Приватизация
ПОСТУПЛЕНИЕ И ВЫБЫТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: НЕКОТОРЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Георгий МАЛЬГИНОВ, канд. экон. наук Александр РАДЫГИН, д-р экон. наук
Анализ годового отчета об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество, за 2013 г. позволяет сделать следующие выводы. В целом за пятилетний период поступление объектов недвижимости в собственность РФ превысило их выбытие более чем в 5 раз, но выбытие хозяйственных обществ с участием государства превысило поступление примерно в 1,6 раза.
Можно предположить, что такие результаты отражают, с одной стороны, продолжающийся приватизационный процесс, затрагивающий прежде всего готовый для продажи актив в виде госпакетов акций, а с другой стороны, продолжающийся уже около десяти лет процесс перераспределения соб-
ственности между различными уровнями публичной власти.
Еще в начале 2000-х годов на уровне руководства Минимущества России поднимался вопрос о формировании программы управления федеральным имуществом, включающей, помимо плана его использования, также и такие аспекты, как приобретение (создание новых объектов, разграничение собственности, получение по результатам гражданско-правовых сделок (покупка, мена и т.д.), выкуп для государственных нужд, национализация) и выбытие (приватизация, передача на другие уровни публичной собственности, ликвидация) имущества.
Публикация Росимуществом в 2014 г. годового отчета об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением
Таблица 1
Динамика и видовая структура объектов федерального имущества, учтенных в реестре, по основным разделам в 2013 г.*
Дата
Общее количество Недвижимое
объектов, учтенных имущество
в реестре (за исключением
федерального земельных
имущества участков)
Земельные участки
Движимое имущество (за исключением акций,долей)
Хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в собственности РФ
ед. в% ед. в % ед. в% ед. в% ед. в%
На 31 декабря 1„_. 2012 г. 1473 263 100,0 815 694 55,4 236 037 16,0 419 071 28,4 2461 0,2
На 31 декабря 2013 г. 1 эУл 55^ 100,0 833 858 52,4 263 724 16,6 492 767 30,9 2203 0,1
* - Включая 90 акционерных обществ (АО), где РФ обладает специальным правом на участие в управлении, не являясь при этом владельцем акций (само специальное право не является объектом учета в реестре федерального имущества).
и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество (за 2013 г.)1, дает возможность не только оценить основные тенденции в развитии государственного имущественного комплекса в целом, но и установить причинно-следственные связи между различными явлениями хозяйственной практики, определить эффективность соответствующих механизмов, приведших к достигнутым результатам.
Имеющиеся в реестре федерального имущества сведения об учтенных объектах позволяют представить картину изменений, произошедших в течение 2013 г. (См. табл. 1.)
В целом по итогам 2013 г. количество объектов, учтенных в реестре федерального имущества, выросло на 119,3 тыс. ед. (или на 8,1%). Рост наблюдался по всем разделам, за исключением акций и долей. В наибольшей степени увеличилось количество объектов движимого имущества (на 73,7 тыс. ед., или на 17,6%), за которыми следовали земельные участки (прирост на 27,7 тыс. ед., или на 11,7%). Увеличение числа объектов затронуло и категорию недвижимого имущества без земельных участков (прирост на 18,2 тыс. ед., или на 2,2%).
При этом удельный вес последней, наиболее весомой, категории снизился с 55,4 до 52,4% (или на 3 п.п.). Доли объектов движимого имущества и земельных участков выросли соответственно на 2,5 п.п. (с 28,4 до 30,9%) и на 0,6 п.п. (с 16 до 16,6%). Сокращение количества хозяйственных обществ с участием государства на 10,5% (или почти на 260 ед.) закономерно привело и к падению удельного веса этой категории в совокупной структуре объектов - впрочем, почти незаметному на общем фоне (0,1%).
Поскольку показатель количества объектов движимого имущества представляет величину, подверженную значительным колебаниям, а, следовательно, существенным образом влияющую и на общую картину формирования государственного имущественного комплекса, то целесообразен более подробный анализ динамики объектов недвижимости (включая земельные участки). (См. табл. 2.)
Как следует из табл. 2, поступление объектов недвижимости в федеральную собственность более чем втрое превысило его выбытие, в результате чего положительный баланс меж-
Таблица 2
Динамика объектов недвижимого имущества в собственности РФ по основным подразделам реестра федерального имущества в 2013 г.
