УДК 630*6
Ю.В. Кузминых,
кандидат экономических наук, доцент Н.Г. Гусева,
кандидат экономических наук, доцент
ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА РОССИИ В МЕХАНИЗМАХ ГИБКОСТИ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА
В феврале 2005 года вступил в силу Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, который закрепил количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. В целом, в течение первого зачетного периода (2008-2012 гг.) выбросы парниковых газов должны быть сокращены как минимум на 5,2% по сравнению с базовым годом, в качестве которого выбран 1990-й [1]. Согласно Протоколу Россия взяла на себя обязательства по стабилизации уровня выбросов углекислого и других парниковых газов на уровне 1990 года.
Однако Киотский протокол — это международное соглашение между суверенными государствами, и вопросы участия отдельных хозяйствующих субъектов в выполнении национальных обязательств не рассматриваются. Но именно между отдельными предприятиями будут разделены национальные обязательства, и именно они будут нести бремя затрат по сокращению выбросов парниковых газов. Следовательно, хозяйствующие субъекты будут искать наиболее экономичные пути выполнения своих обязательств.
Положения Киотского протокола дают возможность странам-участницам этого международного соглашения (а следовательно, и хозяйствующим субъектам внутри них) выполнить свои обязательства наиболее экономически целесообразным путем. Для этого могут быть использованы экономические механизмы международной кооперации, в основе которых лежит рыночный подход к регулированию величины выбросов парниковых газов. Китоский протокол является первым международным соглашением, использующим рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем.
Экономические механизмы международной кооперации Киотского протокола основаны на том, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Эти механизмы получили название «механизмы гибкости Киотского протокола» и подразумевают выбор места и средств сокращения и поглощения углерода. Упомянутые механизмы Киотского протокола включают в себя механизм совместного осуществления, механизм чистого развития и механизм торговли квотами.
Механизм совместного осуществления предполагает сотрудничество развитых стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, по реализации совместных проектов по снижению выбросов углекислого и других парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран с последующим делением полученного эффекта от снижения выбросов или увеличения стока углерода. Аналогичный механизм, предполагающий реализацию проектов на территории развивающихся стран, носит название механизма чистого развития.
Третьим экономическим механизмом международной кооперации, направленной на сокращение выбросов парниковых газов, является торговля квотами (разрешениями) на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может продать часть квоты другой стране.
Реализация указанных механизмов гибкости Киотского протокола приведет к становлению международного рынка прав на выбросы парниковых газов (углеродного рынка).
После ратификации Киотского протокола Россией у российских хозяйствующих субъектов появилась реальная возможность стать участниками международного углеродного рынка через механизмы гибкости Киотского протокола.
Для предприятий лесного сектора возможно и экономически целесообразно участие в двух из перечисленных выше механизмов Киотского протокола (см. рис. 1):
в проектах, реализуемых в рамках механизма совместного осуществления, в качестве принимающей стороны;
в торговле правами на выброс (квотами), в том числе лесными квотами.
Проекты в рамках совместного осуществления привлекательны как для предприятий лесного сектора России, так и для иностранных инвесторов. Участие в них позволит привлечь в отрасль инвестиции для модернизации топливно-энергетического хозяйства и внедрения новых энергоэффективных технологий заготовки и переработки древесины.
Рис. 1. Перспективы участия лесного сектора России в механизмах Киотского протокола
Иностранные партнеры в результате реализации таких проектов получат единицы сокращенных выбросов парниковых газов, которые смогут использовать в счет своих обязательств. Причем с наименьшими затратами, чем при реализации технологических мероприятий внутри своих стран. По оценкам экспертов реализация проектов по сокращению выбросов парниковых газов в России в десятки раз дешевле, чем в промышленно развитых странах. Это связано с тем, что технологический потенциал энергоэффективности и энергосбережения в развитых странах практически полностью использован.
В табл. 1 приводятся данные о стоимости снижения выбросов углекислого газа (основного парникового газа) в ряде стран [2-4].
Таблица 1
Стоимость мероприятий по сокращению выбросов углекислого газа
Страны Стоимость, долл. СШАт СО2
Европейского экономического сообщества 80-270
Япония 125-600
США, Канада 25-190
Россия 2-25
Одним из приоритетных видов деятельности предприятий лесного сектора в проектах совместного осуществления может стать реализация программ по переходу их энергетического хозяйства на экологически чистое древесное биотопливо. Это связано с тем, что применение древесного и другого биотоплива как замены ископаемого топлива снижает выбросы углерода в атмосферу.
