Научная статья на тему 'Поствиртуальный человек: есть ли надежда на социокультурное возрождение?'

Поствиртуальный человек: есть ли надежда на социокультурное возрождение? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ПОСТВИРТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРФЕЙС / SOCIAL COMMUNICATION / NETWORK COMMUNICATION / INTERNET / POST-VIRTUALITY / INTERFACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фортунатов А. Н., Бокова А. В., Егоров В. И.

Дается анализ факторов, свидетельствующих о возникновении в социальном и культурном пространстве нового типа человека. Этот человек воспитан на принципах сетевого интернетвзаимодействия. При этом он стремится перейти к реальной коммуникации с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-VIRTUAL HUMAN: IS THERE ANY HOPE FOR THE SOCIO-CULTURAL REVIVAL?

An analysis of factors indicating the emergence of a new type of a human in a social and cultural environment is presented. This particular type of a human has been brought up on the principles of Internet intercommunication. At the same time he strives to shift to real communication with other humans.

Текст научной работы на тему «Поствиртуальный человек: есть ли надежда на социокультурное возрождение?»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 6, с. 242-245

УДК 008

ПОСТВИРТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК: ЕСТЬ ЛИ НАДЕЖДА НА СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

© 2014 г. А.Н. Фортунатов/ А.В. Бокова,2 В.И. Егоров1

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского 2Томский государственный университет

anfort@mail.ru

Поступила в редакцию 21.11.2014

Дается анализ факторов, свидетельствующих о возникновении в социальном и культурном пространстве нового типа человека. Этот человек воспитан на принципах сетевого интернет-взаимодействия. При этом он стремится перейти к реальной коммуникации с другими людьми.

Ключевые слова: социальная коммуникация, сетевая коммуникация, Интернет, поствиртуальность, интерфейс.

Характерная картина современной коммуникации: небольшая группа молодых людей, уткнувшихся в свои компьютеры и планшеты, собравшаяся в одном месте, поражает стороннего наблюдателя абсолютным отсутствием интереса друг к другу. Контраст с социальным взаимодействием весьма отчетлив: теперь люди ориентированы на свои гаджеты. К социальному партнерству в «открытом виде» они не проявляют видимого интереса (возможно, это партнерство в сети, с его специфическими формами). Их объединяет возможность доступа. Бесплатный Wi-Fi.

Технический канал коммуникации, вернее, его жесткая и универсализированная алгоритмическая логика, заменяет собой императивы былой социальной коммуникации: направленность на партнера, эмпатию, готовность слушать и слышать, когерентность субъективных ощущений от окружающей субъектов действительности. Точнее сказать, это не замена этики, а предельное ее упрощение, позволяющее редуцировать сложные гуманитарные проблемы до элементарных схем, обеспечивающих конкретную цель - доступ.

Пространственно-временные и этические координаты такого специфического «присутствия» ярко иллюстрируют существенные трансформации именно в понимании бытийного существования субъекта. Как говорит Маурицио Феррарис, основной вопрос сегодня для пользователя мобильного телефона, превратившегося в полномасштабный канал связи с окружающим миром, - это вопрос «Ты где?» [1]. Проявляющаяся через этот вопрос деонтологизация современного социального пространства, о котором уже достаточно давно говорят исследователи, таким образом, осуществляется на различ-

ных уровнях: субъективном, социальном, профессиональном, культурном и т. п. [2]. Другими словами, присутствие осуществляется не через личностное ощущение, а по навязанной схеме, извне полученной человеком.

Дигитализация социальных отношений становится важнейшим фактором при формировании «новой социальности». Современная социальная парадигма базируется на объединении виртуального и реального человеческого существования и транслируется через коммуникативные процессы, местом локализации которых становится город. Происходит популяризация новых форматов досуга и коммуникации. Появляются направленные на различные целевые аудитории таймкафе и антикафе, коворкинги и публичные пространства. Необходимым условием таких мест является беспроводной доступ в Интернет, комфортная и демократичная среда.

Феномен, вернее, состояние «доступа», таким образом, становится синонимом человеческой свободы в онтологическом ее понимании, т. е. как идентификационная характеристика человека, дающая ему возможность, собственно, ощущать себя человеком, социально активным существом. Переход в «реальное» социальное пространство становится косвенным отражением несвободы - состояния без «доступа», которое формирует «однобокость» человеческого существования. «Доступ» становится психологическим (а не только технологическим) фильтром, который обеспечивает связь поствиртуального человека как с привычным для него миром сетевого информационного пространства, так и с миром социальной реальности, которая, впрочем, канализуется через технологические критерии.

