ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Ю.Г. Белоусова, магистрант, С.А. Помитов, магистрант Воронежский государственный технический университет
Сущность организации материальных потоков состоит в объединении отдельных звеньев и стадий процесса передвижения предметов труда, установлении необходимых связей и взаимодействий между ними с целью обеспечения своевременной и комплектной поставки продукции в соответствии с хозяйственными договорами при минимальных затратах на выполнение заказов.
Система организации материальных потоков представляет собой совокупность инструментов (форм, методов, правил и т.п.), посредством которых происходит формирование материальных и соответствующих им информационных потоков по всей логистической цепи с целью своевременного и качественного выполнения заказа, обеспечивается их эффективное функционирование и совершенствование.
В данной работе авторами предлагается использование метода морфологического анализа для построения системы организации материальных потоков. Данный метод обеспечивает проектирование объекта с полным и системным охватом всех возможных решений и возможность выбора наиболее приемлемого варианта по выбранным критериям. В качестве проектируемых параметров системы организации материальных потоков выбраны форма организации логистического управления, способ организации информационного обеспечения, форма организации материальных потоков в производстве, метод материально-технического обеспечения производства, форма снабжения, тип системы управления запасами, метод организации складского хозяйства, способ транспортировки грузов, вид транспортного средства, способ организации перевозок на внутризаводском и межзаводском уровне, механизм организации поставок продукции, строение логистического канала, тип организации логистического сервиса, организационный механизм управления материальными потоками.
Для каждого из указанных параметров рассмотрены все возможные варианты построения (организации) в целях выбора наиболее приемлемого из них.
В качестве типа структуры управления логистической деятельностью на предприятии предлагаются следующие.
Консультативный (координационный) тип структуры призван осуществить так называемую «штабную функцию». При реализации этого типа структуры предполагается выделение управляющего товародвижением и сосредоточение им функций планирования товарных потоков, анализа издержек, оперативного прогнозирования, координации деятельности всех подразделений.
Линейная организационная структура - во главе службы (отдела) логистики находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинён вышестоящему руководителю.
Матричный механизм организации логистической деятельности предусматривает вовлечение работников, деятельность которых связана с организацией товародвижения, из других служб в подразделение логистики с сохранением прежнего мета работы. Они подчиняются не только руководителю по логистике, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно работают.
Логистический комитет включает в свой состав управляющих, ответственных за разные аспекты деятельности по организации товародвижения на предприятии. Такие комитеты призваны выполнять координационные функции.
Форма организации материальных потоков представляет собой совокупность технических средств, создающих возможность потока предметов труда, и расположение производственных участков и складов по отношению к ней, выраженное системой устойчивых связей.
Выделяют три формы организации движения материального потока: накопительная, транспортно-накопительная, форма «нулевого запаса». Их характеристики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика форм организации материальных потоков_
Форма Описание
Накопительная Характеризуется наличием в составе цехов комплекса складов. Это цеховые склады материалов, межучастковые (промежуточные) склады заготовок, деталей и сборочных единиц, склады готовых изделий. Взаимосвязи производственных участков, бригад и рабочих мест со складами осуществляются с помощью транспортных средств
Транспортно-накопительная Предполагает наличие комбинированной транспортно-складской системы, которая объединяет определенное количество рабочих мест, бригад, участков путем установления связи каждого рабочего места с любым другим посредством информационного и материального потоков. Организация движения материального потока проходит по схеме: поиск материала, необходимой заготовки или детали на складе - транспортировка к станку - обработка - возвращение обработанной по данной операции детали на склад
«Нулевого запаса» Предполагает поддержание минимального запаса на каждой технологической стадии производственного процесса. Склад в системе «нулевого запаса» служит для промежуточного хранения только тех деталей и сборочных единиц, которые не могут быть поставлены или изготовлены в срок. Такие склады создаются на каждом из этапов движения предметов труда: для хранения приобретенных материалов и комплектующих изделий, в производстве - для подготовки готовых изделий потребителю и являются средством централизованного планирования производства
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются следующие:
1. Закупка товара одной партией предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки — большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
2 Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
3. Закупки по котировочным ведомостям используются для закупки дешевых и быстро потребляемых товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
4. Получение товара по мере необходимости сродни регулярной поставке товаров, но характеризуется следующими особенностями:
• количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
• поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
• оплачивается только поставленное количество товара;
• по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода — покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.
Снабжение предприятия материальными ресурсами производится по одной из двух схем:
1) напрямую от поставщика - транзитная форма;
2) с привлечением услуг сторонних складских организаций - складская форма.
Осуществление перевозки грузов предприятие может вести по одной или нескольким из 5 моделей: унимодальная, интермодальная, мультимодальная, трансмодальная или амодальная. Более подробная информация о них представлена в табл. 2.
