pp. 153-156.
13. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
14. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
15. Shchegolev, V.A. and Tikhonov, B.G. (2006), “Combat sports and applied exercises as a means of military professional training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 100-105.
16. Erastov A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of special divisions on fight against drug trafficking”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 124-127.
17. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.01.2013.
УДК 796.922
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЗИМНИХ ПОЛИТЛОНИСТОВ
9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Марина Николаевна Васильева, заместитель директора по учебно-спортивной работе ГБОУДОДДЮСШ «Красная Заря» Выборгского района Санкт-Петербурга, Валерий Вадимович Фарбей, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, (РГПУ им.
А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлен учебный план по зимнему полиатлону для групп начальной подготовки, для спортсменов в возрасте 9-10 лет. На основании исследований авторы обосновали оптимальное соотношение чередования видов многоборья в зимнем полиатлоне и оптимальное соотношение средств физической и технико-тактической подготовки в макроцикле на начальном этапе подготовки. В педагогическом эксперименте участвовали две равнозначные группы мальчиков по 13 человек и две равнозначные группы девочек по 10 человек. Экспериментальная методика, в отличие от стандартной программы, вводит в учебный план занятия по стрелковой подготовке с первого года обучения.
Ключевые слова: учебный план, макроцикл, федеральный стандарт, начальная подготовка. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p21-25
FORMING-UP OF THE TRAINING PROCESS FOR THE WINTER POLITLONISTS AGED 9-10 YEARS AT THE STAGE OF THE INITIAL PREPARATION OF THE FIRST AND SECOND YEAR OF TRAINING
Marina Nikolaevna Vasilyeva, the deputy director for educational and sports work of Child Junior Sports School "RedDawn" of Vyborgsky district of St. Petersburg,
Farbey Valery Vadimovich, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
Annotation
The curriculum on winter poliathlon for groups of initial preparation, for athletes at the age of 9-10 years has been presented in article. Based on the researches the author proved an optimum ratio of alterna-
tion of the types of all-round events in winter poliathlon and optimum ratio of means of physical and technical and tactical preparation within the macrocycle at the initial stage of preparation. Two equivalent groups of 13 boys and two equivalent groups of 10 girls have participated in the pedagogical experiment. The experimental methodology, unlike the standard program, enters into the curriculum the classes of the shooting preparation from the first year of training.
Keywords: curriculum, macrocycle, federal standard, optimum ratio and alternation of types of all-round events in winter poliathlon, initial preparation.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2012 года вводятся стандарты спортивной подготовки в рамках федерации по всем видам спорта. Федеральный стандарт по полиатлону спортивной подготовки находится на стадии разработки. Анализ научно-методической литературы показал, что проблема рационального чередования видов полиатлона не раскрыта. На основании результатов исследований, разработан учебный план для групп начальной подготовки зимнего полиатлона первого и второго года обучения. Сделана попытка обосновать рациональное чередование видов многоборья на начальном этапе подготовки юных полиатлонистов (в дисциплине зимнее троеборье) в макроцикле. Результаты исследования переданы Всероссийской Федерации полиатлона, в виде рекомендаций при составлении федерального стандарта по полиатлону.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработанная методика экспериментально проверена в 2010-2012 годах. Она представляет собой учебный план занятий групп начальной подготовки первого и второго годов обучения. План составлялся на основе программы по полиатлону, допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту [2]. Для проведения педагогического эксперимента был проведен отбор детей по медицинским, медикобиологическим, психолого-педагогическим, физическим и функциональным показателям. По результатам отбора были сформированы две равнозначные группы мальчиков по 13 человек и две равнозначные группы девочек по 10 человек. В первой экспериментальной группе А проводились занятия согласно программе по полиатлону. Во второй экспериментальной группе Б проводились занятия по экспериментальной методике.
Эксперимент проводился с 1 ноября 2010 по 31 мая 2012 года. Объем тренировочных нагрузок, выполненный за данный период представлен в таблице 1.