Поступление Выбытие Баланс
Категория имущества ед. в % Категория имущества ед. в% ед. в %
Здания, сооружения, Здания, сооружения,
объекты незавершенного 36 571 37,1 объекты незавершенного 18 554 57,8 +18 071 +97,1
строительства строительства
Земельные участки 31 880 32,3 Земельные участки 3004 9,4 +28 876 В 10,6 раза
Жилые, нежилые помещения 29 722 30,15 Жилые, нежилые помещения 10 142 31,6 +19 580 В 2,9 раза
Воздушные, морские Воздушные, морские
суда, суда внутреннего 424 0,45 суда, суда внутреннего 385 1,2 +39 +10,1
плавания плавания
Итого 98 597 100,0 Итого 32 085 100,0 +66 512 В 3,1 раза
1 Размещение этого документа на сайте ведомства было предусмотрено еще в 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447). Представленный далее в материале анализ базируется на аналитических материалах к годовому отчету об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество в 2013 г., а также на расчетах авторов.
ду ними составил около 66,5 тыс. ед., наблюдавшийся по всем категориям имущества.
На порядок (более чем в 10 раз, или примерно на 29 тыс. ед.) различались масштабы поступления и выбытия по земельным участкам2: для жилых и нежилых помещений разница составила здесь 2,9 раза (или 19,6 тыс. ед.), для зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства - немногим менее двух раз (или 18,1 тыс. ед.). Выделение категории воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, где наблюдались минимальные сдвиги, почти никак не повлияло на общую картину ввиду незначительности веса данной категории.
Если в структуре поступления удельный вес зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства (37,1%), земельных участков (32,3%), а также жилых и нежилых помещений (30,2%) был сопоставим, то в структуре выбытия наблюдалось явное преобладание зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства (57,8%), а также жилых и
нежилых помещений (31,6%). Доля же земельных участков составила 9,4%.
Закономерен вопрос о каналах поступления и выбытия недвижимости из федеральной собственности. В табл. 3 представлен круг оснований, примерно на 85% покрывающий эти разнонаправленные явления.
Наиболее весомыми основаниями для внесения сведений об объектах недвижимого имущества в реестр федерального имущества в 2013 г. являлись разграничение государственной собственности (33 694 ед., или 34,2%)3 и нормы федеральных законов (22 288 ед., или 22,6%)4.
За ними следовали приобретение по договорам (16 227 ед., или 16,5%) и создание (11 294 ед., или 11,5%). В числе прочих оснований, на долю каждого из которых приходится более 1% внесенных в 2013 г. в реестр объектов учета, также можно выделить приобретение по государственному контракту (4106 ед., или 4,2%)5, передачу из муниципальной собственности (3188 ед., или более 3,2%) и собствен-
Таблица 3
Структура оснований для внесения и исключения сведений о недвижимом имуществе в реестр имущества РФ в 2013 г.
Внесение Исключение
Основание ед. в% Категория имущества ед. в%
Разграничение государственной собственности 33 694 34,2 Приватизация 12123 37,8
На основании федеральных законов 22 288 22,6 Передача в муниципальную собственность 6284 19,6
Приобретение по договорам 16 227 16,5 Передача в собственность субъекта РФ 5613 17,5
Создание 11 294 11,5 Списание в связи с гибелью, уничтожением или утратой потребительских свойств 3253 10,1
Справочно: всего объектов 98597 100,0 Справочно: всего объектов 32085 100,0
2 При этом необходимо отметить, что такой баланс поступления и выбытия земельных участков несколько отличается от вытекающего из данных табл. 1.
3 Помимо поступления объектов из муниципальной и региональной собственности, выделяемых в качестве самостоятельных источников.
4 Без учета отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (принудительное изъятие, 17 ед.).
5 Также 187 объектов приобретено по инвестиционному контракту.
ности субъекта РФ (3162 ед., или 3,2%), преобразование объекта учета (1171 ед., или 1,2%), решение суда (1022 ед., или более 1%).
