дискурс, в отличие от самих фраз, порожденных именно дискурсом рэп-баттлов, а значит, могут быть знакомы поклонникам не только данного жанра, но и всей субкультуры в целом.
Также важно отметить, что высказывания (5]-(10] были отобраны для исследования их потенциальной прецедентности на основании того, что все они уже получили распространение за пределами породивших их текстов. Так, некоторые из них используются в других баттлах, например высказывание Оксимирона: Но только раненый лев - это всё еще лев, а здоровый шакал остается шакалом - употребляется баттлером АО (в баттле против Сережи Сотникова Рэпера: https://www.youtube.com/watch?v=_EO dyW-5y5E&]. Однако, некоторые из приведенных фраз можно встретить и вне дискурса рэп-баттлов. Например, уже упомянутое высказывание: Но
только раненый лев - это всё еще лев, а здоровый шакал остается шакалом - нашло применение в меме (https://vk.com/wall-8722610_25729871], а высказывание: Ты забавный косплей на меня - стало названием для фан-фика (https://ficbook.net/readfic/6166846]. Необходимо отметить, что становление прецедентности представляет собой постепенный процесс, интересный для изучения за счет своей многоаспектности. Использование высказываний из рэп-баттлов в других образцах жанра или за пределами хип-хопа демонстрирует соответствие критерию воспроизводимости, однако для обоснованности выводов следует также учитывать другие критерии прецедентности, в первую очередь степень узнаваемости данных высказываний среди поклонников, а также среди более широкой аудитории.
Для каждого высказывания из первой группы респондентам предлагались два раздела. В первом разделе содержался вопрос: «Знакома ли Вам эта фраза?» Если на этот вопрос был дан отрицательный ответ, респонденту предлагался первый раздел для следующего высказывания, если положительный - следующие вопросы:
• «Где вы слышали эту фразу?»
• «Знаете ли Вы, кто является автором этого высказывания?»
• «Впишите имя / псевдоним автора: (пропустите, если ответили "нет"]».
• «Что такое / Кто такой / Кто такие {прецедентное имя другого исполнителя}?»
• «Объясните значение этой фразы. Может быть, Вы знаете, что имеет в виду автор? Постарайтесь, пожалуйста, дать развернутый ответ».
Для каждого высказывания из второй группы респондентам также предлагались два раздела. Первый состоял из одного вопроса. Из каждого высказывания было исключено слово или словосочетание, например: «Ты забавный__на меня». Далее респонденту предлагалось самостоятельно заполнить пропуск или выбрать один из следующих ответов: «Слышал(а) фразу, но затрудняюсь вставить пропущенное слово», «Не слышал(а] фразу и затрудняюсь вставить пропущенное слово». Наше исследование фокусировалось на знакомстве респондентов именно с дискурсом рэп-баттлов, поэтому, если респондент выбирал последний ответ, т. е. не узнавал данную фразу, ему / ей предлагалось следующее по списку высказывание, и респондент не допускался к основному блоку вопросов, представленных далее. Если респондент, напротив, заполнял пропуск или выбирал вариант ответа: «Слышал(а] фразу, но затрудняюсь вставить пропущенное слово», - предлагались следующие вопросы:
• «Где вы слышали эту фразу?»
• «Легко ли Вам удалось вставить пропущенное слово?»
• «Знаете ли Вы, кто является автором этого высказывания?»
• «Впишите имя / псевдоним автора. Пропустите, если ответили "нет"».
• «Как Вы понимаете значение этой фразы? Может быть, Вы знаете, что имеет в виду автор? Постарайтесь, пожалуйста, дать развернутый ответ».
• «Оцените, могли бы ли Вы употребить эту фразу. (По шкале от 1 до 5, где 1 - точно бы не употребил(а], 5 - точно употребил(а] бы».]
• «Как Вам кажется, в каких сферах / ситуациях было бы уместно использовать данную фразу?»
В последнем разделе опроса респондентам предлагалось выбрать те утверждения, которые характеризуют их отношении к рэп-культуре:
• «Слушаю песни русскоязычных рэп-исполнителей (Слава КПСС и другие]».
• «Слушаю песни зарубежных рэп-исполнителей (Eminem и другие]».
• «Смотрю русскоязычные рэп-баттлы (VersusBattle, Slovo и другие]».
• «Смотрю зарубежные рэп-баттлы (KOTD и другие]».
• «Не смотрю рэп-баттлы».
• «Не слушаю рэп».
В последний раздел также были включены вопросы о самих респондентах: об их поле и возрасте. Несмотря на то, что баттлы приобрели поклонников разных возрастов, основной их аудиторией является молодежь. Поэтому в процессе распространения нашего опроса мы опирались именно на критерий возраста: анкета распространялась среди студентов НИУ ВШЭ - НН, а также с помощью открытой группы (65 тыс. подписчиков] в социальной сети «ВКонтакте», имеющей целевой аудиторией интересующую нас группу.