Таблица 1
Учебный план на 46 недель______________________________
№ п/п Разделы подготовки Этапы начальной подготовки 1-й год Этапы начальной подготовки 2-й год
А Б А Б
1. Общая физическая подготовка 149 104 183 88
2. СФП и ТТП, из них: 109 152 205 237
по лыжной подготовке 49 49 79 79
по пулевой стрельбе - 43 44 88
по силовой гимнастике 60 60 82 70
3. Теоретическая подготовка 8 10 12 15
4. Соревнования 6 6 10 6
5. Сдача контрольно-переводных нормативов 4 4 4 4
6. Инструкторская и судейская практика - - - -
7. Восстановит. мероприятия - - - -
8. Общее кол-во часов 276 276 414 414
Учебная работа на первом году обучения в экспериментальной группе А распределялась следующим образом: 3 часа на лыжную подготовку (в бесснежный период кроссовая подготовка - ОФП), 2 часа по ОФП, 1 час по силовой гимнастике. На первом году обучения в экспериментальной группе Б - 3 часа на лыжную подготовку (в бесснежный период кроссовая подготовка - ОФП), 1 час на стрелковую подготовку, 1 час -ОФП, 1 час - силовая гимнастика.
На втором году обучения в экспериментальной группе А - лыжным гонкам отводилось 4 часа (в бесснежный период кроссовая подготовка - ОФП), стрелковой подготовке 1 час, ОФП - 2 часа, силовой гимнастике - 2 часа. На втором году обучения в экспериментальной группе А - лыжным гонкам отводилось 4 часа (в бесснежный период кроссовая подготовка -- ОФП), стрелковой подготовке 2 час, ОФП - 1 час, силовой гимнастике - 2 часа.
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения представлено в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки
по годам обучения, %
Этап начальной подготовки 1-й Этап начальной подготовки 2-й
Средства подготовки год год
А Б А Б
Общая физическая подготовка 55,1 37,7 44,2 21
СФП и ТТП, из них: 42,1 58,7 53,8 62
по лыжной подготовке 19,5 19,5 22 20
по пулевой стрельбе - 16,6 11,5 22
по силовои гимнастике 22,6 22,6 19,5 18
Теоретическая подготовка 2,8 3,6 2,8 3,6
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В конце учебного года проводилось тестирование по оценке физических качеств спортсменов экспериментальных групп. В качестве тестов взяты контрольно-переводные нормативы программы по зимнему полиатлону ДЮСШ «Красная Заря». Результаты средних результатов представлены в таблице 3, 4.
Таблица 3
Результаты тестирования НП-1 ____________________________
№ п/п Вид норматива Ед. измер. А Юноши девушки Б Юноши девушки
1. Бег 30 метров с 6,3 6,5 6,2 6,6
2. Бег 60 метров с 10,5 10,8 10,4 10,8
3. «Челнок» 3x10 м с 9,3 9,5 9,4 9,4
4. «Слалом» 2x15 м с 9,5 9,7 9,6 9,6
5. Прыжок с места см 149 140 148 141
6. 5-скок см 650 600 653 600
7. Подтягивание от низкой опоры за 1 мин раз 15 - 16 -
8. Отжимание от гимн. скамейки раз - 20 21
9. Кросс км 1 км 5 мин 0,5 км 2 мин 30сек 1 км 4 мин 35 сек. 0,5 км 2 мин 35сек
10. Основы техники стрельбы - - + +
Таблица 4
Результаты тестирования НП-2______________________________
№ п/п Вид норматива Ед. измер. А Юноши девушки Б Юноши девушки
1. Бег 30 метров с. 6,0 6,3 6,1 6,3
2. Бег 60 метров с 10,5 10,6 10,4 10,7
3. «Челнок» 3х10 м с 9,1 9,5 9,2 9,4
4. «Слалом» 2х15 м с 9,4 9,6 9,4 9,6
5. Прыжок с места см 162 150 163 150
6. 5-скок см 710 645 712 640
7. Подтягивание раз 6 - 7 -
8. Отжимание раз. - 20 21
9. Кросс км 1 км 4 мин 25 сек. 0,5 км 2 мин 15сек 1 км 4 мин. 20сек 0,5 км 2 мин. 20сек
10. Основы техники стрельбы + + + +
11. Прохождение соревновательной дистанции км 1 2 1 2
Анализ динамики спортивных результатов и показателей в группах А и Б свидетельствует об их росте. Результаты исследования свидетельствуют, что динамика спортивных результатов в экспериментальных группах одинаковая, несмотря на значительную разницу соотношений средств физической и технико-тактической подготовки.
