Научная статья на тему 'Построение вузовской системы гарантии качества образования'

Построение вузовской системы гарантии качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение вузовской системы гарантии качества образования»

и видимыми, и незримыми связями. Молодые преподаватели филиалов проходят подготовку в центральной аспирантуре. Таким образом, имеющиеся научные школы являются действительно общеинститутскими. Процедуры аттестации вуза выявили интересный факт: все преподаватели института без исключения занимаются научной деятельностью.

Все эти результаты в научно-исследовательской работе не были бы достигнуты, если бы во главе вуза не стоял крупный действующий ученый. Ректор ИЭУП профессор В.Г. Тимирясов только за последние три года в соавторстве и единолично опубликовал свыше 60 печатных листов научной продукции по актуальнейшим вопросам экономики.

Л. ГАЙНУЛЛИНА, проректор по учебной работе Ю. КАМАШЕВА, начальник учебно -методического управления

Болонский процесс, основной целью которого является формирование Европейского пространства высшего образования, базируется на ряде основных принципов, важнейшим из которых является обеспечение качества высшего образования. На Пражской конференции министров образования (май 2001 г.) эта проблема была отмечена в качестве ключевой задачи [1]. Берлинская конференция (сентябрь 2003 г.) поручила Европейской ассоциации университетов (ЕиА) совместно с Европейским союзом студентов (Е81В) и Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA) выработать набор стандартов, механизмов, рекомендаций по обеспечению качества образования. Это означало констатацию, что национальные системы обеспечения и контроля качества образования, которые уже осуществляются в ряде европейских стран или находятся в стадии формирования (например, в России), пока не вполне коррелируют между собой, особенно в части конкретных методов управления качеством и средств оценки качества.

Что касается внутривузовских систем качества и методов оценки качества образования, то они еще более разнообразны и

Построение вузовской системы гарантии качества образования

по-своему уникальны. Впрочем, это вполне естественно, ибо каждый конкретный вуз обладает широкой палитрой содержательных характеристик, свойств, внутренних и внешних связей. Действующие в нем национальные стандарты, нормы и требования преломляются сквозь призму соб-

ственных традиций и специфических особенностей образовательного процесса.

В результате на очередной конференции министров образования в Бергене (сентябрь 2005 г.) принимаются «Стандарты и руководящие принципы для системы гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования», предложенные ENQA [1]. В официальном переводе на русский язык «руководящие принципы » были заменены на «рекомендации », что вполне соответствует духу данного документа, который носит рекомендательный характер. «Стандарты и руководящие принципы...» рассматриваются прежде всего как помощь вузам в создании собственных систем гарантии качества. В данном документе прописаны европейские стандарты и рекомендации как для внедрения внутренних механизмов контроля качества в вузах, так и для внешней оценки качества высшего образования, а также европейские стандарты для аккредитационных агентств.

На последней встрече европейских министров, которая состоялась в мае 2007 г. в Лондоне, была дана положительная оценка внедрению «стандартов и руководящих принципов». В коммюнике подчеркнуто, что они послужили мощным толчком для развития внешней проверки качества, что важно для формирования внутривузовских систем качества [2].

К составляющим качества образования можно отнести следующие элементы:

■ качество ценностей, норм и целей, отражающее уровень требований различ-ныхгрупп потребителей (студентов, работодателей, сотрудников вуза, экономики и страны в целом);

■ качество условий, характеризующее материально-техническую и информационную базу вузов, качество ППС, уровень подготовленности абитуриентов и студентов;

■ качество процесса, которое подразделяется на качество содержания образования (учебно-методическое обеспечение, содержание образовательных программ и отдельных дисциплин) и качество техноло-

гии образования(степень использования в учебном процессе современных инновационных технологий);

■ качество результата, характеризующее уровень подготовленности выпускников. их востребованность на рынке труда.

В настоящее время в вузах России в основном реализуются следующие модели управления качеством образования: SWOT-анализ (оценочный метод); модель управления. основанная на TQM (Всеобщее управление качеством); модель управления. базирующаяся на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000.

Предпочтение. пожалуй. отдается последней модели. Так. например. апробированная Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом («ЛЭТИ ») базовая модель совершенствования деятельности вуза на основе самооценки основывается именно на международных стандартах качества ISO 9000:2000 (российский аналог - стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9000:2001). которые являются достаточно ясными. формализованными и позволяют поэтапно формиро-

вать систему менеджмента качества и ее документацию.

