Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурно-спортивная среда / воспитательный потенциал / физическая культура / физическое воспитание / ценность / physical culture and sports environment / educational potential / physical culture / physical education / values

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Гаврилик М. В.

В статье определены роль и место физической культуры и спорта как действенного средства интеллектуального, нравственного, гражданственного-патриотического и эстетического воспитания студента. Раскрыты возможности физкультурно-спортивной среды в повышении роли молодежи в жизни общества и раскрытия потенциала, активного жизненного самоопределения, самореализации, саморазвития, конкурентоспособности, успешности каждого молодого человека; формировании патриотизма, основанного на традиционных ценностях белорусского народа, любви к Родине; формировании ответственного поведения и ценностного отношения молодежи к собственному здоровью для гармоничного развития личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ENVIRONMENT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article reveals defines the role and place of physical culture and sports as an effective means for intellectual, moral, civic and aesthetic education of a student are determined. The potential of the physical culture and sports environment in increasing the role of youth in social life and unlocking their potential for active life self-determination, self-realization, self-development, competitiveness and achieving individual success is revealed. The potential of the physical culture and sports environment in the forming of civic awareness basedon the traditional values of the Belarusian people and patriotism and in the development of responsible behavior and value attitude of youth towards their own health which contributes toa harmonious development of the student’s personality is revealed.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.011

м.в. гаврилик, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта Полесский государственный университет, г. Пинск Республика Беларусь

Статья поступила 15 октября 2024 г.

потенциал физкультурно-спортивной среды учреждения высшего образования

В статье определены роль и место физической культуры и спорта как действенного средства интеллектуального, нравственного, гражданственного-патриотического и эстетического воспитания студента.

Раскрыты возможности физкультурно-спортивной среды в повышении роли молодежи в жизни общества и раскрытия потенциала, активного жизненного самоопределения, самореализации, саморазвития, конкурентоспособности, успешности каждого молодого человека; формировании патриотизма, основанного на традиционных ценностях белорусского народа, любви к Родине; формировании ответственного поведения и ценностного отношения молодежи к собственному здоровью для гармоничного развития личности студента.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная среда, воспитательный потенциал, физическая культура, физическое воспитание, ценность.

haurylik m.v., PhD in Ped. Sc., Associate Professor, Associate professor of the department of Physical Culture and sport Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

the potential of physical culture and sports environment higher education institution

The article reveals defines the role and place of physical culture and sports as an effective means for intellectual, moral, civic and aesthetic education of a student are determined.

The potential of the physical culture and sports environment in increasing the role of youth in social life and unlocking their potential for active life self-determination, self-realization, self-development, competitiveness and achieving individual success is revealed. The potential of the physical culture and sports environment in the forming of civic awareness based on the traditional values of the Belarusian people and patriotism and in the development of responsible behavior and value attitude of youth towards their own health which contributes to a harmonious development of the student's personality is revealed.

Keywords: physical culture and sports environment, educational potential, physical culture, physical education, values.

Изменения, происходящие в современном обществе, способствовали переосмыслению роли физической культуры в жизни человека. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как

действенного средства интеллектуального, нравственного, гражданственного-

патриотического и эстетического воспитания.

Согласно Стратегии развития государственной молодежной политики в Республи-

ке Беларусь до 2030 года, повышение роли молодежи в жизни общества должно рассматриваться в контексте развития и раскрытия потенциала, активного жизненного самоопределения, самореализации, саморазвития, конкурентоспособности и успешности каждого молодого человека [1, с. 1].

Молодежь - это наиболее активная часть общества, что определяет важность проведения последовательной целенаправленной политики в отношении данной социальной группы. Потенциал молодого поколения традиционно востребован в экономико-технологической, научной, социальной и информационной сферах. Социальное становление и развитие молодежи, более полная реализация ее возможностей в интересах каждого молодого человека и всего общества актуализируют потребность перспективного видения целей, задач, инструментов и механизмов реализации молодежной политики [1, с. 1].

Повышение роли молодежи в жизни общества необходимо рассматривать в контексте развития и раскрытия потенциала, активного жизненного самоопределения, самореализации, саморазвития каждого молодого человека, ключевым условием для эффективной реализации молодежной политики выступает деятельность, направленная на формирование у молодого поколения патриотизма, основанного на традиционных ценностях белорусского народа.

Создание условий для эффективной самореализации молодежи, формирование у молодежи через системы героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси; формирование ответственного поведения и ценностного отношения молодежи к собственному здоровью как условию личного благополучия и здоровья будущих поколений являются приоритетными задачами Государственной Программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы [2, с.

5].

Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для

человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей [3].

