созидательное, направленное к благу человека ради Бога, — есть прославление Бога, и служение Богу является подвижничеством. Служение Добру есть противостояние злу. Всякий, разделяющий христианские ценности, уподобляется воину, противостоящему злу. Война эта не закончится, пока зло не истребится. И сотрудник правоохранительных органов призван искоренять зло.
Проблема формирования положительного имиджа актуальна для всех видов служения: врачей, учителей, священнослужителей, сотрудников ОВД. Сотрудник полиции — это «лицо власти», но и ему без определенной подготовки злу противостоять трудно1. Закон, не основанный на духовно-нравственных ценностях, душа человека не принимает инстинктивно, интуитивно отвергая ей противное2. Наделенный свободной волей человек всегда самостоятельно делает свой выбор в пользу зла или добра. Именно «совместная направленность интеллекта и воли»3 является основой духовного выбора.
Насаждаемому повсеместно примату самости, не только определяющей систему допустимого для себя, но зачастую навязывающей это «допустимое» другим4, противостоят традиционные ценности, только благодаря которым возможно существование законодательства, защищающего человека. И важно, чтобы принимающий присягу опирался на такие ценности, что позволит изменить нравственное состояние не только в правоохранительных органах, но и всем обществе. Тогда проблема «имиджа» сотрудника будет решена по существу, потому что главное — не казаться кем-то, а быть, в том числе, быть нравственно зрелым профессионалом, не наносящим зла, не дискредитирующим власть, а стоящим на страже интересов человека.
А.М. Хамидулин, магистр богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
Потенциал православия в нравственном воспитании гражданина
Границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование.
Карл Ясперс
В СССР кроме запретительных предписаний (таких как, например, Уголовный кодекс) существовали также и предписания положительные, ориентирующие жизненную позицию гражданина, имеется в виду Моральный кодекс строителя коммунизма. Что же может сегодня предложить в качестве положительной программы нравственности православие?
В любой религии можно выделить специфическую иерархию религиозных ценностей, в которой самый высокий уровень занимает мистический опыт, на втором месте идет религиозная практика большинства активных верующих, на третьем месте сфера религиозной морали. Именно последняя ступень морали, часто воспринимающаяся, не специфически религиозно, но общекультурно, является приемлемой для большинства граждан.
Следует помнить, что только при наличии у человека свободы возможен выбор между добром и злом, и поэтому без постулирования свободы нет смысла в рассуждениях о нравственном выборе. Такие понятия, как «этика», «мораль», «нравственность» представляют собой, хотя и разные по происхождению, но по смыслу синонимичные термины, однако после Г.В.Ф. Гегеля принято разводить мораль как внешнее требование по отношению к поведению индивида и нравственность как внутреннюю поведенческую установку человека.
Таким внутренним ориентиром и проявлением естественного нравственного закона является совесть. Замечательно, когда человек руководствуется «голосом совести», не забывает его и не пропускает мимо своего внутреннего слуха его советы, однако человек не подчиняется совести
1 Стрелкова Н.В., Грядовой Д.И. Комплексное воспитание кадров правоохранительных органов (организационно-управленческие вопросы) // Философские исследования и современность. Вып. 5. М., 2016. С. 144—155.
2 Васечко А.А. Некоторые вопросы взаимодействия правовой культуры и правовой системы // Философские исследования и современность. Вып. 2. М., 2013. С. 30—41.
3 Байдакова М.Ю. Проблема воли в христианской антропологии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2008. № 1. С. 7.
4 Щелоков К.С. Человек — это многомерная система // Психология и психотехника. 2016. № 5. С. 420—426.
312
Юридическая наука и практика
безусловно, все мы свободны в выборе послушать голос совести или отвергнуть его, поэтому еще в древнем мире в человеческих сообществах начинают формироваться внешние формализованные моральные законы и заповеди.
Естественное чувство нравственности есть в каждом человеке, однако, как было отмечено, для практического руководства человеку подчас нужны внешние ориентиры, в качестве которых и выступает общественная мораль, которая в свою очередь основывается на общих нравственных и разумных установках. С точки зрения эволюционной биологии мораль помогла выжить социальным группам в глубокой древности, поэтому, руководствуясь внутренним законом нравственности и внешней моралью, люди могут совершать этически добрые и воздерживаться от этически злых поступков, но при этом основной минус общественной безрелигиозной морали, как внешнего по отношению к человеку закона заключается в том, что она в известной степени лабильна, подвижна и зависит от культурной и общественно-исторической ситуации. Другими словами, общественная мораль может изменяться, и то, что лет 40 назад казалось совершенно не приемлемым, сегодня воспринимается даже не просто как неприятная данность, а как нечто совершенно нормальное.
Здесь со всей очевидностью перед нами возникает несомненный плюс религиозной, христианской морали. Суть его в том, что христианские моральные требования неизменны в силу того, что они ссылаются на неизменный авторитет Бога, и поэтому моральные ценности, за которыми стоит сила религиозного обоснования, не зависят от модных тенденций времени. Более того, И. Кант признавал, что только существование Бога в качестве основания нравственного поведения, лежащего вне этого мира, способно обосновать исправное функционирование как общественной морали, так и категорического нравственного императива, присущего каждому человеку. Этим обосновывается положительный потенциал христианской этики, который мы условно расположили на третьем уровне в нашей классификации.
На втором уровне находятся собственно христианские заповеди, обращенные для всех верующих
37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепо-стию, и всем разумением твоим.
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.
39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Евангелие от Матфея 22:37-40
Отсюда следует главное положение христианской религиозной морали — видеть в каждом человеке образ Бога. Это положение определяет отношение не только христианина по отношению к другому христианину, но ко всем людям вообще. При этом даже если человек совершает грех (который с греческого языка буквально переводиться как «промах»), христианство требует различать безусловно порицаемый грех и самого человека. В то же время следует помнить о том, что, кто говорит, что любит Бога, а ненавидит своего ближнего, тот, безусловно, является лжецом1, ибо невозможно одновременно любить Бога и ненавидеть своего реального ближнего (родственника, соседа, гражданина родной страны, каждого человека).
Можно идти дальше простого морального поведения. С точки зрения евангельской этики, если человек не совершает выраженных преступлений, это не является основанием для его безусловной святости. Человек в христианстве призван к неизмеримо большему — к тому, что называется обожением (то есть стать подобным Богу на сколько это человек способен вместить). Г. Гачев, отечественный философ и культуролог говорил об «эзотеричности» христианства, но в христианстве нет каких-то тайных доктрин. Предельно высокий, и кажущийся для секулярного общества непонятным, таинственным и недостижимым, нравственный идеал, обозначенный в Евангелии (вплоть до любви к врагам), — это этика высшего порядка, это высший уровень аскетического и мистического возрастания личности, к которому призван в Евангелии каждый человек. Высшим же идеалом христианской нравственности могут служить следующие слова из Евангелия, репрезен-тующие именно религиозно-мистический уровень православия: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»2.
В итоге, можно констатировать наличие в православном христианстве нравственного потенциала, который свидетельствует о возможности бесконечного нравственного совершенствования.
1 Первое Соборное послание Иоанна Богослова 4:20.
2 Евангелие от Матфея 5:48.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)
313