Субъект современной культуры, заслуживающий отдельного внимания, - это «поствир-

туальный человек», чьи этические и психологические установки сформированы присутствием в виртуальном пространстве, что, в свою очередь, оказывает определенное влияние на социальное поведение «в реальной жизни». Новые городские публичные пространства, предназначенные для реальной коммуникации, отнюдь не способствуют «выходу из виртуального мира».

Простое любопытство привело человека в Интернет, который поглотил его и привязал. Отметим такие формы зависимости, как привыкание к социальным сетям, он-лайн играм, веб-серфинг. Причинами этих зависимостей становятся человеческие комплексы (отсутствие навыков общения, боязнь показаться смешным, отсутствие социального статуса) и фобии (страх одиночества - аутофобия, страх остаться без связи - номофобия и многие другие). Возможность быть кем угодно в Сети, придумывать и создавать свой образ, остается привлекательной для многих пользователей. В то же время появляются люди, для которых испытанием становится неожиданный телефонный звонок, возможность вмешательства в личную жизнь или мания преследования, появляются различные виды технофобии. Такие люди полностью отстраняются от Интернета или ограничивают свое пребывание в нем.

Концепт «поствиртуального человека» формулируется на основаниях, по которым строится взаимодействие с Интернетом и виртуальным миром. «Поствиртуальный человек» - это человек, использующий возможности Интернета и новых медиа в качестве инструмента для решения реальных проблем и задач. Примерами таких активностей становится появление различных общественных объединений, которые посредством интернет-сервисов и сайтов пытаются решать городские и социальные проблемы (федеральный проект «СтопХам»), организуют поиск пропавших детей (Добровольный поисковый отряд LizaAlert), занимаются благотворительными проектами (Благотворительная акция «Старость в радость» в Томске), облагораживают и убирают городские улицы (Томское сообщество «Странные люди, которые хотят видеть свой город чистым»), движение за защиту исторических памятников в Нижнем Новгороде. В сфере современного искусства использование новых медиа становится трендом как в создании объектов искусства, так и в способах потребления. В этом смысле можно говорить о потребности и возможностях в самореализации как немаловажном мотиве для «поствиртуального человека».

Однако одними из самых негативных характеристик такого рода коммуникации являются

отсутствие человечности, социопатия, как распространенный психологический и мировоззренческий базис в отношении человека к социальному пространству. Социальные проекты, рожденные в Сети, несут на себе серьезнейшую печать технологического антигуманизма. В них отчетливо проявляется прагматический детерминизм, который в конечном итоге базируется на отрицании права человека на субъективную самоидентификацию: маркетинговые технологии превалируют над технологиями социокультурного информационного взаимодействия, эмоциональное отрицание человеческого достоинства (флэмминг, троллинг как «привычные», «нормальные», даже «нормативные» форматы коммуникации) выглядят более «эффективным» по сравнению с «технологиями» эмпа-тии, социальной солидарности, доверия, человечности в широком понимании этого слова.

Важнейшим критерием сегодняшнего развития коммуникации является эффективность и прагматизм: умение добиться искомых психологических и социальных эффектов за счет минимальных затрат. Такие «приоритеты» формируют новое качество гуманизма - «техногума-низм», который по онтологическому своему статусу не может заменить собой всю палитру человеческого бытия [3]. Насколько техногума-низм может удовлетворять даже минимальные потребности в социальном взаимодействии всего общества?

Одной из иллюстраций роста неудовлетворенности со стороны общества «эффективными проектами», рожденными по логике Сети, является резкий спад интереса к упоминавшимся акциям по социальной мобилизации, рожденным в недрах сетевого коммуникативного взаимодействия - «СтопХам», защита исторических (а чаще всего, псевдоисторических) памятников от сноса для строительства на их месте современных микрорайонов в мегаполисах и т. п. Прежде всего потому, что декларируемые задачи не совпадают с социально-политическими результатами. Другими словами, борьба за справедливость, которая привлекает людей, оборачивается банальными финансовыми договоренностями между конфликтующими сторонами. При этом не закрываемая лишь сетевой логикой тяга людей к реальному социальному взаимодействию остается, и это обстоятельство не может не учитывать виртуальная среда, поскольку именно она является на сегодняшний день наиболее институционализированной, упорядоченной, готовой к социокультурной реакции. При этом предложить новые, не технологизированные, т. е. не направленные внутрь виртуальной среды, а социализированные (вовне), учитывающие де-

244

А.Н. Фортунатов, А.В. Бокова, В.И. Егоров

финиции реального социального бытия, она не в состоянии, поскольку это означает в конечном итоге отрицание ее самой.