Рассматривая вышесказанное как важное направление воспитания личности молодежи необходимо отметить важность использования ценностного потенциала физической культуры и спорта для формирования здорового современного социума. Формирование личности представлено общественным и личностным уровнями ценностей в среде УВО. Необходимо создание социально-педагогических условий, которые позволят преобразовывать общественные ценности в личное достояние каждой личности, то есть необходимо создавать физкультурно-спортивную среду, обеспечивающую формирование у молодого поколения духовно-нравственного воспитания, активную гражданскую позицию, патриотизм, основанные на традиционных ценностях.

К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, которые определяют значимость и престижность физической культуры и спорта среди других социальных явлений - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни [5]. Значимыми моментами, характеризующими уровень значимости ценностей физической культуры в социуме, является финансирование, правовая основа, сформи-рованность положительного общественного мнения (семьи, друзей, педагогов и т.д.). Данные показатели являются критериями, которые определяют степень цивилизованности общества, развития культуры страны в целом [4].

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здо-

рового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью. Особое значение для формирования личности имеет насыщение физкуль-турно-спортивной среды спортивно-патриотическими мероприятиями, благодаря которым происходит формирование патриотизма и активной гражданской позиции, ответственности за судьбу Родины, а также создание резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека

[5].

Место физической культуры и спорта в системе социально-гуманитарных знаний определяется предметом их изучения, который составляют закономерности и особенности процесса формирования физической культуры студентов, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижения ею жизненных и профессиональных целей.

Решение проблемы теоретико-

методического обеспечения физического воспитания в УВО возможно только на основе интегративного познания явлений, факторов, составляющих физкультурно-спортивную деятельность студента. Необходимо отметить, что взятые отдельно понятия теории и практики физического воспитания или компоненты здорового образа жизни не могут основательно характеризовать сущность и содержание всестороннего процесса формирования личности. Составляющие компоненты системообразования деятельности только в том случае будут обладать специфическими для данной системы свойствами, если они объединены и представляют собой упорядоченную структуру. При этом сама структура видов и разновидностей физической культуры, явлений и особенностей со временем может изменяться и преобразовываться [5, с. 10].

В последние годы теория, методика и практика физического воспитания в УВО постоянно обогащаются и совершенствуются. В то же время существуют основные теоретические и методические понятия, имеющие глубокое смысловое значение; система знаний о физической культуре, ее видах, функ-

циях, характеристиках, критериях предполагает, в первую очередь, эффективность решения образовательных, воспитательных и других задач, определяющих значимость физического воспитания в формировании личности молодежи [6].

При решении задач физического воспитания в реалиях современного образовательного пространства следует акцентировать внимание на роли и месте физической культуры в подготовке человека, гражданина, специалиста. Компоненты физического воспитания, которые образуют порядок внутренних и внешних связей между элементами системы, определяют степень взаимодействия физической культуры с окружающей средой и способствуют формированию социальных компетенций личности.

Среда УВО выступает связующим звеном между обществом и личностью. Физкультур-но-спортивная среда функционирует как специфическая составляющая локальной среды УВО, которая включает в себя относительно устойчивые системные связи, деятельность и отношения, в которых личность наделяется определенной ролью субъекта общественно значимой деятельности и обладает возможностями саморазвития [43].

Физкультурно-образовательная среда направлена на освоение студентами физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, развития физических кондиций, соответствующих нормативным требованиям учебных программ [7, 8]. Физкультурно-образовательная среда направлена на формирование знаний в области физической культуры, не привязанных к конкретным видам профессиональной деятельности, а также на получение изменений в двигательной сфере обучаемого (например, формирование двигательных и координационных способностей, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости и т. п.).

В физкультурно-оздоровительной среде создаются условия для повышения деятельности функциональных систем организма и улучшения адаптационных возможностей обучающихся, развития их физических кондиций в процессе занятий физической культурой, формирования культуры здорового

образа жизни студента, формирования у студентов компетенций здоровьесбережения.

В физкультурно-спортивной среде предоставляются возможности для целостного физкультурно-спортивного развития и саморазвития личности в избранном виде спорта. Данная среда позволяет сформировать высокий уровень знаний и практических умений в избранном виде спорта и создает предпосылки для спортивного самосовершенствования, позволяет поддерживать и сохранять интерес обучаемого за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство удовлетворения от победы, мышечной радости, чувство азарта, наслаждения от преодоления себя и результата борьбы, гордости за команду и др.). В физкультурно-спортивной среде эффективно используются возможности аудиторной и внеаудиторной физкультурно-спортивной работы (учебно-тренировочные занятия в секциях, кружках, соревнования по видам спорта, дни здоровья, спортивные праздники и др.), что позволяет сформировать у студентов спортивный стиль жизни и осознанную потребность в самостоятельной физкультур-но-спортивной деятельности.

