Научная статья на тему 'Построение систем эталонных характеристик при проведении сравнительного анализа информации образовательного процесса'

Построение систем эталонных характеристик при проведении сравнительного анализа информации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭТАЛОННЫЙ ОБРАЗ СПЕЦИАЛИСТА / РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ / EDUCATIONAL PROCESS / STANDARD IMAGE SPECIALIST / RATING POINTS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Комаров Е. Г.

Комаров Е.Г. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЭТАЛОН ЫХ ХАРА КТЕРИ СТИК ПРИ ПРО ВЕДЕНИ СРА ВНИ ТЕЛЬНО ГО АНА ЛИЗА ИН ФОР МАЦИИ ОБРА ЗОВАТЕЛЬНО ГО ПРО ЦЕССА. В статье предлагается модель построения систем эталонных характеристик при проведении сравнительного анализа информации образовательного процесса на примере определения эталонного образа специалиста. Модель позволяет дифференцированно подходить к рейтинговому оцениванию студентов, учитывая специфику выбранной специальности и направление их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Komarov E.G. CREATION OF SYSTEMS OF STANDARD CHARACTERISTICS IN A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS. The article proposes a model for creating systems of standard characteristics in a comparative analysis of the educational process on the example of determining the standard image specialist. The model allows a differentiated approach to the ranked evaluation of students, given the specificity of the chosen specialty and the direction of their future professional activity.

Текст научной работы на тему «Построение систем эталонных характеристик при проведении сравнительного анализа информации образовательного процесса»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЭТАЛОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е.Г. КОМАРОВ, доц. каф. электроники и микропроцессорной техники МГУЛ, канд. техн. наук

При сравнительном многокритериальном анализе информации образовательного процесса существенную сложность вызывает отсутствие систем эталонных характеристик. Особенно это ощутимо при определении рейтинговых оценок студентов и прогнозе успешности их профессиональной деятельности. Определяя рейтинговые оценки студентов и принимая на их основе управленческие решения, вузы, как правило, поступают по принципу - чем выше (или соответственно ниже) значения характеристик, тем больше рейтинговая оценка студента и соответственно его рейтинг. Однако к традиционному подходу в определении рейтинговых оценок хотелось бы добавить подход, позволяющий дифференцированно подходить к рейтинговому оцениванию студентов, учитывая специфику выбранной специальности и направление их будущей профессиональной деятельности. Существенным продвижением в этом направлении было бы построение модели эталонного образа специалиста в виде системы эталонных характеристик студентов [1-4].

Построение модели следует начинать с выявления существенных характеристик (на различных этапах обучения), оказывающих влияние на успешность профессиональной деятельности студентов. Для осуществления этой цели разработана модель, которая позволяет осуществлять альтернативный выбор аппарата обработки данных в зависимости от степени порождаемой этим аппаратом нечеткости [5].

Рассмотрим N студентов, у которых оцениваются характеристики Xj, j = 1, m, оказывающие существенное влияние на успешность их будущей профессиональной деятельности - Y. ____

Пусть Xlj, l = 1, mj - уровни вербальных шкал, применяемых для оценивания соответственно характеристик Xj, j = 1, m, а Yl, l = 1, k - уровни вербальной шкалы, при-

komarov@mgul. ac. ru

меняемой для оценивания характеристики Y. Уровни расположены в порядке возрастания интенсивности проявления этих характеристик. ____ ______

Обозначим через aj, l = 1, mj, j = 1, m - относительные числа студентов рассматриваемой совокупности, отнесенных при оценивании характеристики Xj, j = 1, m к уровню Xl}, l = 1, m}, j = 1, m,

mj

S al =1 j =1 m.

l=1

Опираясь на эти данные и метод [6], построим m лингвистических переменных с названиями Xj, j = 1, m и терм-множествами Xlp l = 1, m , j = 1, m . Обозначим через Yifx) функцию принадлежности нечеткого числа Xj, соответствующего l-му терм-множеству j-й лингвистической переменной, l = 1, m , j = 1, m . Будем назы-

вать оценками студентов нечеткие числа Xl}, l = 1, m}, j = 1, m или их функции принадлежности ду (х), l = 1, mj, j = 1, m . Обозначим через X” и M”/x) = (a” a" a”jL, a” ), п = 1n j = 1m, оценку n-го студента в рамках характеристики X Нечеткое число X” с функцией принадлежности дДх) равно одному из нечетких чисел X l = 1 m , j = 1, m .

Обозначим через a l = \ ~k относительные числа выпускников (у которых в студенческие годы оценивались характеристики Xj, j = 1, m, о которых речь шла выше), отнесенных при оценивании успешности профессиональной деятельности к уровню Yl, l = 1, k.

