УДК 338.45
ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ СТРУКТУРНЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ ЭКОНОМИКИ
Е.Г. Леонидова
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр
Российской академии наук»
В статье рассмотрены возможности российского туризма в решении задачи наращивания внутреннего потребительского спроса как направления структурных изменений экономики. На основе анализа текущего состояния отрасли определены причины, ограничивающие потребление туристских услуг населением. Выявлено, что слабый спрос граждан на услуги сферы туризма сдерживает низкий уровень их доходов. В качестве направлений повышения использования потенциала российского туризма, реализация которого способствует структурным изменениям экономики, предлагается активизация перспективных видов туристической деятельности, обеспечивающих рост турпотока, а также широкое использование методов и механизмов социального туризма. Ключевые слова: туризм, экономика, структурные изменения
Необходимость осуществления структурных преобразований экономики Российской Федерации назрела давно: за 2013-2018 гг. средний годовой рост ВВП составил всего 0,4% [1]. Сохранение существующей структуры российской экономики ставит под угрозу выполнение амбициозной задачи - войти в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечив темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности1. Этим объясняется возросший интерес среди исследователей к проблемам структурной перестройки и, выражающийся в увеличении числа научных публикаций по данной тематике [2-4].
Анализ мнений ученых и экспертов относительно выбора направлений структурной политики показал, что перспективным является стимулирование внутреннего потребительского спроса [5;6]. Это способствует росту товарооборота, приращению ресурсов для инвестиций предприятий, что в целом содействует «оживлению» экономики. В настоящее время вклад расходов домашних хозяйств на конечное потребление в рост валового внутреннего продукта ограничивается продолжающимся с 2014 года снижением реальных располагаемых денежных доходов населения.
Структурная трансформация экономики невозможна без должного обеспечения устойчивого роста доходов граждан, чему препятствует недостаточный объем инвестиций в человеческий капитал, удельный вес которого в структуре национального богатства России ниже, чем в развитых странах [7]. По мнению ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, «рост вложений в человеческий капитал предполагает качественное изменение уровня жизни, сдвиг в структуре потребления в пользу образования, здравоохранения, культуры и отдыха» [8]. Способствовать такой трансформации можно через увеличение туристского потребления2. В отличие от сфер образования и здравоохранения, инвестиции в которые окупаются лишь через десятки лет [9], эффект от вложений в сферу туризма проявляется быстрее. Пример зарубежных стран показывает экономическую значимость развития туризма. Так, в Китае стимулирование внутреннего туристского потока и увеличение внутреннего потребления в сфере туризма привело к росту внутренних туристских поездок с 2012 по 2017 гг. на 70%, что принесло бюджету КНР доходы только в этом секторе туризма в размере 4,57 трлн. юаней [10].
1 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2 Туристское потребление - макроэкономический агрегат статистики туризма, включающий стоимостную оценку потребленных посетителями в ходе совершения туристской поездки экономических благ.
Таким образом, целью исследования является определение возможностей российского туризма в решении задачи наращивания внутреннего потребительского спроса. Достижение поставленной цели потребовало проведения анализа текущего состояния отрасли и определения причин, ограничивающих потребление товаров и услуг данной сферы населением, а также разработки направлений по стимулированию спроса граждан на туристские услуги.
Вклад сферы туризма в российскую экономику постепенно увеличивается (рисунок).
л 3.8 , 3.2 3,3 3,3 3,4 |-1
11111
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 1 - Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, в % Источник: данные Росстата.
В то же время он мог быть намного больше с учетом того, что, согласно социологическим опросам, чуть менее половины жителей России совершают туристические поездки внутри страны [3], несмотря на имеющийся высокий туристско-рекреационный потенциал российских регионов.
Одним из ключевых факторов, ограничивающих траты граждан на отдых, является отсутствие у них денежных средств (табл. 1). За период с 2010 по 2019 гг. доля респондентов, не имеющих финансовой возможности на совершение поездок, уменьшилась на 4 п.п., однако продолжает оставаться весьма высокой (53% в 2019 году).
