Научная статья на тему 'Построение системы управленческого учета на промышленных предприятиях'

Построение системы управленческого учета на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение системы управленческого учета на промышленных предприятиях»

Построение системы комические науки

управленческого учета на промышленных предприятиях

Куликова А. Н.

Суть и необходимость системы учета на предприятии

Как известно, процесс управления предприятием реализуется рядом управленческих функций, к которым относятся в первую очередь планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Необходимо заранее определить цели развития предприятия, перевести их в финансовые показатели, определить, как будут получены плановые и фактические данные о деятельности предприятия, определить алгоритм анализа полученных данных, обеспечить контроль над деятельностью предприятия через управляющие воздействия.

Качественное управление возможно лишь в том случае, если выполняются все функции управления. А для реализации этих функций нужна информация, поставщиком которой на любом предприятии является система учета фактов хозяйственной деятельности.

Система учета — это система регистрации, обработки и представления в необходимой форме натуральных и финансовых показателей, характеризующих все происходящие на предприятии события в течение определенного (длительного) промежутка времени [1].

Пользователями этой информации являются как менеджеры и собственники предприятия, так и внешние пользователи — партнеры по бизнесу, кредитные учреждения, инвесторы, государственные органы.

Место системы управленческого учета в экономике предприятия

Системы учета на предприятия можно объединить в две группы:

• системы, поставляющие информацию для внешних пользователей;

• системы, поставляющие информацию для внутренних пользователей.

Система учета для внешних пользователей ставит своей целью составление форм бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Система учета для внутренних пользователей ставит своей задачей предоставить пользователям информацию об экономическом состоянии предприятия наиболее полно и правильно. Данная система учета получила название управленческого. Она не регламентируется законодательными актами, т.е. доходы и расходы учитываются методами, наиболее правильно отражающими реальные затраты и доходы, понесенные в связи с теми или иными действиями.

Необходимо отметить, что различия в учете вызывают сложность в определении эффективности использования ресурсов предприятия и качестве его управления для менеджеров и собственников. Качество работы менеджмента оценивается по показателям управленческого учета, а собственники получают вознаграждение в виде дивидендов, размер которых определен размером чистой прибыли по бухгалтерскому учету. Таким образом, акционеры и участники предприятий задаются вопросом, насколько верно отражается финансовый результат деятельности предприятия в бухгалтерском учете, и почему этот результат зачастую не совпадает с управленческим учетом предприятия.

Основные принципы управленческого учета можно определить следующим образом [2]:

• обязанность его ведения на предприятии отсутствует, создание системы управленческого учета — инициатива менеджеров или собственников предприятия;

• управленческий учет основан на калькуляции доходов и затрат с целью максимальной детализации информации для повышения управляемости этими доходами и затратами;

• управленческий учет не применяет дисконтирования, так как основан на формировании данных о периодах, не отстоящих друг от друга на длительный промежуток времени;

• в системе управленческого учета могут рассчитываться экономические показатели как фактических, так и плановых событий;

• в системе управленческого учета могут рассчитываться доходы и расходы на единицу продукции и за период;

• система управленческого учета может базироваться на данных бухгалтерского учета, а может быть самостоятельной системой.

Основные определения

Учет фактов хозяйственной деятельности вызван необходимостью в информации, характеризующей в первую очередь следующие два аспекта деятельности предприятия:

1. Финансовый результат предприятия;

2. Платежеспособность предприятия.

Финансовый результат предприятия измеряется его прибылью (убытком), который рассчитывается как разница между его полученными доходами и понесенными для получения этого дохода затратами за определенный промежуток времени.

Доход—стоимость реализованных предприятием продукции, работ, услуг, рассчитанная исходя из цен их реализации.

Затраты — стоимостная оценка использованных в процессе производственно-хозяйственной деятельности ресурсов — материальных, трудовых, финансовых, и прочих.

Важной характеристикой предприятия также является его платежеспособность, определяемая на основе динамики движения его денежных средств.

Поступления — приток денежных средств предприятия или снижение его долговых обязательств, связанные с реализацией продукции, работ, услуг, производимых (выполняемых, оказываемых) предприятием.

Расходы — уменьшение денежных средств предприятия или увеличение его долговых обязательств, связанное с обеспечением процесса хозяйственной деятельности (приобретение материалов, оборудования, оплата труда работников, ремонт оборудования и пр.).

Например, приобретение материалов предприятием является его расходом, тогда как использование материалов в производственном процессе для изготовления продукции оценивается как затраты предприятия.

