Научная статья на тему 'Потенциал функционирования пациентов детского возраста с эпилепсиейи критерии его определения'

Потенциал функционирования пациентов детского возраста с эпилепсиейи критерии его определения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭПИЛЕПСИЯ / EPILEPSY / ДЕТИ / CHILDREN / ЭКСПЕРТИЗА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / REHABILITATION POTENTIAL / EXPERT REVIEW

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалькевич Л. В., Смычек В. Б., Кудлач А. И.

Традиционно тяжесть течения эпилепсии и развивающаяся вследствие нее степень утраты здоровья определялись числом приступов, развившихся у пациента на протяжении конкретного периода времени. Длительное наблюдение за детьми с эпилепсией позволило прийти к выводу, что для полноценной и адекватной оценки состояния здоровья детей с данной болезнью существующий подходне может считаться в полной мере достаточным. Для оптимизации качества оказываемой пациентам детского возраста с эпилепсиейлечебной и реабилитационной помощи мы предлагаем ввести универсальное понятие «потенциал функционирования». Этот показатель представляет собой совокупность клинических и инструментальных признаков, определяющих состояние здоровья ребенка с эпилепсией. Указанные признаки базируются на определениях Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья 10-го пересмотра и включают различные клинические (неврологический статус, эмоции, психологическое развитие и др.) и структурно-функциональные (результаты ЭЭГ, Эхо-ЭЭГ, КТ/МРТ головного мозга) данные. В зависимости от полученной суммы баллов выделены три группы пациентов: с низким, средним и высоким потенциалом функционирования. На основании этого потенциала следует разрабатывать комплексные индивидуальные программы лечения и реабилитации детей с эпилепсией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Function potential of childrens with epilepsia and its determination criteria

Traditionally the severity of the epilepsy and the resulting degree of health loss were determined by the number of seizures developed in the patient over a particular period of time. Long-term monitoring of children with epilepsy led to the conclusion that the existing approach can not be considered sufficient for an adequate assessment of the health status of children with this disease. We introduce the concept of “function potential” to optimize the quality of medical and rehabilitation care for children with epilepsy. This indicant is a combination of clinical and instrumental signs that determine the state of health. These signs are based on the definitions of the ICF -10 and include various clinical (neurological status, emotions, psychological development, etc.) and structural-functional (EEG, Echo-EEG, CT/MRI of the brain) data. Depending on the data received three groups of patients are identified: with low, medium and high function potential. Based on this potential, complex individual programs for the treatment and rehabilitation of children with epilepsy should be developed.

Текст научной работы на тему «Потенциал функционирования пациентов детского возраста с эпилепсиейи критерии его определения»

Э

Потенциал функционирования пациентов детского возраста с эпилепсией и критерии его определения

Шалькевич Л.В.1, Смычек В.Б.2, Кудлач А.И.1

1Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск

2Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации, Минск, Беларусь

Shalkevich L.1, Smychek V.2, Kudlatch A.1

Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk 2Republican Research and Clinical Center of Neurology and Neurosurgery, Minsk, Belarus

Function potential of childrens with epilepsia and its determination criteria

Резюме. Традиционно тяжесть течения эпилепсии и развивающаяся вследствие нее степень утраты здоровья определялись числом приступов, развившихся у пациента на протяжении конкретного периода времени. Длительное наблюдение за детьми с эпилепсией позволило прийти к выводу, что для полноценной и адекватной оценки состояния здоровья детей с данной болезнью существующий подход не может считаться в полной мере достаточным. Для оптимизации качества оказываемой пациентам детского возраста с эпилепсией лечебной и реабилитационной помощи мы предлагаем ввести универсальное понятие «потенциал функционирования». Этот показатель представляет собой совокупность клинических и инструментальных признаков, определяющих состояние здоровья ребенка с эпилепсией. Указанные признаки базируются на определениях Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья 10-го пересмотра и включают различные клинические (неврологический статус, эмоции, психологическое развитие и др.) и структурно-функциональные (результаты ЭЭ, Эхо-ЭЭ[КТ/МРТ головного мозга) данные. В зависимости от полученной суммы баллов выделены три группы пациентов: с низким, средним и высоким потенциалом функционирования. На основании этого потенциала следует разрабатывать комплексные индивидуальные программы лечения и реабилитации детей с эпилепсией. Ключевые слова: эпилепсия, дети, экспертиза, реабилитация, реабилитационный потенциал.

