Научная статья на тему 'Потенциал школьной библиотеки в формировании метапредметных компетентностей школьника'

Потенциал школьной библиотеки в формировании метапредметных компетентностей школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2062
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стандарты второго по-коления компетентностный подход образова-тельные компетентности школьная библио-тека информационная культура школьника / Second-generation standards / the competence approach / educational competence / school library / information school culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олефир Светлана Валентиновна

Современные образователь-ные стандарты предполагают формирование метапредметных образовательных и творче-ских компетенций учащихся. Школьная биб-лиотека должна способствовать образовательной деятельности: не просто поддерживать образовательный процесс, а выполнять педагогические функции, обучая работе с информацией, формируя информационную куль-туру пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current educational standards suggest the formation of metaobject educational and creative skills of students. The school library should pro-mote educational activities: not just to support the educational process and provide a lesson to teach the handling of information, forming a culture of information users.

Текст научной работы на тему «Потенциал школьной библиотеки в формировании метапредметных компетентностей школьника»

Современная школа

УДК 026 ББК 78.39

ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА

Олефир С. В.

Аннотация. Современные образовательные стандарты предполагают формирование метапредметных образовательных и творческих компетенций учащихся. Школьная библиотека должна способствовать образовательной деятельности: не просто поддерживать образовательный процесс, а выполнять педагогические функции, обучая работе с информацией, формируя информационную культуру пользователей.

Current educational standards suggest the formation of metaobject educational and creative skills of students. The school library should promote educational activities: not just to support the educational process and provide a lesson to teach the handling of information, forming a culture of information users.

Ключевые слова: стандарты второго поколения; компетентностный подход; образовательные компетентности; школьная библиотека; информационная культура школьника.

Second-generation standards, the competence approach, educational competence, school library, information school culture.

Ключевой характеристикой современного образования, в соответствии с российской стратегией «Наша новая школа» становится не передача знаний и технологий, но «формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» [6]. В качестве новых требований к формированию системы образования выделены: непрерывность, предполагающая постоянное обновление содержания образования, индивидуализация спроса и возможностей его удовлетворения.

На международном уровне эксперты выявили и представили пять тенденций, которые на период с 2010 по 2015 год будут влиять на процессы, происходящие в образовании. Они касаются информационных технологий, расширяющих возможности обучения; информационной культуры, как условия для успеха во всех сферах деятельности; ценности инноваций и творчества; неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды. Эти тенденции просматриваются в новых российских образовательных стандартах, включающих требования к результатам, структуре и условиям освоения общего образовательной программы. Стандарты учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в соответствии со ступенями обучения. Лежащий в основе стандарта общего образования системнодеятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования [9].

Многие проблемы современной образовательной ситуации характеризуются новизной и динамичностью развития, это обуславливает актуальность их теоретического и эмпирического исследования, разработки новых концептуальных оснований и методологических подходов. Одна из проблем связана с новым видением содержания образования и его ожидаемых результатов. В российской «Стратегии модернизации образования» указано, что основным результатом деятельности образовательного

учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Среди прочих названы особо важные «образовательные компетенции», имеющие прямое отношение к деятельности школьных библиотек. Школьная библиотека в современных условиях должна стоять в центре образовательной деятельности, не просто поддерживать образовательный процесс, а выполнять педагогические функции, обучая работе с информацией, формируя информационную культуру.

С данных позиций нами были подробно рассмотрены и соотнесены с информационными, образовательными, культурными функциями библиотек общеобразовательных учреждений ключевые образовательные компетенции [7]. Так ценностно-смысловые компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Данная компетенция соотносится с информационной функцией школьной библиотеки. Фонд школьной библиотеки может способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории ученика и программе его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Выполняя культурные и досуговые функции, школьная библиотека поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину мира.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности. Эти компетенции соотносятся с образовательной функцией и могут развиваться школьным библиотекарем в рамках формирования информационной культуры, функциональной грамотности и методов познания.

Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также

в окружающем мире. Информационные компетентности развиваются в школьной библиотеке в ходе освоения основ библиотечно-библиографических знаний, при формировании информационной культуры школьника. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дискуссионные формы массовой работы школьной библиотеки способствуют развитию коммуникативных компетентностей школьникам.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере граждан-ско-общественной деятельности, в социальнотрудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в области профессионального самоопределения. Школьная библиотека может способствовать формированию социально-трудовых компетентностей в ходе профориентационной работы и гражданского воспитания.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, безопасной жизнедеятельности личности. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Школьные библиотеки должны предоставить свои фонды для развития данных компетентностей.