Институт экономики, управления и права в разработке своей внутривузовской системы оценки качества образования также основывается на данной модели.

Итак, однимиз элементов качества образования является «качество процесса», в основе которого лежит качество содержания образования. Именно этот элемент определяет одну из важнейших задач вуза - совершенствование учебно-методической работы.

Однако оценивать содержание и уровень учебно-методического обеспечения довольно сложно, ибо данная процедура предполагает необходимость учета как количественных, так и качественных показателей и вынесение общей оценки.

С позиции системно-структурного анализа в комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса входит учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы (ООП), процесс его исследования в системе оценки качества, его структурирование, выделение критериев и показателей.

В состав учебно-методического обеспе-

чения ООП должны входить методические документы (учебный план, программы дисциплин учебного плана, программы всех видов практик и т.д.) и методические средства (методические разработки, методические указания). Причем методические документы представляют собой проект реализации образовательной программы, а методические средства являются технологией ее реализации (рис. 1).

При создании системы оценки качества методического обеспечения ООП в институте разработано и утверждено Ученым советом «Положение о методическом обеспечении образовательных программ». На его основании сформулированы «Требования к методическому обеспечению учебного процесса», которые учитывают как количественные, так и качественные параметры методических документов.

Базовым нормативным документом для методического обеспечения в ИЭУП является ГОС ВПО, который устанавливает общие требования к образовательным программам, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

Под методическим обеспечением учебного процесса в ИЭУП понимается разработка учебно-методических комплексов основных образовательныхпрограмм (УМК ООП), в состав которых входят:

■ основной и рабочие учебные планы;

■ УМК дисциплин учебного плана;

■ материалы по методическому обеспечению практик;

■ материалы по методическому обеспечению выпускных квалификационных работ;

■ другие материалы по усмотрению преподающих кафедр.

При создании системы оценки качества УМК ООП в институте было определено, какие характеристики учебно-методического комплекса подлежат оценке, кто должен оценивать и по каким критериям.

Основной учебный план утверждается Ученым советом ИЭУП по представлению выпускающих кафедр. Проект основного учебного плана формируется выпускающей кафедрой и вносится на рассмотрение Ученого совета факультета учебно-методическим советом ИЭУП, в состав которого входят профессора, доценты и ведущие специалисты предприятий-заказчиков.

На базе основных учебных планов выпускающими кафедрами разрабатываются и представляются на утверждение Ученым советом рабочие учебные планы для студентов каждого очередного года приема (на весь срок обучения).

УМК дисциплин учебного плана представляет собой совокупность материалов, раскрывающих содержание и методику преподавания дисциплины. В его состав входят: программа дисциплины; методическое обеспечение всех видов учебных занятий и обязательных заданий по дисциплине, в том числе курсовых работ, курсовых проектов, расчетных заданий; другие материалы по усмотрению преподающих и выпускающих кафедр.

Программа дисциплины учебного плана, являющаяся основным документом УМК дисциплины, не может противоречить

ГОС в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста и должна содержать: цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения содержания дисциплины; выписку из учебного плана, содержащую объем дисциплины и виды учебной работы; полное содержание разделов дисциплины; тематическое содержание других видов учебных занятий; содержание самостоятельной работы студентов; список доступной студентам основной и дополнительной литературы; средства обеспечения освоения дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины; методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Программа дисциплины должна обязательно учитывать требования вводимой в институте балльно-рейтинговой системы оценки качества учебной работы студентов с использованием модульной технологии обучения.

Особой характеристикой качества ООП является методическое обеспечение научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Данная форма обучения в ИЭУП является сквозной: она ведется начиная с момента поступления студента в вуз и заканчивая его дипломной работой, и уж тем более магистерской диссертацией.

Именно здесь должны найти развитие творческие способности студентов. От того, насколько организованно, квалифицированно и методически правильно осуществляется на кафедрах и факультетах вуза научное руководство НИРС, в значительно мере зависит качество и эффективность их научных исследований.

При разработке соответствующего методического обеспечения необходимо учитывать, что НИРС младших курсов - это прежде всего реферативная работа на занятиях, участие в научных кружках или проблемных группах на преподающих и выпускающих кафедрах; старших курсов -это элементы научных исследований на семинарских занятиях и практикумах, науч-

ныи поиск при выполнении индивидуальных заданий, курсовых и дипломных работ.