Медицинские новости. — 2018. — №1. — С. 41—46. Summary. Traditionally the severity of the epilepsy and the resulting degree of health loss were determined by the number of seizures developed in the patient over a particular period of time. Long-term monttoring of children with epilepsy led to the conclusion that the existing approach can not be considered sufficient for an adequate assessment of the health status of children wtth this disease. We introduce the concept of"function potential" to optimize the quality of medical and rehabilitation care for children with epilepsy. This indicant is a combination of clinical and instrumental signs that determine the state of health. These signs are based on the definitions of the ICF -10 and include various clinical (neurological status, emotions, psychological development, etc.) and structural-functional (EEG, Echo-EEG, CT/MRI of the brain) data. Depending on the data received three groups of patients are identified: wtth low, medium and high function potential. Based on this potential, complex individual programs for the treatment and rehabilitation of children with epilepsy should be developed. Keywords, epilepsy, children, expert review, rehabilitation, rehabilitation potential. Meditsinskie novosti. - 2018. - N1. - P. 41-46.

кспертно-реабилитационная диа- параметров. Актуальность того или гностика представляет собой ком- иного параметра в экспертной оценке плекс методик для определения зависит от конкретного заболевания. По

биологического и социального статуса пациентов и решения вопросов о способах их реабилитации. Биологический статус пациентов устанавливается путем проведения клинической диагностики, социальный - психологической и профессиональной диагностики. Экспертная оценка предполагает определение реабилитационного потенциала пациентов и их реабилитационного прогноза [1, 3].

Реабилитационный потенциал -это способность организма индивида к активации и реализации собственных возможностей по восстановлению различных (физических и психических) функций, утраченных вследствие расстройства здоровья. Реабилитационный потенциал является интегративным понятием, включающим большое количество анатомических и психофизических

совокупности оцениваемых параметров принято выделять четыре уровня реабилитационного потенциала: высокий, удовлетворительный, низкий и практически отсутствующий [3, 5].

В структуре реабилитационного потенциала можно выделить две основные составляющие. Саногенетический потенциал определяется вероятностью выздоровления либо компенсации утраченных структурных и функциональных нарушений, то есть улучшения биологического статуса пациента. Потенциал социализации отражает возможность реинтеграции пациента в общество и восстановления либо приспособления к выполнению бытовых и профессиональных видов деятельности. При этом социальная составляющая реабилитационного потенциала имеет большее прогностическое значение для опре-

деления реабилитационного прогноза в сравнении с биологической [3].

Оценка реабилитационного потенциала осуществляется наличием либо отсутствием нарушения основных критериев жизнедеятельности. Такими критериями являются следующие способности: к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к контролю своего поведения, к обучению, к трудовой деятельности, к ведущей возрастной деятельности [2].

При выявлении таких нарушений важным является установление степени их выраженности (от легких до резко выраженных), которой присваивается определенный функциональный класс (ФК). ФК 0 характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0%); ФК 1 - легкое нарушение (от 1 до 25%); ФК 2 - умеренно выраженное нарушение (от 26 до 50%); ФК 3 - выраженное нарушение (от 51 до 75%); ФК 4 - резко выраженное нарушение (от 76 до 100%) [2].