Результаты и обсуждение
В ходе первого этапа исследования было установлено, что прецедентные феномены из разнообразных сфер-источников активно задействованы участниками баттлов в реализации стратегий самопрезентации и дискредитации. В частности, в рамках самопрезентации исполнители используют прецедентные феномен для обозначения следующих черт автохарактеристики: разоблачитель (Но я в роли НТВ - кто хочет здесь всю подноготную про SlovoSPB? - Oxxxymiron], революционер в сфере хип-хопа (А я везу вам революцию, как встарь, по дороге из Тушино - Гнойный], непримиримый баттл-рэпер (Осыпаю градом панчлайнов - зови это флоу Мейвезер - Гнойный; Ни респекта, ни понимания - я не Гарри Топор -Oxxxymiron], победитель (Я выиграл два баттла, но Бог любит троицу -ST], живой человек со своими слабостями (Сейчас есть пята ахиллесова - я стал уязвимым... Да года два в шкафу пылиться мой бронежилет /Я по утрам встаю и делаю кофе жене - ST]. Прецедентные имена в текстах Oxxxymiron маркируют референтную, т. е. ценностно близкую исполнителю группу: А теперь за меня эпилог зачитает мой мёртвый хоуми -a.k.a. Николай Гумилёв; это Рембо, вот Гумилёв / Кобейн, Вийон, Лот-
реамон/ Егор Летов и Блок... Это поэты, сила и свет / В них это есть, а в тебе,увы, нет.
В стратегии дискредитации центральное место занимают тактика издевки (Такого уж ни у кого не было, да? / Ни у Оруэлла, ни у Замятина / Это как бы попсовый мотив, который за..бал уже окончательно - Гнойный об альбоме Охххутлгоп; У него лейбл, империя, и он шальной императрица в нем/В объятиях юных кавалеров забывает обо всем - ST; Ты подкован, но подкованной может быть даже блоха - ST) и коммуникативный ход развенчания оппонента в рамках тактики оскорбления (Играть в ковбоев - с...ка, брось этот опыт /Лишь в "Горбатой горе" ты был бы вождь краснож.пых - Гнойный; Весь ваш Оксимирон хваленый, без палочки ноль / Кому вы сдали трон свой - смотрите, он голый король! - ST). Сравнение с прецедентными феноменами также усиливает прямое оскорбление (Как генерал Власов - ты просто мразь и предатель - Гнойный].
Примечательно, что возвышение себя и принижение оппонента зачастую соседствуют в одном выказывании: Есть персонажи: злой ботаник, добрый альфа-самец / А есть реальность, где ты - тряпка в хоре стадных овец / А я как хоббит - Фродо Бэггинс, из романа колец / Я дойду до цели, хотя я них...я не храбрец. В данном примере Охххутлгоп отказывается от коммуникативного хода навешивания ярлыков, однако тем не менее противопоставляет себя оппоненту, используя прямое оскорбление и самопрезентацию с применением метафорического потенциала прецедентного имени. В следующем примере Охххутнюп использует компоненты прецедентного текста для приписывания себе доминантной роли в коммуникации: Я знал, что Готэму нужна фигура Джокера / Но я сам себе режиссер - я тебя создал и снял /Я - Брюс Уэйн и Кристофер Нолан в одном... Да, ты - Джокер, но в моем рукаве. Подобная интенциональная плотность текста может быть связана с его стихотворным началом, предполагающим информативное богатство при ограниченном объеме плана выражения.
Опрос, проведенный в рамках второго этапа исследования, прошло 267 респондентов, для анализа оказалось пригодно 266 ответов. Почти 57 % респондентов были мужчины, 43 % - женщины. Абсолютное большинство - 84 % респондентов - по возрастному признаку отнесли себя к категории людей от 18 до 24 лет. Что касается уровня знакомства наших респондентов с рэп-баттлами и рэп-музыкой в целом, почти 40 % женщин и 32 % мужчин не слушают рэп-музыку и не смотрят рэп-баттлы; 40 % женщин и 31 % мужчин отметили, что они слушают рэп-музыку, но не смотрят рэп-баттлы; 20 % женщин и 37 % мужчин-респондентов знакомы с таким жанром, как рэп-баттл.
Сначала анализировались ответы на вопросы, затрагивающие высказывания (1)-(4), содержащие социумно-прецедентные имена, принадлежащие рэп-дискурсу.
1. Известность высказывания. Каждое высказывание знакомо в среднем 22 % всех респондентов. Наименее известной оказалась фраза (1] - 13,5 %; самой узнаваемой - (2] - 27,7 %. Такие результаты могут быть связаны с популярностью рэп-баттлов, которым принадлежат фразы.