При этом необходимо отметить, что содержащуюся в аналитических материалах к годовому отчету об изменениях в реестре федерального имущества классификацию оснований для внесения сведений об объектах недвижимости нельзя считать полностью прозрачной. Например, вызывает большие вопросы содержание второй по значимости статьи поступлений «На основании федеральных законов», а также таких каналов, как «Создание» и «Преобразование объекта учета». Не вполне ясны различия между приобретением по договору и по государственному контракту.
Положение с основаниями для исключения сведений об объектах недвижимости выглядело следующим образом. На первом месте стояла приватизация (12 123 ед., или 37,8%), далее располагались передача в муниципальную собственность (6284 ед., или 19,6%) и в собственность субъекта РФ (5613 ед., или 17,5%)6. Довольно весомым каналом выбытия явилось списание в связи с гибелью, уничтожением и утратой потребительских свойств (3253 ед., или более 10%).
В числе прочих оснований, на долю каждого из которых пришлось более 1% исключенных в 2013 г. объектов учета, также следует выделить внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ (1479 ед., или 4,6%)7, отчуждение имущества по договорам (1459 ед., или 4,5%), преобразование объекта учета (569 ед., или 1,8%), решение суда (541 ед., или 1,7%), изменение вида имущества на основании технических заключений (справок) БТИ (333 ед., или более 1%).
В классификации оснований, объясняющих выбытие федерального имущества, не вполне ясно содержание статьи «Отчуждение имущества по договорам». Кроме того, встает вопрос о различиях в содержании таких
малозначимых (менее 1% объектов) каналов, как «Реализация в ходе исполнительного, конкурсного производства» и «Обращение взыскания на имущество по обязательствам».
Помимо недвижимого имущества важной составной частью государственного имущественного комплекса являются акции (доли) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности РФ.
По состоянию на конец 2013 г. в реестре федерального имущества были учтены сведения об акциях (долях) 2113 обществ, включая 17 ООО (остальные - акционерные общества, но без учета 90 АО, где РФ обладает специальным правом на участие в управлении, не являясь при этом владельцем акций).
Исходя из размера доли государства в капитале в структуре данного портфеля ценных бумаг наиболее многочисленными являлись группы хозяйственных обществ с полными (все 100% уставного капитала) и миноритарными (менее 25%) госпакетами: на их долю приходилось соответственно 47,3% (1000 ед., включая 1 ООО) и 37,6% (794 ед., включая 8 ООО) всех обществ. Удельный вес блокирующих (от 25 до 50% капитала) пакетов составил 10,6% (224 ед., включая 1 ООО), а мажоритарных (от 50 до 100%) пакетов - всего 4,5% (95 ед., включая 7 ООО).
В течение 2013 г. в реестр федерального имущества были внесены сведения в отношении акций (долей) 147 хозяйственных обществ, включая одно ООО, а исключены сведения по 390 обществам, включая три ООО. Большой интерес представляют каналы движения данного вида активов. (См. табл. 4.)
Двумя наиболее значимыми каналами поступления в федеральную собственность акций (долей) хозяйственных обществ в 2013 г. являлись акционирование унитарных предприятий (65 АО. или 44,2%) и поступление акций в счет бюджетного финансирования (52 ед., или 35,4%). Как не вполне ясные с пози-
6 Еще 77 объектов передано в собственность религиозных организаций.
7 Без учета передачи в качестве имущественного взноса (34 ед.).
ций происхождения акций в реестре федерального имущества можно оценить такие источники, как безвозмездная передача акций юридическим и физическим лицом и поступление акций по решению Правительства РФ8.
Среди оснований для исключения сведений из реестра федерального имущества в от-
ношении акций (долей) хозяйственных обществ выделялись продажа акций (приватизация) (179 ед., или около 46%), банкротство, ликвидация и реорганизация хозяйственных обществ (112 ед., или 28,7%). Для менее чем 24% от общего числа выбывших обществ причиной этого стала передача акций 92 АО в интегрированные структуры и госкорпорации9.
Таблица 4
Структура оснований для внесения и исключения сведений из реестра имущества РФ в отношении акций (долей) хозяйственных обществ в 2013 г.
