ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ
А.В. Султанова, канд. экон. наук, доцент
Самарский государственный технический университет
(Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10268
Аннотация. Управленческая деятельность является одним из главных атрибутов исследования и развития современных организаций. Исследованы и определены состав, содержание и структура элементов управления качеством процессов организации. Приведены технологии управления качеством подпроцесса организации на уровне операций и процедур. Представлена общая схема документооборота управления качеством процессов организации.
Ключевые слова: организация, управление, качество процессов, модель, структура, технология, эффективность.
Современные условия деятельности экономических систем типа «организация» предъявляют очень высокие требования к качеству управления процессов организации, протекающих в современных организациях. Для исследования, измерения и построения методологических атрибутов качества процессов организаций необходимо идентифицировать элементы процесса и их взаимосвязи, установить их формы и содержание, а также определить критерии оценки протекания этих процессов организации и их частей в системах управления организацией.
Процесс — это последовательная смена состояний какого-либо объекта, события или явления. «Однако управлять процессами напрямую нельзя, поэтому их необходимо разделить на приемлемые структурные части» [1].
Подпроцесс — это некоторая часть процесса, выделенная по каким-либо признакам и имеющая право на локальное существование и ориентированная на решение комплекса задач части процесса, и использующая все или большинство функций управления [19].
Функциональная задача управления (ФЗУ) - это совокупность процедур выполнения в рамках реализации одной функции управления конкретного подпроцесса [7].
Качество процесса - совокупность характеристик элементов процесса, способных обеспечить достижение объектом управления поставленных перед ним целей с определенной степенью точности, в определенные сроки с минимальными затратами [4].
Управление качеством процессов организации должно быть неотделимо встроено в любые процессы, протекающие в организации, и направлено на формирование всех операций и процедур организации, в соответствии со стандартами, требованиями и четкими технологическими регламентами, выполнение которых прямо или косвенно влияет на уровень качества выпускаемой продукции или услуг[6].
Управление качеством процессов организации предполагает выбор (определение) параметров контроля и управления, которые характеризуют и определяют ход процесса [3, 9]. Обеспечивая качественные процессы, в точном соответствии с технологическим регламентом обеспечивается качественный конечный продукт, при этом осуществляется переход от контроля качества к управлению качеством [5].
Качество процедур ФЗУ качества процессов организации - совокупность характеристик оценки управленческих действий, включающая применение различных средств, соответствующих требованиям конкретной системы управления. К
характеристикам исследования и измерения процедур процессов в рамках систем управления организацией можно отнести следующие [15]:
своевременность - показатель оценки времени включения информации в какой-либо процесс в рамках конкретной ФЗУ;
скорость выполнения - показатель времени проведения оценки выполнения процедур;
стоимость оценки качества - показатель определения затрат на оценку измерения качества одной или нескольких процедур в рамках процесса;
надежность - минимум отклонений от требований к отказам каких-либо процедур в рамках процесса системы управления.
Организация управления качеством в организации заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планированием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совершенствование качества продукции и всех процессов организации производственно-хозяйственной деятельности [10].
Необходимость технологизации всего комплекса ФЗУ подпроцесса «Управление качеством процессов организации» на уровне операций и процедур связано с тем, чтобы была известна последовательность всех действий и всей информации. Наличие технологий решения ФЗУ позволит показательно определить все остальные элементы любого подпроцесса подробно и однозначно [12].
Управление качеством процессов организации - это деятельность, направленная на исследование, поддержание и развитие высокого уровня достоверности и своевременности информации в рамках протекания процессов организации.
Модель подпроцесса «Управление качеством процессов организации» представлена на рис. 1.
В результате исследования модель подпроцесса была дополнена двумя дополнительными ФЗУ «Планирование политики в области качества», «Организация политики в области качества» и была окончательно сформирована модель подпроцесса «Управление качеством процессов органи-
зации» [8, 20]. Дадим характеристику всех задач подпроцесса «Управление качеством процессов организации».