2. Правильное определение источника фразы. В среднем 44,5 % респондентов, указавших, что знают предложенную фразу, правильно определили рэп-баттл. Самый узнаваемый баттл, судя по правильному определению источника высказывания, - баттл Оксимирона и Гнойного: 57 % респондентов правильно указали участников для высказывания (3]. Самым неузнаваемым стал баттл Оксимирона с СТ - 36 % для высказывания (1], что также можно связать с количеством просмотров этих батт-лов. В качестве источника респонденты также называли площадку, на которой проводились баттлы (versusbattle, рвать на битах], а также варианты, указывающие на знакомство с высказываниями в их вторичном использовании (от друзей, социальные сети, мемы].
3. Правильное определение исполнителя (его имени или сценического псевдонима). В среднем 76 % респондентов верно называли автора высказывания. Здесь также просматривается закономерность: доля правильных ответов пропорциональна количеству просмотров батт-ла, которому принадлежит высказывание: 92 % правильно указали автора фразы (2] для баттла Оксимирона и Гнойного и 58 % для фразы (1]. Интересно, что для высказываний (3] и (4] респонденты ошибочно называли автором высказывания его оппонента в баттле (13 и 23 % соответственно], тогда как для высказываний (1] и (2] такой тенденции не наблюдалось - респонденты либо воздерживались от ответа, либо указывали, что не помнят автора.
4. Правильное определение прецедентного имени из высказывания. Поскольку целью первого этапа данного опроса было выяснить, насколько узнаваемы социумно-прецедентные имена рэп-дискурса, под правильным определением прецедентного имени из высказывания подразумевалось описание его носителя. Проверялись следующие прецедентные имена (в скобках представлен номер фразы]: «Black Star» (1], «Ресторатор» (2], «Johnyboy» (3], «Noize MC» и «Хованский» (4]. Так, в среднем 93,5 % респондентов правильно определили, кто или что стоит за прецедентным именем. Наиболее узнаваемое имя - «Johnyboy»: 98 % респондентов из тех, кто знает высказывание, и наименее узнаваемое -«Ресторатор»: 90 % верных ответов. Респонденты давали определение референта прецедентного имени несколькими способами: 1] через деятельность (баттлер, ведущий на версусе, рэпер], 2] через образ оппонента (баттлился с Окси], 3] через национальность (Латыш-репер], 4] через словарное определение лексемы (только для имени «Ресторатор»: Человек, занимающийся ресторанным бизнесом], 5] через внешность (Лысый из клуба 1703].
5. Объяснение смысла высказывания. Респонденты раскрывали смысл фразы тремя способами: 1] с помощью прецедентных имен, не содержащихся в исходном высказывании (в среднем 32 % респондентов из узнавших предложенную фразу], что говорит о том, что прецедентными именами респонденты владеют и, в целом, они им знакомы; также респонденты подключали свои фоновые знания о баттле, авторе высказывания и описываемых в них ситуациях - например, для фразы (1] встретился следующий ответ: Автор, кстати, не был подписан ни на страницу, ни на лейбл, 2] с помощью исходного прецедентного имени (в среднем 28 % респондентов], 3] с помощью общего объяснения, без использования прецедентных имен, посредством предположения, например, для фразы (1]: Шутка с созданием ожиданием и моментальным разрушением ожидания. Ничего серьезного, для (2]: Данная фраза принижает человека по отношению к сравниваемому, для (3]: Издёвка в сторону оппонента, для (4]: ты пытаешься заработать популярность на конфликте со мной, потому что я популярен + угроза избить.
Все высказывания (1]-(4] оказались знакомы 8 % всех мужчин, прошедших опрос, и 2 % женщин, что составило 5 % всех респондентов.
Далее анализировались ответы на вопросы, затрагивающие высказывания (5]-(10], имеющие потенциал стать прецедентными феноменами.
