Татьяна Викторовна Блинова,
доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт аграрных проблем РАН
Анна Александровна Вяльшина,
кандидат социологических наук, научный сотрудник лаборатории социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий,
Институт аграрных проблем РАН
ПОТЕНЦИАЛ ТРЕТЬИХ РОЖДЕНИЙ В ДВУХДЕТНЫХ СЕЛЬСКИХ СЕМЬЯХ (по результатам прикладного социологического исследования)
В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на принятие решения о рождении детей разной очередности. Эмпирической базой исследования являются результаты анкетного опроса женщин, проживающих в сельской местности Саратовской области. Показано, что уровень материального стимулирования рождаемости -важный, но не единственный фактор, определяющий желание семей родить последующего ребенка (второго, третьего и др.). Выявлена значимость ценности семьи с определенным числом детей, места детей в структуре жизненных ценностей, роль карьерных перспектив женщины. Авторы приходят к выводу, что наряду с демографическим комплексом мер, эффективными направлениями семейной политики важную роль играют базовые ценности социума, отношение общества к семье с детьми, дружелюбность среды по отношению к детям, структура ценностей семьи, принимающей решение о рождении детей.
Ключевые слова: сельские женщины, рождаемость, материальное стимулирование, структура ценностей, анкетный опрос.
T.V. Blinova A.A. Vyalshina
POTENTIAL THIRD CHILD IN THE TWO-CHILD RURAL FAMILIES (based on the results of sociological research)
The paper examines the main factors that influence the decision to have several children. The empirical basis of the study is the results of a questionnaire survey of women living in rural areas of the Saratov region. It is shown that the amount
УДК 314.3
[ta ► [email protected]
of demographic financial incentives is an important but not the only factor that determines the desire of families to have a subsequent child (second, third, etc.). The paper reveals the attitude to family with a certain number of children, place of children in life values, role of career prospects for women. The authors conclude that along with the "demographic range of measures" fundamental values of society, public attitudes toward family, family-friendly environment, structure of values in families about to have children are also important.
Keywords: rural women, birth rate, financial incentives, structure of values, questionnaire.
Рост численности населения страны за счет увеличения доли последующих рождений является приоритетной целью социальной политики государства, достижение которой осуществляется посредством разработки и реализации инструментов экономической, социальной, семейной, демографической, молодежной политики, а также политики в сфере повышения благосостояния населения и защиты материнства и детства. В 2007 -2012 гг. был реализован комплекс мер пронаталистско-го характера, включающий увеличение размеров пособий по уходу за ребенком, дифференциацию его в зависимости от очередности рождения детей, распространение права получения этих пособий на неработающих женщин, введение компенсаций за посещение ребенком детского дошкольного учреждения, формирование материнского (семейного) капитала и др.
С одной стороны, введенные меры доказали результативность в виде роста рождаемости вторых, третьих (и последующих) детей в определенных социальных группах населения. Рождаемость в России продолжает демонстрировать устойчивый рост, повышение интенсивности рождений отражается в динамике суммарного коэффициента рождаемости, который увеличился с 1,28 (2005 г.) до 1,72 (2012 г.) детей на одну женщину. Если сравнение проводить не с 2005 г., начиная с которого рост рождаемости не прерывается, а с 2000 г., когда произошло максимальное ее падение (было достигнуто «дно»), то увеличение числа родившихся составляет более 1,5 раз. Вместе с тем для простого воспроизводства поколений необходимо, чтобы в расчете на одну женщину приходилось не менее 2,1 -2,15 ребенка. Достижима ли подобная цель? Если да, то за счет каких источников, что могло бы вызвать существенные изменения в воспроизводстве населения, каков реальный вклад демографической и семейной политики в рост рождаемости, какие факторы препятствуют формированию социальных норм среднедетности в сельских сообществах? С целью ответа на указанные вопросы сотрудниками Института аграрных проблем РАН было проведено выборочное социологическое исследование, объектом которого являлись сельские женщины в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие разное число детей. Исследование проводилось в 10 районах Саратовской области (Ы = 173).