Таблица 2
Модели перевозки грузов_
Модель Описание
Унимодальная Использование только одного транспорта при доставке грузов потребителю. Как правило, эта модель применяется в случаях, когда четко заданы начальный и конечный пункты транспортировки, и при этом отсутствуют промежуточные операции по складированию и грузопереработке. Эта модель зачастую используется при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки груза.
Интермодальная Последовательная перевозка грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта: трейлерные перевозки, перемещение железнодорожного вагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки — перемещение транспортных средств на вагоне-платформе; системы роудрейлеров — установка полуприцепа на железнодорожную тележку.
Мультимодальная Модификация интермодальной модели. Отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды являются клиентами, оплачивающими его услуги.
Трансмодальная Основана на технологии перевозок различными видами транспорта по единым транс-портно-проездным документам.
Амодальная Транспортировка грузов по определенным маршрутам, обслуживаемым различными видами транспорта и контролируемым из одного диспетчерского пункта.
Выбранный тип перевозок осуществляется по определенной схеме - маршруту движения транспорта. В настоящее время применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые, терминальные, «цветок маргаритки». Маятниковые маршруты предполагают, что транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерных маршрутах перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой
маршрут. Терминальные маршруты предусматривают перевозку грузов через терминалы. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы. Наиболее рациональным типом транспортных маршрутов является «цветок маргаритки». Это идеальная схема, принципиальным отличием которой является отсутствие пересечения путей и соседних маршрутов.
Поставки могут быть организованы одним из 5 способов, представленных в табл. 3.
Таблица 3
Способы организации поставки
№ п/п Название Описание
1 2 3
1 Система «от двери до двери» Товар доставляется от поставщика до потребителя, минуя склады и хранилища. Эта форма используется тогда, когда продукция закупается крупными партиями или в случае закупок уникальной продукции. Она позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров. Прямые связи приносят эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей.
2 Склады (центры) поставщиков Используются в том случае, когда потребители располагаются в отдалении от поставщиков или в нескольких регионах. Сбытовые агенты, принимая заказ на поставку продукции, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.
3 Использование услуг оптовых посредников Применяется при реализации продукции производственно-технического назначения с целью расширения рынков сбыта и снижения издержек, при необходимости организовать дополнительный канал реализации одного и
Продолжение табл. 3
1 2 3
того же товара на разных рынках, когда поставляются в большом количестве товары стандартного качества и т.д.
4 Товарные биржи, брокеры и др. При реализации промышленного оборудования, сырьевых материалов и полуфабрикатов.
5 Аутсорсинг Если организация поставки не является ключевой компетенцией организации, этот процесс можно передать на выполнение сторонней компании. При этом может иметь место такая форма отношений оптовых и промышленных предприятий, когда за первыми закрепляются операции по техническому обслуживанию оборудования, находящегося у потребителя, изготовители освобождаются от необходимости иметь у себя персонал для выполнения таких операций.
Канал распределения - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителю определенные выгоды, так как обеспечивает продажу продукции наиболее эффективными способами, позволяет доводить продукцию до целевых рынков, экономит
затраты на распределение. Каналы распределения имеют различную структуру, которая может быть охарактеризована количеством составляющих канал уровней. Уровень канала - это посредник, который выполняет работу по приближению канала и права собственника к него к конечному потребителю. Примеры каналов с различными схемами построения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Схемы построения каналов распределения
Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население. Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.
Организационный механизм (система) управления материальными потоками на предприятии предполагает совокупность рычагов планирования, контроля и регулирования движения материальных и соответствующих им информационных потоков от закупки сырья и материалов до конечного потребителя. Основные типы таких механизмов и их характеристики представлены в табл. 4.
Таблица 4
Характеристика типов систем управления материальными и информационными потоками_
Название Описание
1 2
«Точно вовремя» (ЛТ) Принципы: 1) синхронизация работы всех звеньев логистической цепи в соответствии с планом-графиком поставок и производства; 2) доставка предметов труда и ГП в места потребления точно в срок; 3) строжайшая дисциплина договорных отношений; 4) непрерывное совершенствование
Продолжение табл. 4
1 2
JIT-2 Подразумевает тесную интеграцию покупателя и продавца и используется при закупках в промышленных масштабах, в результате чего устраняются излишки запасов во всех звеньях ЛЦ, улучшается качество продукции и процессов, более эффективно осуществляется стратегическое планирование
Kanban Это внутрипроизводственная система организации и управления материальными потоками, реализующая принципы JIT и характеризующаяся следующими чертами: 1) производственный процесс подразделяется на подсистемы типа «поставка-получение», в рамках каждой из подсистем образуется саморегулирующийся участок; 2) управление транспортировкой осуществляется из пункта назначения; 3) для транспортировки используются стандартные контейнеры, снабженные специальными карточками «канбан». Эффект от внедрения данной системы заключается в улучшении качества продукции и процессов, сокращении логистического цикла, ускорении оборачиваемости запасов, ликвидации страхового запаса, сокращении производственных запасов до 50 %, товарных - до 8 %.