1. Узнаваемость высказывания и самостоятельное заполнение пропуска словом или фразой. На этом этапе опроса респондентам предлагалось самостоятельно вставить пропущенное слово или фразу в исходное высказывание или выбрать один из следующих ответов: «Слышал(а] фразу, но затрудняюсь вставить пропущенное слово», «Не слышал(а] фразу и затрудняюсь вставить пропущенное слово». Приведем исходные высказывания, пропущенные части выделены: (5] Нет, у меня тоже есть скелеты в шкафу. Но это скелеты тех, с кем я баттлился раньше; (6] Сегодня ты смотришь батлы без панчей, а завтра - порнуху без баб; (7] Ты забавный косплей на меня; (8] Я здесь чисто по фану, поглумиться над слабым; (9] Лучше я сдохну е...учим ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой; (10] Но только раненый лев - это все еще лев, а здоровый шакал остается шакалом. Средняя неизвестность высказываний составила 69 %. Интересно, что самым узнаваемым оказалось высказывание (9], а самым незнакомым - (7], хотя фразы и восходят к одному баттлу. Известность фразы (9] может быть обусловлена тем, что данное высказывание намного более экспрессивно, чем (7], поскольку содержит обсценную лексему. Для каждого высказывания в среднем 11 % респондентов затруднялись вставить слово, хотя и отмечали, что слышали фразу, и в среднем 20 % респондентов предлагали свой вариант для заполнения пропуска. Более того, для высказываний (5], (6] и (9] доля последних была значительно больше, чем затруднявшихся, для фразы (10] наоборот, а для (7] и (8] доли оказались примерно равны. Эти наблюдения могут быть объяс-
нены тем, что респонденты легче восстанавливали из памяти одно и два пропущенных знаменательных слова, чем целую фразу, как в примере (10). Для тех респондентов, кто самостоятельно вставил опущенное слово, считалась доля правильных ответов, т. е. дословных совпадений: например, для высказывания (10) неправильными были ответы респондентов, пропустивших слово «здоровый». Так, для каждой исходной фразы в среднем 80 % ответов были правильными. Интересно, что для заполнения пропуска респонденты использовали также синонимы или другие формы пропущенных слов: вместо баба встречались лексемы женщина и девушка, вместо поглумиться - постебаться, посмеяться, вместо кос-плей - коллаж, пародия, байт, дисс. Две последние лексемы используются в среде поклонников баттл-рэпа и хип-хопа в целом. Для примера (9) 9 % респондентов, самостоятельно вставивших слово, опустили обсцен-ную лексему и заполнили пропуск словом ноунейм. Для некоторых фраз респонденты приводили следующие примеры: для баттлился были лексемы трахаться и е...аться, для е...учим ноунеймом был неожиданный ответ в канаве. Более того, для примера (8) одним из респондентов было предложено не только пропущенное слово, но и следующая фраза из текста баттла: Поглумиться над слабым. Ты же вылез из мамы под мой дисс на Бабана.
2. Оценка того, насколько было легко вставить пропущенное слово или фразу. В среднем 62 % респондентов, не ответивших отрицательно на предыдущий вопрос, оценили, что самостоятельное заполнение пропуска словом или фразой им далось легко. Самыми простыми для вспоминания респондентами были оценены фразы (5) и (9), сложными -(7) и (10), что соотносится с тем, что для первых двух высказываний на 20 % больше респондентов самостоятельно заполняли пропуск, чем для последних.
3. Правильное определение источника высказывания (участников баттла). В среднем 39 % респондентов, указавших, что знают предложенную фразу, правильно определили рэп-баттл, что всего на 5 % меньше, чем средняя узнаваемость респондентами источника для высказываний (1)-(4). Самый узнаваемый источник принадлежит высказыванию (6), наименее известный - фразе (5) - 53 % против 33 %. Можно отметить тенденцию, выделенную для высказываний с прецедентными именами (1)-(4), так как высказывание (6) взято из более просматриваемого и резонансного баттла, чем фраза (5).
Интересно, что для высказывания (6) 10 % респондентов, кто вставил слово в пропуск или затруднился ответить, но слышал данное высказывание, правильно отметили источником баттл между Гнойным и Эрнесто Заткнитесь, в то время как 46 % респондентов указали источником баттл между Гнойным и Оксимироном, где данная фраза произносится автором во второй раз и получает наибольшее распространение из-
за большой популярности и медийности последнего баттла. Встретились и такие ответы, где были упомянуты оба рэп-баттла.
4. Правильное определение исполнителя (имени или сценического псевдонима). В среднем 92 % респондентов правильно определяли автора высказывания. Для фразы (6] авторами были ошибочно названы Гарри Топор и Оксимирон, являющиеся, как и автор, баттл-рэперами, а для высказывания (10] были названы Гнойный и Игорь Николаев, причем последний не принадлежит ни рэп-дискурсу, ни дискурсу баттлов.
5. Оценка возможности употребления высказывания. Респонденты оценивали по шкале от 1 до 5, где 1 - «Точно не употребил(а] бы», 5 - «Точно употребил(а] бы», смогли бы они сами использовать каждое высказывание в своей речи. По нашему мнению, целесообразно объединить доли оценок 1 и 2 на основании того, что они обозначают «скорее не употребил(а] бы», и доли оценок 4 и 5 как означающих «скорее употре-бил(а] бы» для более удобного анализа. В таблице представлено процентное соотношение ответов для каждого высказывания.
Доля оценок респондентами возможности употребления высказываний, %
Высказывание Оценки 1 и 2 Оценка 3 Оценки 4 и 5
(5) 69,5 19 11,5
(6) 49,4 10,8 39,8
(7) 47,2 22,2 30,5
(8) 49,4 19,3 31,4
(9) 43,9 22 34,2
(10) 49,9 24,6 32,8
Самая большая доля оценок «4» и «5» встречается у высказываний (6], (9] и (10], что может быть обусловлено экспрессивностью фраз (6] и (9], а также схожестью высказывания (10] с афоризмом по признакам однофразовости и обобщенности значения и др. [Иванов 2020].
