Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
образовательные платформы / креативность / дополнительное образование / младшие школьники / цифровые технологии / проектное обучение / Scratch / Яндекс.Учебник / Урок цифры. / educational platforms / creativity / supplementary education / primary school students / digital technologies / project-based learning / Scratch / Yandex.Textbook / Lesson in Numbers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cайфутдинова Камиля Рамилевна

в статье рассматриваются возможности образовательных платформ, таких как Scratch, «Яндекс.Учебник» и «Урок цифры», для развития креативного мышления младших школьников в дополнительном образовании. Выявлены ключевые подходы к использованию этих цифровых инструментов, включая проектный метод, групповую работу и геймификацию. Приведены примеры успешных практик применения платформ для организации творческих заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного решения задач и критического анализа. Результаты исследования показывают, что использование образовательных платформ способствует созданию образовательной среды, в которой каждый ученик может раскрыть свой творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Cайфутдинова Камиля Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF EDUCATIONAL PLATFORMS FOR DEVELOPING CREATIVITY IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH SUPPLEMENTARY EDUCATION

The article examines the potential of educational platforms such as Scratch, Yandex.Textbook, and the federal project "Lesson in Numbers" for fostering creativity in primary school students through supplementary education. Key approaches to utilizing these digital tools, including project-based learning, collaborative activities, and gamification, are identified. Examples of successful practices in using platforms to organize creative assignments aimed at developing problem-solving skills and critical thinking are presented. The study results demonstrate that integrating educational platforms into teaching contributes to creating an environment where each student can realize their creative potential.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 371 ГРНТИ 14.01

DOI 10.24412/2409-3203 -2024-40-3 80-3 84

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Сайфутдинова Камиля Рамилевна

старший преподаватель кафедры информатики Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Россия, г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассматриваются возможности образовательных платформ, таких как Scratch, «Яндекс.Учебник» и «Урок цифры», для развития креативного мышления младших школьников в дополнительном образовании. Выявлены ключевые подходы к использованию этих цифровых инструментов, включая проектный метод, групповую работу и геймификацию. Приведены примеры успешных практик применения платформ для организации творческих заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного решения задач и критического анализа. Результаты исследования показывают, что использование образовательных платформ способствует созданию образовательной среды, в которой каждый ученик может раскрыть свой творческий потенциал.

Ключевые слова: образовательные платформы, креативность, дополнительное образование, младшие школьники, цифровые технологии, проектное обучение, Scratch, Яндекс.Учебник, Урок цифры.

THE POTENTIAL OF EDUCATIONAL PLATFORMS FOR DEVELOPING CREATIVITY IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH SUPPLEMENTARY

EDUCATION

Saifutdinova Kamilya Ramilevna

Senior lecturer at the Department of Computer Science Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Russia, Ulyanovsk

Abstract: The article examines the potential of educational platforms such as Scratch, Yandex.Textbook, and the federal project "Lesson in Numbers" for fostering creativity in primary school students through supplementary education. Key approaches to utilizing these digital tools, including project-based learning, collaborative activities, and gamification, are identified. Examples of successful practices in using platforms to organize creative assignments aimed at developing problem-solving skills and critical thinking are presented. The study results demonstrate that integrating educational platforms into teaching contributes to creating an environment where each student can realize their creative potential.

Keywords: educational platforms, creativity, supplementary education, primary school students, digital technologies, project-based learning, Scratch, Yandex.Textbook, Lesson in Numbers.

Современный мир предъявляет новые требования к системе образования, которая должна не только формировать базовые знания и умения, но и развивать у детей способность решать нестандартные задачи, мыслить творчески и находить инновационные подходы к решению проблем. Креативное мышление рассматривается как одна из ключевых компетенций XXI века, необходимая для успешной адаптации личности в

380

условиях цифровой трансформации общества, глобализации и стремительного развития технологий [1]. Эти изменения требуют от образовательных систем создания условий, в которых учащиеся смогут развивать творческие способности уже с младшего школьного возраста, когда познавательная активность и любознательность находятся на высоком уровне.

Младший школьный возраст характеризуется особой пластичностью мышления, что делает его оптимальным периодом для формирования креативных навыков. Именно в этом возрасте дети готовы экспериментировать, исследовать новые подходы и пробовать себя в различных видах деятельности. Однако традиционная система обучения, ориентированная на освоение стандартных программ и выполнение однотипных заданий, зачастую не создает условий для полноценного развития креативности. В связи с этим дополнительное образование, предоставляющее более гибкие и вариативные формы обучения, становится важным инструментом для раскрытия творческого потенциала учащихся [2].