Исследования показывают, что овладение перечисленными образовательными компетенциями требует высокого уровня навыков работы с информацией, сформированной информационной культуры личности школьника. Следует подчеркнуть, что значительная часть знаний и умений по работе с информацией в общеобразовательных учреждениях трактуется как общеучебные знания и умения, что зафиксировано в государственном стандарте основного общего образования. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников.

Формирование ключевых образовательных компетенций, по нашему мнению, не может быть завершено, оно является непрерывным, так как самоорганизация, самосовершенствование участников образовательного процесса

предопределяют воспроизводство новых проблем познавательного характера. Школьники, владеющие ключевыми образовательными компетентностями, характеризуются взаимосвязью существующего состояния образованности и возникающего процесса развития их познавательного, культурного уровня. Отсюда также следует необходимость признания актуальности разработки концептуально - методологической базы для адекватного отражения диалектического единства разноаспектных составляющих процесса, содержания и результата образования. Модернизация представлений об образовании может включать видение его как пути познания, вектора развития школьника, специальные знания и умения при этом будут играть сопровождающую роль. Решающую роль в образовании станут играть его мета-предметные основы.

Личностное целеполагание в учебнопознавательной деятельности учащегося, индивидуальная образовательная траектория позволяют выйти за рамки обычных учебных предметов и перейти на метапредметный уровень познания. А. В. Хуторский так формулирует принцип метапредметных основ образовательного процесса: «Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного, личностного познания их учениками» [10, с. 30]. На мета-предметном уровне (греч. Meta означает «стоящее за») многообразие понятий и проблем сводится к достаточно небольшому количеству категорий, понятий, символов, законов и теорий, характеризующих образовательные объекты. Такие фундаментальные образовательные объекты, как слово, число, знак, традиция, выходят за рамки отдельных учебных предметов и становятся метапредметными. При создании образовательной системы, обеспечивающей требования к метапредметным результатам обучения, необходимы метапредметные учебные дисциплины или отдельные метапредмет-ные темы, которые включают изучение фундаментальных образовательных объектов. Метапредмет обеспечивает возможность субъективного подхода к изучению фундаментальных объектов, субъективный отбор методов познания этих объектов, получение продуктов познания, имеющих индивидуальный смысл.

ЧИППКРО

Именно метапредметные основы образовательного процесса позволяют формировать ключевые компетентности учащихся, то есть совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. В сложной информационно-насыщенной среде учащийся успешен, если у него выработаны навыки самостоятельного обучения, стремление к использованию этого навыка, а также чувство ответственности и умения к самооценке (рефлексии). Умение читать - основа для обучения, личностного развития и удовольствия. Информационная грамотность (цифровая, визуальная, текстовая, технологическая) - основа для использования развивающихся технологий обучения в настоящем и будущем. Информационная культура - основа соблюдения этических норм при сборе, оценивании и использовании информации. Коммуникативные навыки, по мнению ученых, повышают эффективность обучения за счет взаимообучения и совместной учебы. Е. Н. Ястребцова отмечает, что «ученики должны развивать умение делиться знаниями и учиться вместе с другими, как при непосредственном общении, так и с помощью технологий, чему в настоящее время способствуют социальные сервисы Веб 2.0.» [11].

Таким образом, библиотеки школ должны стать важной составляющей в системе обучения, в частности - в обеспечении метапредмет-ных результатов обучения. Ведь именно здесь может зарождаться интерес к чтению, формироваться информационная грамотность и культура, способность к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации.

Федеральный государственный стандарт начального образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В частности, мета-предметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключе-

выми компетенциями и межпредметными понятиями.

В формировании ряда метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, составляющими основу умения учиться, должна быть задействована школьная библиотека. Библиотека помогает школьнику:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и решения учебных и практических задач;

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладевать информационной грамотностью: различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах и другое.

