DOI 10.47309/2713-2358-2024-4-149-160 УДК 338 JEL I28
ПОТЕНЦИАЛ ПОПОЛНЕНИЯ РЫНКА ТРУДА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
© Ислакаева Гузель Разимовна
Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра РАН,
г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о привлечении иностранных граждан в российские вузы. Проведен анализ географии приема иностранных граждан в российские вузы, их выбора направлений подготовки обучения, причин выбора иностранцами российских вузов. Анализ сложившихся условий приема иностранных граждан в российские вузы показал, что они не создают достаточно высокие барьеры против притока слабого контингента иностранных абитуриентов. В результате, большая часть иностранцев, привлекаемых в российские вузы, оказывается с низким уровнем знаний. Лидирующие позиции среди приезжающих учиться в Россию занимают страны ближнего зарубежья, северной Африки, Египет, Китай, Индия. Наиболее популярными направлениями подготовки среди иностранных граждан являются: экономика, медицина и искусство. Спрос иностранных абитуриентов на техническое образование в российских вузах не такой высокий, как это характерно для вузов Европы и США. На основе изучения аргументов в пользу позитивных последствий и причин выбора иностранцами российских вузов, и сложившихся особенностей входа иностранных студентов в российские вузы, сделан вывод, что привлечение иностранных студентов в российские вузы не будет способствовать решению задачи в части технологического развития страны, прежде всего в регионах с преимущественно ресурсодобывающими отраслями, итак страдающих недостатком стимулов к развитию инновационных, высокотехнологических отраслей с большой долей добавленной стоимости, основанной на знаниях, качественном человеческом капитале. Предложены меры по привлечению иностранных студентов в российские вузы, в частности, в вузы Республики Башкортостан.
Ключевые слова: иностранные студенты, университеты, российские вузы, иностранные абитуриенты, Россия, рынок труда.
POTENTIAL FOR REPLENISHING THE LABOR MARKET WITH FOREIGN STUDENTS: POSITIVE AND NEGATIVE CONSEQUENCES
© Islakaeva Guzel Razimovna
Institute of Social and Economic Research - a separate structural division of the Federal State Budgetary Scientifîc Institution Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russian Federation
Для цитирования: Ислакаева Г.Р. Потенциал пополнения рынка труда иностранными студентами: позитивные и негативные последствия // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №.4. С. 149-160. DOI 10.47309/2713-23582024-4-149-160
Summary: The article considers the issue of attracting foreign citizens to Russian universities. The geography of admission of foreign citizens to Russian universities, their choice of areas of training, and the reasons for foreigners choosing Russian universities are analyzed. Analysis of the current conditions for the admission of foreign citizens to Russian universities showed that they do not create sufficiently high barriers against the influx of a weak contingent of foreign applicants. As a result, most foreigners attracted to Russian universities have a low level of knowledge. The leading positions among those coming to study in Russia are occupied by neighboring countries, North Africa, Egypt, China, and India. The most popular areas of training among foreign citizens are: economics, medicine, and art. The demand of foreign applicants for technical education in Russian universities is not as high as is typical for universities in Europe and the USA. Based on the study of arguments in favor of the positive consequences and reasons for foreigners choosing Russian universities, and the established features of foreign students entering Russian universities, it was concluded that attracting foreign students to Russian universities will not contribute to solving the problem of technological development of the country, especially in regions with predominantly resource-extracting industries, which already suffer from a lack of incentives for the development of innovative, high-tech industries with a large share of added value based on knowledge and high-quality human capital. Measures are proposed to attract foreign students to Russian universities, in particular, to universities in the Republic of Bashkortostan.
Keywords: foreign students, universities, Russian universities, foreign applicants, Russia, labor market.