В мире интерес к древесному топливу в настоящее время велик. В целом более чем 55% мировой заготовки древесины используется как топливо в виде дров и древесного угля. В развивающихся странах преобладает использование древесины как топлива. В этих странах древесина в качестве топлива для производства энергии используется в четыре раза больше, чем для промышленного производства различной продукции [5].
Древесное сырье является востребованным не только в развивающихся странах. Например, в Финляндии и Швеции доля энергии, получаемей из древесного сырья, составляет 20-25% от общего объема. По оценкам ФАО (организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства) древесным сырьем (дровами и древесным углем) удовлетворяется около 70% потребности в сырье для производства энергии в более чем 30 стран [5].
Использование древесины в качестве топлива дает меньшую эмиссию парниковых газов и согласно международным соглашениям является «углеродно нейтральным». Эмиссия углерода при сжигании древесины не включается в общий объем выбросов парниковых газов, учитываемый согласно положениям Киотского протокола.
В России имеются большие резервы древесного биотоплива. В ходе проведения рубок и переработки древесины образуется значительное количество порубочных остатков и отходов в виде опилок, кусковых отходов, стружки, которые могут быть использованы в качестве сырья для производства древесного биотоплива.
Использование древесных материалов в качестве топлива позволит значительно снизить выбросы углерода в атмосферу, и с этой точки зрения леса России как источник экологически чистого топлива также могут внести существенный вклад в предотвращение дальнейшего изменения климата. Помимо экологического эффекта замена ископаемого топлива древесным имеет социально-экономическую привлекательность. Использование древесного топлива позволит сохранить невозобновляемые ре-
сурсы, сделать экономически привлекательной заготовку низкосортной и дровяной древесины, обеспечить дополнительную занятость населения на производствах биотоплива и биоэнергии и т. д.
В настоящее время на ряде целлюлозно-бумажных комбинатов (Архангельский ЦБК, Соломбальский ЦБК, Целлюлозный завод «Питкяран-та») уже происходит процесс постепенного перехода к увеличению доли использования древесного топлива. Так, на Архангельском ЦБК, крупнейшем производителе целлюлозно-бумажной продукции, в период 2000-2003 гг. при увеличении объемов производства целлюлозы на 10,3% по сравнению с 1999 годом произошло сокращение выбросов парниковых газов на 9,5%. Это было связано с тем, что расход угля снизился за этот период на 2,5%, мазута — на 38%, а использование древесного топлива увеличилось на 36%о. Для достижения этого результата на Архангельском ЦБК была произведена реконструкция энергохозяйства [6; 7].
На Соломбальском ЦБК реализуется проект утилизации кородревесных отходов и сокращения энергоемкости производства целлюлозы. Проект осуществляется с использованием средств займа Всемирного банка развития и реконструкции на сумму 5 млн долл. США. В результате реализации проекта выбросы снизятся более чем на 100 тыс. т С02-эквивалента в год [8].
Потенциал сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях еще не исчерпан. На перечисленных выше предприятиях ЦБП разработаны планы по добровольному снижению уровня парниковых газов на период действия первого зачетного периода Киотского протокола (20082012 гг.). В табл. 2 приведены экспертные данные о планируемых сокращениях выбросов парниковых газов при осуществлении предприятиями планов по модернизации и реконструкции производства [7, 8].
Таблица 2
Проектируемый уровень сокращения выбросов парниковых газов, тыс. т С02-эквивалента
Предприятие Ежегодный выброс Всего за период 2008-2012 гг.
Архангельский ЦБК 600 3000
Соломбальский ЦБК 146 730
ЦЗ «Питкяранта» 25 125
Итого 771 3855
Ожидаемая цена разрешений на выбросы парниковых газов или кредитов на их сокращение, по мнению экспертов, составляет 5-20 евро за 1 т СО2-эквивалента. Следовательно, реализация мероприятий по сокращению эмиссии парниковых газов позволила бы привлечь в период 20082012 гг. на указанные предприятия инвестиции в сумме порядка 1977 млн долл.
Помимо энергетических проектов в рамках механизма совместного осуществления представители лесного сектора России могут принять участие в торговле квотами — правами на выброс парниковых газов. Предметом сделок на международном углеродном рынке в этом случае могут стать «свободные» (т. е. неиспользованные) разрешения на выбросы парниковых газов. Неиспользованные разрешения будут иметь место, если на предприятиях лесного сектора в период 2008-2012 гг. не будет достигнут объем выбросов парниковых газов, соответствующий показателю 1990 года.