Школьная библиотека может принимать участие и во внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности, например, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. При этом необходимо, чтобы проблематика моделирования результатов образования была соотнесена непосредственно с практической жизнью. У каждого молодого поколения есть своя субкультура. Её необходимо учитывать

при конструировании содержания образования. Современные подходы к библиотечной деятельности позволяют строить в школьной библиотеке открытую образовательную ситуацию, актуализируя субъектность всех участников образовательного процесса. Здесь участники образовательной деятельности могут создавать собственное, уникальное «живое знание». А способность к такому производству является «знанием о знании» и входит в состав образовательной компетенции.

Новый образовательный стандарт начального образования включает «Программу духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования». Она направлена на «обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества» [9]. Выполняя культурные функции, школьная библиотека способствует ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями народов России и мира; формированию потребности в самореализации в образовательной и творческой деятельности; развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

В Федеральном стандарте определены материально-технические условия реализации основной образовательной программы, в частности наличие школьных библиотек, позволяющих получать, создавать и использовать информацию различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.) [9]. Такая библиотека сможет поддерживать и развивать творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий (социальных сервисов Веб 2.0), осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования. Развитие социальных сервисов Веб 2.0, стремительное освоение их возможностей подростками, инициируют развитие новых форм деятельности школьной

библиотеки, заставляет библиотекаря обучаться тому, как их можно использовать в традиционных и нетрадиционных формах работы с книгой и другими ресурсами, давая возможность участникам педагогического сообщества (учителям, учащимся, родителям) участвовать в изменениях библиотеки. Пользователи библиотеки школы - учащиеся и учителя при необходимом материально-техническом обеспечении смогут не только активно использовать предоставляемую информацию, но и сами производить информацию, создавать собственные цифровые ресурсы.

В Стандарте указано, что библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования [9]. Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Однако в настоящее время состояние большинства школьных библиотек в России плачевно, требования к ним не стандартизованы, финансирование недостаточно. Для реализации образовательных стандартов необходимо изменить школьную библиотеку, включить ее в информационную среду школы, обеспечить доступ к информационным объектам, в том числе цифровым документам, информационным источникам и инструментам. Локальные сети образовательных учреждений должны объединить компьютеры, находящиеся в библиотеках и учебных классах, с домашними компьютерами и мобильными технологиями учителей, школьников и их родителей. Реальная информатизация учебного процесса и его эффективность зависят от учителя, от библиотекаря зависит накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация услуг и поддерживающей деятельности всех участни-

ЧИППКРО

ков педагогического процесса вне зависимости от места его нахождения.

Для формирования метапредметных компетентностей школьников необходимо обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач. Тогда работа педагогов и библиотекарей позволит организовать учебный процесс, который содержит результаты реальной деятельности учащихся по осмыслению содержания образования. Созданные информационные продукты в полном объёме будут понятны только данной аудитории учащихся, они имеют свой контекст, ориентированы на определённую субкультуру, отражают личностные пристрастия к тем или иным событиям, что производит их уникальное смысловое наполнение. Этих возможностей лишено традиционное содержание образования.

В ряде передовых в области технологических инноваций и экономически развитых стран осознают чрезвычайную важность свободного доступа к знаниям для равного роста всех сообществ, обществ, культур и народов. Государственное финансирование получают проекты и программы поддержки образовательных и культурных инициатив, связанных с созданием новых знаний и открытостью информации в библиотеках, особое внимание при этом уделяется именно библиотекам образовательных учреждений. Из пространства, где хранятся книги, проводятся занятия по привитию любви детей, подростков и молодежи к чтению печатных источников информации, библиотека становится виртуальной, ее функции значительно расширяются до междисциплинарных сетевых сообществ, включающих электронные собрания ресурсов, он-лайн обу-

чение, самостоятельное исследование и творчество, наставничество, общение. Библиотеки, используя социальные сервисы, формируют сетевое пользовательское сообщество участников образовательного процесса, где в процессе взаимодействия происходит совместный процесс эволюционных изменений в поведении и привычках, формах и методах получения и размещения информации, обмене знаниями, общения и обучения.

Современная школьная библиотека способна поддерживать принцип продуктивности обучения: личное образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов его учебной деятельности. В процессе создания внешних образовательных продуктов происходит развитие внутренних навыков и способностей, развитие личностных качеств ученика. Сформулированные проекты учебной деятельности, творческие работы могут переходить из индивидуальных и общешкольных приращений в общекультурные (загадки и считалки, сопоставимые с фольклорными аналогами, родословные) и прочее, содержащие самобытные и оригинальные мысли.