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. подчеркивается: «... Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребенка - это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг. И, несмотря на сомнения некоторых экспертов. я все-таки убежден, что нормой в России все-таки должна стать семья с тремя детьми».
Определенный потенциал для расширения сегмента среднедетных семей существует, однако для массового перехода к трехдетной модели семьи необходимы си-
стемные изменения в обществе. В настоящее время доминирующей является однодетная семья, что уже многие годы фиксирует российская статистика. Вместе с тем в «виртуальном пространстве желаний» сельских женщин преобладает двухдетная семья, о которой мечтает подавляющее большинство жителей села, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований и анкетных опросов, проведенных в разных регионах страны. Потребность в трехдетной, а тем более многодетной семье пока еще не является распространенной как в городской, так и сельской местности, она характерна лишь для определенных социальных групп и слоев населения. Для расширения сегмента трехдетных семей в структуре сельского населения необходима разработка специальных социально-демографических стратегий, ориентированных не только на возмещение материальных издержек, связанных с рождением и воспитанием детей, но и на формирование соответствующей инфраструктуры (детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и образовательных центров), а также позитивного отношения в обществе к средне- и многодетным семьям. Проведенные нами исследования, так же как и обобщение опыта активной демографической и семейной политики, реализуемой во многих регионах РФ, свидетельствуют о том, что добиться расширения, а тем более доминирования модели «среднедетной семьи» только за счет увеличения пособий на детей вряд ли возможно. В то же время в системе мер социальной поддержки материнства и детства, которая существует в настоящее время, основной акцент делается на повышение размеров страховых пособий, осуществляемых в связи с рождением и уходом за детьми, что в современных условиях «безденежья» многодетных играет свою положительную роль.
По данным отдельных исследователей [6; 8; 9], расширение в последние годы мер поддержки материнства и детства имело слабое влияние на снижение детской бедности, что в определенной мере сдерживает рост рождаемости. По нашему мнению, эффективность мер семейной и социально-демографической политики зависит от характера «обратной связи», отражающей поведенческие реакции различных слоев населения на основные направления государственной политики и принимаемые Правительством РФ решения.
Особенности и модели репродуктивного поведения, с одной стороны, определяются структурой жизненных ценностей индивида, его установок, потребностей, интересов. С другой стороны, они осуществляются в контексте социальной нормативной среды жизнедеятельности людей. Детерминанты поведения личности представляют собой основные инициирующие причины и состоят в иерархических взаимоотношениях, когда актуальные идеалы, находящиеся выше, предопределяют природу последующих элементов иерархии. Идеалы в сфере репродуктивного поведения выражаются в суще-
ствовании репродуктивных установок на рождение определенного количества детей, отражая потребность в детях. Репродуктивные мотивы представляют собой внутренне акцентированный ответ на вопрос о том, зачем человеку вообще нужны дети, выступая фактором формирования индивидуальной структуры жизненных ценностей индивида с определенным позиционированием в ней ценности детей. На основе сформировавшихся установок, мотивов и структуры жизненных ценностей происходит соотнесение их с соответствующими предпочтениями партнера, ближайшего окружения, индивидуальной социально-экономической ситуацией, условиями жизнедеятельности индивида, т.е. происходит осознание возможностей для реализации индивидуальных репродуктивных установок или идентификация репродуктивных намерений. Репродуктивные намерения могут быть осуществлены посредством определенной деятельности (рождение детей) либо не осуществлены (отказ от рождения детей, контрацептивное поведение, прерывание беременности).
Современные теории репродуктивного поведения сосредоточены в рамках детерминистских и волюнтаристских парадигм. Для детерминистской парадигмы характерна интерпретация мотивов и моделей репродуктивного поведения с точки зрения их обусловленности действием определенного набора факторов (социального, экономического, культурного, бытового и другого характера). С точки зрения волюнтаристской парадигмы репродуктивное поведение рассматривается как особый вид поведения человека, определяемый свободным волеизъявлением человека в соответствии с его системой жизненных ценностей, динамикой вкусов, потребностей и предпочтений, морально-этическими соображениями и целями жизни индивида на основе свободного выбора исходя из наличия множества альтернатив.