6. Сферы возможного употребления высказывания. Респондентам предлагалось предположить, в каких сферах или ситуациях было бы уместно использовать данную фразу. Респонденты выделяли следующие ситуации неформального общения: 1] шутливое общение с друзьями: В шутливой форме между друзьями, по угару с корешами, 2] споры, конфликты: Возможно, когда ты хочешь сказать в споре, что ты чист и тебе нечего скрывать, 3] соревнования: ММА, Когда какое-то испытание, соперничество кажется для тебя лёгкой прогулкой, На шахматном турнире,
4] самопрезентация: В хвалебных целях, ведь она придаёт уверенности в собственных силах и показывает оппоненту, что ты уже проходил некие трудности и выходил из них победителем, Описание своего превосходства,
5] дискредитация: Чтобы указать на деградацию вкусов собеседника, Когда хочешь унизить своего оппонента в споре, показав его ничтожность и
неважность, показав, что вступаешь в дискуссию исключительно веселья ради, 6] шутка: в качестве непритязательной шутки во время общения (но только с близкими друзьями), 7] оскорбление. 8] угроза. Ситуации формального общения: 1] на работе: Начальнику можно сказать, 2] на официальном мероприятии. Более того, респонденты многократно указывали на то, что если во фразах заменить лексику, принадлежащую исключительно дискурсу рэп-баттлов, их можно использовать во многих ситуациях: Как показывает практика перефразированный вариант употребляют вообще везде и повсеместно; Если заменить «смотришь баттлы без панчей» на другой контекст, то практически в любой дискуссии подойдёт. «Сегодня ты [делаешь что-то], а завтра смотришь порнуху без баб»; Если слово «баттлиться» заменить на более понятное «спорить» или подходящее по ситуации, то можно использовать в соревновательных спорах. Мол, «У меня есть скелеты в шкафу, но это скелеты тех, с кем я играл в шахматы раньше», - а также встречались и подобные ответы: Везде, наверное. Фраза довольно универсальная; Да в любой [ситуации].
7. Объяснение смысла высказывания. Респонденты раскрывали смысл фразы несколькими способами: 1] с помощью общего объяснения, без использования прецедентных имен, посредством предположения: Автор непобедим, Повышение собственной значимости, показ «силы» не физической естественно, автор (лев) гораздо выше оппонента (шакала), даже в не оптимальном состоянии; 2] посредством я-конструкций: типа я такой крутой, что всех похоронил на баттл-поприще, я здесь только потому что мне весело унижать человека, слабее меня; 3] с помощью привлечения прецедентных имен автора высказывания или других рэп-исполнителей: Оксимирон говорит эту фразу своему оппоненту в начале баттла, говоря ему, что он пришел не баттлиться, а унижать оппонента, Гнойный упрекает Оксимирона, что он продался после того, как прославился, и говорит что лучше жить без славы, чем как Оксимирон. Также респонденты предпринимали попытки провести лингвистический анализ высказываний, например: Игра слов: фразеологизм «скелеты в шкафу» означает какие-то неприятные секреты, но в данном контексте может употребляться в прямом значении - скелеты поверженных оппонентов в шкафу.
Важно упомянуть, что сами респонденты говорят о том, что высказывания, использованные нами в исследовании, могут стать прецедентными, а их авторов будут цитировать, однако для их закрепления в культуре должно еще пройти время: исключительно в виде шутки, несмотря на удачность фразы, использовать ее в серьезном разговоре не представляется возможным, так как сам автор еще не достиг нужной степени цитируемости и уважения.
Все высказывания (5]-(10] оказались знакомы 11 % всех мужчин, прошедших опрос, и 3 % женщин, что составило 7,9 % всех респондентов.
Выводы
Анализ прецедентных феноменов в рамках коммуникативных стратегий дискредитации и самопрезентации показал, что исследуемые единицы активно используются в обеих стратегиях, в особенности для автохарактеристики, указания на референтную группу, издевки и развенчания притязаний. Прецедентные феномены также характерны для случаев высокой интенциональной плотности текста, при которой обе ключевые стратегии реализуются в рамках одного высказывания.
В отношении социумно-прецедентных и потенциально прецедентных феноменов исследовались их общеизвестность, отсылочность и однозначность интерпретации как критерии прецедентности. Анализ высказываний, содержащих в себе социумно-прецедентные имена рэп-дискурса, показал, что известность фраз тесно связана с популярностью рэп-баттлов-первоисточников, хотя зачастую респонденты узнавали о высказываниях из источников за пределами дискурса рэп-баттлов, что указывает на обширную воспроизводимость единиц. Прецедентные имена, принадлежащие рэп-дискурсу, узнаваемы: респонденты определяли референта прецедентного имени через деятельность, образ оппонента, национальность, словарное определение лексемы и через внешность. При объяснении смысла фраз респонденты демонстрировали осведомленность о коммуникативной ситуации, узнавали и употребляли как использованные во фразе, так и отсутствующие в ней прецедентные имена, использовали свои фоновые знания об участниках, что свидетельствует об отсылочности как актуализации знаний о тексте-источнике.