Реабилитационный прогноз представляет собой предполагаемую возможность реализации реабилитационного потенциала при полноценном применении существующих реабилитационных методик у конкретного индивида. Другими словами, реабилитационный прогноз пациента определяется двумя компонентами: непосредственно реабилитационным потенциалом и возможностями применения необходимых для него способов реабилитации. Для определения необходимости и целесообразности применения реабилитационных методик необходимо установление варианта реабилитационного прогноза: благоприятного, сомнительного либо неблагоприятного. Вариант реабилитационного прогноза определяет вероятную эффективность проведения реабилитации в отношении конкретного индивида [3].

Таким образом, на современном этапе разработан порядок проведения экспертно-реабилитационной диагностики пациентов с различными заболеваниями и определены ее критерии. Однако применение существующего подхода к пациентам детского возраста и, в частности, пациентам психоневрологического профиля в определенной степени затруднительно.

Организм ребенка в целом характеризуется большим числом анато-мо-физиологических особенностей, отличающих его от организма взрослого человека. Однако главная особенность - это незрелость различных органов и систем. С одной стороны, эта незрелость часто способствует более интенсивному повреждающему действию различных экзо- и эндогенных факторов. С другой - она же дает гораздо большую компенсаторную возможность детского организма в отношении возможностей адаптации биологических и социальных функций с учетом их абсолютной либо относительной несформированности.

В отличие от организма взрослого человека, центральная нервная система (ЦНС) ребенка также находится в динамическом состоянии созревания и развития, и чем младше ребенок, тем более выраженный характер это имеет. Структурно-функциональная незрелость ЦНС и незавершенность становления моторных, психических и социальных функций организма в детском возрасте являются основными причинами неопределенности прогноза в отношении возможности их развития и становле-

ния в перспективе. Особенно важное значение данный фактор имеет у детей младших возрастных групп.

Нейропластичность - универсальное свойство нервной системы, степень выраженности которого обратно пропорциональна степени зрелости клеток ЦНС. Возможность формирования новых, не имевшихся до этого психических и физических функций, у пациентов детского возраста реализуется за счет нейропластичности сохранных структурно-функциональных образований [4].

Ввиду вышеизложенного проблемным аспектом экспертно-реабили-тационной оценки в педиатрической практике является определение реабилитационного потенциала пациентов. Это понятие должно быть расширено за счет возможности органных комплексов детского организма не только к восстановлению утраченных функций, но также к формированию и развитию новых, не имевшихся до развития заболевания способностей. Соответственно, изменяется и подход к определению реабилитационного прогноза у пациентов детского возраста.

Наибольшую значимость такой подход приобретает для экспертно-реабилитационной оценки неврологической педиатрической патологии. Учитывая особенности развития ЦНС, возникает необходимость расширить понимание нарушения здоровья при хронических неврологических заболеваниях не только за счет оперативной категории «потери», но и на основании сохранившихся потенциальных возможностей функционирования органов и систем. Это требует введения более универсального понятия «потенциал функционирования».

Потенциал функционирования (ПФ) - это способность организма пациента детского возраста к активации и реализации собственных возможностей по формированию и/или восстановлению различных (физических и психических) функций, утраченных вследствие расстройства здоровья. Определение ПФ направлено на оптимизацию лечебных и реабилитационных мероприятий и повышение потенциальных возможностей каждого конкретного пациента, что позволит определять тактику ведения детей с хронической неврологической патологией с учетом возрастных особенностей развития психомоторных и социальных функций.

Кроме того, с учетом расширения понятия реабилитационного потенциа-

ла и замещение его на ПФ появляется необходимость разработки критериев потенциала функционирования, основанных на оценке имеющихся у пациента нарушений в зависимости от возраста манифестации хронической неврологической патологии. Целью создания таких критериев является своевременный подход к выявлению возможных изменений состояния здоровья каждого пациента для последующей адекватной их коррекции и улучшения возможного исхода основного заболевания.