Введение. Задача повышения численности иностранных студентов в российских вузах поставлена государством перед вузами уже достаточно давно (в рамках Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», далее, в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»). Эта задача вызвана несколькими целями, которые любое государство преследует в таких вопросах. Так, в этих документах в числе целевых показателей -достижения не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году, увеличение численности населения страны, открытость внешнему миру и экономическое развитие, основанное на честной конкуренции, предпринимательстве и частной инициативе, высокой эффективности и технологичности. В числе этих целей мы видим и цель пополнения рынка труда в России и приобретение в их лице новых граждан, увеличение населения страны - именно выполнение этой цели находится в фокусе обсуждения в этой статье.
В решении данного вопроса заинтересованы и регионы. Ведь для диверсификации экономики необходимы, в частности и высококвалифицированные кадры, подготовка которых адресуется системе высшего образования. В этом контексте выпускники-иностранцы и даже студенты-иностранцы являются дополнительным ресурсом для региональных рынков труда. Кроме того, потребность в притоке кадров из-за рубежа обострилась в последние годы, когда стал наблюдаться дефицит трудовых ресурсов в стране по широкому спектру вакансий. Об этой проблеме достаточно много говорится в средствах массовой информации и в научных публикациях [1,
2]. В силу этого, вопросы привлечения кадровых ресурсов из-за рубежа, в том числе через систему высшего образования, для России являются актуальными особенно в последнее время.
Так, к примеру, иностранный гражданин с дипломом российского вуза может получить привилегии при получении ВНЖ (Федеральный закон .№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002). Это означает, что для молодых иностранных граждан, желающих работать в России, упрощённый вариант трудоустройства возможен через получение образования в российском вузе.
Однако, вопрос, касающийся управленческих решений федерального центра по наращиванию доли иностранных студентов, который поставлен перед университетами, недостаточно изучен с точки зрения того, насколько они могут способствовать решению задачи в части технологического развития страны и, как следствие, отраслевой диверсификации экономики регионов, прежде всего, нефтяных регионов.
Учитывая сложившиеся особенности входа иностранных студентов в российские вузы, действительно ли привлечение иностранных студентов в российские вузы будет способствовать решению задачи в части технологического развития страны и, как следствие, отраслевой диверсификации экономики регионов, прежде всего, нефтяных регионов? Поиску ответа на этот вопрос будет посвящена данная статья.
Для начала отметим, в российские вузы можно поступить двумя способами: на бюджетной и на коммерческой основе. В свою очередь, поступление на бюджетной основе также возможно двумя путями: в рамках выделяемой квоты Правительством РФ и на общих основаниях с российскими гражданами. В первом случае вступительные экзамены сдавать не надо, но обязательным условием является знание русского языка, которое можно получить на подготовительных курсах изучения русского языка (это касается, для русскоязычных образовательных программ). При поступлении на коммерческой основе необходимо пройти вступительные испытания. При этом, обязательным условием является знание русского языка, остальные экзамены самостоятельно определяет вуз (онлайн, оффлайн тестирования или устные собеседования).
Однако все эти условия поступления в российские вузы не создают достаточно высокие барьеры против притока слабого контингента иностранных абитуриентов. В результате, как мы покажем далее, большая часть иностранцев, привлекаемых в Россию, оказывается в наших университетах по причине того, что уровень их знаний не позволил им поступить в университеты США или европейских стран, и даже у себя на родине.
Обоснование этого тезиса начнем с обсуждения географии приема иностранных граждан в российские вузы, их выбора направлений подготовки обучения, причин выбора иностранцами российских вузов. Это позволит
сформировать портрет иностранного абитуриента в российском вузе для получения представлений об его образовательном уровне на входе в вуз, а также предположить образовательный уровень этих студентов на выходе. Представляется, бесспорно, что студенты с низким уровнем подготовки на входе имеют низкие шансы стать выпускниками с высоким уровнем подготовки.
Так, если рассматривать географию приезжающих учиться в Россию, то лидирующие позиции занимают страны ближнего зарубежья - Казахстан и Узбекистан, но в динамике изменились их позиции между собой, если в 2018 г. граждан было больше из Казахстана, то в 2023 г. граждан из Узбекистана стало больше. Далее, по численности студентов занимает Египет. Существенный прирост показывают другие страны Северной Африки (Марокко, Сирия и Алжир) в 2023г. студентов из этих стран на 3 тысячи больше, чем в 2018 году [4].
