ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ
ГЕРАЩЕНКО Н.Н.
По мнению автора, деятельность музеев образовательных учреждений становятся неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса. В своей статье автор раскрывает роль музейной педагогики и обосновывает необходимость ее использования в образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования.
According to the author, activity of museums of educational institutions become an integral part of teaching and educational process. In the article the author opens a role of museum pedagogics and proves need of its use for educational activity of establishments of secondary professional education.
Сегодня музеи становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Активная и непрерывная работа музеев делает их центрами патриотического и гражданского воспитания. Деятельность музеев образовательных учреждений - всегда благотворительная, социально значимая, сплачивающая вокруг музея обучающихся и студентов, представителей разных поколений. Музей все чаще становится для студентов не просто учебным кабинетом, а местом психологической разгрузки общения и самовыражения.
Сегодня в образовательных учреждениях Москвы открывается большое количество новых музеев различной направленности. В настоящее время в колледжах системы профессионального образования Департамента образования Москвы создано и работает более 109 музеев. Специализация музеев разнообразна, но в большинстве своем это музеи военно-исторического и мемориального профилей (их 60). И это при общей нехватке помещений. Например, в технологическом колледже №14 в прошлом году открылся новый музей «Война и вера», который вышел за рамки аудитории и расположился в рекреациях колледжа [1].
оР
Система музейно-педагогической деятельности колледжей Москвы
14 10
^...........О ^ & ■*» її-
1
✓
/ / f / / ' / / / / / /
.о' *0 #
/
л
<*° & <f
Диаграмма 1. Система музейно-педагогической деятельности колледжей Москвы
Время неумолимо диктует свои условия и старыми методами невозможно ни поддерживать работу музеев, ни привлекать студентов к их посещению. Сегодня совокупный музейный фонд музеев профобразования составляет более 35 тысяч единиц хранения. Для лучшей каталогизации в музеях
колледжей идет компьютеризация учетных процессов. Увеличивается число отреставрированных фотографий и документов с применением технических средств. В ряде музеев внедряется мультимедийная техника, проекционное, аудиовизуальное и компьютерное оборудование.
Но необходимо не только развивать музейную практику в системе образования, но и координировать ее. Департамент образования Москвы уделяет большое внимание методическому сопровождению деятельности музеев образовательных учреждений, а так же развитию музейной педагогики. Для этого на базе нашего Центра физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования был создан отдел музейной педагогики, который стал не только связующим звеном для музеев образовательных учреждений нашей системы, но и центром музейной компетенции.
Центр проводит творческие конкурсы среди обучающихся и студентов профессионального образования столицы. Целью проведения конкурсов является пропаганда рабочих профессией, а также технических и творческих специальностей. Выявление самобытных талантов среди обучающихся, студентов и педагогов профессионального образования, реализация творческих способностей учащейся молодежи, гражданское и патриотическое воспитания студентов. Формирование у них интереса к истории профессий, потребности ведения исследовательской деятельности и самообразования. Ключевыми характеристиками конкурсов стали слова: «Поиск, открытие, творчество».
Проведенные конкурсы: презентаций музеев колледжей; буклетов «Наш музей»; творческих работ «Мастер на все руки» - позволили расширить работу музеев колледжей, обогатить новыми экспонатами музейные коллекции и поддержать творческую молодежь.
Проведен творческий конкурс «Стань поэтом», на котором студенты представляли стихи о своих музеях и музейных экспонатах. Главный итогом конкурса стал тот интерес, который студенты проявили к истории России, Москвы и своего образовательного учреждения. И важно, что многие из них сделали первый и, безусловно, важный шаг на пути творческой самореализации. Лучшие произведения вошли в Альманах «Лирика юной души», который пополнил коллекции музеев, а стихи ребят обогатили экскурсии в музеях колледжа. По просьбе студентов и педагогов конкурс стал ежегодным [2].
В этом учебном году мы приступили к реализации программы дополнительного образования «Студенческое бюро гидов и экскурсоводов», которая позволит привлечь к работе музеев большое количество студентов и сформировать актив музейного движения профобразования.
В дни празднования 70-летия системы Профессионального образования - 21 октября 2010 года в нашем Центре открылся музей «Истории профессионального образования города Москвы», экспонаты которого в основном собраны и сделаны силами студентов и педагогов московских колледжей.