Нормирование качества процессов организации - это деятельность по формированию, поддержанию и развитию стандартов, технических условий и другой нормативной документации. При этом за норматив принимаются допуски на контролируемые параметры, заданные в управленческой документации.
Прогнозирование качества процессов организации - исследование и оценка вероятных перспектив улучшения (совершенствования) управления качества операций и процедур, составляющих процесс или его часть.
Планирование качества процессов организации - это деятельность по выработке конкретных предложений, обеспечивающих достижение заданного уровня качества, поддержке уровня достоверности и своевременно поставке информации для решения ФЗУ и принятия управленческих решений.
Организация качества процессов организации - это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением качества процессов организации во времени и в пространстве.
Учет качества процессов организации
- регистрация состояния процессов организации деятельности в сознании или на носителях информации, пригодном для использования, передачи или хранения.
Контроль качества процессов организации - это деятельность по регистрации конкретных отклонений от заданных нормативов или стандартов состава, содержания или времени выполнения процедур иди других действий при решения различных ФЗУ организации.
Анализ качества процессов организации - это деятельность, на основе которой проводится исследование отдельных элементов выполнения всех процедур и качества информации в рамках протекания процессов или их частей в организации [11].
Регулирование качества процессов организации - это корректирование значений параметров процесса по результатам выборочного контроля контролируемых параметров, осуществление для обеспечения требуемого уровня качества при рациональном уровне затрат.
Координация качества процессов организации и политики в области качества - обеспечение достижения слаженности и согласованности работы системы управления качеством со всеми подразделениями организации с помощью установления целесообразных коммуникаций между ними. Выполнение функции координации предполагает использование различных документов (служебных, отчетов, аналитических материалов) и результатов обсуждения проработки проблемы на собраниях, совещаниях.
Технология управления качеством процессов организации на уровне операций представлена на рис. 2.
Технология на уровне процедур наиболее подробно представляет преобразование входной информации в выходную [16].
В результате исследования деятельности данного процесса в качестве основного выходного документа ФЗУ примем документ. «Прогнозирование качества процессов организации».
Для получения данного документа на выходе в качестве входных документов выберем следующие: «Перспективные планы деятельности организации» «Новые управленческие задачи, возможные ситуации, проблемы», «Отчеты об обеспечении качества процессов за предыдущих период» [17]. Эти документы должны обеспечить создание современной версии нормативов по оценке специалистов по профессиям.
Подготовка
Принятие решения о внедрении управления качеством процессов
Сбор информации об объектах, влияющих на качество
Описание процессов, существующих в организации
Распределение ответственности и полномочий
Формирование
политики в области качества процессов
Анализ полученной информации об объектах, влияющих на качество процессов
Определить процессы, необходимые для системы управления качеством процессов
Разработка нормативов и стандартов для выявления отклонений
Разработка программы планирования, управления и повышения качества продукции
Выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект
Обеспечение наличия ресурсов, необходимых для поддержки качества процессов организации и их мониторинга
Определить последовательность и взаимодействие выбранных процессов организации
Определение критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности определения качества про-
Применение инструментов для измерения качества процессов
Разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства
Выдача управленческих решений
Разработка долгосрочных планов по качеству
Проведение
Распределение организационной ответственности
Контроль материалов и комплектующих
Оптимизация показателей качества и их нормирование
Контроль процесса производства про-
ПЛГЬ* тттлгтт
Анализ причин несоответствий процессов нормативам Выявление отклонении и несоответствий 4- Регистрация показателей в актах по качеству 4- Контроль показателей качества на "выходе"
*-
Рис. 2. Технология управления качеством процессов организации
Технология решения ФЗУ «Прогнозирование качества процессов организации» на уровне процедур изображена в табл. 1.