Более детальная статистика по иностранным студентам в СМИ приводится за 2023 год. Так, на программы бакалавриата на бюджетные и платные места в 2023 году принято граждан из стран средней Азии (на программы бакалавриата): Туркменистан - 16830, Узбекистан - 9935, Казахстан - 9846, Китай - 7343, Таджикистан - 5997. Аналогичный структура наблюдается и на программы магистратуры: Туркменистан - 3570, Узбекистан - 1958, Казахстан - 4257, Китай
- 6422, Таджикистан - 872. Структура приема иностранцев на специалитет выглядит несколько иной: Индия - 9693, Египет -2865, Узбекистан - 2448, Иран
- 2101, Туркменистан - 1730 [15]. Таким образом, больше всего студентов в России из Китая, Туркменистана, Узбекистана, Ирака, Египта, Алжира.
В 2023 году структура принятых иностранных граждан по квоте (из 30000 бюджетных мест, заполнили 29728 чел.), выглядит следующим образом: на программы бакалавриата - 12028 человек, специалитета - 3705, магистратуры -8295. На программы дополнительного профессионального образования - 1706 человек, на программы среднего профессионального образования - 84. География стран иностранных граждан, поступивших в рамках квоты, представлена на рисунке 1.
Наблюдаемая структура иностранных студентов по квоте говорит, что в Россию приезжают учиться главным граждане развивающихся государств.
В регионах также фиксируется рост иностранных студентов. К примеру, в Республике Башкортостан в 2020/2021 учебном году обучалось 5,5 тыс. человек, в 2023/2024 - 10 тыс. человек [6], а к 2030 стоит задача кратно увеличить число зарубежных студентов и инорегиональных студентов и их число составит к 2030 году не менее 52 тыс., в которых значительную долю должны составить иностранные студенты.
2500 2166 2000 1500 1000 500 0
1965 1844 идо
|_ 1/ÖJ 1641
í
1032 982
894 855
lili
#
¡P
,'b
4-s
,A
/ &
У
Ж
/
ж
/ </
Рисунок 1 - География приема иностранных граждан в российские вузы в 2023
году в рамках квоты (человек) [4]
Наблюдаемая структура иностранных студентов по квоте говорит, что в Россию приезжают учиться главным граждане развивающихся государств.
В регионах также фиксируется рост иностранных студентов. К примеру, в Республике Башкортостан в 2020/2021 учебном году обучалось 5,5 тыс. человек, в 2023/2024 - 10 тыс. человек [6], а к 2030 стоит задача кратно увеличить число зарубежных студентов и инорегиональных студентов и их число составит к 2030 году не менее 52 тыс., в которых значительную долю должны составить иностранные студенты.
Если рассматривать географию обучения иностранцев в российских вузах, то наиболее популярными вузами для иностранцев являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, Российский университет дружбы народов, Высшая школа экономики [7, 8]. Востребованы также Московский инженерно-физический институт, Уральский федеральный университет, томские вузы, Новосибирский государственный университет, Казанский федеральный университет. Можно сказать, наиболее популярные вузы находятся в столичных городах страны, а также в регионах с достаточно развитым вузовским потенциалом, как Новосибирск, Казань и Томск.
Что касается направлений подготовки, наиболее популярных среди иностранных граждан, то наиболее востребованными для них являются три: экономика, медицина и искусство. Вместе с тем, выбор направлений различается, если рассматривать в разрезе стран.