Одним из ключевых элементов, способствующих развитию креативности в дополнительном образовании, становятся цифровые образовательные платформы. Они предлагают широкий спектр инструментов для реализации творческих проектов, предоставляя ученикам возможность самостоятельно выбирать темы, методы работы и способы презентации своих идей. Использование таких платформ, как Scratch, «Яндекс.Учебник» и федерального проекта «Урок цифры», позволяет сделать процесс обучения увлекательным, интерактивным и ориентированным на развитие нестандартного мышления [3].

— Scratch предоставляет детям возможность создавать уникальные проекты, включая анимации, игры и интерактивные истории, тем самым стимулируя их креативное мышление и интерес к программированию.

— «Яндекс.Учебник» предлагает задания, которые побуждают учащихся искать оригинальные пути решения, формируя навыки критического и творческого мышления.

— Проект «Урок цифры» знакомит школьников с актуальными цифровыми технологиями и дает возможность использовать их в практической деятельности, развивая навыки анализа, логики и креативности.

Использование таких платформ в дополнительном образовании способствует созданию среды, где ученики могут реализовывать свои идеи, экспериментировать и учиться на своих ошибках. Это особенно важно в современном мире, где способность к творческому самовыражению становится неотъемлемой частью успешного обучения и дальнейшего профессионального развития.

Таким образом, цель настоящего исследования — изучить потенциал цифровых образовательных платформ в развитии креативности младших школьников и предложить методические подходы, способствующие эффективному использованию этих инструментов в системе дополнительного образования.

Роль образовательных платформ в развитии креативности

Scratch

Scratch является одной из самых популярных платформ для развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Эта среда визуального программирования предлагает интуитивно понятный интерфейс, где дети могут создавать собственные проекты, используя блоки кода. Главным преимуществом Scratch является то, что он позволяет учащимся совмещать обучение программированию с выполнением творческих задач.

Примеры проектов, реализуемых в Scratch:

— Создание игр: дети придумывают сюжет, разрабатывают персонажей и создают сценарии, где каждый шаг требует творческого подхода.

— Анимации: учащиеся визуализируют свои идеи, используя инструменты для рисования, анимации и звукового сопровождения.

— Интерактивные истории: школьники учатся передавать свои мысли и чувства через мультимедиа-проекты.

Такие задания помогают развивать воображение, логическое мышление и навыки решения проблем. Scratch не только мотивирует детей к обучению, но и позволяет им видеть результаты своей работы в реальном времени, что усиливает чувство достижения

[4].

«Урок цифры»

Федеральный образовательный проект «Урок цифры» направлен на развитие цифровых компетенций и знакомство школьников с актуальными технологиями. Его уникальность заключается в использовании интерактивных модулей, которые предлагают детям задания, ориентированные на креативное мышление и решение практических задач.

Примеры модулей:

— «Искусственный интеллект»: учащиеся узнают, как работают алгоритмы ИИ, и пробуют создать простые модели на их основе.

— «Программирование в играх»: школьники изучают основы геймдизайна и создают алгоритмы управления игровыми персонажами.

— «Робототехника»: дети учатся проектировать и программировать виртуальных роботов для выполнения заданий.

Уникальная структура занятий «Урока цифры» позволяет ученикам погружаться в проектную деятельность, где они сталкиваются с реальными вызовами и ищут творческие решения [5].

Яндекс.Учебник

Яндекс.Учебник предоставляет педагогам и учащимся доступ к большому количеству интерактивных заданий, направленных на развитие нестандартного мышления. Платформа отличается возможностью адаптировать задания под индивидуальные потребности школьников.

Примеры использования:

— Решение задач несколькими способами: платформа поощряет детей находить альтернативные пути к одному результату.

— Создание собственных упражнений: ученики разрабатывают задания для своих одноклассников, что стимулирует их фантазию и умение выражать идеи [6].

Яндекс.Учебник активно используется в проектной деятельности, позволяя детям работать с реальными данными и придумывать уникальные подходы к их анализу.

Для эффективного использования образовательных платформ в развитии креативного мышления важно применять современные педагогические методы, ориентированные на вовлечение и интерес школьников.

1. Проектный метод

Проектная деятельность дает детям возможность применять знания и навыки в контексте реальных задач. Например, учащиеся могут создать в Scratch анимацию, иллюстрирующую важную экологическую проблему, или разработать интерактивный тест на платформе «Урок цифры». Проекты такого рода учат детей ставить цели, планировать работу и находить творческие решения.