Опираясь на эти данные и метод [6], построим лингвистическую переменную с названием Y (успешность профессиональной деятельности) и терм-множеством Y l = 1, k . Обозначим через ^(х) функцию принадлежности нечеткого числа Y, соответствующего терму Y l = 1, k. Будем называть оценками выпускников нечеткие числа Y, l = 1, k или их функции принадлежности д(х), l = 1, k.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010

175

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Среди N выпускников выделяем те, которые получили от экспертов высшие оценки успешности их профессиональной деятельности или °ценки {m./x) = (ykv Уk2, Ую Укк)}. Не ограничивая общности, будем считать, что это выпускники с номерами i = 1, M и функциями принадлежности значений характеристик XJ1 j = \k_- { j) = ( j j j

a]R)}, i = 1,M, j = 1,m .

Будем определять эталонный образ специалиста (или эталонный образ успешного специалиста) в виде совокупности нечетких чисел (или их функций принадлежности), соответствующих проявлению характеристик Xj, j = 1, m, то есть ___

Ц(Х) = (j j j 1)} j =1, m .

Эти нечеткие числа после построения будут распознаны в рамках уровней вербальных шкал Xj, l = 1, m? , применяемых для оценивания соответственно характеристик X?, j = 1, m . Например, если без ограничения общности логичность мышления оценивается в рамках шкалы «очень высокая», «достаточно высокая», «средняя», «низкая», «очень низкая», а знания по предмету «Случайные процессы» в рамках шкалы «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», то, распознавая нечеткие числа по этим характеристикам в эталонном образе, мы можем, например, получить - логичность мышления достаточно высокая, знания по предмету «Случайные процессы» хорошие.

Таким образом, эталонный образ специалиста может быть представлен в двух видах - формализованном, то есть в виде совокупности нечетких чисел и в более естественном и понятном, как студентам, так и всем лицам, в том числе принимающим решения, но при этом не занимающимся (и не являющимися специалистами в области обработки информации) столь детальной обработкой информации.

Рассмотрим линейную комбинированную регрессионную модель, разработанную в

[7] Y = <50 + a1X + ... + a mXт .

Будем считать входные и выходные данные нечеткими Г-числами. Обозначим через [ Aj1, Aj 2 ], i = 1, M, j = 1, m взвешен-

ные отрезки нечетких чисел с функциями принадлежности {mJx) = (aijl, aj2, ajL, ajR)}, i = 1,M, j = 1,m [8]. Тогда получим

Aj1 aj1 ^ ajL , Aj 2 aj 2 + 6 ajR ■

i = 1, M, j = 1, m. ___

Обозначим через [B В], j = 1, m взвешенные отрезки нечетких чисел с функциями принадлежности {^.(x) = (x xj2, x , xjR)}, j = 1, m. Тогда получим

Bj1 = xn - 6 xjL , Bj 2 = xj 2 + 6 xjR , j = 1, m .

Обозначим через [Cv C2] взвешенный отрезок нечеткого числа с функцией принадлежности {^(x) = (Уkl, У^ Уш УJ}, а через [D D2] взвешенный отрезок нечеткого числа, которое получается подстановкой нечетких чисел с функциями принадлежности {^.(x) = (j xj2, xjL, xjR)}, j = 1,m в линейную регрессионную модель, разработанную в [7].

m

D = b - - bL +Ie'ii,(b', К, bR),

6 ~~x ajXj

Если aj = (bj, b]L, bR ), j = 1, m неотрицательное нечеткое число ( b1 + bR > 0), то

(bj • b • bR) =

= b [ xj - i xl у bL ( 6 x?- A x

Если aj = (bj, b]L, bR ), j = 1, m отрицательное нечеткое число ( b1 + bR < 0), то

eU (bj, bL, bR) =

= bj I xj +- xj I - bj I - xj + — xjjj

6

1

6

12

A = b0 + ^ bR +Ze2f x, (bj, bL, bR),

j=1

Если aj = (bj, b]L, b^ ), j = 1, m неотрицательное нечеткое число ( b] + bR > 0 ), то

e,tAb‘, bL, bR) =

= fix; + 6 xR

LR

+ bjl 1 xj + — xRj

r[ 6 2 12 R

Если aj = (bj, b}L, bR ), j = 1, m отрицательное нечеткое число ( b1 + bR < 0), то

1 {b‘ ■ b ’ bR) =

= iji у - 6 xR] + bR [i xj-A x

Обозначим (C1 - Dj)2 + (C2 - D2)2 через

Pl2,

а II [(Aj, - В?,)2 + (j - В j 2 )2 ] через P22.

i=1 1=1

176

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Неизвестные параметры функций принадлежности { jx) = (х;1, xj2, xjL, x.R)}, j = 1, m, эталонного образа находятся из решения оптимизационной задачи

р12 + р22 ^ min,

при условиях: ___

x . - x.r > 0, x, - xB < 1, x.r > 0, xB > 0, j = 1,m.