Согласно исследованиям сторонников концепции фамилизма, главной определяющей потребностью репродуктивного поведения индивида считается потребность в детях. Концепцию потребности в детях сегодня разделяют такие исследователи, как А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Б. Синельников, В.Н. Архангельский и другие авторы. По мнению А. И. Антонова, «потребность в детях является социально-психологическим свойством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность» [10, с. 376]. Представители фамилизма в настоящее время отмечают деградацию как семейных ценностей, так и семейного образа жизни, что является, по их мнению, следствием распространения индивидуалистических предпочтений и устремлений. Именно поэтому, считают представители фамилизма, в современном российском обществе доминирует психологический мотив потребности в детях с диапазоном от 0 до 2 детей. По мнению В. А. Борисова, «.это тот оптимум, который позволяет родителям сочетать удовлетворение потребности в родительстве с удовлетворением других потребностей» [5, с. 187].
Содержание потребности в детях раскрывается анализом структуры мотивов рождения детей, которые характеризуют смысл появления ребенка, состящий в том, что ребенок оказывается средством для достижения личных целей родителей. При этом дети рассматриваются в качестве участников семейного хозяйства, как
дополнительная рабочая сила, а также как кормильцы, помощники и опора родителям в старости. Сторонники данной концепции, однако, не исключают возможности ослабления потребности в детях вследствие исторических перемен, затрагивающих общество и институт семьи, что, в свою очередь, имеет своим результатом снижение рождаемости.
Согласно концепции фамилизма снижение рождаемости является результатом блокировки имеющихся в семьях уровней потребности в детях. Впоследствии эта редуцированная потребность укореняется в новых поколениях, «образуя как бы новую модель детности, которая оказывается основой нового уровня потребности в детях» [1]. Поэтому для усиления потребности в детях, по мнению исследователей-фамилистов, необходимо ввести стимулирование реализации имеющихся репродуктивных установок. Подобное стимулирование при длительном воздействии создаст обстоятельства, повышающие степень реализации потребности в детях. Этот процесс в новых поколениях усилит предпосылки для повышения установок детности при условии усиления ценностных ориентаций, направленных на семью с несколькими детьми.
Согласно концепции демографического перехода, наиболее видным представителем которой в нашей стране является А. Г. Вишневский, репродуктивное поведение представляет собой индивидуальное поведение, «.обусловленное существованием общественной потребности в воспроизводстве населения» [7, с. 191]. Концепция демографического перехода объясняет эволюцию демографических процессов посредством исторической последовательности смены типов воспроизводства населения в результате эволюции общества. Сторонники данной концепции утверждают, что все страны и народы проходят в своей демографической истории через одни и те же этапы, каждому из которых соответствует определенный тип воспроизводства населения.
Концепция демографического перехода рассматривает социальную дифференциацию рождаемости как динамическую, меняющуюся в зависимости от фазы перехода. При традиционном статистическом подходе корреляционная зависимость уровня рождаемости от условий жизни понимается как постоянная и неизменная. Концепция демографического перехода доказывает наличие обратной связи между условиями жизни и рождаемостью. Ее сторонники утверждают, что наличие новой системы ценностей индустриальной цивилизации, при которой все больше социальных ценностей носит вне-семейный характер, а улучшение всех сторон жизни является результатом все большего участия во внесе-мейной деятельности, детерминирует смену механизмов формирования репродуктивных установок и мотивов деторождения.
Результаты проведенного социологического исследования показали, что анализ мотивов рождения второго ребенка в двухдетных сельских домохозяйствах дает возможность выявить реальные глубинные детерминанты этого процесса. Согласно полученным данным абсолютное большинство женщин ссылается на собственное желание иметь детей, а в совокупности с желанием супруга эта причина объясняет в среднем по выборке 81,4% рождений нескольких детей. На втором месте по
Сумма по столбцам превышает 100%, так как респонденту предлагалось выбрать несколько вариантов
Рис.1. Мотивы рождения ребенка в зависимости от количества детей в семье
значимости идет возможность для ребенка иметь брата/ сестру, чтобы ребенок не был одинок (40,7%). Такая причина рождения нескольких детей, как возможность укрепить семейные отношения, определяет рождение больше одного ребенка в 4,9% случаев, равно как и наличие такого же количества детей в семье, в которой воспитывалась женщина, - 4,9%.