В отношении потенциально прецедентных высказываний можно сделать вывод об их соответствии критериям прецедентности: значительная часть респондентов узнавала высказывания и их источник, а также верно трактовала их содержание. Что касается возможной воспроизводимости за пределами дискурса рэп-баттлов, респонденты отмечали, что использовать высказывания можно в ситуациях как неформального, так и формального общения, хотя предполагаемые ситуации неофициальной коммуникации отличаются заметно большим разнообразием. Примечательно, что трансформированные высказывания, лишенные тематической лексики субкультуры хип-хопа, по мнению респондентов, обладают расширенными возможностями употребления.
Итак, рэп-баттлы оказывают значительное влияние на современную русскую лингвокультуру. Участники баттлов не только активно используют прецедентные феномены в рамках стратегий самопрезентации и дискредитации, но и сами являются авторами единиц, обладающих высоким коммуникативным потенциалом как в дискурсе рэп-баттлов, так и за его пределами.
Список литературы
Гриценко Е.С., Дуняшева Л.Г. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации // Политическая лингвистика. 2013. № 2. С. 141-147.
Дмитриева А.В., Голомидова М.В. Прецедентные имена исторических деятелей и реалий в поликодовых видеотекстах российской и французской политической рекламы: коммуникативно-прагматический аспект // Научный диалог. 2019. № 8. С. 25-40. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-25-40.
Дуняшева Л.Г. Лингвокультурные особенности конструирования тендера в аф-роамериканском песенном дискурсе (на материале жанров «блюз» и «рэп»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2012. 23 с.
Заикина Ю.А. Речевые средства реализации стратегии самопрезентации в современных политических текстах // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2011. № 9. С. 10-12.
Иванов Е.Е. Афоризм как объект лингвистики: основные признаки // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11, № 4. С. 659-706. DOI: 10.22363/2313-2299-2020-11-4-659-706.
Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008. 284 с.
Карпушкин В.Г., Шмелева Т.В. Русский рэп как текст // «Образ мира, в слове явленный...»: сб. в честь 70-летия проф. Ежи Фарыно / red. R. Bobryka, J. Urban, R. Mnicha. Siedlce, 2011. С. 605-614.
Киянова К.А. Реализация стратегии самопрезентации в публичной речи (на материале выступлений А. Меркель) // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 501-503.
Колесников А.А. Особенности использования прецедентных имен в рэп-дискурсе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2014. № 5. С. 66-71.
Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. М.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
Лассан Э. Рэп-баттлы как культурный и лингвокультурный феномен // Коммуникативные исследования. 2018а. № 3 (17). С. 129-143. DOI: 10.25513/24136182.2018.3.129-143.
Лассан Э.Р. Рэп-баттлы как специфический жанр современной культуры // Жанры речи. 2018б. № 4 (20). С. 313-320. DOI: 10.18500/2311-0740-2018-4-20313-320.
Малаховская М.Л. Интертекстуальные связи в художественном тексте в сопоставительно-переводческом аспекте (на материале произведений К.С. Льюиса): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2007. 21 с.
Паршина О.Н. Приемы реализации стратегии самопрезентации в речи административно-политической элиты // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып. 4. С. 25-34.
Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 155 с.
Рацибурская Л.В. Изучение языковой специфики медийных текстов при подготовке филологов и журналистов // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 2. № 2. С. 160-164. DOI: 10.15643/libartrus-2015.2.10.
Степанов В.Н., Болотова С.К., Леонова А.Р. Жанрово-стилистические признаки рэп-батла // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. С. 204210. DOI: 10.24411/2499-9679-2018-10146.
Фокина М.А. Феномен прецедентное™ в российском политическом дискурсе (на материале блогов политиков): дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2017. 199 с.
Фокина М.А. Прецедентные феномены в контексте толерантности политического дискурса (на материале блогов политиков) // Коммуникативные исследования. 2015. № 2 (4). С. 104-114.
Фролова Е.В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.): препринт WP20/2015/02. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2015. 52 с.
Androutsopoulos J. Multilingualism, Ethnicity and Genre in Germany's Migrant Hip Hop // The Languages of Global Hip-Hop / ed. by M. Terkourafi. Continuum, 2010. P. 19-43.
Bramwell R., Butterworth J. "I feel English as fuck": Translocality and the Performance of Alternative Identities through Rap // Ethnic and Racial Studies. 2019. Vol. 42, iss. 14. P. 2510-2527. DOI: 10.1080/01419870.2019.1623411.
Cotgrove L.A. The Importance of Linguistic Markers of Identity and Authenticity in German Gangsta Rap // Journal of Languages, Texts, and Society. 2018. Vol. 2. P. 67-98.
Martinez T.A. Popular Culture as Oppositional Culture: Rap as Resistance // Sociological Perspectives. 1997. Vol. 40. № 2. P. 265-286.
Mataruga J. Some Aspects of Hip Hop Nation Language (HHNL) from a Linguistic Point of View: Bakalarska prace. Praha, 2011. 47 p.