Так, согласно [9], по данным 2022 года пятая часть иностранцев приезжает учиться на врачей или изучать искусство. Вместе с тем, китайские студенты предпочитают и лингвистические направления. Студенты из Казахстана, Узбекистана, Китая преимущественно выбирают экономику и менеджмент. Граждане из Таджикистана обучаются на стоматологов и экономистов, из Туркмении выбирают педагогику и экономику, из Индии - педагога-психолога и
математика [9]. Индусы проявляют интерес к получению медицинского образования, а сирийцы и иракцы - технического образования [10]. Топ-10 специальностей по количеству приема иностранных граждан в российские вузы представлено на рисунке 2.
80000 71315 70000
60000 52964
50000 40000 30000
20000 ■ ■ ■ 14424 10000 0
129414
14424 11879 11639 о119
limn.
✓ ////// , # ^ ^ иГ
7638 7560 7546
/ / ✓ У
* * * # / у
Рисунок 2 - ТОП-10 специальностей по количеству иностранных студентов в российских вузах в 2023 г. (тыс. чел.) [7]
Важно отметить, стоимость обучения в России существенно ниже по сравнению с другими странами. Наиболее высокая стоимость обучения в развитых странах Запада: так, средняя стоимость обучения в госвузах на бакалавриате в США составляет 25 тыс.$, в магистратуре 20-35тыс.$, в частных вузах стоимость еще выше: средняя стоимость обучения на бакалавриате - 34 тыс.$, а в магистратуре - 40 тыс.$ [17]. В Канаде средняя стоимость обучения на программах бакалавриата составляет от 12тыс.$ до 42тыс.$, соответственно, в магистратуре 2тыс.-19 тыс.$ [18]. В России средняя стоимость составляет обучения 3,4тыс.-3,7тыс.$ (на программах бакалавриата), а на программах магистратуры - 3,7-4 тыс.$ [19].
Вместе с тем, мы задались вопросом, почему иностранцы едут учиться в российские вузы? Авторами исследований [8, 14, 20] выделяются ряд причин:
а) наличие российских вузов в международных рейтингах вузов, например, QS, ARWU;
б) «стоимость образования в России относительно невысокая: год обучения в 2023 стоит в среднем 184,5 тысячи рублей (долларов по курсу 1 руб-100$ стоимость обучения составила 1,8тыс.$). Для сравнения: обучение на бакалавриате в США в среднем стоит 30 тыс.$ в год — это около 3 млн рублей». «За год учёбы на медицинском факультете в России студент заплатит около 9000 долларов. В европейских странах и США — около 60тыс.$ в год» [8];
в) достаточно широкий спектр направлений подготовки - более 4 тыс. образовательных программ для иностранных студентов [9];
г) стоимость жизни в России ниже [13].
В работах [10, 13, 20] исследована мотивация граждан Китая, выбирающих российские вузы: это, как правило, выходцы из семей с невысоким уровнем дохода из северо-восточных провинций Китая, которых привлекает относительно низкая стоимость образования в нашей стране. В числе других причин названы следующие:
- абитуриенты не смогли поступить в вузы у себя на родине в силу высокого конкурса не только на бюджетные, но и на платные места;
- наличие родственников в России, способных оказать помощь;
- интерес к русскому языку и культуре;
- простота получения визы;
- территориальная близость России.
Из приведенного перечня причин следует, что ценовой фактор - наиболее значимый при выборе иностранцами вуза в России. Российские вузы привлекают иностранцев за счет ценовой конкуренции, так как приезжает наименее подготовленная молодежь. Однако, с точки зрения национальных целей, которые мы перечислили в начале статьи, само по себе наличие иностранных студентов не способствует технологическому развитию России. Соответственно, такие студенты, став гражданами России, хотя и увеличивают ее население, не повышают конкурентоспособность страны на мировом образовательном рынке, не повышают престиж российского образования.
Итак, для иностранных студентов привлекательным в российских вузах является низкая цена обучения, а не качество самого образования, которое может быть высоким в одних вузах и низким в других. Во обоих случаях, в силу низкого качества абитуриентов на входе в университет, на выходе мы получаем также выпускников университетов с невысоким качеством знаний. А это, в свою очередь, не способствует росту престижа российских вузов за рубежом, когда эти выпускники возвращаются на родину. В результате можно сделать вывод, что низкая цена обучения во всех российских вузах уже свидетельствует о низком уровне их конкурентоспособности в качестве предоставляемых образовательных услуг. А высокая цена обучения, например в университетах Великобритании является признаком их высокой конкурентоспособности в качестве образования, даже если иностранные студенты там составляют небольшую долю.