Создание музея включало в себя несколько этапов: разработку научной концепции а так же большой объем исследовательской, собирательской и оформительской деятельности. В результате данная работа вылилась в лаконичный и интересный рассказ об истории, сегодняшнем и завтрашнем дне системы профессионального образования Москвы. Музей стал хранилищем социальной памяти благодаря достоверному и разностороннему отражению деятельности учащихся и педагогов, уникальности биографий ряда героев экспозиции. В формировании экспозиционного фонда музея принимали участие все колледжи, многие ветеранские и общественные организации Москвы. Переданные в дар музею предметы, документы, материалы и свидетельства, касающиеся истории и памятных событий профессионального образования Москвы, нашли достойное место в экспозиции.
Представленные в музее разделы отражают этапы становления системы профессионального образования в Москве во времена Петра I, ее развитие в период правления Екатерины II, в дореволюционный и послереволюционный период, рассказывает о сегодняшних днях московских колледжей.
Один из сильнейших по воздействию на посетителей - раздел, отражающий героическое
участие учащихся, выпускников и педагогов профессиональных училищ в Великой Отечественной войне и в восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы. Специальный раздел музея посвящен Героям Советского Союза и Героям Социалистического труда - выпускникам и педагогам профтехучилищ Москвы, а также лучшим преподавателям, мастерам и учащимся.
Кроме того, в экспозиции музея широко представлена деятельность учреждений профессионального образования столицы в настоящее время. Экспонаты выставочного зала и сенсорные системы помогают посетителям познакомиться с профессиями, которые можно получить в колледжах сегодня, наглядно демонстрируют техническое и декоративно-прикладное творчество обучающихся и студентов, а также в разделе «Колледж будущего» представляют перспективы развития системы профессионального образования Москвы [3].
В сенсорных системах представлены презентации колледжей. В них можно посмотреть учебные классы, мастерские и лаборатории московских колледжей, получить информацию о профессиях и условиях обучения.
Современные тенденции развития информационных технологий, которые уже сегодня используются в колледжах Москвы, представлены в экспозиции рабочего места «Студента колледжа будущего». Оно оснащено современным, высокопроизводительным процессором с новейшими трехмерными устройствами ввода. За рабочим местом можно посидеть и познакомиться с представленными программами: интерактивное обучение слесаря - сборщика, изготовление заколки-броши, трехмерная модель электрической пилы и уборочной машины, сборка и технология работы различного оборудования.
В демонстрационном зале представлены изделия, сделанные студентами и выпускниками московских колледжей. На мониторах можно увидеть процесс их изготовления.
За год работы Музей посетили более 3 тысяч московских школьников и студентов колледжей.
На базе Музея реализуются несколько программ:
- культурно-образовательная программа «Живая память поколений», направленная на воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи. В рамках программы проводятся тематические вечера, встречи с Героями Советского Союза, Героями России, ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн. Совместно с горвоенкоматом и Координационным Центром «Награды Великой Отечественной войны» прошло мероприятие «Награда нашла героя» с вручением государственных наград участникам Великой Отечественной войны и военных действий на Северном Кавказе.
- профориентационно-образовательная программа для школьников «Экскурс в мир профессий». Этот проект дает возможность сориентировать учащихся среди наиболее популярных и востребованных городским рынком труда профессий, и обратить внимание именно на те, которые отвечают кругу их интересов и способностям. А главное - познакомить с деятельностью средних профессиональных учебных заведений столицы. Во время мероприятий проходят мастер-классы по профессиям, викторина, профориентационное тестирование, презентации колледжей, выступления студентов.
Эти мероприятия включают в себя разговор и о духовно-нравственных аспектах выбора: не только «кем быть», но и «каким быть».
Музей стал центром социального общения, объединяющий людей разных профессий и возрастов. Рассказ ветеранов о военном времени, о восстановлении московского «профтеха», об открытии новых училищ и колледжей вызывает у студентов чувство гордости за систему профессионального образования.
Большая творческая деятельность проводится руководителями музеев в колледжах. Создаются Советы музеев, в которые входят: студенты, преподаватели, ветераны. Ведется поисковая, исследовательская работа [4].
Студенты колледжей ответили на вопрос: «Для чего нужны музеи?»
- для сохранения и изучения истории (Родины, города, колледжа) и историко-культурного наследия;
- для общего развития человека, повышения его культурного и образовательного уровня;
- ретрансляция исторических фактов и исторической памяти народа будущим поколениям
- (ответы типа:
- «без прошлого нет будущего»).
- будущего»).