Классификация затрат

Классификация затрат — это объединение затрат по однородным признакам. При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции применяется следующая классификация затрат:

• по виду производства;

• по местам возникновения затрат;

• по целевому назначению в процессе производства;

• по экономическому содержанию;

• по производственно-технологическому назначению;

• по способу отнесения на себестоимость объекта калькулирования;

• по уровню деловой активности;

• по отнесению к периоду признания.

Для обособленного планирования и учета затрат по видам производства осуществляется их классификация на затраты основного, вспомогательного и обслуживающего производства.

Для целей калькулирования себестоимости продукции с учетом производственных и технологических особенностей производственных подразделений предприятия затраты группируются по местам их возникновения.

По целевому назначению расходы на производство подразделяются на основные и накладные. К основным относятся расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом производства и возникающие в производственных подразделениях предприятия. К ним относятся расходы на материалы, заработную плату производственных рабочих, амортизационные отчисления по производственному оборудованию и др. Накладные расходы связаны с процессом управления производством, его организацией и обслуживанием. К ним относятся общецеховые, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По экономическому содержанию выделяются экономические элементы и элементарные статьи затрат.

Экономическими элементами затрат являются однородные по экономическому содержанию виды затрат, соответствующие простым элементам процесса труда. Состав экономических элементов затрат установлен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99:

1. материальные затраты — расходы, связанные с приобретением и использованием материально-производственных запасов, а также работ и услуг производственного характера;

2. затраты на оплату труда — любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, а также расходы на содержание работников, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми и (или) коллективными договорами;

3. отчисления на социальные нужды — обязательные отчисления по установленным ставкам в фонды социального страхования, пенсионный и медицинский фонды;

4. амортизационные отчисления — сумма амортизационных отчислений по основным производственным средствам и амортизируемым нематериальным активам;

5. прочие затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Каждому из элементов затрат соответствуют виды затрат (элементарные статьи затрат), которые используются при калькулировании себестоимости продукции.

По признаку производственно-технологического назначения и местам возникновения затраты группируются по статьям калькуляции.

По способу отнесения на себестоимость объекта калькулирования затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты (основные затраты) — затраты, предусмотренные технологическим процессом производства продукции или связанные непосредственно с производством продукции, работ, услуг, которые могут быть точно и единственным способом отнесены на полуфабрикаты и готовую продукцию, работу или услугу.

Косвенные затраты (затраты накладные) — затраты, которые не могут быть точно и единственным способом отнесены на полуфабрикаты и готовую продукцию, работу или услугу. Косвенными являются затраты, связанные с орга-

низацией и обслуживанием производственного процесса, управлением структурным подразделением (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

В зависимости от уровня деловой активности затраты делятся на:

• переменные (условно-переменные);

• постоянные (условно-постоянные).

Переменные (условно-переменные) затраты — это затраты, которые напрямую зависят от объемов производства. К ним относятся:

• затраты, непосредственно связанные с ведением технологического процесса: материалы, топливо, энергетические расходы, услуги производственного характера;

• расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды рабочих, непосредственно связанных с ведением технологического процесса.

Постоянные (условно-постоянные) затраты — это расходы, которые напрямую не зависят от объемов производства и постоянны в определенный промежуток времени или возрастают при увеличении масштабов хозяйственной деятельности более медленными темпами, чем рост объемов производства.

Прямые затраты, за исключением амортизационных отчислений, являются переменными. Все общепроизводственные затраты являются условно-постоянными и напрямую не зависят от объемов производства.

По отнесению к периоду признания выделяются:

• расходы текущего периода;

• расходы будущих периодов (отложенные затраты).

В качестве расходов будущих периодов признаются затраты, фактически понесенные в отчетном периоде, но связанные с получением доходов будущих периодов. В соответствии с принципом соотнесения расходов и доходов данные расходы необходимо распределить между периодами получения доходов, то есть признавать их в течение двух и более отчетных периодов.

Расходы по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые относятся к текущей деятельности, но не завершены в отчетном периоде, признаются в данном периоде в качестве расходов на незавершенное производство.

Состав и содержание статей калькуляции и элементарных статей затрат

Планирование затрат — классификация, распределение, обобщение и представление в виде отчетов предстоящих расходов, необходимых для производства продукции. Сюда входит и нормирование и прогнозирование.

Учет затрат — формирование фактической себестоимости продукции с использованием принятых методов учета и распределения затрат.