Таблица 1. Технология решения ФЗУ «Прогнозирование качества процессов организации»
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
Перспективные планы деятельности организации Новые управленческие задачи, возможные ситуации, проблемы Отчеты об обеспечении качества процессов 1. Принятие решения о разработке перспективных планов обеспечения качества процессов организации 2. Исследование вероятных перспектив улучшения качества процессов организации 3. Исследование перспективных и текущих планов организации качества процессов организации 4. Выявление необходимости периодического улучшения качества процессов организации 5. Формирование группы ответственных лиц для разработки перспективных планов обеспечения качества процессов организации 6. Исследование новых управленческих задач, возможных ситуаций, проблем, вызовов времени 7. Исследование перспективных и текущих планов обеспечения качества процессов организации 8. Исследование отчетов обеспечения качества процессов организации за предыдущие периоды 9. Разработка проекта перспективного плана организации обеспечения качества процессов организации 10. Обсуждение проекта перспективного плана организации обеспечения качества процессов организации 11. Подготовка предложений по внесению изменений перспективного плана организации обеспечения качества процессов организации 12. Внесение изменений в проект перспективного плана организации обеспечения качества процессов организации 13. Утверждение перспективного плана организации обеспечения качества процессов организации Перспективный план обеспечения качества процессов организации
Технология решения ФЗУ «Контроль качества процессов организации» на уровне процедур представлена в табл. 2.
Таблица 2. Технология решения ФЗУ «Контроль качества процессов организации»
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
Материалы контроля качества процессов организации Журнал регистрации профилактического контроля 1. Принятие решения о проведении контроля процесса обеспечения качества процессов организации 2. Поручение контрольных функций комиссии или ответственному лицу 3. Запрос материалов контроля качества процессов организации 4. Получение материалов контроля качества процессов организации 5. Изучение материалов контроля качества процессов организации 6. Выявление отклонений и несоответствий каких-либо процедур, оценок и параметров качества процессов организации 7. Регистрация отклонений и несоответствий в протоколе несоответствия параметров качества процессов организации 8. Оформление протокола несоответствия параметров качества процессов организации 9. Подписание протокола несоответствия параметров качества процессов организации 10. Утверждение протокола несоответствия параметров качества процессов организации 11. Передача протокола несоответствия для принятия решений параметров качества процессов организации Протокол отклонений и несоответствий оценок и параметров качества процессов организации
Все ФЗУ имеют одинаковую элементную структуру и содержат все процедуры и входные и выходные документы в рамках подпроцесса «Управление качеством процессов организации» [13, 14].
К важнейшей информации в рамках управленческого цикла также относятся документы, когда и где будет проводиться оценка качества процессов организации, кто входит в состав группы ответственных лиц, какой вариант методики будет применяться при определении качества и список процессов организации, которые необ-
ходимо подвергать исследованию и измерению [2].
В случае необходимости состав документов в рамках подпроцесса «Управление качеством процессов организации» может изменяться в любую сторону. Причем это должно найти отражение, как в схеме документооборота, так и в технологиях решения соответствующих ФЗУ данного подпроцесса.
Окончательный вариант схемы документов подпроцесса «Управление качеством процессов организации» представлен на рис. 3.
Новые управленческие задачи, возможные ситуации, проблемы
Перспективный план обеспечения качества процессов управления
Требования производства продукции
Нормативы параметров по качеству процессов управления (старая вер_сия)_
Перспективные планы деятельности организации
Предложения по изменению существующих нормативов параметров по качеству процессов управления
Нормативы параметров по качеству процессов управления (новая версия)
Состав процессов, подлежащих совершенствованию
Отчет о выполнении плана контроля качества процессов управления
Приказ об обеспечении качества процессов управ-
Акты по качеству процессов управ-
Годовой план обеспечения качества процессов
Результаты контроля качества управления
График проведения обеспечения качества процессов управления
Модель обеспечения качества процессов управления
Журнал регистрации профилактического контроля
Рекомендации по повышению качества процессов управления
I :
Положение о политике в области качества процессов управления
Протокол отклонений и несоответствий оценок и параметров качества процессов управления
Рекомендации по развитию в направлении постоянного улучшения качества процессов управления
Состав процессов, необходимых для обеспечения качества процессов управления
Предложения по изменению нормативов по качеству процессов
1 [редложения по содержанию методики контроля качества процессов управления
Рис. 3. Схема документов подпроцесса «Управление качеством процессов организации»
Данная методика разработки технологии на уровне операций и процедур достаточно проста в использовании. Она позволяет рассмотреть совокупность действий и процессов организации вообще, а в процессах управления качеством процессов организации, в частности. Умение решать профессиональные задачи и использовать при этом весь спектр инструментов в своей специальности, выявить их достоинства и недостатки [18, 21].
