ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Н. В. ГАРАШКИНА
В статье раскрыта проблема применения культурологического подхода в вузовской подготовке социальных работников, представлен принцип культуросообразности в контексте вузовской подготовки, показана взаимосвязь и охарактеризованы культуросообразные компоненты вузовской подготовки социальной работы, их потенциал.
Ключевые слова: социальная работа, культурологический подход, вузовская подготовка социальных работников, принцип культуросообразности, культуросообразная педагогическая система.
Изменения, происходящие в экономической, политической, социальной сферах, становление демократического государства и гражданского общества неотделимы от процесса развития отечественной социальной работы как деятельности, нацеленной на решение социальных проблем. Современная социальная работа - это практическая деятельность, теоретическая ее рефлексия и образовательная область, способные в совокупности обеспечить решение социальных проблем разного уровня.
Профессиональная культура специалистов социальных служб - основа социальной политики, развития системы социального обслуживания населения. Современные требования к кадрам социальных служб связаны с уровнем общей и профессиональной культуры.
Актуальность исследования потенциала культурологического подхода в вузовской подготовке социальных работников обуславливается тесной взаимосвязью с проблемами развития системы социальной работы и профессионализма специалистов социальных служб.
Вузовская подготовка будущего социального работника, по мнению В. И. Жукова, «должна помочь формированию активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, ориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод, способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие системы...» [7]. Наша позиция совпадает с данным подходом.
В системе вузовской подготовки социальных работников важным является его духовный, нрав-
ственный и культурный ресурс, который может быть направлен на формирование культуры будущего специалиста социальной работы.
С. И. Григорьев рассматривает социальное образование как подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социальноисторического пространства и времени; формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социо- культурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни [5].
Исследователь подчеркивает, что образование в области социальной работы, а также вузовская подготовка социальных работников должны быть нацелены на формирование культуры будущего профессионала.
Р. М. Куличенко выделяет условия успешного профессионального становления института социальных педагогов и социальных работников:
- целенаправленный профессиональный отбор и влияние на формирование как квалификационных требований, так и, прежде всего, личностных качеств специалиста на основе нравственно-этических требований к профессии;
- комплексность процесса профессионального становления, включающего практическую деятельность, адекватную ей по содержанию и
технологиям образовательную подготовку, а также участие будущего специалиста в исследовательской работе;
- междисциплинарность содержания образования с приоритетом социально-педагогического, личностно-средового подхода, предусматривающего наличие педагогического компонента (педагогической ориентированности) в социальной работе с различными категориями, группами населения;
- непрерывность образовательного процесса, включающего допрофессиональное и начальное профессиональное, высшее базовое образование, а также переподготовку и повышение квалификации специалиста, его профессиональное самообразование ;
- использование в образовательном процессе учебных программ, интегрирующих базовый, региональный и местный компоненты, общее и специфическое в содержании и технологиях профессиональной подготовки специалистов с учетом особенностей конкретного социального заказа [9].
Проведенный анализ исследований по проблемам вузовской подготовки социальных работников позволил сделать вывод о том, что для ее концептуального проектирования достаточно широко применяются различные подходы: системный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, контекстный, компетентностный и др.
На наш взгляд, недостаточно работ, опирающихся на возможности данного подхода в вузовском образовании социальных работников.
Социальные работники являются посредниками между обществом и клиентом, по сути «проводниками» социальной политики. Характер профессиональной деятельности требует от специалиста социальной работы знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социальной поддержки в целом, управления социальной службой и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами. Поскольку сфера социальной работы обширна и не всегда может быть четко очерчена, в подготовке будущих специалистов в этой области должно уделяться большое внимание формированию общей и профессиональной культуры, что позволит социальным работникам конструктивно и гуманистично осуществлять деятельность по решению социальных проблем [3].
Заказ общества и государства на качественную подготовку специалистов социальной работы
усиливает значение процесса формирования профессиональной культуры выпускника вуза, что находит свое отражение в квалификационных стандартах и требованиях к системе образования социальных работников, обеспечивающих необходимые культуру и компетентность в профессиональной деятельности.
Считаем, что наличие профессиональной культуры - обязательное условие для развития социальной сферы, социальной службы и специалиста социальной работы.