Важно выделить различия, обуславливающие дифференциацию мотивов рождения последующих детей между двух- и многодетными семьями. Абсолютное преобладание собственного желания женщины иметь еще детей в совокупности с желанием супруга объясняет от 75,0% последующих рождений у двухдетных семей до 83,6% у семей, имеющих троих и более детей (см. рис. 1).
Для многодетных женщин характерна большая обусловленность наличия троих и более детей традициями родительских семей, в которых они воспитывались (выбор варианта ответа «сама из семьи с таким количеством детей»). На этот мотив указали 10,0% многодетных женщин по сравнению с 3,3% среди двухдетных.
Однако наибольшие различия наблюдаются при выборе такого мотива, как рождение последующих детей с целью укрепления семейных отношений: многодетные женщины почти в 10 раз чаще указывают эту причину по сравнению с двухдетными (15,0% против 1,6%).
Статус занятости женщины также влияет на принятие решения о рождении еще одного ребенка. Так, работающие женщины чаще остальных объясняют причины рождения последующих детей собственным желанием - 70,7% (при средней 65,4%), в то время как домохозяйки и безработные реже выбирают эту
альтернативу (50,0% при средней по выборке 65,4%). Домохозяйки чаще других объясняют рождение больше одного ребенка необходимостью для ребенка иметь брата или сестру - 62,5% (при средней 40,7%), а женщины, отнесшие себя по субъективной оценке к безработным, реже остальных -30,0%. На желание мужа в качестве причины рождения больше одного ребенка чаще других ссылаются домохозяйки - 50,0% (при средней 16,0%), а вот работающие женщины реже - 12,2% (рис. 2).
Проведенные исследования показали, что ценностные ориентации различных слоев сельского населения выступают самостоятельным социальным ресурсом роста рождаемости сельского населения, который необходимо использовать при разработке долгосрочных стратегий демографического развития села [3, с. 170]. Структура жизненных ценностей опрошенных сельских женщин, имеющих разное число детей в семье, существенно различается. Средние значения ценностей по группам вычислялись с использованием балльных оценок (от 5 баллов - «очень важно» до 1 балла - «совсем не важно»). Ценность ребенка имеет наивысшее среднее значение вне зависимости от количества детей в семье и колеблется от 4,85 балла для однодетных до 4,93 балла для двухдетных и 4,70 балла для женщин, имеющих троих и более детей. Для однодетных женщин ценность двоих детей составляет только 3,07 балла, что гораздо ниже средней по выборке (3,59 балла). Ниже ценности двоих детей для однодетных женщин только ценность троих детей (2,42 балла). Таким образом, двое, а тем более трое детей для однодетных женщин в иерархии их жизненных ценностей занимают низшие позиции, намного ниже, чем ценности
Сумма по столбцам превышает 100%, так как респонденту предлагалось выбрать несколько вариантов
Рис. 2. Мотивы рождения вторых детей в двухдетных семьях в зависимости от статуса занятости женщины
здоровья, собственного жилья, материального достатка, семьи, любви и удачной карьеры (табл. 1).
Для двухдетных женщин ценность двоих детей максимальна по сравнению с одно - и многодетными (4,36 балла при среднем значении по выборке 3,59 балла). Однако ценность троих детей для двухдетных является минимальной среди остальных ценностей -2,67 балла, что значительно ниже ценности здоровья (4,87 балла), семьи (4,68 балла), материального достатка (4,59 балла), удачной карьеры (3,49 балла). Результаты исследования показали, что увеличение ценности троих детей для двухдетных женщин - проблема сложная, требующая долгосрочных усилий. Более того, учитывая, что ценность двоих детей для однодетных женщин в среднем по группе выше, чем ценность троих детей для двухдетных, можно предположить большую вероятность осуществления планов по рождению вторых детей в однодетных семьях, чем рождение третьих детей - в двухдетных.