2. Групповая работа

Работа в группах способствует развитию навыков коммуникации, критического мышления и совместного творчества. На платформе «Урок цифры» дети могут объединяться для выполнения заданий, таких как программирование роботов или создание алгоритмов. Обсуждение идей и распределение ролей внутри команды повышают их мотивацию и развивают социальные навыки.

3. Геймификация

Игровые элементы, такие как система достижений, награды или рейтинги, значительно повышают интерес детей к занятиям. Например, Scratch предлагает обучающие модули с веселыми персонажами, а «Урок цифры» включает задания с

виртуальными призами за выполнение сложных задач. Геймификация помогает школьникам вовлечься в процесс обучения и видеть его результаты.

Примеры внедрения образовательных платформ в дополнительном образовании:

Scratch:

— Разработка цифровых открыток ко Дню учителя. Дети создают анимационные поздравления, где они используют свои навыки рисования и программирования.

— Создание мини-игр: учащиеся разрабатывают концепцию, программируют персонажей и тестируют свои игры.

«Урок цифры»:

— Мини-исследования: на основе модуля «Искусственный интеллект» дети разрабатывают алгоритмы, которые анализируют и классифицируют данные.

— Проектирование решений для виртуального робота: школьники придумывают сценарии выполнения заданий в учебной среде.

Яндекс.Учебник:

— Разработка интерактивных упражнений, где ученики придумывают задачи для своих сверстников.

— Проведение конкурсов на лучшее решение задач с использованием нестандартных подходов.

Эти проекты формируют у школьников креативные навыки, умение работать в команде и уверенность в своих силах.

Современные образовательные платформы открывают новые перспективы для развития креативного мышления младших школьников. Платформы, такие как Scratch, «Яндекс.Учебник» и «Урок цифры», создают интерактивную и увлекательную среду, где ученики могут не только приобретать новые знания, но и использовать их для создания уникальных проектов. Эти инструменты помогают детям осваивать навыки, которые становятся все более востребованными в современном мире: самостоятельное решение задач, проектная работа, критический анализ и творческий подход [7].

Применение таких платформ в дополнительном образовании обладает рядом преимуществ:

1. Индивидуализация обучения. Учителя могут адаптировать задания и подходы в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся.

2. Интерактивность. Дети учатся через практическую деятельность, что повышает их мотивацию и вовлеченность в процесс обучения.

3. Развитие проектного мышления. Реализация творческих заданий, таких как разработка игр, анимаций или интерактивных историй, учит детей планировать работу, искать нестандартные решения и доводить начатое до конца.

Внедрение цифровых платформ в образовательный процесс требует внимательного подхода со стороны педагогов. Для достижения наибольшей эффективности важно сочетать возможности цифровых технологий с современными педагогическими методиками, включая проектный метод, групповую работу и элементы геймификации.

Таким образом, образовательные платформы становятся мощным инструментом в руках педагогов, помогая не только обучать, но и вдохновлять детей на творчество. Их потенциал в формировании креативного мышления младших школьников делает их незаменимой частью системы дополнительного образования, ориентированной на подготовку личности, способной адаптироваться к вызовам современного мира и активно участвовать в его преобразовании.

Список литературы:

1. Robinson К. Out of Our Minds: The Power of Being Creative. - Capstone, 2017.

2. Mitchel Resnick. Lifelong Kindergarten: Cultivating Creativity through Projects, Passion, Peers, and Play. - MIT Press, 2018.

3. Papert S. Mindstorms: Children, Computers, and Powerful Ideas. - Basic Books,

1993.

4. Официальный сайт проекта Scratch. URL: https://scratch.mit.edu/ (дата обращения: 01.12.2024).

5. Официальный сайт проекта «Урок цифры». URL: ЬйрэУ/урокцифры.рф/ (дата обращения: 01.12.2024).

6. Официальный сайт платформы Яндекс.Учебник. URL: https://education.yandex.ru/uchebnik/main (дата обращения: 01.12.2024).

7. Гималетдинова Камиля Рамилевна, Арябкина Ирина Валентиновна Использование социальных сервисов Web 2. 0 для развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников // Эпоха науки. 2019. №17. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sotsialnyh-servisov-web-2-0-dlya-razvitiya-intellektualnogo-i-tvorcheskogo-potentsiala-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 01.12.2024).

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.