К настоящему времени выбросы парниковых газов на целлюлознобумажных и других лесопромышленных предприятиях сократились по сравнению с 1990 годом вследствие снижения объемов производства, что характерно для всей российской национальной экономики. На сегодняшний день лесной сектор России еще не достиг уровня производства конца 80-х годов. Например, для достижения объема производства на уровне 1990 года к 2012 году. в целлюлозно-бумажной промышленности потребуются ежегодные темпы роста производства не менее 4-5%. Если темпы роста производства будут ниже, уровень производства не достигнет показателя 1990 года. Следовательно, при сохранении существующих технологий выбросы парниковых газов тоже не достигнут уровня 1990 года, и предприятия лесного сектора будут иметь неиспользованные разрешения на выбросы парниковых газов для продажи (так называемый «горячий воздух»).
В специальной литературе, посвященной вопросам использования рыночных процедур для выполнения обязательств Киотского протокола, нередко высказываются критические замечания относительно торговли «горячим воздухом», обосновывая это тем, что при перепродаже квот общее количество выбросов в атмосферу не уменьшается. С этим нельзя не согласиться. Однако если средства, полученные в результате торговли «свободными» квотами, будут направлены на реализацию мероприятий по сокращению выбросов, будет иметь место принципиально другая си-
туация. В этом случае сделку по продаже неиспользованных разрешений на выбросы парниковых газов можно рассматривать как первый этап реализации инвестиционного проекта, направленного на снижение эмиссии парниковых газов.
Необходимо заметить, что участие хозяйствующих субъектов в торговле правами (разрешениями) на выброс возможно только в случае, если внутри России будет произведено квотирование выбросов парниковых газов, по крайней мере, между крупными и средними предприятиями — источниками эмиссии. В противном случае право на торговлю свободными квотами будет принадлежать исключительно государству.
Помимо реализации технологических мероприятий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, представители лесного сектора России могут принять участие в лесных «углеродных» проектах, направленных на увеличение стока и снижение эмиссии на лесных участках. Согласно Киотскому протоколу, обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов могут быть выполнены как за счет прямых технологических мероприятий, так и за счет антропогенной абсорбции парниковых газов — производства единиц абсорбции.
Единицы абсорбции могут быть использованы как для выполнения национальных обязательств, так и для реализации их на международном углеродном рынке. В этом случае в качестве товара российская сторона может предложить международным партнерам услуги по поглощению и хранению определенного объема углерода лесами на протяжении оговоренного периода времени. Непосредственными продавцами-произво-дителями лесных единиц абсорбции могут стать хозяйствующие субъекты, ведущие лесохозяйственную деятельность и осуществляющие лесопользование, представители как частного бизнеса (арендаторы, концессионеры), так и государственного лесного бизнеса (лесные коммерческие организации).
Есть два возможных направления, связанные с лесохозяйственной деятельностью и лесопользованием, которые обеспечивают дополнительный сток углерода в лесные экосистемы и, соответственно, получение лесных единиц абсорбции: сохранение и расширение покрытой лесом площади и совершенствование управления существующими лесными ресурсами.
На практике расширение покрытых лесом земель в России возможно за счет создания искусственных лесных насаждений (лесных плантаций)
как на непокрытых лесом землях и нелесных землях лесного фонда, так и на тех землях, которые не входят в лесной фонд, в первую очередь на заброшенных сельскохозяйственных угодьях.
В России существуют потенциальные площади для создания «углеродных лесов». Это подтверждает происходящий процесс перевода сельскохозяйственных земель в лесные в результате зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и древесной порослью. Например, в Новгородской области в последние годы за счет перевода сельскохозяйственных земель ежегодное увеличение площади лесных земель составляет около 10 тыс. га. Конечно, лесные плантации в условиях России не могут дать такого быстрого эффекта и высокого прироста древесины, как быстро растущие тропические плантации. Однако российские леса могут хранить углерод в течение многих десятков лет, в то время как быстро растущие плантации в условиях тропиков имеют относительно короткий производственный цикл. Кроме того, развитые страны от участия в лесных проектах в развивающихся странах (именно на их долю приходится значительная доля тропических лесов) через «механизмы чистого развития» Киотского протокола могут получить для зачета в сумме не более 1% от своих квот на выброс парниковых газов.