Таким образом, решение задачи массового перехода населения страны на трехдетную модель семьи является сложным, длительным и ресурсоемким процессом. Хотя в настоящее время в сельской местности доля семей с тремя и более детьми выше, чем в городе, однако последние 15 - 20 лет характеризуются ускоренной диффузией ценностей малодетности на селе, а также превращением их в социальную норму. Как показали наши исследования, сельские жители среди факторов, сдерживающих рост рождаемости, назвали низкий уровень жизни, неблагоприятные жилищные условия для молодых семей, нехватку мест в детских дошкольных учреждениях, отсутствие школ, больниц, родильных домов, хороших дорог, делающих доступными услуги здравоохранения для жителей малых поселений [3]. Вместе с тем важными факторами выступают жизненные
ценности семьи и то место, которое занимают в их структуре дети. Мы полностью согласны с российским демографом В.Н. Архангельским в том, что определяющим фактором является потребность в детях, которая, в свою очередь, зависит от ценностных ориентаций и социальных норм. В то же время условия жизни семей определяют возможность реализации данной потребности. «В связи с этим и политика по стимулированию рождаемости, чтобы быть эффективной, должна быть ориентирована не только на создание семьям условий для реализации имеющейся потребности в детях, но, прежде всего, на усиление самой этой потребности» [2, с. 263].
Сложность задачи утверждения трехдетной семьи в качестве социальной нормы современного российского общества подтверждается анализом репродуктивных намерений сельских женщин. Так, по данным наших опросов, однодетные женщины считают идеальным иметь 2,01 ребенка, а планируют иметь только 1,56 ребенка, т.е. разрыв между идеальным и планируемым числом детей составляет 0,45 ребенка. Для двухдетных женщин идеальным является 2,44 ребенка, а планируют они родить 1,89 ребенка, при этом разрыв составляет 0,55 ребенка. Из представленных результатов можно сделать следующий вывод: двухдетным женщинам сложнее решиться на рождение очередного ребенка, чем однодетным. Таким образом, разрыв между идеальным и планируемым числом детей у двухдетных женщин составляет 0,55, у однодетных - 0,45 (табл. 2).
Согласно полученным в результате исследования данным, 41,0% опрошенных сельских женщин высказали желание иметь еще детей, а 49,1% - не изъявили такого желания. Однако планируют иметь еще детей только 26,6% опрошенных, а 57,8% женщин указали на отсутствие планов по рождению детей. Разница между
Т а б л и ц а 1
Жизненные ценности сельских женщин с разным количеством детей, баллы
Ценности Средние значения ценностей по выборке Количество детей в семье
1 ребенок 2 детей 3 и более детей
Здоровье 4,76 4,70 4,87 4,65
Собственное жилье 4,68 4,68 4,71 4,55
Семья 4,57 4,48 4,68 4,70
Ребенок 4,56 4,85 4,93 4,70
Материальный достаток 4,55 4,51 4,59 4,60
Любовь 4,29 4,24 4,37 4,30
Образование 4,28 4,16 4,47 4,25
Двое детей 3,59 3,07 4,36 3,65
Удачная карьера 3,54 3,65 3,49 3,20
Зарегистрированный брак 3,35 3,38 3,42 3,05
Трое детей 2,72 2,42 2,68 4,20
Т а б л и ц а 2
Идеальное и планируемое число детей в семье для женщин с разным составом семьи
Количество имеющихся у женщины детей Идеальное число детей Планируемое число детей Сколько детей должна иметь современная сельская семья? Разница между идеальным и планируемым числом детей
Один 2,01 1,56 2,24 0,45
Двое 2,44 1,89 2,58 0,55
Трое и более 3,39 3,00 2,67 0,39
Рис. 3. Желание опрошенных сельских женщин иметь детей и планы по их рождению в зависимости от количества детей
этими показателями в 14,4% заставляет задуматься о препятствих и ограничениях, мешающих сельским семьям реализовать желание иметь детей.