Serpinskaya S. The Phenomenon of Rap Battles in Modern Russian Culture: Master Thesis. University of Tartu, 2018. 98 p. URL: https://dspace.ut.ee/bitstream/ handle/10062/61689/sofya_serpinskaya_ma.pdf (дата обращения: 14.02.2021).
Werner V. Assessing Hip-hop Discourse: Linguistic Realness and Styling // Text & Talk. 2019. Vol. 39. № 5. P. 671-698. DOI: 10.1515/text-2019-2044.
References
Androutsopoulos, J. (2010), Multilingualism, Ethnicity and Genre in Germany's Migrant Hip Hop. Terkourafi, M. (ed.) The Languages of Global Hip-Hop, Continuum publ., pp. 19-43.
Bramwell, R., Butterworth, J. (2019), "I feel English as fuck": Translocality and the Performance of Alternative Identities through Rap. Ethnic and Racial Studies, Vol. 42, no. 14, pp. 2510-2527. DOI: 10.1080/01419870.2019.1623411.
Cotgrove, L.A. (2018), The Importance of Linguistic Markers of Identity and Authenticity in German Gangsta Rap. Journal of Languages, Texts, and Society, Vol. 2, pp. 67-98.
Dmitrieva, A.V., Golomidova, M.V. (2019), Precedent Names of Historical Figures and Realities in Polycode Video Texts of Russian and French Political Advertising: Communicative and Pragmatic Aspect. Nauchnyi dialog, No. 8, pp. 25-40. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-25-40. (in Russian).
Dunyasheva, L.G. (2012), Lingvokul'turnye osobennosti konstruirovaniya gendera v afroamerikanskom pesennom diskurse (na materiale zhanrov "blyuz" i "rep")
[Linguocultural peculiarities of constructing gender in Afro-American song discourse (as exemplified in the genres of blues and rap)], Author's abstract, Niz-hny Novgorod, 23 p. (in Russian).
Fokina, M.A. (2015), Precedent phenomena in the context of tolerance in political discourse (based on the examples of politicians' blogs). Communication Studies (Russia), No. 2 (4), pp. 104-114. (in Russian).
Fokina, M.A. (2017), Fenomen pretsedentnosti v rossiiskom politicheskom diskurse (na materiale blogov politikov) [Phenomenon of Precedence in Russian Political Discourse (as Exemplified in Blogs of Politicians)], PhD Thesis, Nizhny Novgorod, 199 p. (in Russian).
Frolova, E.V. (2015), Rep kak forma sotsial'no-politicheskoi refleksii v sovremennoi rossiiskoi kul'ture (2009-2013 gg.) [Rap as a Form of Social-Political Reflection in Modern Russian Culture (2009-2013)], preprint WP20/2015/02, Moscow, HSE publ., 52 p. (in Russian).
Gritsenko, E.S., Dunyasheva, L.G. (2013), The language of rap lyrics in the context of globalization. Political Linguistics, No. 2, pp. 141-147. (in Russian).
Issers, O.S. (2008), Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communicative strategies and tactics of the Russian speech], Moscow, 284 p. (in Russian).
Ivanov, E.E. (2020), Aphorism as an Object of Linguistics: the Main Properties. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, No. 4, pp. 659-706. DOI: 10.22363/2313-2299-2020-11-4-659-706. (in Russian).
Karpushkin, V.G., Shmeleva, T.V. (2011), Russkii rep kak tekst [Russian Rap as Text]. Bobryka, R., Urban, J., Mnicha, R. (eds.) "Image of the world reflected in a word...", collection of articles in honour of the 70th anniversary of Jerzy Faryno, Siedlce, pp. 605-614. (in Russian).
Kiyanova, K.A. (2017), The implementation of self-presentation strategy in public speech (case study of Angela Merkel speeches). The world of science, culture and education, No. 6 (67), pp. 501-503. (in Russian).
Kolesnikov, A. (2014), Characteristics of precedential names usage in rap-discourse. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics, No. 5, pp. 66-71. (in Russian).
Krasnykh, V.V. (1998), Virtual'naya real'nost' ili real'naya virtual'nost'? (Chelovek. Soznanie. Kommunikatsiya) [Virtual Reality or Real Virtuality? (Human. Consciousness. Communication)], Moscow, Dialog-MGU publ., 352 p. (in Russian).
Lassan, E. (2018a), Rap battle as a cultural and lingvocultural phenomenon. Communication Studies (Russia), No. 3 (17), pp. 129-143. DOI: 10.25513/24136182.2018.3.129-143. (in Russian).
Lassan, E. (2018b), Rap battles as a specific genre of contemporary culture. Speech Genres, No. 4 (20), pp. 313-320. DOI: 10.18500/2311-0740-2018-4-20-313-320. (in Russian).
Malakhovskaya, M.L. (2007), Intertekstual'nye svyazi v khudozhestvennom tekste v sopostavitel'no-perevodcheskom aspekte (na materiale proizvedenii K.S. L'yuisa) [Intertextual Relations in Fiction in the Aspect of Comparison and Translation (as Exemplified in the Works of C.S. Lewis)], Author's abstract, St. Petersburg, 21 p. (in Russian).