Эта позиция согласуется с подходом
В. И. Байденко о том, что «особое значение в современных условиях приобрел поиск оптимального варианта социокультурного развития специалистов с учетом вхождения России в Болонский процесс» [2].
Мы согласны С. И. Григорьевым в том, что изменение типа общественного развития России, образа жизни и доминирующих ценностных ориентаций ее населения со всей остротой выдвинули задачи формирования новой социальной культуры, системы обеспечения социальной безопасности человека, его защищенности [5, с. 18].
Профессиональная культура специалиста является результатом его профессиональной социализации. Причем особенность этой социализации, состоит в ее детерминированности социальным развитием человека, обусловленным (по С. Я. Батышеву) своеобразным восхождением по «лестнице» становления личности. Ступень овладения профессиональной культурой в ее широком понимании связана с осознанием оставленных в наследство предшествующими поколениями материальных и духовных ценностей, с собственным участием в развитии общества, вносящем вклад в непрерывный культурообразующий процесс социума, и способностью адекватно оценивать это [10].
Данная модель профессиональной социализации С. Я. Батышева также ориентирует на проектирование культуроцентрированного образовательного процесса в вузе.
Осознавая взаимосвязь процессов включения личности в социокультурное пространство и профессионального социального образования, считаем, что приобщение к культурным ценностям будущего социального работника в вузе предполагает:
- осмысление и присвоение знаний и умений (профессиональных понятий, теорий, знаков, терминов и т. д.);
- рефлексивный подход к личному поведению и отношениям как культурной ценности;
- ориентацию будущего специалиста в нравственных нормах отношений;
- актуализацию социальных и профессиональных ценностей культуры;
- превращение культурных ценностей в принцип поведения, отношений и деятельности;
- учет тенденций развития социокультурного пространства;
- освоение профессионально-культурных норм отношений, исходя из: наличия культурных ценностей и этических принципов социальной работы;
- участие личности в процессе культурооб-разования через приобщение к различным информационным источникам профессиональной культуры;
- организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установки студента на ориентацию в социальных и профессиональных ценностях, на присвоение ценностей, на творческое отношение к учебной и профессиональной деятельности, на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на переход обучения в самообучение, развития в саморазвитие.
Рассматривая вузовскую подготовку социальных работников в современных условиях, необходимо учитывать и изменения, связанные с «новой стратегией развития социальной работы, которая представляется не только как система мер по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, но как деятельность, характеризуемая на международном и всероссийском общегосударственном уровне в качестве средства, системы мер по осуществлению социальных изменений и обеспечению социального благополучия человека и общества в целом, отдельных людей, личности, сообществ [7, с. 2].
Это означает, что в культуре профессиональных ценностей социальной работы значимыми становятся категории - социальное благополучие, социальное здоровье, социальная ответственность.
Специалист социальной работы, ставя задачи гармонизации человеческих отношений, в любом случае имеет конечную цель, определяемую интересами клиента (создание условий для защиты прав человека, обеспечения высокого качества жизни, уважения его самоценности), которая реализуется средствами гуманизации социума.
С учетом этого рассматриваем специалиста социальной работы как профессионала-посредни-ка, координатора, основной задачей которого является гармонизация отношений в системе человек-общество. Это предполагает обеспечение гуманистической направленности в целеполагании вузовской подготовки социальных работников.
По своим целевым функциям гуманизация общества является условием (фактором), результатом гармоничного взаимодействия человека и социума, обогащения творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей личности. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, реализующегося в социуме. Гуманизация - ключевой элемент мышления специалиста социальной работы, утверждающего поли-субъектную сущность социальных процессов, ценность человека в современном мире. Основным смыслом гуманистически-ориентированного социального процесса в этом случае становится развитие общества и личности, повышение качества жизни человека [6].
К факторам, актуализирующим формирование профессиональной культуры будущего социального работника в вузе, относим:
- объективные (состояние и уровень развития демократического общества и правового государства; потребности социальной сферы в компетентных и ответственных специалистах; внедрение культуроцентричных моделей образования, гуманистические тенденции в непрерывном социальном образовании, в высшем профессиональном образовании в области социальной работы);
- объективно-субъектные (культурно-образовательная среда вуза, культура организации учебного процесса, культура самостоятельной работы студентов, воспитательно-развивающий потенциал внеучебной деятельности);
- субъектные (личностный потенциал, коммуникативные и организаторские способности, субъектная позиция, мотивация студента, опыт общественной и профессиональной деятельности);
- системообразующие (культурологический подход, культурные ресурсы личности - общая и профессиональная культура специалиста социальной работы).