Калькулирование—расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) как на этапе планирования (плановая калькуляция), так и после завершения работ по изготовлению продукции (фактическая калькуляция).

Калькуляционная единица — измеритель объекта калькулирования, который, как правило, совпадает с единицей измерения, принятой в стандартах или технических условиях на соответствующий вид продукции и в плане производства продукции в натуральном выражении.

Калькуляция — документ установленной формы, содержащий данные о расчете себестоимости единицы продук-

Экономические науки

ции на основе принятых на предприятии методов распределения затрат; составляется как на этапе планирования себестоимости (плановая калькуляция), так и после выпуска продукции, по факту выполнения работ, оказания услуг (фактическая калькуляция).

Метод калькулирования — принятая система калькулирования себестоимости продукции, устанавливающая состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок ее формирования

Перечень статей калькуляции и соответствующих им элементарных статей затрат должен быть единым для всех подразделений предприятия. Данный перечень используется при составлении плановых и фактических калькуляций по каждому из объектов калькулирования.

В зависимости от однородности состава статьи калькуляции делятся на простые, то есть включающие один элемент затрат, и комплексные, состоящие из нескольких элементов затрат. Прямые статьи затрат, в основном, являются простыми. Косвенные затраты образуют комплексные статьи.

Статьи калькуляции группируются по видам прямых и косвенных затрат.

Ряд статей калькуляции корректирует величину прямых затрат:

• Потери от брака;

• Возвратные отходы;

• Технологические потери.

В зависимости от особенностей технологического процесса затраты, корректирующие прямые статьи, могут включаться в плановую калькуляцию или учитываться только при формировании фактической себестоимости.

Косвенные затраты отражаются в себестоимости объекта калькулирования в виде комплексных статей калькуляции:

• Расходы на подготовку и освоение производства;

• Общецеховые расходы;

• Общепроизводственные расходы.

Общецеховыми являются расходы по обслуживанию основного производства, в том числе оплата труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала, амортизация основных фондов производственного назначения, расходы по содержанию и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования производственного назначения; расходы по ремонту зданий, сооружений, оборудования, внутризаводское перемещение грузов и прочие подобные расходы. Общецеховые расходы формируются на уровне производственных цехов структурных подразделений и включаются в себестоимость объектов калькулирования на основе установленных баз распределения.

К общепроизводственным расходам относятся расходы по управлению производством и обеспечению производственных процессов по структурным подразделениям предприятия в целом. Общепроизводственные расходы включаются в себестоимость объектов калькулирования данных структурных подразделений на основе установленных баз распределения.

В целях планирования, учета и контроля общецеховых и общепроизводственных расходов в составе данных статей калькуляции выделяют статьи косвенных затрат, сгруппированные по местам возникновения и целям осуществления затрат.

Системы управления предприятием

За последние несколько лет многие крупные предприятия стали внедрять информационные интегрированные систе-

мы, позволяющие осуществлять на ее базе учет и принятие управленческих решений.

BPM (Business Performance Management) — системы управления, нацеленные на управление эффективностью бизнеса — целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях, путем объединения владельцев, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления.

ERP (enterprise resource planning) — комплексная информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Основана на регулярном сборе оперативной информации и анализе данных, накопленных за предыдущие периоды. Включает модули: корпоративные финансы, бухгалтерский учет, склад, расчет зарплаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CRM (customer relationship management) — система управления взаимоотношениями с клиентами — информационная система, нацеленная на постоянную связь с клиентами, сбор информации о клиентах, анализ информации о клиенте — как он прореагировал на рекламное письмо, доволен ли качеством продукта, сколько дохода он принес компании, как меняются его социальный статус и предпочтения.

SCM (supply chain management)—концепция управления цепочками поставок—направлена на информационное взаимодействие компании со своими поставщиками. Рассматривает логистические операции на протяжении всего жизненного цикла изделия — от его разработки, поставки сырья и комплектующих до изготовления и сбыта готовой продукции.

CPM (corporate performance management) — класс систем управления эффективностью бизнеса, позволяющих автоматизировать процессы бюджетирования, планирования, финансового анализа и управленческой отчетности, подчинив их все стратегическим задачам развития предприятия.

Список использованных источников

1. Лапенков В.И., Панагушин В.П., Куликова А.Н., Агапов С.А.,

«Бюджетирование предприятия», М.: ИВАКО-Аналитик, 2010

2. Coenenberg A.G. «Kostenrechnung und Kostenanalyse»,

Deutschland, Verlag Moderne Industrie, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.