В работе [7] приводится факт, что порядка 7% иностранных выпускников остаются потом в России работать. Для сравнения, согласно [13] после получения диплома в ФРГ желают остаться работать 69,2% иностранных выпускников немецких вузов, а 16,5% хотят вернуться домой. Учитывая, что в вузах ФРГ высокий порог на входе, туда поступают иностранцы с более высоким уровнем подготовки, а следовательно, с высокой вероятностью можно ожидать,
что и на выходе эти же иностранные студенты, в качестве выпускников немецких вузов, покажут высокое качество на выходе. Именно такие иностранные студенты, очевидно, пополнив рынок труда Германии, смогут способствовать технологическому развитию этой страны.
Таким образом, изучение аргументов в пользу позитивных последствий и причин выбора иностранцами российских вузов, и сложившихся особенностей входа иностранных студентов в российские вузы, позволяет сделать вывод, что привлечение иностранных студентов в российские вузы не будет способствовать решению задачи в части технологического развития страны, прежде всего в регионах с преимущественно ресурсодобывающими отраслями, итак страдающих недостатком стимулов к развитию инновационных, высокотехнологических отраслей с большой долей добавленной стоимости, основанной на знаниях, качественном человеческом капитале.
Кроме того, приток в Россию наименее подготовленной части выпускников школ из развивающихся стран мира, в свою очередь, не способствует кадровому и научному развитию российских университетов.
Исходя из проведенного анализа обучающихся иностранных граждан в российских вузах можно заключить: 1) в Россию в основном приезжают не самые лучшие, а самые слабые студенты мира; 2) соответственно, политика активного привлечения иностранных студентов в российские вузы не имеет отношение к желательному для страны процессу «импорта мозгов»; 3) определенно, наличие подобных студентов не способствует решению задачи технологического развития страны; 4) значительную часть иностранных студентов можно охарактеризовать как «псевдоучащиеся», фактически они поступают в российские университеты для упрощенному получению длительной визы в страну с целью осуществления низкоквалифицированной работы; 5) финансирование их «обучения» за счет российских налогоплательщиков приводит к неоправданному с точки зрения национальных целей государства расходованию бюджетных средств.
Для выполнения национальных целей государства, о которых мы говорили в начале статьи, на наш взгляд, необходимо осуществить ряд мер. Так, на примере вузов Республики Башкортостан, для улучшения управления системой образования в части привлечения иностранных студентов, с целью развития новых технологий и диверсификации экономики необходимо:
а) ужесточить входной контроль качества знаний иностранных абитуриентов, поднять научный уровень УУНиТ, БГМУ и УГНТУ за счет существенного усиления федерального финансирования;
б) диверсифицировать профессорско-профессиональный состав иностранными учеными и поднять квалификацию российских ученых за рубежом;
в) поднять рейтинг российских и башкирских университетов в международных рейтингах. Это привлечет качественных абитуриентов в Россию
и в Республику Башкортостан, что можно будет назвать «импортом мозгов» для целей развития новых технологий в нашей стране.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00570-24-01 на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Funding. The study was carried out within the framework of the state assignment of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-00570-24-01 for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026.
Список литературы:
1. Гогитидзе М. В. Реалии российского рынка труда // Вестник Академии знаний. 2021. № 47(6). С. 80-84.
2. Божин К.Л., Субботина Т.Н. Анализ рынка труда РФ в условиях санкционных ограничений и геополитического кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 6-1 (88). С. 43-470-84.
3. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
4. Сколько иностранцев учится в российских вузах. URL: https://journal.tinkoff.ru/international-students-stat/ (дата обращения: 10.10.2024).