MRP Система организации материальных потоков, основанная на планировании материальных потребностей посредством разработки планов-графиков выпуска продукции, его преобразования в плановые показатели и разработки на их основе плана потребностей в сырье, материалах и т.п. Преимущества системы: 1) возможность синхронизации времени поступления материалов и выпуска ГП; 2) сокращение складских запасов; 3) точная информация для производственного и управленческого учета.
MRP II Система организации материальных потоков, основанная на планировании производственных ресурсов, позволяющая осуществить совместное планирование материальных потоков и производственных мощностей, а, следовательно, и финансовых результатов. Эта система автоматизирует цепочку «снабжение - производство - сбыт» с возможностью оперативного управления по функциям: 1) планирование продаж и производства; 2) управление спросом; 3) составление плана производства (производственной программы); 4) планирование материальных потребностей; 5) спецификация продукции; 6) управление складом; 7) плановые поставки; 8) управление на уровне производственного цикла; 9) планирование потребностей в мощностях; 10) контроль входа/выхода; 11) материально -техническое снабжение; 12) планирование ресурсов распределения; 13) планирование и управление инструментарием; 14) управление финансами; 15) моделирование; 16) оценка результатов деятельности; 17) сервисные функции.
DRP Механизм организации потоковых процессов посредством планирования распределения продукции. Решает комплекс задач, связанных с планированием величины и места поставок, запасов на складах изготовителя, оптимизацией логистических издержек, транспортных перевозок и т.д.
ERP Системы организации материальных, информационных и финансовых потоков, ориентированные на работу с финансовой информацией для решения задач управления большими корпорациями с территориально разрозненными ресурсами, позволяют наиболее эффективно планировать всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия благодаря управлению проектами, программами, затратами, кадрами и финансами на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях по схеме «Планирование сбыта и производства - MRP - Календарное планирование - Управление изготовлением».
LP («Бережливое производство») Механизм организации материальных потоков, ориентированный на сокращение всех видов потерь (от перепроизводства товаров, от хранения материальных ресурсов между стадиями производственного процесса, от ненужной транспортировки материалов, излишних этапов обработки, излишних запасов, ненужных перемещений персонала, из-за дефектов и брака, от недостаточного использования интеллектуального потенциала предприятия и т.д.), упрощение производственных процедур и ускорение выпуска продукции. LP опирается на ряд производственных технологий, таких, как: 1) система постоянных улучшений «кайзен»; 2) система Канбан; 3) система организации рабочих мест «5 S»; 4) система JIT; 5) система всеобщего ухода за оборудованием (TPM); 6) сокращение затрат на переналадку оборудования (SMED); 7) построение карты потока создания ценности (VSM); 8) система предотвращения ошибок.
Продолжение табл. 4
1 2
ЛР8 Системы организации потоковых процессов, ориентированные на оптимизацию процессов планирования, в т.ч. на межпроизводственном уровне. В их основе используется модель ЛЦ, благодаря которой становится возможным осуществлять оперативное планирование потребностей и загрузку мощностей. С помощью оперативного планирования осуществляется синхронизация процессов планирования в ЛЦ, в результате чего достигается высокая надежность сроков поставки, точное выполнение производственных заказов, снижение складских запасов, сокращение производственного цикла и оценка результатов планирования. Успешно применяются для динамичных и комплексных ЛЦ.
ОПТ Это система организации и управления материальными и соответствующими им информационными потоками, основанная на принципах выявления и предотвращения возникновения «узких мест» (критических ресурсов) в цепи «снабжение - производство - сбыт». Принципы работы: 1) неполная загрузка рабочих на «широких операциях»; 2) поощрение использования резервов рабочего времени на повышение квалификации, проведение собраний, «кружков качества» и т.п.; 3) на основе перечня приоритетов планируется максимальное обеспечение ресурсами, продукцией, имеющей высший приоритет, а обеспечение всей остальной продукции - по мере снижения приоритета
Быстрого реагирования Это система организации и управления материальными и информационными потоками, обеспечивающая поставки «точно в срок» и обладающая высокой скоростью реакции на изменения конъюнктуры рынка и требований клиентов. Запасы заменяются информацией о них.
8СМ Система организации материальных и связанных с ними информационных потоков посредством интегрированного планирования и управления всем потоком информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя. Принципы: 1) взаимодействие с поставщиками и потребителями; 2) синхронизация основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с партнерами по цепочке поставок.