Физкультурно-развивающая среда

направлена на целостное физкультурно-спортивное развитие и саморазвитие личности, приобретение нового двигательного опыта, ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности студента к физкультурному самосовершенствованию. Данная среда предоставляет возможности самоопределения, характеризуется постоянным обновлением, обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, а также конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью самих студентов [8].

Потенциал физкультурно-спортивной среды конкретизируется через интеграцию образовательной и воспитательной среды и организацию воспитывающей физкультурно-спортивной среды и через содержание физ-культурно-спортивной деятельности.

В рамках реализации Государственной Программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы основная работа

должна быть сконцентрирована по следующим ключевым направлениям:

^ героико-патриотическое и духовно-нравственное воспитание активной гражданской позиции;

^ общественное участие и инициатива;

> профессиональная самореализация, карьерный рост, молодежное предпринимательство;

> семейные ценности;

> формирование здорового образа жизни;

> содействие реализации права молодежи на труд, вторичная занятость молодежи,

^ развитие студотрядовского движения.

Для реализации программы в УО «Полесский государственный университет» разработаны основные стратегические направления развития воспитательного потенциала физ-культурно-спортивной среды УВО:

1) налажена система гражданско-патриотического воспитания молодежи. Молодежь вовлекается в социально-общественную деятельность через органы самоуправления УВО, общественные объединения молодежной направленности БРСМ и первичной профсоюзной организации. Проводятся спортивные мероприятия с патриотической тематикой. Например, «Спортивно-патриотические игры «Сила в единстве и созидании», посвященные Дню народного единства»;

2) организованы спортивные соревнования с элементами патриотической направленности. Например, проведение турниров в честь государственных праздников, поднятие флага и прослушивание гимна на открытии соревнования, использование символики государства на спортивной форме и др.

3) проводятся товарищеские матчи со служащими военных и силовых структур, которые предполагают встречи и общение с действующими защитниками родины и ветеранами.

4) в целях развития интернет-контента, интересного для молодежи, реализуется проект первого молодежного Youtube-канала. Кроме того, в университете созданы каналы и странички в социальных сетях («Instagram», «ВКонтакте», «Facebook». «Telegram», «TikTok») с целью обеспечения качественного медиасопровождения сорев-

новательной и спортивной составляющих с использованием возможностей интернет-ресурсов университетских СМИ; детальное освещение соревнований как серьезного и заслуживающего всеобщего внимания события; создание позитивного имиджа членов университетских команд среди студентов УВО;

5) созданы спортивные команды с элементами патриотической направленности (команда молодежного отряда охраны правопорядка «Бастион»), обеспечено качественное медиасопровождение соревновательной и спортивной составляющих с использованием возможностей интернет-ресурсов университетских СМИ; детальное освещение соревнований как серьезного и заслуживающего всеобщего внимания события; ведется работа по созданию позитивного имиджа членов университетских команд среди студентов УВО;

6) для повышения интереса в молодежной среде к событиям, происходящим в студенческом спорте УВО, обеспечено обязательное коммуникационное сопровождение и информационное освещение физкультурно-спортивных событий (РЯ-сопровождение);

7) для популяризации студенческого спорта созданы интернет-сайты университетских команд; обеспечено виртуальное общение участников соревнований и болельщиков; поддержка и обсуждение событий в сфере студенческого спорта в новостной ленте университетского сайта; флешмобы, студенческие спортивные праздники (чествование лучших спортсменов), конкурсы среди болельщиков и пр.;

8) в университете проводятся с участием высококвалифицированных специалистов научно-практические конференции, семинары, тренинги, спортивные сборы, стажировки;

9) проводятся встречи, мастер-классы, семинары со спортсменами высокого класса (призерами и победителями международных соревнований) для пропаганды и популяризации здорового образа жизни и занятий спортом;

10) созданы спортивные команды по различным видам спорта. Освоены новые молодежные проекты и физкультурно-спортивные направления, такие как чирлидинг, паркур, гребля на ялах и т. п.;

11) организованы и проведятся анимационные физкультурно-спортивные мероприятия: «Международный спортивный фестиваль «РЯО^роЛ на Полесье», «Фитнес Фестиваль», «Рождественский турнир по волейболу», «Полесский командор (гребля на ялах)» и другие спортивные праздники, конкурсы, ежегодные торжественные вручения спортивных наград и премий лучшим командам, спортсменам и активным участникам;

12) организованы соревнования, фестивали, праздники с лицами, имеющими особые нужды (инвалиды): волейбол сидя, фестиваль «Сиреневая ласточка»;

13) созданы волонтерские отряды для организации и сопровождения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, спортивных, общественно-гражданских и патриотических мероприятий «Крылы НадзеЬ>, «Доброе сердце»;

14) распространяется визуальная информация (видеороликов, фотографий, интервью) в стенах университета в целях пропаганды физической культуры и спорта среди студентов и сотрудников ПолесГУ.