Современность характеризуется рядом исследователей как постпостмодерн. В частности, О.А. Митрошенков выделяет «четыре компонента постпостмодерна: 1) виртуализация пространства социальных взаимодействий, 2) создание технообразов, служащих своеобразными аттракторами социальных взаимодействий, 3) «глокализация» сообществ в рамках глобализации, 4) транссентиментализм.» [4]. Основным условием существования поствиртуального человека является постоянное взаимодействие виртуального и реального, интерактивность. Основным результатом деятельности поствиртуального человека является создание технообразов как «объектов виртуального становления» [5, с. 438].

Но именно эти образы в конечном итоге начинают формировать реальную социальность, которая, в общем, не удовлетворяет ее прародителей (фрустрированность, недовольство социальными условиями, готовность оценивать их с точки зрения упоминавшихся конструкций флэм-минга и троллинга). Важнейшей потерей современного поствиртуального человека является утрата уважения, способности к сопереживанию, ощущения личной важности и ответственности от присутствия в пространстве субъекта Другого. Отсюда ощущение одиночества, потерянности в социальном пространстве, тотального недоверия к любым человеческим проявлениям.

Социальность начинает трансформироваться в социальную технологичность: слово подменяется схемой и визуальной иллюстрацией, мысль - алгоритмами поведения, чувство - интеракциями в сетевом информационном взаимодействии. Однако базовые человеческие проявления (любовь, экзистенциальный страх, потребность в культурном развитии) остаются в онтологическом их статусе, пусть и трансформируясь в рамках определенных социальных условий. По сути, поствиртуальный человек ставит имплицитный вопрос: а нужна ли социальность вообще? Ведь в конечном итоге критерием всего в мире служит мое Я, а окружающие меня люди -суть лишь «материал», «фон», «безликая масса», не имеющая права на личные чувства, эмоции, страдания и человечность. Личностная ипостась человека сконцентрировалась в нем самом. Личностное взаимодействие с Другими стало синонимом взаимодействия человека с компьютером, со счетной машинкой, механически тасующей байты информации.

Ситуация «постпостмодерна» весьма отчетливо перекликается в человеческом ее измерении с эпохой позднего Средневековья, где от-

рицание человека постепенно привело к пониманию его новых возможностей, новой глубины, микрокосма.

На основе каких критериев оценки человеческой личности это может состояться? Исследователи обращают внимание на то, что никакие попытки в истории детерминировать социальный статус человека, его психику, его отношения с другими людьми не приводили к искомому результату. Фашизм, другие формы тоталитаризма, потребительский детерминизм и прочие социальные проекты сталкивались в конце концов с тем, что человек ускользал из-под, казалось бы, абсолютного контроля [4, с. 100].

Нечто похожее происходит сегодня и в ситуации с поствиртуальным человеком, когда возникает ситуация «сетевого нонконформизма». Поствиртуальность привела к девальвации информации, обесцениванию ее онтологического статуса как «мостика» между объективной и субъективной реальностями. Причем протест прежде всего направлен против каналов и социальной «упаковки» информации, превратившейся в формальном отношении в «антиинформацию» - рекламу, технологии продвижения, формирования доверия, поддержки, манипуляции и т. д.

Следовательно, новое социальное взаимодействие должно строиться по новым правилам, по новым критериям эффективности, выходящим за рамки сложившейся прагматической парадигмы. Парадокс, но прагматизм здесь превращается в тормозящий развитие фактор, и на его место приходит новая социокультурная система ценностей. Одним из ее проявлений является повышенная чувствительность, эмоции как содержательный ориентир взаимодействия. Упоминавшиеся социальные форматы («ковор-кинги», «антикафе») имеют важную универсальную компоненту в своем статусе. Они ориентированы на эмоциональный процесс коммуникации как на конечную цель: фрустрация сменяется ощущением вовлеченности. Принципы «доступа» в итоге трансформируются в приоритеты «доступности», априорной готовности к взаимодействию, «мягких» форм обращенности к Другому. Отсюда возникают сопровождающие эти процессы формы отказа: от массовой коммуникации, от привычных форм еды, от сетевой вовлеченности, от телевидения, от политики и т. д.