При выборе конкретного варианта построения элементов системы организации материальных потоков использовались следующие критерии: уровень сотрудничества (1), соблюдение сроков выполнения заказа (надежность) (2), возможность реализации на
практике (3), гибкость и адаптивность (4), соответствие требованиям рынка (5). Обоснование выбора альтернатив для ЗАО «Лискимонтажконструкция» приводится в табл. 5. Результат окончательного выбора элементов системы изображен на рис. 2.
Таблица 5
Обоснование выбора альтернатив построения системы организации материальных потоков_
Вариант К рите |)1П1 выбо ра
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6
Консультативный (координационный) тип + + + +
Линейная организационная структура +
Матричный механизм + +
Логистический комитет + + +
Автоматизированное информационное обеспечение + + + + +
Неавтоматизированное информационное обеспечение +
Накопительная форма организации МП +
Транспортно-накопительная форма организации МП +
Форма «нулевого запаса» + + + + +
Закупка одной партией + +
Регулярные закупки мелкими партиями + +
Закупка по котировочным ведомостям + +
Закупка по мере необходимости + + + + +
Продолжение табл. 5
1 2 3 4 5 6
Закупка с немедленной сдачей + + + +
Транзитная форма снабжения + + + +
Складская форма снабжения + +
Система управления запасами с фиксированным размером заказа + + +
Система управления запасами с фиксированной периодичностью заказа + +
Система управления запасами с установленной периодичностью заказа до постоянного уровня + +
Система управления запасами «Максимум - минимум» + +
Собственные склады + + + +
Склады общего пользования +
Унимодальная перевозка + + + +
Смешанная транспортировка + +
Комбинированная перевозка + +
Интермодальная перевозка + +
Мультимодальная перевозка + +
Воздушный транспорт +
Ж/д транспорт + + + +
Автомобильный транспорт + + +
Водный транспорт + +
Ж/д + авто + + + + +
Маятниковые маршруты перевозок + + + +
Веерные маршруты перевозок + +
Кольцевые маршруты перевозок + +
Терминальные маршруты перевозок + + +
Маршрут перевозок «Цветок маргаритки» + + + + +
Организация поставки «от двери до двери» + + + + +
Поставки через склады (центры) поставщиков + + +
Поставки через биржи + +
Поставки через оптовых посредников + +
Аутсорсинг поставок продукции + +
Логистический канал нулевого уровня + + + + +
Одноуровневый логистический канал + +
Двухуровневый логистический канал + +
Трехуровневый логистический канал + +
Оказание сервисных услуг собственными силами + + + +
Аутсорсинг сервиса + + +
JIT + +
JIT-2 + +
KANBAN + + +
MRP + +
MRP II + +
LP + + +
DRP + +
ERP + + +
APS + +
ОПТ + + +
Система быстрого реагирования +
SCM + + + +
№ п/п Элементы Альтернативы
1 Организация логистического управления Консультативный (координационный) тип Линейная организационная структура Матричный механизм Логистический комитет
2 Организация информационного обеспечения Автоматизировано (КИС) ' Не автоматизировано (традиционный бу-__ мажный документооборот)
3 Форма организации материальных потоков Накопительная Транспортно-накопительная ► Нулевого запаса
4 Метод материально-технического обеспечения Закупка одной партией Регулярные закупки мелкими партиями ' По котиро-________ ведомостям —По мере необходимости С немедленной сдачей
5 Форма снабжения Транзитная Складская
6 Система управления запасами ' С фиксированным размером заказа С фиксированной периодичностью заказа С установленной периодичностью заказа до постоянного уровня Система «Максимум-минимум»
7 Организация складского хозяйства Собственные склады Склады общего пользования
8 Способ транспортировки грузов г Унимо-перевозка Смешанная транспортировка Комбинированная пере- Амодальная перевозка Мультимо-дальная перевозка Интермодальная перевозка
9 Вид транспортного средства воздушный ж/д автомобиль- трубопровод-водный „ „ ный ный ж/д + авто
10 Способ организации внешних перевозок маятниковый веерный кольцевой терминальный г «цветок маргаритки»
11 Способ организации внутренних перевозок маятниковый г4 веерный кольцевой терминальный «цветок маргаритки»
12 Организация поставки «от двери^ до двери» Через склады (центры) поставщиков Через товарные биржи Использование услуг оптовых посредников Отдать на аутсорсинг
13 Строение логистического канала ^Нулевого уровня Одноуровневый Двухуровневый Трехуровневый
14 Организация логистического сервиса ▼Са мостоятельно (силами самого предприятия) Экспедиторская фирма _ (аутсорсинг)
15 Организационный механизм управления МП н ЛТ-2 КАШ AN MRP MRP II DRP БИР АР8 ОПТ Быстрого реагирования 8СМ
Рис. 2. Морфологическая карта: Система организации материальных потоков на ЗАО «Лискимонтажконструкция»