Потенциал физкультурно-спортивной среды УВО представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на эту систему, так и вне ее. Результатом действия этих сил являются разноплановые, разнокачественные изменения личности молодых людей, изменения целе-полагания и жизненных установок. Качественно организованная физкультурно-спортивная среда обеспечивает комплекс возможностей для молодежи в различных формах физкультурно-спортивной, общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни.

Представленный в статье анализ ценностного потенциала физкультурно-спортивной среды и пути его освоения обществом и личностью позволяет сформировать представление о разных направлениях и подходах, которые формируются в современной теории и практике физической культуры и спорта для реализации воспитательного потенциала в среде УВО.

Список литературы

1. О Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2021 г. № 349 : [сайт]. - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL.: ttps://pravo.by/document/?guid=11031&p0= C22100349

2. О Государственной программе "Образование и молодежная политика" на 2021-2025 годы : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57: [сайт]. - URL.: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0= C22100057 - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

3. Парсонс Т. Человек в современном мире ; пер. с англ. ; под общ. ред. В. А. Куваки-на). - М.: Прогресс, 1985.

4. Гаврилик, М. В. Инновационный подход к организации физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры : сборник научных трудов / Белорусский государственный университет физической культуры; гл. ред. С. Б. Репкин. - Минск : БГУФК, 2022. - Вып. 25. - С. 113-120.

5. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО для повышения эффективности физического воспитания студентов / М. В. Гав-рилик // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Серыя Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. - Пинск, 2021. - № 2. - С. 47-59.

6. Гаврилик, М. В. Интегрированная физ-культурно-спортивная среда учреждения высшего образования / М. В. Гаврилик // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсго-та. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. -2020. - № 1. - С. 55-61.

7. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды, направленной на повышение эффективности физического воспитания студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М. В. Гаврилик.; БГУФК. - Минск, 2022. -35 с.

8. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды,

направленной на повышение эффективности физического воспитания студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М. В. Гаврилик. - Минск, 2022. - 237 л.

References

1. O Strategii razvitiya gosudarstvennoj mo-lodezhnoj politiki Respubliki Belarus' do 2030 goda [On the Strategy for the development of the State youth policy of the Republic of Belarus until 2030]. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus dated June 19, 2021 No. 349. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus. (In Russian). Available at: ttps://pravo.by/document/?guid=11031&p0= C22100349

2. O Gosudarstvennoj programme "Obrazovanie i molodezhnaya politika" na 2021-2025 gody' [On the State Program "Education and Youth Policy" for 2021-2025]. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 57 dated January 29, 2021: (In Russian). Available at: https://pravo.by/document

/?guid=3961 &p0=C22100057 - National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus.

3. Parsons T. Man in the modern world Transl. from English (Under the general editorship of VA. Kuvakin). Moscow, Progress, 1985.

4. Gavrilik M.V. Innovaczionny'j podkhod k organizaczii fizicheskogo vospitaniya studen-tov [Innovative approach to the organization of physical education of students]. Ucheny'e zapiski Belorusskogo gosudarstvennogo uni-versiteta fizicheskoj kul'tury' [Scientific notes of the Belarusian State University of Physical Culture]. 2022, no. 25, pp. 113-120. (In Russian)

5. Gavrilik M.V. Sozdanie integrirovannoj fizkulturno-sportivnoj sredy' UVO dlya pov-y'sheniya e'ffektivnosti fizicheskogo vospi-taniya studentov [Creation of an integrated physical culture and sports environment of the Higher Educational Institution to improve the efficiency of physical education of students] . Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshhestven-ny'kh i gumanitarny'kh nauk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2021, no. 2, pp.47-59. (In Russian)

6. Gavrilik M.V. Integrirovannaya fizkul'turno-sportivnaya sreda uchrezhdeniya vy'sshego obrazovaniya [Integrated physical and sports environment of higher education]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshhestvenny'kh i gumanitarny'kh nauk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2020, no. 1, pp.55-61. (In Russian) 7 Gavrilik M.V. Sozdanie integrirovannoj fizkul'turno-sportivnoj sredy', napravlennoj na povy'shenie e'ffektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov [Creation of an inte-

grated physical culture and sports environment aimed at increasing the efficiency of physical education of students]. Abstract of Ph. D. thesis. Minsk, 2022, 35p. (In Russian) 8. Gavrilik M.V. Sozdanie integrirovannoj fizkul'turno-sportivnoj sredy', napravlennoj na povy'shenie effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov [Creation of an integrated physical culture and sports environment aimed at increasing the efficiency of physical education of students]. Cand. sci. diss. Minsk, 2022, 237p. (In Russian)

Received 15 October 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.