Критерии потенциала функционирования должны представлять собой комплекс функциональных и структурных признаков, которые позволят максимально полно и своевременно определить наиболее адекватный лечебный и реабилитационный маршрут для каждого пациента, что приведет к минимизации нарушений, спровоцированных основным заболеванием. Такой подход, в отличие от принятых ранее, позволяет снизить не только основные клинические проявления заболевания, но и прежде всего сопряженные с ними нарушения психомоторного статуса пациентов детского возраста.

Учитывая расширение понятия реабилитационного потенциала и критериев определения ПФ, становится очевидной необходимость не только качественной, но и количественной оценки этого нового понятия.

Длительное наблюдение за пациентами детского возраста с эпилепсией, основанное на анализе течения болезни, характера приступов, нарушений неврологического и психического статуса, данных анамнеза и инструментальных методов диагностики, а также определенных исходов заболевания в зависимости от проводимой терапии, позволило нам разработать комплекс экспертных и реабилитационных технологий (экс-пертно-реабилитационных критериев), направленных на определение и максимальное использование потенциала функционирования у ребенка с эпилепсией [4, 6].

В настоящее время тяжесть течения эпилепсии и развивающаяся вследствие нее степень утраты здоровья преимущественно определяется числом приступов, зарегистрированных у пациента на протяжении конкретного периода времени. Однако, учитывая приведенные выше сведения, стоит признать, что для полноценной и адекватной оценки состояния их здоровья существующий подход не может считаться достаточным.

Основные отличия в развитии, течении и исходах эпилептического процесса зависят от возраста, в котором впервые проявилось заболевание. Именно возраст начала заболевания, соответственно, и степень зрелости клеток и структур ЦНС являются основополагающими для определения течения и исхода эпилепсии в детском возрасте. С одной стороны, чем младше ребенок, тем выше риск реализации структурных и функциональных нарушений и генетических аномалий ввиду более выраженной склонности ЦНС к развитию пароксизмальных состояний. С другой стороны, как было указано выше, чем больше выражена морфо-функциональная незрелость нервной системы, тем выше вероятность восстановления утраченных и адаптивного развития нереализованных функций за счет реализации нейропластич-ности. Такая ситуация обусловливает необходимость более пристального внимания к младшим возрастным группам. В средних возрастных группах наблюдается максимальное число начала эпилепсий с доброкачественным течением, что связано с достаточной степенью зрелости структурных и функциональных комплексов головного мозга при достаточно высоком уровне восстановительных способностей. В старших возрастных группах структурно и функционально ЦНС наиболее стабильна, поэтому течение и исход эпилепсии определяются уже сформировавшимся и устойчивым состоянием нервной системы и индивидуальными особенностями патологического фактора, лежащего в основе пароксиз-мальной активности. Таким образом, с позиции здоровья, качества жизни и функционирования детей с эпилепсией на первый план выходят не частота и вид приступов, а развивающиеся либо ухудшающиеся нарушения психоневрологического статуса в комплексе с сопутствующими нарушениями со стороны других органов и систем. На основании изложенного требуется разработка системы адекватной профилактики, медикаментозной и немедикаментозной коррекции пароксизмальных нарушений и своевременной реабилитации последствий эпилепсии у детей.

Для оптимизации качества оказываемой пациентам детского возраста с эпилепсией лечебной и реабилитационной помощи мы разработали экс-пертно-реабилитационные критерии ПФ для указанной хронической патологии

Таблица 1

Экспертно-реабилитационные критерии определения потенциала функционирования у пациентов детского возраста с эпилепсией в различных возрастных группах

Возрастная группа 0-1 год

Клинический блок

Частота эпилептических приступов [7]

Количество одномоментно применяемых противоэпилептических препаратов (0-5)

Функции внимания [8]

Функции эмоций [8]

Моторно-рефлекторные функции:

- рефлексы грудного возраста [9]

- сухожильно-надкостничные рефлексы [7]

Координаторные функции (непроизвольной двигательной реакции):

- мышечный тонус [7]

- мышечная сила [10]