5. Названы «самые международные» университеты мира. URL: https://skillbox.ru/media/education/nazvany-samye-mezhdunarodnye-universitety-
mira/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_lin ks_links_articles_all_all_skillbox (дата обращения: 10.10.2024).
6. XVI Международная неделя бизнеса. Деловой завтрак. Тема: иностранные студенты как важный фактор развития международных связей. URL: https://strategy.bashkortostan.ru/presscenter/news/584678/ (дата обращения: 10.10.2024).
7. Обучение в России для иностранцев: все, что нужно знать. URL:https://rg.ru/2024/03/12/obuchenie-v-rossii-dlia-inostrancev-vse-chto-nuzhno-znat.html# 1 (дата обращения: 10.10.2024).
8. Кто, откуда и почему едет в Россию за дипломом? URL: https://vuzopedia.ru/articles/6259 (дата обращения: 10.10.2024).
9. Сколько иностранцев учится в российских вузах. URL: https://j ournal.tinkoff.ru/international-students-stat/ (дата обращения: 10.10.2024).
10. Китайский передовой: почему студенты из Поднебесной всё чаще едут в Россию. URL: https://iz.ru/1688485/valeriia-mishina-anastasiia-kostina/kitaiskii-peredovoi-pochemu-studenty-iz-podnebesnoi-vse-chashche-edut-v-rossiiu (дата обращения: 10.10.2024).
11. В российских вузах обучается почти 356 000 иностранцев, и их становится больше. URL: https: //www.vedomosti .ru/society/articles/2024/05/27/1039611-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-pochti-356-000-inostrantsev (дата обращения: 10.10.2024).
12. Выбор иностранных студентов в России, интересные данные. URL: https://rustudent.org/news/109 (дата обращения: 10.10.2024).
13. Количество иностранцев в вузах Германии растет. https://www.edystudy.com/novosti/kolichestvo-inostrancev-v-vuzah-germanii-rastet/ (дата обращения: 10.10.2024).
14. Иностранцев в российских вузах становится больше. URL: https://rg.ru/2023/06/07/s-miru-po-shkoliaru.html (дата обращения: 10.10.2024).
15. Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н. А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ № 106 (6) 2016. С. 94-102.
16. Названы «самые международные» университеты мира. URL: https://skillbox.ru/media/education/nazvany-samye-mezhdunarodnye-universitety-
mira/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_lin ks_links_articles_all_all_skillbox (дата обращения: 15.09.2024).
17. Россия: сколько стоит учиться в вузе в России. URL: URL: https://gb.ru/blog/skolko-stoit-
uchitsya/#:~:text=%D0%92%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B C%2C%20%D0%BE%D 1 %87%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9%20%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %86%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %81 %20%D0%BE%D0%B 1 %D 1 %83%D 1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F,12%20570%20%D0 %B4%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%20 %D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4 (дата обращения: 30.09.2024).
18. Стоимость обучения в США: URL: https://www.hotcourses.ru/study-in-usa/money/tuition-costs-in-the-usa/ (дата обращения: 30.09.2024).
19. Стоимость обучения в Канаде: URL: https://www.hotcourses.ru/study-in-canada/money/tuition-fee-in-canada/ (дата обращения: 30.09.2024).
20. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство: [монография] / Е. В. Вашурина, О. А. Вершинина, Ч. Ф. Газиева, Я. Ш. Евдокимова, А. А. Крылов, С. А. Мухамедиева, О. В. Павлова, Ф. А. Хайдаров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 234 с.
References:
1. Gogitidze M. V. Realities of the Russian labor market // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 47(6). P. 80-84.
2. Bozhin K.L., Subbotina T.N. Analysis of the Russian labor market in the context of sanctions restrictions and geopolitical crisis // Economy and business: theory and practice. 2022. No. 6-1 (88). P. 43-470-84.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 18, 2020 N 2150 "On establishing a quota for the education of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation".