Процедуры использования показателей измерения управления качеством процессов должны быть ориентированы на использование автоматизированной системы
оценки. Следует отметить, что известные принципы управления качеством процессов должны соответствовать имеющимся технологиям управления, используемым в реализации процессов, подпроцессов, ФЗУ, операций и отдельных процедур, а также иметь возможность дальнейшего развития в практике их использования в управленческой деятельности.
Таким образом, существует возможность повышения качества и эффективности деятельности управленческих процессов организации отдельных сторон деятельности организации в целом.
Библиографический список
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
2. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. №4. С. 20-33.
3. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов организации в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.
4. Султанова А.В. Разработка модели построения подсистемы управления качеством подпроцессов в организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №4. С. 136-147.
5. Герасимов Б.Н. Механизм отношений элементов структуры организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №1. С. 157-165.
6. Герасимов Б.Н. Управление изменениями в организациях на основе креативных технологий // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т. 7. № 3(20). С. 95107.
7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. М.: ИН-ФРА-М, 2016. 225 с. Научная мысль
8. Сукачева А.В. Инновационно-технологическое развитие промышленности: дис... канд. экон. наук: 08.00.05, 2004. 161 с. Султанова А.В. Разработка модели построения подсистемы управления качеством подпроцессов в организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №4. С. 136-147.
9. Герасимов К.Б., Султанова А.В. Управление проектной деятельностью на предприятиях злравоохранения // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №3. С. 109117.
10. Российский менеджмент: технологии успеха / Герасимов Б.Н., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. М.: Муниципальный мир, 2005. 400 с.
11. Султанова А.В. Инновационное развитие промышленного потенциала региона. Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2009. 329 с.
12. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Инструменты обеспечения технологий решения задач управления организациях // Управленческие науки. 2018. №1. С. 82-89.
13. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Д., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. М.: Вильямс, 2007. 1169 с.
14. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. № 1. С. 10-19.
15. Чуриков Ю.В. Качество систем управления: концепция, модель, инструменты оценки. Самара: Изд-во НИЦ «Л-Журнал», 2017. 174 с.
16. Герасимов Б.Н. Структура и содержание процессов деятельности организаций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №4. С. 17-26.
17. Герасимов Б.Н. Механизм отношений элементов структуры организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №1. С. 157-165.
18. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Т. 11. № 20. 2015. С. 82-89.
19. Gerasimov K., Prosvirkin N. System of control of effectiveness of enterprise cooperation in industrial cluster // European Research Studies Journal. 2015. Т. 18. № 3. С. 259-266.
20. Ионесов В.И. О креативности действия во взаимоотношениях экономики и культуры // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т.6. №4 (17). С. 47-56.
21. Popkova E., Chechina O., Sultanova A. Structural and Logical Model of Contemporary Global Economic System // European Research Studies Journal. 2016. V.19, Issue 2. Р. 218227.
BUILDING TECHNOLOGY QUALITY MANAGEMENT THE PROCESSES OF THE ORGANIZATION
A.V. Sultanova, candidate of economics, associate professor Samara state technical university (Russia, Samara)
Abstract. Management activity is one of the main attributes of research and development of modern organizations. The composition, content and structure of the quality management elements of the organization processes are investigated and determined. The technologies of quality management of the subprocess of the organization at the level of operations and procedures. The General scheme of document flow of quality management ofprocesses of the organization is presented.
Keywords: organization, management, quality of processes, model, structure, technology, efficiency.