Чаще других хотели бы иметь еще детей однодетные женщины - 56,0%, а среди двухдетных женщин - только 24,6% опрошенных изъявили такое желание. Планируют рождение детей 40,7% однодетных женщин и 11,5% двухдетных женщин (рис. 3).
Уровень образования женщины существенно влияет на выбранные ею модели репродуктивного, трудового, потребительского поведения. Среди однодетных женщин с высшим образованием хотят иметь еще детей 72,4% опрошенных сельских женщин, а среди двухдетных - только 16,7%. Это свидетельствует о том, что модель двухдетной семьи для женщин с высшим образованием является нормой, обусловленной соответствующей системой жизненных ценностей, к которым относятся удачная карьера, материальный достаток, социальное развитие ребенка (детей), высокие требования к качеству ближайшего окружения детей.
Среди однодетных женщин со средним профессиональным образованием хотят иметь еще детей 50,0%, а среди двухдетных - 35,3%. Для женщин с начальным профессиональным образованием характерно наличие наименьших различий между долей однодетных женщин, желающих иметь еще детей, и двухдетных - 40,0% и 27,3% соответственно. Более значителен такой разрыв среди женщин, имеющих среднее общее образование. Если среди однодетных женщин со средним общим образованием хотят иметь детей 61,5% опрошенных женщин, то среди двухдетных - только 16,7%. И только среди двухдетных женщин с основным общим и начальным образованием доля желающих иметь еще детей выше, чем у однодетных женщин - 33,3% и 20,0% соответственно (рис. 4).
Около половины (49,2%) опрошенных двухдетных женщин считают, что принятые государством меры поддержки семей с детьми, включая увеличение размеров пособий, их дифференциация в зависимости от очередности рождений, распространение права получения пособий на неработающих женщин, реализация материнского (семейного) капитала, могут оказать позитивное влияние на решение женщин родить еще ребенка. Вместе с тем у более чем трети (35,3%) сельских женщин (в среднем по выборке) сохраняется убеждение, что наибольшим стимулом для роста рождаемости может стать возможность хорошо зарабатывать. Среди опрошенных двухдетных женщин подобной позиции придерживаются 29,5%. Государственная поддержка семей с детьми может стимулировать рост рождаемости на селе по мнению 24,6% опрошенных сельских
женщин, в то время как возможность для женщины больше заниматься детьми, если у мужа будет хорошая зарплата, может улучшить ситуацию с рождаемостью по мнению 13,1% сельских женщин. Улучшение жилищных условий и сдерживание инфляции в качестве стимула роста рождаемости имеют незначительное количество сторонников среди двухдетных женщин - 8,2% и 4,9% соответственно.
Как считает В.Н. Архангельский, позицию которого мы полностью поддерживаем, повышение уровня жизни семей, оказание им материальной помощи, создание благоприятных условий для рождения желаемого числа детей приводит к изменению соотношения между однодетными и двухдетными семьями в пользу последних, а доля техдетных увеличивается при этом незначительно, поскольку не происходит перехода от малодетности к среднедетности. Исходя из этого, В.Н. Архангельский делает вывод о том, что «необходимо изменение социальных норм детности, формирование доминирующих
норм среднедетности» [2, с. 265]. О целесообразности
% 80,0
72,4
70.0
60.0
50.0
40.0
30.0
20.0
10.0 ууУ-0,0
высшее среднее начальное среднее общее основное общее и
профессиональное профессиональное ниже
□ однодетные Ш двухдетные
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Хотите ли Вы иметь еще детей?» в зависимости от состава семьи и уровня образования женщины, %
50,0
16,7
1
35,3
16,7
■
♦--------------------------------------------------
ориентирования семейной и социально-демографической политики государства на повышение норм детности неоднократно в своих работах обращал внимание В.А. Борисов. Глубоко исследуя ключевые проблемы воспроизводства населения, он особенно акцентирует внимание на важности проведения специальной семейной политики, непосредственно нацеленной на поощрение семейного образа жизни и рождение общественно необходимого числа детей [4, с. 73]. Этой позиции придерживается и известный российский демограф А.И. Антонов, который считает, что «достижение стратегической цели семейной политики - укрепление семьи как социального института - требует специальных усилий со стороны общества и государства, поощрения полных семей с 3-4 детьми» [10, с. 619].