Внесение Исключение
Основание ед. в % Категория имущества ед. в%
Поступление в федеральную собственность акций при преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) в акционерные общества (АО) 65 44,2 Продажа акций (приватизация) 179* 45,9
Поступление акций в счет бюджетного финансирования 52 35,4 Банкротство, ликвидация, реорганизация общества 112** 28,7
Иные (вновь выявленные, безвозмездная передача юридическим или физическим лицом) 20 13,6 Передача на иной уровень публичной собственности*** 92*** 23,6
Иные (отсутствие акций (доли) в федеральной собственности, прекращение прав на акции в результате судебных Поступление акций (доли) д g ^ решений о признании недействительной 4**** ^ д
по решению Правительства РФ ' государственной регистрации общества
и о признании права собственности на имущество за иным юридическим или физическим лицом)
Поступление в федеральную собственность акций в порядке наследования по закону(ввиду отсутствия наследников) 1 0,7 Передача в собственность субъекта РФ 3 0,8
Итого 147 100,0 Итого 390 100,0
* - Включая прекращение прав на акции (долю) в результате требования о выкупе (1 ед.), среди 179 обществ присутствовали лвва ООО.
** - Включая реорганизацию хозяйственных обществ (18 ед.).
*** - В тексте аналитических материалов указывается на передачу акций 92 АО в интегрированные структуры и госкорпорации, тогда как в перечне оснований для исключения сведений из реестра федерального имущества в отношении акций, долей хозяйственных обществ упомянуты передача имущества на иной уровень публичной собственности (77 ед.) и передача акций в уставный капитал хозяйственных обществ (15 ед.), что в сумме и составляет 92 АО.
**** - Включая решение суда о признании прав собственности на имущество за иным юридическим либо физическим лицом (1 ед.).
8 При этом остается вопрос о том, как происходит учет поступления в федеральную собственность акций в случае расширения принадлежащего государству пакета, когда оно уже имело акции того или иного общества до начала увеличения своей доли в капитале.
9 Как было указано выше, 92 ед. представляет собой сумму 15 обществ, акции которых были переданы в уставный капитал хозяйственных обществ, и 77 обществ, в отношении которых в перечне оснований для исключения сведений из реестра указана передача имущества на иной уровень публичной собственности.
Для объективной оценки итогов 2013 г. применительно к движению федерального имущества сквозь призму реестра собственности РФ необходимо рассмотреть их в контексте среднесрочных тенденций. (См. табл. 5.)
Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что тенденции, имевшие место в 2013 г., в целом были характерны и для всего периода 20092013 гг.
Поступление объектов недвижимости в собственность РФ стабильно и многократно превышало их выбытие. В 2009 и 2010 гг., когда масштабы поступления приближались к 155 и 216 тыс. ед. соответственно, оно составляло примерно 12,8 раза. В последующие два года (2011— 2012 гг.) число поступивших объектов сокращалась, а выбывших - росло10, в результате чего масштаб превышения поступления над выбытием уменьшился до 2-4 раз. В 2013 г. количество поступивших в федеральную собственность объектов недвижимости впервые за пятилетие сократилось до уровня менее чем 100 тыс. ед. Однако впервые уменьшилось (примерно на 30% по сравнению с пиковым значением 2012 г. в 45,5 тыс. ед.) и количество выбывших объектов недвижимости, а поступление превысило выбытие более чем втрое.
В целом за пятилетний период поступление объектов в собственность РФ (685,7 тыс. ед.) превысило их выбытие (134,4 тыс. ед.) более чем в 5 раз.
Для акций (долей) хозяйственных обществ, напротив, было характерно превышение выбытия над поступлением, что наблюдалось на протяжении почти всего анализируемого периода, за исключением 2010 г. - тогда число хозяйственных обществ, акции (доли) которых поступили в собственность РФ (514 ед. - максимум для периода 2009-2013 гг.), превысило число обществ, акции (доли) которых выбыли из федеральной собственности, почти на 75%. В последующие же годы этот показатель стабильно превышал постоянно сокращавшееся количество хозяйственных обществ, акции (доли) которых поступали в собственность РФ, причем в 2012-2013 гг. размер превышения выбытия над поступлением составлял 2,73 раза.
Пиковые значения количества обществ, акции (доли) которых выбывали из федеральной собственности, превысившие 600 и 700 ед., наблюдались в 2009 и 2012 гг. соответственно. Но в 2013 г. значение данного показателя резко (на 45%) упало, что оказалось сопостави-
Таблица 5
Динамика объектов федерального имущества по основным категориям в 2009-2013 гг.