- формирование моторных навыков [7]

- перенос и манипуляция объектами [11]

Общение: составление и изложение сообщений [12]

Органы чувств:

- зрение [7]

- слух [7]

Диагностический блок

Структура головного мозга по данным РКТ/МРТ [13]

Состояние биоэлектрической активности головного мозга: эпилептиформная активность [14]

Состояние биоэлектрической активности головного мозга: фоновая активность [15]

Сумма баллов: 0-69

Возрастная группа 1-3 лет

Клинический блок

Частота эпилептических приступов [7]

Количество одномоментно применяемых противоэпилептических препаратов (0-5)

Функции внимания, памяти [16]

Глобальные психосоциальные функции (по заключению врача-психиатра)

Органы чувств:

- зрение [12]

- слух [12]

Восприятие сообщений при общении [12]

Общение: составление и изложение сообщений [12]

Моторно-рефлекторные функции: сухожильно-надкостничные рефлексы [7]

Координаторные функции (непроизвольной двигательной реакции):

- ходьба и передвижение [12]

- мышечный тонус [7]

- мышечная сила [10]

Базисные навыки при обучении [12]

Применение получаемых знаний [12]

Перенос и манипуляция объектами [12]

Функции избыточных, непроизвольных движений (экстрапирамидных расстройств) [7]

Образование: возможность получения (дошкольное) [17]

Диагностический блок

Структура головного мозга по данным РКТ/МРТ [13]

Продолжение таблицы 1

Состояние биоэлектрической активности головного мозга: эпилептиформная активность [14] Состояние биоэлектрической активности головного мозга: фоновая активность [15]

Сумма баллов: 0-85

Возрастная группа 4-6 и 7-17 лет

Клинический блок

Частота эпилептических приступов [7]

Количество одномоментно применяемых противоэпилептических препаратов (0-5) Функции внимания, памяти [16, 18]

Глобальные психосоциальные функции (по заключению врача-психиатра) Органы чувств:

- зрение [19]

- слух [20]

Восприятие сообщений при общении, общение (составление и изложение сообщений) [17] Моторно-рефлекторные функции: сухожильно-надкостничные рефлексы [7]

Координаторные функции (непроизвольной двигательной реакции):

- ходьба и передвижение [12]

- мышечный тонус [7]

- мышечная сила [10]

- самообслуживание [21]

Функции избыточных, непроизвольных движений (экстрапирамидных расстройств) [7] Образование: возможность получения (дошкольное) [17] Диагностический блок

Структура головного мозга по данным РКТ/МРТ [13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состояние биоэлектрической активности головного мозга: эпилептиформная активность [14] Состояние биоэлектрической активности головного мозга: фоновая активность [15]

Сумма баллов: 0-73

Таблица 2^ Варианты реабилитационного потенциала и суммы баллов по определению потенциала функционирования в выделенных возрастных группах

Вариант реабилитационного прогноза (РП) Возраст

0-1 год 1-3 года 4-6 лет 7-17 лет

Число детей Сумма баллов Число детей Сумма баллов Число детей Сумма баллов Число детей Сумма баллов

Высокий РП 19 2-22 18 3-19 15 2-19 39 1-16

Удовлетворительный РП 25 17-37 18 14-51 17 13-40 16 13-34

Низкий РП 19 35-60 12 45-72 12 35-63 26 31-60

ЦНС. Определяемый нами потенциал функционирования в данном случае представляет собой совокупность клинических и инструментальных признаков, определяющих состояние здоровья ребенка с эпилепсией, выражается в качественном (высокий, средний, низкий) и числовом (балльном) значении. Оцениваемые признаки базируются на определе-

ниях Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья 10-го пересмотра (МКФ-10) и включают различные клинические (неврологический статус, эмоции, психологическое развитие и др.) и структурно-функциональные (результаты ЭЭГ КТ/МРТ/УЗИ головного мозга) данные [5].