Фактически речь идет об отказе от факторов, формирующих технологический детерминизм социальных отношений. Выплескивается ли с водой ребенок? Герметизация человеческого существования, опирающаяся на защиту от технологического воздействия на онтологию, не

может не привести к ущербности самой эмпа-тии, социальному взаимопониманию в прежнем, классическом его понимании. Страх перед человеком, неготовность сформулировать свое отношение к Другому (к человеку, к проблеме), перевод этого отношения в формально-негуманистические и негуманитарные рамки становится неотъемлемым элементом социальной интеграции поствиртуального человека. В этом состоит еще один парадокс современной коммуникативной ситуации. Существует потребность во взаимодействии, при этом формат самого взаимодействия, будучи эмпирически прочувствован, не укладывается в устойчивые этические и социальные рамки.

Начинает проявлять себя новый навык, неведомый прежнему человеку. Виртуальность мышления и социального поведения привела к тому, что объектом взаимодействия становится не только реальный субъект, но и, прежде всего, интерфейс, цифровая оболочка, компьютерная программа, которая вступает с поствиртуальным человеком в привычный для него диалог, где есть вопросы и ответы, динамика отношений, - словом, почти все, что содержится в реальной социальной коммуникации. Специфика этого диалога такова, что в адрес интерфейса (экрана) могут посылаться какие угодно эмоции, призывы, императивы. В ответ ожидаются стандартизированные и универсализированные ответы, которые лишены энергии и тепла человеческой субъективности. Виртуальный человек не обращал на этот изъян в коммуникации должного внимания, но поствиртуальный начинает ощущать ущербность своего собственного Я в однобоком общении, которое энергию обратного влияния заменяет сглаженной интерактивностью, в котором синергия обмена мысля-

ми отменяется самим фактом безликости (безразличности) ответов интерфейса.

Безликость интерфейсного диалога есть важнейший мотивирующий фактор. При этом поиск универсализированности и унифицированности в социальном общении становится имплицитной интенцией поствиртуального человека.

Таким образом, мы можем наблюдать удивительную картину - движение в противоположные стороны Человека и Машины, их отталкивание друг от друга, неготовность к дальнейшей интеграции на основе принципов трансгуманизма. Поствиртуальный человек, при всей ужасающей убогости его социального бытия, таит в себе надежду на гуманистический сценарий развития социума.

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта, финансируемого Фондом конкурсной поддержки студентов, аспирантов и молодых научно-педагогических работников ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Список литературы

1. Феррарис Маурицио. Ты где? Онтология мобильного телефона / Пер. с итал. Тименчик К., Ус-тюжаниновой М. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

2. Фортунатов А.Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности. Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2009.

3. Фортунатов А.Н. Медиареальность: в плену техногуманизма. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009.

4. Митрошенков О.А. Что придет на смену постмодернизму? // Свободная мысль. 2013. № 3 (1639). С. 125-131.

5. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. Бычкова В.В. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 607 с.

POST-VIRTUAL HUMAN: IS THERE ANY HOPE FOR THE SOCIO-CULTURAL REVIVAL?

A.N. Fortunatov, A V. Bokova, V.I. Egorov

An analysis of factors indicating the emergence of a new type of a human in a social and cultural environment is presented. This particular type of a human has been brought up on the principles of Internet intercommunication. At the same time he strives to shift to real communication with other humans.

Keywords: social communication, network communication, Internet, post-virtuality, interface.

References

1. Ferraris Mauricio. Ty gde? Ontologiya mo-bil'nogo telefona / Per. s ital. Timenchik K., Us-tyuzhaninovoj M. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010.

2. Fortunatov A.N. Vzaimodejstvie sub"ektov so-cial'noj kommunikacii v mediareal'nosti. N. Novgorod: Izd-vo NNGASU, 2009.

3. Fortunatov A.N. Mediareal'nost': v plenu tekhno-gumanizma. N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2009.

4. Mitroshenkov O.A. Chto pridet na smenu po-stmodernizmu? // Svobodnaya mysl'. 2013. № 3 (1639). S. 125-131.

5. Leksikon nonklassiki. Hudozhestvenno-ehsteticheskaya kul'tura XX veka / Pod red. Bychkova V.V. M.: Rossijskaya politicheskaya ehnciklopediya (ROSSPEHN), 2003. 607 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.