Таблица 1 - Причины проведения россиянами отпуска дома
Если этим летом Вы остаетесь дома и никуда не едете, то по какой причине? (открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто лето проведет дома, представлен топ ответов)
Варианты ответа 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Нет денег, отсутствие средств 57 54 49 47 49 43 44 44 44 53
Семейные дела, маленький ребенок/декрет 6 6 8 7 8 7 4 12 18 15
Буду работать, нет отпуска, отпуск в другое время года 6 11 12 12 11 15 17 17 15 14
Состояние здоровья, болезни (свои или родственников), возраст 10 12 13 10 14 13 13 8 12 10
Люблю отдыхать дома 5 5 6 7 7 5 5 7 5 6
Источник: ВЦИОМ, «Лето-2019: отпускные планы и предпочтения россиян» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9710
3 По данным ВЦИОМ, «Лето-2019: отпускные планы и предпочтения россиян» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9710
Также обращает на себя внимание тот факт, что в 2019 г. число опрошенных, которым не хватает финансовых ресурсов для путешествий, резко возросло, увеличившись по сравнению с предыдущим годом сразу на 9 п.п.
При этом весьма велико число тех, кто вообще не отдыхал за пределами своего региона (в 2019 г. - 57%), что говорит о слабой туристической активности россиян (табл. 2).
Таблица 2 - Частота поездок россиян внутри страны с целью отдыха
Некоторые россияне во время летнего отпуска не покидают свой регион, предпочитая отдыхать дома. Некоторые ездят по России, кто-то путешествует за границу. А Вы за последние пять лет ездили отдыхать, проводили отпуск в других регионах России или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Варианты ответа 2016 г. 2018 г. 2019 г.
Да, один раз 12 16 15
Да, два раза и более 23 28 28
Нет, не ездил 64 56 57
Затрудняюсь ответить 1 0 0
Источник: ВЦИОМ, «Лето-2019: отпускные планы и предпочтения россиян» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9710
Таким образом, в Российской Федерации имеются колоссальные возможности по стимулированию внутреннего туристского потребления.
К позитивным моментам можно отнести увеличение количества организаций размещения и питания туристов за последнее время (табл. 3), что свидетельствует о привлекательности туристского бизнеса для предпринимателей.
Таблица 3 - Некоторые показатели развития ту
ризма в РФ
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 к 2011, в %
Число коллективных средств размещения, ед. 125 85 130 62 140 19 145 83 155 90 201 35 205 34 280 72 223,1
Число ресторанов, кафе, баров, ед. 63505 66462 70275 76367 78661 80601 82429 85408 134,5
Источник: рассчитано по данным Росстата.
Еще одной проблемой российского туризма остается недостаточная инвестиционная поддержка отрасли со стороны государства. Так, внутренний спрос на туристские услуги в стране оценивается в 100 млн. долларов при объеме инвестиций в 1 млн. долларов [11]. Улучшению ситуации в отношении увеличения расходов государства на отдых граждан должна способствовать реализация недавно принятой Стратегии развития туризма РФ до 2035 года. За период ее действия рост инвестиций в туристическую отрасль России должен возрасти в 3 раза. Стимулирование спроса на туристский продукт для достижения заявленного увеличения более чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя Российской Федерации к 2035 году предлагается в рамках реализации двух ключевых направлений:
- формирование уникального туристского продукта в межсезонье;
- обеспечение доступности существующих и вновь создаваемых туристских продуктов для широких слоев населения.
Переход Федерального агентства по туризму (Ростуризм) из ведения Министерства культуры РФ в подчинение Минэкономразвитию РФ в конце 2018 г. свидетельствует о том, что туризм стал полноценно рассматриваться органами государственной власти в качестве одного из дайверов развития экономики. Согласно оценке министра экономического развития М.С. Орешкина, при должной поддержке отрасли, доходы от трат туристов должны вырасти в 2 раза в течение 5-6 лет [12].