Выделенные нами критерии распределены и конкретизированы в зависимости от того, в каком возрасте находится пациент: 0-1 год, 1-3 года, 4-6 и 7-17 лет. Возрастные рамки каждой группы определены общностью биологических и социальных особенностей принадлежащих к ним индивидов, что способствует наиболее адекватному подходу с позиции экспертно-реабили-тационных вопросов. Методика оценки каждого из признаков подобрана, исходя из таких параметров, как валидность, верифицированость и доступность для применения в повседневной практике врача для решения диагностических, лечебных и экспертно-реабилитационных вопросов.

Степень выраженности признака определяется согласно МКФ-10 (табл. 1):

- 0 - нет нарушений (0-4%);

- 1 - легкие нарушения (5-24%);

- 2 - умеренные нарушения (2549%);

- 3 - тяжелые нарушения (50-95%);

- 4 - абсолютные нарушения (96100%).

Экспертно-реабилитационная оценка потенциала функционирования по предложенным критериям проводится врачом-неврологом с привлечением необходимых смежных специалистов, принимающих участие в диагностике, лечении и реабилитации пациентов детского возраста с эпилепсией. Стоит отметить, что по мере увеличения возраста пациентов большеее количество специалистов участвуют в процессе экс-пертно-клинической оценки имеющихся нарушений.

Все полученные в процессе проведения экспертно-реабилитационной оценки численные показатели, выраженные в баллах, суммируются. Так мы получаем количественный показатель ПФ. В зависимости от полученной суммы в каждой возрастной группе должно быть выделено три подгруппы пациентов: с низким, средним и высоким уровнем потенциала функционирования.

Для перевода количественного (балльного) значения ПФ в качественное (уровневое) необходимо сопоставление полученных значений с определенным имеющимся у пациентов вариантом реабилитационного потенциала. С этой целью нами была набрана группа пациентов детского возраста с эпилепсией и проведен статистический анализ полученных данных.

ЯЛЯ Диапазон численных значений потенциала функционирования для его качественных вариантов

Искомая граница диапазона уровня ПФ n Диапазон баллов ПФ AUC Оптимальная точка отсечения Чувствительность (Se) Специфичность (Sp)

Высокий и средний РП, 0-1 год 44 2-37 0,986 (ДИ 0,89-1,00) р<0,0001 19 92 (ДИ 74,0-99,0) 94,74 (ДИ 74,0-99,9)

Средний и низкий РП, 0-1 год 44 17-60 0,991 (ДИ 0,9-1,0) р<0,0001 37 89,47 (ДИ 66,9-98,7) 100,00 (ДИ 86,3-100,0)

Высокий и средний РП, 1-3 года 36 3-51 0,975 (ДИ 0,86-1,00) р<0,0001 17 88,89 (ДИ 65,3-98,6) 94,44 (ДИ 72,7-99,9)

Средний и низкий РП, 1-3 года 30 14-72 0,986 (ДИ 0,86-1,00) р<0,0001 43 100,00 (ДИ 73,5-100,0) 88,89 (ДИ 65,3-98,6)

Высокий и средний РП, 4-6 лет 32 2-40 0,984 (ДИ 0,86-1,00) р<0,0001 15 94,12 (ДИ 71,3-99,9) 93,33 (ДИ 68,1-99,8)

Средний и низкий РП, 4-6 лет 29 13-63 0,983 (ДИ 0,85-1,00) р<0,0001 36 91,67 (ДИ 61,5-99,8) 94,12 (ДИ 71,3-99,9)

Высокий и средний РП, 7-17 лет 55 1-34 0,996 (ДИ 0,93-1,00) р<0,0001 12 100,00 (ДИ 79,4-100,0) 94,87 (ДИ 82,7-99,4)

Средний и низкий РП, 7-17 лет 42 13-60 0,990 (ДИ 0,89-1,0) р<0,0001 31 96,15 (ДИ 80,4-99,9) 93,75 (ДИ 69,8-99,8)