На наш взгляд, развитие системы вузовской подготовки будущих социальных работников в условиях модернизации высшего профессионального образования взаимосвязано с внедрением системообразующего культурологического подхода.
Культурологический подход в педагогике имеет исторические предпосылки, его генезис связан с метапринципом педагогики - принципом культуросообразности, исследованиями в области философии образования, культурологии образования и собственно педагогических концепций.
Принцип культуросообразности был сформулирован и научно обоснован А. Дистервегом, он
понимается как воспитание и обучение в контексте культуры. «Та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Всякое плодотворное воздействие на отдельный индивидуум и целый народ должно соответствовать требованиям времени и считаться с уровнем развития этого отдельного человека и той ступенью культуры, на которой находится весь народ» [8, с. 185].
Важной для применения культурологического подхода в проектировании вузовской подготовки, на наш взгляд, является позиция Л. С. Выготского о том, что формирование психических процессов и их структура обусловлены культурно опосредованной, исторически развивающейся практической деятельностью. Мир человека есть способ организации и развития его жизнедеятельности в определенной культурной форме, в культурной среде [8].
В современной отечественной педагогике принцип культуросообразности стал методологическим основанием разработки культурологических концепций образования.
Соответственно современное образование должно перейти к идее «человека культуры». Не готовые знания, умения, навыки, а культура их формирования и изменения, трансформаций и преобразования.
Ценностным потенциалом культурологического подхода в вузовской подготовке будущего социального работника могут выступать:
- отношение к студенту как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к преподавателю как посреднику, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
- отношение к вузу как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
В рамках культурологического подхода центром высшего образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и
сотрудничестве с другими людьми, самим собой и культурой.
Реализация потенциала культурологического подхода в вузовской подготовке социального работника взаимосвязана с созданием условий для студентов и преподавателей по освоению и трансляции общей культуры, профессиональной культуры, включающей принципы, ценности и технологии социальной работы. Это означает, что целеполагание, проектирование компонентов вузовской подготовки социальных работников (содержание, технологии) и образовательная среда вуза должны быть культуросообразны.
В современных условиях развитие вузовской подготовки будущих социальных работников невозможно без осознания ценности культуры, личностно-творческой самореализации личности.
Изменения в современном обществе и в деятельности человека, активное освоение культурных ценностей требуют целенаправленного использования потенциала культурологического подхода.
В общей и профессиональной культуре будущего социального работника важным становится социокультурный и нравственный ресурс.
В обыденном сознании культура представлена с разных позиций: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой - отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей -связывается с характеристикой места и образа жизни человека.
В современной культурологии проведен достаточно полный анализ эволюции понятия «культура». В результате был сделан вывод о том, что понимание культуры и перспектив ее развития объясняется не только теоретико-познавательными, методологическими причинами, но и зависит от профессиональных, социальных установок исследователей.
Один из основоположников культурологии, немецкий философ И. Г. Гардер определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», так как, действительно, изначально от рождения человек не имеет того, что он получает в процессе образования, воспитания и что в дальнейшем позволяет нам характеризовать его как человека той или иной культуры [1].
Если обратиться к содержательному анализу понятия «культура», то оно чаще всего выступает синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и
всего человечества, как процесс самоутверждения в человеке истинно человеческих начал и качеств. Так, например, Н. А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [1, с. 166].
А. И. Арнольдов считает, что «правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень «очеловечения» природы и меру саморазвития человека» [1, с. 49].
Одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой - это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. «Достигнув определенного уровня культуры, человек как бы запускает маховик «самости», в результате чего у него начинает все активнее, а главное, все результативнее срабатывать самопознание (он глубже и всесторонне познает себя); он самоопределяется (т. е. актуализирует те проблемы, которые ему представляются наиболее интересными, кажутся более перспективными и лично значимыми); он все более эффективно управляет собой; он ориентирован на непрерывное саморазвитие; он стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности» (В. И. Андреев) [1, с. 10].