Следует отметить, что в российской экономике имеются денежные резервы для стимулирования внутреннего потребительского спроса, в том числе на туристские услуги.
Прежде всего, это средства фонда национального благосостояния (ФНБ), из которых на инвестиции в 2020 г. можно будет направить 1,8 трлн. рублей4. Однако в настоящее время конкретных решений по способу распоряжения ими не принято.
В дополнение к сказанному выше, учитывая реальное положение дел в отрасли, можно предложить следующие направления, способные увеличить спрос граждан на туристские услуги внутри страны в краткосрочной перспективе:
1. Развитие видов туристической деятельности, потенциал которых в настоящее время использован не в полной мере, обеспечивающих рост турпотока.
В рамках данного направления перспективным является активизация экологического туризма, предусматривающего посещение туристами российских национальных парков и заповедников. Так, в 2014 г. в США доход от данного вида деятельности оценен в размере 27 млрд. долларов (для сравнения: объем экспорта вооружений Российской Федерации за тот же период составил 15,5 млрд. долларов) [13].
Предпосылки для развития данного вида туристской деятельности имеются. Так, в рамках национального проекта «Экология» предусмотрено в 2019-2024 гг. финансирование развития туристической инфраструктуры в размере 550 млн. рублей.
2. Широкое использование методов и механизмов социального туризма.
В частности, реализация данного направления предполагает внедрение инструментов, позволяющих компенсировать затраты на отдых граждан. Важный шаг на пути обеспечения доступности туристских услуг для россиян был сделан в 2019 году, когда были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ5. Согласно им, в налоговую базу по налогу на прибыль (в пределах 50 000 рублей на человека) могут включаться расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха в соответствии с договором о реализации туристского продукта.
В то же время тревожной выглядит ситуация с организацией детского отдыха. В Российской Федерации чрезвычайно остра потребность в детских и подростковых летних оздоровительных учреждениях. С 2013-2018 гг. их количество сократилось на 11,3% до 43,5 тыс., из которых на 16,1 млн школьников приходилось всего 2,2 тыс. стационарных загородных оздоровительных организаций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации имеются возможности для наращивания потребления туристских услуг гражданами, которые ограничены низким уровнем их доходов. Реализация потенциала российского туризма в решении задачи стимулирования внутреннего потребительского спроса невозможна без широкой государственной поддержки, предусматривающей реализацию политики доступности туристских услуг для граждан, формирование конкурентоспособных внутренних предложений и пропаганду имеющегося туристических возможностей страны и ее регионов.
Благодарность. Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0005 «Исследование факторов и методов устойчивого развития территориальных систем в изменяющихся мировых геополитических и геоэкономических условиях».
Список литературы
1. Аганбегян А. Г. / О преодолении стагнации, рецессии и достижении пятипроцентного роста // Экономическое возрождение России. 2019. № 2 (60). С. 17-23.
2. Ивантер В., Порфирьев Б., Широв А. Структурные аспекты долгосрочной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 3. С. 27-34.
4 Данные Минэкономразвития РФ.
5 Федеральный закон от 23.04.2018 № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
3. Структурные изменения в российской экономике и структурная политика. Аналитический доклад / НИУ ВШЭ; под науч. рук. Е.Г. Ясина. М., 2018. 252 с.
4. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка (Доклад НИУ ВШЭ) // Вопросы экономики. 2018. № 6. С. 5-28. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-6-5-28
5. Кондратьев В. Конец глобализации или новый этап? // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 12. С. 6-17.
6. Ивантер В.В. Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России. М.: Научный консультант, 2017. 196 с.
7. Устинова К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст]: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. - 195 с.
8. Риск бездействия: академик РАН оценил экономические перспективы России.