Хозяйственные общества, акции (доли) которых Объекты недвижимого имущества — '
' находятся в собственности РФ
1 юриод Поступление Баланс Поступление Баланс
ед. в % ед. в %
2009 г. 154 955 12212 +142 743 В 12,7 раза 345 609 -264 -76,5
2010 г. 215 836 16 861 +19 8975 В 12,8 раза 514 294 +220 +74,8
2011 г. 113 066 27 774 +85 292 В 4,1 раза 269 402 -33 -49,4
2012 г. 103 268 45 481 +57 787 В 2,3 раза 236 704 -468 В-3 раза
2013 г. 98 597 32 085 +66 512 В 3,1 раза 147 390 -243 В -2,7 раза
2009-2013 гг. 685 722 134413 +551309 В 5,1 раза 1511 2399 -888 В -1,6 раза
Последнее представляется некорректным ввиду выделения отдельного канала «Передача имущества в собственность субъекта РФ» (3 ед.). Вероятно, имелась в виду передача полномочий по осуществлению прав акционера (участника) другим субъектам (интегрированным структурам и госкорпорациям).
10 Хотя более корректно говорить о неуклонном ежегодном росте числа выбывших объектов в 2010-2012 гг. (в 2011-2012 гг. -более чем на 60%).
мым с итогами 2010 г., когда произошло более чем двукратное сокращение числа обществ, акции (доли) которых выбывали из федеральной собственности, по сравнению с 2009 г.
В целом за период 2009-2013 гг. из реестра федерального имущества были исключены сведения об акциях (долях) около 2,4 тыс. хозяйственных обществ, а внесены сведения, касающиеся более чем 1,5 тыс. хозяйственных обществ, в результате чего выбытие превысило поступление примерно в 1,6 раза.
Таким образом, анализ годового отчета об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество, за 2013 г. позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, в 2013 г. произошло расширение принадлежащего государству, учтенного имущественного комплекса, в основном за счет объектов движимого имущества и земельных участков.
Во-вторых, превышение поступления над выбытием затронуло все категории недвижимости (земельные участки, здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, средства воздушного и водного транспорта), причем по земельным участкам размеры поступления превысили выбытие на порядок.
В-третьих, наиболее весомой для пополнения государственного имущественного комплекса в части объектов недвижимого имущества оказалась группа оснований, связанных с разграничением государственной собственности (более 40%, включая передачу из региональной и муниципальной собственности). Сопоставимый удельный вес она занимает (в совокупности) и в отношении выбытия объектов недвижимости наряду с приватизацией (по 37-38%).
В-четвертых, в отличие от объектов недвижимости выбытие акций (долей) хозяйственных обществ заметно превысило их поступление, которое в основном происходило за счет акционирования ФГУПов и получения акций в счет бюджетного финансирования. Основными каналами выбытия являлись приватизация (включая как продажу акций, так и их передачу в интегрированные структуры), банкротство и ликвидация хозяйственных обществ с участием государства в капитале.
В-пятых, указанные тенденции в движении объектов федерального имущества применительно к недвижимости и к акциям (долям) хозяйственных обществ наблюдались на протяжении всего периода 2009-2013 гг.
В целом за рассматриваемый пятилетний период поступление объектов недвижимости в собственность РФ превысило их выбытие более чем в 5 раз, но выбытие хозяйственных обществ с участием государства превысило поступление примерно в 1,6 раза.
Можно предположить, что такие результаты отражают, с одной стороны, продолжающийся приватизационный процесс, затрагивающий прежде всего готовый для продажи актив в виде госпакетов акций, а с другой стороны, продолжающийся уже около десяти лет (если считать с момента принятия Закона № 122-ФЗ летом 2004 г.) процесс перераспределения собственности между различными уровнями публичной власти, а также активное участие государства в инвестиционном процессе, преимущественно в социальной, инновационной, оборонной и правоохранительной сферах.
Разумеется, определенные коррективы относительно сделанных выводов могут последовать после более детального раскрытия ряда оснований для движения имущества в собственности РФ, а также после учета его стоимостных характеристик. ■