Обучающиеся по магистерской программе выполняют научное исследование по конкретной теме диссертации, к этому добавляется и научно-педагогическая практика. Схема НИРС представлена на рис. 2.

НИРС, включенная в учебный процесс, способствует закреплению теоретических знаний, получению навыков исследовательской деятельности, развивает аккуратность и точность в работе, формирует научный подход к предмету.

Методическое обеспечение всех видов практики требует разработки программы практики, календарного плана ее прохождения, требований к оформлению отчета.

Методическое обеспечение выпускных

квалификационных работ (ВКР) заключается в разработке заданий на выполнение ВКР и требований к их выполнению. В библиотеке должна быть доступна студентам литература, в которой содержится материал, позволяющий самостоятельно выполнить работу за время, отведенное на это учебным планом. Студенты и аспиранты ИУЭП имеют возможность пользоваться литературой, выложенной на информационном портале Российской государственной библиотеки.

Организация и общее руководство работой по методическому обеспечению учебного процесса в ИЭУП возлагаются на учебно-методическое управление института, а оперативное руководство - на заместителей деканов по учебной и научной работе и

абитуриент 1 КУРС

|

1 &

и

X

2 КУРС

Е

X Ю Л 01

Н| ¥

5 «г

о к

3) Л ей

11 £ а) и и

п

ЗКУРС

5 Й

6 Б

И! Ю

4 КУРС

= V

I в,

5

и 31

специалист

Исследовательская часть в период производственной

практики Исследовательская часть еыгувдой квалифи каи ионной работы

бакалавры

(С ^ Т й 5 *

6 КУРС

магистры

-1-

Магистерская диссертация по кюнкретной теме Научная практика Научно-иссгшдонлгегьскня практика

заместителей заведующих кафедрой по учебной работе.

Разработка УМК по образовательным программам ИЭУП предполагает наличие свободного оперативного доступа к учебно-методической документации. Поэтому учебно-методическим управлением (УМУ) создана общеинститутская информационная база материалов для методического обеспечения учебного процесса. Воспользоваться этой информацией может каждый участник образовательного процесса (как преподаватель, так и студент) через локальную информационную сеть института. Ежегодно УМУ проводит анализ состояния методического обеспечения УМК ООП и выступает с отчетом на Ученом совете института.

Мониторинг качества высшего образования представляет собой комплексную систему наблюдения за состоянием образовательного процесса и его результатами. Поэтому наряду с внутренним выделяют также и внешний мониторинг, где приоритет принадлежит государственным органам. Технология комплексной оценки деятельности вуза, которая и является, по сути, внешним мониторингом качества образования, до недавнего времени включала три основных этапа: лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию. Согласно изменениям в законе РФ «Об образовании », внесенным ФЗ № 56 от 20 апреля 2007 г., процедура аттестации изъята из комплексной оценки деятельности вуза.

Сложившаяся система аккредитации является достаточно демократичной фор-

мой контроля государства над качеством высшего образования. Решения принимаются коллегиально, на заседаниях Аккре-дитационной коллегии Министерства образования и науки России, на основе всестороннего анализа деятельности вуза по ряду показателей, для которых установлены свои критериальные значения.

Эти показатели постоянно совершенствуются и дополняются. Так, согласно Приказу Рособрнадзора № 1938 от 30.09.2005 (введен в действие с 1 января 2006 г.) аккредитационный показатель деятельности вуза, проверяющий наличие системы качества в вузе, сейчас определяется как «эффективность внутривузовской системы обеспечения качества».

В целом следует отметить, что сложившиеся в нашей стране процедуры внешней экспертизы достаточно хорошо отработаны и вполне соответствуют европейским «Стандартам и рекомендациям», принятым в Бергене. Дальнейшее совершенствование внутренних и внешнихмеханизмов контроля качества образования будет способствовать решению главных задач Болонского процесса: сделать зону европейского образования конкурентоспособной и отвечающей вызовам глобализированного мира; подготовить студентов «к жизни какактив-ных граждан демократического общества, обеспечив их будущую карьеру и личностное развитие».

Литература

1. http://www.bologna.spbu.ru

2. http://www.tempus-russia.ru/bolon.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.