1И Балльная шкала потенциала функционирования в различных возрастных группах

Уровень потенциала функционирования Возраст

0-1 год 1-3 года 4-6 лет 7-17 лет

Высокий ПФ, сумма баллов 0-19 0-17 0-15 0-12

Средний ПФ, сумма баллов 20-37 18-43 16-36 13-31

Низкий ПФ, сумма баллов 38-69 44-85 37-73 32-73

Мы провели двукратное обследование 118 пациентов детского возраста с эпилепсией: первый - через 6-12 месяцев и повторный - через 3-5 лет от начала заболевания, что позволило увеличить число данных для исходного статистического анализа и снизить вероятность погрешности анализа. Данные пациенты были распределены нами по вышеуказанным возрастным группам и прошли полное клинико-диагностическое обследование с определением функциональных классов основных критериев жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и численного значения потенциала функционирова-

ния в соответствии с разработанными нами экспертно-реабилитационными критериями. Таким образом, нами было получено 63 обследования пациентов в возрастной группе 0-1 года, 48 обследований в возрастной группе 1-3 лет, 44 обследования в возрастной группе 4-6 лет и 81 обследование пациентов в возрастной группе 7-17 лет. Сопоставление определенного у данных пациентов реабилитационного потенциала и балльного значения потенциала функционирования представлено в таблице 2.

С целью установления четких границ диапазона численных значений

потенциала функционирования для его качественных вариантов нами был проведен ROC-анализ (табл. 3).

Итогом проведенного нами анализа стало получение статистически обоснованных количественных значений для качественного варианта потенциала функционирования в каждой из выделенных возрастных групп (табл. 4).

Таким образом, мы предлагаем внедрение в практическую деятельность педиатрических неврологических служб понятия «потенциал функционирования» и экспертно-реабилитационных критериев его определения с целью оптимизации качества оказываемой пациентам детского возраста с эпилепсией лечебной и реабилитационной помощи. Это будет способствовать оценке тяжести нарушения здоровья при эпилепсии, прогнозированию исхода заболевания и проведению выбора лечебных и реабилитационных мероприятий на основании комплексной оценки различных показателей, среди которых частота пароксизмов занимает важную, но не первостепенную позицию. Мы считаем, что применение данного подхода позволит разработать оптимальную индивидуальную программу лечения и реабилитации детей с эпилепсией с целью уменьшения имеющихся нарушений и наиболее полной реализации потенциала функционирования организма.

Заключение

1. В детском возрасте при проведении экспертно-реабилитационной оценки последствий эпилепсии использование категорий реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала не в полной мере отражает весь спектр изменения функций органов и систем, не В достаточной степени позволяет определить возможности ликвидации этих последствий. Введение понятия «потенциал функционирования», характеризующего способность организма не только восстанавливать, но и приобретать новые возможности по формированию различных функций, утраченных вследствие расстройства здоровья, будет способствовать более точной прогностической оценке и назначению наиболее адекватной комплексной реабилитационной программы.

2. Оценка состояния здоровья пациента детского возраста с эпилепсией должна основываться не только на одной компоненте (количество приступов), а на сопутствующем анализе основных нейробиологических, когнитивных, психологических и социальных последствий

этого состояния, что дает более широкую картину этих нарушений и открывает направления для реабилитации по наиболее проблемным параметрам не только организменного, но и общественного функционирования.

3. Определение потенциала функционирования основано на количественных критериях, что позволяет объективно оценить перспективы и возможности восстановления деятельности органов и систем пациента с эпилепсией.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Медико-социальная оценка ограничения жизнедеятельности детей школьного возраста с позиции Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья: Инструкция по применению / В.Б. Смычек, В.В. Голикова, А.А. Исай-кина, И.В. Субель, Т.Е. Третьякова. - Минск, 2012. - 33 с.

2. Постановление Минздрава Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья». - 2007.

