Потемкин А.В. МЕТАФИЛОСОФСКИЕ ДИАТРИБЫ НА БЕРЕГАХ КИЗИТЕРИНКИ. Ростов н/Д, 2003
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения видного ростовского философа А.В. Потемкина. В преддверии юбилея редакция помещает рецензию на его новую книгу. Для философского сообщества выход в свет этой книги является важным и в определенной степени знаковым событием. А.В. Потемкин -один из «отцов-основателей» факультета философии и культурологии Ростовского госуниверситета, ростовской философско-культурологической школы, автор фундаментальных и глубоких трудов, в которых реализуются эвристические возможности функционально-генетической концепции культуры. При этом он всегда был далек от «бронзоволикого» академизма и на протяжении многих десятилетий выступал в качестве возмутителя спокойствия в стане школярской, заидеологизированной метафизики, одетой в псевдо-марксистские одежды и активно поддерживаемой в советские времена «генералами от философии». Еще в 1957 г. со страниц «Вопросов философии» в адрес выдающегося советского философа Э.В. Ильенкова и А. В. Потемкина раздался командный окрик, обвинение в «гносеологизме», после чего последовали орг-меры. Ильенков был изгнан с философского факультета МГУ. Ректор же РГУ Ю.А. Жданов оставил без внимания эту историю, и Потемкин продолжил работу в университете. Его монография «О специфике философского знания» (1973 г.) вызвала целый шквал обсуждений, организованных не без участия влиятельных ревнителей «идеологической чистоты». Подобная история повторилась и в 1980 г. в связи с изданием книги «Проблема специфики философии в диатрибической традиции».
Однако не только в полемической направленности и высоком уровне проблемности главная ценность этих и других работ Потемкина. Прежде всего она - в позитивном содержании, в глубине идей, целостности взглядов и интеллектуальной честности. Отгремели идеологические грозы, прошли широкомасштабные баталии на «философском фронте», но остались идеи и мысли, весомый вклад в «тезаурус» ростовской философской школы. Читатель может лично убедиться в этом, открыв книгу «Метафилософские диатрибы на берегах Кизитеринки», в которой в определенной степени подведены итоги научной и творческой деятельности профессора факультета философии и культурологии РГУ Потемкина. В рецензируемую работу включены наиболее весомые труды автора, но это не сборник в обычном смысле слова. Собранные вместе монографии, статьи, выступления приобретают качество целостного, развернутого диалога о месте и роли философии в современном мире.
Прежде всего читателю не надо бояться сверхна-учного и непонятного названия книги. Термин «метафилософия» используется автором в ироничном смысле - словосочетание «мета (после) философия» ассоциируется с русскими фразеологическими оборо-
тами: «поезд ушел» и «после драки кулаками не машут». «Поезд» великих философских систематик ушел, а философы все еще «машут кулаками» и призывают «духов великих предков». Метафилософы стоят на других методологических позициях, они покидают величественные построения классической философии и рассматривают ее «извне», в качестве особого историко-культурного формообразования, отличающегося от науки, религии, искусства, политики.
Потемкин вводит термин «метафилософский скептицизм», обозначающий традицию самоотрицания философии, идущую еще от Секста Эмпирика, Эразма Роттердамского, Монтеня и Декарта. Да и наш знаменитый баснописец И. А. Крылов не остался в стороне от этой традиции. Философия, по его мнению, - искусство «надувания пузырей» для плавания на водах «моря забвения».
Потемкин солидаризируется с выдающимся российским мыслителем А.Ф. Лосевым, полагавшим, что философия в ее исходной форме есть абстрактнологическая мифология. Трудно ранжировать философские системы прошлого по единому принципу, но автор на огромном историко-культурном материале показывает, что все они создавались в ходе одной мыслительной операции - поиске «архе», первоначала, в роли которого выступали различные продукты мыслительной деятельности, в первую очередь понятия и категории.
Ростовским философом была впервые обрисована почти двухтысячелетняя традиция школярского (ди-атрибического) толкования специфики философии. Весьма интересными представляются идеи о том, что в производстве и трансляции философского знания в истории европейской культуры сложились три его формы и соответствующие им традиции: классическая, вульгарная и диатрибическая; античная философия была мифологически оформленной рефлексией возникающего государства как социального института и идеепродуцирующей инстанцией; одним из источников абстрактно-генерализирующих суждений о философии является диатрибический принцип аг^-тепШт ad antiquitatem (аргумент от античности); в основании архаико-доксографического досократиче-ского определения философии, рассудочно-диатри-бического и теологического ее определений лежит ряд рефлексивных мифологем.
Отметим, что в настоящее время тема философской диатрибики далека от своей историко-культурной завершенности. Диатрибика, как пишет автор, правит бал, и многое, что имплицитно содержалось в советской учебной литературе под этикеткой «марксистско-ленинская философия», теперь эксплицировано и выдается за «последнее слово философской науки».
Однако не следует полагать, что остро-критическая направленность размышлений метафилософа («бритва Потемкина» не хуже «бритвы Оккама» безжалостно отсекает излишние сущности) мешает
прийти к каким-либо позитивным выводам. Родившийся еще в середине XIX в. лозунг «Конец философии» не означает, что от философии ничего не осталось. Философия, согласно заложенному в ее основание генетическому принципу мышления, на протяжении двух с половиной тысяч лет воображала, что она исследует первые начала, общие причины, всеобщие формы всякого бытия и познания. На самом же деле по своему непреходящему научному содержанию она решала куда более земные проблемы и исследовала не «умопостигаемые сущности», а вполне конкретную, исторически существующую и эмпирически фиксируемую предметность - наличные формы идеепроиз-водства. Обнаружилось, что философия в истинном своем содержании была исследованием человеческого сознания, мышления, познания. Она оставила бесценное наследие, к примеру диалектику, форму развитой мысли. По мнению Потемкина, метафилософские скептики и ученые XIX в. в суете и спешке вместе с теологическим и метафизическим тряпьем выбросили на свалку истории и диалектику. Они спохватились
только тогда, когда вместе с Эйнштейном открыли мир, который не поддавался теоретическому осмыслению средствами логики рассудка, вскормленного ньютоновской механикой. Физике микромира пришлось рожать диалектику. Роды были облегчены тем, что уже имелся опыт Марксова диалектико-логического анализа форм социальной жизни. К концу XIX в. в обществе созрела потребность в научной, диалектико-материалистической теории познания (гносеологии).
Далеко не во всем можно согласиться с автором книги, и это естественно в отношении текста, написанного увлеченным и талантливым человеком. Философия содержит в себе колоссальное духовное наследие, великое множество способов и форм осознания действительности и места человека в нем. Недаром говорят, что лучшая школа мысли (конечно, не в диатрибическом смысле) - это школа истории философии. Но учителем здесь выступает не просто некая абстракция философии, а вполне конкретные философы, и Потемкин - метафилософ с берегов Кизитерин-ки (притока Дона) - один из них.
Г.В. Драч, Л.А. Штомпель