Martinez, T.A. (1997), Popular Culture as Oppositional Culture: Rap as Resistance. Sociological Perspectives, Vol. 40, no. 2, pp. 265-286.
Mataruga, J. (2011), Some Aspects of Hip Hop Nation Language (HHNL) from a Linguistic Point of View, Bachelor's thesis, Praha, 47 p.
Parshina, O.N. (2004), Priemy realizatsii strategii samoprezentatsii v rechi administra-tivno-politicheskoi elity [Methods of Implementation of the Self-Presentation Strategy in the Speech of Administrative and Political Elite]. Kormilitsyna, M.A., Si-rotinina, O.B. (eds.) Problemy rechevoi kommunikatsii [Problems of Speech Communication], a collection of papers, Iss. 4, Saratov, Saratov University publ., pp. 25-34. (in Russian).
Petrova, N.E., Ratsiburskaya, L.V. (2011), Yazyk sovremennykh SMI: sredstva rechevoi agressii [Language of Modern Media: Means of Speech Aggression], Moscow, Flinta publ., Nauka publ., 155 p. (in Russian).
Ratsiburskaya, L.V. (2015), Study of language specificity of media texts in training of philologers and journalists. Liberal Arts in Russia, Vol. 4, no. 2, pp. 160-164. DOI: 10.15643/libartrus-2015.2.10. (in Russian).
Serpinskaya, S. (2018), The Phenomenon of Rap Battles in Modern Russian Culture, Master Thesis, University of Tartu, 98 p., available at: https://dspace.ut.ee/bit-stream/handle/10062/61689/sofya_serpinskaya_ma.pdf (accessed: February 14, 2021).
Stepanov, V.N., Bolotova, S.K., Leonova, A.R. (2018), Genre and Stylistic Signs of Rap-Battle. Verhnevolzhski philological bulletin, No. 3, pp. 204-210. DOI: 10.24411/2499-9679-2018-10146. (in Russian).
Werner, V. (2019), Assessing Hip-hop Discourse: Linguistic Realness and Styling. Text & Talk, Vol. 39, no. 5, pp. 671-698. DOI: 10.1515/text-2019-2044.
Zaikina, Yu.A. (2011), Rechevye sredstva realizatsii strategii samoprezentatsii v sovremennykh politicheskikh tekstakh [Speech Means of the Realisation of the Self-presentation Strategy in Modern Political Texts]. Science Journal of Volgograd State University. Young Scientists' Research, No. 9, pp. 10-12. (in Russian).
(POTENTIALLY) PRECEDENT PHENOMENA IN RAP BATTLES
M.A. Klimova1, I.V. Mufazalova2
:'2 HSE University (Nizhny Novgorod, Russia)
Abstract: The article deals with the use of precedent phenomena in the genre of rap battle. The paper aims to reveal the specific features of the functioning of precedent phenomena within the communicative strategies of self-presentation and discredit as well as to characterise the precedent potential of the elements of rap discourse. The battles under consideration were chosen according to their popularity and involved such renowned Russian-speaking rappers as Oxxxymiron, Slava KPSS, ST and Johnyboy. The intent-analysis of the battles revealed that the participants tend to alternate between various tactics. Precedent phenomena are mostly used by the rappers to characterise themselves, indicate the reference group and express mockery and negate pretensions. A survey was done in order to determine whether socially precedent names and potentially precedent utterances match the criteria of precedence: common knowledge (recognisability and repeatability), reference to the source text and unambiguous interpretation. Ac-
cording to the results, a significant part of the informants managed to recognised the items and their sources, filled the gaps in them and identified their meaning correctly. The respondents also expressed readiness to use potentially precedent utterances, especially their transformed versions, in their own speech, mainly in various situations of informal communication. It is concluded that the active use of precedent phenomena in the rap discourse as well as the appearance of potentially precedent phenomena testify to the considerable impact of the rap battles on the Russian linguoculture.
Key words: precedent phenomena, rap discourse, rap battle, communicative strategy, potential precedence.
For citation:
Klimova, M.A., Mufazalova, I.V. (2021), (Potentially) precedent phenomena in rap battles. Communication Studies (Russia), Vol. 8, no. 4, pp. 790-809. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(4).790-809. (in Russian).
About the authors:
1 Klimova, Margarita Andreevna, PhD, Associate Professor of the Department of Applied Linguistics and Foreign Languages
2 Mufazalova, Irina Vadimovna, 4-year student of the bachelor's programme "Fundamental and Applied Linguistics"
Corresponding authors:
12 Postal address: 25/12, Bol'shaya Pecherskaya ul., Nizhny Novgorod, 603155, Russia
1 E-mail: mfokina@hse.ru
2 E-mail: irinemfzlv@gmail.com Received: April 28, 2021
Revised: May 24, 2021
Accepted: November 8, 2021