ВЫВОДЫ
Стрельба входит в один из видов полиатлона, приносящих очки. Поэтому обучение основ техники стрельбы с первого года дает возможность спортсменам участвовать в соревнованиях и при выполнении требований ЕВСК присваивать юношеские разряды. Включение стрелковой подготовки в учебный план, 1 час в неделю в группах НП-1 и 2 часа в неделю в группах НП-2 на протяжении всего макроцикла является целесообразным. Соотношение и чередование видов многоборья в зимнем полиатлоне в макроцикле и соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по экспериментальной методике считать оптимальным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алагизов, А.В. Дифференцированная методика подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном, с учетом их морфофункциональных показателей /
A.В. Алагизов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 7-10.
2. Лыжный спорт : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ; под общ. ред. В.В. Фарбея и Г.В. Скорохватовой. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 527 с. : ил.
3. Фарбей, В.В. Структура соревновательной деятельности и специальной физической подготовленности зимних полиатлонистов различной спортивной квалификации /
B.В. Фарбей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). -
C. 119-125.
REFERENCES
1. Alagizov, A.V. (2012), “Differentiated methodology for training of children aged
10-11 years old engaged in winter polyathlon considering their morphological and functional parameters”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 7-10.
2. Farbey, V.V. (2004), Skiing, Publishing center "Akademiya", St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Farbey, V.V. (2011), “Structure of competitive activity and special physical readiness of winter polyathlonists with various sports qualification”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 119-125.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2013.
УДК 796.42
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОГРАММЕ «ДЕТСКАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ИААФ» В АСПЕКТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ЕЕ
НОВЫХ ФОРМ - ДВИГАТЕЛЬНЫХ (ТРЕНИРОВОЧНЫХ) ЗАДАНИЙ
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор. Екатерина Геннадьевна Цуканова, соискатель, мастер спорта РФ по легкой атлетике, Ирина Викторовна Машошина, соискатель, мастер спорта РФ по легкой атлетике, Георгий Андреевич Васенин, аспирант,
Московский городской педагогический университет,
Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)
Аннотация
Программа «Детская легкая атлетика ИААФ» может стать составной частью новой школьной учебной программы нового поколения. Она построена преимущественно на спортивносоревновательных игровых легкоатлетических комплексах. Предлагаемый образовательный проект знакомит с передовым опытом массового привлечения детей к занятиям легкой атлетикой, где в эмоциональной и увлекательной форме они учатся основам спортивной «грамоты». Данная программа несет в себе черты инновационного проекта, представляет новые формы организации двигательной деятельности на уроках физической культуры в школе в форме двигательных (тренировочных) заданий.
Ключевые слова: детская легкая атлетика ИААФ, школьные программы по физической культуре, инновационный проект, новые формы организации двигательной деятельности, карточки заданий, двигательные (тренировочные) задания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p25-28
ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF MOTOR ACTIVITY IN THE IAAF PROGRAM “KID’S TRACK AND FIELD ATHLETICS” IN ASPECT OF ITS NEW FORMS - MOTOR (TRAINING) TASKS
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor;
Ekaterina Gennadievna Tsukanova, the competitor,
Irina Viktorovna Mashoshina, the competitor,
Georgiy Andreevich Vasenin, the post-graduate student,
Moscow City Teacher Training University
Annotation
The IAAF program “Kids track and field athletics” may became the compound part of the new school curriculum of the new generation. It has been built mainly on the sporting and competitive gaming athletics complexes. The proposed educational project familiarizes with the best experiences in mass involvement of children in athletics, where they learn the basics of sports “literacy” in emotional and fascinating way. This program has the features of the innovative project and represents completely new forms of organization of motor activity at the physical culture lessons in the school in the form of motor (training) tasks.
Keywords: kid’s track and field IAAF athletics, school-based physical education, innovative project, new forms of organization of motor activity, job cards, motor (training) tasks.