URL:
https://ria.ru/20191124/1561469566.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referr er=https%3A%2F%2Fyandex.m%2Fnews
9. Ломская Т. Как и зачем власти собираются умножать человеческий капитал // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/24/770536-umnozhat-chelovecheskii-kapital
10. Как и сколько Китай зарабатывает на внутреннем туризме [Электронный ресурс] // Ассоциация туроператоров России. - Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/41935.html
11. Вараскина Я. Минэкономразвития: внутренний спрос на туруслуги в России составляет $100 млрд // Информационная группа «ТУРПРОМ». URL: https://www.tourprom.ru/news/41544/
12. Иванова А. Орешкин назвал меры для прорывного развития туризма в России // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/11/09/786001-oreshkin-nazval-prorivnogo-razvitiya-turizma-rossii
13. Косых И. Внутренний туризм как следствие внешней политики // Валдайские записки. URL: https://globalaffairs.ru/number/Vnutrennii-turizm-kak-sledstvie-vneshnei-politiki-18156
Сведения об авторах
Леонидова Екатерина Георгиевна - научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», [email protected]
UDK 338.45
POTENTIAL OF RUSSIAN TOURISM IN THE CONTEXT OF STRUCTURAL
ECONOMIC CHANGE
E.G. Leonidova
Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences
The article considers the possibilities of Russian tourism in solving the problem of increasing domestic consumer demand as a direction of structural changes in the economy. Based on the analysis of the current state of the industry, the reasons that limit the consumption of tourist services by the population are determined. It was revealed that the weak
demand of citizens for tourism services restrains the low level of their income. As directions to increase the use of the potential of Russian tourism, the implementation of which contributes to structural changes in the economy, it is proposed to activate promising types of tourism activities that ensure the growth of tourist flow, as well as the widespread use of methods and mechanisms of social tourism. Keywords: tourism, economics, structural changes
References
1. Aganbegyan A. G. / On overcoming stagnation, recession and achieving five percent growth // Economic revival of Russia. 2019.No 2 (60). C. 17-23.
2. Ivanter V., Porfiryev B., Shirov A. Structural aspects of long-term economic policy // Problems of theory and practice of management. 2018. No. 3. C. 27-34.
3. Structural changes in the Russian economy and structural policy. Analytical report / HSE; under the scientific. hands. E.G. Yasina. M., 2018.252 s.
4. Structural policy in Russia: new conditions and a possible agenda (HSE Report) // Economics. 2018. No. 6. S. 5-28. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-6-5-28
5. Kondratiev V. The end of globalization or a new stage? // Problems of theory and practice of management. 2017. No. 12. P. 6-17.
6. Ivanter V.V. Structural and investment policy in order to ensure economic growth in Russia. M .: Scientific consultant, 2017.196 s.
7. Ustinova K.A. Human capital in an innovative economy [Text]: monograph / K.A. Us-tinova, E.S. Gubanova, G.V. Leonidova. - Vologda: Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences, 2015. - 195 p.
8. The risk of inaction: an academician of the Russian Academy of Sciences assessed the economic prospects of Russia. URL: https://ria.ru/20191124/1561469566.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referr er=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
9. Lomskaya T. How and why the authorities are going to increase human capital // Ve-domosti. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/24/770536-umnozhat-chelovecheskii-kapital
10. How and how much China earns on domestic tourism [Electronic resource] // Association of Russian Tour Operators. - Access mode: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/41935.html
11. Varaskina Y. Ministry of Economic Development: domestic demand for tourism services in Russia is $ 100 billion // Information group "TURPROM". URL: https://www.tourprom.ru/news/41544/
12. Ivanova A. Oreshkin called measures for the breakthrough development of tourism in Russia // Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/11/09/786001-oreshkin-nazval-prorivnogo-razvitiya-turizma-rossii
13. Kosykh I. Domestic tourism as a consequence of foreign policy // Valdai notes. URL: https://globalaffairs.ru/number/Vnutrennii-turizm-kak-sledstvie-vneshnei-politiki-18156
About the author
Leonidova Ekaterina Georgievna - research officer, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]