Основные задачи социокультурной деятельности музеев колледжей:
- внедрение в воспитательный процесс разнообразных форм музейной педагогики, обеспечивающих историческую преемственность поколений;
- развитие познавательной мотивации;
- реализация исследовательской и поисковой активности, обеспечивающей непроизвольное расширение границ окружающего мира;
- формирование мировоззрения обучающихся (студентов) через воспитание любви к Родине, культурно-историческому наследию страны; воспитание гражданской самоидентичности и патриотизма;
- обеспечение уровней формирования у студентов (обучающихся) профессионально-значимых качеств личности: ответственности, инициативности, самостоятельности;
- внедрение музейно-педагогических программ в образовательный процесс колледжей.
поисковая работа исследовательская проектированием экскурсионная
работа оформление деятельность
эспозиций
Диаграмма 2. Как распределяются роли в музее
90%
8о%
70%
бо%
50%
40%
30%
20%
10%
о%
Диаграмма 3.
Основными составляющими музейной педагогики, направленные на развитие личности обучающихся и студентов являются развитие, обучение, воспитание.
Развитие. Музей как средство творческого развития, на основе которого формируется эстетический опыт и художественная картина мира обучающегося;
Воспитание. Как процесс комплексного развития личности и формирования ценностного осмысления окружающего мира;
Обучение. Как процесс формирования визуальной культуры, умений в области художественных и исследовательских практик, а также интерпретации подрастающим поколением исторических памятников
В музеях колледжей проводится много мероприятий, музейных уроков, которые должны включать в себя основные критерии, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Перечень критериев Содержательная характеристика критериев
Пословицы и поговорки Афоризмы
1 Личностная значимость для обучающего и студента К чему душа лежит, к тому и руки приложатся Мой стакан невелик, но пью из своего стакана [Альфред де Мюссе)
2. Комфортность, благоприятный психологический климат Тот дом богат, в котором лад Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтобы всем было хорошо» (Н.А.Добролюбов)
3. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей студентов Живет лишь тот, кто творит Дети — это цветы. Нельзя... требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В.М.Дорошевич)
4. Обогащенность жизненного опыта студента Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит Его пример другим наука (А.С.Пушкин)
5. Духовно-нравственная ценность Где свято не пето, там и хоровода нету Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь (А.П.Чехов)
6. Вовлеченность студентов в подготовку и проведение урока В хорошей артели всяк при деле Не родственные связи создают друзей, а общность интересов (Демокрит)
Показатели эффективности реализации музейных методик и технологий в колледжах:
- формируется атмосфера доверия, взаимодействия, взаимопонимания и сплоченности всех участников музейно-педагогических программ;
- возрастает уровень гражданско-патриотической, творческой и познавательной активности обучающихся (студентов);
- изменяется самосознание подростков из практически не читающей аудитории к интеллектуально развитой, мыслящей личности;
- происходит переоценка ценностей и приоритетов в сторону морали и нравственности;
- обучающиеся (студенты) погружаются в ситуацию потенциального успеха, повышающую веру в себя, свои возможности, в обретение образовательной базы для дальнейшего обучения и духовного роста, перспектив личностного становления;
- повышается самоконтроль, самодисциплина, чувство ответственности на основе социально значимой деятельности студентов и обучающихся;
- растет успеваемость по смежным дисциплинам, расширяются границы личностного ориентирования и профессионального самоопределения.
Сегодня задача образовательного учреждения - в каждом колледже создать свой музей, освещающий историю образовательного учреждения, имеющий патриотическую и нравственную составляющую, выполняющий три основные функции: хранительную, образовательную, мемориальную и внести свою лепту в систему воспитания молодежи с использованием богатейшего материала музеев системы профессионального образования Москвы.
Библиографический список:
1. Борисычева М.В. Педагогические условия формирования гражданственности студентов средствами музейной педагогики // Научные исследования в образовании. 2010. № 9. С. 1620.
2. Будай Л.П. Развитие воспитательного пространства образовательного учреждения с использованием потенциала музейной педагогики // Человек и образование. 2010. № 3. С. 132-135.
3. Васильева Т.Е., Панченко О.Г. Музейная педагогика как средство формирования духовнонравственных ценностных ориентаций // Воспитание школьников. 2011. № 4. С. 37-41.
4. Казацкая О.А. Потенциал музейной педагогики // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 3. С. 40-41.
5. Панкратова Т.Н. Музейная педагогика в колледже // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 12. С. 11-12.
Ключевые слова: музейная педагогика, потенциал музейной педагогики, система среднего профессионального образования.
Keywords: museum pedagogics, potential of museum pedagogics, system of secondary professional education.