КРУГЛЫЙ СТОЛ
открыты при Институте национальной культуры в области финно-угорской культуры. В научной области это расширение взаимного сотрудничества с ведущими учеными финно-угорского мира, активизация совместных научных проектов через российские и зарубежные фонды, проведение международных конференций и научно-практических семинаров по проблемам финно-угроведения. В области информационной это создание специализированных библиотек, медиатек по финно-угроведению, что способствует глубокому изучению куль-
туры, языка и истории финно-угорских народов. Организация Международного научно-образовательного центра при ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» позволит решать многие конкретные задачи в области образования и науки, среди которых приоритетной является создание условий для постоянно развивающихся международных контактов. Основу для формирования этих связей составляет многостороннее социокультурное, научно-образовательное взаимодействие, создающее уникальную возможность межкультурного диалога.
Поступила 21.09.2012
ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ*
Н. А. ХАФИЗОВА,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского научно-исследовательского политехнического университета (г. Пермь, РФ)
Одна из наиболее значимых проблем финно-угорских народов, проживающих на территории России в ситуации много-этничности и исторически сложившегося лидерства русской культуры, - это создание условий для обретения, для актуализации вторичной идентичности. Последняя является результатом осознанного выбора себя в качестве представителя конкретного этноса; этот момент осознанности важен, ибо позволяет обеспечивать существование этнической культуры не столько самой по себе, но как возможности для
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
высекания индивидуальных смыслов и раскрытия своей индивидуальности тем или иным человеком. Решение данной проблемы предполагает максимальное задействование потенциала научной и профессиональной культурной элит.
Научная элита призвана прежде всего развивать теоретический уровень этнического самосознания, который дает представления об устройстве и способах его функционирования. Данный фактор предъявляет к ученым требование глубокого теоретического осмысления не только основ сознания своего этноса и форм проявления, но и культурных пределов в его возможности давать адекватные ответы на вызовы времени в условиях много-этничности. И это является чуть ли не
© Хафизова Н. А., 2013
Финно-угорский мир. 2013. № 2
единственной панацеей от возможных перекосов в возрождении и воспроизводстве этнической культуры, в развитии культуры толерантности.
Деятельность профессиональной культурной элиты должна быть направлена на обналичивание ценностей и архетипов того или иного народа в литературе, театре, танце, пении, художественном и прикладном творчестве, в организации традиционных празднований.
Для оптимизации потенциала культуры, для повышения самоуважения этноса ученые должны решать следующие задачи:
- осмысливать условия утверждения системообразующей ценности, которая и дух народа выражает, и позволяет жить в современном мире;
- выявлять систему архетипов, питающих душу народа, но не потворствовать ситуации симулякровости и усиления маскарадного характера обрядово-культовой стороны этнической культуры. Не секрет, что религиозная жизнь финно-угорских народов длительное время находилась в поле влияния православия или ислама, так что миф как форма мировоззрения давно мертв и не нуждается в реанимации (не нужен ни старый миф, ни новый, ни, тем более, мифологемы), хотя мифология как учение об изначальных мифологических представлениях народа важна, поскольку позволяет увидеть специфику ценностно-архитепической сферы этнического самосознания;
- проводить анализ гетеро- и автостереотипов с точки зрения их слабых и сильных сторон для существования в современном мире и для прояснения того, какие архетипы и ценности действуют в них;
- осмысливать формы и методы распространения национального языка. Особо стоит обратить внимание на осознание его роли и места (культурной ниши) в жизни человека: звукоряд, мелодика кодируют
ритм, темп, усиливают восприимчивость души его носителей. Анализ языковой практики позволяет выявить те живые точки - смыслы - в духе народа, на которые и можно сделать ставку в деле сохранения этнической культуры в целом;
- давать экспертную оценку решениям власти в отношении способов развития идентичности и деятельности культурной элиты в этом направлении.
Деятельность профессиональной культурной элиты должна быть направлена на обналичивание ценностей и архетипов того или иного народа в литературе, театре, танце, пении, художественном и прикладном творчестве, в организации традиционных празднований.
Задачи культурной элиты финно-угорских народов на сегодняшний день можно представить таким образом:
- предъявлять специфику народного театра - быть пропагандистом этнического языка, эпоса и местом восстановления душевного здоровья, ибо театральная ниша - быть местом потрясения духа, где говорится преимущественно о трагедийности человеческого бытия, а не о повседневности человека - занята театром европейской и русской драматургии;
- восстанавливать литературные источники и создавать литературу на родном языке;
- сохранить специфику танцевального и певческого искусства, музыки как форм реального оживления души народа, приобщения к ней, восстановления душевного здоровья;
- организовывать праздники, фестивали, музеи, но с пониманием их культурного предела, ибо они перестали быть формой бытования духа всего народа, но зато являются важным способом культивирования этнического языка, оживления памяти о своих корнях и ситуативного переживания этнического единства. Все это может позволить успешно и без надрывов воспроизводить, обретать и предъявлять другим свою этническую идентичность.
Поступила 21.09.2012