3. Постановление Правительства РФ N805 «О по-

рядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». - 2004.

4. Смычек В.Б., Шалькевич Л.В., Голикова В.В., Кудлач А.И. // Детская и подростковая реабилитация. - 2016. - №1 (26). - С.27-31.

5. Смычек В.Б., Голикова В.В., Исайкина А.А., Субель И.В. // Медицинские новости. - 2012. -№11. - С.17-23.

6. Шалькевич Л.В., Львова О.А. // Астраханский медицинский журнал. - 2014. - Т.9, №2. -С.29-34.

7. Метод оценки степени утраты здоровья у детей с неврологической, соматической и ортопедо-травматологической патологией. - Смычек В.Б. и др. - Минск, 2016.

8. Пантюхина, Г.В., Печора, К.Л., Фрухт, Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - 1979.

9. Шанько, Г.Г., Криштафович, А.А. Рефлексы новорожденных и детей первого года жизни, их динамика, норма и патология. - Минск, 2010. - 60 с.

10. Шкала оценки мышечной силы Британского совета медицинских исследований.

11. Диагностика ребенка от рождения до 1 года «движение рук» // А.М. Казьмину. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. -М., 2001.

12. Физиологическое развитие детей по шкале Теодора Хелльбрюгге и Иоганна Пех-штайна / Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первые три года жизни / Т. Хельбрюгге, Ф. Лайоши; Под ред. Ф.Л. Ратнер, М.А. Уткузовой. - Казань, 2004.

13. Шалькевич Л.В., Кудлач А.И. // Неврология и нейрохирургия. Восточная Европа. - 2016. - №2 (30). - С.189-196.

14. Глоссарий Международной федерации обществ электроэнцефалографии. -1983.

15. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография. - М., 1991. - 78 с.

16. Методика экспресс-оценки // А.Р. Лурия. Нейропсихология памяти. - М., 1974.

17. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии. - Минск, 2014. - 163 с.

18. Шкала Векслера / Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб., 2006.

19. Методика офтальмологического осмотра пациентов детского возраста.

20. Методика сурдологического осмотра пациентов детского возраста.

21. Инструкция о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья // Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.10.2007 №97 (с изменениями и дополнениями согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2010 №142).

Поступила 20.09.2017г.

Патогенетическая терапия рассеянного склероза с использованием трансплантации мезенхимальных стволовых клеток: актуальное состояние, проблемы и перспективы развития технологии

Федулов А.С.1, Борисов А.В.1, Зафранская М.М.2, Нижегородова Д.Б.2, Марченко Л.Н.1, Качан Т.В.1, Кривенко С.И.3, Московских Ю.В.1

1Белорусский государственный медицинский университет, Минск 2Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск 39-я городская клиническая больница, Минск, Беларусь

Fedulov A.S.1, Borisov A.V.1, Zafranskaya M.M.2, Nizhegorodova D.B.2, Marchenko L.N.1, Kachan TV.1, Krivenko S.I.3, Moskovskikh YV.1

Belarusian State Medical University, Minsk 2Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk 39th City Clinical Hospital, Minsk, Belarus

Pathogenetic therapy of multiple sclerosis using mesenchymal stem cell transplantation: current state, problems and prospects of technology development

Резюме. Иммуномодулирующие, нейропротективные и репаративные свойства мезенхимальных стволовых клеток делают обоснованным их использование для лечения рассеянного склероза.

Ключевые слова: рассеянный склероз, мезенхимальные стволовые клетки, аутологичная трансплантация, иммунопатогенез.

Медицинские новости. — 2018. — №1. — С. 46-52. Summary. Immunomodulating, neuroprotective and reparative properties of mesenchymal stem cells make their use for the therapy of multiple sclerosis valid.

Keywords: multiple sclerosis, mesenchymal stem cells, autologous transplantation, immunopathogenesis. Meditsinskie novosti. - 2018. - N1. - P. 46-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.