Это обстоятельство имеет огромное значение для подготовки будущих социальных работников. Для них профессиональная деятельность неотделима от культуры конкретного общества. Социальный работник должен понимать, что, входя одновременно в разные культуры, современный человек все более осознает свою обусловленность, он учится признавать реальности других людей, строить с ними совместную деятельность. Являясь профессионалом, социальный работник должен, осуществляя, например, социальную защиту клиента, иметь профессиональную компетентность, отстаивая его права, и обладать культурой, осознавая его уникальность и индивидуальность, принадлежность к культуре конкретной страны, этноса, национальности.
Это позволяет нам рассматривать процесс формирования профессиональной культуры будущего социального работника во взаимосвязи с формированием его общей культуры, а значит во взаимосвязи с процессами формирования ценностных ориентаций личности; освоением техно-
логий деятельности специалиста и с творческим становлением. Приобщение студентов к различным видам профессиональной культуры происходит через культуросообразное содержание обучения и воспитания.
Рассмотренные позиции позволяют определить вузовскую подготовку по направлению «Социальная работа» как культуросообразную педагогическую систему, включающую ценностноцелевой, субъектный, содержательный, технологический, средовой компоненты.
Культуросообразное целеполагание вузовской подготовки означает постановку ее цели-ценности - формирование общей и профессиональной культуры будущего социального работника с учетом возможностей образовательного учреждения, специфики социальной работы и социального образования.
Особенностью системы высшего профессионального образования в области «Социальной работы» является создание культурно-образовательно-профессиональной среды, взаимоусиливающей ресурсы конкретного вуза, за счет потенциала социальных учреждений и других социальных партнеров в регионе. Потенциал новых субъектов образовательного процесса (специалисты, руководители социальных учреждений, других организаций социума, реализующих социальные проекты) позволяет обеспечивать качество образования будущего специалиста на высоком уровне, усилить профессиональную компетентность студентов, приобретать конкретные навыки в реализации профессиональной деятельности, формировать профессиональную культуру.
Необходимо учитывать, что в настоящее время в России одновременно реализуются две модели системы вузовской подготовки: 1) бакалавр -магистр и 2) бакалавр - специалист - магистр. Стандарты высшего образования спроектированы на основе компетентностного подхода. Соответственно, перспективы развития вузовской подготовки социальных работников связаны также с внедрением компетентностного подхода. Компе-тентностный подход расширяет возможности культурологического подхода на современном этапе развития социального образования, так, профессиональная компетентность социального работника - это ядро его профессиональной культуры, которое представляет собой ценностный ресурс личности, фактор успешности в решении профессиональных задач, связанный с функциями и ролями, которые выражены в профессиограмме, квалификационной характеристике; качественный показатель результативности вуза, интегрирую-
щий личностные и социальные потребности, ресурсы субъектов образовательно-профессиональной среды, ценностный индикатор экспертизы образовательного проекта в вузе и рефлексии процесса дидактического проектирования [4].
Содержательный компонент вузовского обучения специалиста социальной работы связан с квалификационной характеристикой, отражающей научно обоснованный состав необходимых ему профессиональных знаний, умений и навыков. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 350500 - Социальная работа (квалификация: специалист), утвержденном 10 марта 2000 г., представлены квалификационные требования к специалисту социальной работы, дидактические единицы, позволяющие проектировать содержание программ вузовской подготовки.
Анализ стандарта показывает, что основная образовательная программа подготовки специалиста предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины;
- цикл ДС - дисциплины специализации;
- цикл ФТД - факультативы;
- итоговую государственную аттестацию.
Основная образовательная программа подготовки специалистов состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национальнорегионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
В современных условиях существенное значение приобретают формирование общекультурных и профессиональных компетенций студента, культуроцентричность социального образования, на которые ориентирует новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по социальной работе. «Предложенная в нем система общекультурных компетенций, их взаимосвязанность с общественными и профессиональными компетенциями соответствует современным требованиям развития общества, государства и человека, оптимизации роли социальной работы во всех сферах жизни людей, в государственном управлении и гражданском обществе, в бизнесе и его социальном партнерстве, в современной соци-
альной политике управленческих структур означенных сфер жизнедеятельности постреформен-ного развития современного российского общества [5, с. 3].