Школа, где библиотека - не просто хранилище книг, но ресурсный информационный, культурный и досуговый центр для учащихся -необходимое условие формирования качественного современного образования. Каждая библиотека общеобразовательного учреждения должна ставить своей задачей поддержку исследовательских, аналитических, коммуникативных навыков школьников, это важнейшие векторы будущего образования. Формируемые при участии школьной библиотеки метапред-метные компетентности будут способствовать целям опережающего развития, сформулированным в стратегии «Наша новая школа». Для реализации образовательных целей должна значительно измениться роль библиотеки общеобразовательного учреждения: новые помещения, учебная литература, доступ к Интернет, интеграция деятельности с библиотеками и другими социальными, образовательными,

культурными учреждениями.

Эта модель нового качества образования в полной мере относится к кадрам школьной библиотеки. Наличие двух инновационных контуров образования: контур продвижения

инноваций (представляется проектным заданием «сверху») и контур отбора и освоения инноваций требует профессиональной рефлексии. В заседании Госдумы, посвященном деятельности школьных библиотек, отмечены проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, необходимость госзаказа на подготовку кадров для библиотечного обслуживания детей и подростков, а также разработки целевых программ развития библиотек общеобразовательных учреждений, предусматривающих адресные субсидии на подготовку и переподготовку библиотекарей. Повышение кадрового потенциала школьных библиотек может заметно повлиять на качество образования.

Компетентность библиотекаря современной школьной библиотеки является интегральным свойством личности, характеризует его стремление и способность реализовать свой потенциал - знания, умения, опыт, личностные качества для успешной профессиональной деятельности. Только компетентный библиотекарь сможет создать развивающуюся школьную библиотеку, соответствующую современным требованиям, концепциям, стратегиям развития образования. Основные компоненты компетентности библиотекаря: достаточный уровень профессионального образования, профессиональный опыт, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, творческое отношение к делу.

Таким образом, роль школьных библиотек в модернизации образования значительно возрастает, изменяются их функции, задачи. Необходимо обеспечить новый качественный уровень библиотеки общеобразовательного учреждения на основе компетентностного подхода при обучении и повышении квалификации, переподготовке кадров специалистов библиотек общеобразовательных учреждений. Это позволит реализовать потенциал школьной библиотеки в формировании образовательных компетентностей школьника, в частности - мета-предметных компетентностей.

Литература

1. Адамский, А. И. Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования [Электронный ресурс] / А. И. Адамский. -Режим доступа: http://www.eurekanet.ru

/ewww/info/13706.html.

2. Дейнеко, И. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке [Текст] / И. Дейнеко // Библиотека в школе, 2009. - № 9 / 10. - С. 14-20.

3. Законодательное обеспечение деятельно-

сти библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей: материалы парламентских слушаний

[Электронный ресурс] / Государственная дума. -Режим доступа : www.duma.gov.ru /index.jsp?l=1.

4. Изучение знаний и умений учащихся в рамках международной программы PICA : общие подходы [Электронный ресурс] // Программа международной оценки обучающихся : мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии. - Режим доступа : http://www.ceteroco. fromru.com/pisa/pisa_part.html

5. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Х. Лау; пер. с англ. С. Сорокина. - Режим доступа : http://www.ifap.ru.

6. Национальная образовательная инициа-

тива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Д. Медведев. - Режим доступа:

http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.

ЧИППКРО

7. Олефир, С. В. Современная школьная библиотека в контексте проекта стратегии «Наша новая школа» / С. В. Олефир // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1. - С. 109-118.

8. Сметанникова, Н. Н. Значение чтения для решения задач образования [Текст] // Homo legens. - Вып. 2. - М., 2000. - С. 150-156.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru.

10. Хуторский, А. В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучить всех по-разному?: пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторский. - М.: изд-во Владос-Пресс, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).

11. Ястребцева, Е. Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки [Электронный ресурс] / Е. Н. Ястребцева // Вопросы информатизации образования: научно-практический электронный альманах. Вып. 15. - Режим доступа: http://npstoik.ru/vio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.