Найденный эталонный образ специалиста - {Mj(x) = (xj1, j j j = 1, m является совокупностью формализованных представлений характеристик, то есть совокупностью нечетких чисел, и подобное его представление хорошо понятно специалистам в области обработки информации (в том числе и нечеткой). Однако хотелось бы, чтобы этот образ был понятен как студентам, так и лицам, которые принимают решения, но не занимаются обработкой информации. Для этой цели мы идентифицируем полученные нечеткие числа с функциями принадлежности

{ljx) = (j j j x;R)}, j = 1m с соответствующими нечеткими числами X. с функциями

принадлежности ^ (x), i=тттт, j=1m. Эти

числа являются формализациями лингвистических значений шкал, которые используются для оценивания у студентов характеристик

X , j = 1, m .

Взвешенные отрезки нечетких чисел с функциями принадлежности {^(x) = (x x x x)}, j = 1, m и обозначим через [jjj, j = 1, m . Обозначим через [Ql;1, Qj2],

l = 1 m j = 1m взвешенные отрезки нечетких чисел Xj с функциями принадлежности

|x.(x), l = 1,mj, j = 1,m .

Пусть/(мМ j)) = (Qj - BJ2 + (Ql!2

B22, l = 1, m. ,j = 1, m.

Нечеткое число с функцией принадлежности {|r.(x) = (x;1, x2, xjL, xjR)} идентифицируется с лингвистическим значением X.

характеристики X, если ___

fjXj)) = min f 2(м j(x), Му (x)), l = 1, m, .

Заключение

В работе предлагается подход к определению систем эталонных характеристик при сравнительном анализе информации образовательного процесса. Этот подход опирается на аппарат теории вероятностей и теории нечетких множеств и является новым. Новизна этого подхода определяется тем, что

автор сумел объединить две теории, которые традиционно рассматривались как конкурирующие и не связанные между собой. Тем не менее, обе теории имеют ряд неоспоримых преимуществ, объединяя которые мы существенно улучшаем качество моделей и их адекватность действительности. Как показывают теоретические и практические исследования, предложенный в статье подход на примере построения модели эталонного специалиста является достаточно успешным и перспективным.

Библиографический список

1. Домрачев, В.Г. Распознавание состояний объектов на основе нечетких рейтинговых оценок / В.Г. Домрачев, Е.Г. Комаров, О.М. Полещук // Качество, инновации, образование и CALS-технологии. Материалы международного симпозиума.

- М.: Фонд «Качество», 2007. - С. 28-31.

2. Домрачев, В.Г. Построение рейтинговых оценок при нечеткой исходной информации / В.Г. Домрачев, Е.Г. Комаров, О.М. Полещук и др. // IT - Инновации в образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2005. - С. 84-86.

3. Комаров, Е.Г. Определение рейтинговых оценок абитуриентов при нечеткой исходной информации / Е.Г. Комаров, О.М. Полещук, Н.Г. Поярков // КБД -Инфо - 2005. Материалы научно-практической конференции. - Сочи, 2005. - С. 221-224.

4. Комаров, Е.Г. Определение рейтинговых оценок объектов при нечеткой исходной информации / Е.Г. Комаров, О.М. Полещук // КБД-Инфо - 2007. Материалы научно-практической конференции.

- Сочи, 2007. - С. 163-166.

5. Комаров, Е.Г. Модели обработки информации образовательного процесса на основе методов теории нечетких множеств / Е.Г. Комаров, И.А. Полещук, Н.Г. Поярков // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2006. - № 2. - С. 69-80.

6. O.Poleshchuk, E.Komarov The determination of students’ fuzzy rating points and qualification levels // // Proceedings of the 1st International Fuzzy Systems Symposium-FUZZYSS’09 - Ankara, Turkey, 2009, P 218-224.

7. O. M. Poleshuk, E. G. Komarov Multiple hybrid regression for fuzzy observed data // Proceedings of the 27th International Conference of the North American Fuzzy Information Processing Society. - NAFIPS’2008,

- New York, New York, May 19-22, 2008.

8. O. M. Poleshuk, E. G. Komarov New defuzzification method based on weighted intervals // Proceedings of the 27th International Conference of the North American Fuzzy Information Processing Society.

- NAFIPS’2008, - New York, New York, May 19-22, 2008.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.