Второе из названных направлений — совершенствование управления созданными лесными ресурсами — редко принимается в расчет при рассмотрении увеличения углеродного потенциала лесов, но возможность его применения предусмотрена ст. 3, п. 4 Киотского протокола и решениями Конференции в Марракеше [9]. Совершенствование управления существующими лесными ресурсами как «углеродными резервуарами» должно включать в себя реализацию таких принципов лесного менеджмента и лесной политики, которые позволяют увеличить способность лесов к поглощению и хранению углерода. На практике этого можно достичь через осуществление следующих мероприятий:
проведение лесохозяйственных работ по повышению продуктивности древостоев и снижению эмиссии парниковых газов,
изменение системы организации рубок главного пользования путем перехода от сплошных к постепенным и выборочным рубкам, а также оптимизации возраста рубки.
Фактически реализация перечисленных выше мероприятий означает выполнение принципов устойчивости в управлении и развитии лесного хозяйства, что соответствует действующему лесному законодательству.
Принцип устойчивого управления лесами предусмотрен ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года [10].
Таким образом, лесной сектор России может принять активное участие в процессах международного сотрудничества по регулированию концентрации углерода в атмосфере и найти свою нишу на углеродном рынке (см. рис. 2).
У г л Е Рынок прав (раарешений) Единицы установленного количества
на выбросы парниковых (свободные квоты)
Р О гааов
д н ы й Р Рынок прав (кредитов) на Единицы сокращения выбросов, полученные
сокращенные выбросы парниковых гааов в реаультате реалиаации совместных энергетических проектов
ы
н лесной углеродный
О к Лесные единицы
рынок абсорбции
Лесной сектор России
Рис. 2. Перспективы участия лесного сектора на углеродном рынке
Деятельность российских лесных компаний на углеродном рынке может осуществляться по трем направлениям:
участие в энергетических проектах, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в рамках механизма совместного осуществления в качестве принимающей стороны,
торговля свободными квотами на выброс парниковых газов — единицами установленного количества — с дальнейшим вложением полученных средств в мероприятия, обеспечивающие снижение эмиссии парниковых газов (при условии, что стране будет произведено квотирование выбросов парниковых газов);
производство и реализация лесных единиц абсорбции, полученных в результате осуществления лесных «углеродных» проектов.
1. Киотский протокол к Рамочной конференции ООН об изменении климата: Протокол ООН от 11. 12. 1997 г. // База данных «Гарант», 2003. 20 с.
2. Последствия ратификации Киотского протокола для России. Аналитические материалы. http://www.natcarbon.ru/ru/analytical/cons/
3. Ануфриев В.П., Ревизцева О.Н., Чазов В.А., Козлов О.А. Возможности решения проблем энергоэффективности и экологии в Уральском федеральном округе. http://www.ecofund.ru/index.htm
4. Косариков А.Н. Глобальное потепление и выбор России. http://www.ecolife.ru
5. Tropical forest and climate change. CIDA Forestry: Advisers Network. http://www.rcfan.ogr
6. Архангельский ЦБК сокращает выбросы парниковых газов: Сообщение пресс-службы Архангельского ЦБК. http://www.appm.ru
7. Киотский протокол и перспективы развития целлюлозно-бумажной отрасли в России / http://bumprom/index.php
8. Драчев А.П. Соломбальский ЦБК заинтересован в скорейшей ратификации Киотского протокола // Еженедельник лесопромышленника. 10 авг. 2003 (№ 174).
9. Доклад Конференции сторон о работе ее седьмой сессии, состоявшейся в Марракеше 29.10-10.11.2001 г. Ч. 2: Меры, принятые Конференцией сторон. Т. 1-3. 294 с.
10. Лесной кодекс России. М.: Познават. кн. плюс, 1999. 96 с.
Рассмотрены основные направления деятельности хозяйствующих субъектов лесного сектора России на международном углеродном рынке. Формирование углеродного рынка происходит через реализацию экономических механизмов Киотского протокола. Определены потенциальные продавцы прав на выбросы парниковых газов и их поглощение в лесном секторе.
* * *
The main directions of activity of Russian forestry economic subjects in the international carbon market are examined in the article.
The forming of the carbon market is realized through economic mechanisms of the Kyoto protocol.
Potentional right sellers to emission of green house gases and their absorption in forestry are determined.