В основу ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Социальная работа» положена структура компетенций, дифференцированных на общекультурные и профессиональные. Их содержание и объем, внутренняя структура обусловлены современным пониманием общей и профессиональной культуры социального работника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 040400 - Социальная работа (2009 г.) (квалификация - бакалавр) выделены общекультурные и профессиональные компетенции. Выпускник по направлению подготовки «Социальная работа» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен освоить общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (социально-технологические, исследовательские, организационно-управленческие, социально-проектные), необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Содержательный компонент системы вузовской подготовки будущих социальных работников включает:
1) общекультурный уровень;
2) общенаучный уровень, обеспечивающий научными знаниями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности в социальной сфере;
3) прикладной уровень, позволяющий освоить специальность и специализацию или профиль в области социальной работы.
Содержательный компонент, соответственно, должен включать инвариантные и вариативные блоки образования, которые способны отражать и выражать общечеловеческие, национальные и профессиональные культурные ценности в их взаимосвязи.
Технологический компонент системы вузовской подготовки будущего социального работника включает базовые формы организации обучения (теоретическое и практическое обучение, а также самостоятельную работу студентов) и методы, активизирующие студента, развивающие способности работать в междисциплинарной команде, в социуме; личностно ориентированные методы развития организаторских и лидерских качеств, а также групповые и коллективные формы организации обучения, формирующие личностно-профессиональные компетенции.
Технологический компонент содержит традиционные и инновационные методы профессионального обучения и воспитания, волонтерской, исследовательской и других видов самостоятельной и творческой деятельности студентов. Особое значение в вузовской подготовке социального работника играет метод проектов, интегрирующий потенциал теоретического и практического обучения, дающий возможность соотносить студенту свою деятельность с ценностями культуры.
Таким образом, потенциал культурологического подхода в вузовской подготовке будущих социальных работников можно представить как возможности в формировании общей и профессиональной культуры личности студента. Этот потенциал проявляется: в ценностно-целевой направленности вузовской подготовки на позитивное развитие социальной культуры общества, теории и практики социальной работы, на формирование ценностных ориентаций, технологической осведомленности и творческого потенциала личности будущего профессионала; в содержании инвариантных и вариативных программ подготовки, отражающих и выражающих общечеловеческие, национальные, профессиональные культурные ценности в их взаимосвязи; во внедрении новых форм и методов образовательного процесса, насыщающих образовательные средства культурным содержанием.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. С. 165.
2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под ред. В. И. Бай-денко. М., 2002. С. 47.
3. Гарашкина Н. В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации. Тамбов, 2004.
4. Гарашкина Н. В. Проектирование учебных программ в системе вузовской подготовки будущих
социальных работников: компетентностный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Вып. 1(93). С. 120-123.
5. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Синцова Л. Н. Стандарт многоуровневой подготовки социальных педагогов и социальных работников как основа качества подготовки кадров для учреждений социальной сферы. Барнаул, 2001. С. 10.
6. Дружинина А. А. Аксиологическое проектирование технологии формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузе образования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4. С. 437.
7. Жуков В. И. Глобализация. Глобализм. Россия: доклад // Россия в системе глобальных социальных координат: Второй международный конгресс (25 ноября 2002 г.). М., 2002. С. 89.
8. История социальной педагогики: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Галагузовой. М., 2001. С. 185.
9. Куличенко Р. М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: учеб. пособие. Тамбов, 1997. С. 41.
10. Профессиональная педагогика: учебник /
под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М., 2010.
С. 83-85.
* * *
POTENTIAL OF THE CULTUROLOGICAL APPROACH IN THE UNIVERSITY TRAINING OF THE FUTURE SOCIAL WORKER
N. V. Garashkina
The article disclosed the problem of culturological approach in the university training of social workers, represented by the principle of cultural conformity in the context of university training, shows the relationship characterized by cultural conformity and the components of the university training of social work, and their potential.
Key words: social work, culturological approach, university training of social workers, the principle of cultural conformity, cultural conformity pedagogical system.