Таким образом, для утверждения модели среднедет-ности как социальной нормы необходимы системные социально-экономические, институциональные и социокультурные изменения, затрагивающие не только механизмы материальной поддержки семей, но и ценностную сферу, обусловливая сдвиги в общественном сознании в пользу высокой ценности детей в семье.
Несмотря на то что последнее двадцатилетие характеризовалось активным распространением в России модели малодетности и превращением ее в социальную норму, сельские территории до сих пор отличаются более высокой долей семей с тремя и более детьми, чем городские. Тем не менее для распространения модели трехдетной семьи необходимы социально-экономические, институциональные и социокультурные изменения, направленные на формирование доминирующих норм среднедетности, на что неоднократно обращали внимание демографы и социологи.
Наличие того или иного количества детей является следствием определенной структуры жизненных ценностей мужчины и женщины. Результаты проведенных исследований показали, что с увеличением числа детей пропорционально уменьшается ценность удачной карьеры для женщины, повышается ценность семьи, детей, материального достатка. Кроме того, уровень образования, наличие брачного партнера, статус занятости женщины и ее супруга также влияют на количество имеющихся у женщины детей посредством варьирования системы жизненных ценностей групп женщин, выделенных по указанным критериям. Вместе с тем социальноэкономические условия жизнедеятельности сельских семей существенно влияют на степень реализации потребности в определенном количестве детей. Отсутствие необходимых условий, низкий материальный достаток
УДК 316.334.2
---------------------------------------------------♦
семьи, жилищные проблемы, бытовая неустроенность, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях приводят к отказу от рождения последующих детей или мотивируют отложенные на неопределенный срок дете-рождения («до лучших времен»). Важно также дифференцировать меры стимулирования рождаемости, расширения возможностей занятости и развития услуг по уходу за детьми в соответствии с потребностями и интересами различных групп женщин с учетом специфики сельской местности.
Таким образом, переход от малодетности к среднедетности предполагает системные изменения в общественном сознании в сторону позитивного отношения различных слоев населения и социальных групп к средне- и многодетным семьям. Кроме того, необходимы значительные инвестиции «в детство» и формирование инфраструктуры, соответствующей всем стадиям жизненного цикла развития ребенка. Необходимы позитивные перемены в структуре ценностных ориентаций семьи, повышающие ценность детей и социальный статус полноценной семьи, а также формирование дружелюбной по отношению к семье и детям социально-экономической среды.
1. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. 2009. № 8 - 9. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt =1473.
2. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М.: ТЕИС, 2006.
3. Блинова Т.В., Вяльшина А.А. Репродуктивные предпочтения сельских женщин и ценность детей в семье // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4 (43). С. 165 - 170.
4. Борисов В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. 1995. № 1 - 2. С. 73.
5. Борисов В.А. Демография. М., 2001.
6. Елизаров В. Стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми в современной России // Рождаемость и планирование семьи в России: история и перспективы. М., 2011. С. 123 - 151.
7. Избранные демографические труды: в 2 т. М., 2005. Т. 1: Демографическая теория и демографическая история.
8. Овчарова Л., Пишняк А. Новые меры поддержки материнства и детства: рост рождаемости или уровня жизни семей с детьми? // SPERO. 2007. № 6. С. 5 - 30.
9. Синявская О.В., Головляницина Е.Б. Новые меры семейной политики и население: будет ли длительным повышение рождаемости? // Демоскоп weekly. 2010. № 421 - 422.
10. Социология семьи: учебник / под ред. А.И. Антонова. М., 2005.
Светлана Владимировна Климова,
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью, СГСЭУ
СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Маркетинговая деятельность в современном обществе прибрела множество разновидностей, сохраняя существенную связь с процессами обмена. Инновации социального управления включили маркетинговые методы в