4. How many foreigners study in Russian universities? URL: https://journal.tinkoff.ru/international-students-stat/ (Accessed: 10.10.2024)/
5. The world's "most international" universities have been named. URL: https://skillbox.ru/media/education/nazvany-samye-mezhdunarodnye-universitety-
mira/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_lin ks_links_articles_all_all_skillbox (Accessed: 10.10.2024).
6. XVI International Business Week. Business breakfast. Topic: International students as an important factor in the development of international relations. URL: https://strategy.bashkortostan.ru/presscenter/news/584678/ (Accessed: 10.10.2024).
7. Studying in Russia for Foreigners: Everything You Need to Know. URL:https://rg.ru/2024/03/12/obuchenie-v-rossii-dlia-inostrancev-vse-chto-nuzhno-znat.html#1 (Accessed: 10.10.2024).
8. Who, where from and why goes to Russia for a diploma? URL: https://vuzopedia.ru/articles/6259 (Accessed: 10.10.2024).
9. How many foreigners study in Russian universities? URL: https://journal.tinkoff.ru/international-students-stat/ (Accessed: 10.10.2024).
10. China's Frontier: Why Students from the Celestial Empire Are Increasingly Traveling to Russia. URL: https://iz.ru/1688485/valeriia-mishina-anastasiia-kostina/kitaiskii-peredovoi-pochemu-studenty-iz-podnebesnoi-vse-chashche-edut-v-rossiiu (Accessed:10.10.2024).
11. There are almost 356,000 foreigners studying at Russian universities, and their number is growing. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/05/27/1039611-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-pochti-356-000-inostrantsev (Accessed: 10.10.2024).
12. The choice of foreign students in Russia, interesting data. URL: https://rustudent.org/news/109 (Accessed: 10.10.2024).
13. The number of foreigners in German universities is growing. https://www.edystudy.com/novosti/kolichestvo-inostrancev-v-vuzah-germanii-rastet/ (Accessed: 10.10.2024).
14. The number of foreigners in Russian universities is growing. URL: https://rg.ru/2023/06/07/s-miru-po-shkoliaru.html (Accessed: 10.10.2024).
15. Vershinina I.A., Kurbanov A.R., Panich N.A. Foreign students in Russia: features of motivation and adaptation. University Management: Practice and Analysis. 2016;(6):94-102. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.063.
16. The world's "most international" universities have been named. URL: https://skillbox.ru/media/education/nazvany-samye-mezhdunarodnye-universitety-
mira/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_lin ks_links_articles_all_all_skillbox (Accessed: 15.09.2024).
17. Russia: URL: How much does it cost to study at a university in Russia. URL: https://gb.ru/blog/skolko-stoit-
uchitsya/#:~:text=%D0%92%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B C%2C%20%D0%BE%D 1 %87%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9%20%D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %86%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %81 %20%D0%BE%D0%B 1 %D 1 %83%D 1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F,12%20570%20%D0 %B4%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%20 %D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4 (Accessed: 30.09.2024).
18. USA: URL: https://www.hotcourses.ru/study-in-usa/money/tuition-costs-in-the-usa/ (дата обращения: 30.09.2024).
19. Canada: URL: https://www.hotcourses.ru/study-in-canada/money/tuition-fee-in-canada/ (Accessed: 30.09.2024
20. Attracting Foreign Students to Russian Universities. A Practical Guide: [monograph] / E. V. Vashurina, O. A. Vershinina, Ch. F. Gazieva, Ya. -Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 2016. - 234 p.
Сведения об авторах: Ислакаева Гузель Разимовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, лаборатория современных проблем региональной экономики Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук. Researcher ID: AAZ-8811-2020. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3415-3094.
Authors' personal details: Islakaeva Guzel Razimovna, PhD in Economics, Senior Researcher, Laboratory of Modern Problems of Regional Economy, Institute of Social and Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences. Researcher ID: AAZ-8811-2020. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3415-3094.
© Ислакаева Г.Р.